Внешнеторговые льготы

Тема 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СЭЗ)

2. Льготы и фазы жизненного цикла СЭЗ

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

Выделяют 4 группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и помещениями, льготных кредитов.

4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным фактором притока капитала. Более существенны такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур.

ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЭЗ:

1 стадия – внедрение, становление. Происходит выбор территории будущей зоны, разработка концепции ее функционирования, подготовка законодательных актов, создание промышленной инфраструктуры.

2 стадия – рост. Для этой стадии характерно налаживание промышленного производства из импортных материалов и полуфабрикатов, активное привлечение иностранного капитала и технологий, специализация на выпуске отдельных товаров.

3 стадия – зрелость. Производство массовой потребительской продукции, постепенное увеличение доли местного компонента в экспортной продукции, диверсификация производства и расширение рынков сбыта товаров.

4 стадия – спад, упадок. На этой стадии характерны или выравнивание условий деятельности для инвесторов по всей территории страны, или перепрофилирование зоны на выпуск наукоемкой продукции и трансформация ее в технопарк.

Внешнеторговые льготы

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ

В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются не­отъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономическо­го роста за счет активизации международного товарооборота, моби­лизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углуб­ления интеграционных экономических процессов.

СЭЗ — это часть национального экономического пространства с особым режимом, где используется система льгот и стимулов, не при­меняемых в других частях территории страны.

Специальное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность на территории СЭЗ, охватывает следующие направления:

• имущественные и залоговые отношения (в том числе — касаю­щиеся прав собственности на землю);

• управление свободной зоной.

Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты тру­дового и социального законодательства.

В ОЭЗ выделяют четыре основные группы льгот, которые применяются в различных комбинациях:

1) внешнеторговые льготы — введение особого таможенного тариф­ного режима (снижение или отмена экспортно-импортных по­шлин), а также упрощение порядка осуществления внешнетор­говых операций;

2) налоговые льготы — налоговое стимулирование конкретных ви­дов деятельности или поведения предпринимателей (касается налоговой базы, уровня налоговых ставок, вопросов временно­го или постоянного освобождения от налогообложения);

3) финансовые льготы — различные субсидии (более низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы, кредиты на льготных условиях и т.д.);

4) административные льготы — упрощение процедур регистрации предприятий, а также оказание различных услуг.

Стоит отметить, что в результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

Но льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Не менее важными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструкту­ры, квалификация рабочей силы, а также всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти и . читать далее .

07.06.2011 Россия и торговые льготы Европейского Союза

На основании отчета Центра анализа региональной интеграции при университете Sussex (CARIS), Еврокомиссия предложила Европарламенту в 2014 году изменить систему предоставления льгот при уплате импортных пошлин. Изменения должны коснуться исключения наиболее развитых стран, включая Россию, из списка участников глобальной системы преференций (GSP).

Несмотря на то, что Россией используется только 10% льгот Евросоюза, их отмена будет стоить российским экспортерам в ЕС 2,5% стоимости экспорта. Чтобы сохранить преференции после 2014 года у России будет два варианта вступить в ВТО, которое автоматически восстановит большую часть льгот ЕС, или же подписать с ЕС договор о зоне свободной торговли.

Опубликованные Еврокомиссией 11 мая результаты исследования практики использования торговыми партнерами ЕС внешнеторговых льгот при экспорте своей продукции в Евросоюз, послужили основанием для решения сократить список таких стран со 176 в настоящее время до 80 с 2014 года.

Система преференций во внешней торговле GSP существует с 1971 года как один из режимов снижения торговых барьеров для экспортеров из развивающихся стран. Российские компании были включены в данную систему в начале 90-х годов, что позволило снизить для них таможенные тарифы (практически до полного обнуления) на сложные удобрения, сельскохозяйственную и металлургическую продукцию.

ЕС является крупнейшим торговым партнером РФ по данным Федеральной таможенной службы: по итогам первого квартала 2011 года общий объем экспорта из России в Евросоюз составил в стоимостном выражении $58,3 млрд., что составляет более половины стоимости всего мирового экспорта России ($112,8 млрд.). Согласно отчету CARIS, в основе этого экспорта (60,9%) лежат ископаемые виды топлива, на которые не распространяются импортные пошлины. Кроме этого, Россия экспортирует 55,1% своей кожевенной продукции и 53,3% минерального сырья именно в ЕС.

В целом, по данным аналитиков CARIS, РФ относится к группе стран (наряду с Китаем, Азербайджаном, Республикой Конго и др.), к экспорту которых в ЕС применяет менее 10% своих преференций. Так, в 2009 году общий объем экспорта из РФ в ЕС составил в денежном выражении $160,7 млрд, при этом объем преференций составил 2,5% — $4 млрд.

Еврокомиссия составила список критериев, в соответствии с которыми страны будут лишаться торговых преференций ЕС. Всех участников системы GSP разделили на три категории:

Страны, достигшие высокого дохода либо дохода выше среднего на душу населения, согласно классификации Всемирного банка (к этой категории наряду с Саудовской Аравией и Катаром были отнесены Белоруссия и Россия);

Страны, у которых есть доступ в ЕС по соглашению о свободной торговле или по автономному торговому режиму;

Страны, имеющие альтернативные соглашения о доступе на развитые рынки.

Как пояснил данное предложение еврокомиссар де Гюхт, таможенные тарифы на сегодняшний день находятся на рекордных минимумах, и если Евросоюз предоставляет льготные тарифы в этих условиях, то большинство из них должны быть направлены тем странам, которые действительно в них нуждаются.

Окончательное решение по сокращению числа стран, получающих льготу, еще не принято и будет обсуждаться Европарламентом и Советом министров ЕС, как и планируемый срок введения системы, направленной на «защиту промышленности ЕС от ориентированных на экспорт экономик и использование торговли как инструмента внешней политики».

Российские чиновники уже отметили, что не будут оспаривать планируемое решение. Это автономная мера ЕС, и в случае ее полной или частичной отмены мы должны будем это просто принять к сведению, сообщил представитель Министерства экономического развития.

Российские предприниматели также выразили свою точку зрения на данную тематику. Так, вице-президент одной из крупнейших российских металлургических корпораций, поведал, что отмена преференций с 2014 года для России будет несущественна, «так как по большинству интересующих металлургических позиций импортные пошлины ЕС нулевые или очень низки». По словам топ-менеджера компании-производителя минеральных удобрений, которая поставляет в ЕС до 10% своей продукции, «все российские компании, работающие с ЕС, последние два года уже закладывают в цене возможность отмены льгот». «Изменение торговой европейской политики было давно ожидаемым, поэтому, чтобы не допустить роста цен в случае отмены льготного режима, многие уже балансируют стоимость продукции», отметил собеседник «Коммерсанту».

Существует еще один льготный статус ЕС — MFN (Most Favoured Nation) режим Наиболее Благоприятствуемой Нации, который может распространить свое действие на Россию, после отмены GSP статуса. Этим статусом обмениваются по отношению друг к другу члены Всемирной торговой организации. Кроме того, в конце 2010 года Правительство РФ заявляло о возможности подписания с ЕС режима свободной торговли. Работа над этим вопросом еще будет проводиться.

Смотрите так же:  Выплата пособия за ранние сроки беременности

Виды льгот в СЭЗ

Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

• внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;

• налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

• финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;

• административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

  1. Рассмотреть виды экспансии ТКН
  2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: необходимы ли российской экономике СЭЗ?

Найти и проанализировать производственную деятельность российских ТНК.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

1.3 Цели создания и основные виды льгот

привлечение передовых, по отношению к национальным технологий;

•активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;

•поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных

насыщение внутреннего потребительского рынка;

•повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

•создание современной рыночной инфраструктуры;

•ускоренное развитие депрессивных районов;

•приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства [24].

Обобщая мировой опыт, следует отметить, что любая модель СЭЗ предполагает взаимосвязь с экономическим потенциалом той страны, где она будет функционировать. Деятельность зоны основывается на прочной правовой базе и должна обеспечить: —

динамичное развитие экономики за счет привлечения новых технологий, производственного капитала и передового опыта управления; —

апробацию новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности; —

внедрение в материальное производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок; —

насыщение национального рынка конкурентоспособной продукцией; —

увеличение рабочих мест и сокращение безработицы [94].

Одними из основных признаков СЭЗ являются тесная интеграция в мировое хозяйство и активное привлечение иностранного капитала. Использование выгод ЭГП реализуется, прежде всего, в том, что свободные экономические зоны, как правило, создаются на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, что обеспечивает хорошую связь с мировым рынком.

Цели создания СЭЗ следуют из их названий: зоны свободной торговли создаются в основном для интенсификации внешнеторговых связей, промышленно-производственные зоны — развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, технико- внедренческие — стимулирования развития наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, сервисные — развития сферы услуг.

Это типы СЭЗ с более упрощенными функциями, но довольно часто создаваемым СЭЗ предоставляется режим, позволяющий использовать преимуще- ства зон разных типов. Среди таких комплексных зон в разных странах можно выделить зоны свободного предпринимательства, специальные или особые экономические зоны, территории особого режима [88]. Зачастую различия между такими комплексными СЭЗ проявляются только в терминах, используемых в разных странах, и в конкретных целях их создания, а инструментарий функционирования зон является схожим.

В таблице 1 приведены некоторые отличительные черты СЭЗ основных типов.

Таблица 1 — Основные типы свободных экономических зон [94] Типы Наличие таможенной границы Основные виды льгот Основные регионы / страны распространения Зоны свободной торговли Обязательно Внешнеторговые Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах Промышленно- производствсн- ные В целом не обязательно Внешнеторговые» налоговые, финансовые Юго-Восточная Азия, Лаггонская Америка, Западная Европа, Китай Технико- внедренческие Не обязательно Налоговые, административные Япония, США, Западная Европа, Юго-Восточная Азия Сервисные (оффшорные) Отсутствует Налоговые, финансовые, административные Карибский бассейн, Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Кипр, Гонконг, Бахрейн и др. Основной отличительной чертой особого режима хозяйствования на территории СЭЗ является предоставление предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории зоны, разнообразного набора льгот. Стимулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах осуществляется за счет использования по крайней мере одной из четырех групп льгот (комбинация льгот зависит от типа СЭЗ):

— внешнеторговых льгот, предусматривающих введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций; внешнеторговые льготы — отличительная черта зон свободной торговли, однако используются они и в промышленно-производственных, и технико- внедренческих зонах; ства зон разных типов. Среди таких комплексных зон в разных странах можно выделить зоны свободного предпринимательства, специальные или особые экономические зоны, территории особого режима [88]. Зачастую различия между такими комплексными СЭЗ проявляются только в терминах, используемых в разных странах, и в конкретных целях их создания, а инструментарий функционирования зон является схожим.

В таблице 1 приведены некоторые отличительные черты СЭЗ основных типов.

Таблица 1 — Основные типы свободных экономических зон [94] Типы Наличие таможенной границы Основные виды льгот Основные регионы / страны распространения Зоны свободной торговли Обязательно Внешнеторговые Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах Промышленно- производственные В целом не обязательно Внешнеторговые, налоговые, финансовые Юго-Восточная Азия, Лаггонская Америка, Западная Европа, Китай Технико- внедренческие Не обязательно Налоговые, административные Япония, США, Западная Европа, Юго-Восточная Азия Сервисные (оффшорные) Отсутствует Налоговые, финансовые, административные Карибский бассейн, Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Кипр, Гонконг, Бахрейн и др. Основной отличительной чертой особого режима хозяйствования на территории СЭЗ является предоставление предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории зоны, разнообразного набора льгот. Стимулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах осуществляется за счет использования по крайней мере одной из четырех групп льгот (комбинация льгот зависит от типа СЭЗ):

— внешнеторговых льгот, предусматривающих введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций; внешнеторговые льготы — отличительная черта зон свободной торговли, однако используются они и в промышленно-производственных, и технико- внедренческих зонах; —

фискальных льгот, содержащих нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей; эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; фискальные льготы используются во всех видах СЭЗ за исключением зон свободной торговли; —

финансовых льгот, включающих в себя различные формы субсидий, предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, чаще всего этот вид льгот используется в технико-внедренческих зонах; —

административных льгот, предоставляемых администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг [16].

Кроме того, предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории зоны, используют преимущества, получаемые в результате определенных действий государства (федерального/центрального или регионального уровня) или администрации СЭЗ.

предоставление политических гарантий неизменности условий хозяйствования в зоне на протяжении длительного периода времени; —

первоначальные инвестиции в развитие инфраструктуры; —

обеспечение предприятий зоны квалифицированной рабочей силой; —

помощь в разрешении социальных и трудовых конфликтов на территории, когда в случае возникновения конфликтной ситуации инвестор не участвует в переговорах, а эти функции берет на себя государство.

Набор льгот для различных СЭЗ в целом схож. Однако их функционирование также зависит от разного рода субъективных факторов, к которым, в первую очередь, относится готовность руководства страны активно заниматься привлечением инвесторов, а также контролировать процесс функционирования зон. Для успешного функционирования СЭЗ необходимо, чтобы они создавались не как зоны ради зон, а в качестве инструмента для решения конкретных задач государства. Мировой опыт показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы: —

квалификация рабочей силы; —

упрощение административных структур.

Мировая практика предполагает два основных варианта создания свободных экономических зон. Условно их можно назвать «сверху» и «снизу». Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных (федеральных) властей и в рамках государственной программы (как, например, в Республике Корея). Вариант «снизу» — создание свободных экономических зон в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская Республика, Польша).

Смотрите так же:  Закон о выборах депутатов государственной думы 2019

Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания.

При этом следует учесть, что практически все СЭЗ в конечном итоге создаются в результате совместных действий центральных (федеральных) и региональных властей. При этом, как правило, в орган управления зоной (ад- (администрация и др.) входят представители различных уровней власти, а сам этот орган подконтролен и центральным, и региональным властям.

Изучая зарубежный опыт создания СЭЗ, экономисты Т.Данько и 3. Окрут обосновали механизм многоэтапной организации этих экономических формирований, включающий ряд периодов: прединвестиционный, инвестиционный, и операционный [94]. 1.

Прединвестиционный период по времени длится около года и делится на два этапа. На первом этапе ведутся предварительные исследования, маркетинговые, экономико-географические, финансовые и различные другие работы. Обосновывается концептуальная возможность существования СЭЗ в регионе, а также выбор размера, типа, местоположения и специализации зоны. Собрав наиболее полную информацию в этом плане, можно будет принимать решение по той или иной конкретной СЭЗ. Второй этап связывается с уточнением данных, полученных на первом этапе. С помощью экономических и финансовых расчетов определяют эффективность капиталовложений, а также ведут поиск инвестиционных средств, необходимых для производственных целей и инфраструктуры. Учет специфики региона, его экологической обстановки, природных и трудовых ресурсов, развития производительных сил — все это анализируется в прединвестиционный период. 2.

Инвестиционный период. По времени и этапности этот период совпадает с первым периодом. Первый этап этого периода называют условно переговорным. Ведутся переговоры с местными властями и центром о профиле, размере зоны и ее расположении, режиме зоны и степени участия властей в реализации проекта.

На втором этапе инвестиционного периода осуществляется создание инфраструктуры. Все создаваемое на месте будущей СЭЗ может существенно повлиять на привлечение инвестиций национальных и зарубежных предпринимателей.

3. Операционный период. Его ученые называют самым трудным и непредсказуемым. Он остро реагирует на экономическую и политическую конъюнктуру принимающей страны, здесь различают стартовый этап и этап саморазвития зоны. На этих этапах идет процесс освоения производственного потенциала. Вводятся в действие преференции, объявленные инвесторам. Они реализуются в процессе производственной деятельности.

Как и практически любое социально-экономическое явление, опыт создания СЭЗ существенно дифференцирован по разным странам. Дифференциация происходит как по видам СЭЗ, так и по возможностям их функционирования. Для различных режимов СЭЗ характерны специфические условия, которые существуют в отдельных странах или на отдельных территориях [94].

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать выводы о том, что свободные экономические зоны — явление достаточно древнее в мировой экономической практике, прошедшее длительный путь становления и совершенствования. Особенно ярко оно проявило себя с началом процесса глобализации мировой экономики. Характерной чертой процесса создания СЭЗ, как это не парадоксально, является то, что их необходимо создавать в экономически-депрессивных районах для активизации их развития, тем не менее, чаще всего они создаются в экономически-благоприятных регионах, где этот процесс встречает наименьшее количество препятствий на своем пути и работа СЭЗ является более эффективной.

Внешнеторговые льготы

&nbspВнешнеторговые льготы

Не получилось по совести — будет по закону

Президент отобрал у предприятий, отраслей и регионов все льготы, которые сам же им раздал, и отменил спецэкспортеров

Им было что терять
Льгот лишились не только объединения инвалидов, всевозможные фонды, но и структуры, казалось бы, способные постоять за себя, такие как МВД и ГТК, до сего времени пользовавшиеся правом беспошлинного ввоза товаров для удовлетворения собственных потребностей. Потеряли тарифные преимущества целые области и республики. Отменены льготы по уплате таможенных пошлин (как импортных, так и экспортных) для таких колоссов, как РАО «Газпром», АО «Автомобильный всероссийский альянс», АО «АвтоВАЗ». В числе отмененных льгот оказались, например, предоставленные «Авиастару» и Орско-Халиловскому металлургическому комбинату отсрочки уплаты таможенных налогов (у первого из них расплата с бюджетом была отложена до января 1997 года, у второго — и вовсе перенесена в следующий век, на 2001-2003 годы).
О масштабах происшедшего можно судить хотя бы по списку «лишенцев», прилагаемому к указу, — он занимает 7,5 страниц. О том, какие суммы они теряют, единого мнения нет: максимальная оценка, мелькавшая по различным источникам, — $3 млрд. А советник президента Александр Лившиц в интервью Ъ, сославшись на источники в Думе, оценил объем льгот по таможенным платежам в прошлом году в 10 трлн руб. Оценки того, что получит бюджет-95 от отмены льгот, разнятся еще сильнее: по словам вице-премьера Анатолия Чубайса — 4 трлн руб., а по мнению председателя думского комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Михаила Задорнова — 2 трлн руб. Столь большая разница между прошлогодними цифрами и прогнозами на 1995 год, на наш взгляд, связана с различной оценкой сокращения объемов импорта и снижения экспортных цен в случае увеличения экспортного потока за счет либерализации условий экспорта.
Но заметим, что речь идет о не столь уж значительной части запланированных доходов бюджета — всего 1,5-2%. Однако резонанс отмены льгот по таможенным платежам стоит большего.

Им будет что терять
Во-первых, заслуживает внимания сам факт решительных действий — эта уже не первая предпринимаемая на самом высоком уровне попытка отбить у влиятельных льготников их преимущества. Так, попытки как-то повлиять на «непоступление денег в бюджет за счет льгот» предпринимались, в частности, Минфином, который установил ограничения на сумму невыплачиваемых таможенных налогов льготниками, своего рода квоты на льготы. Например, на 1994 год Минфин выделил Всероссийскому обществу глухих квоту в $160 млн (квота была исчерпана и, соответственно, грузы этого общества перестали пропускать через границу). Для спортсменов квота была больше — $250 млн, но в конце года ограничения для них были сняты по причине «нескольких незапланированных мероприятий, потребовавших дополнительных расходов». В частности, российские спортсмены неожиданно вышли в финал Кубка Дэвиса, на что никто не рассчитывал, как не рассчитывали и на шахматную олимпиаду. Так что национальному фонду спорта удалось превысить установленные Минфином ограничения. Возможно, на этот раз властям удастся довести дело до конца — Бог троицу любит.
Во-вторых, речь, похоже, пока идет только об индивидуальных льготах по уплате экспортных и импортных пошлин, введенных указами президента. Указ, подписанный неделей раньше, предусматривает проведение соответствующей «чистки» и в отношении льгот по другим налогам — акцизам, НДС и проч., и введенных не только указами, но и постановлениями правительства. В настоящее время, как сообщили Ъ в Контрольном управлении администрации президента, ведется сбор данных о том, какие льготы по уплате налогов были предоставлены. И через две-три недели, после того как эти данные будут собраны и проанализированы, бюджет может пополниться более значительной суммой. Хотя нужно иметь в виду, что, по сведениям из того же Контрольного управления, 50-60% поручений президента о выделении материальных ресурсов не выполнялись из-за банального отсутствия средств.
В-третьих, заслуживает особого внимания мотивация нынешних решительных действий. Что будут сеять после того, как закончится нынешний этап подсечно-огневого земледелия? Вот как ответил на вопрос «что дальше?» советник президента Александр Лившиц: «Речь идет о структурной политике. Говорили, что ее не было, но она была — не очень внятная и очень импульсивная». По его словам, при решении вопроса о компенсации потерь от лишения льгот тем или иным организациям и территориям в первую очередь будут приниматься во внимание приоритеты структурной политики. Поскольку в президентском послании сами эксперты Ъ четко заявленных приоритетов не обнаружили, пришлось выяснить это у президентского советника. Ответ: техническая модернизация, национальная инфраструктура и производство наукоемкой продукции. На взгляд экспертов Ъ, компенсации, раздаваемые по такому принципу, могут охватывать всех бывших льготников, за исключением разве что спортсменов и «афганцев». А могут и отсечь большую их часть — в зависимости от того, насколько широко будут пониматься приведенные выше термины. Если речь пойдет не о фирмах, а о конкретных проектах, которые ведут конкретные фирмы, компенсации бывшим льготникам добыть будет намного труднее.

Но отчаиваться не стоит
Ряд организаций, безусловно, нуждается в государственной поддержке. Она может быть организована по-разному: прямые дотации им из бюджета либо льготы, в том числе и по уплате таможенных налогов. Понятно, что оба варианта не идеальны: бюджет хронически не исполняется, и нуждающиеся мало чего дождутся. Льготы — живые деньги, которых не надо ждать и просить: по словам специалистов ГТК, «льготники ни на минуту не прекращали поставки». Но предоставление их чревато всякого рода нарушениями: перепродажей, использованием не по назначению и пр. Как разрешится эта проблема — предсказывать не беремся.
Для тех же, кто не может рассчитывать на прямую поддержку государства, остается возможность использовать другие каналы — льготы, предусмотренные законами «Об НДС», «Об акцизах», «О таможенном тарифе», «Об иностранных инвестициях», межправительственными соглашениями и Таможенным кодексом, сохранились. Более того, ГТК уже направил свои предложения в правительство о дополнениях к закону «О таможенном тарифе» именно в части расширения внешнеторговых льгот. Например, ГТК предлагает разрешить предприятиям с иностранными инвестициями беспошлинно ввозить товары, предназначенные для собственных нужд и собственного производства (сегодня такие предприятия могут беспошлинно ввезти лишь товары, которые являются вкладом в уставный фонд).
По всей видимости, не засорится и такой канал получения
льгот, как отсрочка уплаты таможенных платежей. Первый опыт работы в этом направлении уже имеется: созданный 6 мая 1994 года Фонд 50-летия Победы уже давно называли потенциальным претендентом на льготы. И вот ровно 6 марта, в день подписания президентом указа, отменяющего внешнеторговые льготы, правительство распорядилось обеспечить фонду «помощь и поддержку» этим, единственно возможным сегодня образом: Минфин и ГТК должны «предоставить Фонду отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при приобретении и реализации товаров и услуг на срок до двух месяцев». Как отмечают специалисты ГТК, скорее всего по истечении двух месяцев можно ждать такого же распоряжения об отсрочке платежей еще на два месяца, а потом еще и еще.
Не исключено, что в условиях недостаточного контроля некоторые выжившие льготники попытаются использовать в своих интересах то, что они имеют. Например, под видом товаров, предназначенных для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий (напомним, такие льготы предусмотрены законом «О таможенном тарифе»), некая фирма после обращения в ГТК правительства Москвы ввезла беспошлинно шесть комплектов узлов тротуароуборочных машин (письмо ГТК #01-40/18004 от 24.12.93), а Департамент инженерного обеспечения при правительстве Москвы с той же формулировкой и тоже беспошлинно — 20 машин «Бобкэт» (машины для уборки улиц и погрузчики) по контрактам ##22/93-5, 24/93-5, 50/93-5. Кроме того, в Таможенном комитете до сих пор вспоминают, что под видом товаров, предназначенных для «стабилизации производственной деятельности предприятий нефтяного комплекса», некая коммерческая фирма завезла большую партию женского белья.
То же можно сказать и о поставках под межправительственные соглашения, которые, как разъяснили Ъ в ГТК, редко когда содержат конкретные правовые нормы предоставления таможенных льгот, и поэтому под них тоже можно «подвести любой контракт». Так, к межправительственному соглашению отнесли инвестиционное соглашение между правительством РФ и концерном Mars (Ъ писал об этом в #4). Mars инвестирует в российский проект $100 млн и получает за это 50-процентное снижение таможенных пошлин на импорт своей продукции сроком на 5 лет. Такая льгота предоставлена Mars указом президента #73 от 25.01.95 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ». И указ этот не отменен, хотя, по мнению юристов, эту льготу надо бы рассматривать именно как индивидуальную: получена она на основании указа президента, а не закона «О таможенном тарифе», и условием ее являются инвестиции в российскую экономику, а не заключение межправительственного соглашения. Впрочем, предполагается, что в дальнейшем под каждое межправительственное соглашение будет разрабатываться порядок предоставления и контроля внешнеторговых льгот, как это было сделано, например, в 1991 году, когда между правительствами СССР и МНР было заключено соглашение «О деятельности монголо-советского горно-обогатительного предприятия ‘Эрдэнэт'». Товары, поставляемые российской стороной в Монголию для эксплуатации СП, пропускаются через границу без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Итак, вполне реальных возможностей пополнять свой бюджет за счет федерального осталось не так уж мало. Хотя желающим такие льготы получить впредь придется преодолевать довольно серьезные препятствия. Дело в том, что, как сообщили Ъ в Контрольном управлении, в соответствии с указом президента о бюджетной политике абсолютно все проекты президентских указов о предоставлении льгот отныне должны будут получать два заключения — Экспертного совета при президенте и Контрольного управления. Первого — на предмет влияния на экономику и наличия средств в бюджете, второго — на предмет использования предыдущих сумм по назначению, «а не на покупку ‘Мерседесов'».

Смотрите так же:  Королев нотариус федорова

Спецэкспортеры умерли. Похоже, что навсегда
Заодно со льготами по уплате таможенных пошлин президент отменил и институт спецэкспортеров. Эту меру, кстати, поддержали не все. По мнению министра ВЭС Олега Давыдова, ликвидация института спецэкспортеров может привести к бесконтрольному доступу к экспорту стратегически важных сырьевых товаров, в частности, нефти, в результате чего «вся нефть будет вывезена, а экономическая жизнь страны полностью дезорганизована». Мнение Олега Давыдова отчасти поддерживают и другие правительственные чиновники. Один из них, в частности, заявил, что под лозунгами либерализации внешней торговли произошел просто передел сфер влияния: «Если правы те, кто утверждает, что госчиновник лихоимец, то просто центр лихоимства переместился из одного ведомства — МВЭС — в другое — Минтопэнерго. Труба все равно одна, вместо четырнадцати экспортеров будет сто, будет возрастать только ‘плата’ за вхождение в трубу».
С другой стороны, институт спецэкспортеров в том виде, в каком он существовал до последнего времени, был неприемлем, поскольку просто не предполагал никакой конкуренции за право экспорта. По мнению многих специалистов, логичнее всего было бы отдать вопросы ценообразования и доступа к нефте- и газопроводам в руки союзов экспортеров. Однако о том, будет ли это сделано и как, указ умалчивает. Не имея в своем распоряжении соответствующих решений по этому вопросу, Ъ от комментариев пока воздержится.

Бюджет может ничего и не выиграть
В целом отмена индивидуальных льгот и класса спецэкспортеров может оказать оздоровляющее влияние на
потребительские), завозимые «льготниками» по некоторым товарным группам, формируют значимую долю рыночных фондов. Следовательно, можно предположить, что динамика потребительских цен заметно ускорится. Это, в свою очередь, может привести к значительному прямому перерасходу бюджетных средств при следующем этапе индексации минимальных ставок зарплаты и пенсии, а также вызвать недобор налога на прибыль по сверхнормативному фонду оплаты труда. Во-вторых, регионы-«льготники» вполне могут ответить на сокращение своих доходов замораживанием перечислений на бюджетный счет Минфина сумм федеральных налогов, собранных на их территории (так уже не раз было). В-третьих, возможное увеличение экспортного потока по сырьевым товарам может привести к росту внутренних цен на энергоносители, продукцию энергоемких технологий etc. Отсюда неизбежным окажется падение рентабельности по промышленности в целом. По нашему мнению, сокращение налоговой базы по отраслям второго и первого передела будет более масштабным, чем ее кратковременное приращение за счет увеличения рентабельности сырьевых отраслей. Кроме того, заметим, что крупные коммерческие банки, в которых спецэкспортеры держали транзитные счета, потеряют определенную часть своих игровых активов, что может привести к некоторому конъюнктурному спаду в высокодоходных секторах денежного рынка.
С другой стороны, весьма вероятен (после либерализации сырьевого экспорта) рост котировок акций предприятий сырьевого комплекса, за исключением акций предприятий, льгот лишенных. А спрос на валютном рынке, скорее всего, несколько успокоится, что может привести к замедлению его динамики, тем более что общая инфляционная волна сейчас идет на спад.

———————————————————
Предприятия и ведомства, лишившиеся внешнеторговых льгот
Ульяновский авиационно промышленный комплекс, Фонд инвалидов войны в Афганистане, Оскольский электрометаллургический комбинат, Кольская атомная электростанция, неправительственная организация «Российский клуб», предприятия алюминиевой, угольной и нефтяной промышленности, государственные телерадиокомпании (всего 88 штук), российское информационное агентство «Новости», международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества «Фонд Ролана Быкова», Первоуральский новотрубный завод, фонд «Содружество», Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, Международный финансовый фонд земельной и агропромышленной реформы, Красноярский электрохимический завод, АО «Братский ЛПК», Орско-Халиловский металлургический комбинат, государственный концерн «Норильский никель», металлургический завод имени А. К. Серова, АО «Гайский горно-обогатительный комбинат», рудник «Веселый», предприятия культуры и искусства, Главное управление охраны РФ, органы внутренних дел РФ, РАО «Газпром», национальный фонд спорта и его предприятия, общероссийские общественные объединения инвалидов, Информационное телеграфное агентство России, АО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», АО «АвтоВАЗ», АО «Автомобильный Всероссийский Альянс».
——————————————————-
Регионы, лишившиеся внешнеторговых льгот
Удмуртия, Поволжье, Чувашская Республика, Республика Хакасия, Республика Коми, Калининградская область, Республика Карелия, Мурманская область, Бурятская ССР, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Республика Саха (Якутия).
——————————————————-

Никита Кириченко, Татьяна Мухина, Марина Шпагина