Пособие для решения задач по экономике

Пособие для решения задач по экономике

Учитель открывает дверь. Входишь ты сам

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

  • ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ЭКОНОМИКУ
  • ПОСТУПЛЕНИЕ ПО ОЛИМПИАДАМ
  • ФОРМАТ И СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ
  • МОЗГОВЫЕ ШТУРМЫ
  • ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ИЗ МОСКВЫ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕНИКОВ
  • ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ
  • МОЙ КУРС
  • РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • ЗАДАЧИ И КЕЙСЫ
  • ОБО МНЕ
  • КАК ВЫБРАТЬ РЕПЕТИТОРА
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ

Курс «Микроэкономика» Николая Саперова структурирован по двум уровням: базовый и продвинутый. Курс публикуется на сайте в сокращенном виде и почти не содержит практической части. Полный материал курса я использую на своих занятиях.

Данный курс по микроэкономике адресован широкому кругу лиц. Абитуриент, участвующий в олимпиадах по экономике, кроме теории, найдет для себя много примеров решений тестов и задач и так называемых «эвристик» — методов быстрого решения задач и ответов на вопросы. Взрослый человек может познакомиться с главами Как устроена экономика, За что были получены некотрые Нобелевские премии по экономике или Игры экономических агентов — и понять, что такое современная экономика, чем занимаются экономисты и чему будут учить их детей в университете.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

Остается 2 свободных места на 18/19 учебный год

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

  • Лекция «За что были получены Нобелевские премии по экономике»
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)
  • Пример видео-разбора тура олимпиады
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика — Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель — победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий — будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Примеры решения задач по экономике предприятия

Главная > Задача >Экономика

Примеры решения задач по экономике предприятия

Определите среднегодовую стоимость основных средств, используя известные вам способы. Данные для решения:

Используя приведенные данные, можно рассчитать среднегодовую стоимость основных средств двумя способами: без учета месяца ввода-вывода основных средств; с учетом месяца ввода-вывода основных средств.

Произведем расчет среднегодовой стоимости, не учитывая при этом месяц, в котором объекты основных средств были введены или выбыли:

Стоимость на начало года приводится в условии задачи. Стоимость на конец года определяем по формуле

Если учесть, что ввод-вывод основных средств в течение года осуществляется неравномерно, можно найти среднегодовую стоимость другим способом:

При расчете по этой формуле не следует забывать, что М1 и М2 – это, соответственно, число полных месяцев с момента ввода или выбытия объекта (группы объектов) до конца года. Таким образом,

Результаты расчета по двум способам показывают, что при неравномерном вводе-выводе объектов основных средств более простой способ дает неточный результат.

Первоначальная стоимость группы объектов на 1 января составляла 160 тыс. руб., срок фактической эксплуатации – 3 года.

Рассчитайте остаточную стоимость и коэффициент износа на ту же дату, если амортизация начисляется а) линейным способом; б) способом уменьшаемого остатка (коэффициент ускорения 2); в) способом суммы чисел лет срока полезного использования. Для данной группы объектов определен срок полезного использования 10 лет.

При решении данной задачи исходим из того, что остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость за минусом износа, а сумма начисленного износа – сумму амортизации за весь период фактического использования объекта. Поэтому решение начнем с расчета суммы износа по каждому из способов амортизации.

а) Произведем расчет по линейному способу. Годовую сумму амортизации определяем по формуле

Норма амортизации может быть установлена следующим образом:

Рассчитаем норму амортизации при сроке полезного использования 10 лет:

Амортизация за год составит

.

При этом способе сумма амортизации каждый год одинакова, поэтому износ за три года равен

.

б) Проведем расчет по способу уменьшаемого остатка. Для определения амортизации используем следующую формулу:

Амортизация за первый год составит

Износ за три года рассчитаем как сумму амортизации за три года:

в) Произведем расчет по способу суммы лет. Для определения годовой амортизации используем следующую формулу:

Амортизация за первый год составит

Сложив суммы амортизации за три года получим сумму износа:

Зная суммы износа, рассчитанные различными способами, можно вычислить остаточную стоимость и коэффициент износа, используя формулу

Коэффициент износа найдем по формуле

Подставив значения, получим:
а) линейный способ:

б) способ уменьшаемого остатка:

в) способ суммы лет:

.

Таким образом, по результатам решения данной задачи видно, что нелинейные методы позволяют списать большую часть стоимости в первые годы эксплуатации объекта основных средств.

Стоимость основных средств, млн руб., в соответствии с классификацией по вещественно-натуральному составу на 1 января составляла:

В феврале текущего года было сдано в эксплуатацию здание цеха стоимостью 5 млн руб.; в мае закуплено оборудование общей стоимостью 10 млн руб.; в сентябре списано морально и физически устаревшее оборудование на сумму 3 млн руб.

Определите структуру основных средств на начало и на конец года, долю активной и пассивной частей на начало и конец года, значения коэффициентов выбытия и обновления основных средств.

Рассчитываем структуру основных средств на начало и конец года. При этом нужно помнить, что структура – это доля каждой группы основных средств в их общей стоимости. Структуру принято вычислять в процентах. В состав активной части основных средств включают оборудование и, иногда, транспортные средства. При решении данной задачи транспортные средства отнесем к активной части. Расчет целесообразно представить в виде таблицы:

Произведем расчет коэффициента обновления по формуле

Определим коэффициент выбытия, используя следующую формулу:

Решив данную задачу, мы показали изменения в структуре основных средств, вызванные изменением стоимости отдельных групп. Изменение соотношения доли активной и пассивной частей, а также рассчитанные коэффициенты обновления и выбытия дают основания предположить, что в дальнейшем эффективность использования основных средств может повыситься.

Стоимость основных средств на 1 января по группам составляла тыс. руб.:

В феврале было введено новое здание цеха стоимостью 1 000 тыс. руб., а в июле приобретено оборудование на сумму 12 000 тыс. руб. Предприятие выпустило за год 23 000 т продукции А стоимостью 1 000 руб./т и 35 000 т продукции Б стоимостью 1 500 руб./т.

Основные сведения о работе ведущего оборудования представлены в таблице:

Рассчитайте коэффициент фондоотдачи и коэффициенты использования оборудования.

Решение начнем с расчета коэффициента фондоотдачи. Для этого воспользуемся формулой

Так как фондоотдача характеризует эффективность использования всех основных средств предприятия, нужно определить их среднегодовую стоимость:

Для расчета этого показателя нужно знать объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Если производится однородная продукция, можно при расчете использовать натуральные показатели. Если производится разная по характеру продукция, при расчете фондоотдачи нужно объем произведенной продукции выразить в стоимостных показателях, руб.:

Теперь можно вычислить искомый показатель:

С помощью показателя фондоотдачи удалось определить, что в расчете на каждую вложенную в основные средства тысячу рублей производится продукции на 690 руб.

Теперь приступим к расчету частных показателей. Найдем коэффициенты для оборудования, производящего продукцию А.

Определим коэффициенты экстенсивного использования оборудования:

а) коэффициент использования календарного времени

б) коэффициент использования планового времени

При вычислении коэффициента интенсивного использования оборудования вначале рассчитаем производительность фактическую:

Затем перейдем собственно к расчету коэффициента:

Последним определим интегральный коэффициент:

Рассчитаем коэффициенты для оборудования, производящего продукцию Б.

Вычислим коэффициенты экстенсивного использования оборудования

а) коэффициент использования режимного времени

б) коэффициент использования планового времени

Далее рассчитываем коэффициент интенсивного использования, предварительно вычислив производительность фактическую и интегральный коэффициент:

При расчете коэффициентов экстенсивного использования оборудования для производства с непрерывным режимом работы целесообразнее выбрать коэффициент использования календарного времени, а для производств с прерывным режимом работы – коэффициент использования режимного времени.

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Объем произведенной на предприятии за год продукции составил 200 тыс. т.

Рассчитайте показатели производительности труда, основываясь на данных, представленных в таблице:

Производительность труда характеризуется показателями выработки и трудоемкости.

1. Рассчитываем показатели выработки:

а) выработка на одного производственного (основного) рабочего

б) выработка на одного рабочего

в) выработка на одного работающего

2. Рассчитываем показатели трудоемкости:

а) трудоемкость технологическая

б) трудоемкость производственная

в) трудоемкость полная

Тарифная ставка рабочего V разряда составляет 19 руб./ч. Продолжительность рабочего дня – 7 ч. Количество рабочих дней в месяце – 20. Норма выработки – 20 деталей за смену. Фактическая выработка за месяц – 460 деталей.

Рассчитайте заработок рабочего за месяц:

а) при простой повременной системе оплаты труда;
б) повременно-премиальной системе оплаты труда (премия составляет 10 % от тарифа);
в) прямой сдельной оплате труда (расценка за одну деталь – 7,2 руб.);
г) сдельно-премиальной системе оплаты труда (премия – 0,5 % от сдельного заработка за каждый процент превышения нормы выработки);
д) сдельно-прогрессивной системе оплаты труда (повышающий коэффициент – 1,8).

Вычислим заработок рабочего:

г) для определения размера премии нужно рассчитать процент превышения фактической выработки над плановой:

д) при сдельно-прогрессивной системе нужно рассчитать размер повышенной расценки:

ИЗДЕРЖКИ, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

В цехе произведено 200 шт. изделия А и 400 шт. изделия Б. Составьте смету затрат на производство по цеху и калькуляцию себестоимости каждого вида продукции.

Исходные данные, тыс. руб., приведены в таблице:

Для того, чтобы составить смету затрат на производство, нужно суммировать однородные по экономическому содержанию затраты в соответствии со статьями сметы затрат.

1. В статье «материальные затраты» отразим стоимость основных материалов и затраты на электрическую энергию:

2. Статья «затраты по оплате труда» представит собой заработную плату производственных рабочих и административно-управленческого персонала:

3. В статье «амортизация» отразится суммарная амортизация стоимости здания и оборудования:

4. Сумму прочих затрат перенесем без изменения:

Итого общие затраты по смете составят:

Сумма по смете затрат дает общие затраты подразделения, но не дает возможности определить себестоимость каждого вида продукции. Для этого нужно составить калькуляцию. В строках 3–5, 7–9 таблицы с исходными данными отражены косвенные затраты, которые нужно распределить между двумя видами продукции. Распределим их пропорционально прямым затратам, отраженным в строках 1, 2, 6. Для этого косвенные затраты по каждому виду продукции умножим на следующие коэффициенты:

а) для продукции А

б) для продукции Б

.

Результаты расчетов поместим в таблицу, строки которой представляют собой статьи калькуляции:

При создании предприятия его владелец вложил сумму 200 тыс. руб. Процесс производства осуществляется в здании, которое до организации предприятия он сдавал в аренду. Арендная плата составляла 50 тыс. руб./год. До организации предприятия его учредитель был наемным менеджером с годовой заработной платой 100 тыс. руб.

Деятельность созданного предприятия характеризуется следующими показателями

Рассчитайте: прибыль от реализации продукции, прибыль валовую (до налогообложения), чистую прибыль; рентабельность предприятия (производства); рентабельность продукции. Обоснуйте ответ на вопрос о целесообразности создания собственного предприятия (вычислите экономическую прибыль).

Рассчитаем прибыль от реализации продукции:

Определим прибыль валовую:

Рассчитаем прибыль чистую:

Рентабельность предприятия составит

Прибыль экономическая рассчитывается как прибыль бухгалтерская за вычетом внутренних издержек, а именно: процентов по срочному депозиту, которые можно было бы получать на вложенные средства; арендной платы; неполученной заработной платы владельца предприятия. Таким образом, экономическая прибыль составит

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии приведены методические рекомендации по построению математических моделей и решению задач исследования операций, рассмотрены примеры решения задач, предложены задачи для самостоятельного решения. Предлагаемое учебно-методическое пособие рекомендуется для использования в курсе «Экономико-математические методы и модели» для студентов экономических специальностей. Электронная версия пособия, изданного в Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТРТУ).

Пособие для решения задач по экономике

Название материала:

  • Теория оптимального управления экономическими системами

Аннотация:

  • В учебном пособии содержатся теоретические основы оптимального управления, включающие постановку задачи оптимального управления и методы ее решения. Иллюстрация применения методов оптимизации для вычисления оптимальных управлений ориентирована на решение задач оптимального управления в экономических системах. Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению подготовки экономистов-математиков по специальности 080116.65 «Математические методы в экономике». Может быть полезным при изучении методов статической и динамической оптимизации по различным направлениям подготовки специалистов, предусматривающим освоение основных методов оптимизации.

Дисциплины:

  • Теория оптимального управления экономическими системами

Части курса:

  • теоретическая часть

Тип материала:

  • учебное пособие

Авторы ВГУЭС:

  • Кривошеев Владимир Петрович

Акимов — Решение задач

Д. В. Акимов О.В. Дичева Л.Б. Щукина

от простых до олимпиадных

( Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина)

373.167.1:330 65.01я721 А39

Решения задач по экономике: от простых до олимпиад­ ных./Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. М.: ВИТА-

ПРЕСС, 2010.- 336 с.: ил. ISBN 978-5-7755-1866-0

В пособии представлены авторские решения задач, вошедших в ранее изданный сборник «Задания по экономике: от простых до олимпиадных>> этих же авторов. Наличие решения поможет учителям лучше оценивать сложность и трудоемкость каждой из задач при составлении как плана уро­ ка, так и домашних заданий или контрольных работ. Учашиеся смогут ис­ пользовать данное пособие для самостоятельной подготовки к участию

в разнообразных экономических олимпиадах и творческих конкурсах.

В пособии не приводятся тексты условий задач. Предполагается, что

оно будет использоваться в качестве дополнения к указанному сборнику. Приведеиные варианты решений не являются единственно возможными и не исключают самостоятельного творчества учашихся.

УДК 373.167.1:330 ББК 65.01я721

©Акимов Д.В., Дичева О. В.,

© 000 Издательство «ВИТА-ПРЕСС>>, 2010

000 Издательство >, 2010

Все права зашишены

Глава 1. Введение в экономическую теорию.

Глава 2. КПВ. Абсолютные и сравнительные преимущества.

Выгоды добровольного обмена. У еловин взаимовыгодной

и безубыточной торговли .

Глава 3. Спрос и предложение. Рыночное равновесие .

Глава 4. Эластичность .. . . .. . . . . . . .

Глава 5. Производство и издержки. Выручка .. . .

Глава 6. Рыночные структуры . .. . . . . . .. . . . ..

Глава 7. Рынок труда. Рынок капитала . .. . .. . . . . .

Глава 8. Неравенство распределения доходов . . .. . . .. . . .. . . . .

Глава 9. Система национальных счетов . .. . . .. . . . . . . . . . . . . . .

Глава 10. Совокупный спрос и совокупное предложение . .. . . . . .

Глава 11. Экономический рост. Экономический цикл .

Глава 12. Безработица . . . . . . . . . . . ..

Глава 14. Деньги и банк .

Глава 15. Денежный рынок. Кредитно-денежная политика .. .. .

Глава 16. Государственный бюджет, государственный долг,

Глава 17. Международная экономика . . . .. .

Вашему вниманию предлагается набор авторских решений за­ дач, вошедших в ранее изданный сборник >. Надеемся, что приведенный матери­ ал поможет вам глубже разобраться в основах экономической тео­ рии, будет способствовать развитию навыков решения разнообраз­ ных задач, а в конечном итоге лучшему пониманию окружающей экономической действительности.

Смотрите так же:  Налог на прибыль организаций бланк 2019

Есть известное высказывание: >. На современном этапе своего развития экономическая теория активно использует метод математического моделирования окружающей действительности. Поэтому примене­ ние освоенных моделей при решении задач является важным эта­ пом проверки на практике ваших теоретических знаний. Надеемся, что данная книга существенно поможет вам в этом.

Рассчитываем, что книга поможет и учащимся и учителям эко­ номики. Наличие решения позволит учителям лучше оценивать сложность и трудоемкость каждой из задач при составлении как плана урока, так и домашних заданий или контрольных работ. Уча­ щиеся смогут использовать данный сборник для самостоятельной подготовки к участию в разнообразных экономических олимпиадах

и творческих конкурсах. Ведь далеко не всегда существует возмож­ ность разбора всех задач, вызвавших затруднения, в рамках уроков

и факультативных занятий. Хочется надеяться, что книга в ряде случаев покажет новые подходы к решению даже знакомых задач, тем самым расширяя и дополняя имеющиеся знания.

В данной книге намеренно не приводятся тексты задач. Она при­ звана служить помощником и консультантом при возникновении затруднений в решении или поиске альтернативных методов реше­ ния. Мы призываем читателей всегда пытаться сначала решить за­ дачу своими силами, с использованием различных подходов и толь­ ко потом сверяться с приведеиным решением. Опыт проверки работ участников московских и всероссийских олимпиад показал, что не­ редко их участники предлагают более короткие и рациональные способы решения, чем предлагаемые составителями. Поэтому мы не рассматриваем приведеиные здесь варианты решений как един­ ственно возможные и наиболее правильные. Это всего лишь один из возможных путей. Ищите и находите собственные, а наша задача­ просто не дать вам заблудиться.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. АЛЬТЕРНАТИВНЬIЕ ИЗДЕРЖКИ

1. а) Постоянный покупатель магазина приобретет 5’Уо -ную дисконтную карту в том случае, если выгода от использования дис­ контной карты превысит затраты на ее покупку. В данном случае выгода от использования дисконтной карты при посещении магази­ на 6 раз в месяц составит: 0,05 (6 • 500 р.) = 150 р., что меньше зат­ рат — 200 р. — на покупку этой карты.

Ь) Пусть N — число посещений магазина. Покупателю выгодно приобрести предлагаемую дисконтную карту, если

0,05 (N • 500 р.) > 200 р.,

с) Пусть V- минимальное значение стоимости покупок в руб­ лях при каждом посещении магазина. Покупатель не откажется купить предлагаемую дисконтную карту, если

откуда V > 800 р.

Ответы: а) нет, не приобретет; Ь) более 8 посещений; с) более 800 р.

2. а) Максимальная цена дисконтной карточки определяется вы­ годой от ее использования в течение года:

Ь) В течение года покупательница 3 · 12 = 36 раз делает покупки. Покупка накопительной дисконтной карты обеспечивает 5% -ную

Л.Н. Коняхина. Учебное пособие УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ЭКОНОМИКЕ. Л.Н. Коняхина

1 Л.Н. Коняхина УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ЭКОНОМИКЕ УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ЭКОНОМИКЕ Учебное пособие Л.Н. Коняхина

2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Л.Н. Коняхина УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ЭКОНОМИКЕ Учебное пособие Курган 2010

3 УДК 330(075.8) ББК 65я73 К65 Рецензенты: зав. кафедрой «Экономика труда» Курганского филиала Академии труда и социальных отношений А.В. Телегин; зав. кафедрой «Экономическая теория» КСХА им. Т.С. Мальцева Т.В. Показаньева. Печатается по решению методического совета Курганского государственного университета. К65 Коняхина Л.Н. Учимся решать задачи по экономике: Учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, с. В учебном пособии рассматривается методика решения задач по основным темам курса «Микроэкономика». Значительное место занимает теоретический материал, широко представлены графики, формулы. Учебное пособие предназначено для студентов вузов экономических и неэкономических специальностей очной и заочной форм обучения; может быть использовано при изучении экономики в колледжах, гимназиях, школах. Рис. 64, библиограф. 13 назв. ISBN Курганский государственный университет, 2010 Коняхина Л.Н.,

4 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 4 Тема 1 Альтернативная стоимость. 5 Тема 2 Кривая производственных возможностей. 8 Тема 3 Теория спроса Тема 4 Предложение Тема 5 Рыночное равновесие Тема 6 Поведение потребителя в рыночной экономике Тема 7 Производство экономических благ. Производительность Тема 8 Издержки производства. Прибыль Тема 9 Совершенная конкуренция Тема 10 Несовершенная конкуренция Тема 11 Рынок труда Тема 12 Рынки земли и капитала Тема 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства Список литературы

5 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие по дисциплине «Экономика» («Экономическая теория») предназначено для студентов экономических и неэкономических специальностей всех форм обучения. Его цель: оказать помощь всем, кто стремится самостоятельно или под руководством преподавателя освоить навыки решения задач по данной дисциплине. В учебном пособии приведены задачи по основным темам курса «Микроэкономика», изучаемого в высших учебных заведениях, дана методика решения. По каждой теме представлены примеры решения задач, позволяющие усвоить и понять содержание экономических категорий, явлений и процессов, их характерные черты, особенности, функции. Перечень тем соответствует Государственному образовательному стандарту по курсу «Экономическая теория» высшего профессионального образования. Пособие содержит значительный теоретический материал, который служит базой для решения задач. В нем широко использованы графики, формулы, фактический материал, необходимые для лучшего понимания логики и хода решения задач. Содержащиеся в пособии задания могут быть использованы на разных стадиях учебного процесса, в контрольных заданиях, на итоговых занятиях. Методика использования определяется преподавателем в зависимости от уровня теоретической подготовки студентов, навыков их самостоятельной работы, стремления научиться решать задачи. Особое значение пособие имеет для студентов заочной формы обучения при выполнении ими контрольных работ, подготовке к экзаменам, зачетам. В основу данного учебного пособия положены методические работы, сборники задач, практикумы преподавателей Высшей школы экономики, МГУ, других высших учебных заведений России. 4

6 ТЕМА 1 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ Основные понятия. Альтернативная стоимость, альтернативные издержки, альтернативная ценность, цена выбора; недополученная или упущенная выгода; вмененные издержки, вмененные затраты. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Альтернативная стоимость (альтернативные издержки) (opportunity costs) ценность лучшей из альтернатив, которыми мы жертвуем, делая выбор; стоимость одного блага, выраженная в стоимости другого блага, которым пришлось пренебречь. В российской экономической литературе для обозначения альтернативной стоимости употребляются также варианты перевода с английского языка (opportunity costs): «альтернативные издержки», «альтернативная ценность», «цена выбора», «издержки упущенных возможностей», «недополученная выгода», «вмененные издержки», «вмененные затраты». Суть альтернативной стоимости в том, что в расчет принимаются только две лучшие альтернативы. Альтернативной стоимостью выбранной альтернативы является ценность отвергнутой альтернативы для лица, принимающего решения. Необходимо уяснить следующее: 1) в любой ситуации выбора имеется несколько альтернатив. Обозначим их через А 1, А 2, А 3, А n. В реальной жизни всегда можно купить или отказаться от покупки, строить или не строить, делать или не делать; 2) каждый индивид, принимающий решение, имеет свои предпочтения при выборе среди имеющихся альтернатив. Допустим, что предпочтения таковы: А 1, А 2 лучше А 3, А 3 лучше. А n и т.д.; 3) экономическая теория считает индивида, принимающего решения, рациональным, он выберет лучшую альтернативу А 1 ; 4) лучшей из отвергнутых альтернатив является А 2, значит, альтернативной стоимостью А 1 будет ценность А 2. Обозначим ее U (А 2 ); 5) оставшиеся альтернативы не имеют значения для определения величины альтернативной стоимости, т.е. мы их во внимание больше не принимаем. Альтернативная стоимость всегда субъективна и объективна одновременно. Субъективна, так как зависит от того, кто выбирает. Объективна, так как существует всегда, когда люди выбирают. Следует различать собственно альтернативную стоимость как полную количественную оценку всей упущенной выгоды (как ценности лучшей из отвергнутых альтернатив) и упущенную выгоду как оценку разницы между выбранной и наилучшей из оставшихся альтернатив. Пример. Вы отказались от работы продавцом на рынке с заработной платой 3000 р., вахтером с зарплатой в 2000 р. и выбрали работу страхового агента за 2500 р. Альтернативной стоимостью при вашем выборе стали 3000 р., а упу- 5

7 щенная выгода составила 2500 р р. = -500 р., так как вы упустили выгоду в 500 р. Альтернативные затраты и ресурсы. Для экономиста затраты всегда являются альтернативными. Даже если ресурсы не используются, мы несем затраты, они являются альтернативными и показывают недополученный доход от наилучшего их альтернативного применения. Предположим, что вы в течение года держали деньги дома. Кажется, что никаких затрат вы не вели, но вы упустили возможность получить сумму банковского процента, процента в страховой фондовой компании, процента в инвестиционной компании и т.д. Значит, если вы не нашли лучшей альтернативы для применения денег, то их ценой является один из видов названных процентов. Точно также дело обстоит с ресурсами труда, земли Поэтому ценность любого блага определяется наилучшей альтернативой его использования. Термин «вмененные затраты» используется в управленческих решениях, в управленческом учете. В учете затрат на производство вмененные затраты возникают при вытеснении одного вида продукции другим. Чаще всего это связано с конкуренцией за дефицитное оборудование. В этом случае вмененные затраты равны недополученной прибыли, которую можно было бы получить от реализации вытесненной продукции. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 1 Иван отказался от работы столяром с зарплатой в год 120 тыс. р., от работы охранником 80 тыс. р. и референтом 100 тыс. р. Вместо этого он поступил в университет с годовой платой за обучение 40 тыс. р. 50% оплаты ему компенсирует завод, где работают его родители. Какова альтернативная стоимость его обучения? Какова упущенная выгода обучения, если во внимание принимается первый год? Решение. Экономисты при исследовании экономических процессов и явлений предполагают, что человек рационален. Поэтому наилучшим видом работы для Ивана могла быть работа столяром, так как именно она приносит больше денег (120 тыс. р.). Это и будет альтернативная стоимость его оплаты за обучение. Другие виды работы во внимание не принимаются. Упущенная выгода есть недополученный доход + прямые затраты. Недополученный доход = 120 тыс. р. Прямые затраты равны 40 тыс. р. минус то, что берет на себя завод (50% от 40 тыс. р.), т.е. 20 тыс. р.: 40 тыс. р. 20 тыс. р. = 20 тыс. р. Значит, упущенная выгода равна: 120 тыс. р тыс. р. = 140 тыс. р. Прочие затраты Ивана неизвестны. Поэтому в данном случае альтернативная стоимость лучше всего оценивается через упущенную выгоду. 2 Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 1000 р., самолетом р. В путешествие отправляются трое господ: 6

8 А, Б и В. Часовая ставка оплаты труда господина А р. в час, у господина Б р., у господина В р. Каким видом транспорта поедут эти господа? Решение р. — неизбежные расходы, так как какой бы транспорт (поезд, самолет) они не выбрали, меньше затратить не удастся. Поэтому дополнительными (предельными, альтернативными ) затратами являются 2500 р р. = 1500 р. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные, альтернативные) потери равны 8 3 = 5 часам. Предметом анализа является сопоставление 2-х величин: 1500 р. и 5 часов времени. Господин А за эти 5 часов заработает лишь 1000 р. (200 р. 5 часов = 1000 р.). Эти его альтернативные издержки меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов (1500 р.). Значит, для него рациональнее (выгоднее) поехать поездом. Господин Б за эти 5 часов может заработать 1500 р. (300 р. 5 часов = 1500 р.). Значит, для него выгоднее лететь самолетом. В результате полета самолетом он сэкономит 5 часов, за которые может заработать 1500 р. Экономия времени дает возможность вернуть затраченную на авиабилет сумму. Поэтому с точки зрения рационального поведения потребителя, ему все равно: ехать ли поездом и потерять 5 часов времени или лететь самолетом и «отработать» перерасход денежных ресурсов. Господин В следует принципу «Время деньги». За 5 часов он может заработать 2500 р. (500 р. 5 часов = 2500 р.). Это значительно больше дополнительных затрат на авиабилет. Значит, он с точки зрения рационального поведения полетит самолетом. Итак, господин А поедет поездом, господин В полетит самолетом, а господину Б — все равно (ехать поездом или лететь самолетом). РЕШАЕМ ЗАДАЧИ 1 Илья имеет в течение рабочего дня возможность получить работу во множестве мест, где оплата труда сдельная и колеблется от 17 р. до 20 р. в час. Привлекательность работы в разных местах примерно одинакова. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени Ильи в течение рабочего дня? 2 У Маши 4 часа времени. Запланированные дела так располагаются в порядке убывания важности: — выполнение домашнего задания 2 ч.; — обсуждение по телефону с подругой нарядов 2 ч. Несмотря на эти важные дела, Маша решила пойти в кино на двухчасовой фильм. Во что это обойдется Маше, если цена билета в кино равна 20 р.? 3 Студент платит 50 тыс. р. за первый год обучения. Бросив учение, он мог бы зарабатывать 40 тыс. р. в год. Одновременно работать и учиться не хватает ни сил, ни времени. Какова упущенная выгода, если принять во внимание только первый год обучения? 7

9 4 Отец и сын окапывают и поливают деревья. Отец затрачивает на окапывание одного дерева 4 мин, на полив — 1 мин. Сын — 6 и 4 мин соответственно. Какое максимальное количество деревьев сумеют сообща обработать отец и сын за 1 час? Решите задачу, используя принцип сравнительных преимуществ. 5 На строительство гостиницы было потрачено 40 млн р. Для завершения строительства требуется вложить еще 20 млн р. Прогнозируя ухудшение ситуации на рынке гостиничных услуг, экономисты предупреждают, что современная стоимость всех будущих доходов от эксплуатации гостиницы составит 30 млн р. Нужно ли заканчивать строительство? Почему? ТЕМА 2 КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Основные понятия. Ограниченность, ограниченность ресурсов (природных, трудовых, капитальных, земли); производственные возможности, кривая производственных возможностей; закон возрастания дополнительных альтернативных затрат; выпуклые функции. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Кривая (граница) производственных возможностей (КПВ) имитирует проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов, когда перед страной, фирмой, индивидом стоят проблемы: что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, где и по какой цене продавать, т.е. определять условия и направления использования ограниченных ресурсов. Модель КПВ основана на концепции альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей показывает возможное производство одного продукта при фиксированном выпуске другого продукта и при полном и наилучшем использовании фиксированных ресурсов. Предположения модели: 1) фирма, регион, страна в целом производят только по два продукта (или услуги). Данный прием называется агрегированием (суммированием) и широко распространен в экономике. Экономическая статистика вся основана на этом принципе: продукция металлургии, зерновые культуры, самолеты это все агрегаты. Выбирать можно и другую абстракцию. Из многих продуктов берем только два, а другие просто фиксируем. Выбор между двумя продуктами анализируется всегда; 2) полное использование ограниченных ресурсов принято трактовать как их наилучшее применение. Оно означает, что при фиксированном выпуске одного продукта ресурсы используются так, чтобы максимизировать выпуск другого. Ограничения и возможности модели. С одной стороны, модель предельно абстрактна. В реальной жизни ее не строят. Поэтому она не пригодна 8

10 даже для приближенных вычислений, тем более для точных в экономической действительности. С другой стороны, КПВ иллюстрирует принцип выбора для точных вычислений в экономической действительности, в условиях ограниченности ресурсов. Она учит нас правильной логике выбора. Закон возрастающих дополнительных (альтернативных) затрат. Модель кривой производственных возможностей позволяет понять закон возрастающих альтернативных затрат. Его можно выразить одной фразой: «Чем выше в гору, тем тяжелее подъем». При полном и наилучшем использовании ресурсов по мере увеличения производства одного продукта для получения каждой следующей (дополнительной, предельной) его единицы приходится отказываться от другого его продукта. Теоретически проблему экономического выбора и альтернативных издержек принято рассматривать с помощью графика, который называется «кривая производственных возможностей» (рисунок 1). Товар А М Г В 0 Товар В Рисунок 1 Кривая производственных возможностей Кривая производственных возможностей выражает потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне. Графический образ рассматриваемой проблемы выражает следующие аспекты: 1) множество точек на самой кривой показывает возможный технологический выбор, переключение ресурсов с производства товара А на товар Б; 2) социально-экономический выбор общества определяется только одной точкой и зависит от экономических, политических, исторических и других условий; 3) полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого. Движение из точки В в точку Г (рисунок 1); 4) общество не всегда находится на границе своих производственных возможностей, а чаще внутри, в точке М. Это связано с недогрузкой мощностей, безработицей, неэффективным регулированием и прочими причинами. Находясь внутри границ производственных возможностей, общество может увеличивать производство одного продукта, не уменьшая производство другого; 9

Смотрите так же:  Подать на алименты на самого себя документы

11 5) экономический рост связан с увеличением экономического потенциала и выражается смещением кривой производственных возможностей вправо. На рисунке 1 это показано пунктирной линией. Кривая производственных возможностей представляет собой выпуклую линию. Это объясняется ростом альтернативных затрат. Изменяя структуру производства, например, в пользу автомобилей, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. Поэтому каждый дополнительный автомобиль требует все большего сокращения производства, например, тканей. Выпуклые функции. В математике выпуклой функцией называют функцию, при соединении двух точек которой получившийся отрезок прямой лежит под графиком функции или совпадает с ним. Данное условие записывается так: аf(х) + (1 — а) F(у) F [ах + (1 — а)у]. Выпуклость КПВ объясняется законом возрастающих альтернативных издержек, а не наоборот. Наиболее полное использование ресурсов предполагает специализацию и наилучшее их использование. Дополнительное вложение ресурсов для производства одного продукта дает меньший удельный эффект на единицу продукции по сравнению с использованными сначала ресурсами. Этот закон наилучшим образом иллюстрирует пример П. Самуэльсона с «пушками» и «маслом». Кривая производственных возможностей и прогресс. Кривая производственных возможностей не является неподвижной. Она может сдвигаться влево (с уменьшением ресурсов) и вправо (с увеличением ресурсов). Перемещение ее вправо происходит при наличии следующих условий: — открытие новых месторождений полезных ископаемых; — открытия в области фундаментальных наук (физики, химии и т.д.); — на основе этих открытий разработка новых технологий, производство новых средств труда и предметов труда; — распределение ресурсов в пользу накопления. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 1 На одном однородном поле фермер может производить 300 т картофеля и 100 т пшеницы, а на другом однородном поле альтернативная стоимость выращивания 1 т пшеницы равна 2 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 400 т. а) Какова альтернативная стоимость производства 1 т пшеницы на первом поле? б) Построить кривую альтернативных возможностей для каждого поля. в) Построить кривую общих производственных возможностей фермера. Решение. а) На первом поле, пожертвовав одной тонной пшеницы, фермер высвободил площадь для выращивания трех тонн картофеля. Следовательно, альтернативная стоимость производства 1 т пшеницы на первом поле равна 3 т картофеля, а 1 т картофеля стоит 1/3 т пшеницы. 10

12 Примечание. В дальнейшем предлагаем обозначать такое соотношение альтернативных стоимостей как 1П = 3К. б) Построение кривой производственных возможностей для каждого поля очевидно. Кривой производственных возможностей будет прямая (это частный случай выпуклой кривой), соединяющая точки максимального производства пшеницы и наибольшего производства картофеля (рисунок 2). Обозначим на первом поле эти точки следующим образом: (0П, 300К) и (100П, 0К); 1П=3К. 100 П (Пшеница) К (Картофель) Рисунок 2 Кривая максимального производства пшеницы и картофеля (1-е поле) Обоснование. Поле можно разделить в любой пропорции. На одной части посеять пшеницу, а на другой посадить картофель. Альтернативная стоимость единицы пшеницы на втором поле выражается следующим соотношением: 1П = 2К. В результате максимальное производство на этом поле пшеницы равно 200 т (400/2 = 200). Кривая производственных возможностей строится аналогично. в) Построение общей кривой производственных возможностей может вызвать затруднения. Ключом к решению является понятие альтернативной стоимости. Максимум производства пшеницы на двух полях очевиден это = 300, если засеять оба поля пшеницей. Аналогично можно найти максимум производства картофеля. Таким образом, две точки КПВ мы получили: (300П, 0К) и (0П, 700К). Что делать далее? Можно предположить два варианта использования производственных ресурсов (рисунок 3). Пшеница Пшеница Первый вариант Второй вариант Картофель Картофель Рисунок 3 Два варианта использования ресурсов Ясно, что первый вариант дает верное решение, а второй нет, т.к. в первом получается выпуклая кривая, а во втором нет. 11

13 Но это еще не все. Нужен более совершений алгоритм решения задач подобного рода. Представьте, что у фермера не два, а пять полей. Ведь в этом случае пришлось бы перебирать 5! = 120 вариантов. Алгоритм построения общей кривой производственных возможностей. Допустим, что мы всегда засевали все поля пшеницей, а на следующий год нам потребовалось немного картофеля. На каком поле его посадить? Ясно, что на том, где потери в виде недополученной пшеницы будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость картофеля наименьшая. При построении решения приведенной выше задачи следует посадить картофель на первом поле. Если не хватит этого поля, то остаток картофеля надо посадить на поле со следующим по возрастанию значением альтернативной стоимости картофеля и т.д. Например, если у фермера три поля, то процесс можно иллюстрировать рисунком 4. Пшеница Поле 3: 100К или 40П (1К=0,4П) Поле 2: 100К или 50П (1К=0,5П) Поле 1: 150К или 100П (1К=2/3П) Картофель Рисунок 4 Пример построения общей кривой производственных возможностей Верхний треугольник соответствует полю 3, где стоимость картофеля минимальная (1К =0,4П). Второй треугольник соответствует полю 2, где стоимость картофеля следующая по возрастанию. Третий треугольник полю 1. 2 Королевство А производит два знаменитых продукта: «масло» (образ мирной продукции) и «пушки» (образ военной продукции) и имеет следующую границу производственных возможностей (рисунок 5). Масло, тыс. т Пушки, тыс. шт Рисунок 5 Кривая производственных возможностей королевства А Эту кривую можно представить в табличном виде по точкам перелома. Масло Пушки

14 Решение. а) Каково максимально возможное производство пушек? Ответ: Максимальное количество пушек, которое может быть произведено в королевстве А, составляет 8 тыс. шт. при отсутствии производства масла. б) Сколько может быть произведено пушек при производстве 7 тыс. т масла? Ответ: При производстве 7 тыс. т масла не может быть выпущено более 6 тыс. пушек. в) Найти альтернативную стоимость увеличения производства пушек с 6 тыс. шт. до 7 тыс. шт. в год. Ответ: Альтернативной стоимостью увеличения производства пушек с 6 тыс. шт. до 7 тыс. шт. в год будет уменьшение производства масла на 3 тыс. т в год (7 4 = 3). г) На сколько может быть увеличен выпуск масла при производстве 4 тыс. т масла и 4 тыс. шт. пушек? Ответ: Выпуск масла может быть увеличен до 10 тыс. т, что даст прирост выпуска на 6 тыс. т. д) Можно ли произвести с помощью имеющихся ресурсов 6,7 тыс. пушек и 5,5 тыс. т масла? Ответ: Нельзя, поскольку на кривой производственных возможностей выпуску 5,5 тыс. т масла соответствует производство 6,5 тыс. пушек. е) Какова максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек? Какова минимальная? Ответ: В соответствии с законом возрастающих альтернативных затрат максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек равна 4 тыс. т масла, так как увеличение выпуска пушек с 7 до 8 тыс., т.е. последней тысячи, ведет к уменьшению производства масла с 4 тыс. т до нуля. Минимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек составляет 0,5 тыс. т масла. ж) Ведущие специалисты королевства А оценивают ценность 1 тыс. пушек в 1 млрд дукатов, а 1 тыс. т масла в 1,5 млрд дукатов. Сколько нужно произвести пушек и масла, чтобы их общая ценность была наибольшей? Ответ: Самый простой путь это перебор точек перегиба. В результате нужно произвести пушек 4 тыс. шт., а масла 10 тыс. т. Таким образом, общая ценность принятого королем решения оценивается в 19 млрд дукатов. 3 Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (15; 3), В (8; 13), С (13; 6), D (5; 12)? Ответ: Нет, не могут. Возможны два способа решения. Способ 1 (графический). Если точки принадлежат некоторой кривой производственных возможностей, то мы получим, соединив эти точки, выпуклую кривую. В данном случае, соединив указанные точки, мы имеем кривую, которая не является выпуклой. Способ 2 (аналитический). Заметим, что точки D и В связаны таким образом, что из точки D в точку В можно попасть, только увеличив сразу две координаты, чего не может быть для точек кривой производственных возможностей. 13

15 Все эти методы не идеальны. Представьте себе, что в задаче указаны 23 точки. Что делать? Общий алгоритм (аналитический). Расположить все точки по возрастанию одной из координат. Тогда, если они могут принадлежать некоторой кривой производственных возможностей, числа по другой координате будут убывать в соответствии с законом возрастающих альтернативных затрат. Если же этого нет, то данные точки не могут принадлежать никакой кривой производственных возможностей. 4 Допустим, точки А, Б, В и Г лежат на одной кривой производственных возможностей: А (4000; 11000), Б (8000; 3000), В (7000; Х) и Г (3000; Y). Определить полный набор соотношений с участием неизвестных Х, Y. Решение. Выпуклая форма кривой производственных возможностей и закон возрастающих альтернативных затрат позволяют определить искомые соотношения. Ясно, что X Y Но и это еще не все. Для удобства анализа расположим точки в таблице по возрастанию первой координаты. Г 3000 Y А В 7000 X Б Обратите внимание на расстояние по первой координате между точками В и А. Оно составляет 3000 единиц и в три раза больше, чем расстояние между точками А и Г, а также между точками В и Б. Поэтому Х ( Х) Y Ответ: Y > > X > 3000 и X ( X) > Y На рисунке 6 изображена кривая производственных возможностей экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы. 80 Кинокамеры Наручные часы Рисунок 6 Линия производственных возможностей (ЛПВ) а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства: 14

16 60 кинокамер и 20 часов; 60 часов и 80 кинокамер; 30 часов и 35 кинокамер; 30 часов и 40 кинокамер; 58 часов и 25 кинокамер. б) Предположим, что в обществе производится 30 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост? в) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно 20 кинокамер? Ответ: а) Комбинация (1) и (4): точки находятся на КПВ эффективный вариант; комбинация (2) и (5): точки находятся вне линии производственных возможностей невозможный вариант; комбинация (3): точка находится внутри линии производственных возможностей неэффективный вариант. б) Для производства дополнительных 20 кинокамер производство наручных часов нужно сократить на 10 единиц. в) Для производства еще 20 дополнительных кинокамер необходимо уменьшить производство часов на 20 единиц. 6 В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргызстане 2 т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс. человек, а в Кыргызстане 100 тыс. человек. Президенты этих стран подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда при производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы? Решение. Построим кривые производственных возможностей Казахстана (рисунок 7) и Кыргызстана (рисунок 8). Видно, что альтернативные издержки производства мяса, выраженные в пшенице, ниже в Кыргызстане (5 тыс. ц за тонну мяса по сравнению с 20 тыс. ц в Казахстане), а альтернативные издержки производства пшеницы, выраженные в мясе, ниже в Казахстане (0,05 т за 1 ц пшеницы против 0,2 т в Кыргызстане). 8 Пшеница, млн ц Пшеница, млн ц Мясо тыс. т Мясо тыс. т Рисунок 7 Кривая производственных возможностей Казахстана 15 Рисунок 8 Кривая производственных возможностей Кыргызстана Допустим, мы хотим производить в обеих странах только пшеницу, тогда суммирование производственных возможностей обеих республик даст 9 млн ц. Если мы теперь станем увеличивать производство мяса, то это возможно только

17 при сокращении производства пшеницы. Это сокращение будет большим, если мясо производить в Казахстане, где его альтернативные издержки более высоки. Следовательно, производство мяса следует развертывать в Кыргызстане, где его альтернативные издержки ниже. Поэтому кривая совокупных производственных возможностей сначала имеет угол наклона, соответствующий издержкам в Кыргызстане. Когда возможности производства мяса в Кыргызстане будут исчерпаны, производство начнет развиваться и в Казахстане. Поэтому в точке N кривая суммарных производственных возможностей изменит угол наклона: теперь он будет соответствовать альтернативным издержкам в Казахстане. Построим кривую производственных возможностей двух государств, сложившуюся в результате специализации (рисунок 9) Пшеница млн ц N Мясо тыс. т Рисунок 9 Кривая совокупных производственных возможностей Казахстана и Кыргызстана, сложившихся в результате специализации Разделение труда дает возможность производить до 200 тыс. т мяса и 8 млн ц пшеницы при наименьших альтернативных издержках. Это же относится к производству мяса. Специализация расширяет производственные возможности обоих государств. РЕШАЕМ ЗАДАЧИ 1 Построить кривую производственных возможностей по следующим данным, представляющим возможности некоторой фирмы при полном и наилучшем использовании ресурсов. Виноград, кг Вино, л Могут ли быть такими альтернативные возможности (КПВ) некоторого государства? 16

18 Оборона, шт. пушек Мирная продукция, т масла Средневековый кузнец специализируется на копьях и плугах. Могут ли его альтернативные производственные возможности описываться следующими данными? Копья, шт. Пушки, шт Мудрый король Экоман ХХI знает только пять точек кривой производственных возможностей. Посоветуйте королю, как начертить минимальную кривую производственных возможностей, т.е. кривую наименьших производственных возможностей из всех КПВ, удовлетворяющих следующим данным. Масло, т Пушки, шт. ТЕМА 3 ТЕОРИЯ СПРОСА Основные понятия. Спрос, величина спроса, шкала спроса, кривая спроса, закон спроса; товары субституты; комплементарные товары; инфериорные товары; факторы, определяющие спрос, индивидуальный спрос, рыночный спрос. Эластичность, эластичность спроса по цене, эластичный и неэластичный спрос; точечная эластичность, дуговая эластичность, перекрестная эластичность, эластичность спроса по доходу. Определение эластичности по изменению суммарной выручки; нормальные («качественные») блага и блага «низшего порядка» («некачественные»). ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Спрос (англ. demand) желание и возможность потребителя приобрести товары и услуги по заданной цене; это платежеспособная потребность населения. Величина спроса это желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене, в определенное время и в определенном месте. 17

Смотрите так же:  Как заполнить заявление на инн по форме 2-2 учет

19 Функцией (кривой) спроса от цены Q D (Р) называется зависимость величины спроса от цены при прочих равных условиях. График этой зависимости принято называть кривой спроса. Кривая спроса кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической науке количество Q откладывается по оси абсцисс, а цена P — по оси ординат. Табличное представление кривой спроса называется шкалой спроса. Например, спрос на яблоки можно представить в виде шкалы спроса. Покупатели готовы Величина купить, кг спроса, Q D По цене, р Цена, Р Основные понятия, связанные со спросом, наглядно представлены на рисунке 10. P цена (англ. Price) Q D (P) спрос, функция, кривая, график спроса P D (Q) обратная функция спроса P 0 заданная цена E D D спрос, англ. demand Q 0 величина спроса Q 0 при заданной цене P 0 Q количество (англ. Quantity) Рисунок 10 Основные понятия и обозначения, связанные со спросом Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены: при прочих равных условиях, чем меньше цена, тем больше величина спроса, а чем больше цена, тем меньше величина спроса. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, т.е. идет сверху вниз. D Изменение спроса это сдвиг кривой спроса, вызванный действием какого-либо фактора спроса. Факторы принято называть детерминантами спроса. Изменение величины спроса это изменение количества продукции или объема услуг, которое потребители готовы купить при данной цене, вызванное изменением цены. Изменение величины спроса изображается движением вдоль фиксированной кривой спроса от точки А к В, С и т.д. (рисунок 11). 18

20 P А В С Рисунок 11 Изменение величины (объема) спроса Индивидуальный спрос спрос конкретного потребителя называют индивидуальным спросом. Рыночный (суммарный) спрос будет равен сумме индивидуальных спросов: Q D = Q(A)+Q(B)+Q(n). Его можно наглядно представить в виде шкалы, т.е. эффекта вертикального суммирования. Покупатель А Покупатель В Рыночный спрос Неценовые факторы (детерминанты) спроса. Изменение спроса вызывается не только ценой, но и факторами, которые обычно выступают в роли «прочих равных условий». Их принято называть неценовыми факторами или детерминантами спроса. Факторами спроса, определяющими сдвиги кривой спроса, являются: — цены взаимосвязанных товаров; — доходы потребителей; — вкусы потребителей; — цены, ожидаемые в будущем; — число покупателей; — прочие факторы. Цена же самого товара влияет только на величину спроса. Сдвиг кривой спроса вправо и вверх означает увеличение спроса, а сдвиг влево и вниз уменьшение спроса. Важнейшим неценовым фактором, влияющим на спрос, является доход. Доход как фактор спроса. Нормальные товары и товары «низшего порядка». Доход при прочих равных условиях положительно влияет на спрос. Чем больше доход, тем больше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо вверх. Чем ниже доход, тем меньше спрос. Кривая спроса сдвигается влево вниз. Это наглядно показано на рисунке 12. Р Q А Q В Q С D Q Рисунок 12 Реакция функции спроса на нормальные товары на изменение дохода 19 D 1 D D 2 Q

21 Товары, спрос на которые реагирует на детерминанты нормально (как на рисунке 12), получили в экономической науке название «нормальных». Товары, спрос на которые с ростом дохода снижается, получили название товаров «низшего порядка», т.е. инфериорных или низкокачественных. Могут с ростом доходов вытесняться из потребления высококачественными товарами низкокачественные, а также товары «первой необходимости», например, хлеб, картофель, крупы Спрос на инфериорные товары с ростом дохода падает. Взаимозаменяемые товары (субституты) это товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса вызывает рост спроса на другой, а снижение цены ведет к увеличению спроса на него и уменьшению спроса на товар субститут. Взаимодополняющие товары (комплементарные) это товары, для которых рост цены одного товара вызывает снижение спроса на другой. Так, рост цен на бензин уменьшает спрос на автомобили. Следует отметить, что в экономической теории само понятие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров определяется через их влияние на спрос. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность) показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Также определяется эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность. Колебания цен бывают разными. Поэтому принято измерять колебания цен не в рублях, а в процентах. Формула коэффициента эластичности выглядит так: ( )Изменение величины спроса,% ΔQ% E D = =. Изменение цены,% ΔP% Знак «минус» введен для того, чтобы величина была величиной положительной. Но если его в учебниках нет, это не ошибка. Одним экономистам это удобно, другие считают, что «минус» показывает отрицательный наклон кривой спроса. Форму можно использовать без знака «минус». Эластичным будет спрос, если Е D > 1, а при Е D 1 Рисунок 14 — Свойства эластичности Дуговая эластичность (коэффициент) определяется по формуле: P Q2 Q1 P2 P1 ED = :. ( Q1+ Q2) :2 ( P1+ P2) :2 Эластичность спроса по доходу показывает, насколько изменение величины спроса зависит от изменения дохода: ΔQ ΔJ E J = :. Q J Данная эластичность имеет дело не с движением по одной кривой спроса, а со смещением всей кривой спроса. Закон Энгеля. В ХIХ веке немецкий статистик Эрнст Энгель ( гг.) подтвердил, что с ростом доходов расходы на жилье растут, в той же пропорции расходы на предметы первой необходимости растут, но в 21 E = 1 E 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля. По значению коэффициента эластичности спроса по доходу научно обоснована классификация благ: Е J 1 предметы роскоши; 0 0 для товаров-заменителей; E xy 5; Q (2) = 70 7P при Р 7 и 0 при Р >7; Q (3) = 32 4P при Р 8 и 0 при Р >8. а) Вывести уравнение кривой спроса аналитически. б) Как вы думаете, какая из указанных групп потребителей богаче? Можно ли сделать однозначный вывод? Решение: а) Q = Q (1) + Q (2) + Q (3) = Р при 0 Р 5; Q = Q (2) + Q (3) = Р при 5 8. б) Третья группа потребителей согласна платить самые высокие цены. Например, при Р = 7,5 первые две группы перестанут покупать, а покупатели третьей группы купят две единицы (32 4 7,5 = 2). Но однозначного вывода о том, что в третью группу входят самые богатые покупатели, сделать нельзя, так как мы не знаем ни их дохода, ни других прямых и косвенных признаков богатства. 5 При цене 5 р. за килограмм величина спроса на огурцы за день на базаре составит 200 кг. Найти величину спроса при цене 7 р., если дуговая эластичность при изменении цены от 5 р. до 7 р. составляет -2. Решение. Q2 Q1 P2 P1 Ed = = 2, Q2 + Q1 P2 + P1 Q1 = 200, Q2 =? ( обозначим через x), P1 = 5, P2 = 7. Из уравнения с одним неизвестным находим : x x 1 = 2 =, x x x= x 400 = 4x x= 100. Ответ :100 кг. 6 Функция спроса задана уравнением Q d = P. 24

26 а) При какой цене эластичность спроса по цене составит -0,75? б) При какой цене эластичность по абсолютной величине будет максимальной, если интервал цен составит от 200 до 400? 3P Решение. а) E = = 0,75. Отсюда P = 300. d P б) Чем больше Р, тем больше эластичность по абсолютной величине. Поэтому на интервале цен [200; 400] она достигает максимума в точке Р = 400. Пояснение. Как находить эластичность в точке, не применяя производной? Найдем эластичность спроса при цене 400. Приращение величины спроса (Q) пропорционально коэффициенту при Р. Знаком пренебрегаем, так как приняв все величины положительными, получим нужный результат. Поэтому E d = : = 1, 33. 3ΔP ΔP Определить точечную эластичность спроса на товар, если уменьшение цены на 5% привело к снижению выручки на 2%. Решение. Обозначим через Р цену, а через Q величину спроса до изменений. Тогда, в отсутствие ограничений со стороны предложения, выручка будет ΔP РQ. Нам известно, что = 0, 05, а динамика выручки (-2%) позволяет составить уравнение: 0,95P( Q + Δ Q ) = 0,98PQ. P Разделим обе части уравнения на PQ и найдем: ΔQ ΔQ ΔP = 0,0316 и E d = : = 0, Ответ: E d = 0, Q Q P 8 Известно, что при цене товара Х в тыс. р. за 1 кг величина спроса на него равна 84 кг, а при цене товара Х в тыс. р. за 1 кг величина спроса составит 76 кг. Определите точечную эластичность спроса по цене. Будет ли спрос на товар Х эластичным? Решение. Коэффициент эластичности D Q2 Q1 P EP = = = 0,33 = 0,66. P2 P1 Q Спрос на товар Х будет неэластичным, так как коэффициент эластичности находится в интервале (-1; 0]. 9 Функция спроса населения на данный товар: Q 7 P. d = Функция предложения: Q = 5+ 2 P, S где Q объем спроса в млн штук в год; d Q S объем предложения в млн штук в год; P цена в тысячах рублей. Постройте графики спроса и предложения данного товара, откладывая на оси абсцисс количество товара Q и на оси ординат цену единицы товара P. 25

27 Решение. Поскольку заданные функции отражают линейную зависимость, то каждый из графиков можно построить по двум точкам. Для кривой спроса: если Р = 0, то Q d = 7; если Р = 7, то Q d = 0. Соединяем эти точки прямой линией, график готов. Для кривой предложения: если Р = 3, то Q S = 1; если Р = 6, то Q S = 7. Соединив эти точки прямой линией, получаем кривую предложения. Обратите внимание на то, что с точки зрения математики графики, описываемые этими функциями, могут быть расположены и в плоскости с отрицательными числами. Однако с точки зрения экономики кривые спроса и предложения могут располагаться только в области положительных значений, так как ни цена, ни количество не могут быть отрицательной величиной Цена, тыс. р D (спрос) S (предложение) Количество, млн т Рисунок 15 Спрос и предложение 10 Существуют следующие соотношения между ценой товара А и величиной спроса на него: цена спрос а) В каком интервале цен эластичность спроса на товар А будет равна единице? б) Ценовая эластичность спроса на товар Б при цене в 48 денежных единиц та же, что и эластичность спроса на товар А в интервале цен между третьей и пятой единицами. Если в начальный момент времени предложение товара Б составляло 1000 единиц и при небольшом изменении цены эластичность не изменяется, то сколько единиц товара Б будет продано при повышении его цены на 4 денежные единицы? Решение. а) В интервале от Р = 4 до Р = 5 и от Р = 3 до Р = 6. (4 5) (5 + 4) (3 6) (6 + 3) Действительно, = 1; = б) В интервале от Р = 3 до Р = 5 эластичность спроса на товар А: D (4 6) (5 + 3) E P = = 0, Исследуем теперь изменение спроса на товар Б: 26

28 D P = 48; P = = 52; E = 0,8; Q= P Тогда D Q1 Q2 EP ( P2 P1) 0,8 4 = = = 0,032 0,03; Q Q P P Q Q = 0,03Q + 0,03 Q; 1,03Q = 0,97 Q; Q = (0,97:1,03) Q = 0, = Таким образом, при новой цене будет продано примерно 942 единицы товара Б. РЕШАЕМ ЗАДАЧИ 1 Функция спроса на хлеб Q= ,5J 30P1+ 20 P2, где Q годовая величина спроса; J доход; P 1 цена хлеба; Р 2 цена макарон. Определите: а) Функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. р. в месяц и цене макарон 250 р. за 1 кг. б) Цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю. в) Постройте кривую спроса на хлеб. 2 Два потребителя имеют разные функции индивидуального спроса. Ваня: Q = 5 P; Миша: Q = 10 2 P. D В D М Определите рыночный спрос, если Ваня и Миша единственные потребители. 3 Аналитики-экономисты предполагают, что с изменением цены эластичность спроса на товар будет меняться так: цена спрос 0,7 0,8 0,9 1,0 1,3 1,8 Рассчитайте, какую цену они рекомендуют установить, чтобы максимизировать выручку? а) 250; б) 260; в) 270; г) Спрос задан уравнением QD = 100 0,5 P. Определите, при каких Р спрос на товар эластичен и неэластичен. Ответ: Q D = Р; Q D = 100-2Р; 27

29 5 При единичной эластичности спроса цены на товар выросли на 2%. Определите, как должно измениться количество продаваемого товара, чтобы выручка не изменилась. 6 Маркетинговые исследования показали, что эластичность спроса по цене на шампунь сорта А составила Е А = -3; эластичность спроса по цене на шампунь сорта В составила Е В = -2,8; перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В равна Е АВ = +4; эластичность спроса на шампунь этих марок по доходу равна E = 1, 2; E = 2. Определите: а) как изменится объем спроса на шампунь А, если цена на марку В уменьшится на 2%; б) как изменится объем спроса на шампунь А и В, если доход покупателей возрастет на 5%; в) как изменится объем спроса на шампунь В, если цена на В уменьшится на 10%; г) как отреагируют покупатели шампуня А на повышение цен на 15%. 7 Спрос на товар при доходе 20 денежных единиц равен 5, а при доходе 30 денежных единиц равен 8. Цена товара неизменна. К какой категории принадлежит товар? J A J B ТЕМА 4 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Основные понятия. Предложение. Величина предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения. Краткосрочный и долгосрочный периоды времени. Налоги. Дотации. Субсидии. Акцизы. Предложение (англ. supply) это желание и возможность производителя продать (предложить) потребителю определенные блага. Величина (объем) предложения это определенное количество товара, которое производители желают и готовы предложить к продаже на рынке по определенной цене, в определенное время и в определенном месте. Понятие величины предложения введено для того, чтобы отличить изменение предложения в ответ на изменение цены от реакции предложения на иные (неценовые) факторы. Кривая предложения (функция предложения от цены) показывает зависимость величины предложения от цены при прочих равных условиях. Зависимость прямая. Закон предложения выражает функциональную зависимость предложения от цены. Он гласит: предложение тем выше, чем выше цена товара. Данную зависимость, отражающую сущность закона предложения, принято отражать в экономической теории тремя методами. 28

30 Табличный метод (с помощью построения шкалы предложения). Шкала предложения это ряд взаимодействующих значений цены Р S и объема предложения Q S. Пример шкалы (таблицы) предложения: Ps Qs Алгебраичный (при помощи определения функции предложения). Функция предложения может быть прямой, в этом случае Qs функция, Р — аргумент; или обратной, в этом случае Ps функция, а Q — аргумент. При линейной зависимости Qs = KP b прямая функция предложения. Графический метод (построение графика предложения). График (кривая) предложения это геометрическое место взаимно соответствующих точек цены и объема предложения. При прямой зависимости график выглядит так (рисунок 16): Р b/k Q = ϕ( P) или P = ψ ( q) Рисунок 16 График предложения Неценовые факторы предложения. На сдвиг кривой предложения влияют: цены факторов (ресурсов) предложения, новые технологии, изменения в финансовых взаимоотношениях между государством и производителями (налоги, субсидии ), уровень цен на товары-заменители, ожидания производителей, количество фирм, работающих на рынке. Влияние фактора производства на объем данного предложения выражает категория эластичности предложения. Эластичность предложения по цене характеризует увеличение (уменьшение) предложения при росте (снижении) цены на 1%. Эластичность предложения может вычисляться как точечная, так и дуговая. Формулы используются те же, что и для эластичности спроса. Коэффициент эластичности предложения является величиной безразмерной и положительной (рисунок 17). S Q S Р Р 0 S Qs (P) — функция или кривая предложения Ps (Q) — обратная функция предложения P QS P ES = Δ — коэффициент эластичности предложения Δ P QS величина предложения Qo при данной цене Po Q — количество от англ. Quantitu Q 0 Рисунок 17 — Основные понятия, связанные с предложением 29