Увольнение по собственность

Увольнение при смене собственника

Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение при смене собственника (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Увольнение при смене собственника

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Увольнение при смене собственника

Формы документов: Увольнение при смене собственника

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Заявление на увольнение/прием при смене формы собственности

Добрый день. Наше предприятие меняет форму собственности с частной на унитарное государственное, предприятие раньше принадлежало другому государству. Предлагают написать заявление на увольнение по-собственному желанию и заявление о приеме на работу на новое предприятие. Это единственно возможное решение? Но на работе бывает всякое и личные отношения никто не отменял. Как правильно оформить эту ситуацию, чтобы не потерять работу «по-собственному желанию»?

23 Декабря 2014, 12:03 Дарья, п. Ялта

Ответы юристов (2)

Согласно ст. 75 ТК РФ:

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Я бы не рекомендовала Вам писать заявление по собственному желанию, т.к. принять в новую организацию Вас не обязаны.

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Поэтому у вас нет необходимости писать заявление по собственному желанию

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнения, связанные со сменой собственника имущества организации

Автор: Наталия Пластинина

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) среди прочих оснований для увольнения работников по инициативе работодателя предусматривает и такое основание, как увольнение в связи со сменой собственника имущества организации (п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Однако данное основание очень часто вызывает не только вопросы в части его законного применения, но и реальные споры с работниками, уволенными по данному основанию. Давайте разберемся, в чем же основные ошибки при увольнении по названному основанию, и когда, точнее при каких обстоятельствах, применение данного основания будет законным.

1. Основание подлежит применению ТОЛЬКО в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера.

Об этом прямо указано в скобках текста пункта 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Подробные разъяснения по порядку применения вышеуказанного основания для увольнения даны в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2).

До сих пор встречается ошибка в применении основания для увольнения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, состоящая в том, что увольнению по названному основанию подвергаются работники, не относящиеся по должности к перечисленным в указанной норме.

Пример из практики: Работники были уволены в связи со сменой собственника имущества организации, но не согласились с основанием увольнения и обратились в суд за защитой нарушенного права с иском о признании приказов об увольнении незаконными, изменении формулировки увольнения. Суд установил, что истец К. работал у ответчика по совместительству на должности коммерческого директора, истец М. – в должности фармацевта, истец Ф. — в должности провизора, истец Б. — в должности заведующего аптекой. Поскольку увольнение по указанному основанию допустимо лишь в отношении руководителя, его заместителей и главного бухгалтера, а истцы не занимали указанных должностей, суд признал увольнения незаконными и изменил формулировки оснований увольнения с п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на увольнения по собственному желанию согласно заявленным истцами требований (апелляционное определение Московского городского суда от 12.01.2015 № 33-175/15)1.

2. Основание может быть применено ТОЛЬКО в случае смены собственника имущества организации в целом.

Руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер не могут быть уволены по данному основанию при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации (см. разъяснения в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2).

Важно! Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац п. 2 ст. 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 66 и пунктом 3 статьи 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники в силу абзаца второго пункта 2 статьи 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц (например, участвовать в управлении делами товарищества или общества, принимать участие в распределении прибыли), изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора по пункту 4 части первой статьи 81 ТК РФ с лицами, перечисленными в этой норме, так как в этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество и смены собственника имущества не происходит (см. соответствующие разъяснения п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2).

Таким образом, изменение состава участников ООО или акционеров в акционерном обществе не может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с лицами, перечисленными в этой норме, так как в этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество и смены собственника имущества не происходит.

Однако ошибочность толкования понятия смены собственника вразрез с вышеуказанными разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ чрезвычайно «популярна» у работодателей, решивших применить рассматриваемое основание для увольнения. В связи с неправильным его применением увольнение работника в случае спора признается незаконным.

Пример из практики: Истец К. обратился с иском к ФГУП о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, указав, что был уволен по п. 4 ст. 81 ТК РФ в связи со сменой собственника имущества. Считал, что смены собственника имущества предприятия не было, а имело место изменение подчиненности. Изучив материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу, что имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП, находилось и находится в собственности Российской Федерации, изменение подведомственности (подчиненности) организации не свидетельствует о смене собственника имущества и не может служить основанием для прекращения трудового договора с истцом по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Требования уволенного работника были удовлетворены (апелляционное определение Липецкого областного суда от 28.07.2014 № 33-1979/2014г.)2.

3. Уволить по данному основанию можно только в течение трех месяцев

Согласно части 1 ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

При применении основания увольнения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ многие работодатели «забывают» об указанном ограниченном сроке, допуская увольнение работников из числа вышеуказанных лиц позднее трехмесячного срока со дня возникновения права собственности у нового собственника.

Пример из практики: директор предприятия обратился в суд с иском к работодателю о восстановлении на работе, считая увольнение незаконным в связи с нарушением сроков для принятия решения о расторжении трудового договора с ним. Из материалов дела следовало, что истец был принят в МУП на должность директора. Трудовой договор с истцом был прекращен в соответствии со ст. 75 ТК РФ.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований истца в части восстановления на работе, суд исходил из того, что ответчиком пропущен трехмесячный срок на увольнение руководителя организации при смене собственника организации, предусмотренный ст. 75 ТК РФ. Данный срок не может исчисляться с момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Трудовые права и обязанности работодателя перешли к новому собственнику не с момента государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество предприятия, а с момента внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и передачи имущества от прежнего собственника — МО г. Набережные Челны к новому — Республика Татарстан. При данных обстоятельствах на день увольнения трехмесячный срок, предоставленный работодателю для увольнения руководителя организации ст. 75 ТК РФ, истек, что и послужило причиной признания судом увольнения истца незаконным (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 по делу № 7376/2013)3.

4. Нельзя уволить работника по данному основанию в период его отпуска или болезни

Смотрите так же:  Как написать договор аренды гаража

Рассматриваемое основание увольнения является увольнением по инициативе работодателя, в связи с чем действуют ограничения, установленные ТК РФ для таких увольнений. Так, например, ч. 6 ст. 81 ТК РФ запрещает увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

А ст. 261 ТК РФ запрещает расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Многие работодатели игнорируют подобные запреты или ошибочно относят рассматриваемое основание увольнения к общим основаниям и производят увольнение работника вопреки указанным запретам. В случае спора с работником, вытекающим из увольнения по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, при указанных обстоятельствах суд признает увольнение произведенным с нарушением закона, то есть незаконным.

Пример из практики: увольнение работника по инициативе работодателя в связи со сменой собственника имущества организации было произведено в период временной нетрудоспособности работника, о чем представителям нанимателя было известно. Суд признал это свидетельством нарушения работодателем положений части 6 статьи 81 ТК РФ. Признав увольнение истца незаконным, суд правомерно в соответствии со ст. 394 ТК РФ восстановил истца на прежней работе (апелляционное определение Липецкого областного суда от 28.07.2014 № 33-1979/2014г.)4.

5. С иными работниками при смене собственника организации расторгнуть трудовой договор можно, но по ДРУГИМ основаниям

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации (ч. 2 ст. 75 ТК РФ).

Однако закон позволяет сделать это по иным, предусмотренным ТК РФ, основаниям. При этом данное основание может быть как из разряда оснований увольнения по инициативе работодателя, так и из общих оснований.

Так, например, самым «популярным» основанием для расторжения трудовых договоров с работниками предприятия, избираемым новым собственником, является сокращение штата. При этом работодателю требуется:

— иметь обоснование решения о сокращении численности или штата работников и соответствующее оформление данного решения,

— проводить реальные мероприятия по сокращению штата, а не увольнять неугодных под основанием сокращения штата, делая данное основание формальным,

— соблюсти общие требования к процедуре сокращения штата, предоставив работникам гарантии, установленные ст. 179-180 ТК РФ,

— выплатить работникам выходные пособия в соответствии с положениями части 1 и 2 ст. 178 ТК РФ,

— соблюдать ограничения и запреты, установленные для увольнений по инициативе работодателя частью 6 ст. 81 ТК РФ и частями 1 и 4 ст. 261 ТК РФ.

Следует также иметь в виду, что при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности (ч. 4 ст. 75 ТК РФ). При этом увольнение должно быть произведено уже новым собственником.

Другим не менее популярным является основание, предусмотренное п. 6 части 1 ст. 77 ТК РФ — отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 ТК РФ).

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения по инициативе работодателя.

При отказе работника от продолжения работы в указанных случаях, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 ТК РФ (части 5-6 ст. 75 ТК РФ). Обратите внимание: это основание относится к общим снованиям увольнения! Учитывая дословное толкование основания увольнения, отказ работника должен быть четким, однозначным и понятным, что может быть выражено только в виде письменного заявления работника об отказе от продолжения трудовых отношений с новым собственником имущества организации. Соответственно у работодателя появится и основание издать соответствующий приказ об увольнении по вышеназванному основанию, следующий, как правило, сразу же после получения указанного заявления работника, так как никакие сроки получения заявлений от работника, реагирования на них работодателем при применении данного основания увольнения законом не установлены.

Общими ошибками работодателей при применении вышеуказанных оснований являются:

— несоблюдение процедур увольнения по избранным основаниям,

— отсутствие факта наличия избранного основания (отсутствие реально проводимых процедур сокращения штата или отсутствие отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации),

— преждевременное увольнение работников (например, сокращение численности или штата работников до государственной регистрации перехода права собственности к новому собственнику организации),

— отсутствие смены собственника (неправильное толкование норм права и фактических обстоятельств перемен в организации),

— нарушение общих запретов и ограничений при увольнении по сокращению численности или штата, по инициативе работодателя.

Пример из практики: работница оспаривала в суде свое увольнение по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, настаивая на том, что работать в связи с реорганизацией организации не отказывалась, а требовала оставить ее на прежних условиях ее трудового договора. Суд установил, что в связи с реорганизацией работодателя со всеми сотрудниками были заключены новые трудовые договоры. Истица была уведомлена о необходимости перезаключить трудовой договор с действующим учреждением для продолжения работы. Ей было предложено продолжить работу по срочному договору в связи с пенсионным возрастом. Истица отказалась подписывать срочный трудовой договор на условиях работодателя, и работодатель уволил ее по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, рассматривая ее отказ от подписания нового трудового договора равносильным отказу от продолжения работы.

Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истица, будучи уволенной в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, от работы в должности завхоза не отказывалась, а иные основания для увольнения работодателем указаны не были. Суд отметил, что согласно ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, если они согласны работать в новых условиях. Следовательно, при реорганизации сохраняет силу трудовой договор (ст. 56 ТК РФ) истицы с обусловленной трудовой функцией. Судом правомерно были признаны необоснованными доводы ответчика об отказе истицы от продолжения работы в связи с реорганизацией организации. Истица была восстановлена в должности (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 11.12.2014 по делу № 33-17042/2014)5.

Кроме того, не следует забывать и о наличии иных, предусмотренных соответствующими нормами ТК РФ, оснований для увольнения работников. Однако в большинстве своем они уже никак не связаны со сменой собственника организации, а являются отдельными, самостоятельными основаниями.

Основание для увольнения, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, — очень «коварное». При его применении очень часты ошибки, вызванные как неправильным толкованием норм права, фактических обстоятельств изменений в организации, так и неправильными действиями руководства организации.

Практика показывает, что реальных случаев возникновения основания для увольнения руководителя, его заместителя и главного бухгалтера, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, не так много.

При смене собственника имущества организации, а равно при изменении подведомственности и реорганизации работники, не относящиеся к перечисленным в п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, могут быть уволены, но по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или по иным реально возникшим (а не подтасованным новым собственником) основаниям.

Кроме того, нелишним будет помнить, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя (см. разъяснения п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Увольнение с военной службы без жилья

Я военнослужащий, увольняюсь по окончанию контракта, выслуга более 20 календарных лет, признан нуждающимся в жилье, живу с семьей в закрытом городке в служебной квартире, которая дана мне на все время прохождения военной службы. Могут ли меня уволить либо исключить из списков части без обеспечения жильем по избранному месту жительства и какие нормативно-правовые акты это регламентируют?

Ответы юристов (17)

Согласно Закона «О статусе военнослужащих»

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

[Закон «О статусе военнослужащих»] [Глава II] [Статья 23]

1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Т.е. Вас не могут уволить без Вашего согласия пока Вам либо не предоставят квартиру в собственность, либо денежную субсидию на приобретение жилья.

Есть вопрос к юристу?

О невозможности увольнения со службы так же подтверждается Положением
о порядке прохождения военной службы
(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Смотрите так же:  Заявление о выплате пособия в 1с зуп

Судебная практика так же находится на стороне военнослужащих.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года №9

О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих

22. При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Поэтому особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, распространяются на указанное жилье.

Улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

23. Исключен постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. №6.

24. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») они по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы.

25. В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия – равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.
В том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный «Положением о порядке прохождения военной службы» порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, должно приниматься решение не об отмене приказа об увольнении с военной службы, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.

В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмотрены след.случаи, когда Вас не могут уволить без Вашего согласия пока Вам не предоставлена квартира

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищныхусловий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Так как у Вас окончание контракта, то уволить Вас могут.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2014)«О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

Однако с очереди нуждающегося Вас не имеют право снять

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Олег, добрый день.

Вас не смогут уволить без предоставления жилья.

Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237
«Вопросы прохождения военной службы»

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого
составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по
нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть
уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на
военной службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого
помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого
помещения по нормам жилищного законодательства.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по
месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и
обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

В подтверждение выше сказанному.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по
месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.

При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по
установленным нормам по последнему месту военной службы.

Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.

Да упустил ВАЖНЫЙ момент так как у Вас окончание контракта то уволить могут, но Вы останетесь в очереди на улучшении жилищных условий.

Вас не могут уволить если основанием является достижении предельного возраста пребывания на военной службе

Добрый день. Да, могут, так как:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Смотрите так же:  3 дня к отпуску за стаж работы

Так как Вы увольняетесь по окончанию контракта, то Вы можете быть уволены.

НО, Вы не будете исключены из реестра нуждающихся в жилье

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Увольнение по собственность

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Разъяснения Верховного Суда РФ об увольнении по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Судам необходимо иметь в виду, что увольнение по пункту 4 части первой статьи 81 Кодекса в связи со сменой собственника имущества организации допустимо лишь в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера.

При этом следует учитывать, что расторжение трудового договора по названному основанию возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Указанные лица не могут быть уволены по пункту 4 части первой статьи 81 Кодекса при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации.

Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статья 217 ГК РФ ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац пункта 2 статьи 235 ГК РФ ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 66 и пунктом 3 статьи 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники в силу абзаца второго пункта 2 статьи 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц (например, участвовать в управлении делами товарищества или общества, принимать участие в распределении прибыли), изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора по пункту 4 части первой статьи 81 ТК РФ с лицами, перечисленными в этой норме, так как в этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество и смены собственника имущества не происходит (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»)

Определения Конституционного Суда РФ

Введение для главных бухгалтеров дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между различными категориями работников.

Правовой статус главного бухгалтера (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности: он несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств; его требования по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации (пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Введение для главных бухгалтеров дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между различными категориями работников. В случае расторжения трудового договора с главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации ему выплачивается компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков (статья 181 Трудового кодекса Российской Федерации) ( Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 699-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бачаловой Марьям Умаровны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 75 и пунктом 4 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»)

П. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ об увольнении в случае смены собственника имущества организации не противоречит Конституции

..Законодатель вправе устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся прекращения с ними трудовых отношений, если эти различия являются оправданными и обоснованными, соответствуют конституционно значимым целям (Постановление от 15 марта 2005 года N 3-П, Определение от 3 октября 2002 года N 233-О).

Введение для такой категории работников, как заместитель руководителя организации, дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как установление необоснованной дифференциации между различными категориями работников. Кроме того, в случае расторжения трудового договора с заместителем руководителя организации в связи со сменой собственника имущества организации ему выплачивается компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков (статья 181 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемое заявительницей законоположение не может рассматриваться как нарушающее ее конституционные права (Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 1913-О)

Судебная практика увольнения по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

1. Приватизацию государственного или муниципального имущества в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует рассматривать как смену собственника имущества организации применительно к п. 4 ст. 81 ТК РФ

Удовлетворяя исковые требования И-на, суд исходил из отсутствия оснований для его увольнения по п. 4 ст. 81 ТК РФ , поскольку смены собственника имущества организации не произошло. По мнению суда, в данном случае имело место преобразование предприятия, в ходе которого сменилась организационно-правовая форма, а не форма собственности. Все акции преобразованного предприятия находятся в собственности РФ.

Вывод суда об отсутствии смены собственника имущества организации основан на неправильном толковании закона. Как было установлено судом, в 2008 г. произошла приватизация ФГУП «N» путем преобразования в открытое акционерное общество.

Пункт второй ст. 2 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает в качестве одного из способов приватизации передачу в государственную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Исходя из положений п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 11 указанного Закона единственным способом приватизации ФГУП «N» являлось преобразование в открытое акционерное общество. Поскольку имущество, закрепленное за ФГУП на праве хозяйственного ведения, является собственностью Российской Федерации, при преобразовании предприятия в ОАО уставный капитал оплачивается исключительно за счет имущества, принадлежащего Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 25 ФЗ «Об акционерных обществах» при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Поэтому при преобразовании ФГУП в ОАО все акции общества размещаются среди его единственного учредителя — Российской Федерации. Несмотря на то, что 100% акций акционерного общества перешли в собственность Российской Федерации, имущество, внесенное в уставный капитал ОАО, является собственностью данного общества, что следует из положений п. 1 ст. 66 и п. 3 ст. 213 ГК РФ.

Таким образом, приватизацию государственного или муниципального имущества в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует рассматривать как смену собственника имущества организации применительно к п. 4 ст. 81 ТК РФ .

То обстоятельство, что не все имущество ФГУП вошло в уставный капитал ОАО, не означает отсутствие смены собственника, поскольку это обусловлено специальным режимом этого имущества и целями его использования. Исходя из положений п. 2 ст. 14 и ст. 30 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не все виды имущества подлежат приватизации в составе имущественного комплекса предприятия. (определение N 33-6114 от 13.11.2008, извлечение; «Обзор кассационной и надзорной практики Пермского краевого суда по гражданским делам за второе полугодие 2008 года» (утв. президиумом Пермского краевого суда 27.02.2009)

2. Иск об изменении формулировки основания увольнения с п. 4 ст. 81 ТК РФ на п. 2 ст. 278 ТК РФ и взыскании компенсации, причитающейся при увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ удовлетврен частично. В случае признания увольнения незаконным, принимается решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула

Истице в силу ст. 279 ТК РФ при ее увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ причитается к выплате компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка.

В то же время, определяя конкретный размер указанной компенсации, суд не учел положения ст.139 ТК РФ , согласно которой при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

При разрешении спора в этой части, суд, определяя размер компенсации, исходил из размера среднемесячного заработка истицы, установленного из расчета заработной платы за 5 месяцев предшествовавших увольнению.

Также нельзя признать законным и решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании денежных средств, причитающихся истице за время вынужденного прогула ( Обобщение (обзор) практики рассмотрения районными судами Новгородской области дел по трудовым спорам за 2007год).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики : Увольнение работника по статье 81 ТК РФ по инициативе работодателя . Судебная практика