Списание материальных ценностей в учреждениях

Обязательно ли нужно к акту о списании материальных запасов по форме 0504230 прикладывать отчет либо другой документ, или акт по списанию расходных материалов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок применения Акта (ф. 0504230) и случаи, в которых к данному документу требуется приложение дополнительных документов, подтверждающих расходование материальных запасов, госучреждению необходимо установить самостоятельно и закрепить положениями учетной политики.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями государственного сектора, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Указания N 52н).
Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт (ф. 0504230)) применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов. Акт (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения. При этом форма акта предусматривает наличие в ней заключения комиссии о причинах выбытия материальных ценностей.
Положениями Указаний N 52н также предусмотрено, что в случае, если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к Акту (ф. 0504230).
В общем случае выдача определенных материальных запасов ответственным лицам осуществляется на основании норм расхода. Установленные в учреждении нормы расхода в целях списания соответствующих материальных ценностей указываются в графе 4 Акта (ф. 0504230). Однако использование норм расхода не всегда является достаточным основанием для списания материальных запасов с балансового учета прямым расходом при выдаче из мест хранения. В некоторых случаях списание с балансового учета может осуществляться на основании Актов (ф. 0504230) и иных документов только после документального подтверждения достижения целей, ради которых выдавались материальные запасы, и возврата их остатков на склад. К примеру, списание горюче-смазочных материалов оформляется Актом (ф. 0504230) с приложением Путевых листов, подтверждающих расход соответствующего топлива. Также дополнительные первичные учетные документы могут возникнуть и при списании материальных запасов сверх утвержденных в учреждении норм.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не устанавливают четких границ между имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов. Поэтому порядок применения Акта (ф. 0504230) и случаи, в которых к данному документу требуется приложение дополнительных документов, подтверждающих расходование материальных запасов, учреждению необходимо установить самостоятельно и закрепить положениями учетной политики. Так, если учетной политикой учреждения установлено, что при списании конкретных материалов Акт (ф. 0504230) составляется на основании дополнительных первичных учетных документов (например, путевые листы, меню-требования, отчеты, акты комиссии и т.д.), то приложение данных документов к Акту (ф. 0504230) является обязательным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

9 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

О нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Списание материальных ценностей

Порядок списания материальных ценностей полностью не урегулирован инструкциями по бухучету. Поэтому списание товарно-материальных ценностей вызывает разногласия и затруднения. Особенно много вопросов возникает по поводу списания оргтехники. Списание ТМЦ проанализировал эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Списание материальных ценностей: причины и процедура

Порядок списания материальных ценностей полностью не урегулирован инструкциями по бухучету. Поэтому списание товарно-материальных ценностей вызывает разногласия и затруднения. Особенно много вопросов возникает по поводу списания оргтехники. Списание ТМЦ проанализировал эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Как правило, основные средства в государственных (муниципальных) учреждениях списываются в соответствии с инструкциями (положениями) по списанию товарно-материальных ценностей, разработанными и утвержденными министерствами и ведомствами, а также муниципальными органами власти, в ведении которых находятся учреждения. Списание товарно-материальных ценностей в учреждениях производится по принципам, во многом аналогичным принципам списания федерального имущества.

Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение) утверждено постановлением Правительства РФ № 834.

Согласно этому документу списание материальных ценностей определяется как комплекс действий, связанных с признанием ТМЦ:

• непригодными для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств имущества, в том числе физического или морального износа;
• утраченными (выбывшими) вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (п. 2, 3 Положения).

Процедура списания материальных ценностей такова:

1. определение технического состояния каждой единицы ТМЦ;
2. оформление необходимой документации;
3. получение разрешения на списание материальных ценностей;
4. демонтаж, разборка имущества;
5. утилизация объектов и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации;
6. списание с учета.

Решение о списании материальных ценностей

Бюджетные образовательные учреждения самостоятельно принимают решение о списании ТМЦ в соответствии с пунктами 4, 4 Положения. Исключение – случаи списания материальных ценностей, которые относятся к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенному за счет средств, выделенных на это учредителем. Тогда решение о списании товарно-материальных ценностей принимается бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем.

Для подготовки решения о списании ТМЦ необходимо провести ряд мероприятий. Их реализует созданная в учреждении постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

Списание материальных ценностей: действия комиссии

Положение о комиссии по списанию материальных ценностей и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Состав комиссии по списанию материальных ценностей выполняет следующие функции (п. 6 Положения):

• осматривает товарно-материальные ценности, подлежащие списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
• принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования материальных ценностей, о возможности и эффективности их восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от этого имущества;
• устанавливает причины списания ТМЦ, в числе которых – физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания материальных ценностей;
• подготавливает акт о списании имущества по установленной форме в зависимости от вида списываемых ТМЦ и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов правомочна проводить заседания только при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. Представленные ей документы комиссия рассматривает не дольше 14 дней. Решение о списании товарно-материальных ценностей принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Комиссия подписывает акт на списание материальных ценностей (п. 9 Положения).

Если в учреждении нет работников с нужными специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению ее председателя на добровольной или возмездной основе могут приглашаться сторонние эксперты. Если эксперт привлекается на возмездной основе, учреждение, как правило, оплачивает его труд за счет собственных средств. Однако в случаях, предусмотренных законодательством РФ, заплатить эксперту за работу в комиссии по поступлению и выбытию ТМЦ можно за счет бюджетных средств, предоставленных учреждению в форме субсидий (п. 7, 8 Положения). Материально ответственных за те ТМЦ, списание которых планируется оформить, привлекать в качестве экспертов комиссии нельзя.

Списание материальных ценностей: документальное оформление

При принятии комиссией решения о списании материальных ценностей оформляют актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) форма 0504104 (приказ Минфина России № 52н).

Проведение мероприятий, предусмотренных актом о списании, и отражение в учете выбытия материальных ценностей допускается только после утверждения в установленном порядке соответствующего акта о списании (п. 11 Положения, п. 52 Инструкции № 157н). В течение месяца после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании ТМЦ, учреждение направляет в Росимущество утвержденный руководителем акт списания, а также документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 447 (п. 13 Положения).

Списание ТМЦ: проводки

В качестве практического примера рассмотрим списание оргтехники. Выбытие инвентарных объектов отражается на основании утвержденных в установленном порядке актов согласно Инструкциям № 157н, № 174н. Такой порядок выбытия ТМЦ касается и движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемого на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации». Если списание материальных ценностей нужно согласовать с собственником имущества (в установленных Положением случаях), акты принимаются к бухгалтерскому учету только при наличии такого согласования (п. 52 Инструкции № 157н). Одновременно со списанием стоимости ТМЦ с балансового учета списывается и сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам (п. 51 Инструкции № 157н).

Для списания оргтехники надо сделать в учете такие бухгалтерские проводки:

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

Единственное в стране

издание о государственной

и методологов страны

Нас читает вся страна

На основании каких документов осуществляется списание строительных материалов?

На основании каких документов осуществляется списание строительных материалов (краска, обои, клей и т. д.), использованных на текущий ремонт собственными силами?

Ответил пользователь, А. А. Комлева, шеф-редактор, действительный государственный советник 2 класса (Komleva)

Л. Панкевич, М. Зварич, Р. Бойко, Л. Лучечко (ру) Бухгалтерський облік у бюджетних установах (2002)

2.1.6. Списание материальных ценностей, других необоротных материальных активов, запасов

В процессе своей деятельности бюджетными учреждениями используются основные средства для обеспечения выполнения возложенных на них функций государством. Они со временем непременно постепенно изнашиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Причиной этого может быть как физическое, так и моральный износ. Поэтому перед бюджетным учреждением рано или поздно встанет вопрос — что делать с такими материальными ценностями.

Итак, в таком случае выбытия основных средств может происходить в виде ликвидации, реализации, безвозмездной передачи.

Основные средства, которые стали непригодными для дальнейшего использования, списываются соблюдением требований, предусмотренных Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений.

Оформляется это в зависимости от вида основных средств. Актом о списании основных средств в бюджетных учреждениях по форме № 03-3 (бюджет) Актом о списание автотранспортных средств по форме № 03-4 (бюджет) Актом о списание с баланса бюджетного учреждения и организации изъятой из библиотеки литературы (типовая форма № 03-5 (бюджет).

Осуществлять разборки или демонтаж основных средств можно только после оформления соответствующих актов на их списание.

Деятельность бюджетных учреждений является многогранной, а соответственно, особенности по порядка списания основных средств и других необоротных активов. Это обусловлено прежде большим перечнем разнообразных видов необоротных активов, используются только в бюджетной сфере (специальное оборудование, инвентарь и другое).

Сейчас основными нормативными документами, которые отражают и диктуют порядок списание основных средств и необоротных активов в бюджетных учреждениях является Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений и Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений.

Типовую инструкцию разработан с целью установления единых требований к порядку списания материальных ценностей, в том числе и основных средств, учреждениями и организациями, которые содержатся за счет государственного или местного бюджетов, т.е. действие этой инструкции распространена на все учреждения. К этому времени в Украине действовала Типовая инструкция о порядке списания основных средств бюджетных учреждений.

Типовая инструкция, утвержденная Госказначейством, унифицирует требования к порядку списание материальных ценностей для всех бюджетных учреждений. Несмотря на это, сейчас действуют и отраслевые инструкции министерств и ведомств о порядке списания основных средств. Это прежде всего касается специального оборудования воинских частей. Инструкция же по учету основных средств и других нематериальных активов некоторой степени дублирует основные требования Типовой инструкции по списанию основных средств.

Как и в инструкции по учету основных средств, так и в типовой инструкции по списания материальных ценностей, в том числе основных средств, определено, что с балансов учреждений могут быть списаны материальные ценности:

а) необоротные активы — здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, приборы и инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, прочие основные средства (кроме земельных участков и капитальных затрат на улучшение земель), экспонаты зоопарков, выставок, библиотечные фонды, малоценные необоротные материальные активы, белье, постельные Кстати, одежда и обувь, временные нетитульные сооружения, природные ресурсы, инвентарная тара, материалы длительного использования для научных целей, авторские и смежные с ними права, иные нематериальные активы;

б) запасы — сырье и материалы, оборудование, конструкции и детали к установке, спецоборудование для научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам, строительные материалы, другие производственные запасы, животные на выращивании и откорме, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, материалы для учебных, научных и других целей, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо, горючие и смазочные материалы, тара, запасные части к машинам и оборудованию и другие материалы.

Музейные ценности списываются установленным действующим законодательством порядком.

Списанию подлежат материальные ценности:

а) непригодные для дальнейшего использования;

б) выявлены в результате инвентаризации как недостача;

в) морально устаревшие;

г) физически изношенные;

д) поврежденные вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление их является невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы).

Кроме того, подлежат списанию здания, сооружения, подпадающих под снос в связи со строительством новых объектов, и такие, которые разрушены в результате атмосферного воздействия и длительного использования.

Следует отметить, что износ, начисленный в размере 100 процентов стоимости на необоротные активы, не может быть основанием для их списания.

Для определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформление необходимой документации на списание этих ценностей, приказом руководителя учреждения ежегодно создается постоянно действующая комиссия, которая действует в течение года, в составе: руководителя или его заместителя (председатель комиссии), главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета); руководителей групп учета (в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями) или других

работников бухгалтерии, которые учитывают материальные ценности; лица, на которое возложена ответственность за сохранность материальных ценностей других должностных лиц (на усмотрение руководителя учреждения).

Приказ о создании постоянно действующей комиссии обновляется ежегодно или необходимости.

Также право определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также оформление необходимой документации приказом руководителя учреждения может быть предоставлено ежегодной инвентаризационной комиссии.

Для установления непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и других необоротных активов, находящихся под наблюдением государственных инспекций, необходимо приглашать представителя соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту.

Для списания музейных ценностей или материальных ценностей специального назначение комиссия создается по отдельным приказом руководителя учреждения.

Постоянно действующая комиссия должна обеспечить выполнение шести основных задач:

Когда оборудование списывается в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением действующих объектов, комиссия должна проверить его наличие в плане реконструкции и технического переоборудования, утвержденном организацией высшего уровня, и сделать в акте о списании ссылки на пункт и дату утверждения плана.

По результатам обследования комиссией составляются акты о списании материальных ценностей.

Следует отметить, что при списании материальных ценностей могут составляться акты произвольной формы с указанием исчерпывающей информации об их количественных и качественных показателей, а также причин выбытия (списания).

В акте о списании материальных ценностей необходимо детально освещать причины выбытия объекта, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и обосновывать нецелесообразность и невозможность их восстановления.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля и дается техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля и возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены в результате демонтажа.

Списание с балансов учреждений материальных ценностей, выбывших вследствие аварий, проводится при условии придания акту о списании копии акта об аварии с объяснением причин аварии и перечнем мер, принятых в отношении виновных лиц.

Разрешение на списание с баланса материальных ценностей предоставляется руководителем учреждения, учреждением высшего уровня или главным распорядителем бюджетных средств в зависимости от стоимости материальных ценностей и причин списания.

Списание материальных ценностей как непригодные для дальнейшего использования, морально устаревшие, физически изношенные, поврежденные вследствие аварии или стихийного бедствия (за исключением выявленных в результате инвентаризации как недостаток) проводится в следующем порядке:

а) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета:

стоимостью за единицу (комплект) в размере до 5000 гривен — с разрешения руководителя учреждения;

стоимостью за единицу (комплект) в размере от 5000 гривен до 10000 гривен — с разрешения учреждения высшего уровня;

стоимостью за единицу (комплект) в размере свыше 10000 гривен — с разрешения центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств.

б) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов:

стоимостью за единицу (комплект) в размере до 2500 гривен — с разрешения руководителя учреждения;

стоимостью за единицу (комплект) в размере от 2500 гривен до 5000 гривен — с разрешения учреждения высшего уровня;

стоимостью за единицу (комплект) в размере свыше 5000 гривен — с разрешения местных государственной администрации.

Недостачи материальных ценностей, выявленные в результате инвентаризации, превышают нормы естественной убыли, потери от порчи, стихийного бедствия, а также когда конкретные виновники не установлены, списываются с балансов только после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и принятия необходимых мер для недопущения фактов потерь в дальнейшем в следующем порядке:

а) по каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей на сумму до 2500 гривен включительно — с разрешения руководителя учреждения;

б) по каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей на сумму от 2500 до 5000 гривен включительно — с разрешения руководителя учреждения высшего уровня;

в) по каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей на сумму свыше 5000 гривен — с разрешения руководителя центрального органа исполнительной власти или Кроме главного распорядителя бюджетных средств, главы местной государственной администрации.

Заметим, что в документах, которые учреждения подают для оформления списания недостач сверх норм естественной убыли и потерь от порчи материальных ценностей, указать меры, принятые для предупреждения таких

потерь в дальнейшем.

Списание материальных ценностей с балансов центральных органов исполнительной власти (Главных распорядителей бюджетных средств) и местных государственных администраций осуществляется с разрешения их руководителя, независимо от стоимости материальных ценностей.

Не может быть осуществлено списание с баланса учреждения основных средств и других необоротных активов (за исключением поврежденных вследствие аварии или стихийного бедствия, морально устаревших, физически изношенных и выявленных в результате инвентаризации как недостача) до окончания периода начисления износа на них.

Списание материальных ценностей производится по первоначальной стоимости или восстановительной стоимости (в случае проведения индексации или переоценки материальных ценностей). При списании необоротных активов, которые были в эксплуатации, в документах наряду с их первоначальной (восстановительной) стоимости указывается сумма начисленного износа.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации необоротных активов, приходуются на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, а непригодные детали и материалы приходуются как другие материалы и подлежат обязательной сдаче учреждении, на которую возложен сбор такого сырья.

Также подлежат обязательной сдаче изготовленные из цветных металлов где талые и узлы, которые не используются в данном учреждении для ремонта машин, инструментов, приборов, оборудования.

Детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, изъятые после демонтажа материальных ценностей, подлежащих сдаче в специализированные предприятия Украины, которые осуществляют прием и переработку отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней.

При наличии ведомственных или централизованных пунктов, занимающихся сбором и демонтажем техники, аппаратуры, приборов и других изделий, последние сдаются без демонтажа, целым комплексом.

Запрещено уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного изъятия и одновременного оприходования ценных деталей, а также передавать, списывать и продавать технику, аппаратуру и другие необоротные активы по ценам ниже стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащиеся в них, за вычетом расходов на их изъятие.

Списание материальных ценностей с учета (как ликвидация на основании акта о списание) без последующей их реализации или передачи другому бюджетному учреждению осуществляется только в случаях, когда дальнейшее использование этих ценностей невозможно или экономически нецелесообразно.

О безвозмездной передаче материальных ценностей, то это можно делать с соблюдением следующего порядка:

а) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, — в пределах одного центрального органа исполнительной власти (главного распорядителя бюджетных средств);

б) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, — в пределах одного местного бюджета.

Безвозмездная передача материальных ценностей от одного учреждения к другому, если учреждения относятся к сфере управления одного и того же центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств, осуществляется на основании решения главного распорядителя бюджетных средств.

Безвозмездная передача материальных ценностей центральными органами исполнительной власти или другими главными распорядителями бюджетных средств осуществляется разрешения Кабинета Министров Украины.

Продажа материальных ценностей, которые, согласно Инструкции по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, отнесенные к основным средств (в том числе полностью изношенных), осуществляется только на конкурентных началах (через биржи, аукционы и по конкурсу).

Продажа зданий (в том числе помещений), сооружений, транспортных средств и полностью изношенных по данным бухгалтерского учета материальных ценностей, относятся к необоротных активов, производится по экспертной оценке. Экспертная оценка — это определение стоимости материальных ценностей экспертом по договору с учреждением.

Продажа других необоротных активов и запасов осуществляется по справедливой стоимости. Представителем учреждения при определении справедливой вар. занятости является комиссия (создана согласно требованиям пункта 6 Типовой инструкции). Справедливая стоимость определяется с учетом первоначальной стоимости материальных ценностей и физического и морального износа.

Средства, полученные учреждениями от реализации необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей (в т.ч. списанных), за сданные в виде лома и отходов черных, цветных металлов, драгоценные металлы (в отходы использование фотоматериалов и кинопленки), драгоценные камни, в размерах, что, согласно законодательству остаются в распоряжении учреждения, расходуются на покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки указанных материалов на приемные пункты, расходы на другие хозяйственные нужды i на премирование лиц, непосредственно занятых сбором лома и отходов, ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей, а также на другие расходы по смете.

Суммы, полученные учреждениями от продажи зданий и сооружений, заносятся в доход того бюджета, за счет которого содержится данное учреждение.

Документы аналитического учета необоротных активов систематизируются по датам осуществления операций и оформляются мемориальным ордером № 9 (Ф.438), который представляет собой накопительную ведомость выбытия и перемещения основных средств.

Реализация необоротных активов (кроме зданий и сооружений), приобретенных за счет средств общего или специального фонда, отражается по кредиту счетов, на которых они учитываются, а уменьшение фонда в необоротных активах показывается по дебету 401 счета и одновременно уменьшается сумма начисленного износа записями в дебет 131, 132 или 133 счетов.

На сумму средств, полученных от реализации необоротных активов, приобретенных за средства общего фонда, производится запись в дебет 313, 323, 364 или 675 счетов и в кредит счета 711, на котором учитываются доходы по специальным средствам.

Относительно сумм средств, полученных от реализации необоротных активов, приобретенных за средства специального фонда, то в таком случае производится аналогичная запись. Сумма начисленного И1Д13 показывают по кредиту 641 счета в корреспонденции с счетам 364 или 675.

О реализации зданий и сооружений, то особенность учета таких случаев заключается в том, что средства от их (зданий и сооружений) продажи, в отличие от других необоротных активов, не остаются в распоряжении учреждения, а подлежат перечислению в доход бюджета. Исходя из этого, проводятся записи:

1) Дт 131-133 и соответственно 401; Кт. 103.

2) Дт 364 или 675: Кт 642 «Прочие расчеты с бюджетом». В случае, когда при реализации необоротных активов по уценке, то на сумму уценки проводится дополнительная запись в дебет счетов 401 и 131,132 или 133 и кредит одного из счетов от 101 до 122.

В случае, когда внеоборотные активы (кроме земельных участков) стали непригодными и бюджетным учреждением их списаны с соблюдением требований нормативных документов, в бухгалтерском учете такие операции должны отражаться по дебету 401 и 131-133 счетов, то есть уменьшением фонда в необоротных активах и суммы начисленного на них износа, и по кредиту счетов 103-122, т.е. списанием с учета стоимости непригодных для дальнейшего использования необоротных активов.

Также списания непригодных для дальнейшего использования необоротных активов может сопровождаться оприходованием сумм стоимости материалов, полученных от демонтажа. Существуют два варианта: 1 — когда полученные таким образом суммы следует перечислить в доход бюджета, 2 — когда суммы стоимости таких материалов остаются в распоряжении бюджетного учреждения.

В первом случае это касается материалов для учебных, научных, других целей и хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей. Эти операции сопровождаются записями в дебет счетов 231 и 234 и кредит счета Другие расчеты с бюджетом «(об учете реализации материалов говорится в разделе 2.3 «Учет запасов»).

Во втором случае это касается хозяйственных материалов, канцелярских принадлежности, топлива, горючих и смазочных материалов, запчастей к машинам и оборудования, других материалов, полученных от демонтажа необоротных активов и остающихся в распоряжении учреждения, если они приобретены за счет средств общего или специального фондов. Если материалы, полученные от демонтажа необоротных активов, приобретенных за средства общего фонда, тогда оприходования их в бухгалтерском учете сопровождается соответствующими записями в дебет счетов 234, 235, 238, 239, а по кредиту счетов 681 «Внутренние расчеты по общему фонду «и 701» Ассигнования из государственного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия «или 702» Ассигнования из местного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия »отражается соответственно получение средств от распорядителей средств высшей степени и суммы полученных таким образом материалов как суммы бюджетных средств, поступивших на расходы, предусмотренные сметой.

Списание материальных запасов в учреждениях госсектора

Порядок списания материальных ценностей полностью не урегулирован инструкциями по бухучету. Поэтому списание материальных ценностей вызывает разногласия и затруднения.

Из статьи вы узнаете:

  1. Какие активы отразить в составе материальных запасов
  2. Какие документы оформить при отпуске МЗ
  3. Как отразить в учете передачу материалов и их списание

Полезный материал в статье

Образец заполнения требования-накладной (ф. 0504204)
Скачать

Состав материальных запасов в государственных и муниципальных учреждениях

К таким активам относите ценности в виде сырья и материалов, которые используются (потребляются) в деятельности учреждения или для изготовления других ценностей (п. 98 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). А также те, которые имеют короткий срок полезного использования. А именно:

  • предметы, которые используются менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
  • готовая продукция и товары для продажи;
  • строительные материалы: цемент, песок, камень, кирпич, пиломатериалы, фанера, железо, сталь, гвозди, гайки, болты, краны, муфты, тройники, краска, олифа, толь и др.;
  • посуда.

В состав МЗ включите следующие ценности независимо от их стоимости и срока службы:

  • орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова);
  • бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т. д.);
  • сезонные и временные дороги, а также лесные дороги, подлежащие рекультивации;
  • специнструменты и приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа;
  • сменное оборудование;
  • приспособления к основным средствам, используемые многократно;
  • одежда и обувь — специальная, форменная, спортивная, а также вещевое имущество;
  • постельное белье и постельные принадлежности, другой мягкий инвентарь;
  • временные сооружения, приспособления и устройства, затраты на которые относятся на стоимость строительно-монтажных работ;
  • тара для хранения ценностей;
  • предметы, предназначенные для выдачи напрокат;
  • молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, приплод молодняка, подопытные животные;
  • посадочный материал (для многолетних насаждений);
  • готовые к установке строительные конструкции и детали, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
  • инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;
  • драгоценные и другие металлы для протезирования;
  • спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками;
  • матценности специального назначения;

Полный перечень имущества, учитываемого в составе МПЗ, приведен в пункте 99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, а также в пункте 117 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, где приведено и их распределение между аналитическими счетами синтетического счета 105.00.

Документальное оформление списания ТМЦ

Передачу материалов в эксплуатацию путем их перемещения между материально ответственными лицами внутри учреждения оформляйте следующими документами:

  • требование-накладная (ф. 0504204);
  • меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  • ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
  • ведомость выдачи ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Образец заполнения требования-накладной (ф. 0504204)

Такой порядок установлен Методическими указаниями к формам № 0504204, № 0504202, № 0504203, № 0504210, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Обратите внимание, что для принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия по списанию. Более подробно о действиях комиссии по списанию материальных ценностей, в статье «Списание имущества в государственном (муниципальном) учреждении».

Внутреннее перемещение запасов между ответственными лицами отражайте в регистрах аналитического учета по счету 105.00 «Материальные запасы» путем изменения материально ответственного лица.

Списание ТМЦ при отпуске в эксплуатацию (в зависимости от их вида) отражайте на основании следующих документов:

  • меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  • ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
  • ведомость выдачи МЦ на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • путевой лист для списания в расход всех видов топлива. Причем формы № 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007 исключены из обязательного применения. Но учреждение может применять их и дальше или разработать свои формы. А решение о том, какие формы использовать, нужно закрепить в учетной политике;
  • акт о списании (ф. 0504230);
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Такой порядок установлен приложением 1 и Методическими указаниями к формам № 0504202, № 0504203, № 0504210, № 0504230, № 0504143, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Списание запасов в казенных, бюджетных учреждениях: проводки

В учете казенных учреждений отпуск МЗ в эксплуатацию (производство) отразите проводками:

Смотрите так же:  Продажа недвижимости налоги льготы