Профессиональная экспертиза образовательной программы

Экспертиза образовательных программ и методических документов, разработанных вузами РФ

Оценка соответствия разработанных образовательных программ ВПО требованиям ФГОС 3+ с акцентом на их реализацию на основе современных образовательных технологий.
Оценка методических документов с точки зрения соответствия задаваемых целей обучения в форме компетенций используемым образовательным технологиям и оценочным средствам.

Институт качества высшего образования осуществляет экспертизу образовательных программ и методических документов с целью повышения качества образовательных программ, реализуемых вузами, и с целью осуществления процедуры их допуска к использованию в учебном процессе.

Экспертиза проводится на основании, действующих на момент проведения экспертизы, государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, рабочих программ, внутренних стандартов и положений вуза по вопросам учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Задачей экспертизы образовательных программ и методических документов вуза является оценка соответствия содержания разрабатываемых вузом образовательных программ и методических документов:

  • современным научным представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных образовательных программ;
  • требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных и методических материалов;
  • внутренним стандартам университета.

Экспертиза образовательных программ и методических документов осуществляется по следующим направлениям:

  • Оценка соответствия разработанных образовательных программ ВПО требованиям ФГОС 3+ с акцентом на их реализацию на основе современных образовательных технологий.
  • Оценка методических документов с точки зрения соответствия задаваемых целей обучения в форме компетенций используемым образовательным технологиям и оценочным средствам.

Результатом экспертизы является экспертное заключение специалистов ИКВО и приглашенных экспертов из ведущих вузов УМО.

Экспертиза образовательных программ и методических документов строится на принципах прозрачности, объективности, системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения, независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы, комплексности и научной обоснованности экспертных оценок, гласности результатов экспертизы.

Дополнительное профессиональное образование

АННОТАЦИЯ

к курсу повышения квалификации

«Разработка и экспертиза образовательных программ»

Программа направлена на повышение квалификации и совершенствование профессиональных компетенций в области разработки и экспертизы образовательных программ в соответствии с ФГОС общего образования.

С 2015 года все школы России перешли на обучение по программам ФГОС общего образования. Процесс введения ФГОС неразрывно связан с разработкой образовательных программ, которые в свою очередь, являются одним из факторов, определяющих качество образовательного процесса в образовательной организации.

Сегодня приоритетными для руководителей образовательных организаций являются два направления работы: приведение до 1 июля 2017 года всей нормативной правовой базы школ и детских садов в соответствие с 273-ФЗ и обновление образовательной деятельности, вызванное изменениями, внесенными во ФГОСы всех уровней общего образования.

Соответственно на сегодняшний день является актуальным корректировка всех образовательных программ согласно ФГОС общего образования и проведение мониторинга и экспертизы компонентов образовательных программ по причине значительных затруднений образовательных организаций в области проектирования программ.

Программа курса содержит два раздела (блока) В первом блоке содержатся теоретические, методологические основы разработки и экспертизы образовательных программ; нормативные и правовые основания разработки основных общеобразовательных программ, описана процедура утверждения образовательных программ в условиях действующих ФГОСов общего образования. Второй блок ориентирован на сопровождение образовательных организаций в области

разработки и экспертизы основной образовательной программы, в нем представлены методические материалы. Этот блок включает анализ основных проблем и затруднений, с которыми сталкиваются образовательные организации, в нем приведены рекомендации по составлению и разработке образовательных программ, представлена процедура организации экспертизы, содержатся экспертные листы по основным компонентам программы, представлены материалы по общественно-профессиональной экспертизе и прочие материалы.

По окончании программы слушатели получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».

Объем программы: 72 часа

Стоимость обучения: 5 200 рублей

Форма обучения: заочная с применением дистанционных технологий

По интересующим вопросам обращаться к Гадило Татьяне Николаевне

Телефон: (495) 625-2024 (доб. 407)

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Copyright © 1984-2015г.
ФГБНУ «Институт управления образованием РАО».

Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 292-294. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1675/ (дата обращения: 08.01.2019).

В настоящее время система начального и среднего профессионального образования оказывает прямое и непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития страны, обеспечивая качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы, актуальные и перспективные потребности регионального рынка труда, требования работодателей и запросы полисубъектного потребителя.

Сегодня современной экономике нужен специалист/рабочий, владеющий смежными профессиями, имеющий специальные знания, умения и практические навыки в области маркетинга, менеджмента, современных информационных систем и технологий. Подготовка такого специалиста требует современного материально-технического, учебно-методического обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Создание независимых систем оценки качества образования является одной из ведущих тенденций развития образования в мире в настоящее время. Система оценки качества образования включает различные формы государственной оценки эффективности деятельности различных образовательных учреждений, в том числе и на уровне профессионального образования специалистов. Практикуется широкое привлечение к этой процедуре независимых представителей общественности и работодателей, владеющих комплексом актуальных требований к выпускникам ОУ НПО и СПО со стороны рынка труда. При этом регулярно собираемая информация о состоянии образования в стране и тенденциях происходящих в образовании изменений создает основу для управления качеством образования и повышения его конкурентоспособности на региональном, государственном и мировом уровнях.

Именно развитие рыночных отношений становится основным стимулом глубоких преобразований во всех сферах жизни, в деятельности различных социальных институтов и организаций. Следует констатировать, что модернизация профессиональной школы имеет как позитивные, так и негативные черты. К числу позитивных относятся: расширение спектра предлагаемых образовательных услуг и доступность в их получении; обеспечение свободы выбора путей, вариантов профессиональной самореализации в сфере образования, которое связано с появлением новых типов и видов ОУ различных форм собственности (государственной, муниципальной, негосударственной); обеспечение свободы субъектов образовательного процесса (преподаватели свободны в выборе ОУ, в реализации своих профессиональных установок, в использовании различных форм, методов обучения, в изложении своих концептуально-мировоззренческих позиций; студентам и обучающимся предоставлен выбор между бюджетной (бесплатной) и внебюджетной (платной) формами обучения и т. д.).

В качестве негативных тенденций отмечаются: возрастающая коммерциализация образовательной сферы; снижение уровня финансирования ОУ ПО со стороны государства и установление жесткой конкуренции между отдельными образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг (как на общегосударственном, так и региональном уровне, а также в соответствующих сферах профессиональной подготовки); общее снижение качества образовательных услуг и др.

В связи с этим перед сферой профессионального образования актуализируется задача подготовки выпускников с уровнем квалификации, который должен быть адекватен спросу на специалистов той или иной профессиональной сферы. Именно общество как в лице работодателя, так и в лице потребителя образовательных услуг, является заказчиком на «продукцию» образовательных ОУ. При этом образовательная «продукция» должна удовлетворять не сиюминутный спрос на профессию, а учитывать требования долгосрочного прогноза, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда.

Для решения заявленной проблемы и адекватной оценки качества предоставляемых образовательных услуг возникает настоятельная потребность в определении мнения различных целевых аудиторий. Возникает насущный вопрос: «На чье мнение стоит ориентироваться при выборе образовательного учреждения?» Ответ на этот вопрос можно найти в концептуальных документах, отражающих общую стратегию развития профессионального образования. Так, стра­теги­чес­кой целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. яв­ля­ет­ся обес­пе­чение дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Ре­али­зация этой це­ли пред­по­лага­ет ре­шение сле­ду­ющих при­ори­тет­ных за­дач, таких как:

обес­пе­чение ин­но­ваци­он­но­го ха­рак­те­ра ба­зово­го об­ра­зова­ния;

мо­дер­ни­зация инс­ти­тутов сис­те­мы об­ра­зова­ния как инс­тру­мен­тов со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;

соз­да­ние сов­ре­мен­ной сис­те­мы неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и пе­репод­го­тов­ки про­фес­си­ональ­ных кад­ров;

фор­ми­рова­ние ме­ханиз­мов оцен­ки ка­чест­ва и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг с учас­ти­ем пот­ре­бите­лей, учас­тие в меж­ду­народ­ных со­пос­та­витель­ных исс­ле­дова­ни­ях.

Следовательно, среди ведущих направлений Программы выделяются следующие: развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений; создание общенациональной и региональных систем оценки качества образования и направленной на выработку механизмов и инструментария объективной оценки качества образования, согласованных по всем уровням и ступеням образования.

Таким образом, можно предположить, что именно развитие института внешней общественно-профессиональной экспертизы, наряду с подготовкой и внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов, можно рассматривать в качестве эффективного средства формирования рыночного механизма согласования предложений наших ОУ и спроса работодателей на качество выпускников ОУ НПО и СПО. Одновременно общественно-профессиональная оценка качества образовательной деятельности учреждений ОУ НПО и СПО позволяет собрать, проанализировать и презентовать всем заинтересованным лицам наиболее точную и объективную информацию о реальном положении того или иного ОУ, его конкурентоспособности в общей системе профессиональной подготовки специалистов на общемировом, государственном, региональном и муниципальном уровне.

В процессе реализации II этапа Государственного контракта, выполняемого в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы, «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», была проведена общественно-профессиональная экспертиза образовательных программ, разработанных, апробированных и подготовленных для внедрения. Данная экспертиза прошла в форме серии семинаров на базе Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Кемеровского горнотехнического техникума, в работе которых приняло участие 124 человека из числа руководителей, зам. директора по учебной работе, методистов, председателей цикловых комиссий и преподавателей.

Также была проведена экспертиза проектов сетевых образовательных программ членами Экспертного совета по профессиональному образованию Кемеровской области, который был создан с целью организации и проведения компетентной государственно-общественной экспертной оценки примерных профессиональных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, для обеспечения согласованных действий специалистов департамента образования и науки Кемеровской области, Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор), ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГОУ «КРИПО»), учреждений профессионального образования Кемеровской области при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов. Основными задачами Экспертного совета являются:

Смотрите так же:  Заявление пфр по форме 24

проведение экспертной оценки примерных профессиональных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ;

— разработка рекомендаций по результатам проведенной экспертной оценки;

— создание и пополнение банка данных результатов экспертной оценки образовательных программ;

— подготовка аналитических и информационно-методических материалов и предложений по вопросам разработки учреждениями профессионального образования средств обучения.

Экспертный совет строит свою работу на принципах добровольности прохождения экспертной оценки основных профессиональных образовательных программ, прозрачности и объективности проведения экспертной оценки, комплексности и научной обоснованности, системного единства нормативно-методологического обеспечения, независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности экспертных оценок, гласности результатов экспертной оценки.

Члены Экспертного совета провели техническую и содержательную экспертизы программ профессиональных модулей и учебных дисциплин о сновной профессиональной образовательной программы по профессии 130406.01 Обогатитель полезных ископаемых и Основной профессиональной образовательной программы по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Данная экспертиза была проведена в соответствии с рекомендациями, разработанными Федеральным институтом развития образования.

Кроме того, были проведены экспертизы дополнительной профессиональной образовательной программы (дополнительной профессиональной подготовки) по профессии Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации) «Организация учебно-производственного процесса по подготовке рабочих и специалистов в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей», дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации) «Современные и перспективные технологии в сфере добычи и переработки угля» со стороны работодателей, представителей регионального органа исполнительной власти в области образования и членами профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева». В результате проведения общественно-профессиональной экспертизы, образовательные программы были доработаны с учетом высказанных замечаний и предложений.

Таким образом, в процессе реализации II этапа государственного контракта, выполняемого в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы был создан институциональный механизм общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального ресурсного центра, что позволит в дальнейшем привлекать к процедуре общественно-профессиональной экспертизы не только представителей из области профессионального образования, но и потенциальных работодателей, для которых качество подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования является существенным условием их развития и процветания.

Проектирование и экспертиза образовательных программ

Учебная дисциплина «Проектирование и экспертиза образовательных программ» адресована студентам, обучающимся в магистратуре по направлению «Психолого – педагогическое образование».

Цели освоения дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных программ»:

  • формирование у студентов-магистров общекультурных и профессиональных компетенций проектирования и экспертизы образовательных программ;
  • мотивирование студентов на самостоятельно осмысливаемую инновационную управленческую деятельность в сфере образования с минимизацией возможных рисков.

В результате освоения дисциплины у обучаемых формируются общепрофессиональные и профессиональные компетенции в области научно – исследовательской и проектной деятельности педагога.

Профессиональная экспертиза образовательной программы

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательными программами, утверждаемыми и реализуемыми этим образовательным учреждением самостоятельно.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных профессиональных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы предметов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией. Изменения в образовательной идеологии изменили структуру и содержание учебно-программной документации. Разработка учебных планов и программ проводится в рамках новых макетов. Отсутствие примерных основных профессиональных образовательных программ требует организации самостоятельной работы ОУ над учебно-программной документацией. Специфика компетентностного подхода обусловливает необходимость командной работы – создания творческих групп по профессиям НПО/специальностям СПО, включающим в себя ответственного руководителя ОУ (или методиста), преподавателей, мастеров производственного обучения.

В ЦПО Самарской области организована работа по разработке примерных (региональных) основных профессиональных образовательных программ. Образовательные учреждения при разработке рабочих ОПОП на основе региональных имеют право вносить изменения в рамках стандартизированных требований ФГОС.

Приложение. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ

Порядок
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. N 594)

С изменениями и дополнениями от:

7 октября 2014 г., 9 апреля 2015 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее соответственно — примерная программа, реестр).

Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведение; экспертизы и включения в реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности.

См. Особенности разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, проведения их экспертизы и включения в реестр примерных основных образовательных программ, утвержденные приказом Минобрнауки России от 9 июня 2017 г. N 536

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 2 внесены изменения

2. Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов дисциплин (модулей).

3. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(1). Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы*(2).

4. Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.

5. Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее — разработчики).

II. Проведение экспертизы проектов примерных основных общеобразовательных программ

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 6 внесены изменения

6. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (далее — федеральное УМО по общему образованию), создаваемое Министерством образования и науки Российской Федерации.

В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 7 внесены изменения

7. Федеральное УМО по общему образованию в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в определяемую им для проведения экспертизы организацию (далее — организация) и размещает на сайте fgosreestr.ru информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сайт) для информирования общественности.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации*(3).

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями*(4).

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 8 внесены изменения

8. Организация в месячный срок после получения проекта примерной программы готовит экспертное заключение и направляет его в федеральное УМО по общему образованию.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 9 внесены изменения

9. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании федерального УМО по общему образованию в течение 30 рабочих дней со дня их получения федеральным УМО по общему образованию.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 10 внесены изменения

10. По результатам рассмотрения проекта федеральное УМО по общему образованию принимает одно из следующих решений:

а) одобрить примерную программу;

б) одобрить примерную программу и перевести предыдущую примерную программу в раздел архива в реестре;

в) отклонить проект примерной программы;

г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании федерального УМО по общему образованию.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 11 внесены изменения

Смотрите так же:  Удобрение aquayer удо ермолаева

11. Решение федерального УМО по общему образованию оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения федеральным УМО по общему образованию направляется в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 12 внесены изменения

12. Министерство образования и науки Российской Федерации направляет разработчику выписку из протокола заседания федерального УМО по общему образованию с решением федерального УМО по общему образованию об отклонении проекта либо о направлении проекта на доработку в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения федеральным УМО по общему образованию.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 13 внесены изменения

13. При поступлении в Министерство образования и науки Российской Федерации доработанного проекта, по которому федеральным УМО по общему образованию было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением федеральным УМО по общему образованию, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение федеральным УМО по общему образованию в соответствии с настоящим Порядком.

III. Проведение экспертизы проектов примерных основных профессиональных программ

14. Проекты примерных программ направляются разработчиками в учебно-методические объединения в системе профессионального образования для организации проведения экспертизы.

15. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения*(5).

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Учебно-методическое объединение в системе профессионального образования в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в организацию и размещает на сайте для информирования общественности.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 17 внесены изменения

17. Организация в месячный срок после получения проекта примерном программы готовит экспертное заключение и направляет его в учебно-методическое объединение в системе профессионального образования.

18. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании учебно-методического объединения в системе профессионального образования в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

19. По результатам рассмотрения проекта учебно-методическое объединение в системе профессионального образования принимает одно из следующих решений:

а) одобрить примерную программу;

б) одобрить примерную программу и перевести предыдущую примерную программу в раздел архива в реестре;

в) отклонить проект примерной программы;

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в подпункт «г» внесены изменения

г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании учебно-методического объединения в системе профессионального образования.

20. Решение учебно-методического объединения в системе профессионального образования оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляется разработчикам.

21. При поступлении в учебно-методическое объединение в системе профессионального образования доработанного проекта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение в соответствии с настоящим Порядком.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 наименование Главы IV изложено в новой редакции

IV. Ведение реестра

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 22 внесены изменения

22. Реестр является государственной информационной системой*(7), которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

23. Информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной*(8).

24. Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации*(9) (далее — оператор).

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 25 внесены изменения

25. Ведение реестра осуществляется оператором путем:

внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

технического обеспечения функционирования реестра;

автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

предоставление доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

26. Ведение реестра осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию.

27. Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней оператору.

28. Оператор размещает примерную программу в реестре в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления.

29. Решение о переводе в раздел архива примерной программы, включенной в реестр, направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или и учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней с момента принятия такого решения оператору.

30. Оператор переводит в раздел архива примерную программу, включенную в реестр, в течение 5 рабочих дней со дня поступления от Министерства образования и науки Российской Федерации или учебно-методического объединения в системе профессионального образования соответствующего решения.

*(1) Часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(2) Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(3) Часть 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(4) Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(5) Часть 13 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(6) Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(7) Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(8) Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

*(9) Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

Профессиональная экспертиза образовательной программы

В Концепции развития системы непрерывного образования в РФ до 2012 года, Концепции социально-экономического развития РФ, определяющей пути развития экономики в долгосрочной перспективе (2008–2020), Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы, Государственной программе «Развитие образования до 2020 года» указано, что важная роль в совершенствовании и обновлении знаний специалистов принадлежит системе ДПО. При этом в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для программ дополнительного профессионального образования (ДПО) не установлены требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ).

Отмена государственной аккредитации в отношении программ ДПО, необходимость создания профессионально-общественных форм оценки качества этих программ, создание институциональной среды с широким привлечением представителей образовательного и профессиональных сообществ, работодателей, общественности, физических лиц к оценке качества дополнительных профессиональных программ требуют разработки и реализации профессионально-общественной экспертизы для оценки и совершенствования их качества.

Актуальность исследования раскрывается в трех аспектах, определивших направления исследовательского поиска. В общенаучном аспекте констатируется объективная необходимость изменений в методологии решения проблем управления дополнительным профессиональным образованием в контексте профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ. Профессионально-педагогический аспект актуальности определяется противоречием между обозначенной в государственных документах важной ролью системе дополнительного профессионального образования в совершенствовании и обновлении знаний специалистов и отсутствием соответствующей этим требованиям институциональной среды дополнительного профессионального образования. Социально-педагогический аспект выражается в необходимости создания профессионально-общественных форм оценки качества дополнительных профессиональных программ при отмене в их отношении государственной аккредитации, отсутствии соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Смотрите так же:  Приказ начальника выполнять или нет

Цель исследования: обосновать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе АНО «Национальный центр профессионально-общественной аккредитации» г. Йошкар-Олы.

Методологической основой исследования на философском уровне явились диалектико-материалистическая теория познания; на общенаучном уровне – основные положения системного (В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер и др.); технологического (В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, В.М. Букатов, Т.А. Ильина и др.); компетентностного (А.А. Вербицкий, В.Г. Иванов, В.А. Комелина, Т.В. Машарова, А.П. Тряпицына и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А.А. Дергач и др.), средового (Т.В. Менг, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), междисциплинарного (А.Г. Бермус, С.Ю. Семенов, Д.И. Фельдштейн и др.), кластерного в профессиональном образовании (Е.А.Корчагин, А.В. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, Э.Р. Хайруллина и др.), ценностно-мотивационного (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев и др.), субъект-субъектного (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.), личностно-ориентированного (К.А. Абульханова и др.) подходов; исследования теории управления в образовании (А.Г. Бермус, В.М. Лизинский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.); методология оценочной деятельности (Д.А. Новиков, А.И. Орлов, П. Лемпинен, R. Arnold, A. Correa, A. Schelten, D. Stufflebeam и др.); на частнонаучном уровне – методология и теория педагогических исследований (В.И. Андреев, В.А. Болотов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков).

Теоретическую основу исследования составляют: теории проектирования и моделирования систем государственной и профессионально-общественной аккредитации (Е.В. Бебенина, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, Ю.П. Похолков, В.Д. Шадриков и др.); теория институциональной методологии (С.Б. Авдашева, И.А. Ашмаров, С.В. Истомин и др.); положения общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе Межрегионального ресурсного центра (Е.Я. Коган, Т.В. Мясникова и др.); исследования по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ (Н.Н. Аниськина, В.Г. Иванов, Е.В. Казакова и др.); общенаучные и частнонаучные труды об особенностях процесса образования взрослых (Н.Ю. Бармин, Н.О. Вербицкая, С.Г. Вершловский, Г.А. Игнатьева, Т.В. Машарова, В.И. Слободчиков и др.); работы, посвященные технологиям профессионального образования и повышения квалификации (А.А. Вербицкий, Ф.Н. Клюев, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, О.В. Тулупова и др.); исследования о становлении человека как субъекта образовательного процесса (В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.).

Методы исследования: теоретические: изучение философской, научно-педагогической, социально-психологической, экономической, научно-методической литературы и нормативной документации, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, сравнение; эмпирические: изучение практического педагогического опыта, экспертная оценка, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Под профессионально-общественной экспертизой дополнительных профессиональных программ мы понимаем процесс взаимодействия субъектов государства, экономики (профессиональные сообщества, рынок труда, работодатели), образовательных организаций, реализующих ДПП, общества, личности на основе институтов, призванный подтвердить степень признания программы в отношении качества подготовки слушателей; и комплекс процедур, в результате которых приобретается признание соответствия уровня подготовки слушателей, освоивших программу, требованиям профессиональных сообществ, объединений работодателей, представляющих интересы системных потребителей образовательных услуг, и показателям и критериям аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями).

На основе анализа теоретических источников и практического опыта нами было сформулирована рабочая гипотеза, согласно которой реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ будет эффективной, если обеспечены следующие организационно-педагогические условия:

  • формирование институциональной среды для эффективной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • создание специализированной структуры для реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • разработка методического и технологического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов профессионально-общественной экспертизы.

В нашем исследовании мы будем рассматривать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ как условия, выполняющие роль правил, обеспечивающих эффективную оценку качества дополнительных профессиональных программ.

Рассмотрим теоретическое обоснование данных организационно-педагогических условий реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

Первое условие – формирование институциональной среды для оптимальной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ. Основываясь на средовом подходе, рассматриваем данное условие как важнейший фактор, обеспечивающий эффективность экспертной деятельности. В данном исследовании под институциональной средой профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, для которых не установлены требования ФГОС и ФГТ, мы будем понимать чёткий, упорядоченный набор институтов, которые определяют правила, позволяющие формировать систему оценки качества дополнительных профессиональных программ. Институциональная среда – упорядоченный набор институтов, которые объединяют ресурсы для оценки качества программы, распределяют функции, права и обязанности, разрабатывают задачи и принципы, определяют содержание программ, финансируют программы, определяют методы, критерии, технологию оценки, распределяют ответственность, разрабатывают механизмы признания. Институциональная среда – это пространство для формирования субъект-субъектных отношений между всеми потребителями услуг системы ДПО, которое характеризуется различными уровнями взаимодействия, управления, степенью полномочий и которое приведено к единой платформе в системе оценки качества ДПО.

Все субъекты «институциональной среды» имеют общую цель, которая заключается в повышении качества дополнительных профессиональных программ [1]. Для этого они объединяют общественные, профессиональные, образовательные, экспертные, личностные ресурсы; совместно определяют содержание, источники, средства, педагогические технологии; несут индивидуальную и коллективную ответственности при субъект-субъектных отношениях; формируют позитивное взаимодействие. Важно определить, какие субъекты «институциональной среды» находятся непосредственно в сферах образования, экономики, в системе оценки качества дополнительных профессиональных программ, общественно-производственных (рыночных) отношений и каким образом и на каких уровнях они взаимодействуют.

Также субъекты «институциональной среды» согласовывают показатели и критерии оценки качества дополнительных профессиональных программ, используют экспертные методы, определяют технологию и процедуры последовательного внутреннего и внешнего оценивания, механизмы признания [2]. Следовательно, сама «институциональная среда» может быть рассмотрена как объект в процессе модернизации образования и экономики России.

Второе условие – создание специализированной структуры для профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, которая включает, во-первых, независимую от органов управления образованием, некоммерческую аккредитующую организацию, пул сертифицированных экспертов, представляющих всех субъектов рынка ДПО, и орган, принимающий решение. Основной функцией организации должна быть регулярная деятельность по оценке качества программ. Организация должна иметь собственные нормы и правила: внутренние требования к качеству, способность разрабатывать собственную методологию, обеспечивать методическое сопровождение, коммуникативные связи, иметь требования к экспертам, показатели, четкий регламент проведения всех процедурных вопросов; обладать материальными средствами. Она должна быть признана всеми субъектами институциональной среды, иметь внутреннее и международное признание, опыт аккредитационной деятельности.

Во-вторых, в структуру входит образовательная организация, которая проводит маркетинговые исследования с целью изучения требований рынка труда, физических лиц, разрабатывает и реализует программы, имеет внутренние требования к качеству программ, механизмы обратной связи с потребителями [3], [4].

В-третьих, потребители программ: государство, общество, отраслевые министерства и ведомства, рынок труда, представители профессиональных сообществ, физические лица – на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов разрабатывают требования к содержанию программ, условиям реализации, результату.

Структура характеризуется коммуникативными связями, взаимными отношениями, стабильностью образовательного, общественного и профессионального развития, системной поддержкой разнообразных направлений взаимодействия [5].

Третье условие – разработка методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

В разработке методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ мы, опираясь на исследования Н.Н. Аниськиной, Н.Ю. Бармина, В.П. Беспалько, В.Г. Иванова, Г.А. Игнатьевой, В.А. Сластенина и др., основываемся на понимании того, что данный процесс направлен на обеспечение успешного взаимодействия образовательной и аккредитующей организаций и позволяет экспертам качественно провести экспертизу дополнительных профессиональных программ.

Выбор четвертого условия – формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы – продиктован тем, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан добровольный характер профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ.

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и др., под системой ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы мы понимаем субъективную систему факторов, используемую субъектами экспертизы в процедурах оценки качества образовательных программ.

Факторы актуализируют экспертную деятельность для социализации личности через непрерывное активное включение в систему профессиональных и общественных отношений, превращающих личность из объекта в субъект, расширяющих социальные горизонты и осознающих взаимосвязь между получением образования через всю жизнь и реализацией возможностей, предлагаемых социумом.

Ценностно-мотивационные факторы включают установки на высоко значимые позитивные состояния, определяющие успешность саморазвития, самореализации, самосовершенствования взрослых. Позитивные установки носят выраженный акмеологический характер, способствуют более полной мобилизации деятельностного и мотивационного потенциала, создают оптимистический настрой. Ценность экспертизы с участием всех субъектов придают мероприятия по актуализации гуманистической направленности оценки программы, установки на ее престижность и социальную значимость.

Целенаправленное формирование ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы – это, по существу, формирование самой системы оценки качества дополнительных профессиональных программ. Ценностно-мотивационные факторы, стимулируя экспертную деятельность, придают ей творческий характер, органически соединяют процесс овладения экспертными знаниями с их практическим применением, позволяют использовать уже имеющиеся знания для приобретения новых. Развитие системы оценки качества дополнительных профессиональных программ возможно только при наличии у субъектов институциональной среды положительной мотивации.

В связи с этим важным моментом в процессе реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ является формирование системы ценностно-мотивационных факторов, которая основывается на потребностях всех субъектов институциональной среды. Для полноценной реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед всеми субъектами институциональной среды, были не только поняты, но и внутренне приняты ими, чтобы они приобрели общественную, профессиональную и личностную значимость.

Выводы

Данное исследование основано на детальном анализе апробации модели реализации общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей в рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в различных областях на базе межрегиональных отраслевых ресурсных центров» (МОРЦ в области лесного хозяйства ФГБОУ ВПО «ПГТУ»); профессионально-общественной аккредитации семнадцати дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВПО «Институт русского языка им. А. С. Пушкина», тринадцати программ в ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (г. Пушкино) [6].

Данные экспериментальной работы доказывают, что выявленные организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ способствуют проведению качественной экспертизы программ. Мировой опыт показывает, что реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, программ профессиональной подготовки, программ непрерывного образования является в настоящее время наиболее перспективной экспертной системой, обеспечивающей гарантии качества данных программ.