Динамика пособия по безработице

Содержание:

Размер пособия по безработице в 2016 году не изменится

Правительство РФ своим постановлением от 12 ноября 2015 г. № 1223 установило размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год.

Напомним, такое пособие выплачивается уволенным гражданам и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Оно выплачивается в том случае, если лица в течение года, предшествовавшего началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем. В иных случаях пособие устанавливается в размере его минимальной величины (п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяет Правительство РФ.

Так, на следующий год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 руб., а максимальная – 4900 руб. Отметим, что такие предельные значения пособия по безработице остаются неизменными с 2009 года.

Подлежит ли пособие по безработице обложению НДФЛ? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, ранее первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко сообщал, что в министерстве ведутся дискуссии по вопросу повышения размеров пособия по безработице посредством корректировки оснований для его назначения, продолжительности, категорий получателей такого пособия. «Вопрос о минимальном размере пособия тоже актуален, то есть нужен ли он в принципе. Может получиться так, что мы даже в рамках этой суммы для этих категорий получателей можем повысить размер, прежде всего максимальный размер пособия», – пояснил он.

Пособия по безработице

Главная > Курсовая работа >Менеджмент

Экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе в области трудоустройства и занятости. Долгие годы в нашей стране обеспечивалась полная занятость населения. Конституция СССР 1977 года закрепляла не только право на труд, но и обязанность трудиться. За уклонение от работы в разные периоды устанавливалась как административная, так и уголовная ответственность. Возможность обеспечить всех желающих рабочими местами основывалась на плановом ведении хозяйства, расчетах баланса наличных трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом планируемой производительности труда.

Безусловно, такая система имела свои положительные стороны, но в силу ряда причин она не смогла, в конечном счете, обеспечить достаточно эффективное использование потенциала трудовых ресурсов страны, привела к уравниловке в распределении доходов, создала условия для появления и роста скрытой безработицы, снижения трудовой дисциплины, что резко отрицательно повлияло на производительность труда и жизненный уровень населения 1 .

Изменения в экономике вызвали процесс высвобождения работников, что привело к появлению больших групп длительное время не работающего населения. В январе 1991 года “Основы законодательства СССР и союзных республик о занятости населения” признали как факт существование такой категории лиц, как безработные, дали первое определение занятости.

Всплеск безработицы 1990-1991 г. вызвал необходимость правового регулирования данного явления, в связи с чем в апреле 1991 года был принят Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР».

Этот закон, обнаруживая свои недостатки, и развиваясь в динамике реформирования экономики и изменений на рынке труда, претерпел семь редакций. Настоящий Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Тогда же, 4 июля 1991 года, постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении временного положения о Федеральной службе занятости РСФСР и временного положения о Государственном фонде занятости населения РСФСР» была создана новая государственная служба, призванная регулировать вопросы занятости населения, обеспечивать социальную поддержку безработных граждан.

Вопрос социальной поддержки безработных на менее актуален и в настоящее время. Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Несмотря на снижение уровня безработицы, эта проблема существует до сих пор.

В своей работе я наглядно продемонстрирую формы социальной поддержки безработных граждан, оказываемые государством через службу занятости населения, попытаюсь выявить недостатки сложившейся законодательной системы, регулирующей социальную поддержку безработных граждан.

В процессе подготовки данной курсовой работы мной было переработано большое количество литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом соответствии с последними изменениями законодательства.

ГЛАВА 1 Правовой статус безработного


1.1. Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными

В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2001) 1 , в дальнейшем – Закон о занятости, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.

Готовность приступить к работе – такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения. Регистрация безработных граждан осуществляется в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997г. № 458 1 .

Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения (2 ст.3 Закона о занятости и п. 2,4,7 Порядка регистрации безработных граждан). Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.

Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

— паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства (справка, выданная органами внутренних дел по форме № 9);

— трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

— документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

— справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.05.2000г. № 38 «О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах» 1 .

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде (п.3 ст. 4 Закона о занятости). Это правило применяется в отношении граждан:

— впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

Смотрите так же:  Договор обработки трубы

— отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

— состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

— обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

— документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Финмаркет, 29 декабря 2008 г.

Правительство РФ останется акционером Росгосстраха, уменьшит свою долю по итогам допэмиссии

Правительство РФ останется акционером «Росгосстраха», но уменьшит свою долю в уставном капитале страховой компании по итогам размещения допэмиссии акций, сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник в правительстве. По его словам, в Минфин РФ за подписью председателя правительства направлено поручение, в котором поддерживается сама идея увеличения капитала страховой группой. В то же время [. ]

Экономика сегодня, Санкт-Петербург, 12 октября 2017 г.

Пособие по безработице в РФ: размер, альтернативные варианты, биржа труда

Достойной альтернативой нынешнего пособия по безработице в России проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов называет возвращение к системе страхования от безработицы, действовавшей до 2001 года.

Пособие по безработице в 2018 году

Правительство РФ определило размер пособия по безработице на 2018 год. Его сохранят на уровне текущего года, и оно будет варьироваться от 850 до 4900 рублей. При этом в пояснительных документах отмечается, что сейчас пособие по безработице не обеспечивает необходимый уровень замещения утраченного заработка даже на уровне прожиточного минимума.

«В РФ изначально существовал подход, принятый в мировой практике. Он предполагает отчисление 1% заработка в части страхования на случай безработицы. Подобная система страхования существовала у нас до 2000 года. Потом Минфин принял решение ввести единый социальный налог, который бы финансировал программы населения, включая пособие по безработице, за счет бюджета. С этого момента действие программы страхования от безработицы фактически прекратилось.

Свое решение Минфин объяснил тем, что такой подход будет мотивировать людей выходить на рынок труда. Впоследствии в рамках экономии бюджета сложилась практика, при которой существующий максимальный порог пособия по безработице не дотягивает даже до прожиточного минимума. В то же время услуги биржи труда остаются невостребованными, так как там сегодня в основном сосредотачиваются вакансии низкого порядка — непрестижная, неквалифицированная и низкооплачиваемая работа с тяжелыми условиями труда», — отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Система страхования от безработицы

Сейчас в Минтруда вновь призывают рассмотреть переход к системе страхования от безработицы. Как отмечает глава ведомства Максим Топилин, смена модели возможна в перспективе 7–10 лет. По словам Сафонова, идею Минтруда в данном случае поддерживают социальные партнеры в лице работодателей и профсоюзов. Противниками идеи выступают Минфин и МЭР, считающие отчисления от фонда заработной платы и так достаточно большими.

«Как вариант, можно было бы ввести страхование от безработицы за счет заработков работников, при этом создав переходный период. Например, на первом этапе предложить добровольное страхование в размере 0,5% от заработной платы, со временем увеличивая эту долю до 1%. Такой подход не сказался бы серьезным образом на расходах работодателей, но при этом бы позволил защитить людей в сложные периоды жизни. Именно пособие по безработице, которое формировалось на основе страховых принципов, позволило пережить нам самые тяжелые годы.

В 1995 году, когда по сравнению с текущими показателями безработица была просто фантастическая, утраченный заработок возмещался в размере 80% от заработка за последние несколько месяцев. То есть человек не сразу терял свой доход, а мог позволить себе спокойно пройти переобучение и подумать о переезде в другое место жительство за поиском работы. У него была возможность оглядеться. Такой подход эффективно спасал при масштабной кризисной ситуации, которая просто не сравнима с текущей», — резюмирует Александр Сафонов.

Вся пресса за 12 октября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Страхование финансовых рисков

Порядок назначения и выплаты пособия по безработи­це.

Если гражданин обратился в службу занятости и не был трудоус­троен в течение 10 дней, он признается безработным. Одновременно с этим принимается решение о назначении ему пособия по безработи­це. По общему правилу пособие может выплачиваться не более 12 месяцев суммарно в течение 18 месяцев, а лицам предпенсионного возраста соответственно не более 24 месяцев в течение 36 месяцев.

на условиях полного рабочего дня (недели). Во всех иных случаях пособие устанавливается не ниже минимальной заработной платы.

Гражданам, направленным на профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку, выплачивается стипендия в размере 75 процентов среднего заработка (при наличии условия применительно к пособию по безработице), а получившим увечье или профессиональное заболевание — 100 процентов среднего заработ­ка. Остальным гражданам (ищущим работу впервые или после дли­тельного перерыва — более года) стипендия равна государственной стипендии для студентов соответствующего профиля, но не ниже ми­нимальной заработной платы.

В Северных районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, стипендия и пособие по безработице выплачиваются с учетом районных коэффициентов. Однако это правило не применя­ется к гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и проработавшим мепее 26 календарных недель. Указанные выплаты производятся в повы­шенном размере и гражданам, пострадавшим от чернобыльской и дру­гих радиационных аварий и катастроф (доплаты: от 20 до 100 про­центов среднего заработка). Все виды пособий и других выплат под­лежат индексации в соответствии с законом.

К пособию и стипендии выплачиваются доплаты на каждого иж­дивенца в размере 50 процентов минимальной оплаты труда. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторократной ве­личины минимальной заработной платы. Если оба родителя являются безработными, доплаты на иждивенца производятся каждому из них.

В соответствии с решением или приговором суда с пособия по безработице и стипендии производятся все виды удержаний: алимен­ты, возмещение ущерба и др.

Пособие по безработице в 2018 году

Пособие по безработице – это социальная форма поддержки безработных граждан. Выплаты происходят регулярно, в пределах определенного срока. Право на пособие имеют признанные в установленном порядке категории граждан.

Правительство РФ своим постановлением от 24 ноября 2017 года утвердило размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на текущий год. В 2018 году размеры пособия снова не изменятся: минимальный размер будет составлять 850 рублей, максимальный – 4 900 рублей.

Категории граждан, которые могут претендовать на звание «безработный»

  • Уволенные по любым основаниям сотрудники в течение 12 месяцев, которые предшествовали моменту официального признания гражданина безработным. Те, кто в этот период отработал не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или полной рабочей недели или на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем или полной рабочей неделей.
  • Не работавшие ранее граждане. Те, кто в первый раз находятся в поиске работы;
  • Граждане, стремящиеся возобновить свою рабочую деятельность после длинного перерыва (более одного года);
  • Граждане, которые после прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по всем законам РФ, хотят найти работу;
  • Граждане, уволенные по причине: нарушение трудовой дисциплины или совершение других виновных действий, предусмотренных законодательством РФ;
  • Уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;
  • Граждане, которых служба занятости отправила на обучение или те, кто был отчислен за виновные действия;
  • Бывшие члены фермерского хозяйства.

Для того чтобы вас точно признали безработным, вам нужно зарегистрироваться в органах службы занятости (биржа труда) с целью поиска подходящей работы. Будьте готовы приступить к работе сразу, как только найдете необходимый вариант.

Регистрацию граждан в качестве безработных осуществляет служба занятости населения по месту жительства. Решение о регистрации принимают не позднее 11 дней со дня подачи необходимых документов.

Список документов, необходимых для регистрации в службе занятости населения

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Заявление – анкета о предоставлении государственной услуги содействия в поисках работы;
  • Трудовая книжка;
  • Документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
  • Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке (для граждан с ограниченными возможностями).

Если вы впервые ищите работу, то тогда список документов сокращается. Вам нужно принести лишь паспорт и документ об образовании.

Как только вас признают безработным, сразу будет назначено пособие по безработице. Сумму пособия устанавливают в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца по последнему месту работы. Необходимое условие: в течение 12 месяцев до безработицы гражданин работал не менее 26 календарных недель, на условиях полного рабочего дня или полной рабочей недели. Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, тогда стоит произвести пересчет на 26 календарных недель с полным рабочим днем или полной рабочей неделей.

Общие правила начисления пособия

1. Первый 12-месячный период выплаты:

  • В первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка;
  • В следующие 4 месяца – 60% от среднемесячного заработка;
  • Далее 45% от среднемесячного заработка.

2. Второй 12-месячный период выплаты:

  • Размер минимальной величины пособия плюс размер районного коэффициента.

Расчет среднего заработка:

Правительство РФ определяет ограничения пособия по безработице: максимальный размер – 4 тысячи 900 рублей, минимальный – 850 рублей + районный коэффициент.

Пособие не выплачивается

  • Отпуск по беременности и родам;
  • Призыв безработного на военные сборы, мероприятия для гражданина, связанные с подготовкой к военной службе и с исполнением государственных обязанностей;
  • Смена постоянного места проживания, в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования.

Эти периоды не включаются в общий период выплаты по безработице и продлевают его.

Пособие по безработице выплачивается каждый месяц. Невозможно выплачивать пособие более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Если в этот период Вам не удалось устроиться на работу, то Вы сможете получить повторное пособие по безработице. Однако, общий период выплаты пособия для Вас не должен превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

Органы службы занятости могут прекратить выплачивать пособие.

Условия прекращения выплат пособия по безработице

  • Гражданин умер;
  • Гражданин переехал в другой регион;
  • Гражданин начал получать пенсию;
  • Гражданин осужден к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;
  • Гражданин не появлялся более месяца в службе занятости без уважительной причины;

Условия приостановления выплаты пособия (в течение 3-х месяцев)

  • Отказ от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • Прекращение по своей воле обучения по направлению органов службы занятости;
  • Увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины;
Смотрите так же:  Что за статья 291 часть 3 ук рф

Период, в который выплаты не производятся, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Пособие по безработице – это социальная форма поддержки безработных граждан. Выплаты происходят регулярно, в пределах определенного срока. Право на пособие имеют признанные в установленном порядке категории граждан. Правительство РФ своим постановлением утвердило размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на следующий год. В 2017 году размеры пособия не изменятся: минимальный размер будет составлять 850 рублей, максимальный – 4 тысячи 900 рублей.

Категории граждан, которые могут претендовать на звание «безработный»

· Уволенные по любым основаниям сотрудники в течение 12 месяцев, которые предшествовали моменту официального признания гражданина безработным. Те, кто в этот период отработал не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или полной рабочей недели или на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем или полной рабочей неделей.

· Не работавшие ранее граждане. Те, кто в первый раз находятся в поиске работы;

· Граждане, стремящиеся возобновить свою рабочую деятельность после длинного перерыва (более одного года);

· Граждане, которые после прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по всем законам РФ, хотят найти работу;

· Граждане, уволенные по причине: нарушение трудовой дисциплины или совершение других виновных действий, предусмотренных законодательством РФ;

· Уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;

· Граждане, которых служба занятости отправила на обучение или те, кто был отчислен за виновные действия;

· Бывшие члены фермерского хозяйства.

Для того чтобы вас точно признали безработным, вам нужно зарегистрироваться в органах службы занятости (биржа труда) с целью поиска подходящей работы. Будьте готовы приступить к работе сразу, как только найдете необходимый вариант.

Регистрацию граждан в качестве безработных осуществляет служба занятости населения по месту жительства. Решение о регистрации принимают не позднее 11 дней со дня подачи необходимых документов.

Список документов, необходимых для регистрации в службе занятости населения

· Паспорт гражданина РФ;

· Заявление – анкета о предоставлении государственной услуги содействия в поисках работы;

· Документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

· Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

· Индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке (для граждан с ограниченными возможностями).

Если вы впервые ищите работу, то тогда список документов сокращается. Вам нужно принести лишь паспорт и документ об образовании.

Как только вас признают безработным, сразу будет назначено пособие по безработице. Сумму пособия устанавливают в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца по последнему месту работы. Необходимое условие: в течение 12 месяцев до безработицы гражданин работал не менее 26 календарных недель, на условиях полного рабочего дня или полной рабочей недели. Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, тогда стоит произвести пересчет на 26 календарных недель с полным рабочим днем или полной рабочей неделей.

Общие правила начисления пособия

1. Первый 12-месячный период выплаты:

· В первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка;

· В следующие 4 месяца – 60% от среднемесячного заработка;

· Далее 45 % от среднемесячного заработка.

2. Второй 12-месячный период выплаты:

· Размер минимальной величины пособия плюс размер районного коэффициента.

Расчет среднего заработка:

Факторы, влияющие на размеры пособий по безработице и разбег сумм в динамике прошлых лет

Пособие по безработице – регулярные денежные выплаты, положенные гражданам, официально имеющим статус безработных. Получить такой статус может каждый гражданин РФ, обратившись на биржу труда и целью поиска места трудоустройства. Рассмотрим, каково максимальное и минимальное пособие в 2019 году, и от чего зависит его размер.

Максимальный и минимальный размер пособия по безработице

850 рублей в месяц – таково минимальное пособие в 2016 году, максимальное же составляет 4900 рублей. Данные показатели не меняются уже с 2009 года. Поэтому Министерство труда внесло в Думу на рассмотрение законопроект об увеличении в 2017 году размера пособия по безработице. Планируется, что минимальное значение будет составлять 2000 рублей, а максимальное – 8000 рублей.

Факторы, влияющие на размер пособия

Размер выплаты по безработице в установленных Правительством пределах зависит от заработной платы каждого конкретного гражданина, получившего статус безработного. Расчет пособия ведется, исходя из средней зарплаты соискателя за 3-х месячный период до увольнения с последнего места трудоустройства. Истинность данных должна быть подтверждена справкой о доходах, только она является основанием для начисления пособия.

Вариант, при котором гражданин вообще не работал до обращения в центр занятости населения, предполагает назначение минимального пособия. Законодательством определено еще несколько групп безработных, которым положены минимальные выплаты:

  • лицам, перерыв в трудовой деятельности которых перед обращением в службу занятости составляет 1 год и больше;
  • гражданам, уволенным с предыдущего места работы по дисциплинарному взысканию. Причинами подобного увольнения могут быть систематические прогулы и опоздания, явка на работу в алкогольном или наркотическом опьянении, грубое нарушение трудовой дисциплины, противоправные действия и т. д.;
  • индивидуальным предпринимателям (ИП), прекратившим предпринимательскую деятельность;
  • гражданам, прекратившим свою деятельность в составе крестьянского хозяйства;
  • лицам, направленным службой занятости в какие-либо учебные заведения, но отчисленные из них по собственной вине.

Причины, по которым возможно уменьшение размера пособия

Размер выплаты по безработице может быть уменьшено по инициативе службы занятости. Сокращение размера пособия может быть сокращено на 25 % в следующих случаях:

  • неявка безработного на встречу с сотрудником центра занятости для получения направления на работу или учебу без уважительной причины;
  • неявка безработного к работодателю, к которому службой занятости выдано направление, в течение 3 рабочих дней без уважительной причины.

Динамика изменения максимального размера пособия

Экономический кризис отразился не только на экономике страны в целом, но и на размерах различных социальных пособий, в том числе – по безработице.

Если проследить динамику изменения его максимального уровня за последние 11 лет, то можно увидеть интересную закономерность: крепкий рубль до 2011 года увеличивал долларовый эквивалент пособия, а на пике экономического кризиса ослабил свои позиции, что спровоцировало уменьшение долларового эквивалента. Простыми словами: 4900 рублей в 2011 году – это намного больше, чем та же сумма в 2016 году. Хотя есть и надежда на то, что рубль постепенно укрепится: в 2016 году пособие соответствовало 61,3 $, а в 2017 – уже 82,5 $. Если же Правительство РФ утвердит в 2017 году новый максимальный уровень пособия в 8000 рублей, то его долларовый эквивалент станет равным 137,1 $ (по курсу на 5 мая 2017 года). Это приблизительный уровень 2008 – 2009 года.

Чтобы не быть голословными, приведем конкретные данные по максимальному уровню пособия:

2007 год – 2880 рублей, что составляло 112,6 $;
2009 год – 4900 рублей, или 154,5 $;
2011 год – 4900 рублей, в долларах это уже составляло 164,7 $;
2013 год – 4900 рублей, или 153,9 $;
2015 год – 4900 рублей, что соответствовало 75,9 $;
2016 год – 4900 рублей, или 61,3 $;
2017 год – 4900 рублей, в долларах это 82,5 $.

Пособие по безработице: проблемы реализации

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Дата публикации: 23.09.2015

Статья просмотрена: 2578 раз

Библиографическое описание:

Гаврищук С. В. Пособие по безработице: проблемы реализации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8770/ (дата обращения: 08.01.2019).

Становление и развитие рыночной экономики в Российской Федерации, основывающейся на конституционной норме о свободе экономической деятельности, сопровождается обострением на рынке труда, которое характеризуется сокращением объемов производства, изменением профиля предприятий, прекращением деятельности многих организаций. Эти явления порождают безработицу.

Рост безработицы напрямую отражается на экономике государства. Появление большого количества невостребованных работников пагубно сказывается на развитии производства — работники утрачивают квалификационные навыки, замедляется модернизация производства, снижается качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, прекращается экономический рост [9, c.241].

С позиции индивидуальности безработица негативно отражается на психоэмоциональном состоянии человека. Зачастую работа по найму является единственным источником формирования средств материального существования, как самого человека, так и членов его семьи.

Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечивать свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые, в силу определенных обстоятельств не имеют возможности это делать. Общество не может оставить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм [6, c.299].

Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25) провозгласила «право на обеспечение» в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», т. е. за счет общества. Но Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

Современная Россия провозгласила себя в ст. 7 Конституции Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу этого одной из важнейших задач Российской Федерации являете социальная защита граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение. Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации и защиты имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества [8, c.98].

Совершенно очевидно, что тяжесть рисков безработицы государство должно разделить с гражданами.

Обратимся к истории. Первый законодательный акт, признавший ответственность государства за существование безработицы, а также необходимость социальной защиты граждан, оказавшихся не по собственной воле без работы, был принят в августе 1917 г. Временным правительством. Факт признания государством необходимости осуществить противодействие росту безработицы был очень важным.

Смотрите так же:  Закон об амнистии капитала фз

Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х гг. прошлого века. Начиная с 1929 г., крен в регулировании безработицы государством был сделан в сторону возврата к административно-мобилизационным мерам, уже апробированным в период гражданской войны. Начавшаяся форсированная индустриализация требовала значительного количества рабочей силы, цена на которую устанавливалась директивно и изначально на низком уровне. Стройки первой пятилетки оказались способными поглотить не только относительно избыточное население — вчерашняя безработица сменилась хроническим дефицитом трудовых ресурсов. Это вовсе не означало создание более эффективного механизма использования рабочей силы. С начала 1930-х гг. принуждение превращалось в постоянно существующий фактор регулирования трудовых отношений [5, c.124].

В 1930 г. была прекращена выплата пособий по безработице. 13 марта 1930 г. закрыли последние биржи труда. Было объявлено о ликвидации безработицы в СССР.

Сфера занятости населения с конца 1970-х — начала 1980-х гг. все более автономизировалась от государственного диктата, что нашло свое проявления в росте теневой экономики и теневых социальных рынков, нарастании добровольной безработицы в республиках Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа.

И, тем не менее, с середины 1980-х гг. сложившаяся система все более и более входила в глубочайший не ситуационный и временной, а системный кризис. Крах советской социально-экономической и политической системы был предопределен, в том числе и прогрессирующим исчерпанием ресурсов принуждения в сфере труда и занятости населения [5, c.117].

В современной России создана разветвленная система социальной защиты, которая включает в себя, в том числе и меры по защите от безработицы, основанные на ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации. Правовой механизм защиты от безработицы характеризуется комплексностью и реализуется через: формирование государством норм трудового законодательства, гарантирующих работникам защиту от незаконного и необоснованного увольнения; материальную поддержку государством граждан, потерявших работу; государственное содействие гражданам в реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [9, c.17].

Одной из гарантий социальной поддержки безработных является выплата пособий по безработице.

Право безработного на получение пособия по безработице может также быть отнесено к числу гарантий, которые должны обеспечивать реализацию права на жизнь во всех ее проявлениях, в том числе возможность физиологического и социального существования граждан, которые по независящим от них причинам не могут зарабатывать себе на жизнь трудом в связи с невозможностью получить оплачиваемую работу [10, c.126].

Одним из основополагающих законов в сфере социальной политики государства является Закон РФ от 19.04.1991г.№ 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), в котором указаны условия предоставления пособия по безработице.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно п. 3 ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.

В соответствии со ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Средний заработок определяется в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 года № 62. При этом из расчетного периода исключается время, когда работник получал пособие по беременности и родам, не работал в связи с простоем по вине работодателя, не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой и др. [7, c.312].

По общему правилу размер пособия устанавливается:

1) в первом (12-месячном) периоде выплаты: первые три месяца — в размере 75 % их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца — в размере 60 %; в дальнейшем — в размере 45 %, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

2) во втором (12-месячном) периоде выплаты — пособие выплачивается в минимальном размере, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице начисляется: в первом (6 — месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице; во втором (6 — месячном) периоде — в размере минимальной величины пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Схему выплаты пособия и перерывов можно представить следующим образом: 18 месяцев (12 месяцев + перерыв 6 месяцев) + 18 месяцев (12 месяцев + перерыв 6 месяцев).

Закон о занятости предусматривает минимальную и максимальную величину пособия по безработице, которая, начиная с 1 января 2005 г., ежегодно определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1382, установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год, в соответствии с которым, минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальный — 4900 рублей. Указанные размеры пособия остаются стабильными с 2009 года.

В Сахалинской области на величину пособия начисляется районный коэффициент (Курилы — 2; г. Оха, п. Ноглики — 1,6; г. Южно-Сахалинск и другие районы — 1,4). С учетом районного коэффициента минимальное пособие в г. Южно-Сахалинске составляет 1190 рублей, максимальное — 6860 рублей.

До 2005 г. минимальный размер пособия устанавливался на уровне 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, а максимальный размер — не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В настоящее время, величина прожиточного минимума по Сахалинской области составляет 14 501 рубль для трудоспособного населения, что существенно разнится с размером пособия по безработице. Становится очевидным, что данные обстоятельства противоречат ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ведь достойная жизнь — это достаточный жизненный уровень для гражданина и его семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище, и непрерывное улучшение условий жизни. Для устранения данного противоречия, необходимо установление размера пособия по безработице в процентах от прожиточного минимума (величина которого регулярно увеличивается), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Предлагаемый порядок является более рациональным, так как позволяет учитывать специфику условий проживания граждан в различных субъектах РФ, но нельзя допустить размер пособия по безработице равный величине прожиточного минимума, в связи с тем, что такой размер пособия будет являться дестимулирующим для трудоустройства безработного.

Кроме того, для установления социально стабильного общества необходимо: реальное обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, на добросовестный труд, так как данный фактор значительно влияет на порождение безработицы; проведение различных мероприятий направленных на предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть социально-экономический характер пособия по безработице, которое является одной из государственных гарантий гражданам Российской Федерации обеспечивающих социальную безопасность населения.

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят в Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5429
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 2014 — с. 4398
  4. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской федерации» (в ред. 22.12.2014 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863
  5. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат [Текст]: учеб. — практ. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. Л. Адриановская, И. В. Карданова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2015. — 455 с.
  6. Баглай М. В. Конституционной право РФ: учебник — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015– 768 с.
  7. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е. Е. Мачульская. — 3 — е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 587 с.
  8. Нелюбина, Е. В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации [Текст] // Государство и право, — 2010. — № 5. С. 98- 102.
  9. Орловский, Ю. П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.]; под ред. Ю. П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 539 с.
  10. Сулейманова, Г. В. Правовое регулирование обеспечения занятости населения: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2014. — 250 с.

Проблемы разрыва между прожиточным минимумом.

прожиточный минимум, стандарт, минимальный размер оплаты труда, Конституция РФ, Российская Федерация, социальное.

Проблема безработицы в Российской Федерации

Пособие по безработице — денежная выплата гражданам, которые были признаны безработными в установленном порядке. Для получения статуса безработного необходимо зарегистрироваться в государственной службе занятости и подождать 11 дней.

Финансовое обеспечение социальной защиты безработных.

Рис. 1 — Динамика показателей безработицы и расходов на выплату пособий по безработице в Российской Федерации, в процентах [3]. Дополнительные мероприятия на рынке труда предусматривали в основном те же меры.

Проблемы безработицы в Российской Федерации

Даётся характеристика пособия по безработице, выступающего основной формой социальной защиты безработных граждан. Ключевые слова: безработица, Российская Федерация, проблемы, пособие, зарубежные страны, размер пособия.

Статистическая оценка уровня жизни населения основных.

Основные термины (генерируются автоматически): прожиточный минимум, URL, Российская Федерация, минимальный размер оплаты труда.

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии.

Денежные выплаты как форма оказания государственной.

Законом установлены следующие виды денежных выплат: социальные пособия; субсидии; другие выплаты.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ было установлено, что размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

Зависимость роста МРОТ и прожиточного минимума от инфляции

Основные термины (генерируются автоматически): прожиточный минимум, URL, Российская Федерация, минимальный размер оплаты

Минимальный размер оплаты труда(МРОТ) –установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель.

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии.

К социальным стандартам относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий.

Проблемы правового регулирования оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) с 1 января 2015 года составлял 5965 рублей в месяц [1], а с 1 января 2016 года составляет 6 204 рублей в месяц [2]. Величина прожиточного минимума в первом квартале 2016 года пока не утверждена.