Федеральный арбитражный суд округа уполномочен пересматривать

Статья 26. Полномочия арбитражного суда округа

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ в статью 26 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Статья 26. Полномочия арбитражного суда округа

Арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;

В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального конституционного закона от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ, кассационные жалобы, принятые к производству федерального арбитражного суда округа и не рассмотренные им до начала деятельности Суда по интеллектуальным правам, рассматриваются в этом федеральном арбитражном суде округа. Суд по интеллектуальным правам будет образован не позднее 1 февраля 2013 г.

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику;

рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального конституционного закона

Десятилетие арбитражных судов округов

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Информация о суде

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

При рассмотрении дела в кассационном порядке арбитражный суд проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, за следующими исключениями. Независимо от доводов кассационной жалобы проверяется, не нарушены ли нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены судебного акта. При рассмотрении дела кассационная инстанция проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Кассационная инстанция обладает широкими полномочиями: от оставления обжалуемого судебного акта в силе до его изменения либо отмены с направлением дела на новое рассмотрение.

Поскольку в кассационную инстанцию обжалуются судебные акты, вступившие в законную силу, то суд кассационной инстанции вправе при определенных условиях на время рассмотрения дела приостановить действие обжалуемого судебного акта.

Все дела в кассационной инстанции рассматриваются арбитражным судом коллегиально.

Отношения между федеральным арбитражным судом округа как вышестоящей судебной инстанцией и действующими на территории соответствующего судебного округа арбитражными судами субъектов Федерации выражаются в том, что лица, участвующие в деле, вправе обращаться в федеральный арбитражный суд округа с жалобами на судебные акты арбитражных судов субъектов Федерации, эти жалобы при надлежащем их оформлении являются достаточным основанием для возбуждения кассационного производства с указанными выше последствиями.

Кассационная жалоба может быть подана в течение двух месяцев после вступления в законную силу судебного акта суда первой инстанции или постановления апелляционной инстанции, т.е. для обращения в кассационную инстанцию не обязательно предварительное рассмотрение дела в апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (за отдельными изъятиями). Постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба подается в федеральный арбитражный суд округа через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с законом федеральный арбитражный суд округа пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты. Имеются в виду акты, изменившие обжалуемое решение, постановление, и акты, изменившие обжалуемое решение, постановление с принятием нового решения.

Вопросы деятельности кассационной инстанции, вызывающие затруднения в практике арбитражных судов, разъяснены в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 1999 г. N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»*(101) с изменениями, внесенными постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2000 г. N 19*(102).

Помимо названных выше основных полномочий федеральных арбитражных судов округов Закон об арбитражных судах указывает также на иные их полномочия: обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ судебной статистики.

Полномочия каждого федерального арбитражного суда округа распространяются на арбитражные суды субъектов Федерации, входящие в состав соответствующего округа. Законом об арбитражных судах, вступившим в силу с 1 июля 1995 г., на территории Российской Федерации образовано 10 округов и соответствующее количество федеральных арбитражных судов округов. Пленуму Высшего Арбитражного Суда РФ поручалось определить места постоянного пребывания этих судов. Организационная работа по обеспечению деятельности создаваемых судов была проведена во II полугодии 1995 г., и с 1 января 1996 г. функционировали все 10 федеральных арбитражных судов округов.

В Российской Федерации действуют Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород), Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск), Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень), Федеральный арбитражный суд Московского округа (г. Москва), Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань), Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург), Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар), Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург), Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск).

Состав каждого судебного округа определен путем составленного по географическому признаку перечня арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, на которые распространяется юрисдикция соответствующего федерального арбитражного суда округа. Состав судебных округов может быть изменен только федеральным законом.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

— президиума;
— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум федерального арбитражного суда округа в отличие от Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — не разрешает конкретные судебные дела, а рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики. Президиум действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей, утверждаемых Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Проверку в кассационной инстанции законности обжалуемых судебных актов осуществляют судебные коллегии. Кроме того, они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, реализуют другие полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся одновременно заместителями председателя суда. В судебных коллегиях могут образовываться специализированные судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

Федеральные арбитражные суды округов — новое явление в законодательстве о судоустройстве. Они не привязаны к существующему территориальному делению, что устраняет возможное влияние местных факторов на разрешение спора. И в этом смысле они являются гарантией равной защиты прав участников спора, находящихся на территории разных субъектов Федерации, и проведения в жизнь принципа единого экономического и правового пространства. В то же время, действуя не на всероссийском уровне, они реально независимы от центральных органов всех ветвей государственной власти.

Следует еще раз отметить, что федеральные арбитражные суды округов выполняют по отношению к арбитражным судам субъектов Федерации только процессуальные функции.

Какими-либо организационными полномочиями в отношении этих судов они не наделены.

Арбитражный суд Оренбургской области

Коллектив Арбитражного суда Оренбургской области поздравляет с наступающим Новым годом и Рождеством!

Информация о рабочем дне 29 декабря 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области информирует, что в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации запрещено дарение подарков лицам, замещающим государственные должности, федеральным государственным гражданским служащим

Арбитражная система Российской Федерации

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Смотрите так же:  Пенсия для проживающих за рубежом

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;
(пп. 9 в ред. Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 2-ФКЗ)

Арбитражный апелляционный суд:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Федеральные арбитражные суды округов

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:

проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях; — пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Общее количество федеральных арбитражных судов -10.

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации. Расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, когда он был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом Российской Федерации, подписавшим 5 февраля 2014 года Закон № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

На основании этого Закона произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации в новый орган, являющийся их правопреемником, — Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции. Согласно статье 22 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, однако это положение вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в этом городе, которая устанавливается Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации. До наступления указанной даты Верховный Суд Российской Федерации осуществляет свои полномочия в городе Москве.

Федеральный арбитражный суд округа уполномочен пересматривать

Тесты по курсу «Арбитражный процесс»

Из нескольких предложенных вариантов необходимо выбрать единственно правильный. Для этого необходимо вдумчивое и сосредоточенное отношение к постановке вопросов.

1. Арбитражные суды в современной России созданы:

2. Порядок образования арбитражных судов республик в составе Российской Федерации определяется:

федеральным конституционным законом;

законами республик в составе Российской Федерации.

3. Судопроизводство в арбитражных судах — это:

деятельность учрежденных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ины­ми законами России судов, осуществляющих правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных законом к их компетенции, по соответствующим правилам судопроизводства;

урегулированная законом деятельность суда по разрешению споров;

3) урегулированная законом деятельность в суде истца и ответчика по разрешению граждан­ско-правового спора.

4. Состав арбитражного суда субъекта Российской Федерации включает:

пленум во главе с председателем суда, судебные коллегии во главе с заместителями предсе­дателя суда, судебные составы во главе с их председателями;

президиум, судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных право­отношений:

председателя арбитражного суда, его заместителей, руководителей судебных составов, от­дел обобщения судебной практики, отдел судебной статистики.

5. Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации вправе:

рассматривать дела в качестве судьи первой инстанции, организовывать деятельность суда, распределять обязанности между своими заместителями, осуществлять иные полномочия, уста­новленные законом;

утверждать председателей судебных коллегий и судебных составов, подготавливать пред­ложения по совершенствованию законов, осуществлять иные полномочия, установленные зако­ном;

осуществлять только общее руководство аппаратом суда, а также иные полномочия, уста­новленные законом.

6. Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации вправе:

1) формировать судебные составы для рассмотрения конкретных дел, обращаться в Конститу­ционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в арбитражном деле, осуществлять иные полномочия, установленные законом;

пересматривать в качестве суда апелляционной инстанции дела, рассмотренные судом пер­вой инстанции, осуществлять иные полномочия, установленные законом;

утверждать членов судебных коллегий и председателей составов этого суда, рассматривать вопросы организации работы суда, а также вопросы судебной практики.

7. В Российской Федерации действуют:

1) 10 федеральных арбитражных судов округов;

8 федеральных арбитражных судов округов;

12 федеральных арбитражных судов округов.

8. Состав судебных округов может быть изменен:

Конституцией Российской Федерации;

федеральным конституционным законом;

9. Президиум федерального арбитражного суда округа включает:

председателя суда и его заместителей;

председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов;

председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов, судей.

10. Федеральный арбитражный суд округа уполномочен:

пересматривать вступившие в законную силу судебные акты судов, входящих в данный округ, по вновь открывшимся обстоятельствам;

проверять в кассационной инстанции законность судебных актов, рассмотренных в первой и апелляционной инстанциях арбитражными судами субъектов Российской Федерации данного округа;

рассматривать вопросы судебной практики.

11. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

Пленума, Президиума, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Пленума, надзорной судебной коллегии, судебной коллегии по рассмотрению споров, воз­никающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из граж­данских и иных правоотношений судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

12. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уполномочен:

1) решать вопросы, связанные с законодательной инициативой, утверждать членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федера­ции, утверждать регламенты арбитражных судов, решать другие вопросы организации деятель­ности арбитражных судов Российской Федерации;

2) рассматривать в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к компетенции Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации, осуществлять меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего при­менению в арбитражном деле, рассматриваемом им в качестве надзорной инстанции, решать дру­гие вопросы, отнесенные законом к его компетенции;

3) осуществлять пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, о результатах рас­смотрения информировать арбитражные суды Российской Федерации.

13. Судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются:

Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или федераль­ных судов округов;

Президентом Российской Федерации;

4) соответствующей квалификационной коллегией судей.

14. Прекращение полномочий судей арбитражных судов осуществляется:

Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или федераль­ных окружных судов;

Президентом Российской Федерации;

соответствующей квалификационной коллегией судей.

15. Не является стадией арбитражного судопроизводства:

подготовка дела к судебному разбирательству;

разбирательство по делу;

пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

возбуждение производства по делу.

16. Арбитражное процессуальное право как отрасль права — это:

система взаимосвязанных правовых норм, регулирующих деятельность арбитражного суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия в сфере предпри­нимательской и иной экономической деятельности;

система общеобязательных юридических норм, регулирующих рассмотрение дел по искам предпринимателей друг к другу;

Смотрите так же:  Пособие при рождении ребенка не облагается ндфл

система норм права, регулирующих деятельность арбитражного суда по разрешению спо­ров между лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную экономическую деятель­ность.

17. К источникам арбитражного процессуального права не относятся:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»;

постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по де­лам, рассмотренным в порядке надзора.

18. Метод арбитражного процесса характеризуется как:

4) предписаний и запретов.

19. Задачами арбитражного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

20. Признаки арбитражного процессуального правоотношения это:

1) равноправие его субъектов;

2) правоотношение может быть в любой момент прекращено по указанию вышестоящего суда;

3) обязательный его субъект – суд;

4) правоотношения возникают по инициативе суда.

21. Принципы арбитражного процесса — это:

закрепленные в нормах арбитражного процессуального права основные положения, свя­занные с совершенствованием арбитражного процесса;

закрепленные в нормах арбитражного процессуального права основные положения, каса­ющиеся отправления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятель­ности и отражающие специфику арбитражного процессуального права;

3) сформулированные в нормах АПК РФ основополагающие положения, касающиеся арбит­ражного процесса.

22. К судоустройственным принципам арбитражного процесса не относятся:

осуществление правосудия только судом;

независимость судей и подчинение их только закону;

23. К судопроизводственным принципам арбитражного процесса не относятся:

равенство участников арбитражного процесса перед законом и судом.

24. К подведомственности арбитражного суда не относятся:

дела по спорам между участниками хозяйственных обществ, вытекающие из деятельности обществ;

дела о несостоятельности (банкротстве) граждан;

3) трудовые споры с участием генерального директора хозяйственного общества.

25. Подсудность дел арбитражному суду не бывает:

§ 4. Система арбитражных судов и законодательство об арбитражных судах

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в качестве первой инстанции рассматривает дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов, а также экономические споры Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. *

Высший Арбитражный Суд РФ также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд России изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд России решает и другие вопросы своей компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным Конституционным Законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для всей системы арбитражных судов страны.

В целях выполнения возложенных задач в Высшем Арбитражном Суде РФ создаются: Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации: рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законодательства арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; выступает с законодательной инициативой; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных правовых актов и договоров; решает кадровые вопросы (избирает секретаря Пленума, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ; утверждает арбитражных судей в составе президиумов окружных судов и президиумов арбитражных судов субъектов РФ); утверждает регламент арбитражных судов, а также решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

По вопросам своего ведения пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов Российской Федерации.

Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.’ Созывается Пленум Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Пленум правомочен решать свои вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уполномочен рассматривать дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов и рассматривать отдельные вопросы судебной практики, о чем должен информировать арбитражные суды России.

В состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят: Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместители и председатели судебных составов. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президиум созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости. Свои вопросы он правомочен решать при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Члены Президиума не вправе воздержаться от голосования.

Для рассмотрения дел в первой инстанции в Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые утверждаются Пленумом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Возглавляют судебные коллегии председатели — заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме рассмотрения хозяйственных споров, судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образовываются судебные составы. Формируются они Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, возглавляют их председатели, утверждаемые Пленумом. Судебные составы специализируются на рассмотрении определенных категорий хозяйственных споров.

При Высшем Арбитражном Суде России создается Совет председателей арбитражных судов. В него входят только председатели всех арбитражных судов Российской Федерации. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Решения Совета председателей арбитражных судов реализуются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации путем издания приказов и распоряжений.

Для подготовки научно-обоснованных рекомендаций по вопросам формирования практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработки предложений по их совершенствованию при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Состав этого Совета и положение о нем утверждается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Новым арбитражным законодательством (1995 г.), впервые в истории России, предусмотрено создание федеральных арбитражных судов округов по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. В силу независимости арбитражных судов арбитражные суды округов не являются вышестоящими для арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Но тем не менее они представляют собой неординарное звено в системе арбитражных судов в Российской Федерации. Их неординарность заключается прежде всего в их исключительной компетенции только пересматривать вступившие в законную силу решения арбитражных судов первичного звена, а также собственные — по вновь открывшимся обстоятельствам. Неординарность их состоит и в том, что они не имеют никакой связи с субъектами Федерации и еще больше от них независимы по сравнению с арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Именно такой статус арбитражных судов округов служит основанием предложить включить в компетенцию последних рассмотрение по существу экономических и иных споров в сфере экономики с участием законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этом предложении нет ничего одиозного. Напротив, это сделало бы арбитражные суды округов полноценными звеньями единой системы арбитражных судов России. Ведь даже Высший Арбитражный Суд России уполномочен рассматривать в первой инстанции отдельные категории хозяйственных споров. Да и в системе судов общей юрисдикции нет таких судов, которые бы не рассматривали дела в первой инстанции. Тем более надо иметь в виду, что арбитражные суды округов не отличаются большой загруженностью.

Создание арбитражных судов округов предопределено международным опытом: судебная система должна быть представлена не менее чем трехзвенной системой. Проводившийся в стране эксперимент по созданию в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации президиумов, пересматривающих дело, не был принят к распространению именно из-за » нестандартной» двухзвенности системы, хотя она и была бы более экономичной. Нынешняя трехзвенная система арбитражных судов в России вполне соответствует идеям и целям создания правового государства, но она требует определенной доработки.

В стране действуют десять федеральных арбитражных судов округов. Анализ состава округов, входящих в них субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что округа построены исходя из территориального деления России на регионы, в доперестроечное время называвшимися экономическими районами. Их статистика насчитывает одиннадцать. По своему составу арбитражные округа мало отличаются от экономических районов. Но они и не должны отличаться. Ибо экономические районы — это экономически сложившиеся связи предприятий, транспортные связи городов и территорий. Эти связи переносятся и на хозяйственно-правовые отношения предпринимательских структур, на отношения по судебной защите их прав. Арбитражная практика свидетельствует о том, что именно в границах экономических регионов устанавливается абсолютное большинство хозяйственных связей в процессе предпринимательской деятельности. Поэтому арбитражные округа целесообразно было бы создавать в экономических районах, сформировавшихся в процессе десятилетий хозяйствования в стране.

Смотрите так же:  Отношения которые регулирует трудовой договор

Федеральный арбитражный суд округа в своем составе имеет президиум и две судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных правоотношений.

Как уже отмечалось, федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях и пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Кроме того, федеральный арбитражный суд округа изучает и обобщает судебную практику, подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализирует судебную статистику.

В состав президиума федерального арбитражного суда округа входят: председатель арбитражного суда округа, его заместители, председатели судебных составов и судьи. Судьи арбитражных судов округа, входящие в состав президиума арбитражного суда округа, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда округа.

Президиум арбитражного суда округа утверждает по представлению председателя арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого округа, рассматривает другие вопросы организации работы суда, а также рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум собирается председателем арбитражного суда округа по мере необходимости. Он правомочен решать свои вопросы при наличии большинства членов президиума. По итогам рассмотрения вопросов президиум принимает открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов президиума постановления, которые подписываются председателем арбитражного суда округа. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях, обобщают и изучают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут образовываться судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формируются председателем суда и возглавляются председателем судебного состава, который утверждается президиумом того же суда.

В субъектах Российской Федерации создаются и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Закон допускает осуществление судебной власти в экономической сфере одним арбитражным судом на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Здесь имеется в виду возможность разрешения хозяйственных споров арбитражным судом края, имеющего в своем составе автономные образования (автономная область, автономные округа). С другой стороны, закон позволяет создавать на территории одного субъекта Российской Федерации нескольких арбитражных судов. Эти нормы позволяют выбирать оптимальные варианты размещения арбитражных судов на территории России в зависимости от объема судебной работы, которая в свою очередь зависит от плотности и объема работы предпринимательских структур. Например, вряд ли целесообразно иметь арбитражные суды в Ханты-Мансийском или Чукотском национальных округах, в Еврейской автономной области в связи с малым уровнем промышленного и иного производства в них. В то же время Арбитражный суд города Москвы из-за своей многочисленности (он по числу арбитражных судей гораздо больше Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) представляется трудноуправляемым. Поэтому в Москве не исключено создание арбитражных судов по округам или по иному территориальному признаку. Однако следует иметь в виду, что арбитражные суды субъектов Российской Федерации создаются федеральным законом, а не самим субъектом Федерации.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации образовывается президиум и могут быть образованы коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Если численный состав суда не позволяет создать эти две коллегии, то они не создаются. Не создаются в арбитражных судах субъектов Российской Федерации и другие судебные коллегии.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; рассматривает повторно в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации изучает и обобщает судебную практику, подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов и анализирует судебную практику.

Все арбитражные суды в Российской Федерации могут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

Президиум арбичражного суда субъекта состоит из председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Причем последние утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум по представлению председателя суда утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда, рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Созывается президиум председателем суда по мере необходимости, свои вопросы он правомочен решать при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем этого суда. Члены президиума не вправе воздержаться от голосования.

Состав судебных коллегий арбитражного суда субъекта Российской Федерации также утверждается президиумом по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда. Судебные коллегии арбитражного суда субъектов Российской Федерации рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам и подсудные конкретному арбитражному суду, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе судебных коллегий арбитражного суда субъекта Российской Федерации, а если судебные коллегии не созданы, то в составе самого арбитражного суда образуются судебные составы. Их главное назначение — специализация на рассмотрении конкретной категории дел. Судебные составы формируются председателем суда, возглавляет их председатель судебного состава, утверждаемый президиумом арбитражного суда.

Для обеспечения всей деятельности арбитражного суда в нем действует аппарат арбитражного суда. Он организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов. Аппарат содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании, ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

обобщает и изучает судебную практику; ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда. Аппарат арбитражного суда также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу; осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда.

Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной службе. Права, обязанности, ответственность работников аппарата арбитражного суда и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.

Структура и штатное расписание Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Структура и штатное расписание федерального арбитражного суда округа, арбитражного суда субъекта Российской Федерации утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда. При этом численность судей и работников аппаратов всех арбитражных судов в Российской Федерации, в том числе и Высшего Арбитражного Суда России, устанавливается федеральным законом. Численность судей и работников аппаратов арбитражных судов округов и субъектов Российской Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Свои полномочия арбитражные суды в Российской Федерации реализуют посредством специального арбитражного законодательства и правовых норм, содержащихся в других федеральных конституционных законах.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и другими федеральными конституционными законами.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральным законом -Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Отдельные вопросы арбитражного процесса могут регулироваться в других законах, среди которых следует назвать «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», «О государственной пошлине», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и т.д. Особое место в ряду арбитражного законодательства занимает Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 21 июня 1995, (58) анализ которого дается в следующем параграфе.