Занятие ответственность за нарушение пдд

Ответственность за нарушение ПДД

Наиболее распространенные из правонарушений, карающихся лишением/вплоть до лишения водительских прав:

  • оставление места ДТП;
  • допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения, или находящегося в состоянии опьянения;
  • выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления;
  • непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Сотрясение мозга — это минимум легкий вред здоровью.

Нюансы административной практики

1. не является оставлением ДТП:

  • отъезд автомобиля в сторону после составления схемы ДТП
  • не знал (не заметил/не мог заметить удара);
  • крайняя необходимость (очень нужно было ехать дальше (например, срочно отвезти пострадавшего в больницу)

2. не влечет лишения прав выезд не полосу встречного движения, если это было сделано для поворота или разворота, т.е. когда после автомобиль оказывается поперек встречного движения.

Уголовная ответственность за ДТП

«Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».

То есть для формирования состава преступления необходимо, чтобы:

  1. вы оставили без помощи лицо, пострадавшее в ДТП с вашим участием;
  2. пострадавший находится в опасном для здоровья или жизни состоянии;
  3. лицо не было способно принять меры к самосохранению (например, находилось в состоянии обморока, обессиленном состоянии и пр.).

«Нарушение правил ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть»

Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 ПДД, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить тяжкий вред здоровью – это например:

  • вред, опасный для жизни человека;
  • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • прерывание беременности
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности

Занятие ответственность за нарушение пдд

Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности за нарушения в сфере организации дорожного движения.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками В зависимости от вида и характера нарушения Правил дорожного движения, степени и формы вины, характера последствий, лица, виновные в этом, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности. При определенных обстоятельствах к нарушителю возможно применение мер общественного воздействия. Дисциплинарная ответственность. Нарушения трудовой дисциплины, связанные с невыполнением требований законодательства о безопасности дорожного движения лицами, ответственными за эксплуатацию транспортных средств, влекут наложение на них дисциплинарных взысканий в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ).

Поскольку дисциплинарные нарушения отличаются от других видов тем, что нарушается не общий порядок по обеспечению безопасности дорожного движения, а трудовой порядок, установленный в конкретной организации. Поэтому дисциплинарное взыскание налагает администрация организации, а не государственные органы.

Нарушение законодательства, действующего в области обеспечения безопасности движения, влечет административную ответственность. Ответственность за нарушение правил дорожного движения (ПДД), других норм и правил, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предусмотрена рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

В зависимости от степени тяжести и характера нарушения Кодексом предусмотрены следующие виды административных взысканий:

— лишение прав управления транспортом;

— административный арест до 15 суток.

При малозначительности совершенного нарушения Правил должностное лицо ГИБДД, в компетенцию которого входит рассмотрение дела о данном нарушении, вправе освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности за нарушение требований ПДД привлекается более 30 млн. человек.

Перечень содержащихся в Правилах норм, за которые наступает административная ответственность в виде штрафа или предупреждения, обширен. Это превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоблюдение правил стоянки и остановки, буксировки, пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, ремнями безопасности, мотошлемами, правил обгона, движения через железнодорожные переезды и многое другое.

Но самым опасным и получившим широкое распространение административным правонарушением в области дорожного движения следует признать управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Более трети всех правонарушений совершается в состоянии опьянения.

Нужно сказать, что в последнее время на это обращается самое серьезное внимание, и к пьяницам-водителям применяются радикальные меры, а не только штрафы. Так, при задержании водителя, подозреваемого в употреблении спиртных напитков, у него изымается водительское удостоверение, автомобиль помещается на штрафную площадку, а сам он направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При подтверждении состояния опьянения водитель лишается права управления транспортным средством на срок от 1 до 1,5 лет. За невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения водитель лишается права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет.

При помещении автомобиля на штрафную площадку первые 3 часа его пребывания там не оплачиваются. За последующие часы взимается плата.

На штрафную площадку транспортное средство может быть помещено и в других случаях. Например, при нарушении правил парковки автомобиль доставляется туда эвакуатором. Пешеходы, водители велосипедов и мопедов, пассажиры, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения, за нарушение ПДД наказываются штрафом или предупреждением. Причем если нарушение ими совершено в состоянии опьянения и сопровождается нанесением телесных повреждений или материального ущерба, наступает повышенная административная ответственность.

Нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее ДТП, в результате которого по неосторожности причинены тяжкие или средней тяжести вред здоровью человека, смерть людей, крупный материальный ущерб, является преступлением и наказывается в уголовном порядке в соответствии с Уголовным кодексом Российской федерации (УК РФ).

Лицом, привлекаемым к ответственности за правонарушения, может быть водитель, пешеход, пассажир, должностное или иное лицо, допустившее нарушение Правил.

При этом, к уголовной или административной ответственности привлекаются лица не моложе 16-ти лет.

Нарушение может предъявляться лицу, если очевидна его вина: нарушение было допущено умышленно или по неосторожности.

Умышленным правонарушение считается тогда, когда лицо его совершившее знало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Примеры такого действия: водитель знает, что в населенном пункте скорость движения ограничена 60 км/ч, но движется со скоростью 90 км/ч. Пешеход видит, что горит красный (запрещающий) сигнал, и, вместе с тем, переходит дорогу и т.д.

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, совершившее его, предвидело возможность вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не рассчитывало на наступление таких последствий.

Например: водитель автомобиля не снизил скорость перед пешеходным переходом, на котором находились люди, надеясь проскочить переход до того момента, когда пешеходы окажутся на пути его движения.

Если нарушение Правил произошло по вине других лиц, по случайному стечению обстоятельств, вследствие непреодолимой силы, то участник движения не может считаться виновным. Примерами таких ситуаций могут быть прокол шин, поворот пассажиром руля автомобиля или случай, когда сильным порывом ветра на обледенелой дороге автомобиль выносит на полосу встречного движения и т.д.

Преступлением является также недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за его техническое состояние, если эти деяния повлекли за собой смерть людей, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный материальный ущерб.

Преступлением является разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, если эти деяния повлекли за собой смерть людей, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный материальный ущерб.

Например, выведение из строя светофора, повлекшее смерть людей, причинение им тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный материальный ущерб, является преступлением и наказывается в уголовном порядке.

Гражданская ответственность устанавливает право граждан на возмещение им материального ущерба по причине вреда противоправными действиями других граждан или предприятий, учреждений, организаций.

Организации и граждане, деятельность которых связана с источником повышенной опасности (все механические и транспортные средства) для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (например, стихийного бедствия) или умысла потерпевшего. Вред подлежит возмещению в полном объеме.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с выдержками из Кодекса об административных правонарушениях, касающихся дорожного движения. Такие выдержки помещены, как правило, в приложении к Правилам дорожного движения Российской Федерации.

Затем он предлагает учащимся решить задачи из экзаменационных билетов для приёма экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», касающихся ответственности участников дорожного движения при нарушениях ПДД.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. К каким видам ответственности за нарушение Правил дорожного движения может быть привлечен водитель транспортного средства?

2. При каких последствиях при ДТП наступает уголовная ответственность?

3. К каким видам административной ответственности может быть привлечен водитель за правонарушения в сфере дорожного движения?

4. При помещении транспортного средства на штрафную площадку с которого часа начинает взиматься плата?

5. Какие санкции применяются к нарушителям правил парковки автомобиля?

Ответственность военнослужащих за нарушение правил дорожного движения

ПЛАН

проведения военно-технического информирования с военнослужащими

ТЕМА: «Ответственность военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, порядка эксплуатации техники и вооружения»

Дата проведения: _____

Место проведения: комната досуга

Анализ происшествий с автомобильной техникой показывает, что основными причинами аварийных ситуаций является: недисциплинированность водителей, невыполнение ими требований ПДД, неопытность и недостаточная подготовка водителей, техническая неисправность и нарушения правил использования машин, сон водителей за рулем.

Больше половины происшествий с автомобильной техникой совершается в результате низкого уровня дисциплины некоторых водителей машин, причем, как правило, эти происшествий происходят с тяжкими последствиями.

Дисциплинированность – это важное морально-боевое качество воина-водителя, сложная черта его характера, комплекс морально-политических, волевых, познавательных и других качеств человека.

Наиболее серьезные нарушения дисциплины связаны с употреблением спиртных напитков. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии приводит к наиболее тяжелым последствиям.

Водителей, допустивших употребление спиртных напитков, необходимо отстранять от вождения машин. Если же они во время управления автомобилем находились в состоянии опьянения, то немедленно отстраняются от управления автомобилем и направляются на медицинское освидетельствование, а затем документы об освидетельствовании и протокол о нарушении, составляемый должностным лицом ВАИ, направляются в Госавтоинспекцию для лишения водительских прав.

Большинство аварий и катастроф происходит в результате нарушения ПДД (превышение допустимой скорости движения, нарушение правил перевозки л/с и др.).

Изучение происшествий по этим причинам показывает, что большинство водителей, создавших аварийные ситуации, — это молодые водители со стажем работы до 2 лет, не имеющие достаточного опыта вождения машин, нарушения ПДД из-за переоценки своих возможностей, незнания ПДД или личной неспособности и недисциплинированности.

Из-за превышения скорости движения совершается более четверти всех авто происшествий. Самонадеянность, незнание собственных сил и возможностей, отсутствие достаточных навыков в выполнении приемов управления машиной и необходимой реакцией на изменение дорожной остановки приводит к тому, что на повышенных скоростях водители не справляются с управлением машины, в результате чего происходит столкновение и опрокидывание, наезды на пешеходов и на различные препятствия.

Смотрите так же:  Замена паспорта в 20 лет штраф за просрочку 2019

Большинство аварий создается при обгоне и маневрировании, проезде перекрестков и ж/д переездов. Причиной этих ситуаций являются нарушения ПДД. Все эти нарушения связаны с недисциплинированностью отдельных водителей, неумелым выбором места и времени выполнения маневра, отсутствие у водителей необходимых навыков управления автомобилем в условиях возрастающей интенсивности движения средств и в других условиях дорожного движения.

Происшествия с машинами могут возникать из-за различных неисправностей. Технические неисправности машин имеют место там, где недостаточно четко организовано 10 машин, а контрольные осмотры техники в подразделениях и на КТП проводят недостаточно.

До 30% аварийных ситуаций возникает в темное время суток с тяжелыми последствиями. Одной из опасных причин является ослепление светофора встречного автомобиля, так как многие водители не снижают скорость движения при ослеплении светом фар встречного автомобиля, не останавливают машину, что становится причиной столкновений, наездов, опрокидывания с тяжелыми последствиями. Поэтому при обучении водителей необходимо уделять внимание практической отработке приемов вождения машин ночью, в том числе действий водителя при ослеплении светом фар встречного автомобиля.

Неумение управлять автомобилем в темное время суток является весьма распространенным недостатком начинающих водителей. Из-за темноты сокращается обзорность местности дороги, недостаточно просматриваются изъяны, плохо видны неосвещенные предметы на обочинах, значительно уменьшается видимость дороги на поворотах – все эти причины приводят к необходимости резко тормозить или круто изменить направление движения для объезда препятствий, что рождает происшествия.

С т а т ь я 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

  1. Нарушение привил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
  1. УК 1996 г. ввел более дифференцированную уголовную ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации машин.
  1. Правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.
  1. К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины с передвижными командными пунктами и др.

Специальные машины представляют собой самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: строительных, пожарных, медицинских, ремонтных и т.п.

Транспортные машины (легковые и грузовые) предназначены для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, имущества и других грузов.

Одним из признаков, отличающих квалификацию деяния по данной статье от квалификации по ст. 2б4 общеуголовное деяние (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является принадлежность машины воинским частям и учреждениям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

  1. 0 понятии нарушения правил вождения и эксплуатации машин см. комментарий к ст. 2б4.
  1. Уголовно наказуемыми нарушениями правил вождения и эксплуатации являются только такие, которые повлекли причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Уничтожение или повреждение машин в число преступных последствий не входит.

  1. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
  1. По устоявшейся судебной практике субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной (см. постановление Пленума Верховного Совета СССР № 7 от 30 марта 1973 г. «0 квалификации нарушения и вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления”. – Сб. – Пленума Верх. Суда СССР. 1924 – 1986. М., 1987, с. 763).

Субъектом нарушения правил эксплуатации машин может – военнослужащий, на которого возложена обязанность по эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин. Это может быть водитель, закрепленный за автомашиной, начальник контрольно-технического пункта, военнослужащие, на которых возложены обязанности ремонта и технического обслуживания машин.

Классный час на тему «Ответственность за нарушение ПДД» (8класс)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 г. Сычевки

Классный час на тему:

Классный руководитель: Косарева Анна Михайловна

Тема урока: «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения».

Тип урока: урок изучения, систематизации и обобщения нового материала.

Форма проведения урока: групповая работа.

Организовать деятельность по изучению Правил дорожного движения, прав и обязанностей всех участников дорожного движения;

Привить навыки дисциплинированного пешехода, показав, последствия , к которым может привести нарушение ПДД и обозначить степень юридической ответственности.

Развивать умения и навыки работы в группе;

Способствовать развитию творческого и аналитического мышления школьников.

Создать условия для развития умений общения и коммуникабельности, сотрудничества и взаимопомощи.

Создать условия для закрепления в сознании учащихся мысли о том, что ПДД – это социальная норма , исходящая от государства и общеобязательная для всех.

Содействовать развитию инстинкта самосохранения и активной жизненной позиции в отношении личной безопасности.

Интенсификация познавательной деятельности учащихся и активизация их знаний по теме «Правила дорожного движения»;

Повышение уровня информированности учащихся об ответственности за нарушение этих Правил;

Совершенствование способов учебной работы;

Создание атмосферы доверия, взаимного уважения и работоспособности.

индивидуальные карточки с текстовой информацией и опорными вопросами (Приложение №1);

карточки с заданиями для ролевой игры;

Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ;

таблички «Согласен», «Не согласен», «Сомневаюсь» для выполнения упражнения Джеффа;

кружки красного, желтого, зеленого цвета для разделения на команды.

Методическое обеспечение урока:

Правила дорожного движения

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Гражданский кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Коротаева Е.В. «Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия»

Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок»

Кульневич С.В. «Совсем необычный урок»

Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг»

Шоган В.В. «Технология личностно-ориентированного урока»

Учебное пособие «Уроки по правилам дорожного движения в 5-9х классах»

Групповая работа является составной частью интерактивной методики работы с учащимися. Интерактивное обучение предполагает одновременное решение 3-х основных задач: конкретно-познавательной, которая связана с непосредственной учебной ситуацией, коммуникативно-развивающей, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения и социально-ориентационной, которая воспитывает гражданскую позицию.

Алгоритм построения уроков по методике интерактивного обучения следующий:

Разминка, цель которой – заинтересовать учащихся и повысить эмоциональный настрой на урок.

Объединение учащихся в группы.

Организация учебной деятельности в группах.

При создании групп учитываются разные подходы:

По желанию учащихся

Учет задач урока

Учет способностей учащихся

По номерам (карточки с цифрами выдаются ребятам)

По цвету карточек и т.д.

Организация учебной деятельности в группе включает в себя несколько ступеней:

Усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;

Процесс поиска (обсуждение) лучшего решения;

Суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

Презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных преподавателем.

Тема нашего сегодняшнего занятия… Впрочем, тему урока вы попытаетесь сформулировать сами после того, как внимательно рассмотрите таблицу.

Перед вами выдержки из административного и уголовного кодекса об ответственности участников дорожного движения.

в) Формулировка темы занятия.

Итак, тема нашего урока «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения» Слайд 4.

и сегодня каждый из вас должен четко усвоить, что соблюдение ПДД – это закон для всех, и соблюдение его обязательно. Слайд 5.

Активизация знаний по ПДД

Для начала я предлагаю вам выполнить следующее упражнение (упражнение Джеффа): на столах находятся кружки «Согласен», «Не согласен», «Сомневаюсь». Я буду произносить фразы, связанные с обсуждаемой темой, а ваша задача — поднять ту табличку, которая отражает вашу точку зрения. Вы должны обосновать и аргументировать свой ответ.

Утверждения для выполнения упражнения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает больше людей, чем в криминальных ситуациях. Слайд 6.

Основная причина ДТП с детьми – внезапный выход на дорогу в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Слайд 7.

Безопасное поведение на дорогах помогает снизить риск ДТП. Слайд 8.

Труднее всего на дороге бывает пешеходам. Слайд 9.

Быть взаимно предупредительными, не создавать опасности для движения и не причинять вреда – главная обязанность всех участников дорожного движения. Слайд 10.

Лица, нарушившие ПДД, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Изучение нового материала

я очень рада была услышать ваше мнение.

Давайте вместе сделаем вывод,

что каждый гражданин должен …… нести ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Но нарушения бывают разные, следовательно, и мера ответственности тоже будет разной. А какой – это нам предстоит выяснить, поработав с текстом.

Для плодотворной работы я предлагаю вам разделиться на группы.

а) Деление на группы.

Ребята, возьмите с собой тексты с заданием и подойдите к моему столу. Выберите понравившийся кружок. Разбейтесь на три группы согласно цвету, располагайтесь перед микрофонами.

б) Групповая работа учащихся с текстовой информацией.

Ребята, каждой команде я даю опорный вопрос по тексту.

в) Организация работы в группе.

Учащиеся работают по группам по цепочке по принципу «Вопрос – ответ».

Первая группа задает вопрос второй команде,

вторая отвечает и в свою очередь задает вопрос третьей.

Все члены группы следят за полнотой ответа, за логикой передачи информации и при необходимости дополняют ответ.

Команда справилась с ответом?

Есть ли дополнения по этому вопросу?

Самостоятельная деятельность учащихся через применение индивидуальных, групповых, коллективных форм работы; использование активных форм работы с информацией.

Обобщение нового материала

Хорошо, ребята. А теперь присаживайтесь на свои места. Давайте обобщим полученную информацию через составление синквейна на слово

работаем в тетради

(зачитываем некоторые синквейны).

Правонарушение — дисциплинарное, административное- нарушают, вредят, судят- противоречит требованиям правовых норм- Деяние Слайд 14.

Коллективное воспроизведение информации через составление синквейна

Дополнительный материал по теме «Ответственность за нарушение ПДД»

Правонарушения несовершеннолетних рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Их статус определен ФЗ от 24 июня 1999 г. №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют меры воздействия к несовершеннолетнему: Слайд 16 (поочередно).

возмещение имущественного ущерба

В качестве «ответчиков» за «детские шалости» выступают родители несовершеннолетних правонарушителей или заменяющие их лица.

Рассказ и запись в тетради

Анализ полученной информации

а) Деление на группы по ролям: «Дети», «Родители», «Сотрудники ГИБДД». Слайд 17.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Для этого необходимо выбрать социальные роли: папа, мама, 2 подростка 14 лет, инспектор ГИБДД – им раздаются листики с проблемной ситуацией и предлагается обыграть ее пантомимой.

б) Проблемная ситуация.

Ребята, вы должны объяснить то, что видели и проанализировать ситуацию.

Какая ответственность может наступить в данной ситуации?

(в книге ПДД – АДМИНИСТРАТИВНАЯ- стр. 57 ст.12.7,ч.1 – управление ТС водителем, не имеющим права управления – штраф от 5.000 р. до 15.000 р., отстранение от управления ТС, задержание ТС.;

УГОЛОВНАЯ – неправомерное завладение ТС без цели хищения ст.166 УК- штраф до 120 т. руб. или ограничение свободы до 3- лет. Ответственность несут лица, достигшие 14- летнего возраста. Правонарушения несовершеннолетних рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Ситуация для анализа.

Во время летних каникул два подростка, ученики 8-го класса, решили покататься на машине. Нет, машину они не угнали, а просто взяли из гаража родителей, не поставив последних в известность. Во время скоростных гонок по городу без соблюдения ПДД они были остановлены сотрудниками Дорожно-патрульной службы. Машина была отогнана к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в ближайшее отделение милиции.

Спасибо, присядьте на свои места.

Решение проблемной ситуации через ролевую игру.

а) Подведение итогов урока.

Ребята, давайте подведем итог нашего занятия:

О чем мы сегодня говорили? (об ответственности за нарушение Правил дорожного движения).

Что нового узнали на уроке? (ответственность – с 14 лет,…КДН..)

Какие выводы из урока можете сделать? Слайд 18.

Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе урока? Слайд 19.

Заканчивая наш урок, я прошу вас выразить свое отношение к тому, что происходило на нашем занятии:

Заинтересовала ли вас тема урока;

Трудно ли было работать в группах;

Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе урока;

Смотрите так же:  Стандартный налоговый вычет при увольнении

Насколько актуальна рассмотренная сегодня тема.

Человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и жить по законам красоты, а жить по законам красоты — это и есть жизнь по законам безопасности.

Со своей стороны я благодарна вам за работу, за сотрудничество, за вашу помощь в проведении урока и хочу вам подарить

Памятки Безопасного поведения на дорогах.

На памятках прикреплено домашнее задание: написать сочинение – рассуждение по теме: «Как изменилась ответственность участников дорожного движения за время существования транспорта?»

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Виды ответственности: административная, уголовная, гражданская, моральная.

Административная ответственность наступает за правонарушения, не представляющие значительной общественной опасности и не повлекшие тяжелых последствий (травмирования, гибели людей или существенный материальный ущерб).

К их числу относятся, например, различные грубые нарушения Правил – управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или без водительского удостоверения, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, обгон в опасных условиях, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и др.

Грубыми признаются нарушения Правил, из-за которых произошло ДТП или создалась такая обстановка, которая хотя и не повлекла, но могла повлечь ДТП.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения законодательство устанавливает следующие виды административных взысканий:

Лишение права управления транспортными средствами;

Закон устанавливает административную ответственность не только для водителей транспортных средств, но и для других участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, велосипедистов.

В практике чаще всего встречаются такие нарушения со стороны других участников дорожного движения, как: переход дороги в неустановленном месте, переход дороги на запрещающий сигнал светофора, внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего ТС, проезд на выступающих частях ТС, входе (выходе) в движущиеся ТС на ходу, управление велосипедом в состоянии опьянения.

При наложении взыскания учитываются характер правонарушения (грубое или не грубое), личность нарушителя, степень его вины, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Так, управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления этими средствами, а равно передача управления ТС лицу, не имеющему права управления, влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Например, если лицо передало управление ТС другому лицу, не имеющему водительского удостоверения, то оба лица наказываются одинаково.

Нарушение Правил пешеходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,3 МРОТ.

Нарушение Правил лицами, управляющими велосипедами, мопедами, а также пассажирами, влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 МРОТ. Если нарушения совершены этими же лицами в состоянии алкогольного опьянения, то сумма штрафа увеличивается от 0,5 до 1 МРОТ.

Уголовная ответственность наступает за правонарушения, представляющие общественную опасность и повлекшие тяжелые последствия (гибель и травмирование людей).

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей или их гибель.

Согласно статье 265 УК РФ наказываются лица, оставившие место ДТП, если при этом наступили последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ.

Гражданская ответственность наступает, если гражданину причинен моральный (физические или нравственные страдания) или материальный вред.

В этом случае согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Законом может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения ущерба (моральная ответственность).

Статья 1073 устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, отвечают его родители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст. 1074). Но если у этого несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен его родителями.

Опорный вопрос №1.

За какие правонарушения ПДД наступает административная ответственность и какие виды административных взысканий вы знаете?

Опорный вопрос №2.

Какие денежные взыскания (штрафы) и за что, согласно кодекса об Административных правонарушениях, налагаются на пешеходов?

Опорный вопрос №3.

За какие правонарушения ПДД наступает уголовная ответственность?

Ситуация для анализа.

Во время летних каникул два подростка, ученики 8-го класса, решили покататься на машине. Нет, машину они не угнали, а просто взяли из гаража родителей, не поставив последних в известность. Во время скоростных гонок по городу без соблюдения ПДД они были остановлены сотрудниками Дорожно-патрульной службы. Машина была отогнана к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в ближайшее отделение милиции.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ »

ТЕМА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Цель урока: добиться четкого понимания того, что ПДД — это закон для всех, соблюдение

которого яв­ляется обязательным. Познакомить с разделами «Ко­декса РФ об

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: Пособие Л.П. Оривенко «Уроки по ПДД в 5-9 классах»,

брошюры ПДД, «Кодекс РФ об админи­стративных

I. Вступительная часть

* Контроль знаний учащихся:

— Какие линии и обозначения на проезжей части относятся к горизонтальной разметке?

— Какие линии относятся к вертикальной разметке?

— Что называют дорожной разметкой?

— Каково назначение стоп-линии?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала:

Люди, нарушающие правила движения, могут оказаться не только жертвами дорожно-транспортных происшествий, но и их виновниками. Именно с этих пози­ций должен рассматриваться вопрос об ответственности граждан за нарушение норм безопасности движения.

За незначительные нарушения водитель получает предупреждение, за серьезные — штраф.

Нарушителя могут лишить права управления транспортным средством или привлечь к уголовной ответственности. Размер штрафа зависит от размера минималь­ной заработной платы.

На данный момент она составля­ет 4300руб. По «Кодексу об административных правонарушениях РФ» на пешехода, переходящего через до­рогу в неположенном месте, налагается штраф в разме­ра 0,1 от минимальной заработной платы, что составля­ет 430 руб.

Пешеходы и велосипедисты, нарушившие ПДД, мо­гут быть привлечены к ответственности в дисциплинар­ном, общественном и административном порядке. К чис­лу таких взысканий, в зависимости от характера нару­шений, относятся устное предупреждение, предупрежде­ние с сообщением о поступке в школу, родителям. К пешеходам, достигшим 16 лет, применяется такая мера административного взыскания, как штраф (до 16 лет штраф может быть наложен на родителей).

Перечень некоторых нарушений ПДД,

за которые предусмотрена административная ответственность

«Кодексом РФ об административных правонарушениях»

Наказания и меры

Передача управления ТС лицу, не имеющему при себе документов на право управления им

Предупреждение или штраф в размере 100 руб.

Управление ТС водителем¸ не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнем безопасности, а равно управл. мотоциклом либо перевозка пассажира без мотошлема или в не застегнутых мотошлемах.

Управление транспортными средст­вами лицами, не имеющими права управления этими средствами

Штраф 2500 руб. Отстр. от управлен. С помещением ТС на спец. стоянку

Управление ТС водителем, находящимися в состоянии опьянения.

ЛПТУ на 1,5-2 года. Изъятие ВУ. Задержание ТС с помещением ТС на спец. стоянку

Превышение установленной скорости движения ТС на величину не менее 10, но не более 20 км/ч.

Предупреждение или 100 руб.

Превышение установленной скорости движения ТС на величину не более 20, но не более 40 км/ч.

Превышение установленной скорости движения ТС на величину не более 40, но не более 60 км/ч.

Превышение установленной скорости движения ТС на величину не более 60.

2000-2500 руб. или ЛПТУ на 4-6 мес. Изъятие ВУ

Пересечение ж/д пути вне ж/д переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, либо запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на ж/д переезде

500 руб. или ЛПТУ на 3-6 мес. Изъятие ВУ

Для примера можно привести другие статья КоАП, см ПДД стр. 46-48.

Закончить урок можно решением задач и разбором ДТП в городе (районе) с участием несовершеннолетних.

— Какие меры могут применяться к водителям за нарушения ПДД?

— Могут ли водителя-нарушителя лишить права управления транспортным средством?

— Могут ли водителя-нарушителя привлечь к уголовной ответственности?

— От чего зависит размера штрафа, налагаемого на водителя-нарушителя?

V. Домашнее задание: Конспект. ПДД стр. 46-48.

ТЕМА: ИСТОРИЯ АВТОМОТОТРАНСПОРТА И ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО

ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Цель урока: Рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению

безопасности дорожного движения.

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: Пособие Л.П. Оривенко «Уроки по ПДД в 5-9 классах»,

рисунки, фотографии старинных и современных автомобилей, а также короткие рефераты учеников на тему: Современные отечественные и зарубежные модели автомототранспорта».

I. Вступительная часть

* Контроль знаний учащихся:

— Какое наказание могут получить люди, нарушающие ПДД, за незначительное нарушение?

— Какое наказание могут получить люди, нарушающие ПДД, за серьезное нарушение?

— За какие нарушения ПДД водитель может быть лишен права управления транспортным

— За какие нарушения ПДД водитель может быть привлечен к уголовной ответственности?

— К каким видам ответственности могут быть привлечены пешеходы и велосипедисты,

— С какого возраста пешеход может быть привлечен к административной ответственности в

— От чего зависит размера штрафа, налагаемого на водителя-нарушителя?

— Приведите 2-3 примера наказания и мер, применяемых к водителю-нарушителю в

соответствии с КоАП.

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала:

Изобретение пять—шесть тысяч лет тому назад коле­са решило многие транспортные проблемы, стоявшие перед человечеством. Но прошло время и широко ис­пользуемая на протяжении многих веков конная тяга не стала удовлетворять все нарастающие потребности в пе­редвижении. Идея использовать другие силы при дви­жении зарождалась в умах наиболее пытливых и сме­лых ученых, механиков, занятых изобретательством. Время от времени в разных странах кто-нибудь создавал различные механические диковинки, прообразы совре­менных велосипедов, удивляя своих сограждан. Случа­лось подобное и в земле Российской. В 1752 г. крепост­ной Леонтий Шамшуренков сладил «самобеглую коляс­ку». А четырьмя десятилетиями позже выдающийся ме ханик-самоучка Иван Кулибин создал свою знаменитую трехколесную «самокатку».

Создателем в 1769 г. первого парового автомобиля считается француз Николо-Жозеф Кюньо. Автомобиль с бензиновым двигателем — прототип современного — был построен в 1885—1886 гг. немецкими инженерами К. Бенцом и Г. Даймлером. Именно они официально признаны изобретателями автомобиля, хотя история упоминает имена и многих других создателей различ­ных вполне работоспособных конструкций.

Сто лет назад в России на Нижегородской ярмарке был показан моторный экипаж Яковлева и Фрезе, с ко­торого ведет начало история отечественного автомобиля. Немало достойных имен вписано в эту вековую исто­рию. Среди них Борис Григорьевич Луцкой. Он, будучи никому неизвестным студентом, усовершенствовал дви­гатель внутреннего сгорания Бенца и Даймлера, чем очень изумил всю профессуру и сразу же получил пред­ложение из Германии занять должность инженера, весь­ма почетную по тем временам. По его проекту была по­строена легковая машина на двоих — колеса велосипед­ного типа, управление с помощью длинного рычага, идущего от передних колес. Водители называли такой рычаг «коровьим хвостом».

Позднее конструктор усовершенствовал «четырехко­лесную самокатку» и заменил «коровий хвост» на ма­ленькую баранку. По проекту Луцкого был построен первый большегрузный автомобиль не только в России, но и в мире. Машину он назвал «моторной телегой». Без преувеличения можно сказать, что Борис Луцкой произ­вел подлинный переворот в отношении россиян к авто­мобилю как средству перевозки грузов. Правда, название, данное им своему творению, не прижилось. Почти одновременно с «моторной телегой» в русском лексиконе появилось слово «грузовоз», а несколько поз­же — «грузовик». «Грузовоз» мог поднять около 5 т гру­за, имел двигатель мощностью 13,5 лошадиных сил и двигался со скоростью 8,5 км/ч.

После пожара 1904 г., уничтожившего все самоход­ные экипажи петербургского главпочтамта, построен­ные Петром Фрезе, обратились к Луцкому. И уже в се­редине 1905 г. на улицах столицы появился первый желтый почтовый фургон по его конструкции, а к кон­цу 1906 г. в автомобильном парке главпочтамта уже бы­ло 12 автофургонов и два грузовика.

после гражданской воины, нашей стране досталось лишь 17 тыс. автомобилей зарубежного производства, многие из которых были неисправными. Появилась не­обходимость наладить производство отечественных авто­мобилей. И вот уже 7 ноября 1924 г. на Красную пло­щадь во время демонстрации вышла колонна отечест­венных автомобилей АМО-Ф-15. Этот год вошел в исто­рию как год советской автомобильной промышленности.

С тех пор наша автомобильная промышленность ста­ла стремительно развиваться. На месте бывших кустар­ных мастерских АМО был сооружен автомобильный за­вод (позднее им. Лихачева). В Ярославле на месте ре­монтных мастерских построили завод по выпуску грузо­виков.

В 1932 г. вошел в строй один из крупнейших в Ев­ропе автомобилестроительный завод в Горьком. Эти за­воды заложили основу отечественного автомобилестрое­ния.

Смотрите так же:  Статья штраф на работе

В годы Великой Отечественной войны за исключи­тельно короткий срок на базе эвакуированных цехов ЗИСа в Ульяновске, Челябинске, Миассе и некоторых других городах Урала были созданы новые предприя­тия, которые сразу же развернули производство автомо­билей для фронта.

После войны на смену устаревшим моделям пришли более современные, экономичные, удобные и безопас­ные. В 1946 г. вступил в строй завод легковых автомо­билей особо малого класса в Запорожье. Заводы в Мин­ске, Кременчуге, Кутаиси стали выпускать мощные гру­зовики. В строй действующих предприятий вошли заво­ды в Ульяновске, автобусные заводы в городах Львове, в Ликино Московской области, легковых автомобилей в Тольятти на Волге, завод грузовиков на реке Каме (вы­пускает КамАЗы). Кроме этих гигантских заводов, дей­ствует еще ряд других, которые выпускают автомобиль­ные краны, специальные машины и прицепы.

В Оренбурге вопрос о пассажирском автомобильном транспорте впервые был поставлен в 1908 году перед го­родской думой нижегородским купцом Кожебашкиным. Городская дума более полугода решала вопрос, а затем отклонила предложение. Потерпели поражение и другие предприниматели, делавшие попытки открыть автобус­ное движение в Оренбурге в последующие предреволю­ционные годы.

Оренбуржье в начале века было несколько легко­вых и грузовых автомобилей в личном пользовании предпринимателей.

Первое автомобильное движение по перевозке пасса­жиров в Оренбурге было открыто в 1925 году по двум маршрутам. Протяженность двух маршрутов составляла 9 км. На маршрутах работало четыре автобуса.

Сегодня по количеству перевезенных грузов и пасса­жиров автомобильный транспорт оставил далеко позади даже такой массовый вид транспорта, как железнодо­рожный. Такое широкое использование автомобилей объясняется тем, что они могут доставлять пассажиров и грузы от начала перевозки до места назначения без пе­ресадки и перегрузки.

Большой поток автомобилей на улицах и дорогах имеет и отрицательные последствия: двигаясь, они вы­брасывают в воздух отработанные газы и создают шум, что вредно влияет на окружающую среду и здоровье че­ловека. Конструкторы успешно работают над снижени­ем шума от автомобилей и токсичности отработанных газов. Выпускаются машины с двигателями, работаю­щими на сжиженном газе. Токсичность отработанных газов этих двигателей значительно ниже, чем у бензино­вых. Предназначены такие автомобили для работы в черте больших городов.

Скорости движения транспортных средств имеют очень большое значение для обеспечения все возрастаю­щих объемов перевозок грузов и пассажиров. Возраста­ние скоростей движения увеличивает пропускную спо­собность улиц, способствует разгрузке их от транспорт­ных потоков. Однако большое скопление машин и пеше­ходов не позволяет реализовать технические возможно­сти автомобилей по увеличению скорости.

Чтобы повысить скорость движения автомобилей, в городах совершенствуются дороги, строятся туннели, подземные пешеходные переходы; потоки транспортных средств отводятся от жилых массивов; узкие улицы ре­конструируются, заменяются широкими магистралями.

Вопросами организации движения, его регулирова­ния, контроля за точным соблюдением Правил дорожно­го движения, в первую очередь, занимается Государст­венная автомобильная инспекция. В ее составе действу­ет специальная дорожно-патрульная служба, которая регулирует движение транспортных средств и пешеходов на перекрестках, несет патрульного службу на ули­цах и дорогах. Госавтоинспекция присваивает гражда­нам квалификацию водителей после успешно сданных экзаменов, проверяет техническое состояние транспорт­ных средств, организует пропаганду Правил дорожного движения среди населения, контролирует состояние улиц и дорог с целью обеспечения безопасности движе­ния. На оживленных магистралях организуются специ­альные посты ГАИ, где вместе с сотрудниками ГАИ не­сут патрульного службу общественные автоинспекторы.

Обеспечение безопасности движения транспортных средств и пешеходов — общегосударственная задача, ре­шение ее зависит от многих условий, и вести эту работу должны не только взрослые: милиция и дружинники, педагоги и воспитатели, но и учащиеся.

Сейчас во многих школах, при клубах, домах детско­го творчества существуют отряды Юных инспекторов движения (ЮИД), а там, где их нет, они могут быть ор­ганизованы при вашем участии.

ЮИДовцы участвуют в пропаганде Правил дорожно­го движения в школе и по месту жительства, помогают младшим и престарелым в переходе улицы, следят, что­бы учащиеся не нарушали Правил, с помощью учителя устраивают игры по ПДД в младших классах и детских садах, оформляют кабинеты и уголки безопасности в школе, во внешкольных учреждениях, в детском саду, помогают в устройстве детской автоплощадки, проводят беседы, викторины и соревнования по ПДД, участвуют в районном (городском) слете ЮИД и в областном и Все­российском конкурсах «Безопасное колесо».

— Кто и в каком году соорудил «самобеглую коляс­ку»?

— В каком году вошел в строй один из крупнейших в Ев­ропе автомобилестроительный

— Когда было открыто первое автомобильное движение по перевозке пасса­жиров в Оренбурге?

V. Домашнее задание: Учить по конспекту (материал и вопросы в конспекте).

ТЕМА: ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ

Цель урока: урока: познакомить учащихся с историей созда­ния ПДД, проверить знания

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: Пособие Л.П. Оривенко «Уроки по ПДД в 5-9 классах»,

новые брошюры ПДД.

I. Вступительная часть

* Контроль знаний учащихся:

— Кто и в каком году соорудил «самобеглую коляс­ку»?

— В каком году вошел в строй один из крупнейших в Ев­ропе автомобилестроительный

— Когда было открыто первое автомобильное движение по перевозке пасса­жиров в

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала:

Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались еще тогда, когда безраздельно господствовали конные экипажи. В 1683 г. в России был издан именной указ, «сказанный разных чинов людям» царей Иоанна и Петра Алексеевичей: «Великим государям ведомо учи­нилось, — писалось в нем, — что многие учали ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по ули­це, небрежно людей побивают». Указ категорически за­прещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тог­да считали, что для того, чтобы кучер лучше видел до­рогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней вер­хом.

В 1730 г. был издан новый указ: «Извозчикам и про­чим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнуздан­ными, со всяким опасением и осторожностью, смирно».

В 1742 г. появился указ, в котором говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

В 1812 г. были введены правила, которые устанавли­вали правостороннее движение, ограничение скорости, требование к техническому состоянию экипажей, введе­ние» им номерных знаков. Это были попытки организа­ции движения экипажей. Систематических правил дви­жения по дорогам тогда не было. Пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным. Когда же по­мнились паровые, а затем и бензиновые автомобили, последовали и новые попытки, как в России, так и за рубежом, обеспечить безопасность движения.

Некоторые из них у нас сейчас могут вызвать лишь улыбку. Так, например, в Англии впереди парового экипажа шел человек с красным флагом и предупреждал встречных о приближении паровика, а заодно усмирял перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции ско­рость движения бензиновых автомобилей в населенных пунктах не должна была превышать скорости пешехода. Н Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет «бензиновая те­лежка». В ночное время езда на автомобиле вообще за­прещалась. Если водителя в пути заставала ночь, он должен был остановиться и ждать утра.

В те времена автомобилей в России было очень мало, поэтому вопросы безопасности еще стояли не так ост­ро. Но шли годы, увеличивалось количество автомоби­лей, мотоциклов, велосипедов, трамваев и других транс­портных средств. Задача создания условий безопасности движения требовала своего решения.

В России уже в 1897 г. Городские думы Москвы и Петербурга рассматривали вопрос об установлении спе­циальных правил для «автоматических экипажей», а три года спустя было утверждено «Обязательное поста­новление о порядке пассажирского и грузового движе­ния по городу С.-Петербургу на автомобилях». Этот до­кумент состоял из 46 параграфов и устанавливал требо­вания к водителям и автомобилям, порядок движения и правила стоянки. Так, разрешение на управление мог получить гражданин не моложе 21 года, грамотный и умеющий объясняться по-русски, при условии успеш­ной сдачи экзамена по вождению. Автомобили должны были быть зарегистрированы и иметь два номерных зна­ка (спереди и сзади). Был предусмотрен ежегодный обя­зательный технический осмотр в период с 1 марта по 1 апреля. Предельная разрешенная скорость движения в Москве составляла 20 верст в час, а для автомобилей ве­сом более 350 пудов — 12 верст в час. Параграф 41 это­го постановления гласил: «Если приближение автомати­ческого экипажа будет вызывать беспокойство у лоша­дей, водитель должен убавить скорость и в случае надоб­ности остановиться».

Первое упоминание о правилах движения мы нахо­дим в «Инструкции о пользовании автомобилями и мо­тоциклами и о порядке движения по г. Москве и ее ок­рестностям» в 1918 году. Два года спустя правила дви­жения были утверждены декретом Совета Народных Ко­миссаров. Этот исторический документ положил начало развитию советского законодательства в области безо­пасности дорожного движения. Декрет включал основ­ные требования к поведению водителей, а также прави­ла регистрации и технического контроля механических транспортных средств. Была регламентирована скорость движения автомобилей: для легковых — 25 верст в час, для грузовых — 15 верст в час. При этом ночью ско­рость для всех автомобилей, кроме пожарных, ограни­чивалась до 10 верст в час.

Для облегчения движения стали применяться до­рожные знаки, светофоры и дорожная разметка. Первые 4 знака, указывающие на наличие опасности, с символа­ми перекрестка, железнодорожного переезда, извилис­той дороги, неровностей на проезжей части были ут­верждены в 1909 г. Парижской конвенцией по автомо­бильному движению. Международная система дорожных знаков дополнилась в 1926 г. еще двумя — «Нео­храняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В 1931 г. на очередной конференции по дорожному движению в Женеве было увеличено до 26 число знаков, классифицированных по трем группам: предупреждающие, предписывающие и указательные. Вспомнить, сколько групп знаков в настоящих прави­лах (7) и сколько всего знаков (231).

До второй мировой войны в различных странах мира действовало две основные системы дорожных знаков, од-па из которых основана на применении символов, дру­гая — на применении надписей. По окончании второй ми­ровой войны была предпринята попытка создать единую | для всех стран мира систему дорожной сигнализации.

В 1949 г. в Женеве на очередной конференции по до­рожному движению приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках.

Вплоть до 1940 г. в нашей стране не было единых правил, и их разработка и утверждение относились к компетенции местных органов власти. В 1940 г. утвердили первые типовые Правила движения, на базе кото­рых на местах стали создаваться более или менее единообразные правила.

Первые, единые для всей страны Правила движения но улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР, введены в 1961 г. (они базировались на конвен­ции 1949 г.), затем были доработаны и просуществова­ли до 1973 г., когда их сменили Правила дорожного дви­жения, основанные на конвенциях 1968 и 1971 годов.

Со времени введения Правил 1973 г. в нашей стране произошли значительные изменения в практике организации дорожного движения, поэтому они несколько раз претерпевали изменения и дополнения. Последние ПДД были введены в действие 1 июля 1994 г. Что же нового они несли?

Появилось предписание об обязательном примене­нии ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями; обязанности пешеходов и водителей выделены в самостоятельные разделы. В один раздел объединены сигналы светофора и регулировщи­ка, появился новый раздел «Приоритет маршрутных транспортных средств», уточнены льготы для водите­лей-инвалидов; более детально регламентирован поря­док движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами; вве­дены новые термины («Участник дорожного движения», «Вынужденная остановка», «Недостаточная види­мость», «Тротуар», «Пешеходная дорожка», «Пешеход­ный переход» и т. д.). Принципиально по-новому трак­туется понятие «обгон». Теперь в качестве обгона рас­сматривается опережение транспортного средства, свя­занное с выездом с занимаемой полосы, а не только с выездом на полосу встречного движения.

Определенные изменения внесены в раздел «Ско­рость движения». В населенных пунктах для всех транспортных средств установлен единый предел скоро­сти — 60 км/ч. Мотоциклистам разрешена скорость на дорогах вне населенных пунктов 90 км/ч, включена норма скорости 110 км/ч на автомагистралях для легко­вых, а также грузовых автомобилей с разрешенной мак­симальной массой 3,5 т.

Стали более строгими требования к обеспечению бе­зопасности при перевозке людей в грузовых автомоби­лях. В приложение к Правилам вошел перечень усло­вий, касающихся технического состояния и комплекта­ции, при которых запрещается эксплуатация транспорт­ных средств.

В оставшееся на уроке время повторить ПДД по во­просам предыдущих уроков, решить дорожные задачи или разобрать ДТП.

— Когда делались попытки ввести правила езды по улицам и дорогам?

— В каком году были ут­верждены первые 4 знака, указывающие на наличие опасности и какие,

— Когда были введены первые, единые для всей страны Правила движения но улицам городов,