Средний социальный налог

Единый социальный налог в 2017 году — ставка

lori-0001028012-bigwww.jpg

Похожие публикации

С 2017 года в Налоговом кодексе РФ заработает глава 34 — новая глава о страховых взносах. От ПФР и ФСС администрирование социальных платежей перейдет к налоговым органам. Такое происходит не впервые: до 2010 года налоговики уже занимались сбором единого социального налога, нечто аналогичное произойдет и на этот раз. Какими будут теперь отчисления на социальные нужды, ставка их вырастет или нет, рассмотрим далее.

Страховые взносы или новый налог?

Скоро прекратит свое действие закон № 212-ФЗ от 24.07.2009. Он был принят специально для регулирования сборов страховых взносов внебюджетными фондами, но собираемость взносов оказалась более низкой, чем предполагалось. В связи чем и произошли следующие события.

Еще в феврале 2016 года в письме налоговой службы РФ от 02.02.2016 № БС-4-11/1539 прозвучало, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос. Немногим ранее был издан указ Президента РФ № 13 от 15.01.2016 г., посвященный укреплению платежной дисциплины по страховым взносам, что и ускорило возврат контроля за взносами налоговикам. В результате в НК РФ появилась новая глава, означающая возврат полномочий ФНС в части администрирования страховых платежей, ранее контролируемых фондами, причем их идея ввести единый социальный страховой взнос (ЕССС) все же не прошла.

Итак, контроль за страховыми взносами с 1 января переходит в руки налоговых органов: это пенсионные отчисления, взносы на медстрахование, платежи по соцстрахованию. Взносы на «травматизм» остаются в ведении ФСС. Положения НК РФ о направлении налоговыми органами требований об уплате сборов, налогов, пеней и об их взыскании будут теперь распространяться и на плательщиков страховых взносов (письмо Минфина РФ от 21.10.2016 № 03-02-08/61943).

Социальные налоги в 2017 году — ставки

Несмотря на то, что в 2017 году страховые взносы будут регулироваться новой главой НК, особых новшеств в ней практически нет — почти все статьи главы 34 повторяют положения закона № 212-ФЗ. Остаются неизменными с 2016 года тарифы страховых взносов, поскольку идея единого страхового взноса-2017 не реализована. Работодателям следует ориентироваться на статью 426 НК РФ, в которой установлены следующие ставки на 2017-2018 годы:

  • 22% — на пенсионное страхование; ставка применяется до превышения предельной базы выплат работнику;
  • 10% — на пенсионное страхование; ставка применяется, если превышена предельная база с начала года;
  • 2,9% — соцстрахование на случай нетрудоспособности и материнства; ставка применяется до превышения предельной базы;
  • если выплаты сотруднику превысили предел допустимой базы — взносы на соцстрахование до конца года больше не начисляются;
  • 5,1% — обязательное медстрахование, предельной базы для него не установлено.

Что касается размера предельных лимитов базы для начисления «пенсионных» взносов и взносов на соцстрах, то с 1 января 2017 года он повышается, согласно постановления Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255:

  • на соцстрахование предельная база проиндексирована, с учетом роста средней зарплаты в стране, в 1,051 раза и будет составлять 755 000 руб. по каждому физлицу;
  • для пенсионных взносов, с учетом 12-кратного размера среднего заработка, и повышающего коэффициента 1,9 (п.5 ст. 421 НК РФ), предельная база составит 8760 00 руб. по каждому физлицу.

Для ИП и самозанятых лиц, которые платят страховые взносы в фиксированных суммах, тоже все остается по-прежнему. Фиксированные суммы все также будут уплачиваться раздельно, а не как единый страховой взнос. Размер взносов «за себя» зависит от того, каким будет МРОТ на 1 января. На сегодня известно, что «минималка» в 2017 году изменится только с 1 июля и повысится до 7800 рублей, а на 1 января 2017 года она остается на уровне 2016 года — 7500 рублей, надо полагать, что из этой суммы ИП и будут рассчитывать фиксированные страховые взносы «за себя».

Ставки по этим взносам тоже не меняются:

  • 26% — на пенсионное страхование при доходе не более 300 000 руб.;
  • 1% — дополнительный «пенсионный взнос» с дохода, превышающего 300 000 руб.;
  • 5,1% — на обязательное медстрахование.

Итоговые суммы фиксированных взносов, при МРОТ на 1 января 2017 года, равном 7500 руб., по отношению к 2016 году, разумеется, вырастут:

  • «пенсионный» взнос – 23 400 руб. (взамен 19 356,48 руб. в 2016 году); при этом максимальная сумма к уплате с учетом фиксированного и допвзноса составит 187 200 руб. (в 2016 году 154 851,84 руб.);
  • взнос на обязательное медстрахование – 4590 руб. (вместо 3796,85 руб. в 2016 году).

В итоге общая сумма фиксированных взносов по сравнению с 2016 годом вырастет на 4836,67 руб. и составит 27 990 руб. (в 2016 году «за себя» нужно перечислить 23 153,33 руб.).

В главе 34 НК РФ сохраняются в том же виде и положения о пониженных тарифах страховых взносов (ст. 427 НК РФ). Новшество здесь ожидает лишь «упрощенцев»: при ведении льготируемой деятельности, доля которой в общем доходе составляет от 70%, пониженный тариф для расчета страховых взносов можно будет применять, пока годовой доход не достигнет 79 млн руб. Для превысивших этот лимит, взносы будут пересчитаны с начала года по обычным ставкам.

Плательщики «пониженных» взносов не изменятся: это указанные выше «упрощенцы», организации на УСН из сферы соцобслуживания, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта, научных исследований, а также благотворительные организации, аптеки и ИП-фармацевты на ЕНВД и ИП, работающие на некоторых видах патента. Для них действует тариф 20%.

По общей ставке 14% страховые взносы платят организации, участвующие в проекте «Сколково», работающие в сфере IT-технологий, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, а также проводящие туристскую деятельность в особых экономических зонах.

7,6% — тариф для резидентов порта «Владивосток», территорий опережающего соцэкономразвития и участников СЭЗ в Крыму и Севастополе.

Дополнительные тарифы все также будут применяться в отношении работников, которые трудятся во вредных условиях (ст. 428 НК РФ). Их размер (от 2% до 9%) зависит от вида выполняемых работ, а также от подкласса трудовых условий, установленного специальной аттестацией.

Таким образом, в 2017 году нас ждет не единый социальный страховой взнос, а страховые взносы в прежней разбивке, хотя и с новым единым администратором – ФНС России. Остается прежний порядок расчета и прежние тарифы. А основные новшества, которые коснутся плательщиков, это:

  • увеличение предельной базы для расчета страховых взносов за работников;
  • повышение МРОТ, которое повлияет на размер фиксированных взносов;
  • изменение платежных реквизитов для уплаты, в том числе КБК, в связи с изменением администратора;
  • новая отчетная форма по страховым взносам, которую предстоит ежеквартально сдавать в ИФНС, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Срок для ее представления – 30 число следующего за кварталом месяца (п.7 ст. 431 НК РФ).

Напомним, что в 2017 году страховые взносы на «травматизм» следует перечислять, как и раньше, в ФСС, и туда же сдавать отчет 4-ФСС по новой форме. В ПФР ежемесячно будет сдаваться прежний отчет по форме СЗВ-М и новый годовой отчет о стаже работников.

Средний социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, применяемое в налогообложении до 2011 года. За его счет реализуется право сотрудников на бесплатную помощь в определенных медицинских организациях. Также он позволяет работникам рассчитывать на государственную пенсию и социальные выплаты.

Налог зачисляется при помощи как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Изменения по страховым взносам с 2017 года

Кто должен делать отчисления по единому социальному налогу

Налогоплательщиками являются все, кто имеет официальную работу по трудовому контракты или договорам ГПХ (есть отличия в ставках).

Всех, кто обязан платить социальный налог, принято делить на две группы:

  1. Все лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, разного рода организации и предприятия, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Что является объектом налогообложения

Объекты обложения по единому социальному налогу немного отличаются у налогоплательщиков первой и второй подгруппы.

Для тех лиц, которые относятся к первой группе, объектом обложения будут служить все выплаты, производимые физическим лицам по разным договорам (и по трудовым, и по всем видам гражданско-правовых).

Для лиц, относящихся ко второй группе, объектом обложения будут считаться все виды доходов от работы после вычета определённых расходов.

Ставка социального налога, пример расчета

Обратите внимание! Для резидентов ТОСЭР ставка взносов снижена до 7,6%
За разъяснениями можно обратиться к нам!

В 2017 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого 2016 года. Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.
Смотрите так же:  Заявление регистрация нко

Внимание! Вместо единого социального страхового сбора ЕССС с 1 января 2017 года введены страховые взносы в ФНС России.

ТОСЭР уже созданы в Набережных Челнах (Татарстан), Тольятти (Самарская область), Кумертау, Белебей (Башкирия)
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Правительства региона.
При необходимости — обращайтесь к нам!

Обратите внимание!

В 20 регионах России по решению Правительства РФ

создаются территории опережающего социально-экономического развтия (ТОСЭР)

ТОСЭР — это аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) — предоставление налоговых преференций:

  • налог на прибыль в первый год — 5%, в последующие годы — 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю — 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций — 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, медицинского и социального страхования) — 7,6% (без ТОР 30%).

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (по нашим оценкам от 25 до 42% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2016 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей – 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2016 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2016 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

  1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
  2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.
  3. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
    Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).

Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.

Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.

Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.

  • Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
    Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
  • В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
    Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя – форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).

    Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
    А уже там будет принято определённое решение.

    Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.

    К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

    Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

    О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

    Поделитесь этой информацией с друзьями и партнерами — может быть они тоже заинтересованы в этой информации и это полезно и важно для них!

    Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

    • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
    • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
    • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
    • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
    • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
    • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

    Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

    • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
    • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
    • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
    • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
    • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
    • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
    • проведение исследований рынков (маркетинговых),
    • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.

    Мы будем рады помочь Вам, если это то, что Вам нужно.

    По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

    Это можно сделать одним из способов:

    Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

    • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
    • при помощи он-лайн формы;
    • письмом на электронный адрес [email protected]

    Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

    • в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
    • в Набережных Челнах: +7 (8552) 25-01-99, 53-49-39, +7 9631-249-303

    Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

    • в Казани: ул. Островского, 79, (бизнес-центр «Астор-офис») офис 212
    • в Набережных Челнах: пр. Хасана Туфана, 12 (бизнес центр «2/18»), офис 1915

    Единый социальный налог

    — Добрый день! Недавно мы по решению суда восстановили на работе сотрудника. Теперь мы обязаны выплатить ему средний заработок за время вынужденного прогула. Скажите, начисляется ли на эту сумму единый социальный налог?- Конечно, начисляется. Напомню, что объектом обложения по ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Предметом гражданско-правовых договоров может быть выполнение работ или оказание услуг.- Подскажите, где это правило зафиксировано?- Я вам процитировала пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса. Только учтите еще один момент. Выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу индивидуальных предпринимателей не являются объектом обложения единым налогом.- Понятно. Но я хочу уточнить еще вот что. Мы выплачиваем работнику средний заработок по решению суда. Получается, что мы платим не по трудовому договору, а компенсируем моральный ущерб. — Это не совсем так. На основании статьи 234 Трудового кодекса работодатель обязан возместить сотруднику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения работы. Таким образом, выплата по решению суда не относится к компенсационным. Следовательно, сумма среднего заработка облагается единым социальным налогом.

    — Добрый день! Недавно мы по решению суда восстановили на работе сотрудника. Теперь мы обязаны выплатить ему средний заработок за время вынужденного прогула. Скажите, начисляется ли на эту сумму единый социальный налог?

    — Конечно, начисляется. Напомню, что объектом обложения по ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Предметом гражданско-правовых договоров может быть выполнение работ или оказание услуг.

    — Подскажите, где это правило зафиксировано?

    — Я вам процитировала пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса. Только учтите еще один момент. Выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу индивидуальных предпринимателей не являются объектом обложения единым налогом.

    — Понятно. Но я хочу уточнить еще вот что. Мы выплачиваем работнику средний заработок по решению суда. Получается, что мы платим не по трудовому договору, а компенсируем моральный ущерб.

    — Это не совсем так. На основании статьи 234 Трудового кодекса работодатель обязан возместить сотруднику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения работы. Таким образом, выплата по решению суда не относится к компенсационным. Следовательно, сумма среднего заработка облагается единым социальным налогом.

    — Председатель томского гаражно-строительного кооператива на связи. Наш бухгалтер утверждает, что в настоящее время мы не должны платить ЕСН. Так ли это?

    — Давайте уточним, с каких именно сумм вы не должны платить единый налог?

    — Бухгалтер имеет в виду те суммы, которые выплачиваются за счет членских взносов. Например, несколько дней назад мы оплатили работы по постройке забора и въездных ворот.

    — В таком случае должна вас огорчить: ваш бухгалтер не прав. Действительно, в прошлом году упомянутые вами суммы освобождались от единого социального налога. Но с 1 января 2005 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс*. Начиная с 1 января 2005 года выплаты, производимые физическим лицам, выполняющим работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), облагаются единым налогом в общеустановленном порядке.

    — И не важно, за счет каких средств были сделаны такие выплаты?

    — Совершенно верно. Единый социальный налог начисляется независимо от источника выплат.

    — Татьяна Михайловна, скажите, как правильно начислить единый социальный налог физическому лицу, у которого мы арендуем автомобиль?

    — Вы арендуете автомобиль у сотрудника и выплачиваете ему аренду и заработную плату, я правильно вас поняла?

    — Давайте посмотрим Гражданский кодекс. Про договор аренды сказано в статье 606. Читаем: по договору аренды арендодатель обязуется предоставить имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. А по статье 236 Налогового кодекса выплаты в рамках договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся к объекту обложения по ЕСН. Получается, что арендные платежи не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

    — Значит, мы должны начислять ЕСН только на зарплату?

    — А у меня встречный вопрос: кто управляет автомобилем?

    — Им управляет сам сотрудник.

    — Тогда это несколько меняет суть дела. Порядок заключения договора аренды транспортного средства с экипажем регламентирован статьей 632 Гражданского кодекса. По такому договору арендодатель предоставляет транспортное средство за плату во временное владение и пользование и своими силами оказывает услуги по управлению автомобилем.

    — Да, это как раз наш случай.

    — Тогда объектом обложения по единому социальному налогу будет та часть арендных платежей, которая приходится на оплату услуг по управлению транспортным средством.

    — Я бухгалтер садоводческого некоммерческого товарищества. Подскажите, вправе ли наша организация начислять единый социальный налог по ставкам для сельскохозяйственных товаропроизводителей?

    — Нет. Ставки, установленные пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса, могут применять только производители сельскохозяйственной продукции. А садоводческие некоммерческие товарищества не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

    — Простите, а на каком основании вы так считаете?

    — Дело в том, что Федеральный закон от 15.04.98 № 66-ФЗ не установил для садоводческих товариществ обязанность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции.

    — Что же тогда является целью создания таких товариществ?

    — Решение общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. А не товарное сельскохозяйственное производство.

    — С третьего квартала 2005 года наша организация перешла с упрощенной системы налогообложения на общеустановленную. Как нам рассчитать налоговую базу на каждого работника для применения регрессии по ЕСН?

    — Для вашей организации первым налоговым периодом для расчета права на применение регрессивной шкалы ставок будет период с начала третьего квартала до конца года. То есть с июля по декабрь 2005 года включительно. Если начиная с июля налоговая база физического лица не превысит 280 тысяч рублей, то единый налог следует начислять без применения регрессии по максимальным ставкам.

    — У меня еще вопрос. С 1 августа сотрудник ушел в отпуск на 28 календарных дней. Отпускные мы выплатили 28 июля. В каком месяце необходимо было начислить и уплатить ЕСН с отпускных?

    — Датой выплат в пользу работника является день их начисления. Об этом сказано в статье 242 Налогового кодекса. Если отпускные вы заплатили сотруднику 28 июля, то перечислить сумму единого налога нужно до 15 августа 2005 года.

    — Скажите, а начисляется ли единый социальный налог на сумму оплаты первых двух дней временной нетрудоспособности? Эта сумма выплачивается за счет средств работодателя.

    — Нет, не начисляется. Государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, единым социальным налогом не облагаются. Это указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. Обратите внимание, что суммы пособий по временной нетрудоспособности за первые два дня в отличие от пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования, не уменьшают сумму налога, подлежащего уплате в ФСС.

    — Сейчас в нашей организации проходит сокращение персонала. Поскольку мы являемся муниципальным органом, то обязаны выплатить компенсацию работникам на основании статьи 22 Закона Томской области от 07.12.95 № 227 «О муниципальной службе в Томской области». Облагаются ли эти суммы ЕСН?

    — Запомните следующее правило. Все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат обложению единым социальным налогом. Так гласит подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. Но налогом не облагаются выплаты в пределах норм, установленных законодательством РФ.

    — А каковы эти нормы?

    — Посмотрите статью 178 Трудового кодекса. Там говорится о выходном пособии в размере среднемесячного заработка. Но за работником сохраняется среднемесячный заработок (с зачетом выходного пособия) на период трудоустройства — не выше двух месяцев со дня увольнения.

    — Странно. В областном законе сказано, что при увольнении в связи с сокращением штата муниципальному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев. Причем без зачета выходного пособия. Это противоречие в законодательстве РФ и субъекта?

    — Никакого противоречия тут нет. Просто компенсация по томскому областному закону № 227 является дополнительной гарантией, установленной законом субъекта РФ.

    — То есть эти суммы облагаются единым социальным налогом в общеустановленном порядке?

    — Совершенно верно. Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ установлены Федеральным законом от 08.01.98 № 8-ФЗ. Этот закон компенсационные выплаты при увольнении в связи с сокращением штата муниципальному служащему не предусматривает. Но законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть даны дополнительные гарантии для муниципального служащего.

    — Бухгалтер томского производственного предприятия. Наше предприятие оплачивает сотрудникам дополнительные отпуска, путевки и т. п. Все это предусмотрено коллективным трудовым договором. Подпадают ли перечисленные суммы под ЕСН?

    — Небольшое уточнение: за счет каких средств происходят выплаты?

    — Мы все платим за счет чистой прибыли.

    — Я фактически дословно процитирую пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса: выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения по ЕСН, если они не уменьшают базу по налогу на прибыль организаций. Если все выплаты производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, то ЕСН на них не начисляется.

    — А как быть с доплатой к пенсии бывшим работникам?

    — И эти суммы ЕСН не облагаются. Любые выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым или гражданско-правовым договором, единым социальным налогом не облагаются.

    — Наша организация занимается игорным бизнесом: казино, залы игровых автоматов. Мы доплачиваем сотрудникам, с которыми заключены трудовые договоры, небольшие суммы к заработной плате за счет средств, остающихся после уплаты налога на игорный бизнес. Облагаются ли эти выплаты единым социальным налогом?

    — Организации игорного бизнеса не являются плательщиком налога на прибыль, поэтому на них не распространяются положения пункта 3 статьи 236 кодекса. Дополнительные выплаты работникам в вашем случае подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.

    — Спасибо за разъяснения!

    * Подпункт «а» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 20.07.04 № 70-ФЗ.
    Датой выплат в пользу работника является день их начисления.
    «Прямой разговор» подготовила Виолетта Валевская, ответственная за выпуск «УНП» в Сибири

    Сравнение налогов в Германии и в России

    Часто вот пишут, что «зарплаты-то в Европе большие, но на налоги половина уйдет». Давайте сравним, сколько реально и на что платят налоги жители России и Германии. Начнем с России, потому что там всё просто!

    Представим, что Вам начислили 30 тыс. рублей. Какую сумму налогов и взносов удержат с этой суммы? Считаем:
    Подоходный налог – 13% с начисленной зарплаты, т.е. 3900 руб.
    Взносы в Пенсионный фонд – 22% или 6600 руб.
    Взносы в ФСС – 2,9% или 870 руб.
    Взносы в ФФОМС (на медицину) – 5,1% или 1530 руб.
    Взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний – от 0,2% или 60 руб.
    Получается, что в сумме выплаченная зарплата и налоги составили 26100 + 12960 = 39060 руб. Из них 26100 руб. получил работник, а 12960 руб. – государство.

    (данные взяты отсюда)

    Из всех этих платежей только подоходный налог напрямую виден сотруднику, а остальные взносы скрыты от него и оплачиваются работодателем. Как видно, самый большой сбор — в пенсионный фонд, 22% от зарплаты.

    Получается, что сотрудник получит на руки примерно 66,8% от того, что потратит работодатель.

    Теперь о немецких налогах. Во-первых, в Германии прогрессивная система налогообложения — чем выше доход, тем больше процент подоходного налога. На первый взгляд выглядит глупо, налоги ведь и так пропорциональны зарплате, но если посмотреть глубже, то получается довольно справедливо: каждому человеку нужен какой-то минимум денег, чтобы прожить (на еду, одежду, квартиру и т.п.). Эта сумма почти не зависит от зарплаты, а поэтому у мало зарабатывающих людей она составляет значительную часть их дохода. Поэтому, чтобы облегчить их положение, и введен прогрессивный налог: все тратят на базовые потребности примерно одинаково, но бедные платят меньше налога, и у них остается больше свободных денег, чем могло бы быть при фиксированной ставке.

    Кроме этого, существуют разные налоговые классы для холостых, семейных, людей с детьми. Например, если один супруг получает сильно больше другого, то можно выбрать классы III и V и платить меньше налогов с большей зарплаты.

    То, что вычитается из зарплаты, это налоги и взносы в страховые фонды. Сначала вычитаются страховые взносы, а потом уже из оставшейся суммы вычитаются налоги. Поэтому бывает выгодно оформить дополнительные страховки, чтобы платить меньше налогов.

    Обязательные страховки — это:

    1. Пенсионное страхование (18,7%)

    2. Медицинское страхование (14,6% + примерно 1% дополнительно, зависит от страховой компании)

    3. Социальное страхование (2,35%)

    4. Страхование на безработицу (3%)

    Все страховки работник и работодатель платят пополам. После вычета страховок вычитаются уже налоги:

    1. Подоходный налог. Именно его процент зависит от вашего дохода.

    2. Налог на солидарность с восточной Германией. Его платят только жители бывшей Западной Германии.

    3. Церковный налог. Его платят только католики или протестанты и составляет он 8-9%.

    1. 374.00 € пенсионное страхование

    2. 332.00 € медицинское

    3. 60.00 € социальное

    4. 61.00 € на безработицу

    5. 711.00 € подоходный налог

    6. 39.10 € налог на солидарность

    Кроме того, работодатель заплатит 777 € за свою часть ваших страховок.

    Итого, вы получите на руки 2,422.90 €, а работодатель на вас потратит 4,777.00 €.

    Вы получите 50,7% от того, что потратит на вас фирма.

    Если же вы мать-одиночка и зарабатываете 1600 евро в месяц (примерная зарплата уборщицы или продавца), то на руки вы получите 1207.29 евро или 63,2% от затрат работодателя.

    Еще есть легендарный «налог на телевизор». На самом деле, это не налог и он не входит в этот расчет. Это фиксированная плата 17 евро в месяц на одну квартиру и идет она на финансирование двух теле- и одного радиоканала. Сделано это для того, чтобы эти каналы были независимы ни от государства, ни от каких-либо корпораций, и могли объективно освещать события.

    Рейтинг стран по ставке налога на доходы граждан

    Москва, 6 июл — РИА Новости. Эксперты Центра экономического анализа «РИА-Аналитика» подготовили рейтинг стран Европы по ставке подоходного налога на граждан. В рейтинг были включены все страны Европы, по которым имелась информация Евростата или фискальных органов, на настоящее время.

    Для стран с прогрессивной шкалой налогообложения использовалась максимальная ставка налога. Прогрессивная шкала налогообложения, предусматривающая рост выплат при увеличении доходов, с точки зрения социальной справедливости имеет право на жизнь, так как препятствует расслоению общества. С другой стороны, высокий уровень налоговых ставок для высокооплачиваемых сотрудников приводит или к их миграции в страны с более низкими налогами, или к уклонению от уплаты налогов – «серым» и «черным» зарплатным схемам.

    Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции – 56.4%, которая заняла первое место в рейтинге. Во многом эта ставка в последние годы приводит к оттоку из страны некоторых востребованных на рынке профессий с высокой зарплатой. Вторую строчку рейтинга занимает Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53.7%, на третьем Нидерланды (52.0%), далее следуют Дания и Австрия со ставками налогов 51.5% и 50.0% (столько же в Великобритании). Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на скромном 34 месте из 37 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Беларуси (12.0%), Болгарии и Казахстане (по 10.0%).

    Суммарная налоговая нагрузка на зарплату граждан, которую можно определить как сумму платежей по подоходному налогу и выплатам страховых взносов в различных странах сильно варьируется. В России страховые взносы с 2011 года составляют 34% от начисленной заработной платы (до 2010 года это был ЕСН). При выплачиваемых на руки работнику 50 тыс. руб. официальной зарплаты, суммарные налоги работника составят 7.47 тыс. (налог на доходы физических лиц), плюс 19.5 тыс. руб. страховых взносов, которые выплачивает работодатель. Итого, при чистой зарплате 50 тыс. руб., суммарные затраты на оплату труда одного работника составят 77 тыс. руб. Налоговая нагрузка при этом на зарплату составляет 27 тыс. руб. (социальные страховые платежи и НДФЛ) или 35.1% от суммарных затрат на оплату труда. Именно эти 35.1% являются тем уровнем налога (максимальным, без учета возможных налоговых вычетов и пр.), который необходимо выплатить с заработной платы в России. В годовом исчислении для высокооплачиваемых категорий граждан этот уровень несколько ниже, поскольку, c сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Конечно, по сути НДФЛ и страховые взносы это два разных налога – первый уплачивается работниками, а предприятие выступает в роли налогового агента, второй – предприятием. Но фактически, для того, что бы выплачивать зарплату работникам, налоговые выплаты по НДФЛ предприятию приходится закладывать в затраты.

    Эксперты «РИА-Аналитика» РИА Новости проранжировали страны Европы по показателю суммарной налоговой нагрузки на доходы граждан, опираясь на опубликованные в июне 2011 года данные Евростата по уровню налоговой нагрузки на трудовые доходы граждан ЕС (отношение выплаченных подоходных налогов и социальных платежей к облагаемой налогами базе по итогам 2009 года). По сути, эти цифры и есть фактический «налог» на зарплаты граждан с учетом различных видов налогообложения и отчислений в разных странах. Он же позволяет учесть и фактор прогрессивной шкалы, а именно то, что не все платят по максимальной ставке, поэтому итоговый «налог на зарплату» в некоторых странах значительно ниже подоходного.

    По данному показателю первое место в Европе занимает Италия с долей налогов и социальных платежей в фонде оплаты труда в 42.6%. На втором месте Бельгия с налоговой нагрузкой в 41.5%. В пятерке также Франция (41.5%), Венгрия (41.1%) и Финляндия (40.4%). В среднем по Европе данный показатель составляет 32.3%, выше него налоговая нагрузка в 16 странах рейтинга. Россия по нагрузке в виде налогов и обязательных отчислений на зарплату находится в середине списка рядом с Нидерландами и Данией.

    Наименьший уровень нагрузки из стран, по которым рассчитывался показатель, у Мальты (20.2%), Португалии (23.1%), Румынии (24.3%), Великобритании (23.1%) и Болгария (25.5%). Работодателям этих стран в плане налогов и отчислений в различные фонды работать легче всего.