День следственного комитета июль

25 июля — День сотрудника органов следствия Российской Федерации

День сотрудника органов следствия Российской Федерации — это профессиональный праздник сотрудников и работников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников и работников следственных подразделений Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации. Ежегодно отмечается 25 июля.

День сотрудника органов следствия Российской Федерации отмечается начиная с 2014 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 741 «О дне сотрудника органов следствия Российской Федерации».

Начавшаяся ещё в середине прошлого века дискуссия учёных-правоведов о необходимости создания единого органа предварительного следствия и неоднократно озвученная в наши дни, получила закономерное продолжение в результате установлении единого праздника для всех следователей. Предложенный Следственным комитетом Российской Федерации проект постановления Правительства РФ, получил поддержку в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Выбор указанной даты обусловлен тем, что в этот день 25 июля 1713 года был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского», руководителем которой назначен гвардии майор Семеновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» следственная канцелярия, как установил доктор исторических наук Серов Дмитрий Олегович, явилась первым государственным органом России, подчинённым непосредственно главе государства и наделённым полномочиями по проведению предварительного следствия.

«Майорские» следственные канцелярии подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных коррупционных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» впервые за 300 лет вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит в структуру ни одного из органов государственной власти.

Тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания данного указа, позволил Следственному комитету Российской Федерации пополнить наградную ведомственную систему новой медалью (Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 21.06.2013 г. № 39 «Об учреждении памятной медали Следственного комитета Российской Федерации „300 лет первой следственной канцелярии России“»).

25 июля – День сотрудников органов следствия Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 года №741 установлен профессиональный праздник – День сотрудников органов следствия Российской Федерации, отмечаемый 25 июля. Указанная дата имеет историческое значение в становлении следственных органов России. Именно 25 июля 1713 года Петром I был издан указ «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского», руководителем которой назначен гвардии майор Семеновского полка Михаил Иванович Волконский. «Майорская» следственная канцелярия, как она именовалась, явилась первым государственным органом России, подчинённым непосредственно главе государства и наделённым полномочиями по проведению предварительного следствия. «Майорские» следственные канцелярии разбирали дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, к которым относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц.

В настоящее время в России органы предварительного следствия представлены несколькими правоохранительными ведомствами – Следственным комитетом Российской Федерации (СК России), Министерством внутренних дел (МВД России), Федеральной службой безопасности (ФСБ России) и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Следователи каждого ведомства имеют свою подследственность, установленную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Так следователи ФСКН России специализируются на расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, ФСБ России проводит расследования о преступлениях, связанных с терроризмом, государственной изменой, разглашением государственной тайны, у следователей МВД России более широкий спектр расследований, вместе с тем с учетом сложившейся криминогенной обстановки в России основной массив уголовных дел следователей полиции составляют преступления против собственности – мошенничества, кражи, грабежи, разбойные нападения.

Следственный комитет Российской Федерации расследует наиболее тяжкие преступления против жизни и здоровья граждан – убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности – изнасилования, насильственные действия сексуального характера; должностные и коррупционные преступления – превышение и злоупотребление полномочиями, взяточничество; налоговые преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также многие другие тяжкие и сложные в расследовании преступные деяния, установленные Уголовным кодексом Российской Федерации. Кроме этого следователи СК России расследуют преступления в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом – депутатов, прокуроров, судей и других. Особым приоритетом в деятельности СК России обладает защита несовершеннолетних, и других социально незащищенных категории граждан от преступных посягательств.

В г. Усть-Куте осуществляет свою деятельность следственный отдел по городу Усть-Кут следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области. В штате следственного отдела руководитель следственного отдела, его заместитель, 5 следователей, следователь-криминалист, помощник следователя, водитель. Имеются современные технические средства производства и фиксации следственных действий – мобильные персональные станции, цифровые видеокамера и фотоаппараты, для производства следственных действий в удаленных от города местах имеется передвижная криминалистическая лаборатория повышенной проходимости.

Коллектив следственного отдела достаточно молодой, имеется хороший баланс опытных и молодых специалистов. 12 лет работает заместитель руководителя следственного отдела Журавлев Сергею Юрьевич, майор юстиции, начинал работать в должности старшего следователя прокуратуры г. Усть-Кута в 2003 году, при реформировании следственных органов, выделении следствия прокуратуры в отдельное ведомство перешел на работу в органы СК России. Журавлев С.Ю. делится опытом работы с молодыми следователями, пользуется заслуженным уважением в коллективе, имеет ведомственные награды: знак отличия «Лучший следователь», медаль «За безупречную службу III степени». Опытным сотрудником является Шпильчак Татьяна Александровна, помощник следователя, организует документооборот в следственном отделе. Старшие следователи Мамонтов Денис Васильевич и Дутко Олег Юрьевич, расследуют дела о наиболее сложных и резонансных преступлениях, совершенных в городе и районе. С 2014 года в следственном отделе работают молодые сотрудники следователи Богатырев Владислав Олегович, Кованов Андрей Анатольевич, Лазарев Артур Николаевич. С 2009 года в следственном отделе работает водитель 1 класса Нагучев Александр Хусаинович.

Усть-Кутский район Иркутской области длительное время характеризовался сложной криминогенной обстановкой, высоким удельным весом убийств и причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, так в 2014 году на территории города и района совершено 18 убийств и 5 преступлений о причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть человека, из них одно не раскрыто. На июль 2015 года совершено 7 убийств и 5 причинений тяжкого вреда здоровью, со смертельным исходом, все указанные преступления раскрыты.

Многие из убийств были совершены крайне жестоко, а преступниками принимались меры к сокрытию следов преступлений. Так 17 декабря 2014 года в районе 18 километра объездной дороги Якурим — Карпово в г. Усть-Куте был обнаружен труп неизвестного мужчины с признаками насильственной смерти – множественными колото-резаными ранениями груди и шеи, труп был зарыт в снежном сугробе. Несмотря на неочевидность преступления, установив личность убитого, им оказался местный житель, следователи и оперативники установили преступника, 34-летний уроженец г. Усть-Илимска. Потерпевшего вывезли в лес, привязали к дереву, избивали, а затем преступник расправился с ним ножом. Убийство произошло из личных неприязненных отношений, к потерпевшему, который приставал к девушке одного из знакомых преступника. Уголовное дело рассмотрено судом, мужчина осужден к длительному сроку лишения свободы.

Смотрите так же:  Договор на оказание услуги автовышки

В феврале 2015 года житель п. Верхнемарково в ходе ссоры вооружившись ружьем застрелил в ходе пьяной ссоры мужчину с которым распивал спиртные напитки, а труп спрятал в лесу. В ходе следствия обвиняемый дал признательные показания, и указал место где спрятал тело потерпевшего. По делу вынесен обвинительный приговор в умышленном убийстве.

В феврале 2015 года в суд направлено уголовное дело по обвинению сотрудника ГУФСИН России по Иркутской области по обвинению во взяточничестве и незаконном обороте наркотиков. Инспектор безопасности ИК-20 г. Усть-Кута за вознаграждение проносил на территорию колонии наркотики для осужденных. Сотрудник получил срок лишения свободы за свои преступления и теперь ему будет время подумать и раскаяться в содеянном.

В 2014 году благодаря тесному взаимодействию следователей и сотрудников уголовного розыска МО МВД России «Усть-Кутский» удалось раскрыть резонансные преступления о совершении насильственных действий сексуального характера в отношении двух малолетних девочек в микрорайоне «Лена» города в июле и августе 2014 года. Мужчина присматривался к девочкам, заходил за ними в подъезд и совершал злодеяния. Такие преступления как правило не совершаются однократно, преступник имеет явные отклонения, и его надо во чтобы то ни стало остановить, поэтому сразу же была создана следственно-оперативная группа из числа наиболее опытных следователей и оперативных сотрудников полиции, розыск преступника не прекращался, по описанию потерпевших проверялись мужчины, сходные по приметам, в районе преступления проводились поквартирные обходы с фоторобот преступника. В сентябре 2014 года в ходе рейдовых розыскных мероприятий был задержан 24-летний мужчина, по приметам сходный с преступником. Одна из девочек опознала мужчину, по второму эпизоду его опознал свидетель, наблюдавший за преступником с балкона своей квартиры. Кроме этого по делу был проведен комплекс современных судебных экспертиз, который позволили однозначно подтвердить причастность задержанного к совершению преступлений. В апреле 2015 года уголовное дело направлено в Усть-Кутский городской суд для рассмотрения по существу.

С учетом постановки перед следователями СК России первоочередной задачи по защите детей от преступных посягательств, в том числе от сексуальных преступлений со стороны взрослых, с 2012 года не прекращалась работа по раскрытию серии преступлений сексуального характера, совершенных в апреле 2012 года в отношении нескольких малолетних девочек неизвестным мужчиной, был проверен огромный массив лиц, проверялись все мужчины по категориям, ставились на геноскопический учет. Следователям пришлось столкнуться с большими сложностями при установлении подозреваемого в 2015 году, спустя длительное время девочки неохотно давали показания о совершении преступления, несмотря на это следователь, зацепившись за опознание преступника одной из потерпевших, установил психологический контакт с подозреваемым, в результате чего последний дал признательные показания в совершении ряда преступлений. Уголовное дело готовится к направлению в суд.

Труд следователя не легкий, требует высокой самоотдачи, профессионализма, поскольку от его действий зависят судьбы людей, неотвратимость и справедливость наказания для виновного, вместе с другими сотрудниками правоохранительных служб следователи стоят на передовой в борьбе с преступностью. Поздравляю сотрудников следственного отдела по городу Усть-Кут СУ СК России по Иркутской области, коллег из следственного отдела МО МВД России «Усть-Кутский» и Ленского линейного отдела полиции с Профессиональным праздником, желаю успехов в работе, выдержки, уверенности в торжестве справедливости, здоровья и счастья!

День образования Следственного комитета Российской Федерации

15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», подписанный 28 декабря 2010 года. Это стало поводом внести в календарь еще одну праздничную дату — День образования Следственного комитета РФ.

Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для более эффективной работы как органов прокуратуры, так и следственных органов. Идея была не нова: впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.

В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов.

Впрочем, сразу же после смерти Петра I независимые следственные органы упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные органы: полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. Так в России сложилась административная модель организации следственного аппарата.

В 19 веке стали понятны недостатки такой системы, главным из которых стал рост коррупции. В ходе судебной реформы 1860 года Александр II попытался найти новые способы организации предварительного следствия, однако возврат к петровской модели даже не рассматривался. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. В этот период в 44 губерниях страны появилось 993 судебных следователя. Судебная модель, заложенная Александром II, позже легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием новой власти сделать юстицию одним из инструментов классовой борьбы.

В 1927 году в Московской губернии судебных следователей перевели в органы прокуратуры. Эксперимент был признан успешным, и в 1928 году коллегия Наркомата юстиции постановила передать следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры. А в 1929 году и военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. В 1963 году следственные органы появились и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре РФ стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (СК России) не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Он является федеральным государственным органом в стране, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, сегодня работники Следственного комитета могут отпраздновать своего рода «день независимости». В любом случае, этот праздник — хороший повод подвести итоги работы и отметить отличившихся сотрудников ведомства.

Напомним, что празднование профессионального праздника — Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации — установлено в нашей стране на 25 июля.

Смотрите так же:  Договор о паевом взносе в по

День сотрудника органов следствия Российской Федерации

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День сотрудника органов следствия Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля.

День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, то есть сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России – следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.

По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры – полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м – и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти.

Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства.

Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой – памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».

Следственного комитета РФ

Главная Сибирский федеральный округ Республика Хакасия

В этот день, более 300 лет назад, в 1713 году был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора Волконского», которая явилась первым государственным органом России, подчинённым непосредственно главе государства и наделённым полномочиями по проведению предварительного следствия. Федеральный закон «О Следственном комитете РФ» впервые за 300 лет вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства.

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2013 года № 741 день 25 июля объявлен профессиональным праздником – Днем сотрудника органов следствия РФ.

Вы стали очевидцем событий и происшествий о которых читаете?

25 июля — День сотрудника органов следствия Российской Федерации.

2017 год ознаменован двумя юбилейными датами истории предварительного следствия в России: 7 сентября исполняется 10 лет со дня образования Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а 9 декабря отмечается 300-летие «майорских» следственных канцелярий Петра 1 и создания системы следственных органов Российского государства. Кроме этого, 25 июля традиционно отмечается профессиональный праздник.

2017 год ознаменован двумя юбилейными датами истории предварительного следствия в России: 7 сентября исполняется 10 лет со дня образования Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а 9 декабря отмечается 300-летие «майорских» следственных канцелярий Петра 1 и создания системы следственных органов Российского государства. Кроме этого, 25 июля традиционно отмечается профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия Российской Федерации.

Самостоятельным федеральным органом Следственный комитет создан 15 января 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 118 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации».

Одними из основных задач создания указанного правоохранительного органа являются оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, а также обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод гражданина.

Согласно перечню территорий, в пределах которых осуществляется юрисдикция следственных отделов, Сабинский межрайонный следственный отдел осуществляет свою деятельность в пределах Сабинского, Кукморского и Мамадышского районов Республики Татарстан, то есть на площади 5 191,4 км², а на обслуживаемой территории проживают 126 032 человека. Следственный отдел является одним из самых больших по территории отделов в Республике Татарстан.

За первое полугодие 2017 года следователями Сабинского межрайонного следственного отдела проведена процессуальная проверка по 146 сообщениям о преступлении, по результатам рассмотрения которых возбуждено 79 уголовных дел, а по 60 — вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме этого, осуществлены проверки по 102 сообщениям о смерти граждан без признаков насильственной смерти. В составе следственных оперативных групп осуществлено более 100 выездов.

В суд направлено 33 уголовных дела по обвинению 36 лиц. Задержано и арестовано — 9.

Смотрите так же:  Заявление на справку 2 ндфл при увольнении

Следует также отметить работу аналитической группы по раскрытию преступлений прошлых лет. Так, в соответствии с приказом руководителя следственного отдела от 08 апреля 2016 года № 8 в следственном отделе функционирует аналитическая группа по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в прошлые годы. В состав группы включены опытные сотрудники, имеющие существенных «багаж» следственной практики, в том числе ветеран органов следствия, бывший следователь и прокурор Сабинского района — Гафиятуллин Халит Гимадиевич.

Так, за первое полугодие 2017 года аналитической группой изучено 9 уголовных дел о нераскрытых преступлениях. В результате этого только за первое полугодие 2017 года окончено расследование по 6 преступлениям, остававшихся ранее нераскрытыми несколько лет подряд.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия с населением, руководством следственного отдела регулярно осуществляются личные приемы граждан и представителей организаций, в ходе которых даются разъяснения вопросов, относящихся к компетенции органов Следственного комитета Российской Федерации.

За первое полугодие 2017 года 78 граждан принято на личном приеме, 48 из них непосредственно руководителем отдела.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех сотрудников органов следствия Российской Федерации, а также ветеранов с профессиональным праздником и пожелать им крепкого здоровья и неиссякаемой жизненной энергии! С праздником дорогие коллеги!

Сабинского межрайонного следственного отдела И.И. Ахметзянов

День сотрудника органов следствия России

25 июля отмечается День сотрудника органов следствия России в соответствии с постановлением правительства РФ от 27 августа 2013 года.

Выбор даты объясняется тем, что 25 июля (5 августа по новому стилю) 1713 года был издан именной указ Петра I о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского, которая явилась первым государственным органом России, наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия с установленным статусом непосредственного подчинения главе государства.

К подследственности «майорских» следственных канцелярий были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы — Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния.

Указом Александра I от 10 сентября (29 августа по старому стилю) 1808 года в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему министерства внутренних дел (в 1810-1819 годах — министерства полиции). Однако организационная подчиненность следственной службы руководству МВД и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти привела к росту коррупции и сопутствующих ей видов преступности.

В результате судебной реформы 1860 года следственные органы были выведены из состава полиции и переданы в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены должности судебных следователей (указ императора Александра II от 20 июня (8 июня по старому стилю) 1860 года). На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

Немного позже был введен аппарат военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.

В таком виде следственная служба развивалась до Октябрьской революции 1917 года, когда на основании декрета Совета народных комиссаров (СНК) от 7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1917 года «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В новой стране следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных. 22 ноября 1918 года был образован единый следственный отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), 11 августа 1921 года следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 года, формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

В мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия был возложен на прокуратуру, а в сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров. Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР от 30 января 1929 года, военные следователи перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

В июне 1936 года органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 года «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел. В 1938-1939 годах следственные подразделения учредили также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 года Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. В ходе судебной реформы 1956-1964 годов было упразднено министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было. В результате объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, значительно возрос.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года в министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в министерство охраны общественного порядка.

Постепенно круг дел, подследственных следователям органов внутренних дел, стал расширяться. К 1990 году в их ведении находилось свыше 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры — всего 9,1%.

На протяжении последующих нескольких лет неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов, но неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране. Лишь в 2007 году были приняты нормативные правовые акты, которыми из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. В результате следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации».

Этот документ установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет президент Российской Федерации.

В настоящее время Следственный комитет не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности главой государства без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

Руководит Следственным комитетом РФ генерал юстиции Александр Бастрыкин.

Следственный комитет расследует тяжкие и особо тяжкие преступления. Его сотрудники решают важнейшие и ключевые задачи современности, такие как противодействие коррупции и экстремизму, обеспечение защиты законных прав и интересов россиян. Праздник российских следователей отмечают работники Следственного комитета РФ и следственных подразделений других правоохранительных ведомств России.