Фэмп в доу пояснительная записка

Datalife Engine Demo

Пояснительная записка

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Ма» — «Развитие элементарных математических представлений» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и приоритетного направления работы ДОУ по развитию когнитивных процессов дошкольников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007 г.
  2. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006 г.
  3. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008 г.
  4. «Занятия по математике в детском саду» Л.С. Метлина, 1986 г.
  5. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000 г.

Программа рассчитана на 70 занятий в год (2 занятия в неделю), длительность одного занятия 30-35 минут.

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических занятий — 3
  • практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) – 67.

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи обучения по направлению программы:

  • Формирование представлений о числе и количестве:
    — Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
    — Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
    — Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
    — Познакомить с цифрами от 0 до 9.
    — Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
    — Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
    — Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    — Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
    — Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
    — Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
  • Развитие представлений о величине:
    — Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
    — Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
    — Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
    — Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
    — Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
  • Развитие представлений о форме:
    — Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
    — Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
    — Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
    — Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
    — Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
    — Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
    — Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
    — Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
    — Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
    — Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
    — Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
    — Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Физическая культура» — дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
  2. «Конструирование, ручной труд» — знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
  3. «Экологическое воспитание» — изучают последовательность времен года.
  4. «Изобразительная деятельность» — развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
  5. «Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Основные требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме срезовых заданий и в апреле – в форме итоговых занятий.

К концу года дети могут

  • Уметь
    — Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
    — Считать до 10 и дальше.
    — Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
    — Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
    — Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, ).
    — Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
    — Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
    — Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
    — Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
    — Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
    — Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
    — Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
    — Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать
    Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
    — Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
    — Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
    — Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
  • Иметь представление
    О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
    О временных интервалах: временем суток, года.
    Об определении времени по часам
    О количественной характеристике числа.
Смотрите так же:  Федеральный закон от 06.04.2019 84 фз

Календарно-тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений (Приложение 4)

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
  8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.
  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. 2008 г.
  10. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
  11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Качество опытно-экспериментальной и исследовательской работы ДОУ: управленческий аспект
Конспект занятия по экологическому воспитанию
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Значение беседы в работе с дошкольниками
Ознакомление старших дошкольников с деятельностью И.В. Мичурина
Сценарий спектакля «Радуга»
| рабочая | рабочий стол | программа | скачать программы | развитию | элементарных | элементарно | математических | математический анализ | представлений | представление информации | подготовительной | подготовительная группа | начальная школа | закрытая школа | группе | группы песен | детский | детский сад | Страничка методиста | Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе Детский сад

Рабочая программа по математике (средняя группа) на тему:
Рабочая программа по ФЭМП (средняя группа)

Образовательная область: познавательное развитие

Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа:4-5лет

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

МБДОУ детский сад «Улыбка»

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30.09.2017г.

Образовательная область : познавательное развитие

Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа :4 -5лет

2017- 2018 учебный год

Рабочая программа познавательного развития по формированию элементарных математических представлений для детей второой младшей группы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014 г, образовательной программы дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» города Кирсанова.

Организованная образовательная деятельность по данному разделу проводится в группе общеразвивающей направленности детей в возрасте от 2 до 4 лет.

Условием успешной реализации программы является организация особой предметно-развивающей среды в группах детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени является важным условием полноценного развития ребенка.

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся со второй половины сентября один раз в неделю.

В сентябре и октябре продолжительность одного занятия не должна превышать 10 минут. С октября время занятий постепенно увеличивают до 15-20 минут.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития

-Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

-Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету

-Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

  • Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
  • Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
  • Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»
  • Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий , одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине.
  • Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
  • Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.
  • Ориентировка во времени. Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро

Основные требования к уровню подготовки детей 2-4лет по формированию элементарных математических представлений:

  • Группировать предметы по цвету, форме, величине.
  • Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.
  • Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • Понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).

План-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме:
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в волшебный лес».

НОД с использованием предметно развивающей среды «Фиолетовый лес» и коврографа «Ларчик» Воскобовича.

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в волшебный лес»

(Средняя группа, Машкова О.В.)

Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Цель : Создать условия для формирования элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.

— формировать умение детей считать движения в пределах 5 .

— продолжить знакомство со счетом в пределах 5 .

— развивать умение считать движения в пределах пяти ;

— развивать у детей навык ориентировки в пространстве, учить обозначать пространственные направления относительно себя словами : вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади;

— развивать умение сравнивать 4-5 предметов по размеру , раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами : большой, средний, маленький.

— воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;

— воспитывать умение выполнять действия в группе по достижению общего результата.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесный.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал : предметно –развивающая среда «Фиолетовый лес», коврограф «Ларчик», жители леса (мальчик Гео, Ворон Метр, гусеница Фифа, 7 гномов, ежики, Лопушок»)

Раздаточный материал : блоки Дьенеша, листики разного размера и цвета, разноцветные кружочки, разноцветные веревочки, разноцветные квадраты.

1. Вводная часть.

Воспитатель : Ребята, сегодня утром мне мальчик Гео рассказал, что гусеница Фифа потерялась. Гео просит найти ее. Поможем найти гусеницу? (Ответы детей)

Воспитатель : Ну что же, путь наш не близок, много ждет нас трудностей, но вы смелые, решительные ребята и справитесь!

2. Основная часть.

Но прежде чем отправится в путь, сделаем разминку? (Ответы детей)

Игровая ситуация «Делаем зарядку» .

Я вам буду показывать разноцветные квадраты круги в них, ваша задача посчитать количество кругов и выполнить столько движений, сколько кругов на квадрате.

— Прыгнуть на двух ногах,

-Топнуть одной ногой,

-Сделать приседание, (Дети выполняют движения)

Воспитатель : Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений? (после выполнения каждого задания) . (Ответы детей)

Воспитатель : В путь!

-Ножкой топни, в ладоши хлопни, вокруг себя повернись, дружно за руки возьмись! Глаза закроем, скажем: «Ах!» и окажемся в гостях.

— Мы с вами оказались в Фиолетовом лесу, и здесь нас ожидает новое задание.

— На полянке нас встречают гномики. Они могут указать нам дорогу к Фифе, если мы ответим сколько их и как их зовут.

— А как мы можем узнать сколько гномиков? (Ответы детей)

— Кто хочет посчитать гномов?

— Иди, Марина, посчитай.

— Как вы думаете, правильно посчитала Марина?

— А какого цвета наши гномы? (ответы детей)

— А давайте подарим им наши листики с волшебного дерева.

— Сколько листиков Маша дала каждому гному? (ответы детей)

— Хватило ли гномикам листиков? (Ответы детей)

— Что мы можем сказать о количестве гномов и листиков? (Ответы детей)

Воспитатель : Гномик Кохле, а ты не знаешь где гусеница Фифа??

Гномик : Я не знаю, а вы спросите у Лопушка.

Воспитатель : Пойдёмте искать Лопушка.

Ребята смотрите ежики и мышонок сидят и плачут, давайте подойдём и спросим почему они плачут?

Большой ежик : я растерял все свои большие желтые листики. А мне надо утеплить свою норку. Я никак не могу их найти.

Ежик поменьше: а я не могу найти свои средние красные листики, чтобы тоже утеплить норку.

Воспитатель: Мышка ищет свои маленькие зеленые листики. Ребята поможем ежатам и мышке? (Ответы детей)

— Ребята, а вы не хотели бы сделать разминку? (Ответы детей)

Зайка серенький сидит (сидят) (дети выполняют движения в соответствие с текстом)

И ушами шевелит

Вот так, вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так, вот так (прыгают)

Воспитатель : Посмотрите, а вот и Лопушок.

-Лопушок, а ты знаешь, куда Гусеница Фифа пошла?

Лопушок : Знаю! Скажу после того как вы выполните моё задание. (Дети садятся за стол)

Воспитатель : Давайте присядем и посмотрим что нам Лопушок приготовил.

Какие фигуры вы видите перед собой? (Ответы детей)

Надо разложить геометрические фигуры следующим образом :

Найдите и положите перед собой все круги-это будет гусеница, справа от гусеницы положите – квадрат, слева –треугольник, вверху- тонкий прямоугольник, внизу- объемный маленький прямоугольник.

— Справа от гусеницы что расположили?

— Слева от гусеницы что расположил…. ?

— Куда положил треугольник?

— Куда положил прямоугольник?

Лопушок : Молодцы! Вы выполнили задание. Гусеница Фифа пошла к Большому фиолетовому дереву, но дойти до него можно в определённой последовательности .

Впереди пойдёт- Кирилл, Марина- идёт сзади Кирилла, справа от неё Маша, слева от Марины- Никита, сзади Марины- Аня, справа от Ани- Саша, слева от Ани- Матвей, а сзади Ани- Ксюша, справа от Ксюши- Соня. и т. д.

Воспитатель : -Марина справа от тебя кто стоит? (Ответы детей)

— Ксюша слева от тебя кто стоит? (Ответы детей)

— Кирилл сзади тебя кто стоит? И т. д. (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы ребята! С такими замечательными друзьями мы быстро найдем Фифу. И мне, кажется, что наш путь подходит к концу, а вот и дерево.

— А вот и наша гусеница, здорова и невредима.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Ребята давайте присядем на травку, расскажем Фифе какие испытания встречались у нас на пути?

— С чем вы справились легко?

— А что было самое трудное?

— А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

А нам пора возвращаться в детский сад.

-Ножкой топни, в ладоши хлопни, вокруг себя повернись и в саду ты очутись! Вот мы и в группе.

На этом наше путешествие закончилось .

Мальчик Гео : И мне пора возвращаться домой. Спасибо, что помогли найти Гусеницу Фифу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Систематическое обучение на занятиях — важное средство образовательной.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Систематическое обучение на занятиях — важное средство образовательной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.

Конспект занятияФормирование элементарных математических представлений в средней группеПодготовила и провела Горелова Л.П.Цели:Обучающие:Знакомство с цифрой 5 (графическое изображение)Место нахождения.

Формировать элементарные математические представления, развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В поисках пропавшей куклы».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей №6» структурное подразделение детский сад «Дельта».

Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Ольга Ильина
Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется значительным накоплением наглядно- чувственных представлений и простейших понятий. У ребёнка активно развиваются наглядно образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого. Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему, ранее усвоенных.

Рабочая программа познавательно — речевого направления по ФЭМП для детей старшей группы

(с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы.

Программой предусмотрено проведение:

• диагностических занятий – 4;

• практических занятий –35.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей :

1. «Развитие речи» — развитие монологической речи при описании своих работ.

2. «Чтение художественной литературы» — рисование по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.

3. «Формирование целостной картины мира» — расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомство со строением предметов, объектов.

4. «Формирование элементарных математических представлений» — ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

Цель обучения математики не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

-развитие мотивационной сферы;

— интеллектуальных творческих сил;

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Формы организации НОД.

1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

.Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими

содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т. д.

Количество и счет

Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных, по качеству, элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их,: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, — часть меньше целого.

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже). шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему.

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» — развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Чтение художественной литературы» — решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира.

«Здоровье» — расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

«Социализация» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

«Труд» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

«Безопасность» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание».

К концу года дети шести лет могут:

• Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления па, понимать, что часть меньше целого.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов 2 способами.

• Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения.

• Размещать предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их ширины, длины, высоты, толщины.

• Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур (Количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон)

• Различать форму предметов: круглую, четырёхугольную, прямоугольную.

• Знать последовательность частей суток.

• Называть текущий месяц, день недели.

Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой Анонс Перспективное планирование поможет воспитателям организовать.

Ссылки для педагогов и родителей ССЫЛКИ в блоге Светланы Тюляковой Ссылки. Валяние из шерсти Ссылки. Сайты по кулинарии для тех кто любит готовить) Ссылки. Картинки,.