Полномочия органов государственной власти рф в сфере местного самоуправления

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 августа 2000 г. N 107-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

3) обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления;

4) регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;

О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную см. письмо Госкомимущества РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599, письмо Госкомимущества РФ от 1 ноября 1996 г. N АР-18/7697

5) наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;

6) установление государственных минимальных социальных стандартов;

7) регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;

8) принятие федеральных программ развития местного самоуправления;

9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;

10) регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

11) обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

12) установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

13) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;

14) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;

15) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

16) регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях;

О местном самоуправлении в закрытом административно-территориальном образовании см. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1

Об основах муниципальной службы в Российской Федерации см. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, вступающий в силу с 1 июня 2007 г.

18) регулирование федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

13) регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

14) законодательство о муниципальной службе;

15) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

См. комментарий к статье 5 настоящего Закона

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ Федеральный закон № 131-ФЗ определяет в весьма общем виде: абз. 4 ч. 1 ст. 6 относит к полномочиям субъектов РФ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Из других статей Федерального закона № 131-ФЗ можно выделить конкретные полномочия, осуществляемые субъектами РФ в области местного самоуправления. Наиболее важными из них являются следующие.

Принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением. На федеральном уровне согласно принятой доктрине следует регулировать только общие принципы организации местного самоуправления. Весь основной объем нормативного регулирования местного самоуправления должен быть сосредоточен на уровне субъектов РФ, хотя Федеральный закон № 131-ФЗ четко определяет пределы возможностей субъектов РФ по регулированию местного самоуправления: законодательные акты принимаются только по вопросам, прямо названным в данном Федеральном законе. В субъектах РФ в развитие этого положения были приняты как комплексные законы о местном самоуправлении, организации местного самоуправления, принципах местного самоуправления, гак и специальные – о границах и территориях муниципальных образований, муниципальной службе и др.

Обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам Российской Федерации. Это полномочие закрепляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Если на федеральном уровне основным механизмом, обеспечивающим соответствие законов субъектов РФ Конституции РФ, является Конституционный Суд РФ, то на уровне субъекта РФ такими органами являются, во-первых, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, во-вторых, суды общей юрисдикции – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Кроме того, и это в-третьих, важная роль в этом механизме принадлежит законодательному (представительному) органу субъекта РФ, поскольку объявление той или иной нормы закона противоречащей Конституции РФ еще нс влечет се автоматического изъятия из закона. Приведение законов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ.

Передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность. Это полномочие также принадлежит органам государственной власти субъектов РФ. Сам порядок передачи при этом регулируется федеральным законодательством.

Смотрите так же:  Принятие ребенка в гражданство

Регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Субъекты РФ вправе осуществлять такое регулирование, хотя основные отношения урегулированы основополагающим для бюджетной сферы федеральным актом – БК РФ. Однако межбюджетные отношения по-прежнему остаются актуальной проблемой в субъектах РФ, прежде всего в их взаимоотношениях с местными бюджетами. Ряд субъектов РФ приняли законы о межбюджетных отношениях.

Обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Это полномочие призвано обеспечить соответствие доходов местного бюджета его расходам. На основе определения минимально необходимых расходов местного бюджета органы государственной власти субъекта РФ обязаны обеспечить муниципальному образованию достаточное количество финансовых ресурсов для покрытия этих расходов.

Защита прав граждан на осуществление местного самоуправления. Права граждан на осуществление местного самоуправления устанавливаются на уровне закона субъекта РФ. Обеспечиваются данные права посредством нормативного закрепления форм реализации данного права, обеспечения формирования и деятельности органов местного самоуправления. Эффективным механизмом защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления на уровне субъекта РФ может стать конституционный (уставный) суд субъекта РФ, если гражданину предоставляется возможность подачи в него жалобы на нарушение прав, закрепленных в конституции (уставе) субъекта РФ.

Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, – важное полномочие субъектов РФ в области местного самоуправления. Если органы местного самоуправления наделяются законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями, их выполнение должно обеспечиваться одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов. Если органы государственной власти субъекта РФ принимают решения, влекущие затраты из местного бюджета, эти расходы также подлежат обязательной компенсации.

Принятие и изменение законов субъектов РФ об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, – отдельный вопрос. В соответствии с Конституцией РФ административное право отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы административного права и в том числе административной ответственности. Во многих субъектах РФ такие акты имеются.

Вообще, субъекты РФ осуществляют регулирование своими законами многих особенностей организации местного самоуправления, в том числе с учетом исторических и иных местных традиций. Для реализации этой задачи в субъектах РФ принят целый комплекс законов: действуют законы о местном самоуправлении, местном референдуме и др. Важно подчеркнуть, что правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, как и правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, может осуществляться субъектами РФ только в случаях, специально оговоренных в Федеральном законе № 131-ФЗ.

§ 1. Правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления

Данные полномочия составляют часть компетенции соответствующих субъектов наряду с организационными, распорядительными, контрольными, другими полномочиями.
Наделение какого-либо субъекта правотворческими полномочиями предполагает закрепление с той или иной степенью детализации вопросов, по которым он может принимать правовые акты, указание на вид правовых актов, которые он вправе (или обязан) принимать. Кроме того, необходимо установить порядок принятия правовых актов, а также место этих актов в общей иерархии издаваемых в стране правовых актов.
Конституционное разграничение правотворческих полномочий. Конституция РФ закрепляет правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления за Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. Она соотносит компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, выделяя сферу исключительных полномочий Российской Федерации (ст. 71), сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72), сферу собственных полномочий субъектов (ст. 73). Местное самоуправление включается в сферу совместного ведения (п. «н» ч. 1 ст. 72). К сфере совместного ведения отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, логичен вывод о том, что на местное самоуправление распространяются законодательные правила о порядке осуществления правового регулирования в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Однако такой вывод требует уточнения. Дело в том, что местное самоуправление, как это было показано выше, объединяет разнородные общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. Поэтому важно еще учесть соотношение правотворческих полномочий Российской Федерации и ее субъектов в рамках данных отраслей права и законодательства. Приняв во внимание это обстоятельство, мы обнаружим, что многие вопросы организации и деятельности местного самоуправления выпадают из сферы совместного ведения, составляя исключительное ведение Российской Федерации .
———————————
См.: Романов А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации как предмет законодательного регулирования // Российский юридический журнал. 2001. N 3. С. 32; Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства. Значение опыта ФРГ для России. Иркутск, 2001. С. 299 — 313.

В сферу исключительного ведения Российской Федерации входит регулирование основных финансово-экономических отношений в муниципальных образованиях. Согласно п. п. «ж», «о» ст. 71 Конституции РФ к сфере исключительных полномочий Российской Федерации относится и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, гражданское законодательство.
Гражданское законодательство определяет участие муниципальных образований, их органов в гражданском обороте, их статус как субъектов гражданского права, правовое положение муниципального имущества, порядок его приватизации, порядок создания и правовой статус муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (гл. гл. 4, 5, 19, ст. ст. 212, 215 ГК РФ). В исключительном ведении Российской Федерации также находятся: определение порядка размещения муниципальных заказов, заключения муниципальных контрактов (ст. 72 БК РФ); определение порядка проведения муниципальных лотерей, выпуск муниципальных займов, статус муниципальных ценных бумаг (ст. ст. 96, 100, 114, 156 БК РФ, ст. ст. 2 — 5, 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» , ст. 1063 ГК РФ); правовое регулирование местных налогов и сборов (ст. ст. 12, 15, 53 и др. НК РФ); установление минимальных социальных стандартов (ст. ст. 7, 65, 141, 142 БК РФ); регулирование внешнеэкономических связей муниципальных образований (ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 2004. N 31. Ст. 3225.
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Лишь Российская Федерация вправе регулировать права и свободы человека и гражданина в сфере местного самоуправления (п. «в» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В исключительном ведении Российской Федерации находится судебная защита местного самоуправления (п. п. «в», «о» ст. 71), вопросы обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ), конституционная, уголовная, гражданская ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

Лишь Российская Федерация вправе вводить правовые ограничения в сфере местного самоуправления (ст. ст. 55, 133 Конституции РФ). В сфере ее исключительного ведения находятся вопросы правового регулирования особенностей местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, приграничных территориях (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» , Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» и др.).
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 638; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2863.
Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5503; 1998. N 31. Ст. 3822; 1999. N 14. Ст. 1665.

Смотрите так же:  Как в больничном заполнить страховой стаж

В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Это справедливо и для вопросов местного самоуправления, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы могут предусматривать возможность принятия в сфере исключительного ведения Российской Федерации подзаконных актов органов государственной власти РФ, законов субъектов РФ, правовых актов органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления

Абзац 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 131-ФЗ содержит указание на то, что к ведению федеральных органов государственной власти относится правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления. Тем самым федеральный законодатель оставляет себе право широко регулировать вопросы местной жизни. Принципиальна оговорка о том, что пределы вмешательства федерального законодателя в местную власть ограничены рамками предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения, хотя следует учитывать и то, что муниципальное право является комплексной отраслью права. Комплексность муниципального права обусловлена, во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер – конституционной, гражданско-правовой, административной и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм. Отнесение тех или иных вопросов к числу вопросов местного значения (и, соответственно, тех или иных видов общественных отношений к предмету отрасли муниципального права) определяется исключительно уровнем, на котором они возникают, а именно уровнем муниципального образования. Любые виды общественных отношений реализуются на местном уровне. И потому государство, сняв ограничение по уровню (в приведенной норме Федерального закона № 131-ФЗ это указание: «в области местного самоуправления»), тем самым может осуществлять существенное вмешательство в местную жизнь, т.е. оно может устанавливать весьма детальное регулирование вопросов местного значения и реализовывать любые полномочия, в том числе и подменяя органы местного самоуправления.

Абзац 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что федеральные органы государственной власти осуществляют также правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Данная норма означает, что не только в уставе муниципального образования может определяться соотношение представительной и исполнительной власти на местном уровне, объем их компетенции, но и в Федеральном законе.

Федеральный закон № 131-ФЗ также содержит правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет право прямого решения вопросов местного значения федеральными органами государственной власти: абз. 5 ч. 1 ст. 5 допускает возможность осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Однако, как представляется, несмотря на столь широко определенный набор функций, на практике органы государственной власти РФ будут реализовывать примерно такой же объем полномочий в области местного самоуправления, какой они осуществляли до принятия Федерального закона № 131-ФЗ на основе положений Конституции РФ и, позднее, Федерального закона № 154-ФЗ.

Органы государственной власти РФ определили в федеральном законе общие принципы организации местного самоуправления. Как уже было отмечено выше, существует правовая неопределенность в вопросе о том, что следует считать общими принципами организации местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ делает попытку решить эту проблему: в ч. 1 ст. 5 установлено, что общие принципы организации местного самоуправления устанавливаются только данным Федеральным законом. Но существуют другие федеральные законы, регулирующие местное самоуправление (например, о муниципальной службе). Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ федеральный законодатель может регулировать лишь общие принципы организации местного самоуправления, а в соответствии с приведенной нормой эти принципы могут содержаться только в одном законе – об общих принципах. Тем самым другие федеральные законы о местном самоуправлении оказываются не вполне совместимыми с конституционными рамками. Задача федерального законодателя – обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству. Мониторинг законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении осуществляет Минюст России. Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ оно проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам и осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ. Кроме того, Конституционный Суд РФ вправе рассматривать дела о соответствии законов субъектов РФ Конституции РФ и отменять те их положения, которые ей противоречат.

Федеральная власть, несомненно, должна обеспечивать гарантии осуществления предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ обязанностей государства в области местного самоуправления. Так, государство обязано обеспечить самостоятельность местного самоуправления, его право на судебную защиту, компенсировать дополнительные расходы, которые несет местное самоуправление в связи с выполнением решений органов государственной власти и т.д. Эти обязанности закрепляются в соответствующих законодательных и иных нормативных актах, но одного лишь нормативного закрепления недостаточно для их выполнения. Необходимы не только правовые, но и иные гарантии – организационные, экономические и т.д.

Еще одно полномочие государства в области местного самоуправления – регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в собственность муниципальную. Данный порядок урегулирован многими нормами ГК РФ (например, ст. 559–566) и Федерального закона № 122-ФЗ.

Наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией – еще одно полномочие федеральной власти в области местного самоуправления. В настоящее время целый ряд отраслевых законов наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В ряде субъектов РФ приняты законы, определяющие процедуру наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. На федеральном уровне данный вопрос решен посредством включения в Федеральный закон № 131-ФЗ специальной главы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Одна из обязанностей органов государственной власти РФ при этом – компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти. Если органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, их выполнение должно обеспечиваться одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов. Если органы государственной власти принимают решения, которые влекут затраты из местного бюджета, эти расходы также подлежат обязательной компенсации.

Смотрите так же:  Областной материнский капитал омской области

Достаточно проблемный вопрос – установление государственных минимальных социальных стандартов. Действующий до сих пор Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» определил процедуру формирования системы стандартов, которая должна была осуществляться на единой правовой базе и общих методических принципах. Правительство РФ обязано было подготовить обоснованную концепцию формирования системы социальных стандартов и утвердить ее в установленном порядке. Также был разработан проект федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах. Однако нормы действующего федерального законодательства не закрепляют этой обязанности органов государственной власти. Более того, по-видимому, введение данных стандартов, по сути, признано нецелесообразным: определение, установление и гарантирование государством реально действующих государственных стандартов (т.е. такого размера материальных и финансовых ресурсов, который действительно позволит обеспечить определенный социальный пакет каждому гражданину Российской Федерации, а не станет очередным минимальным размером оплаты труда, нс имеющим под собой какой-либо экономической основы) потребует концентрации в федеральном бюджете свыше 90% всех ресурсов консолидированного бюджета Российской Федерации, что невозможно – не позволяют принципы бюджетного федерализма, да и экономические условия функционирования системы распределения финансовых ресурсов в государстве.

Важное полномочие органов государственной власти Российской Федерации – принятие федеральных программ развития местного самоуправления. Разрабатывает и утверждает данные программы Правительство РФ. В частности, была принята Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления [1] .

Одна из главных задач органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления – регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления. Прежде всего такое регулирование осуществляется основополагающими актами, такими как Конституция РФ. Основную нагрузку по защите прав и законных интересов граждан от имени государства несет судебная система в лице судов общей юрисдикции, которые рассматривают споры граждан с органами и должностными лицами местного самоуправления. Кроме того, данные вопросы решаются и другими органами государственной власти как общей компетенции (например, законодательными (представительными) органами субъектов РФ), так и специальной компетенции (например, прокуратурой). Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Неправомерные действия органов и должностных лиц местного самоуправления также могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Важное полномочие органов государственной власти РФ – регулирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов. Этим вопросам посвящены специальные главы Федерального закона № 131-ФЗ. Ответственность органов местного самоуправления установлена в муниципальном, административном и гражданском законодательстве, ответственность должностных лиц местного самоуправления – в муниципальном, уголовном, гражданском, административном и трудовом законодательстве.

Также органы государственной власти РФ регулируют особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно- территориальных образованиях. Данные вопросы регулируются Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно- территориальном образовании». Они же осуществляют регулирование некоторых вопросов муниципальной службы. С 1 июня 2007 г. вступил в силу Федеральный закон № 25-ФЗ.

  • [1] Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления».

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления

Полномочия органов государственной властисубъектов РФ в области местного самоуправления:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных базовым ФЗ о местном самоуправлении;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных ФЗ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ – правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном базовым ФЗ о местном самоуправлении.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципального образования и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

В случае противоречия конституции (устава) закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, ФКЗ, базовому ФЗ о местном самоуправлении и другим ФЗ применяются Конституция РФ, ФКЗ, базовый ФЗ о местном самоуправлении.

Статья 6 131-ФЗ — Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

3. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.