Основные требования к водителю

ЕСТР. Требование к водителю и тахографу

Что такое нормы ЕСТР: основные положения, происхождение и контроль

В нашей стране обсуждать тахографы стали относительно недавно. Принятие новых актов и проведение реформы предполагает увеличить ответственность перевозчиков. Поэтому некоторые из них пытаются обойти закон, а другие с негодованием считают расходы на переоснащение транспортных средств. Только малая часть владельцев автомобилей по достоинству оценивает значение тахографа, как необходимую меру безопасности правил дорожного движения. Именно безопасность правил дорожного движения и стала основой для введения тахографа.

ЕСТР – это единое соглашение о работе водителей автомобилей, которые осуществляют грузовые и пассажирские перевозки на территории стран Европы. Последние пять лет стали переломными в вопросе введения тахографического контроля на все транспортные средства, которые пересекают границу в сторону стран Европы. Основные требования и положения, касающиеся нововведений в области безопасности перевозок, разъяснила М.Д. Дементьева – менеджер маркетинга и рекламы.

Какова история введения правил тахографического контроля на территории Европы?

На такой вопрос Маргарита Дмитриевна ответила следующим образом. В 30-40 годах прошлого столетия первые тахографы использовались исключительно в коммерческих целях внутри отдельных компаний. С их помощью владельцы могли контролировать работу своих сотрудников и вести учет отклонений от маршрута транспортных средств. После проведения анализа дорожно-транспортных происшествий стало известно, что треть всех ДТП случаются по двум причинам: превышение установленной скорости и потери внимания водителя вследствие его усталости. Тридцать процентов дорожных аварий из-за таких факторов – это очень большой показатель. Поэтому было принято решение закрепить тахографический контроль для транспортных средств на законодательном уровне. Сделать это можно только приняв единые стандарты, чтобы любой инспектор мог без проблем снять показания автомобиля и проконтролировать степень безопасности его движения. Такие требования стали причиной принятия в 1970 году Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств. Данные требования обязательны к выполнению на территории всей Европы. Советский союз присоединился к соглашению в 1976 году, а ратифицировал его 1978 году.

Какой вид имели первые тахографы и когда произошла смена аналоговых устройств на цифровые?

Первоначально соглашение предусматривало использование аналоговых тахографов. Положения соглашения определяли порядок заполнения тахокарт и предъявляли требования к самому устройству. Цифровые варианты прибора на транспортных средствах стали появляться значительно позже, после изменения юридических аспектов соглашения. Окончательный переход на цифровые тахографы произошел в 2006 году. Россия официально присоединилась к изменениям только в 2010 году.

Способы криптографической защиты цифровых устройств стали основополагающим фактором, который повлиял на переход от аналоговых тахографов. На опломбированный прибор практически невозможно повлиять без внешнего вмешательства. Поэтому обмануть устройство нельзя.

Что стало причиной изменения технических требований ЕСТР после внедрения цифровых устройств?

Основная причина изменений – усиление степени защиты. Переоборудование транспортных средств цифровыми тахографами это только первый этап перехода на новый уровень безопасности. Страны Европейского союза пережили уже смену трех поколений цифровых устройств. Новым фактором послужило изобретение датчика, который максимально защищен от воздействия внешнего электромагнитного поля. Теперь «народные умельцы» не могут изменить показания прибора при помощи магнитных устройств. Еще одним условием для усиления безопасности стало дублирование показаний от датчика прибора и от модуля навигации. Введено новое требование, которое отсчитывает время до перерыва или окончания смены. Это позволяет спланировать движение и заранее найти место для ночлега.

Почему тогда около 40% транспортных средств в самой Европе до сих пор пользуются аналоговыми устройствами?

Это замечание справедливо. Но автомобили, которые оборудованы еще аналоговыми тахографами используются только для внутренних перевозок в отдельно взятых странах. Для совершения рейсов в остальные государства Европы такие транспортные средства не применяются.

Как условия защиты труда вводились в Европе?

В то время, когда разрабатывались нормы и правила, то в первую очередь продумывались варианты контроля сна экипажей. За основу было принято два момента: длительность режима однотонного движения и величина периода между двумя циклами монотонного движения. Прописывались требования по максимальному периоду нахождения в состоянии монотонного передвижения и минимальный допустимый перерыв между ними. На территории Российской Федерации 15 Приказ регулирует только начисление заработной платы и оплату за переработку с точки зрения контроля налогообложения и требований трудового законодательства. Позиции этого приказа сформулированы витиевато, поэтому выполнять контроль исполнения нереально.

Европейские нормы переписывались шесть раз. В отличие от отечественных правил, у них отсутствуют противоречивые пункты, которые могут двояко восприниматься во время чтения. Например, там упрощены нормы по движению в условиях равнинной и горной местности, которые проконтролировать практически нереально.

Каким образом происходит контроль безопасного режима труда в странах Европы? Что необходимо знать отечественным перевозчикам, которые пересекают границу действия норм ЕСТР?

Без контроля европейских инспекторов реализация ЕСТР в нашей стране была бы невозможной. Только благодаря их контролерам удалось заставить перевозчиков работать по новым требованиям к условиям труда. Основным фактором, который влияет на изменение норм в нашем государстве – получение штрафов в одной из стран Европы. Только после этого происходит какое либо движение на пути выполнения требований. К сожалению.

Некоторое время назад инспекторы Европы не имели права контролировать водителей за пределами своих государств. После введения поправки в нормы ЕСТР все границы применяемости были сняты. Теперь если водитель совершил нарушение в Китае, то после возвращения его на базу и следующей поездки в Германию, он может получить наказание в уже Европе. Это стимулирует на соблюдение правил водителем во всех странах, где работает ЕСТР.

А российский инспектор имеет право выписать штраф за нарушение в Китае?

В большинстве случаев нет. Российский инспектор может фиксировать нарушение только на территории РФ. В то время как контролирующие органы Евросоюза вправе наказать перевозчика в течение 28 дней после совершения нарушения. Инспектор также может отправить запрос на предприятие, где данные о водителе хранятся в течение года после снятия их с тахографа. Предприятие, которое занимается перевозками, обязано выслать файлы из своего архива по первому требованию европейского инспектора. За выявленное нарушение штрафуется не только водитель, но и лицо, ответственное за перевозки на фирме. Должностное лицо может снять с себя ответственность если докажет, что он выявил нарушение раньше и уже наказал водителя своими силами.

В каких случаях инспектор имеет законное право отправить соответствующий запрос на фирму?

Цифровое устройство фиксирует все данные о нарушениях на распечатке. В памяти устройства находится общая информация о нарушении, а в распечатке нужные данные сгруппированы по типу, виду, продолжительности и с указанием места и времени. Если контролер заметил нарушение пятимесячной давности, то он вправе запросить файлы с предприятия.

Какой допустимый размер штрафа предусмотрен за совершенные нарушения?

По степени опасности все штрафы можно разбить на три категории. Самые мизерные штрафы в размере нескольких сотен евро выписываются за неумышленные и мелкие нарушения, которые не привели к тяжелым последствиям. Примером может послужить случай, когда водитель по неосмотрительности забыл поставить отметку в ночном отдыхе, а утром вписал ее в ручном режиме. Вторая категория нарушений предусматривает наказание в несколько тысяч евро и распространяется для перевозчика, который допустил нарушение по неосторожности. Тут тоже должны отсутствовать тяжелые последствия. Третья категория нарушений относится к умышленному или серьезному типу. За такие действия перевозчик может лишиться нескольких десятков тысяч евро. Уголовную ответственность в данном случае рассматривать не будем.

Как выполняется контроль правил ЕСТР на территории России?

На территории Российской Федерации функции контроля норм ЕСТР выполняет Ространснадзор. Механизмы работы данного органа отработаны до мелочей. Единственный недостаток – инспекторы Ространснадзора не имеют права самостоятельно останавливать транспортные средства без помощи работников ГИБДД. Процедура следующая: сотрудник ГИБДД совершает остановку транспортного средства, а всю остальную проверку выполняет представитель соответствующего органа. Места, где проводится такая проверка, находятся в пунктах весогабаритного контроля. Связано это с тем, что численный состав таких органов не позволяет выполнять контроль на всех остальных участках.

Должен ли сотрудник Ространснадзора иметь карту контролера ЕСТР?

Сотрудник может иметь карту контролера ЕСТР. Но это не обязательное условие, тахограф может сделать распечатку и без нее.

Имеет ли право работник ГИБДД без сотрудника Ространснадзора требовать данные тахометра для проверки осуществления перевозок на территории Европы?

Сотрудники ГИБДД имеют такие полномочия. Перевозчик выполняет международные рейсы и на территории нашего государства, поэтому сотрудник ГИБДД наделен правом выполнять контроль таких транспортных средств.

Каким образом работник ГИБДД может осуществить проверку на соответствие нормам и требованиям ЕСТР?

Заводская табличка устройства содержит информацию о сертификате и допуске по ЕСТР. Происходит проверка самой этой таблички устройства, калибровочной таблички мастерской, где находятся данные о выполнении калибровки и пломб. Также инспектор может дополнительно проверить нормальную работу тахографа.

Какие документы обязан предоставить перевозчик сотруднику ГИБДД во время проверки?

Если в этот день перевозчик осуществляет международный рейс, то он имеет карту доступа. Если водитель выполняет перевозку внутри государства, то такой карты в автомобиле может и не быть. В таком случае инспектор имеет полномочия отправить запрос на предприятие с целью получения копии карточки. До конца этот механизм еще не отработан, но имеются варианты для решения данного вопроса.

Что необходимо сделать перевозчику, чтобы выйти на международные рейсы?

Первым делом необходимо установить новый тахограф, который соответствует нормам ЕСТР. Прежний прибор уничтожается в присутствии соответствующей комиссии, что сопровождается заполнением специальных актов. Старый прибор можно установить на другой автомобиль, но с обязательной заменой криптографического блока на новый.

Следующий шаг – оформить новую карту водителя и карточку доступа на транспортное средство к международным перевозкам.

Последнее – необходимо тщательно изучить нормы международного права по охране труда и отдыха. В период совершения международных рейсов действуют правила ЕСТР. После возвращения на территорию России работают только нормы ТК РФ. Следует учитывать, что требования ЕСТР гораздо шире норм ТК РФ, поэтому после приезда из стран Европы многие перевозчики имеют переработку. Некоторые владельцы выходят из положения следующим образом – отправляют водителя в отпуск на время проведения командировки за границу. В любом случае расширение возможностей в сторону осуществления международных перевозок влечет за собой тщательное изучение норм права.

Требования к личному водителю

В нынешнее время все больше становится востребованной профессия персонального водителя. Это связано с растущим темпом жизни, с тем, что увеличивается количество людей, заботящихся о росте своего благосостояния, об упрочении своего статуса. Бизнесмену, деловому человеку никак не обойтись без помощи профессионального водителя, который всегда под рукой, готовый в любой момент без труда доставить его в нужное место, как по городу, так и за его пределы. Семейный водитель отвезет детей в школу, детский садик и обратно, в кружки и секции, в гости или на концерт, а всю семью — в лес на пикник, по магазинам и вообще везде, где понадобится.

Смотрите так же:  Нижегородэнергогазрасчет договор на обслуживание

Стать профессиональным личным водителем может далеко не каждый. Одного опыта вождения автомобиля, пусть даже исчисляемого десятилетиями, совершенно недостаточно. К претенденту предъявляется множество требований как в отношении профессиональных, так и личностных качеств. Безоговорочно полагается безукоризненное знание водителем правил дорожного движения, наличие опыта вождения не менее 10 лет, причем без наличия аварийных ситуаций.

В отношении возраста работодатели также довольно категоричны: кандидату на должность личного водителя не должно быть меньше 25 или больше 50 лет. Такой подход обусловлен тем, что для работы персональным водителем подходят только стрессоустойчивые люди, с крепким здоровьем и уравновешенным характером.

Однозначно негативно работодатели относятся к наличию у претендента на должность личного водителя вредных привычек. Так, курящего человека вряд ли возьмут на эту работу, а выпивающему нечего даже и думать о том, что кто-то станет рисковать здоровьем и жизнью как самого себя, так и членов своей семьи, садясь в машину, за рулем которой находится нетрезвый человек.

Каким бы ни была направленность работы водителя — семейный, личный, персональный — есть ряд требований, одинаково приемлемых ко всем этим должностям. Во-первых, это пунктуальность: водителю необходимо подавать машину в нужное место четко к оговоренному времени. Если работник будет опаздывать, он не задержится на этом рабочем месте, и даже большой опыт не спасет.

Во-вторых, умение выявить и ликвидировать мелкую техническую неисправность автомобиля (исправлением более крупных неполадок занимаются специализированные ремонтные мастерские). Хороший водитель отлично знает внутреннее устройство автомобиля и способен не доводить машину до поломки, а вовремя, предугадав возможные неприятности, отправить ее в ремонт.

В-третьих, персональный водитель должен содержать автомашину всегда в чистоте, вовремя заправлять ее бензином, следить за исправностью предметов, отвечающих за безопасность пассажиров (ремень и подушка безопасности, устойчивое кресло и т. д.). Он же отвечает за своевременное проведение процедуры технического обслуживания автотранспортного средства, сдает его туда и самостоятельно забирает. В свободное от работы время автомобиль должен находиться там, где это удобно работодателю (например, в его гараже).

В-четвертых, кандидат на должность личного водителя должен быть человеком тактичным, порядочным, сдержанным, по возможности как можно более молчаливым. Волей-неволей он становится свидетелем внутренней жизни работодателя, в которой, конечно, немало сугубо конфиденциальной информации. Профессиональный водитель, узнавший какие-то секреты своего непосредственного начальника, не подаст и виду, что он в курсе, не говоря уже о том, что он не станет доверять чужие тайны третьим лицам.

В-пятых, водитель, нанимаемый для работы, должен отлично знать город и его окрестности. Хорошими водителями становятся те, кто раньше работал таксистом или водителем единицы общественного транспорта. Такие водители славятся аккуратностью вождения, умением «выпутываться» из городских пробок, а также прекрасным знанием города.

Личный водитель в семью все чаще выбирается с учетом наличия у него опыта работы с детьми либо педагогического образования. Ведь, по сути, ему приходится становиться няней-сопровождающим, ввиду того, что в те моменты, когда он отвозит детей в нужные места, родители, как правило, находятся на работе. Также работодатели, поручающие семейному водителю отвозить и забирать детей из мест обучения, всегда рассчитывают на то, что в случае необходимости водитель выступит их охранником.

Почти всегда персональный водитель в семью, а также для работы с одним человеком требуется не только для выполнения функций водителя, но и некоторых других. Например, если это личный водитель бизнесмена, то он наверняка станет также его помощником — будет осуществлять мелкие поручения, такие как покупки, платежи, курьерские поездки и т. д. В случае если работодатель-бизнесмен часто совершает деловые поездки на автомобиле за границу, знание водителем иностранных языков (например, английского) будет очень высоко оценено, ведь переводчики всегда на вес золота, особенно если они всегда под рукой.

Найти идеально подходящего личного водителя очень нелегко, но, найдя его, вы обретете в его лице не просто профессионального наемного работника, а надежного помощника и верную опору в делах.

Заполните заявку на подбор персонала на нашем сайте
или просто позвоните нам тел. +7(968) 655-41-11, +7 (495) 963-23-51

Интересные статьи

Требования к водителям и организация их труда

От водителей транспортных средств как от непосредственных участников транспортного процесса в основном зависят качество и надежность перевозок, безопасность движения. Работа водителя связана с большими нервными и физическими нагрузками, обусловленными непрерывно меняющейся дорожной обстановкой, интенсивностью движения, частыми остановками, значительным пассажирообменом и т. д.

В связи с этим в современных условиях значительно возрастают требования, предъявляемые к психике человека, элементами которой являются восприятие, внимание, память, эмоции, воля. Нарушение любого из этих свойств может быть источником ошибочных действий, являющихся причинами дорожно-транспортных происшествий. Причиной ДТП в большинстве случаев (90-95 %) является человек (водитель или пешеход). Борьба с аварийностьюэто прежде всего борьба с ошибочными действиями человека при управлении автомобилем. За ошибочными действиями водителя могут стоять различные причины: недисциплинированность, недоученность или весьма ограниченные психофизиологические возможности, что сказывается именно в сложной, аварийной ситуации.

Темп работы водителя зависит от скорости движения. Установлено, что водитель при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения выполняет 40-50 операций на 1 км пути. Это значит, что при скорости 40 км/ч на одну операцию приходится 1,8-2,25 с, 80 км/ч — соответственно 0,9-1,225 с, т. е. в отдельные периоды работа водителя протекает в условиях недостатка времени. В таких случаях большое значение имеют сенсомоторные реакции, или ответные действия человека на раздражители. Принято считать, что время сложной реакции на торможение равно 8-1,0 с. Вождение автомобиля на больших скоростях и автобуса в условиях городского движения требует особого навыка.

Способности человека к профессиональной деятельности водители в основном определяются следующими качествами:

  1. хорошим физическим развитием, выносливостью, ловкостью и хорошей координацией движений;
  2. легкостью получения и изменения двигательных навыков;
  3. высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха);
  4. скоростью и точностью сенсомоторных реакций;
  5. быстротой, точностью определения скорости движения и пространственных отношений;
  6. широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания;
  7. хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти;
  8. настойчивостью, решительностью, смелостью;
  9. склонностью к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя;
  10. эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью;
  11. инициативностью и сообразительностью.

В связи с этим лица, желающие получить квалификацию водителя, проходят специальное медицинское освидетельствование, а через пять лет — переосвидетельствование. К управлению автобусом допускаются водители категории Д, прошедшие специальную подготовку.

Все водители обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры, в основе которых лежит опрос водителя о его самочувствии, а также проведение внешнего осмотра, измерение пульса, артериального давления и, при необходимости, температуры тела. Определение наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе производится в том случае, когда отмечаются признаки алкогольной интоксикации: блеск глаз, покраснение лица, многоречивость, угловатость движения, учащение пульса. После проверки ставится отметка в путевом листе, разрешающая допуск водителя к работе. Продолжительность осмотра одного водителя, как правило, не превышает 3-5 мин. Водители, у которых обнаружены отклонения в состоянии здоровья, направляются к врачу. Если же у водителя обнаружены признаки опьянения, то составляется акт, который передается руково- детву для принятия соответствующих мер воздействия к нарушителю трудовой дисциплины.

При организации труда водителей необходимо строго придерживаться установленного режима труда и отдыха, нормируемого в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», а также правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. В практике работы транспортных предприятий и организаций используют поденный или суммированный (помесячный) учет рабочего времени.

Поденный учет применяют в случае, если водители работают ежедневно одинаковое число часов в смену. Переработка сверх установленной продолжительности (7 ч при шестидневной и 8 ч при пятидневной рабочей неделе) рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот.

Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц. На пассажирском транспорте зачастую невозможно установить нормальную продолжительность рабочего дня для водителей и кондукторов, так как время пребывания на линии может быть различным — больше или меньше установленного. Это связано с необходимостью завершения начатого рейса. Однако общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда, который определяется произведением нормируемой продолжительности рабочего дня на число рабочих дней в данном месяце.

25 июня 1999 за № 16 Министерством труда и социального развития РФ было принято Постановление об утверждении «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», а 23 октября 2001 г. за № 77 утверждены изменения и дополнения к нему. Этот документ устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

«Положение» является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности, предпринимателям, а также иным лицам.

Режим труда и отдыха, предусмотренный «Положением», является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований «Положения».

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю. Для водителей, работающих по пятидневной неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 ч, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем -7 ч.

В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период, учетный отрезок времени может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом (а при их отсутствии — по согласованию с работником), закрепленным в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя может устанавливаться не более 10 ч.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Смотрите так же:  Договор на утилизацию животных образец

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых, автомобилях, при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 ч в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы не превышает 9 часов.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м не может превышать 8 ч.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя по согласованию с соответствующим выборным органом или работником не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через четыре часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

После первых трех часов непрерывного управления автомобилем (междугородные перевозки) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 мин, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые два часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю не предоставляется.

В состав рабочего времени Тр водителю включается: время управления автомобилем — Тн;

время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах — Т;

подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути перед началом и после окончания смены — Тпз;

время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии — Тмо;

время простоев не по вине водителей и время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии неисправностей автомобиля — Тор.

Т р =Т Н + Т + Т пз + Т М0 + Т ор . (3.102)

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включенных в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным органом или работником.

В рабочее время водителя включается также время охраны автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных остановках при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, и время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей. Время охраны автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3, а время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем в размере не менее 50 %. Конкретные величины определяются работодателем.

Водители в соответствии с законодательством РФ пользуются правом на:

  • перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
  • ежедневный отдых;
  • отдых в праздничные дни;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением);
  • отдых в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, чем через четыре часа после начала работы.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более восьми часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха ц питания общей продолжительностью не более двух часов.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 ч продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем на 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

В праздничные дни допускается работа водителей пассажирских предприятий, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

Если не следовать Положению, то у водителей может наступить переутомление.

Утомление — это закономерный процесс снижения трудоспособности в результате деятельности. Субъективное ощущение при утомлении — чувство усталости. Когда утомление накапливается вследствие недостаточного отдыха, то наступает переутомление, могущее привести к нервному расстройству. Отдельные люди по- разному переносят утомление, и это необходимо учитывать при выборе систем организации труда водителей.

Системой организации труда водителей (СОТВ) называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха. Определяя во многом качество маршрутных расписаний, СОТВ оказывает значительное влияние на уровень транспортного обслуживания населения. Наличие в расписании движения выходов различной продолжительности, сменности, а также выходов с разделением смены на две части делает необходимым использование различных СОТВ, отличающихся распределением фонда рабочего времени по водителям и выходам. Наличие в маршрутном расписании выходов различной продолжительности и сменности требует использования нескольких различных систем организации труда водителей, работающих на одном маршруте. Планирование времени работы водителей осуществляют с помощью графиков, которые составляют в виде таблиц с увязкой работы водителей по обеспечению ежедневного закрытия закрепленных за ними выходов. Так, в табл. 3.6 представлены графики шести водителей, работающих на трех автобусах.

Для обеспечения качественной работы маршрута необходимо определенное сочетание выходов, закрепляемых за водителями с различными СОТВ, так как использование одной и той же системы организации труда для всех водителей маршрута не дает удовлетворительного решения задачи.

Одним из основных направлений повышения эффективности работы предприятий является бригадная форма организации труда. Бригады могут быть специализированными — из работников одной профессии (водителей) и комплексными — из работников разных профессий (водителей, ремонтников, кассиров, контролеров и т. д.), выполняющих комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ по обслуживанию пассажиров. В зависимости от условий и объемов производства подрядная бригада может быть сменной (работа в одну смену) и сквозной, когда в состав бригады включены работники всех смен. Основной является комплексная сквозная бригада, работающая на единый наряд с оплатой по конечным результатам, так как именно в таких бригадах открываются возможности улучшения организаторской работы, укрепления дисциплины, взаимной требовательности и товарищеской взаимопомощи.

Взаимоотношения бригады и администрации определяются договорами на подряд по обслуживанию пассажиров коллективом бригады. Договор обсуждается на собрании бригады и вступает в силу с момента его подписания. Подрядную бригаду возглавляет бригадир, обладающий организаторскими способностями и пользующийся авторитетом у членов бригады. Бригадир, наряду с хорошей профессиональной подготовкой, должен знать технологию работы, организацию труда и порядок его оплаты, применяемые в бригаде; требования к качеству обслуживания пассажиров; правила эксплуатации технологического оборудования; правила перевозок; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности. На собрании бригады может быть избран совет бригады. При выполнении бригадой плана подряда начисляется премия, размер которой зависит от коэффициента трудового участия.

На начальном этапе для водителей автобусов, заработная плата которых рассчитывается по повременно-премиальной системе, переход на бригадный подряд сводится к переориентации этой системы на премирование бригады в целом за достигнутые ею показатели эффективности и качество работы на закрепленном автобусном маршруте.

Основой всех логистических систем, распространенных в настоящее время повсеместно, является групповой характер труда с составом групп или «команд» в 8-10 чел. Причем каждый член «команды» должен быть в состоянии выполнить любую работу с соответствующим качеством. «Команду» возглавляет руководитель со значительными специальными и административными полномочиями.

В круг задач группы входит выполнение требований по качеству, повышение и выравнивание производительности труда в группе, оптимальная эксплуатация парка и оборудования, самостоятельная организация и распределение задач в группе.

Бригады аналогичны группам или «командам» и такая форма организации труда является современной и желательной с точки зрения повышения производительности труда и качества работы.

Основные требования к водителю

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Смотрите так же:  Отчет адвоката по делу

2.2. Водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан

  • иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа — и прицепа);
  • иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.

останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1, по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (В дальнейшем – Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

2.3.2. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

  • сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечания

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники – выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
• уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
• уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

• оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
• оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
• не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке – временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • вождение автомобиля с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации;
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в:

невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения,

— перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия,

— несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства,

— несоблюдении бокового интервала,

— резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия,

— если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.