Статья 282-1 ук рб

Статья 282. Уголовного кодекса РБ
Незаконная охота

1. Охота без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами (незаконная охота), совершенная в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконная охота на территории заповедника, национального парка, заказника, на экологически неблагополучной территории, либо незаконная добыча диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо незаконная охота, совершенная лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, или повлекшая причинение ущерба в крупном размере, –

наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Незаконная охота, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Незаконная охота, совершенная с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 282/1. Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных

1. Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.

2. Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей в крупном размере, либо на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей или статьей 282 настоящего Кодекса, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных, в том числе погибших, или их частей в особо крупном размере –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения, или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

1. Под незаконными перемещением (транспортировкой) или разделкой диких животных, в том числе погибших, или их частей в настоящей статье понимаются их перемещение (транспортировка) или разделка в случаях, запрещенных законодательными актами об охране и использовании животного мира.

2. Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка в настоящей статье признаются совершенными в крупном размере, если стоимость дикого животного в сто и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, в особо крупном размере – в двести пятьдесят и более раз превышает размер такой базовой величины. Стоимость незаконно перемещенных (транспортированных) или разделанных диких животных, в том числе погибших, или их частей определяется в порядке, установленном для определения размера возмещения вреда, причиненного в результате их незаконного изъятия.

Статья 282. Незаконная охота

1. Охота без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями, либо запрещенными способами (незаконная охота), совершенная в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Незаконная охота на территории заповедника, национального парка, заказника, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где установлен контрольно-пропускной режим, либо незаконная добыча диких животных, виды которых заведомо для виновного включены в Красную книгу Республики Беларусь, либо незаконная охота, совершенная лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей или статьей 282 1 настоящего Кодекса, либо повлекшая причинение ущерба в крупном размере, –

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Незаконная охота, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Незаконная охота, совершенная с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом.

Перевозка или разделка дичи, заполученной вне формата охоты – карается в уголовном порядке

В октябре 2014 года в Уголовный кодекс Республики Беларусь были внесены изменения и дополнения. В частности, появилась новая статья – 282-1, устанавливающая ответственность за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных. К числу последних законодатель отнес представителей фауны, являющихся объектами охоты. Причем не только живых, но и погибших, а также их части. В статье сказано, что если подобные действия будут совершены в течение года после наложения административного взыскания за аналогичное нарушение, наступает уголовная ответственность. Наказание — штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, либо арест. Редактировать

Вторая и третья части указанной статьи содержат квалифицированные признаки преступления, которые отягощают содеянное. К ним относится совершение преступления в крупном размере, на территории заповедника, национального парка, заказника, на подвергшихся радиоактивному загрязнению территориях, ранее судимым за незаконную охоту или за аналогичные действия лицом, а также когда перемещаются или разделываются дикие животные, включенные в Красную книгу Республики Беларусь.

В таких случаях мерой наказания станут штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет. Ну а когда на криминал идет должностное лицо с использованием своих служебных полномочий, либо фигурирует особо крупный размер причиненного вреда, в качестве меры наказания виновный может получить штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничение свободы на срок до трех лет, а также лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или без лишения.

В примечании к этой новации законодатель указал, что размер является крупным в том случае, когда стоимость дикого животного в сто и более раз превышает размер базовой величины, а особо крупным — в двести пятьдесят и выше.

Смотрите так же:  Как оформить ходатайство на работника образец

Появление новой статьи в законе обусловлено рядом обстоятельств. Перемещение (транспортировка) и разделка диких животных, в том числе погибших (или их частей), без предусмотренных актами законодательства документов запрещены Правилами ведения охотничьего хозяйства. В них же сказано, что при обнаружении в охотничьих угодьях, а также вне их, в том числе на дорогах, раненых, травмированных, больных или погибших диких животных запрещается самовольно добывать их, разделывать или перемещать (транспортировать) их туши или части туш, использовать продукцию — мясо, шкуру, рога и др.

В случае обнаружения указанных выше охотничьих животных или представителей Красной книги Республики Беларусь граждане обязаны сообщить об этом пользователю охотничьих угодий либо в милицию или районный отдел по чрезвычайным ситуациям. Впоследствии уполномоченные лица с участием представителей министерств лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также специалиста государственной ветеринарной службы (если животное больное или погибшее) составляют акт.

Продукция, полученная от добычи раненого, травмированного, больного или погибшего охотничьего животного, является собственно­стью пользователя охотничьих угодий и после ее оформления может быть использована только им. Он волен продать ее, пустить на корм животным и т.д.

Запрещая самовольно присваивать раненых, травмированных, больных или погибших диких животных, государство охраняет не только свои интересы. Одновременно проявляет заботу о здоровье людей, которые при употреблении таких животных рискуют получить опасные заболевания. Кроме того, до появления в Уголовном кодексе указанной выше статьи, законодательным пробелом широко пользовались браконьеры. Тайком истребляя братьев наших меньших, они сразу не трогали добычу. Сначала прятали орудия охоты, а затем открыто транспортировали дичь, выдавая за случайно обнаруженную либо купленную у незнакомых лиц. Мол, добыча — не их рук дело, а подбирать или покупать мертвых представителей фауны не запрещено.

Незнание закона не освобождает от ответственности

Несмотря на то, что теперь незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных чреваты судимостью со всеми вытекающими последствиями, не всех это останавливает. Соблазн разжиться дармовой или фактически дармовой дичью оказывается выше здравого смысла. В Гродненской области по статье 282-1 Уголовного кодекса возбуждено уже семь уголовных дел. Преступления совершались в Дятловском, Гродненском, Слонимском и Ошмянском районах.

Так, в Дятловском районе пошли под суд два охотника, которые, имея на руках охотничью путевку и разрешение на добычу кабана, попутно пристрелили косулю. Пытаясь оправдаться перед задержавшими их сотрудниками милиции и инспекторами охраны животного и растительного мира, они уверяли, что только подобрали либо больное, либо раненное кем-то иным животное. Якобы косуля еле брела по лесу в силу своей ущербности, а потом и вовсе отдала концы прямо у них на глазах. Решив, что добру пропадать негоже, подобрали парнокопытное. Когда же верткие типы узнали, что такие действия тоже противозаконны, один из них признался, что стрелял в косулю. В результате обоим, помимо уголовного наказания, придется возместить еще и причиненный ущерб. За косулю они выложат 18 миллионов рублей.

Необдуманный поступок совершил и житель столицы. Возвращаясь на машине из Слонима, остановился на трассе. В этот момент рядом нарисовался незнакомый тип. Он сходу предложил купить мясо кабана за два миллиона рублей. Мол, дичь отменного качества, нес ее под заказ, да вот только покупатель подвел, не приехав на встречу Поэтому и продает.

Минчанин сначала отверг заманчивое предложение, да и с собой имел только стодолларовые купюры. Тогда торгаш махнул рукой и сказал, что отдаст дешевле. На том и порешили. Незнакомец мигом притянул откуда-то три пластмассовых контейнера с разрубленной на куски кабаниной. Видимо на радостях, передал мясо прямо с тарой. Кроме того, в довесок бесплатно отдал столичному покупателю три вываренных черепа косули. Рассчитавшись соткой баксов, довольный собой минчанин уже мысленно представлял блюда, которые приготовит из дичи. И здесь его тормознули стражи дорог. Перевозимый нелегальный груз обернулся уголовным делом. Приговор суда нарушителю закона — штраф в размере 36 миллионов рублей.

Что у него впереди, не понаслышке знает нарушитель из Гродно, как и два жителя Гродненского района. За аналогичные преступления они уже понесли наказание. Вывезенные из леса косули обошлись дорого. Помимо возмещения ущерба в размере свыше 21 миллиона, житель облцентра по приговору суда заплатил еще и штраф в размере 45 миллионов рублей. Кроме того, у него конфискован в доход государства автомобиль, признанный орудием совершения преступления. К аналогичному штрафу суд приговорил и двух приятелей из Гродненского района, возместивших помимо этого ущерб в размере 18 миллионов рублей.

В общем, нарушать закон — себе дороже. Причем во всех смыслах.

Статья 282-1 ук рб

Брагинская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира напоминает, что с 17 ноября 2014 года вступили в силу новые редакции статей Уголовного кодекса Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за незаконные охоту и рыболовство.

Чтобы повысить ответственность за незаконную охоту все части соответствующей статьи УК РБ дополнены формулировкой «с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» (например, быть охотником).

В УК РБ введена дополнительная статья (282-1), предусматривающая санкции за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, в том числе погибших, или их частей. Так, например, транспортировка или разделка мяса копытных (косули, кабана, оленя, лося) теперь является основанием для возбуждения уголовного дела.

Если раньше задержанные с продукцией охоты злоумышленники зачастую утверждали, что нашли мясо в лесу, отрицая сам факт незаконной охоты. И если доказать обратное не представлялось возможным, нарушителей привлекали всего лишь по административной статье. Максимальный штраф при этом составлял 30 базовых величин. Сейчас же им грозит наказание до трех лет лишения свободы.

Напоминаем, что граждане при проведении охоты должны иметь при себе:

— действительное государственное удостоверение на право охоты;
— охотничью путевку или разрешение на добычу охотничьего животного и -охотничью путевку к нему, выданные этим гражданам (либо они должны быть записаны в охотничьей путевке к разрешению на добычу охотничьего животного, находящейся у руководителя охоты);
— разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия при охоте с личным оружием либо разрешение на ношение охотничьего оружия и боеприпасов к нему, полученных во временное пользование на время охоты у пользователя охотничьих угодий в порядке, установленном Министерством лесного хозяйства и Министерством внутренних дел, при охоте с их использованием;
— регистрационные документы на охотничьих собак и (или) ловчих птиц (при охоте с их использованием), выданные республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское общество охотников и рыболовов» в порядке, определенном законодательством об административных процедурах.

Согласно пункту 145 «Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты» перемещение (транспортировка) охотничьих животных нормируемых видов, в том числе погибших (или их частей), осуществляется на основании оторванного от закрытого разрешения на добычу охотничьего животного талона на провоз продукции охоты, в котором заполнены все реквизиты, либо на основании акта, составленного в случаях, предусмотренных в пунктах 139, 148 настоящих Правил. Перемещение (транспортировка) и разделка диких животных, в том числе погибших (или их частей), без документов, предусмотренных актами законодательства, запрещается.

Не подбирать, а сообщать

Госинспекторы Светлогорской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира в сотрудничестве с милицией и охотпользователями выявили факт незаконной транспортировки диких животных.

В Октябрьском районе экипаж ГАИ решил остановить для проверки автомобиль «Фольксваген Транспортер». Водитель повел себя импульсивно: сначала прибавил скорости, а потом всё же остановился и… выбросил из кузова тушу дикого кабана. Мужчина, оказавшийся жителем Глуска, делал вид, что не имеет к животному никакого отношения, пока не узнал, что его действия зафиксированы видеорегистратором.

Прибывшие на место госинспекторы Светлогорской МРИ установили, что водитель подобрал дикого кабана на автодороге Октябрьский — Речица, животное было сбито в ДТП. Однако на туше имелся еще и ножевой порез в области шеи, а у задержанного в машине как раз оказался нож, который отправили на экспертизу. Октябрьский РОСК возбудил уголовное дело за незаконную транспортировку дичи. Нарушителя, который все время пытался запутать следствие, поместили в изолятор, сообщает сайт Госинспекции охраны животного и растительного мира.

Смотрите так же:  Пособие по механике и динамике

Редакция «Радзімы» связалась с начальником Светлогорской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Андреем РОЖКОВЫМ, и вот что он пояснил:

— Действительно, факт задержания жителя Глуска, а случилось это около 21 часа 7 декабря, имел место. Теперь мужчине за незаконную транспортировку кабана придется отвечать по закону. В отношении него Октябрьским РОСК возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 282-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных). Санкции этой статьи предусматривают штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет. При этом обязательным условием для назначения такого наказания является причинение ущерба в крупном размере (более 100 базовых величин). В конкретном случае ущерб составил 120 БВ, т. е. 2 760 рублей, которые глусчанину придется заплатить.

Существуют еще и Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, где оговорены правовые основы ведения охотничьего хозяйства, организации и осуществления охоты на территории Республики Беларусь. В частности, там сказано (п. 148 Правил), что при обнаружении в охотничьих угодьях, в том числе на дорогах, раненых, травмированных, больных или погибших диких животных запрещается самовольно добывать их, разделывать или перемещать (транспортировать) их туши или части туш, использовать продукцию (мясо, шкуру, рога и другое), а следует сообщить пользователю охотничьих угодий, в местный отдел МЧС или РОВД, их сотрудники примут необходимые меры для решения проблемы.

Знал глусчанин или не знал, что действует противозаконно, теперь уже не важно. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности. И это один из основных правовых принципов.

Незаконная охота и рыбалка «подорожали». Госинспекция охраны животного и растительного мира о новых штрафах и уголовной ответственности за незаконную рыбалку и охоту

Вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь». Наказывать за правонарушения в сфере охоты и рыболовства теперь будут строже. Как именно и за что – пояснил Александр Драгун, начальник управления анализа и контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Международный опыт

– Александр Николаевич, учитывали ли при разработке изменений и дополнений международный опыт по части природоохранного законодательства?

– У нас установлены международные контакты с Россией, Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией. Постоянно обмениваемся опытом и учитываем те наработки, которые есть в этих странах.

Хотя, что касается ответственности за нарушение природоохранного законодательства, здесь можно сказать, что те же литовцы и россияне учитывают наш опыт.

При подготовке проекта изменений мы исходили из той практики, которая складывается у нас в Беларуси, и тех лазеек, которые использовали нарушители, чтобы уйти от ответственности. И оценивали степень тяжести совершенных правонарушений и меры ответственности, которые были в действующих на тот момент Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях, чтобы сделать ответственность соизмеримой с тяжестью совершенного правонарушения.

В нашей практике были неединичные прецеденты, когда кто-то находил какую-то лазейку, чтобы уйти от ответственности за содеянное. В итоге ответственность была несоизмерима с совершенным правонарушением: за тяжкое правонарушение следовало минимальное наказание в виде штрафа. Все внесенные изменения и дополнения основаны на практике: на тех фактах, которые выявляли инспектора на местах.

Идешь на зайца – пулю оставь дома

– Можете привести пример, чтобы стало понятнее, о каких случаях речь?

– В Уголовный кодекс (УК) вводится статья 282-1, предусматривающая ответственность за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных. В действующей до вступления в силу Закона редакции УК была предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу диких животных, в результате которой был причинен ущерб в крупном или особо крупном размере. Учитывается также и повторное привлечение к ответственности. Как правило, чтобы доказать сам факт добычи, человека надо задержать в лесу непосредственно в момент выстрела.

И вот возьмем случай, когда человек находился в охотничьих угодьях законно, имея разрешительные документы для охоты на пушные виды зверей: например, зайца, лису. В старой редакции Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (новая редакция вступила в силу 26 июня 2014 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. № 551) не запрещалось иметь при себе пулю и картечь.

Были случаи, когда человек, охотясь на зайца, стрелял по животным нормированных видов, права на добычу которых у него не было. И тем самым причинял ущерб в крупном и особо крупном размере. Задерживали его в тот момент, когда животное было уже разделано и вывозилось из охотничьих угодий.

Даже тот факт, что в теле незаконно добытого животного была обнаружена пуля для гладкоствольного ружья, не позволял доказать причастность этого охотника к добыче животного. Как правило, такой охотник объяснял инспектору, что нашел убитое животное, решил, мол, не пропадать же добру, решил разделать и забрать домой. Вместо уголовной ответственности в таком случае наступала только административная, наказание в виде незначительного штрафа.

Сейчас ситуация поменялась: если раньше нарушителю, находящемуся в охотничьих угодьях с продукцией охоты, грозил штраф в размере до 30 базовых величин, то теперь санкцией статьи 282-1 предусмотрена уголовная ответственность за такое правонарушение.

Был еще случай примерно год назад: инспектора задержали мужчину, в багажнике автомобиля которого лежали несколько разделанных туш диких кабанов. Оружия у мужчины при себе не было – добыл кабанов при помощи петель. Задержали правонарушителя в нескольких километрах от места незаконной добычи. Снег еще не выпал, поэтому установить конкретное место оказалось сложно. Правонарушитель утверждал, что купил кабанов у неизвестных граждан в соседней деревне.

При данных обстоятельствах было трудно привлечь его к уголовной ответственности – не удалось доказать факт добычи кабанов именно этим человеком. Сейчас незаконная транспортировка животного (нанесен ущерб в крупном размере –120 базовых величин) влечет уголовную ответственность.

Теперь не придется доказывать, этот охотник добыл это конкретное животное или другой, достаточно будет того, что он транспортирует тушу животного без надлежащих документов.

Нововведение не позволит недобропорядочным гражданам, которые раньше имели возможность уйти от уголовной ответственности, избежать наказания. И в Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты введен запрет на ношение пули и картечи, если разрешительные документы на охоту не предусматривают их использования.

– Сколько нарушений Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты было выявлено за отчетный период, и что говорит статистика о нововведениях: оправдывают ли себя принятые меры?

– В 2014 году с 1 января по 28 сентября было выявлено 824 нарушения Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, а также нарушения Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства – 3866. У нарушителей изъято 267 единиц огнестрельного оружия, в том числе не зарегистрированного – 93 единицы. Также изъято 9 электроловильных установок, 4242 сети общей длиной 183 км, прочих орудий рыболовства (ловушки, бредни, топтухи, подъемные сети и т.п.) – 4017.

Возросло количество выявляемых правонарушений за незаконное ношение пули и картечи. То есть изменения в Правилах оказались оправданными. Такие случаи происходят нередко: попавшись инспекторам, охотники пытаются сбежать, выбросить незаконные боеприпасы, оказать сопротивление сотрудникам инспекции.

Незаконная охота и рыбалка «подорожали»

– В соответствии с новым Законом изменен размер ущерба, который признается крупным и особо крупным. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– В старой редакции статьи 281 УК (ответственность за незаконную добычу рыбы или других водных животных) крупным считался ущерб в размере 40 базовых величин и выше, особо крупным – 100 базовых величин и выше.

В связи с увеличением в среднем в три раза размера такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения объектов животного мира, за те деяния, которые раньше предполагали административную ответственность, теперь следует уголовная ответственность.

Для примера: для лося, оленя размер таксы составлял 95 базовых величин, теперь – 300 базовых; за косулю, кабана такса была 60 базовых величин, стала 120. Таксы для рыбы тоже изменились в среднем в три раза: для леща была 1 базовая величина, теперь 3 базовых и т.п.

Смотрите так же:  Гк рф доверенность форма

Чтобы наказание было соразмерно содеянному, в новой редакции статьи 281 УК минимальный порог ущерба увеличен и составляет 100 базовых величин – крупный ущерб, 250 базовых величин – особо крупный ущерб. Причинившего ущерб в таком размере рыболова ждет уголовная ответственность.

Это не касается части 1 статьи 281, ответственность по которой наступает только при наличии административной преюдиции, то есть совершения административного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Такие случаи в нашей практике тоже не редкость: некоторые рыболовы-нарушители снова попадаются даже в течение нескольких месяцев после предыдущего взыскания.

– Наказывать за незаконную охоту теперь тоже будут строже?

– Уголовную ответственность за незаконную охоту предусматривает статья 282 УК. В старой редакции уголовного законодательства не было предусмотрено лишение специального права (права на охоту).

Было так: если гражданина задерживали за незаконную охоту и привлекали к ответственности по части 1 статьи 15.37 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), лишение права охоты было предусмотрено на срок до 3 лет – о конкретном сроке выносил решение суд. В статье же 282 УК лишение специального права за незаконную охоту напрямую предусмотрено не было. Возникали отдельные случаи, когда гражданина осудили за незаконную охоту, приговор вступил в законную силу, но при этом человек не был лишен права охоты.

Коллизия правовых норм: за незаконную охоту как административное правонарушение лишали права охоты, а за уголовное правонарушение суд имел право применить лишение специального права в качестве дополнительной меры, но, как правило, этого не происходило. Теперь это разногласие устранено.

Ловись, рыбка, большая и маленькая – только законно

– В Кодекс об административных правонарушениях тоже внесены изменения: в новой редакции изложены статьи 15.35 и 15.37 КоАП. Что это означает для рыбаков?

– В статьи 15.35 и 15.37 КоАП (предусматривают ответственность за нарушение Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства) введена новая часть и увеличен размер ответственности.

Раньше за незаконную добычу рыбы наименьшим было наказание от 10 до 50 базовых величин, теперь минимальный порог увеличен: за незаконную рыбалку придется заплатить штраф от 20 базовых. Установлена также ответственность за нахождение в рыболовных угодьях либо на прилегающей к ним территории на расстоянии до 1 километра от береговой линии с запрещенными орудиями рыболовства или рыбой, лов которой в данное время и в данном месте запрещен либо вес которой превышает установленные нормы, без документов, подтверждающих законность ее приобретения.

Зачастую инспектора работают на опережение и задерживают нарушителей в тот момент, когда они еще только готовятся к совершению правонарушения. Например, рыбак ехал к водоему, а в автомобиле у него запрещенные орудия рыболовства (скажем, сети). Очевидно, что человек не отдыхать ехал с этими сетями. В прежней редакции КоАП в такой ситуации правонарушитель мог отделаться предупреждением, признав свою вину.

Теперь ответственность за такие правонарушения выделена в отдельную часть статьи 15.35, подобное правонарушение будет влечь наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин.

– А как быть в ситуации, если гражданин, предположим, купил рыбу у рыбака прямо на берегу и никаких подтверждающих документов предъявить остановившему его инспектору не может?

– Гражданин, приобретая рыбу у кого-то, должен понимать: если этот человек не выпишет подтверждающих документов, а вес рыбы будет превышать 5 килограммов (установленную норму), он совершает административное правонарушение.

Если приобретаешь рыбу, должен получить и документ, подтверждающий факт приобретения. Для торговли есть установленный порядок. И оправдание что, мол, купил у того-то и того-то, не сработает – должен предъявить подтверждающий документ (чек, квитанцию об оплате, отрывной талон). А если рыбак, у которого хотите купить рыбу, не может выдать такой документ, лучше отказаться от покупки.

Кроме того, рыба – скоропортящийся товар, и введенная норма направлена и на то, чтобы граждане не покупали с рук продукцию, качество которой не подтверждено ветеринарным сертификатом. Рыба часто заражена паразитами и может представлять опасность для здоровья.

– Вы упоминали, что охотники, порой, пытаются оправдаться: нашел мертвого зверя, а не убил. Но ведь и человек, задержанный с мешком рыбы, может заявить, что просто нашел его на берегу.

– Бывали такие случаи, когда задерживали гражданина с мешком рыбы, но орудий рыболовства при нем не было. На рыбе при этом можно было заметить характерные признаки того, что она добыта сетями. В рамках административного процесса устанавливали обстоятельства произошедшего, искали свидетелей. Но если орудия рыболовства нет, сложно доказать, что именно этот гражданин незаконно выловил рыбу, с которой его задержали.

Каждый должен понимать: если ты нашел мешок рыбы и транспортируешь, за такое правонарушение предусмотрена административная ответственность. А за транспортировку рыбы в особо крупном размере наступает не административная, а уголовная ответственность.

Помогать раненым диким животным должны специалисты

– Какие еще нюансы обновленного законодательства должны учитывать граждане?

– Отмечу, что внесены изменения в Правила отлова диких животных. Это касается, в частности, порядка действий в случае, если гражданин обнаружит больное, раненое или травмированное дикое животное. Хочу предостеречь: ни в коем случае не надо таких животных загружать к себе в автомобиль. В противном случае продиктованное даже благими намерениями деяние можно квалифицировать как административное или уголовное правонарушение.

Нашли вы, скажем, на дороге раненую косулю. Правильный порядок действий таков: сообщить об этом органы внутренних дел или подразделение МЧС, которые передадут эту информацию в районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды, пользователю охотничьих угодий. Будет создана специальная комиссия, которая выедет на место, составит соответствующий акт, и только после этого можно транспортировать животное.

Ни в коем случае не надо, даже руководствуясь гуманными побуждениями, пытаться спасти животное. Были такие случаи, когда грибники обнаруживали в лесу умирающее животное. Не специалисту трудно понять, по какой причине оно находится в таком состоянии. Возможно, это просто естественная смерть или травма, полученная по естественным причинам.

Отдельные виды животных в брачный период сражаются между собой, могут получить травмы и даже от них погибнуть. Такие случаи нередки. К примеру, в заказнике «Налибокский» однажды нашли мертвого зубра. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате травмы, не совместимой с жизнью: другой зубр нанес удар во время брачного периода.

Грибник же, в аналогичной ситуации, случайно обнаружив такого зубра, может посчитать, что животное больное, и попытаться оказать какую-то помощь.

Безусловно, если помощь раненому зверю будет оказана ветеринарами, животное, вероятно, удастся спасти. Но дать правильную оценку его состоянию может только специалист. Если животное умирает от старости или от травмы, нанесенной другим животным, это естественный процесс, в который не стоит вмешиваться.

Неправильно оказанная помощь может привести к еще более тяжким последствиям, как для животного, так и для человека. Вот подберет человек раненую косулю, а что он будет с ней делать: куда повезет, как разместит в машине? А если животное по дороге умрет, как докажет инспектору, что не браконьер и только хотел помочь?

– Планируется ли развиваться законодательство в сфере охоты и рыболовства в дальнейшем?

– На данный момент все нюансы во внесенных изменениях учтены. Конечно, законодательство совершенствуется и не стоит на месте. Например, в Литве есть хорошая норма, которую можно рассматривать на перспективу для Беларуси.

Так, в Беларуси предусмотрена уголовная ответственность за добычу рыбы с помощью электроловильных установок. А за хранение и транспортировку предусмотрена только административная ответственность. В Литве же даже за транспортировку и хранение электроловильного устройства предусмотрена уголовная ответственность. Суть в том, что электроловильная установка – это такое специфическое средство, которую гражданин хранить дома просто так, не имея намерения использовать, не станет.

Также в Литве за транспортировку электроловильных установок или незаконно добытых охотничьих животных предусматривается обязательная конфискация транспортного средства.

Пока эта практика изучается, говорить о планах по ее внедрению в белорусское законодательство преждевременно. Сейчас необходимо оценить, насколько действенными окажутся уже внесенные изменения. Если они будут достаточными, ужесточать законодательство никакого смысла не будет. Одним лишь ужесточением законодательства не всегда можно добиться положительных результатов. На данном этапе уже принятые изменения вполне адекватны сложившейся ситуации.