Осаго несколько виновников дтп

Содержание:

Выплата по ОСАГО, если в ДТП пострадало несколько автомобилей

Ругать страховые компании за выплаты по ОСАГО давно считается правилом хорошего тона для большинства российских водителей. Все знают, что страховщики платят мало и неохотно. При этом далеко не каждый страхователь способен ответить на вопрос, который также напрямую касается его финансовых интересов, а именно: «Какова максимальная сумма, которую страховая компания может заплатить по ОСАГО в случае ДТП?».

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Между тем, п. 4 полиса и п. 10 Правил ОСАГО 2012 информирует автовладельцев, что:

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора,) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 тысяч рублей.»

Любой мало-мальски грамотный автомобилист или водитель, уже попадавший в серьезные аварии, может себе представить, насколько малы эти узаконенные размеры страховых выплат. Особенно, если «угораздило» встретиться с иномаркой представительского класса или стать виновником ДТП с участием нескольких автомобилей.

И если с одним автомобилем все очевидно (максимум 120 тысяч), каким образом рассчитывается возмещение, если пострадавших ТС несколько, а заплатить всем вместе могут не более 160 тысяч рублей?

Из пункта 65 Правил ОСАГО: «В случае если страховая выплата будет выплачена нескольким потерпевшим и сумма их требований . превышает установленную пунктом 10 Правил страховую сумму (160 тысяч), страховые выплаты производятся пропорционально отношению этой страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших. ».

Разберем ситуацию на конкретном примере

В происшествии пострадали 3 автомобиля. После проведения технической экспертизы оказалось, что ущерб, нанесенный 1-му авто составил 20 тысяч, 2-му – 120 тысяч, 3-му – 180 тысяч.

Вычислим Кпр – коэффициент пропорциональности.
Кпр = 160 / (20 + 120 + 180) = 0,5.

  1. Выплата 1-му = 0,5 х 20 = 10 тысяч.
  2. Выплата 2-му = 0,5 х 120 = 60 тысяч.
  3. Выплата 3-му = 0,5 х 180 = 90 тысяч.

В сумме все выплаты составят, соответственно, 10 + 60 + 90 = 160 тысяч рублей.

Но тут важно не забывать еще одно условие, которое также оговаривает п. 65 Правил ОСАГО – «выплата на одного пострадавшего не может превысить 120 тысяч»

Что делать, если не доплатили

Как видно из приведенного выше примера, при пропорциональном распределении страхового возмещения на нескольких пострадавших ТС, недовольными остаются зачастую все автовладельцы. И все те, кого страховая выплата не устроила, в одинаковой степени, вправе подать на виновника ДТП в суд и взыскать с него недостающие суммы.

Конечно, если имеется полис КАСКО , лучше и проще обратиться за выплатой по нему. Но, даже если бы все пострадавшие были застрахованы по КАСКО и дружно обратились бы за полноценным возмещением в свои страховые компании, это совсем не означает, что виновнику крупного ДТП не придётся в дальнейшем раскошеливаться.

Для многих водителей оказывается неожиданным существование такого понятия, как суброгация. Суброгация – право страховщика по КАСКО после всех произведенных своему клиенту выплат потребовать с причинителя вреда (и его страховой компании) компенсации понесенных расходов. Понятно, что 120 тысяч заплатит СК по полису ОСАГО, а все, что выше. придется возмещать из своего кармана незадачливому автолюбителю. Если, конечно, он не был столь предусмотрителен и не оформил дополнительно к ОСАГО страховку ДСАГО (расширение автогражданки), увеличивающую ответственность страховщика от 120 до 300, 600 и более тысяч рублей, и позволяющую избежать множества проблем.

Как добиться выплаты по ОСАГО, если виновника ДТП установить не удалось

Предположим, вы аккуратно двигались в своем направлении, неукоснительно соблюдая ПДД, как вдруг сзади, где-то в районе багажника, раздался громкий удар. Не успел ваш ремень безопасности выскользнуть по требованию пальцев из замка, а виновник аварии уже скрылся с места инцидента. Куда бежать, кому звонить, как не усугубить и без того паршивую ситуацию?

Во-первых, бросьте якоря. Не вздумайте гнаться за обидчиком, а не то сами станете недобросовестным автомобилистом, боязливо покинувшим место аварии. Как и полагается, включите «аварийку», достаньте из подбитого багажника знак аварийной остановки. А прежде, чем позвонить в 112, просмотрите запись с видеорегистратора — при наличие такового, разумеется.

Хорошо, если гаджет поможет вам идентифицировать машину виновника. Перепишите марку, модель транспортного средства и, конечно, госномера. Те данные, что удалось раздобыть самостоятельно, сразу передайте правоохранителям. Они же вас сориентируют, что делать дальше: дожидаться гаишников на месте происшествия или двигаться в сторону поста.

Счастливые обладатели КАСКО, получив на руки справку от ГИБДД, могут спокойно выдохнуть. А тем, у кого в арсенале имеется лишь ОСАГО, за свою страховую компенсацию еще придется побороться. В ваших интересах найти свидетелей, придорожные камеры видеонаблюдения — в общем, собрать максимум информации об «авторе» ДТП. Ведь нет второй «автогражданки» — нет и денег. А искать его за вас никто толком не будет, так уж у нас в стране повелось.

Водителей, 5 раз попавших в ДТП не по своей вине, будут лишать прав

В каких ситуациях ни в коем случае не стоит избегать аварии

Если виновника аварии все же установят и выяснится, что его гражданская ответственность застрахована должным образом, то вы без проблем получите вожделенную компенсацию, а он — суровое наказание: напомним, оставление места ДТП безжалостно карается лишением «прав» на срок до 1,5 лет или арестом до 15 суток.

Беглец нашелся, а его полис ОСАГО — в базе РСА или вообще — нет? Тогда единственный способ безвозмездно восстановить авто — добиться возмещения ущерба от зачинщика аварии через суд. Это долго, дорого и не всегда работает.

А что же остается тем, кто пострадал в автомобильной битве с «невидимкой» — человеком, которого отыскать не получилось? Да, Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает выплаты постарадавшим в подобной ситуации. Правда, есть нюансы.

– Важно помнить, что в случае неустановки виновника ДТП выплаты полагаются только за вред, причиненный жизни или здоровью, но не имуществу. Если зачинщик установлен, но договор ОСАГО он не заключал, то у потерпевшего тоже есть право на компенсационные выплаты за вред жизни и здоровью — они ограничены суммой в 500 000 рублей на каждого пострадавшего, — рассказал порталу «АвтоВзгляд» эксперт юридической фирмы «Середин и партнеры» Алексей Середин.

Чтобы получить компенсацию, водителю необходимо обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА) с соответствующим заявлением и тем же комплектом документов, которые он бы собирал для страховой компании. На рассмотрение обращения РСА законодательно отводится 20 рабочих дней: по итогу страховщики либо перечисляют потерпевшему средства, либо направляют мотивированный отказ. Его при желании можно обжаловать в суде.

Любопытно, что статистику по произведенным выплатам и выданным отказам РСА не раскрывает. Однако, судя по количеству дел, доведенных таки до суда, этот Союз компенсирует вред жизни или здоровью крайне неохотно. Отчасти это связано с тем, что на отношения, возникающие в подобных ситуациях между потерпевшими и РСА, не распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей».

Виновники ДТП тоже начнут получать деньги по ОСАГО

С 1 июня вступает в силу новая редакция закона «Об ОСАГО». В соответствии с ней, максимальная выплата в случае оформления аварии по европротоколу, без вызова ДПС, поднимается с 50 000 до 100 000 рублей. Напомним, что на территории Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2014 года действует безлимитный европротокол — с верхней планкой выплаты 400 000 рублей. Такой способ оформления возможен, если в ДТП не пострадали люди.

Кроме того, чтобы оформиться по этой схеме у водителей-участников аварии на смартфонах должно быть установлено специальное мобильное приложение, разработанное страховщиками под контролем Центробанка. С его помощью все последствия ДТП должны быть зафиксированы и отправлены в страховые компании участников происшествия. Но на данный момент ЦБ только-только прислал разработчику этого приложение, Российскому союзу автостраховщиков (РСА), свою рецензию на этот программный продукт. В связи с этим, по мнению президента РСА Игоря Юргенса, теперь водителей, желающих воспользоваться механизмом европротокола, ожидают дополнительные проблемы.

Смотрите так же:  Работа юристом в николаеве

‒ Вся эта работа должна была быть с точки зрения государства синхронизирована с работой «ЭРЫ-ГЛОНАСС». Этого не произошло, поэтому сейчас, с 1 июня, определенные трудности совершенно точно будут. Тем более, что наши коллеги из ГАИ (хотя и расположены к нам очень конструктивно), с сокращением их личного состава выезжать на место ДТП они будут плохо, если вообще будут выезжать, ‒ считает он.

Теоретически, в доработанном виде использовать мобильное приложение по оформлению европротокола нужно будет следующим образом.

Сначала по QR-кодам на полисах проверяется их подлинность, далее фотографируются все детали обстановки после ДТП. Все это пересылается в РСА. Следующий этап — визит автовладельца в свою страховую компанию для бумажного оформления произошедшего. После этого страховщик принимает решение о выплате. Однако в случае, когда участники ДТП не смогли договориться между собой кто виноват и ни у кого нет мобильного приложения РСА, каждый из них, согласно законодательству, получит по 50% от страховой выплаты.

‒ Кто-то незаслуженно заработает деньги, кто-то недополучит 50%, ‒ пояснил Юргенс.

Взыскание денег с виновника ДТП. Изменения в законодательстве.

Листая Пикабу, я практически каждый день вижу множество постов про то, как страховые компании или пострадавшие в ДТП требуют с виновника ДТП денег, несмотря на то, что страховая выплата не превысила 400 тысяч рублей.

Когда смотришь комментарии, то большинство сводится к «добрым» советам — денег не платить, посылать в лес и «совсем обнаглели, жулики».

Устав спорить в комментариях о том, что пострадавшие в ДТП и даже страховые компании (внезапно, правда?) правы, я решил создать этот пост.

Что такое ОСАГО — знают все, про максимальный размер страховой выплаты (при повреждениях только авто) в 400 тысяч рублей знают тоже практически все, но вот про изменения в нашем законодательстве слышали очень не многие.

Как было с самого начала? Страховые компании считали стоимость восстановительного ремонта по своим внутренним убеждениям в минимальном размере, пострадавший пересчитывал эту сумму у первого попавшегося оценщика по среднерыночной стоимости, а разницу почти всегда суд взыскивал со страховой компании, виновник ДТП в этом процессе не участвовал (кроме случаев регресса, но мы о них сейчас не говорим).

Как стало потом? Страховые компании пролоббировали через Центробанк Единую методику определения расходов на восстановительный ремонт и стали выплачивать деньги по минимальным расценкам, несмотря на то, что для ремонта пострадавшего в ДТП авто в реальности требовалось намного бОльшая сумма, но виновник ДТП в этом процессе опять не участвовал, так как все суды считали, что доплачивать разницу пострадавшему должна только страховая компания и только в том случае, если она занизила выплату по Единой методике. Ну а если выплата не была занижена, но ее все равно не хватило потерпевшему на ремонт, то «сорри, Майкл, итс бизнес».

Как стало с марта 2017 г.? Группа инициативных товарищей обратилась в Конституционный суд РФ с заявлением об оспаривании конституционности п. 1 ст. 1064 и ст. 1072 ГК РФ, согласно которым разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба должна выплачивать только страховая компания, а не виновник ДТП.

Рассмотрев жалобу и изучив действующее законодательство, Конституционный суд в своем Постановлении № 6-П от 10.03.2017 г. установил

Предусматривая максимальный размер страховой выплаты, на которую вправе рассчитывать потерпевший в случае причинения ему вреда, законодатель обозначил пределы, в которых путем осуществления страховщиком страховой выплаты потерпевшему гарантируется возмещение вреда.
Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК РФ, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший.
Как показывает практика, размер страховой выплаты, расчет которой производится в соответствии с Единой методикой, может не совпадать с реальными затратами на приведение поврежденного транспортного средства в состояние, предшествовавшее повреждению.
Таким образом, закон предполагает возможность возмещения виновником, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования, потерпевшему, которому страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Таким образом, Конституционный суд РФ прямо признал право потерпевшего взыскать разницу между выплаченной ему суммой со стороны страховой компании в рамках Единой методики и суммой, потраченной им на ремонт своего авто, с виновника ДТП, даже если страховая выплата не превысила максимальный размер в 400 тысяч рублей.

После этого ситуация по ОСАГО стала развиваться и 28.03.2017 г. были внесены изменения в ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

С лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

И, наконец, жирную точку в этом деле поставил Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума № 58 от 26.12.2017 г.

Причинитель вреда, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает [потерпевшему] разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда.

С учетом указанных изменений в законодательстве, в настоящее время пострадавший в ДТП имеет абсолютное право взыскать с виновника ДТП доплату, которая ему необходима для ремонта своего авто, если страховой выплаты, рассчитанной по Единой методике, не хватило, даже если эта страховая выплата не превысила 400 тысяч рублей.

Также, аналогичным способом стали поступать и страховые компании, которые выплачивают пострадавшему в ДТП полную сумму, необходимую для ремонта авто, а затем разницу между выплатой по Единой методике и фактически произведенной выплатой взыскивают с виновника ДТП.

Защищен ли виновник ДТП от завышенных требований? Безусловно.

Как указал Конституционный суд,

лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.
В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).

Справедливо ли данное изменение законодательства? Тут смотря с какой стороны посмотреть — если со стороны потерпевшего, то справедливо, ибо виновник уходил от ответственности, а потерпевшему приходилось тратить свои деньги на ремонт. Если со стороны виновника, то не справедливо, ибо зачем нужно такое ОСАГО, которое не защищает.

В любом случае, я не советую перестать страховать свое авто, потому что большинство страховых выплат (или случаев страхового ремонта) покрываются страховой выплатой в рамках Единой методики.

Авария на троих

Это называется «прямое возмещение ущерба». Этот вариант до сих пор был возможен только в тех случаях, когда в аварии пострадали только два автомобиля, нет пострадавших и оба участника застрахованы по ОСАГО. Если в аварии участвовало три автомобиля и более, то за возмещением ущерба требовалось обращаться в страховую компанию виновника ДТП. С сегодняшнего дня условия изменились.

— Теперь система, когда потерпевший идет за возмещением в страховую компанию, с которой заключал договор ОСАГО, действует в отношении ДТП с участием более двух автомобилей. То есть в этих случаях потерпевшие теперь обязаны обращаться в так называемую свою страховую компанию. Это правило действует, когда не причинен вред здоровью или жизни людей или иному имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, — сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Система действует следующим образом: страховщик потерпевшего выплачивает ему деньги или производит ремонт автомобиля, а затем обращается к страховщику причинителя вреда, чтобы тот компенсировал эти расходы. Напомним, что эта поправка была внесена законом, который ввел преимущество ремонта перед денежной выплатой. Но вступление в силу этого пункта было отсрочено на полгода. Таким образом дали страховщикам возможность подготовиться к нововведению.

Смотрите так же:  Госпошлина по договору займа в суд

Дело в том, что при заключении договора со страховщиком автовладелец теперь выбирает и сервис, в котором, если что, будут восстанавливать его автомобиль. В случае обращения к страховщику виновника может оказаться, что сервис пострадавшего не устроит. Поэтому распространение прямого возмещения на аварии с большим участием машин — вполне логично.

Одна из довольно частых аварий на наших дорогах — это так называемый «паровозик». Он может случиться потому, что одна машина врезалась в другую, а следом в эту группу врезалось еще несколько машин. А может произойти потому, что один водитель не заметил, что впереди все стоят, врезался в крайнюю машину и собрал всех стоящих впереди. Зачастую даже ГИБДД сложно определить, как все произошло и кто виноват. Стоит ли разделить такой «паровозик» на две, а то и три аварии или считать это одним ДТП. Теперь это предстоит делать страховщикам, чтобы определить, кому положены выплаты, а кому повышенные коэффициенты.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание автовладельцам. Новые условия по прямому возмещению ущерба на Европротокол не распространяются. По упрощенному оформлению ДТП условия те же: два автомобиля, оба застрахованные по ОСАГО, нет пострадавших и есть согласие в обстоятельствах случившегося.

Эксперты «РГ» рассказывают о взыскании ущерба по ОСАГО в рубрике «Юрконсультация».

Почему в случае аварии с дорогой иномаркой не поможет полис ОСАГО

Как миллионы автовладельцев рискуют увязнуть в долгах за ущерб, причиненный в аварии.

Наверное, каждый автолюбитель в крупных городах России обратил внимание, что дорогих иномарок на дороге стало значительно больше. И это логично: в кризисные времена бедные становятся беднее, а богатые богаче. Но сегодня речь не об этом. Сегодня мы хотим поговорить о скрытой угрозе, которая касается миллионов автолюбителей.

Все мы знаем, что полис ОСАГО, который должен быть у каждого водителя, покрывает нашу гражданскую ответственность в случае аварии по нашей вине. Согласно действующему законодательству максимальный ущерб, который может быть возмещен в рамках обязательного страхования гражданской ответственности, составляет 400 000 рублей. То есть если по нашей вине произошло ДТП, то полис ОСАГО покроет пострадавшей стороне максимум 400 тыс. рублей. С одной стороны, это надежно защищает многих водителей на дороге.

Ведь если кто помнит, в прошлые времена людям на дороге чуть ли не на кулаках приходилось решать, кто прав и кто виноват, а также кто кому и когда должен денег за причиненный ущерб. Теперь же с обязательным гражданским автострахованием стало все намного проще. Причинил вред другим автомобилям – ущерб выплатит страховая компания в рамках установленного законом лимита. Но не все так просто в нашем королевстве.

Вы когда-нибудь задумывались, что лимита гражданской ответственности в рамках обязательного автострахования может не хватить? Кто-то скажет, что неужели 400 000 рублей не покроют ущерб в большинстве аварий, которые каждый день фиксируются на дорогах страны? Нет, конечно, согласно статистике, большинство ДТП на дорогах относятся к незначительным. В результате средние выплаты по ОСАГО составляют менее 100 тыс. рублей. Но никто почему-то не говорит о том, что все-таки в России есть не совсем маленькая доля аварий, в которых ущерб значительно превышает не то что 100 тыс. рублей, но и часто выходит за рамки максимальной выплаты по полисам ОСАГО. Вы задумывались, что делать в таком случае?

Представьте, что вы, не дай то бог, стали виновником аварии с участием дорогого люксового автомобиля. Представили? А теперь скажите нам, как вы будете рассчитываться с пострадавшей стороной (собственником дорогущей машины)? Рассчитываете на вечно дорожающий полис ОСАГО? Зря. Не забывайте: максимальный лимит выплаты по нему составляет всего 400 000 рублей. А теперь представьте, что сумма ущерба составила более 400 тыс. рублей. Тогда вы что будете делать?

Естественно, вам придется как-то решать этот вопрос с владельцем дорогой иномарки и выплачивать не покрытый полисом ОСАГО ущерб. Или вы считаете, что богатый владелец пожалеет вас? Не рассчитывайте.

Дело в том, что в большинстве случаев владельцы дорогих автомобилей приобретают полисы КАСКО, страхуя свое ценное или бесценное имущество от любого ущерба. В этом случае, если вы повредили люксовую иномарку, владелец получит выплату по страховке или полный ремонт автомобиля у официального дилера.

Так что, в принципе, у владельца дорогого автомобиля к виновнику ДТП, наверное, и не будет никаких претензий. Но дальше начнется самое интересное. Если в рамках обязательного страхования гражданской ответственности у страховой компании виновника ДТП не хватит покрыть затраты страховой компании, выдавшей полис КАСКО на автомобиль пострадавшей стороны, то эта компания имеет право обратиться к виновнику ДТП с регрессивным требованием возместить ущерб.

Например, представим, что в результате аварии пострадавший автомобиль, застрахованный по полису КАСКО, получил ущерб в размере 600 000 рублей. Если виновник аварии имеет на руках обычный полис ОСАГО, то его лимит ответственности составляет 400 000 рублей. Соответственно, ОСАГО не покроет ущерб, причиненный автомобилю. В этом случае страховая компания, которая выплатит по полису КАСКО 600 000 рублей пострадавшей стороне, будет вправе потребовать с виновника ДТП в порядке регресса 200 000 рублей. Если виновник аварии проигнорирует это требование, то даже не сомневайтесь – страховая компания подаст судебный иск с требованием возмещения причиненного ущерба. Сами понимаете, что если этот ущерб будут выбивать с виновника аварии через суд, то на него повесят еще и судебные издержки.

Как вам такая нерадужная перспектива – оказаться в аварии с участием дорогостоящей иномарки? Думаете, что такое маловероятно? Особенно в городе, где средние скорости уже почти сравнимы со скоростью велосипедистов и бегунов? Да, конечно, в условиях больших городов в связи с уменьшением средней скорости движения автотранспорта попасть в крупное ДТП маловероятно. Соответственно, причинить кому-то по своей вине вред имуществу на сумму более 400 000 рублей также маловероятно. Тем не менее сами понимаете, что от подобного никто не застрахован.

Но не забывайте о том, что сегодня на дорогах крупных городов присутствует очень много дорогих иномарок, где только одна фара может стоить несколько сотен тысяч рублей. Например, о стоимости современных передних фар в новых автомобилях мы уже говорили на страницах нашего издания. И виной всему новые технологии, которые значительно увеличили стоимость передней и задней оптики. В итоге даже стоимость светодиодных фар в недорогой Тойота Королла может свести с ума многих автолюбителей.

Например, знаете ли вы, что в среднем на недорогих автомобилях передние LED- фары могут стоить более 50 000-100 000 рублей? Удивлены? А теперь представьте, сколько стоят фары на различные Мерседесы, Лексусы, Порше и т. д., не говоря уже о стоимости оптики суперкаров, которые так любят гонять по Кутузовскому проспекту в Москве.

Также сегодня многие дорогие иномарки имеют вместо металлических крыльев и капота компоненты из углеволокна. Вы представляете, сколько стоят новые запчасти из композита для дорогих иномарок? Сами понимаете, что даже мелкая авария, в которой вы немного помнете дорогую иномарку, может привести к тому, что ущерб по вашей вине может исчисляться цифрой с шестью нулями. В таком случае вы на себе и ощутите все прелести регрессивных исков грозных страховых компаний, которые вряд ли вас пожалеют.

Но что же делать обычным автолюбителям? Как же обезопасить себя от этих «квартир на колесах» на дорогах в крупных городах?

Традиционно этот вопрос без проблем решался покупкой полиса добровольного страхования гражданской ответственности (так называемое ДСАГО). Как правило, многие водители раньше доплачивали небольшую сумму к полису ОСАГО, приобретая расширенную страховку гражданской ответственности, которая защищала их на дороге от возможных аварий с дорогими иномарками.

Но, увы, в последние годы этот вид страхования стараются «убить» большинство крупных страховых компаний якобы в связи с массовым мошенничеством на рынке страхования.

В итоге многие компании вообще убрали из своих услуг полисы добровольного страхования автогражданской ответственности. Некоторые просто стали продавать эти полисы в нагрузку к дорогостоящим полисам КАСКО.

Тем не менее вопреки некоторым слухам в ряде СМИ полис ДСАГО купить все-таки можно. Хоть, конечно, и не везде. Например, в нескольких крупных страховых компаниях на наш запрос по поводу покупки расширенного полиса ОСАГО ответили, что готовы предложить оформление данного полиса только постоянным клиентам, приобретающим уже несколько лет полисы ОСАГО или КАСКО. То есть многие страховые компании новым клиентам в оформлении полиса ДСАГО, как правило, отказывают.

И все-таки на рынке можно найти страховые компании, которые продают полисы ДСАГО даже новым клиентам. Правда, надо признать, что таких страховщиков с каждым годом становится все меньше и меньше. Самое плохое, что крупные страховые компании, имеющие большую долю рынка страхования, в большинстве случаев стараются не продавать полисы ДСАГО кому попало и новым клиентам. В итоге у многих водителей в России реально могут быть проблемы с приобретением расширенного полиса ОСАГО.

Смотрите так же:  Медаль за труд и верность ржд льготы

Считаем, что Центральному Банку РФ и Правительству РФ нужно подумать, как можно навести порядок и на этом немаловажном рынке страхования, поскольку из-за дороговизны стоимости запчастей и стоимости ремонта дорогих иномарок сотни тысяч водителей в России рискуют в случае аварии оказаться вечными должниками страховых компаний или владельцев дорогих автомобилей.

Сумма и сроки выплат по ОСАГО в 2018 году: условия и необходимые документы

Для возмещения суммы ущерба, причиненного в результате аварийного происшествия на дороге, предусмотрено несколько позиций в сфере страхования. Основными признаны КАСКО и ОСАГО. При этом последний вариант считается обязательным. Этот вид страховки компенсирует вред, полученный пострадавшим лицом, тогда как непосредственный виновник не несет никаких затрат. Однако выплаты по ОСАГО при ДТП обладают фиксированными лимитами, при превышении которых разницу будет покрывать именно автовладелец, спровоцировавший аварию.

Что компенсирует страховка по ОСАГО

Полис ОСАГО считается разновидностью страхования, обязательной для всех автовладельцев без исключения. В этом случае страхуется автогражданская ответственность водителя. Если точнее, то при наличии полиса, именно страховщик покрывает сумму ущерба, нанесенную участникам ДТП по вине застрахованного водителя. Порядок процедуры и прочие вопросы регулируются правовым актом № 40-ФЗ.

Компенсация выплачивается в двух случаях:

  • если по причине аварии были получены серьезные увечья участниками происшествия;
  • когда в результате ДТП был поврежден непосредственно транспорт невиновного автовладельца ибо иные имущественные объекты.

При ДТП с пострадавшими гражданами, получившими травмы, возмещается ущерб здоровью и жизни гражданина. В случае повреждения только средств передвижения либо других объектов говорят о компенсации имущественного вреда.

Моральный вред в этом случае не берется во внимание. Если потерпевший желает компенсировать эмоциональные издержки, ему потребуется обратиться в судебную инстанцию с соответствующим иском. Ответчиком будет выступать виновный автовладелец.

Кто может рассчитывать на страховую выплату

Полис ОСАГО предполагает страхование ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения, а также пешеходами. В случае аварии, допущенной страхователем, страдают именно посторонние люди – их имущество, а нередко здоровье. Поэтому именно потерпевшие обладают правом на компенсацию нанесенного им вреда.

Если в результате ДТП серьезные повреждения зафиксированы у нескольких человек, каждый из них обладает правом на получение компенсации. То же самое касается случаев, где пострадало только имущество.

А вот виновник рассчитывать на какое-либо возмещение не может. Расходы на ремонтные работы собственного авто таковой несет исключительно из личного бюджета.

В каком виде предоставляется компенсация

Ранее, покрытие убытков осуществлялось посредством расчета компенсационной выплаты и ее передачей в руки пострадавшего лица в дальнейшем. Однако в апреле 2018 года в действие вступили поправки, согласно которым сумма возмещения предоставляется не в денежном эквиваленте, а в натуральном виде. Что означает непосредственную оплату восстановительных работ страховой конторой, а не передачу потерпевшему компенсации в виде наличных или перевода на счет.

Теперь для проведения ремонта страховщик предоставляет заявителю направление в автосервис, с которым у него заключен договор, а после оплачивает услуги центра техподдержки. Право выбора сервиса автовладельцем в этом случае ограничивается.

Однако возмещение в натуральном виде предусмотрено только для тех автовладельцев, что заключили договора страхования уже после вступления в силу нововведений. То есть после 28.04.2018 года. Для полисов ОСАГО, приобретенных до этого момента, еще действуют старые правила и пострадавший может рассчитывать на выбор между денежной компенсацией либо ремонтом авто.

Вдобавок существует ряд исключений, когда водителю будет возмещен ущерб наличными в любом случае. Перечень ситуаций включает такие варианты:

  • полная утрата транспортным средством своих функций без шансов на восстановление;
  • вред нанесен объекту, не являющемуся средством передвижения;
  • сумма ущерба превышает лимиты по ОСАГО, зафиксированные в законе либо размер начисленной компенсации составляет менее 100 тыс. рублей;
  • нанесение вреда здоровью и жизни пострадавших лиц средней либо тяжелой степени;
  • смерть потерпевшего;
  • пострадавший имеет 1 либо 2 группу инвалидности (потребуется уведомить страховую о своем желании получить денежную компенсацию посредством подачи письменного прошения).

В отдельных случаях компенсация в денежном виде может быть выплачена при невозможности отремонтировать автотранспортное средство на точках обслуживания по причине отсутствия необходимого оборудования либо деталей.

Размер страхового покрытия

Согласно закону № 40-ФЗ размер компенсации не может превышать фиксированного порога. Лимит составляет:

  • 400 тыс. рублей – максимальная сумма для покрытия имущественных убытков;
  • 500 тыс. рублей – размер лимита для возмещения вреда, причиненного здоровью человека;
  • 475 тыс. рублей, если в результате аварии погиб гражданин, признанный единственным кормильцем либо если погибший находился на иждивении супруга, родителей, детей;
  • 25 тыс. рублей – дополнительная выплата при летальном исходе (компенсируются траты на похороны).

Последний 2 момента обозначены в правовом акте № 40-ФЗ, параграф 12, части 6 и 7.

С 1 июня 2018 года в силу вступает еще одно нововведение. Если ДТП оформлено по европротоколу, иначе говоря, без участия инспекторов ГИБДД, то максимальная выплата составит 100 тыс. рублей. Ранее для таких случаев сумма предполагаемого ущерба не должна была превышать 50 тыс. рублей. К тому же теперь такой способ фиксации ДТП возможен даже тогда, когда между водителями имеются разногласия.

Однако следует понимать, что заинтересованный гражданин может не получить максимальную сумму со стороны страховщика, поскольку итоговая выплата рассчитывается с учетом множества факторов – износ деталей, модель, возраст транспортного средства и прочие моменты. Впрочем, в такой ситуации не возбраняется затребовать разницу с виновника автоаварии или подать иск в суд на страховщика, если имеются веские основания полагать, что контора занизила размер выплаты.

При наличии нескольких виновников

Если имеет место обоюдная вина, когда нарушителями признаны несколько водителей, а потерпевшим выступает посторонний человек, последний обладает правом требовать компенсацию либо с одного из виновников, либо со всех одновременно. Это абсолютное право пострадавшего гражданина.

Если же водители столкнувшихся авто признаны виновными, но при этом третьи лица не пострадали, компенсация полагается и тому и другому водителю. Однако сумма будет зависеть от степени вины, которая определяется в судебном заседании.

Расчет возмещения осуществляется пропорционально выявленному проценту. Например, если степень вины составляет 60%, то автовладелец получит 40% от суммы убытков, понесенных им при ДТП. Хотя практика показывает, что в подобных случаях выплаты по ОСАГО распределяются между виновниками в равных долях.

Порядок подачи заявления на выплату аналогичен стандартному алгоритму. Правда к пакету бумаг потребуется добавить решение суда, указывающее на виновность автовладельцев.

Документы для обращения в страховую контору

Прежде всего необходимо понимать, что убытки будут возмещены только в том случае, если аварийная ситуация была зарегистрирована надлежащим образом. Это может быть, как самостоятельное оформление посредством внесения данных в извещение (процедура европротокола) либо уведомление ГИБДД и фиксация происшествия инспекторами.

Если же участники аварии покинули место дорожной аварии или же не заполнили необходимые бумаги, на выплату рассчитывать не стоит. Страховая контора откажет по причине отсутствия доказательств.

Пострадавшему при обращении потребуется предоставить такие документы:

  • заявление (заполняется на месте);
  • паспорт и копия первых страниц;
  • полис страхования ОСАГО;
  • ПТС;
  • СТС;
  • заключение из медицинских учреждений о состоянии пострадавших, если причинен вред здоровью;
  • свидетельства о смерти (для случаев с летальным исходом);
  • водительское удостоверение;
  • карта технического осмотра (по требованию);
  • реквизиты счета в банке, если идет речь о выплате компенсации в денежном эквиваленте.

Если авария оформлялось по европротоколу необходимо предоставить заполненное извещение о ДТП. При вызове инспекции ГИБДД в пакет бумаг включают протокол места осмотра случившегося. При обоюдной вине потребуется постановление суда. Дополнительно можно предоставить показания свидетелей, а также фото и видео с места происшествия, указывающие на вину водителя.

Сроки подачи заявления и предоставления компенсации

Все те же нововведения указывают на изменение сроков обращения за компенсацией. Гражданину, пострадавшему в ДТП необходимо подать заявление в течение 10 дней с момента случившегося. В ином случае контора вправе отклонить запрос.

При этом страховщик обязан осуществить оценку стоимости нанесенного вреда в течение 5 дней после приема заявки и уведомить заинтересованное лицо о выявленных результатах. Важно уточнить, что с 2018 года проведение экспертизы осуществляется исключительно специалистами компании.

Что касается того, в какой период страховая должна возместить ущерб, на предоставление денежной выплаты отводится 20 дней. Если же речь идет о ремонтных работах срок несколько увеличивается – на восстановление машины в СТО дается 30 дней.

Если по истечении сроков дело не сдвинулось с места, стоит напомнить о себе. Другой вариант – обращение в суд. Страховая обязана выплатить неустойку за срыв установленного периода в размере 1% за каждый пропущенный день.

Компенсация по полису ОСАГО предоставляется исключительно тем гражданам, что признаны потерпевшими в дорожной аварии. Возмещение причиненного вреда производится за счет страховой конторы виновника, при этом сумма выплаты не может превышать установленных лимитов. Однако если максимальный размер компенсации не способен покрыть расходы на восстановление авто либо лечение пострадавшего, последний обладает правом требования доплаты с инициатора аварии посредством мирной договоренности либо через обращение в суд.