Моделирование экспертиза

Использование знаково-математического моделирования в судебно-почерковедческой экспертизе

юридические науки

  • Егорова Надежда Евгеньевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Заводова Виктория Владимировна , преподаватель
  • Ермакова Ксения Николаевна , преподаватель
  • Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
  • АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА
  • СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧЕРКА

Похожие материалы

В настоящее время судебная экспертиза является популярным и разносторонним направлением, так как включает в себя 12 разнообразных экспертиз: криминалистические, судебно-медицинские, судебные инженерно-технические, судебные инженерно-транспортные, судебные инженерно-технологические, судебные экономические, судебно-биологические, судебно-почерковедческие, сельскохозяйственные, судебно-экологические, экспертиза пищевых продуктов, искусствоведческие экспертизы [1]. Некоторые из вышеперечисленных аспектов судебной экспертизы переплетаются с математическим моделированием, к примеру, математическое моделирование широко используется в судебно-почерковедческой экспертизе.

Почерк — это сложная динамичная система, функционирующая в условиях влияния различных факторов [2]. Исследование такой системы без некоторого упрощения и формализации практически невозможно. Именно поэтому в судебном почерковедении стали широко применять знаково-математическое моделирование, поскольку, если его сравнить с другими видами моделей (физических, предметных), оно позволяет выделить скрытые признаки почерка.

Сам исследуемый объект чаще всего подразумевает вид используемой модели. Так, в почерке появляется индивидуальность, устойчивость и избирательная изменчивость, которые хорошо поддаются статистическому анализу, определению статистического характера их моделирования.

В судебном почерковедении широко применяют знаково-математическое моделирование, оно помогает выделить скрытые признаки почерка.

Интересно, что индивидуальность, устойчивость и избирательная изменчивость хорошо поддаются статистическому анализу.

Математическая модель в судебном почерковедении — это представленные количественные знания об объективно выявленных закономерностях, приложенных к конкретному почерку.

При этом среди математических методов, позволяющих провести судебную почерковедческую экспертизу, явно доминируют методы вероятностно статистического характера, а методы измерительно-статистического характера не так широко используются [1].

Рассмотрим один из методов моделирования — мысленное. Мысленное моделирование — почва, на которой базируется деятельность эксперта-почерковеда, руководствующегося общей методикой производства экспертиз.

Анализируя представленный почерк, эксперт выявляет ряд определенных эталонных признаков. Каждый вариативный набор из образов-эталонов письменных знаков можно сопоставить с некоторой моделью индивидуальности.

Известно то, что почерк — это слепок личности человека, и то, что все мы учимся писать с 6-8 лет, всех нас учат писать по определенным алгоритмам — одинаково. Сначала мы учимся писать печатными буквами, затем прописными. С переменой возраста изменяется наш характер, мировоззрение, мироощущение, убеждения, меняются и взгляды, так же меняется и почерк человека, который зависит непосредственно от характера человека и пола. Почерк выражает характер по наклону, нажиму, размеру. По самому почерку, по его характеру можно определить какой человек и что он из себя представляет.

В данной работе была поставлена цель: исследовать графологические характеристики представленных образцов: общее расположение, нажим, наклон, размер, очертания, ширину, правильность, связность, форма соединения, скорость, ритм, расстояния между словами и строками, поля и другие мелкие детали, такие как способ ставить точки, и другие знаки препинания, и по результатам анализа определить пол человека, пользуясь основными характеристиками (см. рис. 1).

Рисунок 1. Основные графологические характеристики подчерков [3]

Для исследования были взяты два образца почерков (см. рис. 2 и 3).

Рисунок 2. Первый образец подчерка

Анализируя почерк на первом образце, можно сделать предположение, что писал ребенок начальных классов, еще не сформировавшаяся личность. В тексте, присутствуют помарки. Несмотря на то, что по детскому почерку практически ничего сказать нельзя о характере человека, были рассмотрены отдельные аспекты и выявлены некоторые черты характера. В организации текста на листе просматриваются структурность, ровность строк, но не постоянство интервалов между буквами и словами, почерк неробкий, довольно размашистый. Относительно сильный нажим, который характерен для уверенных в себе людей; небольшой наклон вправо является наиболее распространенным, характерен для людей спокойных и уравновешенных, такие люди, как правило, общительны и оптимистичны; этот обладатель крупного почерка с направлением правоокружного и левоокружного движения соединением букв в словах, что свидетельствует тому, что этот человек открыт и коммуникабелен; очертания округлых букв четко прослеживается в тексте и это указывает на доброту и отзывчивость этого человека; по размашистому почерку можно сказать о щедрости этого человека и широкой открытой душе. Видно, что почерк неравномерный, но нет отсутствия знаков. Скорее всего, этот текст принадлежит мальчику 8–9 лет.

Рисунок 3. Второй образец подчерка

Второй образец принадлежит уже подростку более старших классов и поэтому можно попробовать сказать больше о характере этого человека. На первый взгляд в организации текста на листе просматриваются отсутствие структурности, присутствуют ошибки, непостоянство интервалов между строками и словами, почерк неравномерный, плохо выглядит. Равномерный легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека. Хаотичные изменения наклона почерка, свидетельствуют о нерешительности, низкой психологической устойчивости человека, о резких перепадах настроения. Возможно непостоянство и придирчивость к мелочам. Мелкий почерк свидетельствуют о способности человека к концентрации в делах, но это довольно сдержанный, расчетливый, скрытный и даже замкнутый человек. Между буквами в некоторых словах есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию и скорее всего, у него она хорошо развита. Наблюдается сразу три способа связи: петлевая, угловая и примыкающая, например, внезапные разрывы в написании букв могут указывать на неврологические заболевания, размашистые петли — свидетельство сильного гормонального всплеска. Направление движения при выполнении элементов букв как правоокружное и левоокружное, так и приводящее и отводящее, что так же свидетельствует о непостоянстве человека. Из этого следует, что это скорее всего мужской почерк, при этом возраст писавшего от 13 до 14 лет.

Таким образом, были рассмотрены и проанализированы два абсолютно разных почерка, выявлены различные характеристики, но поскольку представленные почерки принадлежат детям, говорить о личностях с сформировавшимся характером пока нельзя, но сделать определенные выводы и заключения уже можно.

Как оказалось, первый образец принадлежит мальчику Александру Епифанову (9 лет), а второй образец принадлежит мальчику Павлу Алексееву (13 лет), то есть сделанные из анализа выводы были верными.

Следует добавить, что почерк человека может сказать о многом, как о личных переживаниях, характере, так и о болезнях. Существует мнение, что в определенный момент времени, когда человек чем-то болен, меняется его почерк и он может указать на тот орган, который его беспокоит, и с выздоровлением почерк снова меняется. И в заключение, хочется сказать, что почерк человека — это его портрет, а изучение и анализ почерка — очень увлекательное и интересное занятие. Кроме того, заключение эксперта почерковеда, как и любого другого эксперта, это большой и трудоемкий процесс, требующий большого внимания к самым маленьким и, казалось бы, незначительным деталям. И наверно именно поэтому, профессия судебного эксперта является очень актуальной на сегодняшний день.

Список литературы

  1. Смирнов С,А, Российская энциклопедия судебных экспертиз. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sudexp.org/index/0-191 (дата обращения 10.03.2017).
  2. Лыкошин А. С. Экспертиза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.
  3. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: Курс лекций / П 65 Под ред. В. В. Серегина.— Волгоград: ВА МВД России, 2002.– 228 с.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Моделирование, экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды

Моделирование — метод исследования сложных объектов, явлений и процессов путем их упрощенного имитирования (натурного, математического, логического).

Каждый крупный хозяйственный проект должен предваряться экологической экспертизой. Экологическая экспертиза — оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. Т. е. оценка хозяйственных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической

безопасности и системе рационального природопользования. В

основе методики проведения экологической экспертизы лежит принцип комплексности оценки проекта. При проведении экологической экспертизы моделирование (расчеты) должно сочетаться с непосредственными исследованиями в природе. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Мониторинг окружающей среды — система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Различают мониторинг глобальный и региональный, импактный и фоновый.

Глобальный мониторинг — слежение за развитием общемировых процессов (напр., состоянием озонового слоя, изменением климата).

Региональный (локальный) мониторинг — слежение за природными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (напр., контроль за состоянием воздуха в городах).

Фоновый (базовый) мониторинг — слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.

Смотрите так же:  Регионы где платят пособие до 3 лет

Импактный мониторинг — слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

Мониторинг осуществляется с помощью различных технических средств, в т.ч. авиационной и космической техники, и с помощью биоиндикаторов, т.е. каких-либо живых организмов по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды (например, лихеноиндика-ция).

ДОКЛАД
Трехмерное графическое масштабное моделирование ДТП

Международная конференция «Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия при проведении судебных экспертиз. Правовые и методические вопросы судебной экспертизы». 24-25 апреля 2008г. г. Уфа.

Тезисы доклада «Трехмерное графическое масштабное моделирование ДТП».

Докладчик: Ли Виталий Николаевич, ООО «Судебная экспертиза».

Предлагается на обсуждение метод реконструкции ситуации ДТП с применением возможностей графических программ трехмерного моделирования.

Видео — трехмерное моделирование ДТП

Предлагаемый вниманию слушателей метод не является автоматизированным решением экспертной задачи и служит средством иллюстративного представления этапов исследования и выводов.

Концепция применения метода направлена на соблюдение основополагающих принципов судебной экспертизы: всесторонность и тщательность исследования, детальную проработку всех возможных вариантов развития ситуации.

Идея возникновения визуализированного представления этапов экспертного исследования (в данном случае транспортной трасологии) возникла в связи с перегруженностью описательными образами заключения эксперта, данного в традиционной письменной форме. При чтении стандартного заключения транспортно-трасологической экспертизы (ТТЭ), составленного на 10-20 машинописных листах, по мере приближения к выводам сторонний читатель все меньше и меньше представляет себе картину произошедшего.

Чаще всего, все внимание читающего обращено к содержанию выводов, и мало кто занимается сопоставлением изложенного в исследовательской части с содержанием выводов. Однако не стоит закрывать на это глаза, мол, данным недостатком подвержены практически все виды технических экспертиз. Всегда нужно помнить, что недостаточная ясность и полнота заключения эксперта может послужить основанием для назначения повторной экспертизы (ст. 20 ФЗ-73).

Нами предлагается называть видео-приложение к заключению эксперта уже известным и используемым термином: аудио-визуальный документ. Содержание данного документа соответствует содержанию заключения эксперта, данного в традиционной письменной форме с соблюдением методики ТТЭ.

По сути, данный вид экспертиз относится к ситуалогическим исследованиям, предметом которых являются события ДТП, изложенные в динамике. Причем рассматривается как событийное составляющее — установление механизма ДТП, так и обстоятельственное — положение автомобилей в момент столкновения.

Ситуалогическое исследование является комплексным и объединяет результаты других исследований: диагностических (установление характера и направления образования следов), классификационных (определение вида столкновения по характеру следов), идентификационных (определение следообразующих и следовоспринимающих объектов).

Основные преимущества применения предлагаемого способа (метода) изложения экспертного исследования можно разделить на несколько составляющих:


    Полное и ясное представление информации об объектах исследования. Имеется возможность представить осмотр автомобилей-участников ДТП в виде видеосъемки, имеющей неоспоримые преимущества перед статическим кадрами фотографий, не передающих объемность (глубину) и рельефность повреждений. До неподготовленного слушателя доводятся принципы экспертного осмотра, тем самым снимаются вопросы о достоверности и полноте использованных в ходе исследования исходных данных. Подвергаются тщательному анализу объекты экспертизы, не имеющие процессуального статуса — участки местности, здания и сооружения и другие немобильные объекты, на которые не может быть распространен режим вещественного доказательства.

На стадии моделирования участков местности и автомобилей выявляются ошибки или недочеты, образующиеся в результате абстрактности представляемых исходных данных. Абстрактность — упрощение вплоть до потери действительно важной информации, — вытекает из субъективности восприятия обстоятельств ДТП лицом, производящим осмотр места происшествия, составляющим схему ДТП, протокол осмотра ТС и пр.

Экспертиза электробытовой техники

С июня 2010 года ООО «Судебная экспертиза» проводит экспертизу электробытовой техники.

— установление работоспособности электробытовой техники при соблюдении нормальных условий эксплуатации (условий, предусмотренных производителем и указанным им в руководстве по эксплуатации, либо условий, устанавливаемых нормативными документами);

— определение наличия неисправностей и причин их возникновения;

— установление факта проведенных ремонтных работ;

— определение соответствия качества проведенного ремонта, или технического обслуживания электробытовой техники нормативным требованиям;

— определение соответствия технических характеристик электробытовой техники первоначальным параметрам, установленным производителем;

— установление соответствия технических характеристик электробытовой техники импортного или кустарного производства, нормативным требованиям, действующим на территории РФ.

— электроприборы для хранения продуктов (холодильники стационарные и переносные, морозильники);

— бельеобрабатывающие электроприборы (стиральные машины, центрифуги, сушильные аппараты, утюги, отпариватели);

— уборочные электроприборы (пылесосы, полотеры, вакуумные очистители);

— электроприборы микроклимата (вентиляторы, тепловентиляторы, увлажнители, кондиционеры, климатизеры);

— электровоздухоочистители (пыле-газоуловители, ионизаторы);

— электроприборы для нагрева воды (водонагревательные проточные и аккумуляционные, кипятильники погружные);

— кухонные электроприборы (посудомоечные машины, плиты, жаровые шкафы, СВЧ-печи, универсальные кухонные машины, соковыжималки, миксеры, блендеры, кофемолки, мясорубки …);

— электроприборы личной гигиены (бритвы, фены, эпиляторы, щипцы для волос, фены, машинки для стрижки волос, сушилки для рук);

— Электроинструменты (дрели, перфораторы, лобзики, пилы, газонокосилки, отбойные молотки, бетономешалки…);

— отопительные электроприборы (тепловые пушки, камины, радиаторы, конвекторы, инфракрасные обогреватели…);

— электровакуумные агрегаты (насосы, помпы);

— автотрансформаторы и стабилизаторы напряжения;

При назначении экспертизы электробытовой техники заказчик предупреждается о возможном частичном разрушении компонентов устройства (демонтаж неразъемных соединений), что зачастую необходимо при поиске неисправности и определении причин ее возникновения.

В ходе проведения экспертизы при моделировании внешних воздействий, у исследуемого прибора могут возникнуть дополнительные неисправности и повреждения, о чем Заказчик также предупреждается.

При решении вопросов о соответствии технических выходных параметров устройства номинальным или установленным производителем, в обязанности Заказчика экспертизы входит предоставление расходных материалов для проведения экспертных экспериментов, если это необходимо исходя из функций, выполняемых устройством (исключение — электроприборы личной гигиены и т.п.).

Применение метода моделирования в судебной экспертизе

Моделирование является эффективным методом при решении многих практических задач, которые сложно реализовать экспериментальным путем.

Метод моделирования направлен на работу не с реальными объектами криминалистического исследования, а с их физическими (или иными) аналогами. В данном случае модель наделяется свойствами, характерными для реального объекта исследования.

Криминалистическое моделирование является сложным процессом построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов, в котором применяются знания из различных отраслей науки и техники. Это позволяет использовать в процессе одного исследования различные методы, сопоставить полученные результаты, тем самым обеспечить достоверность результатов, которые могут быть перенесены на реальный объект исследования. Моделирование может производиться на всех стадиях процесса расследования преступления.

В зависимости от характера изучаемых процессов в системе модели разделяют на детерминированные (отображают процессы, в которых отсутствуют случайные воздействия), стохастические (служат для описания вероятностных процессов и событий), динамические (отражают поведение объекта во времени), статические (описывают состояние объекта в фиксированный момент времени), дискретные (описывают прерывистые процессы), непрерывные (противоположность дискретных моделей).

В зависимости от формы представления объекта выделяют модели: реальные (физические) — воспроизводят внешние признаки и способы функционирования физических объектов; наглядные — представляют реальный объект в виде схем, диаграмм, графиков; абстрактные — используют для познания систем, которые невозможно реализовать физически.

Достаточно наглядным примером могут служить виды математической модели: аналитические, в которых цели моделирования достигаются за счет математических преобразований; имитационные, в которых модель воспроизводит на ЭВМ процессы, происходящие в системе.

Процесс моделирования и его эффективность зависят от правильности формулирования задачи, которую предстоит решить, и представления результатов моделирования. Поэтому сам процесс начинается с формулирования проблемы о целесообразности применения именно этого метода исследования и должен включать три этапа: построение и фиксация модели объекта; изучение модели; реализация модели и проверка полученных результатов.

В настоящее время эксперты-практики, следователи столкнулись с целым рядом таких задач, которые связаны с расследованием дорожно-транспортных происшествий и фальсификацией их обстоятельств. Примером одной из таких задач может служить установление условий ДТП и соответствие следовой картины на кузовных элементах транспортных средств данным условиям. Как правило, при столкновении повреждениям подвержены элементы кузова автотранспортного средства, реже — несущие конструкции (лонжероны, рамы, подрамники и т.д.).

Решение данной задачи должно строиться на детальном анализе результатов контактного взаимодействия, предполагаемых условий совершения ДТП и на построении математической и физической модели либо применении комплексного моделирования. При несложном анализе этих элементов можно увидеть, что все они представляют собой жесткие конструкции. Причем жесткость их в разных поперечных сечениях (направлениях силового воздействия) будет различной.

На заводах-изготовителях для проведения исследований деформаций кузовных частей и несущих конструкций применяются краш-тесты. Смоделировать условия удара достаточно сложно, поскольку данный процесс является многофакторным. Однако проектные расчеты жесткости и деформаций при динамическом нагружении можно применить при оценке примерной скорости движения транспортного средства.

Построение модели основано на использовании специальных знаний из теории взаимодействия материалов, их сопротивлении приложенным нагрузкам и изучении деформаций, полученных при соответствующем нагружении. Данная теория является научно обоснованной, проверенной эмпирически, а ее результаты применяются при проектировании несущих конструкций зданий, сооружений, транспортных средств и т.д. По этой причине применение этих положений на практике и конкретно в данном случае является возможным.

Ввиду сложности указанной задачи ее решение не может быть достигнуто без определенных допущений. Во-первых, сам процесс столкновения транспортного средства с преградой является динамическим. Расчет в данном случае будет значительно отличаться от условий статического нагружения. При этом действующие усилия и напряжения должны учитывать коэффициент динамичности kдин. Во-вторых, при расчете деформаций каждого конкретного участка кузовного элемента необходимо учитывать его форму, участок поверхности, к которой приложена нагрузка и ее направление. В-третьих, необходимо знать величину приложенной нагрузки, которая будет зависеть от величины инерционной массы транспортного средства.

Попытаемся проанализировать величину прикладываемой удельной нагрузки. Для этого необходимо знать вес транспортного средства (у каждого он будет свой), площадь контакта и направление приложенной нагрузки.

С этой целью необходимо обратиться к анализу процессов, происходящих при движении объекта и его контакте с преградой. Предположим, что до момента удара объект двигался с постоянной скоростью, без ускорения. Как правило, ДТП случаются при несоответствии реакции водителя и происходящих на дороге событий. Для простоты расчетов первоначально пренебрежем торможением.

При ударе происходит передача кинетической энергии Ек одного объекта другому, а также расходование ее на упругую и пластическую деформации кузовных частей одного и второго транспортного средства.

Удар, или момент столкновения транспортного средства с преградой, является процессом кратковременным. Он сопровождается не только энергети-ческим взаимодействием, но и изменением скорости движения транспортного средства, ускорения, а также направления его движения.

Логика его определения заключается в следующем. Пусть скорость движения транспортного средства в момент времени t0 была равна V0. Это значит, что мгновенно изменить направление перемещения и указанное значение скорости практически невозможно. Если принять в качестве преграды объект, обладающий очень большой инерцией, то транспортное средство будет двигаться при первоначальном контакте с той же самой скоростью V0 до тех пор, пока его скорость не будет равна нулю. Этот промежуток времени очень мал и составляет доли секунды. Полная остановка транспортного средства происходит по окончании процесса пластического деформирования несущей конструкции транспортного средства и его кузовных элементов.

При этом происходит импульсное воздействие силы на объекты. Воздействие силы наблюдается в промежутке времени (t1, t2). Импульс силы в данном случае будет определяться по известной из кинематики зависимости.

Попытаемся оценить величину временного промежутка, в течение которого происходит силовое взаимодействие.

С учетом указанных допущений произведем расчет времени силового взаимодействия, ускорения транспортного средства при его торможении и примерное значение силы, воздействующей на участке ее приложения. Примем первоначальные значения деформаций для каждого значения скорости. Это расстояние транспортное средство пройдет за промежуток времени, рассчитываемый по формуле для определения скорости равномерного движения. Данное допущение принято ввиду малой величины перемещения по сравнению со скоростью движения. Из проведенного расчета следует, что силовое воздействие при высоких скоростях движения транспортного средства может превышать его массу в десятки раз.

Полученные результаты позволяют установить качественную и количественную зависимость нагрузки, или величины силового воздействия, от массы объекта и его скорости. Таким образом, метод моделирования и совокупность несложных расчетов позволяют установить истину по расследуемому событию.

Многие реальные задачи были решены за счет использования (применения) математических методов, но еще больше остаются до сих пор не решенными. Важными являются задачи в социально-правовой сфере, где изучаются социальные явления и процессы. Однако адекватность моделей достаточно низка, проверить соответствие между моделью и социальным фактором также достаточно сложно.

К таким задачам относится прогнозирование роста преступности и превентивные меры по его предотвращению. Данная задача решена в технике, например при прогнозировании научно-технического прогресса, дальнейшего развития техники и технологий. В криминалистической же сфере перечисленные задачи пока остаются нерешенными, следовательно, есть перспективы использования современных достижений науки и техники в борьбе с преступностью и ее прогнозированием.

А.А. Курин — старший преподаватель Волгоградской академии МВД России.

Экспертиза и моделирование образовательных систем экспертиза

Главная > Документ

ЭКСПЕРТИЗА И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Экспертиза как метод исследования образовательно-организационной системы школы ориентирована, прежде всего, на компетентность и опыт специалистов-экспертов (от лат. expertus – опытный), которые выступают в качестве важнейших «инструментов» этого исследования. Вместе с тем, в процессе экспертизы используется также ряд диагностических методик, с помощью которых может быть получена структурированная количественная информация, необходимая для системного анализа (сравнения, ранжирования, выявления динамики тех или иных процессов и т.п.).

Экспертиза организационно-образовательной модели

Экспертиза образовательной среды

Диагностика отношения к школе

Определение организационной культуры

Определение доминантного типа среды

Диагностика удовлетворённости работой

Вся совокупность разнообразных сведений, полученных из самых разных источников в процессе проведения экспертизы, обобщается и осмысляется экспертной группой, даются характеристики и строятся модели различных компонентов образовательной и организационной подсистем.

В науке под моделированием (от лат. Modulus мера) понимается метод исследования различных объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности, сохраняющих некоторые основные особенности этой реальности. Полученные на моделях данные переносятся на сами объекты, служат основой для практической деятельности, направленной на эти объекты.

Метод моделирования применяется как для исследования структуры объектов – структурное моделирование, так и для исследования протекающих в нем процессов – функциональное моделирование.

Построение знаковой (логико-математической) модели такой сложной и многомерной реальности как организационно-образовательная система школы позволяет отобразить ее в наглядном и структурированном виде, а также обнаруживать в ней ряд скрытых внутренних свойств, что крайне важно для эффективного управления этой системой.

Знаковое функциональное моделирование организационно-образовательной системы позволяет успешно осуществлять ряд функций, связанных со стратегическим планированием развития школы:

изучение организационно-образовательной системы с целью ее более эффективного использования и дальнейшего совершенствования;

предсказание последствий вносимых в систему изменений и обеспечения, таким образом, основы для планирования, прогнозирования и проектирования;

формирование представления о новом типе организационно-образовательной системы, которого пока не существует в реальной практике данной школы.

Однако следует иметь в виду, что возможность переноса результатов, полученных в ходе построения моделей, на оригинал носит ограниченный характер. Любая модель, отображая основные характеристики исследуемой реальности, неизбежно вносит в образ этой реальности ряд допустимых упрощений. Степень допустимости упрощений зависит от соответствующей гипотезы, на основе которой создавалась данная модель. В частности, одним из основных недостатков всех знаковых моделей является трудность учета в них качественных показателей объекта. Это значит, что, анализируя на основе данной модели организационно-образовательную систему школы, мы скорее фиксируем факт наличия или же отсутствия того или иного системного элемента (структуры, процесса, связи), нежели оцениваем качество функционирования этого элемента.

Важнейшие требования к знаковым моделям заключаются: в простоте и понятности для пользователей; представительности во всем диапазоне возможного использования; достаточной сложности, обеспечивающей отражение изучаемой системы.

На основе проведенного анализа вырабатываются соответствующие рекомендации по совершенствованию и развитию образовательно-организационной системы школы.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

1.1. Описание основных моделей

Для анализа организационно-образовательной системы школы нами использован подход, разработанный группой консультантов в области образования.  Данный подход получил международное признание и на протяжении двадцати лет используется в Нидерландах, Бельгии, Англии, Германии, Швеции и других европейских странах, а теперь также и в России.

В основе предлагаемой классификации организационно-образовательных моделей лежит градация способности школ к эволюционному развитию в контексте реализации трех основных организационных функций:

способность к гибкости – управление образовательным процессом, приспосабливая его к меняющимся социальным условиям;

способность к усложнениям – развитие образовательного процесса в школе от простого к более сложному;

способность к организационному развитию – организационные изменения школы как на внешнем, так и на внутреннем уровне.

В соответствии с данными критериями выделяется пять образовательных моделей школ: отборочно-поточная, постановочная, смешанных способностей, интегративная и инновационная, а также – пять организационных (управленческих) моделей: сегментная, линейная, коллегиальная, матричная и модульная.

Основное положение данного подхода заключается в наибольшей практической эффективности деятельности школы при взаимосоответствии определенных образовательной и организационной моделей, а именно: отборочно-поточной и сегментной; постановочной и линейной; смешанных способностей и коллегиальной; интегративной и матричной; инновационной и модульной.

Таким образом, рассматривается пять основных моделей школ, представляющих собой комбинации соответствующих образовательных и организационных моделей:

Важнейшая черта данной модели – высокий уровень автономности учителя (как отдельного сегмента системы), который, преподавая свой предмет в классе, сам оценивает свою работу, имеет минимум деловых связей с другими учителями; применяемые методы преподавания, как правило, традиционны, формальны и прямолинейны. Главный критерий эффективности преподавания – достижение формальных результатов обучения, проявляющихся на экзаменах.

Данная модель предусматривает ограниченный набор образовательных целей (когнитивных и ориентированных на государственные стандарты в рамках школьных предметов); разделение учащихся на «сильные» и «слабые» потоки; отсутствие межпредметных связей; стабильно фиксированные критерии успешности учащихся.

Благодаря строгому предварительному отбору учащихся в соответствующие потоки образовательный процесс носит унифицированный характер. Воспитательная работа со школьниками направлена, прежде всего, на поддержание учебной дисциплины и поддержание высоких результатов обучения.

К сильным сторонам отборочно-поточно-сегментной модели могут быть отнесены ясность образовательных результатов и «свобода действий» учителя в рамках своего предмета. Слабые стороны: негибкое преподавание, отсутствие реальной оценки деятельности учителей, ограниченные возможности для инноваций, обусловленные вялым административным управлением и отсутствием консультативных механизмов между педагогами.

Линейно-постановочная модель

Введение линейно-постановочной модели направлено на учет различных способностей детей при освоении разных школьных предметов путем дифференциации образовательного процесса в рамках нескольких традиционно наиболее «важных» дисциплин, таких как математика и языки. Для этих предметов предусматривается два-три уровня обучения. Однако, в основе постановочной модели обучения лежит практически та же философия, что и в основе отборочно-поточной.

Отличительной чертой линейно-постановочной модели является более четкая функция администрации как координирующего органа. Здесь заместители директора не только отвечают за обучающий и воспитательный процессы, но и курируют работу методических объединений. Администрация обеспечивает возможность смены учащимися уровня обучения по отдельным предметам на основе периодических тестирований. Ряд возникающих в связи с этим методических и организационных проблем требует более централизованного и иерархического управления. Четкость позиции администрации и директивный характер распоряжений определяют «что» и «как» следует делать учителям и методическим объединениям, что предотвращает собственную интерпретацию вводимых инноваций.

В данной модели несколько усиливается также роль методических объединений, что обеспечивает более тесную кооперацию учителей, входящих в эти объединения. Руководители методических объединений консультируют администрацию по учебным вопросам, однако, не могут превышать функциональных иерархических пределов, установленных администрацией.

В школе может существовать структура, осуществляющая воспитание и психолого-педагогическое сопровождение учащихся – классные руководители и учителя, занимающиеся коррекционным обучением. Учащихся консультируют по вопросам профилирующих предметов, необходимых для поступления в тот или иной вуз и т.п.

Данная модель обладает определенным инновационным потенциалом, поскольку нововведения могут быть достигнуты за счет административной воли и власти. Смешанно-коллегиальная модель

При обучении по модели «смешанных способностей» разделение учащихся на тех, кому нужна помощь учителя и «одаренных» происходит внутри класса, т.е. не существует предварительного отбора и перегруппировок. Соответственно, перед учителями ставятся более сложные методические задачи: принимаются гибкие решения о времени изучения той или темы, о балансе использования групповых и индивидуальных форм работы, о делении учащихся на рабочие группы и т.п.

Модель «смешанных способностей» обладает существенным потенциалом для индивидуального обучения.

Деятельность учителя на уроке лимитируется, в основном, рекомендациями методического объединения и в меньшей мере требованиями администрации. Именно в рамках методических объединений организуется взаимные консультации учителей, постоянное повышение их преподавательского мастерства, координируются программы и учебные планы различных классов и т.п. Такие задачи могут успешно решаться только на основе коллегиальной организации. Однако, поскольку каждое методическое объединение обычно замыкается на решении узко предметных проблем, возникает необходимость в создании общешкольного координационного органа, в который входят директор, его заместители и руководители методических объединений. Здесь на основе консенсуса вырабатываются решения, приемлемые для большинства участников. Таким образом формируется некая общешкольная стратегия, хотя границы интересов методических объединений и отдельных предметов так до конца и не преодолеваются.

Воспитательная работа в рамках данной модели осуществляется классными руководителями и направлена на развитие личностного и группового функционирование учащихся. Сотрудничество учащихся рассматривается как необходимое условие эффективного обучения. Классные руководители информируют учителей-предметников о проблемах, возникающих у тех или иных учащихся, однако проблемы воспитания никогда не становятся предметом работы методических объединений.

Кооперация педагогов на основе методических объединений и коллегиального органа является хорошей предпосылкой для изменения организационных процессов и введения образовательных инноваций в школе, если эти нововведения не затрагивают стирания границ между отдельными предметами. Кроме того, в такой модели особую роль приобретает характер организационной культуры педагогического коллектива, который может существенно ограничивать принятие инноваций, если они выходят за рамки принятых «культурных стереотипов».

Трехмерное моделирование в судебной экспертизе

[vc_row][vc_column][vc_column_text title=»Трехмерное моделирование в судебной экспертизе» stitle=»Трехмерное моделирование в судебной экспертизе»]

Трехмерное моделирование в судебной экспертизе

С каждым годом человек все сильнее развивает свою техническую мощь. Никто не может представить себя без мобильного телефона и компьютера. Такие возможности, которые создал для себя сам человек, позволяют совершенствоваться во многих сферах жизни. Такой момент касается и криминалистики.

Так следует отметить, что вместе с активным техническим прогрессом растут и требования к качеству заключений судебных экспертиз.

Сферы применения указанных программ обширны (кинематография, мультипликация, компьютерные игры, архитектура, инженерия и многое другое). Однако это не все. Возможностями трехмерного моделирования заинтересовались эксперты. Интерес проявляется не только на стадии предварительного исследования, но и при производстве экспертиз.

Остановимся на возможности применения моделирования и «прорисовки» возможных ситуаций в решении ситуационных экспертиз. Программа содержит модуль – средство для анимации персонажей, выполнен в виде plug-in’а (плагина), состоит из двух независимых модулей: создание и анимация скелета, и модификатора, позволяющего связать скелет с сетчатой полигональной оболочкой персонажа. Наибольший интерес представляет скелет, который может иметь различный внешний вид.

Его возможность генерировать реалистичные движения человека, устранение проблем, связанных с программным решением обеспечения движения человеческого тела в трех измерениях, наличие взаимосвязанного комплекса суставов и их связь с условным центром тяжести, а также воспроизведение динамики, в соответствии с законами гравитации, возможность визуально, соответственно предлагаемым ситуациям, взаимно располагать в трехмерном пространстве сами фигуры моделей, их отдельные члены, вносить в сцену условные орудия совершения преступления и многое другое позволяет решать большой круг вопросов, вынесенных на разрешение ситуационных экспертиз, связанных с их наглядностью и визуальным восприятием. Возможность создания скелета с учетом метрической системы измерений позволяет производить сопоставление моделей в сцене с учетом реального роста участников событий. Отдельного внимания заслуживает то обстоятельство, что после подготовки сцены и ее предварительной визуализации сохранять на электронные носители можно файлы, фиксирующие как отдельные моментные условия событий в виде растровых изображений, так и развитие динамики событий с сохранением в видеофайл или аудиовизуальный документ.

Большая функциональность программы позволяет дать ответы на наиболее частые вопросы, задаваемые эксперту в ходе проведения экспертиз.

В практике известен случай, когда в судебном заседании подсудимый заявил об обстоятельствах причинения повреждений потерпевшему при условии, когда тот сам наткнулся на нож во время нападения на обвиняемого, у которого в руке был нож. При исследовании трупа установлено, что колото-резаная рана располагается на передней поверхности брюшной стенки, в эпигастральной области, направление раневого канала спереди назад, сверху вниз. При допросе эксперту был задан вопрос о возможности образования повреждения при указанных подсудимым условиях. Наличие схем, иллюстрирующих указанную экспертизу, выполненных в графическом редакторе, позволило исключить такой вариант их образования.

Таким образом, широкое распространение и доступность, а также многообразие компьютерных программ трехмерного моделирования, применяемых в различных, в основном «не смежных» с медициной сферах, простота использования отдельных модулей и плагинов этих программ может оказать существенную помощь судебно-медицинским экспертам и участникам следственных действий в устранении части пробелов, связанных с недостаточностью документальных сведений, иллюстрирующих варианты развития событий совершения преступлений (фототаблиц, схем, видеофрагментов и др.), предлагаемых на разрешение ситуационных судебно-медицинских экспертиз.

Отдельным моментом является трехмерное графическое масштабное моделирование ДТП.

Идея возникновения визуализированного представления этапов экспертного исследования (в данном случае транспортной трасологии) возникла в связи с перегруженностью описательными образами заключения эксперта, данного в традиционной письменной форме. При чтении стандартного заключения транспортно-трасологической экспертизы (ТТЭ), составленного на 10–20 машинописных листах, по мере приближения к выводам сторонний читатель все меньше и меньше представляет себе картину произошедшего.

Чаще всего, все внимание читающего обращено к содержанию выводов, и мало кто занимается сопоставлением изложенного в исследовательской части с содержанием выводов. Однако не стоит закрывать на это глаза, данным недостатком подвержены практически все виды технических экспертиз.

Нами предлагается называть видеоприложение к заключению эксперта уже известным и используемым термином: аудиовизуальный документ. Содержание данного документа соответствует содержанию заключения эксперта, данного в традиционной письменной форме с соблюдением методики ТТЭ.

Основные преимущества применения предлагаемого способа (метода) изложения экспертного исследования можно разделить на несколько составляющих.

Полное и ясное представление информации об объектах исследования. Имеется возможность представить осмотр автомобилей-участников ДТП в виде видеосъемки, имеющей неоспоримые преимущества перед статическим кадрами фотографий, не передающих объемность (глубину) и рельефность повреждений.

На стадии моделирования участков местности и автомобилей выявляются ошибки или недочеты, образующиеся в результате абстрактности представляемых исходных данных. Абстрактность – упрощение вплоть до потери действительно важной информации, – вытекает из субъективности восприятия обстоятельств ДТП лицом, производящим осмотр места происшествия, составляющим схему ДТП, протокол осмотра ТС и пр.

Донесение до других субъектов судебной экспертизы (органов и лиц, назначивших ее проведение, участников процесса) логической последовательности перехода от анализа установленных свойств объектов к обстоятельствам, приведшим к их образованию. Здесь речь идет об анализе трасологической классификации – крайне важном аспекте, восприятие которого влияет на правильное понимание постулатов экспертного исследования, ложащихся в основу выводов о первоначальном направлении движения автомобилей и взаимном расположении автомобилей в момент удара.

Моделирование обстоятельств ДТП на реальном изображении местности позволяет установить саму возможность существования факта.

Сама анимация ДТП, являющаяся одним из способов ретрологического исследования, позволяет установить по тщательно проанализированным последствиям причины их возникновения.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д. 15, офис 409