Договор поставки франко

Что такое франко-склад

Многие торговые операции предусматривают транспортные расходы. Приобретенный товар должен быть перевезен со склада производителя на склад покупателя. При этом может задействоваться как транспорт продавца, так и транспорт клиента. В некоторых случаях транспортировку осуществляет сторонняя организация. Но, так или иначе, на одну из сторон сделки возлагаются транспортные расходы. В договоре купли-продажи указывается, на какую именно.

Что такое франкировка

Расходы на транспорт не относятся к основным расходам той или иной организации. Вот почему производители, определяя отпускные цены на свою продукцию, обычно закладывают в эти цены расходы на доставку. Базовые условия поставки оказывают непосредственное влияние на цену товара. Если в договоре купли-продажи фигурирует понятие «франко-склад», это значит, что продавец добавил к стоимости товара определенную сумму за его транспортировку в указанное место, а также позаботился о страховке.

Факторы ценообразования

Цена товара устанавливается исходя из следующих факторов:

  • пункт назначения;
  • место, где осуществляется отгрузка товара;
  • франко-склад производителя;
  • вид транспортного средства, перевозящего продукцию;
  • прочие нюансы.

Франко-склад – это условие сделки, согласно которому на поставщика возлагается обязанность осуществить доставку товара в пункт, обозначенный в договоре. До того, как покупатель получит товар, все расходы по его перемещению несет продавец.

Что такое франко-склад поставщика и покупателя

Франко-склад поставщика – это поставка, при которой право собственности на продукцию переходит от продавца (производителя) к покупателю прямо на территории склада поставщика. После этого клиент самостоятельно перевозит товар туда, куда ему нужно, и несет связанные с этим процессом риски. В некоторых случаях он обращается к компании-перевозчику.

Франко-склад покупателя означает, что продавец утрачивает право собственности на продукцию только после того, как доставит ее на склад покупателя. Продавец предоставляет собственный транспорт (или же оплачивает услуги компании-перевозчика), несет все риски и все расходы по перемещению товара, в том числе по отгрузке и разгрузке.

Некоторые понятия, используемые в договорах

Условия франкировки обязательно указываются в бумагах, сопровождающих сделку (накладных на товар). Когда клиент самостоятельно забирает купленный товар, продавец возмещает ему транспортные расходы, если они были учтены при определении отпускной цены.

  • Франко-причал: покупатель получает право собственности на заказанный товар, а также начинает нести ответственность за него только после того, как поставщик доставит груз на упомянутый в соглашении причал.
  • Франко-предприятие: клиент получает права на товар прямо на территории предприятия-продавца и далее самостоятельно несет расходы по его транспортировке. Все нюансы совершения сделки прописаны в договоре купли-продажи. Очевидно, что такие условия выгодны обеим сторонам.
  • Франко-вагон: исполнение этого условия не регулируется официальными правилами. Однако, сложились определенные торговые обычаи, согласно которым поставщик должен:

— своевременно оплатить заказ железнодорожного транспорта;
— осуществить погрузочные работы;
— уведомить покупателя о времени доставки груза;
— подготовить сопроводительные документы.

Покупатель же в этом случае должен оплатить разгрузку и перевозку товара от станции назначения до склада.

Зачем нужна франкировка

За долгие годы торговых отношений были выработаны правила формирования отпускных цен на товары. Франкировка упростила осуществление импорта и экспорта. Ценообразование во всех сферах торговли – как внешней, так и внутренней – происходит на основании все тех же правил.

Большинство торговых терминов, относящихся к франкировке (франко-набережная, франко-борт, франко-пристань), включено в Инкотермс (свод международных правил внешней торговли). Наличие общепринятой системы ценообразования (франкировки) способствует оперативному решению вопросов транспортировки грузов и ответственности за их сохранность. Франкировка выгодна всем участникам сделки, заинтересованным в соблюдении своих интересов.

Термин «франко» служит для обозначения распределения транспортных расходов между участниками сделки. Эта приставка используется в сочетании с указанием на пункт доставки. Франко-склад – это и одно из условий сделки, и место, где осуществляется передача прав собственности на товар от поставщика к покупателю.

Условие поставки «Е» — франко-завод (EXW)

Это условие выгодно продавцу, поскольку налагает на него минимум обязанностей — единственная обязанность продавца состоит в том, чтобы предоставить товар на своем предприятии (на складах, в пакгаузах, терминалах) в распоряжение покупателя. При этом продавец не отвечает за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство. Все риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения, несет покупатель. Этот базис устанавливает следующие обязанности сторон.

1. Поставить товар в соответствии с условиями договора, предусматривающими его качество и состояние.

2. Предоставить товар в распоряжение покупателя в указанный в договоре срок в обозначенном пункте поставки для его погрузки на перевозочные средства покупателя, заблаговременно уведомив его об этом.

При этом на практике возникает вопрос о моменте перехода товара в собственность покупателя. Это — предоставление товара в распоряжение покупателя, под которым понимается создание продавцом организационных и правовых условий и возможностей, требуемых для того, чтобы покупатель мог осмотреть товар, проверить его качество и количество и принять его в свое владение. Поэтому если покупатель, оплатив фрахт транспорта, в указанную дату подаст вагон к погрузке, но окажется, что по вине продавца товар невозможно забрать, убытки, включая транспортные расходы и оплату железнодорожного транспортного тарифа, будут возложены на продавца.

3. Обеспечить за свой счет упаковку, необходимую для того, чтобы покупатель мог принять исполнение. Данный базис предполагает применение продавцом минимальной упаковки своего товара, обеспечивающей погрузку товара.

В юридической литературе приводится характерное разбирательство в арбитражном суде спора между сторонами, связанного с применением базиса франко-завод.

Одно из уральских предприятий заключило договор поставки химической продукции (мочевины) в КНР на условиях «франко-комбинат». При приемке товара китайская сторона потребовала, чтобы за оговоренную цену мочевина была не просто погружена на железнодорожные платформы, а еще и упакована в полиэтиленовые мешки. Российский поставщик обоснованно не согласился с таким требованием, указав, что избранный базис поставки предполагает минимальную упаковку. Для взвешивания и проведения химического анализа мочевины, то есть для перехода товара в распоряжение импортера-покупателя, достаточно лишь ее погрузки на подвижной состав. Если же покупатель требует дополнительной упаковки, обеспечивающей лучшую сохранность груза в пути, продавец согласен сделать это за дополнительную оплату выгрузки товара, его фасовки и новой погрузки, а также стоимости полиэтиленовой тары. Арбитражный суд согласился с такой позицией и отказал китайской стороне в иске.

4. Оплачивать расходы, вызываемые проверкой товара (проверка качества, измерения, взвешивание, подсчет и др.), которая необходима для предоставления товара в распоряжение покупателя.

5. Нести все риски, которым может подвергнуться товар, и все расходы, связанные с поставкой товара, до момента, когда он будет предоставлен в распоряжение покупателя.

  1. Принять поставленный товар, как только он будет предоставлен в распоряжение покупателя в месте и в срок, указанные в договоре; уплатить цену товара в соответствии с условиями договора.
  2. Нести все расходы, выпадающие на товар, и все риски, которым он может подвергнуться, с момента, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя.
  3. Оплачивать таможенные пошлины и экспортные налоги.

Обратная связь

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Договор поставки и транспортные расходы. Учет у продавца

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору поставки продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю. Как правило, продавец и покупатель удалены друг от друга, и одним из условий договора поставки является доставка товаров, которую поставщик осуществляет согласно договору (ст. 510 ГК РФ). Кроме того, договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Как правильно отразить в договоре условия поставки? Всегда ли транспортные расходы признаются расходами, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

При любой сделке бухгалтеру важно установить, когда переходит право собственности на имущество организации, ведь от этого зависит порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете как самого имущества, так и операций с ним.

Порядок перехода права собственности к покупателю может быть определен договором, положения которого могут как дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику), так и устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.). Если этот порядок договором не установлен, то право собственности в соответствии со ст. 224 ГК РФ переходит в момент вручения вещи покупателю или в момент передачи товара перевозчику: в случае если товар должен доставить продавец, право собственности переходит в момент вручения товара покупателю в месте назначения. В случае самовывоза товара право собственности на него переходит тоже в момент вручения товара покупателю или перевозчику, но уже в месте нахождения поставщика.

Обратите внимание! Момент перехода права собственности следует отличать от условий поставки товаров. Условия поставки означают откуда, куда, каким образом и, самое главное, за чей счет будет осуществляться поставка. Существуют общепринятые условия поставки (условия франкировки[1]: франко-станция назначения, франко-склад поставщика, франко-склад покупателя и т.д.). Бухгалтеры, которые имеют дело с зарубежными контрактами, знакомы с терминологией международных правил Инкотермс[2]. Однако этими правилами определены обязательства по несению расходов, связанных с доставкой, страховкой товаров, момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода права собственности ими не установлен. Об этом нужно помнить при составлении договоров, ведь дата поставки может наступить раньше или позже момента перехода права собственности, а также совпадать с ним. Поясним это на примере.

Предположим, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности переходит на складе покупателя. Условия поставки – «франко-станция назначения». Это означает, что продавец за свой счет доставляет товар до станции покупателя, а разгрузка вагона, погрузка товара в машину и доставка автотранспортом до склада покупателя осуществляется за счет последнего. А так как согласно договору прав собственности переходит на складе покупателя, то все его транспортные расходы от станции до склада фактически относятся к «чужому» товару. Это означает, что отнести данные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль покупателю будет достаточно проблематично.

Рассмотрим теперь, как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются транспортные расходы в зависимости от условий договора, заключенного между продавцом и покупателем.

Условия договора. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя. Доставка товара на склад покупателя входит в обязанности поставщика. Транспортные расходы включены в цену товара.

Цена реализации товара будет сформирована с учетом стоимости доставки (причем эта стоимость в отгрузочных документах отдельной строкой не выделяется).

Доставку товаров продавец может осуществить самостоятельно либо с привлечением транспортной организации. В случае оказания услуг по доставке собственным транспортом документальным подтверждением транспортных расходов являются путевые листы с маршрутом следования (формы № 4-С и № 4-П, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ № 78[3]), чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т.д.

В случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации должен быть составлен договор на оказание транспортных услуг, а также:

1) При использовании автомобильного транспорта – путевой лист со штампами автопредприятия и товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 78). Товарно-транспортная накладная определяет взаимоотношения грузоотправителя с автоперевозчиком и служит для учета работы транспорта и расчетов с перевозчиком за оказанные им услуги по перевозке грузов. Грузоотправитель составляет накладную для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Она выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, а второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Впоследствии водитель передает второй экземпляр грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает грузоотправителю. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета работы транспорта и начисления заработной платы водителю.

2) Пи использовании железнодорожного транспорта – железнодорожная накладная и грузовая квитанция.

3) При перевозке воздушным транспортом – накладная отправителя и грузовая накладная.

4) При перевозке морским транспортом – коносамент.

Обратите внимание: товарно-транспортная накладная является унифицированной формой первичной учетной документации, установленной для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Следовательно, товарно-транспортная накладная, подтверждающая факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя, так и для получателя грузов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.04 № А05-6133/04-11).

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара.

Таким образом, стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.). Эта сумма будет фигурировать в накладной и счете-фактуре.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Что касается налогового учета, то в нем, как и в бухгалтерском учете, доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается. Поставщик может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на величину транспортных расходов при соблюдении условий, прописанных в ст. 252 НК РФ, – расходы должны быть обоснованы (экономически оправданы) и документально подтверждены. Экономическая оправданность расходов на доставку товара вытекает из условий договора с покупателем, ведь, не обеспечив доставку товара, его невозможно продать.

В данной ситуации, независимо от того, используется транспорт сторонней организации или собственный, транспортные расходы будут являться косвенными (ст. 318, 320 НК РФ), и в конце месяца единовременно списываться в уменьшение налоговой базы.

Если организация использует «чужой» транспорт, то сумма НДС, уплаченная транспортной организации за доставку товара покупателю, подлежит вычету на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (при условии соблюдения положений ст. 172 НК РФ: от транспортной организации получен счет-фактура, имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога).

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель – оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре может быть не указана или указана отдельно от стоимости товара).

Как правило, такая доставка осуществляется собственным транспортом продавца. О том, как правильно оформить договор, если продавец привлекает транспортные компании, мы расскажем ниже.

Обратите внимание: на стоимость транспортных услуг начисляется НДС по ставке 18%, причем независимо от того, по какой ставке облагается реализуемый товар (10 или 18%).

Так, например, в Письме МНС РФ от 19.04.04 № 01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг» говорится, что перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС по ставке 10%, определен п. 2 ст. 164 НК РФ. Услуги по доставке собственным транспортом товаров, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10%, в установленный перечень не входят, поэтому данные услуги подлежат налогообложению по ставке 18% в общеустановленном порядке.

В таких случаях реализацию товаров и транспортных услуг в бухгалтерском учете нужно отражать отдельно, открыв, например, субсчета второго уровня к счету 90:

90-1-1 – «Реализация товаров (ставка НДС 10%)»;

90-1-2 – «Реализация транспортных услуг (ставка НДС 18%)». (По аналогии можно открыть субсчета и по расходам).

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС 10% – 10 000 руб.). Стоимость доставки составила 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы оплачиваются покупателем сверх продажной цены.

Себестоимость товара – 60 000 руб. Товар доставляется собственным транспортом ООО «Альфа», расходы на содержание которого составили 30 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Расходы по доставке подтверждаются теми же документами, которые были перечислены выше.

При исчислении налога на прибыль транспортные расходы в данной ситуации будут косвенными (ст. 318, 320 НК РФ) и в конце месяца единовременно списываются в уменьшение налоговой базы (см. также Письмо МФ РФ от 13.01.05 № 03-03-01-04, где говорится, что расходы на доставку товаров со склада налогоплательщика покупателям к прямым расходам не относятся).

Обратите внимание на существенно важный момент. Если организация-продавец осуществляет доставку собственным транспортом, оформляет ее как отдельный вид деятельности (то есть не включает в цену товара) и эксплуатирует не более 20 транспортных средств, то автотранспортные услуги по перевозке грузов подпадают под обложение единым налогом на вмененный доход на основании пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, при этом не имеет значения, была это разовая операция или такие услуги оказываются постоянно. Так, например, в Письме МФ РФ от 18.01.04 № 04-05-12/9 говорится о том, что Налоговым кодексом не предусмотрен порядок перевода организации или индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога в зависимости от доли выручки по оказанию транспортных услуг в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, если организация осуществляет автотранспортные услуги на основании договоров, то данный вид деятельности должен, по мнению Департамента, переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.

Если продолжить тему по ЕНВД, то попутно возникает вопрос: облагается ли ЕНВД деятельность по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчиков на основании пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ? Свое мнение по этому вопросу Минфин высказал в Письме от 18.02.05 № 03-06-05-04/39. Статьей 346.27 НК РФ определено понятие транспортных средств – это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Если автопогрузчик используется для перемещения грузов внутри склада и не предназначен для перемещения грузов по дорогам, то он не соответствует понятию транспортных средств, используемых в целях налогообложения ЕНВД. Поэтому деятельность организации по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчика не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязуется организовать доставку товара до склада покупателя, а покупатель – возместить расходы поставщика по организации доставки.

Как правило, такая доставка осуществляется специализированными транспортными компаниями, и продавец товара выступает посредником между покупателем и транспортной организацией. Договор между продавцом и покупателем будет смешанным, что не противоречит гражданскому законодательству. Свобода заключаемых договоров предусмотрена ст. 421 ГК РФ: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Таким образом, договор купли-продажи между продавцом и покупателем будет содержать элементы посреднического договора (например, комиссии, агентского или транспортной экспедиции).

Рассмотрим ситуацию, когда посреднические услуги оформляются агентским договором и продавец обязуется от своего имени, но за счет покупателя организовать доставку товара. В этом случае договор имеет две составляющие: собственно договор купли-продажи и агентский договор по организации перевозки. Поставщик выступает не только как продавец, но и как агент, оказывая агентские услуги по организации перевозки. Покупатель выступает в качестве принципала и возмещает поставщику все расходы по организации перевозки, выплачивая ему агентское вознаграждение.

В бухгалтерском учете транспортировка продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузка ее в транспортное средство, подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции, отражаются следующим образом:

– выполненные собственными силами и транспортом поставщика – с кредита счета учета продаж (Дебет 62 Кредит 90);

– выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без НДС) или физическими лицами – с кредита счета учета расчетов (Дебет 62 Кредит 76) (пп. «в» п. 211 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ[4]).

При этом в соответствии с п. 215 Методических указаний расходы по транспортировке учитываются по дебету счета учета расчетов с кредита соответствующих счетов учета денежных средств или подотчетных сумм, включая уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по ним. Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину налога на добавленную стоимость, причитающуюся (уплаченную) сторонней транспортной организации. Эта сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю продукции. Таким образом, суммы НДС не отражаются ни по дебету, ни по кредиту счета 68.

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Договором определено, что право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика.

В дополнительном соглашении к договору стороны установили, что ООО «Альфа» обязано оказать покупателю услуги по организации доставки товара до склада покупателя, в связи с чем ООО «Гамма» дополнительно к цене товара перечислило 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.), из которых оплата услуг перевозчика составила 35 400 руб. (в том числе НДС – 5 400 руб.), а вознаграждение продавцу за организацию доставки – 23 600 руб. (в том числе НДС – 3 600 руб.).

Предположим, что договор заключен в июне 2005 г ., денежные средства перечислены в этом же месяце, товар отгружен со склада тоже в июне, а доставлен в июле.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Договор поставки франко

Стандартными условиями поставки, если в договоре поставки явно не указано иное, является : Франко завод — склад Альтаир, 197374, С т. -Петербург, Мебельная 2 /3 ( лит «К») .

Такие условия поставки позволяют уменьшить стоимость товара за счет сокращения издержек, но возлагают минимальные обязанности на продавца. Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.).

Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство.

Для улучшения качества обслуживания сотрудники склада осуществляют погрузку товара покупателю при возможности использования погрузочной техники и обеспечения полного доступа к грузовому отделению транспортного средства, для чего, в частности, может потребоваться «боковая загрузка». Необходимо уточнить, что эта услуга не включена в стоимость товара и не является обязательной; для обеспечения минимальной наценки компания не соде ржит штат грузчиков в дополнение к операторам склада.

Если специально не указано иное, то все установленные цены, условия и сроки поставки основаны на стандартном договоре поставки . который в свою очередь основан на генеральных (общих) условиях поставщик ов / производителей материалов .

ООО «АЛЬТАИР РУСПОЛ»

Юр адрес: 197374, Санкт-Петербург, Мебельная д.2, лит К.

Почтовый адрес: 197374, Санкт-Петербург, Мебельная д.2, корп 3.

ИНН 7813119693; КПП 781401001

Расчетный счет 40702810837000002485

Ф. ОПЕРУ БАНКА ВТБ (ПАО) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ,

Словарь финансовых терминов .

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «ФРАНКО» в других словарях:

Франко — Франко фамилия: Франко, Вероника (Veronica Franco, 1546 1591) итальянская куртизанка и поэтесса Франко, Франсиско глава государства Испании, регент и каудильо (вождь) Франко, Рамон испанский лётчик, брат Франсиско Франко… … Википедия

франко — неизм. Первая часть составных прилагательных в знач. французский, напр. франко советский, франко прусский. Уш. 1940. Потом когда я ежегодно стал бывать в Париже, я убедился насколько я был прав по отношению франко русских отношений, получивших… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФРАНКО- — 1. ФРАНКО 1 (итал. franco свободный) (торг.). употр. как первая часть выражения в сочетании с названием места или пункта, в который отправлен груз, в знач. с погрузкой и доставкой (до этого пункта) за счет отправителя продавца. Цена товара франко … Толковый словарь Ушакова

ФРАНКО- — 1. ФРАНКО 1 (итал. franco свободный) (торг.). употр. как первая часть выражения в сочетании с названием места или пункта, в который отправлен груз, в знач. с погрузкой и доставкой (до этого пункта) за счет отправителя продавца. Цена товара франко … Толковый словарь Ушакова

ФРАНКО- — 1. ФРАНКО 1 (итал. franco свободный) (торг.). употр. как первая часть выражения в сочетании с названием места или пункта, в который отправлен груз, в знач. с погрузкой и доставкой (до этого пункта) за счет отправителя продавца. Цена товара франко … Толковый словарь Ушакова

ФРАНКО — (франкизм) (Francoism)) Франсиско Франко Баамонде (1892–1975) родился в Эль Ферроле, на северо востоке Испании, в зажиточной семье потомственных моряков. В школе особыми успехами не отличался. В 1907 г. поступил в Толедское военное училище. Его… … Политология. Словарь.

франко- — 1. ФРАНКО Первая часть сложных слов. Вносит зн.: французский. Франко итальянский, франко прусский, франко испанский. 2. ФРАНКО [от итал. franco свободный] Первая часть сложных слов. Финанс. Вносит зн.: франкированный (с предварительной оплатой… … Энциклопедический словарь

Франко — Иван Яковлевич (1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано Франково Львовской обл., Украина – 1916, Львов), украинский писатель, филолог. И. Я. Франко Сын сельского кузнеца. В 1875 77 гг. учился на философском ф те Львовского ун та (отчислен за… … Литературная энциклопедия

ФРАНКО — (от итал. franco свободный) применяемый в торговых договорах термин, употребляемый в сочетании с обозначением пункта доставки (франко суд но, франко вагон, франко склад). Приставка франко к пункту доставки означает, что продавец обязан за свой… … Экономический словарь

ФРАНКО — (ит. franco свободный). Надпись, делаемая на заграничных письмах или посылках для обозначения, что весовые и пересылка оплачены на месте отправления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФРАНКО ит.… … Словарь иностранных слов русского языка

Договор поставки и транспортные расходы

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 1-2

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору поставки продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю. Если продавец и покупатель удалены друг от друга, одним из условий договора поставки является доставка товаров поставщиком в адрес получателя (ст. 510 ГК РФ). Также договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Как отразить в договоре условия поставки? Всегда ли транспортные расходы признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Условия договора поставки и момент перехода права собственности

При любой сделке важно установить, когда переходит право собственности на имущество организации, так как от этого зависит порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете как имущества, так и операций с ним.

Порядок перехода права собственности к покупателю может быть определен договором, положения которого могут как дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, передачи перевозчику), так и устанавливать иные условия перехода права собственности (с момента оплаты, пересечения границы и т.д.). Если этот порядок договором не установлен, то право собственности в соответствии со ст. 224 ГК РФ переходит в момент вручения вещи покупателю или передачи товара перевозчику. В случае если товар должен доставить продавец, право собственности переходит в момент вручения товара покупателю в месте назначения. При самовывозе товара право собственности на него переходит в момент вручения товара покупателю или перевозчику, но уже в месте нахождения поставщика.

Обратите внимание: момент перехода права собственности следует отличать от условий поставки товаров. Условия поставки означают, откуда, куда, каким образом и, самое главное, за чей счет будет осуществляться поставка. Существуют общепринятые условия поставки, то есть условия франкировки : франко-станция назначения, франко-склад поставщика, франко-склад покупателя и т.д.). Организации, которые заключают контракты с зарубежными партнерами, знакомы с терминологией международных правил Инкотермс . Однако этими правилами определены обязательства по несению расходов, связанных с доставкой, страховкой товаров, момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода права собственности на товар ими не установлен. Это нужно учитывать при составлении договоров, так как дата поставки может быть определена раньше или позже момента перехода права собственности, а также совпадать с ним. Поясним это на примере. Франко («свободный») — условие договора купли-продажи, согласно которому покупатель свободен от провозной платы до места, обусловленного договором. Например, условие «франко-склад покупателя» означает, что продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить товар до склада покупателя.
Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (Публикация Международной торговой палаты, 1990 N 460). В 2000 г. принята новая редакция документа — «Инкотермс-2000», поэтому особую важность приобретает указание сторонами договора редакции «Инкотермс», которой они руководствовались при составлении контракта.

Предположим, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности переходит на складе покупателя. Условия поставки — «франко-станция назначения». Это означает, что продавец за свой счет доставляет товар до станции покупателя, а разгрузка вагона, погрузка товара в машину и доставка его автотранспортом до склада покупателя осуществляется за счет последнего. Так как согласно договору право собственности на товар переходит на складе покупателя, все его транспортные расходы от станции до склада фактически относятся к «чужому» товару, поэтому отнести данные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль покупателю будет проблематично.

Отражение в учете транспортных расходов в зависимости от условий договора

Рассмотрим, как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются транспортные расходы в зависимости от условий договора, заключенного между продавцом и покупателем.

Стоимость доставки включена в цену товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя. Доставить товар на склад покупателя обязан поставщик. Транспортные расходы включены в цену товара.

Учет у продавца

Цена реализации товара будет сформирована с учетом стоимости доставки, причем эта стоимость в отгрузочных документах отдельной строкой, как правило, не выделяется.

Доставить товар продавец может самостоятельно либо с привлечением транспортной организации. В случае оказания услуг по доставке собственным транспортом документальным подтверждением транспортных расходов будут путевые листы с маршрутом следования (формы N 4-С и N 4-П, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 78 ), чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т.д.

Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

В случае оказания услуг по доставке с привлечением сторонней транспортной организации должен быть составлен договор на оказание транспортных услуг, а также:

  • при использовании железнодорожного транспорта — железнодорожная накладная и грузовая квитанция;
  • при перевозке воздушным транспортом — накладная отправителя и грузовая накладная;
  • при перевозке морским транспортом — коносамент;
  • при использовании автомобильного транспорта — путевой лист со штампами автопредприятия и товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России N 78). Товарно-транспортная накладная определяет взаимоотношения грузоотправителя с автоперевозчиком и служит основанием для учета работы транспорта и расчетов с перевозчиком за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Грузоотправитель составляет накладную отдельно для каждого грузополучателя на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Она выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, а остальные экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. Впоследствии водитель передает второй экземпляр грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий экземпляр, необходимый для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает грузоотправителю. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета работы транспорта и начисления заработной платы водителю.

Обратите внимание: товарно-транспортная накладная является унифицированной формой первичной учетной документации, установленной для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Следовательно, товарно-транспортная накладная, подтверждающая совершение хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя, так и для получателя грузов (см. Постановление ФАС СЗО от 17.11.2004 N А05-6133/04-11).

Пример 1. В январе 2006 г. ООО «Альфа» (продавец) осуществило поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Стоимость доставки — 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара.

Таким образом, стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС — 27 000 руб.). Эта сумма будет отражена в накладной и счете-фактуре.

Себестоимость товара — 60 000 руб. Для перевозки товара ООО «Альфа» воспользовалось услугами автотранспортной организации, стоимость которых составила 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

В налоговом учете, как и в бухгалтерском, доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается. Поставщик может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на величину транспортных расходов при соблюдении условий, прописанных в ст. 252 НК РФ, — расходы должны быть обоснованы (экономически оправданы) и документально подтверждены. Экономическая оправданность расходов на доставку товара вытекает из условий договора с покупателем, так как, не обеспечив доставку товара, его невозможно продать.

В данной ситуации независимо от того, используется транспорт сторонней организации или собственный, транспортные расходы будут косвенными (ст. ст. 318, 320 НК РФ), и в конце месяца они единовременно будут списываться в уменьшение налоговой базы.

Если организация использует «чужой» транспорт, то сумма НДС, уплаченная транспортной организации за доставку товара покупателю, подлежит вычету на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (при условии соблюдения положений ст. 172 НК РФ, а именно: налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком услуг. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов).

Учет у покупателя

Для покупателя транспортные расходы войдут в цену товара, даже если их сумма выделена в расчетных документах.

Пример 2. В январе 2006 г. ООО «Гамма» (покупатель) получило от ООО «Альфа» (продавца) товар. Транспортные расходы включены в цену товара. Стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС — 27 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Гамма» будут сделаны следующие проводки:

В налоговом учете транспортные расходы, включенные в цену товара, не будут отдельно формировать прямых расходов по доставке товара, указанных в ст. 320 НК РФ.

Стоимость доставки установлена сверх цены товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить товар и его доставку (стоимость доставки в договоре может быть не указана или указана отдельно от стоимости товара).

Учет у продавца

Как правило, такая доставка осуществляется собственным транспортом продавца. О том, как оформить договор, если продавец для оказания услуг по доставке привлекает сторонние транспортные компании, мы расскажем далее.

Обратите внимание: на стоимость транспортных услуг начисляется НДС по ставке 18%, причем независимо от того, по какой ставке облагается реализуемый товар: 10 или 18%.

Так, например, в Письме МНС России от 19.04.2004 N 01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг» говорится, что перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС по ставке 10%, определен п. 2 ст. 164 НК РФ. Услуги по доставке товаров собственным транспортом, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10%, в установленный перечень не входят, поэтому данные услуги подлежат налогообложению по ставке 18% в общеустановленном порядке.

В таких случаях реализацию товаров и транспортных услуг в бухгалтерском учете нужно отражать отдельно, открыв, например, субсчета второго уровня к счету 90:

90-1-1 «Реализация товаров» (ставка НДС — 10%);

90-1-2 «Реализация транспортных услуг» (ставка НДС — 18%).

По аналогии можно открыть субсчета и по расходам.

Пример 3. В январе 2006 г. ООО «Альфа» (продавец) осуществило поставку товара ООО «Гамма» (покупателю) на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС 10% — 10 000 руб.). Стоимость доставки составила 59 000 руб. (в том числе НДС 18% — 9000 руб.). Транспортные расходы оплачиваются покупателем сверх продажной цены.

Себестоимость товара — 60 000 руб. Товар был доставлен собственным транспортом ООО «Альфа», расходы на содержание которого составили 30 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Расходы по доставке подтверждаются документами, которые были перечислены выше.

При исчислении налога на прибыль транспортные расходы в данной ситуации будут косвенными (ст. ст. 318, 320 НК РФ), и в конце месяца они единовременно списываются в уменьшение налоговой базы (см. Письмо Минфина России от 13.01.2005 N 03-03-01-04, в котором указано, что расходы на доставку товаров со склада налогоплательщика покупателям к прямым расходам не относятся).

Обратите внимание: если организация-продавец, осуществляя доставку собственным транспортом, оформляет ее как отдельный вид деятельности (то есть не включает в цену товара) и эксплуатирует при этом не более 20 транспортных средств, то автотранспортные услуги по перевозке грузов подпадают под обложение ЕНВД на основании пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 28.04.2005 N 03-06-05-04/112 «Единый налог на вмененный доход при доставке товара»). Причем не имеет значения, была это разовая операция или такие услуги оказываются постоянно. Так, например, в Письме Минфина России от 18.01.2004 N 04-05-12/9 говорится о том, что Налоговым кодексом не предусмотрен порядок перевода организации или индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога в зависимости от доли выручки по оказанию транспортных услуг в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, если организация осуществляет автотранспортные услуги на основании договоров, то данный вид деятельности должен переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.

В продолжение темы по ЕНВД возникает вопрос: облагается ли данным налогом деятельность по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчиков? Свое мнение по этому вопросу Минфин высказал в Письме от 18.02.2005 N 03-06-05-04/39. В ст. 346.27 НК РФ дано понятие транспортных средств — это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Если автопогрузчик используется для перемещения грузов внутри склада и не предназначен для перемещения грузов по дорогам, то он не соответствует понятию транспортных средств, используемых в целях обложения ЕНВД. Поэтому деятельность организации по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчика не подлежит переводу на уплату ЕНВД.

Учет у покупателя

Конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций нормативными документами по бухгалтерскому и налоговому учету не определен. Перечень транспортных расходов, например, предложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ , однако он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

В целях бухгалтерского учета бухгалтерам торговых организаций можно порекомендовать Методические рекомендации Роскомторга , которые действуют до сих пор (Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил, установленных в соответствии с нормативными документами по бухучету ). Однако Методические рекомендации Роскомторга не являются обязательными к применению, поэтому состав транспортных расходов и выбранный способ их бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.

Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России от 20.04.1995 N 1-550/32-2.
См. Письмо Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие затраты:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);
  • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
  • плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным договорам.

Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 . Согласно п. 6 ПБУ 5/01 затраты по заготовке и доставке МПЗ до места использования включаются в их фактическую себестоимость, которая может:

  • либо сразу формироваться на счете 41 «Товары»;
  • либо сначала накапливаться на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а затем списываться на счет 41 «Товары».

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Существует еще один способ учета транспортных расходов. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 торговые организации могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до их передачи в продажу.

Пример 4. В январе 2006 г. ООО «Альфа» (продавец) осуществило поставку товара ООО «Гамма» (покупателю) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Право собственности на товар переходит в момент отгрузки со склада поставщика. Доставка оплачивается отдельно, ее стоимость — 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).

Учетной политикой ООО «Гамма» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете ООО «Гамма» будут сделаны следующие проводки:

Смотрите так же:  Судебные приставы в сосновоборске