Банкротство статья 2019

Банкротство физлиц: мифы и реальность

Возможность обанкротиться у рядовых граждан России появилась с конца 2015 года, когда Федеральный закон «О банкротстве» пополнился главой «Банкротство гражданина», то есть государство стало признавать такую процедуру нормальной и законной.

Вместе с вступлением данной главы в силу появилась и масса околоюридических организаций, предлагающих свои недешевые медвежьи услуги в сфере банкротства граждан. Отличить их можно по следующим лозунгам: «Избавим вас от долгов», «Вернем вам спокойную жизнь», «Законно избавим от кредитов раз и навсегда», «Гарантируем банкротство физического лица», «Законным путем обеспечим списание Ваших долгов», «Договоримся с судебными приставами об отсрочке платежей», и иные аналогичные варианты.

И вообще, позиционируют банкротство как едва ли не счастливое событие в жизни гражданина. Если вы увидели любой подобный лозунг — можете сразу разворачиваться и уходить, вам эта фирма не подходит. Но в данной статье речь пойдет не о подобных фирмах, а совершенно о другом.

Итак, главное, что предлагают гражданам большинство околоюридических фирм — это:

— полное списание всех долгов;

— сбережение вашего имущества от взыскания.

Теперь же мы подошли к главному вопросу: почему нельзя верить ни одной фирме, гарантирующей полное избавление от долгов и сохранность вашего имущества.

Для этого стоит развенчать несколько мифов о банкротстве физического лица и рассказать о некоторых неблагоприятных последствиях банкротства, о которых умалчивают околоюридические организации.

Миф первый: банкротство физического лица гарантирует избавление от долгов

Если в процессе разбирательства выяснится, что в анкете банка при получении кредита вы указали недостоверный размер своей зарплаты, недостоверное место работы, и т.п., то вместо банкротства вам гарантируется уголовная ответственность по статье 159.1 УК РФ «Мошенничество в сфере кредитования», и, само собой разумеется, что освобождения от долгов вам уже не видать, а вместо этого вы рискуете отправиться в исправительную колонию или на исправительные работы.

Кроме того, статья 213.28 Федерального закона о банкротстве указывает, что гражданин, признанный банкротом, освобождается далеко не от всех долгов.

В частности, не списываются долги:

— по возмещению вреда чужому здоровью или имуществу, а также по компенсации морального вреда;

— по текущим платежам, т.е. по тем, которые возникли в ходе процедуры банкротства, например, по оплате коммунальных услуг;

— по выплате заработной платы наемным работникам.

Не следует забывать и о том, что 24 марта 2016 года Арбитражный суд Новосибирской области вынес беспрецедентное решение по делу № А45-24580/2015 в отношении грузчика Валерия О., который был признан судом банкротом, но освобожден от долгов не был вообще. «С 15.11.20ХХ г. по настоящее время О. работает в ООО „А.“ в должности грузчика. Согласно справкам о доходах физического лица среднемесячный доход в 2013 г. за вычетом НДФЛ составил 17 805 рублей 43 копейки, в 2014 г. составил 21 485 рублей 05 копеек, по состоянию на 13.10.2015 г. по данным гражданина указанным в заявлении и финансового управляющего доход составил 21 623 рубля. Вместе с тем, ежемесячные платежи по кредитам составляли 23 616 рублей. Документальных доказательств, подтверждающих наличие иных источников дохода гражданина, в материалы дела не представлено. Из указанного следует, что О. принял на себя заведомо неисполнимые обязательства, что явно свидетельствует о его недобросовестном поведении в ущерб кредиторам.

Обращаясь с заявлением о признании банкротом, О. преследовал цель освобождения его от долгов. Объективных доказательств, позволяющих суду сделать иные выводы, в материалы дела не представлено. Довод должника о том, что исполнение кредитных обязательств прекращено из-за потери дополнительного заработка, судом не принимается во внимание, поскольку не подтверждается документально и не может являться основанием для освобождения от исполнения обязательств. Установленные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований неприменения в отношении О. правил об освобождении от исполнения обязательств», — указал в своем определении арбитражный суд.

Таким образом, даже признав гражданина банкротом, суд может не освободить его от долгов, и основанием для этого может оказаться малейшая недобросовестность в поведении должника как до начала процедуры банкротства, так и в процессе ее проведения. Валерий О. был первым.

Подобные решения, когда банкротом должника признают, но от долгов не освобождают, выносятся арбитражными судами все чаще. И, наконец, мы забыли упомянуть о таком этапе, как реструктуризация ваших долгов. Именно о ней ставится вопрос в суде при начале процедуры банкротства. И может случиться так, что вместо освобождения вас от долгов арбитражный суд примет решение о том, что вы по всем долгам будете должны ежемесячно уплачивать определенную сумму.

Скрыть свои доходы при этом не удастся — за этим будет за ваши же деньги с ревностью бдить финансовый управляющий.

Миф второй: процедура банкротства обойдется недорого

— 300 рублей — госпошлина при подаче заявления в суд;

— 25000 рублей — вознагражление финансовому управляющему;

— около 20000 рублей — за публикацию сведений о банкротстве.

Реальность: ни один закон не обязывает финансового управляющего браться за любое дело о банкротстве.

Средняя рыночная стоимость услуг финансового управляющего за ведение процедуры банкротства физического лица составляет 200000 рублей.

Финансовый управляющий, прежде чем взяться за ваше дело, посмотрит, сможет ли он получить эту сумму в виде процентов от суммы, полученной от реализации вашего имущества (а статья 20.6 Закона о банкротстве дополнительно к 25000 рублей устанавливает вознаграждение финансового управляющего в размере 7% от сумм, полученных от реализации вашего имущества и некоторых других махинаций в вашем отношении).

Если финансовый управляющий увидит, что с реализации вашего имущества он ничего получить не сможет, или получит мизерную сумму, то он предложит вам заплатить ему эти 200000 рублей, естественно, неофициально.

Если не оплатите — он не возьмется за Вваше дело, а суд прекратит производство по делу о вашем банкротстве. «Наглость! Произвол! Беспредел! Самоуправство! Нарушение прав гражданина!», — закричите вы. Да, то так.

Мы имеем дело с наглостью и произволом финансовых управляющих, аппетиты которых реально законом никак не ограничены. Но чтобы оспорить такие положения закона в Конституционном суде (что, в принципе, реально), вам опять же понадобится юрист, который бесплатно работать не будет. Сам процесс также займет время, в течение которого вас будет донимать банкиры, коллекторы и иные кредиторы.

Кроме того, вам следует помнить, что финансовый управляющий вам не помощник! Вы за свои деньги наняли его для того, чтобы он нашел путь, как высосать из вас побольше денег для кредиторов и своих 7% вознаграждения.

Он примет все меры к тому, чтобы найти спрятанное, по его мнению, вами имущество, легализовать ваши дополнительные доходы. Он будет признавать недействительными совершенные вами за последние три года сделки. Иными словами — «доить» вас всеми возможными способами.

Вы не должны верить ни одному слову финансового управляющего. А чтобы он вас не «кинул», вам потребуется юрист, на услуги которого придется также потратиться.

Миф третий: банкротство обезопасит имущество должника

Все остальное финансовый управляющий имеет право продать, а деньги от продажи отдать кредиторам. Не стоит надеяться на то, что вы убережете имущество от взыскания, если продадите или подарите его до обращения в суд.

Финансовый управляющий через суд будет признавать сделку недействительной. Именно за это он получает свои деньги, причем от вас же.

И, наконец, так называемые околоюридические или псевдоюридические организации умалчивают о негативных последствиях банкротства, которых в реальности более, чем достаточно.

1. В течение трех лет вы не сможете участвовать в управлении юридическим лицом. Не сможете быть учредителем или директором фирмы, не сможете открыть своего дела.

2. В течение пяти лет вы не сможете умалчивать о факте своего банкротства при взятии кредитов.

Если же вы о нем умолчите, не укажете в анкете банка, то это будет достаточным основанием для уголовного преследования вас. Маловероятно, что банки согласятся дать вам кредит.

3. Данные о вашем банкротстве доступны во многих открытых источниках: на сайте арбитражного суда и в так называемом реестре банкротов. Любой желающий сможет получить информацию о вашем банкротстве за 2 — 3 минуты.

А это значит, например, что работодатель тысячу раз подумает, брать ли вас на работу. Да-да, я знаю, что отказав вам из-за банкротства, он будет не прав. Но вам придется долго, несколько месяцев, доказывать это в суде. За любые услуги вам также придется быть готовым внести 100% предоплату, поскольку доверять вам вряд ли будут.

4. Не факт, что вас перестанут беспокоить наглые коллекторы. Да, тем, что они будут вас беспокоить, они нарушат закон. Но когда закон останавливал коллекторов? Чтобы их остановить, вам придется сначала расшевелить правоохранительные органы: судебных приставов (именно им с 1 января 2017 года подконтрольны коллекторы) и полицию. Не исключено, что вам придется судиться, чтобы заставить их выполнить свою работу.

5. Если вам за долги отключили коммунальные услуги, ваше банкротство не является основанием для того, чтобы их вам снова подключили. Закон просто не обязывает коммунальщиков этого делать.

Они все равно будут требовать от вас оплаты всей задолженности, пока не оплатите — не подключат.

Итак, если вы решились на банкротство, то стоит подумать:

— нужна ли вам эта процедура, выгодна ли она вам;

— насколько негативными могут оказаться для вас последствия этой процедуры;

— сможете ли вы оплатить эту процедуру;

— насколько реальным является избавление вас от долгов по итогам процедуры;

— не окажется ли так, что вы впустую потратите свои деньги;

— можно ли доверять той фирме, в которую вы собираетесь обратиться.

И в заключение хочется напомнить, что банкротство — это крайняя мера, и не ко всем ситуациям подходящая и столь выгодная, как рекламируют не слишком добросовестные конторы.

Если сравнивать процедуры по урегулированию отношений с кредиторами с медицинскими процедурами, то досудебное и судебное урегулирование — это терапия, а банкротство — это ампутация больного органа, и оправдана она лишь в крайних случаях. Не стоит забывать о профилактике, нужно воздерживаться от необдуманных кредитов и стараться своевременно урегулировать все вопросы с возникшей задолженностью.

Что такое преднамеренное банкротство?

Преднамеренное банкротство – ни что иное, как один из видов экономического преступления. Выражается оно в искусственном создании ситуации, при которой компания перестает быть платежеспособной.

В результате таких действий руководства наступает разорение юридического лица. Как следствие, оно не в состоянии платить по счетам и удовлетворять требованиям кредиторов.

Не приходится даже сомневаться, что такое преднамеренное банкротство – процедура незаконная и уголовно наказуемая.

Преднамеренное банкротство определено ст.196 УК РФ и является искусственно созданной ситуацией, направленной на списание задолженности.

Цель преднамеренного банкротства

В процедуре преднамеренного банкротства могут быть заинтересованы как юридические лица, так и физические. Цель и в том, и в другом случае одна – избавиться от имеющихся долгов.

Для достижения поставленной цели, руководители бизнеса заранее продумывают последовательность мероприятий, которые могли бы привести к банкротству.

По понятным причинам для кредиторов такой вид разорения является невыгодным решением ситуации, ведь они теряют собственные деньги. Что в дальнейшем может привести к их финансовой нестабильности.

Поэтому главная цель преднамеренного банкротства – ввести в заблуждение кредиторов, создать видимость неизбежности произошедшего и с наименьшими потерями избавиться от имеющихся долгов.

Отличие преднамеренного банкротства от фиктивного

Эти два вида банкротств отличаются по многим параметрам, начиная от преследуемой цели и заканчивая уровнем ответственности.

Главное отличие преднамеренного банкротства от фиктивного в том, что руководство компании ставит целью личное обогащение за счет незаконного вывода средств из активов компании. Такая ситуация может сложиться и в результате бездействия руководства.

Смотрите так же:  Патент на работу для иностранных граждан с 2019 года в воронеже

В комментарии к ст. 196 УК РФ под этим понятием значится создание искусственной кредиторской задолженности, нежелание предпринимать какие-либо действия для роста экономической стабильности предприятия. В результате юридическое лицо становится неплатежеспособным и признается банкротом.

Фиктивное банкротство ставит несколько иные цели. Руководство в стремлении отсрочить выплаты по имеющимся платежам, подает в арбитражный суд заведомо ложную информацию о своем финансовом состоянии.

Таким образом они могут рассчитывать на продление льготного периода, за который появится возможность погасить образовавшуюся задолженность или вовсе избавиться от обременительного долга.

Но это в том случае, если удастся ввести кредитора в заблуждение, и они будет на столько лояльны, что простят образовавшийся долг.

И преднамеренное, и фиктивное банкротство являются в одинаковой степени незаконными процедурами и влекут административную и уголовную ответственность.

Признаки преднамеренного банкротства юридического лица

Уголовный кодекс определил признаки банкротства как:

  • наличие денежных долгов;
  • невозможность взноса выплат по платежам;
  • постановление арбитражного суда, признавшего предприятие несостоятельным плательщиком.

Стоит отметить, что чисто внешне предприятие, прошедшее процедуру преднамеренного банкротства удовлетворяет первым двум пунктам.

А вот для получения постановления от арбитражного суда вся документация предприятия должна быть изучена арбитражным управляющим.

В результате аудиторской проверки, инвентаризации при сопоставлении фактов он может прийти к выводу, что вся ситуация с банкротством имеет искусственный характер.

По каким признакам можно определить преднамеренное банкротство юридического лица:

  • Если должник начинает пытаться скрыть истинное положение вещей по состоянию активов или имущества;
  • Несвоевременное предоставление всех требуемых финансовых бумаг, их неполное предоставление, наличие поддельных документов, включая бухгалтерские отчеты по приходам-расходам средств на предприятие;
  • Если проверка выявила резкое снижение дохода или, наоборот, увеличение оборотов;
  • Большие неоплаченные долги дебиторами, которые никто не пытается вернуть;
  • Большие финансовые вложения в то время, когда предприятие по факту уже прекратило выплаты по счетам и начинает образовываться долг перед кредиторами;
  • Значительные передвижение финансовых запасов предприятия, как в активных, так и в пассивных запасах.
  • Значительное увеличение долгов по заработной плате и выплате дивидендов.

Для получения полной картины происходящего арбитражный управляющий всесторонне изучает документацию, предприятия:

  • учредительные документы организации;
  • все бухгалтерские отчеты;
  • полный реестр долгов;
  • внимательно изучается список кредиторов и дебиторов;
  • поднимаются все справки, сдаваемые в налоговую инспекцию, при наличии изучаются все результаты предыдущих аудиторских проверок.
  • внимательно изучаются бумаги судебных разбирательств, если таковые имели место быть.

Не проходят мимо внимания проверяющих и все сделки, которые заключило предприятие за последние несколько лет. Особенно если это касается продажи какого-либо имущества.

Особого внимания заслуживают сделки, в результате которых организация лишилась части своего имущества по неоправданно низкой стоимости, невыгодной для предприятия. Именно такие соглашения и становятся чаще всего причиной неплатежеспособности в дальнейшем.

Если возникают подозрения, что руководители давно и планомерно вели предприятие к процедуре преднамеренного банкротства, то проверяющие могут запросить документы за более ранние сроки. В них могут быть более явные доказательства совершенного преступления.

Все результаты проверки проверяющие отражают в специальном заключении, где имеется доказательная база, туда же прикладываются расчеты финансовой деятельности.

Кто может подать заявление? Ходатайство о проверке предприятия на предмет преднамеренного банкротства может подать любое заинтересованное лица.

Чаще всего таковым является кредитор, перед которым предприятие не исполняет финансовых обязательств.

По результату такого обращения назначается экспертиза, подтверждающая или опровергающая факт преднамеренного банкротства.

Признаки преднамеренного банкротства физического лица

Желание ввести в заблуждение проверяющих и кредиторов может возникнуть не только у руководителей крупных предприятий, но и у небольших ИП, проще говоря – физических лиц. Ведь любой бизнес не застрахован от разорения.

Был у предпринимателя один цветочный ларек, он приносил стабильный доход. В какой-то момент бизнесмен решает расширить бизнес и открывает еще несколько торговых точек. Но тут резко поднимаются оптовые цены на цветы, имеющегося капитала не хватает для закупки обычной партии.

Приходится брать меньший объем товара либо лезть в долг, при этом розничную цену он также вынужден поднимать. Люди неохотно покупают подорожавшие букеты, объемы продаж резко падают.

В результате предприниматель становится неплатежеспособным и вынужден признать себя банкротом.

Но среди физических лиц также находятся те, кто не прочь избавиться от накопившихся долгов и списать образовавшиеся задолженности путем признания себя неплатежеспособным.

Тем более, что российское законодательство после некоторых поправок от 1 октября 2015 года сделала эту процедуру реальной. Но с оговоркой, физическое лицо может признать себя банкротом не чаще одного раза в пять лет.

Но если в случае с владельцем малого бизнеса все более менее понятно, то с обычным физическим лицом, не все так просто.

А ведь и такой человек может оказаться в сложной для себя ситуации, когда на руках ипотека, кредиты, а работодатель резко «уронил» выплаты или вовсе приостановил выдачу заработной платы. А тут еще коллекторы наседают.

Как в таком случае быть? Законодательство еще не создало универсального алгоритма помощи таким гражданам, и они вынуждены решать свои проблемы самостоятельно.

Так какие же признакам обладает преднамеренное банкротство физического лица:

  • Продажа движимого и недвижимого имущества по явно заниженным ценам, невыгодным для пострадавшего;
  • Выставление необоснованно низких цен на свои товары и услуги, что неоправданно даже в попытке привлечь нового клиента;
  • На балансе остается только неликвидное имущество, не представляющее особой ценности и не способное в случае продажи покрыть все образовавшиеся долги;
  • Заключение заведомо провальных сделок.

Все эти и многие другие действия могут обнаружить проверяющие, работая с документацией физического лица.

Предприниматель может готовиться к процедуре заблаговременно, поэтому имеет смысл изучать бумаги за несколько последних лет.

Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

Их можно выявить не только в процессе прохождения процедуры банкротства, но и в период подготовки к данной процедуре. Выявление признаков преднамеренности проходит в несколько шагов.

Последовательность такова: первым делом проводится анализ платежеспособности должника, определяется динамика роста и падений.

Делается поквартальный анализ, который помогает определить динамику роста или падений финансовых средств на счетах.

Если показатели слишком отличаются от средних, то начинается более детальное изучение бумаг.

Если результат первичной проверки выявил ухудшение как минимум по двум пунктам, то проверяющие переходят ко второму шагу проверки. Здесь проходит подетальней анализ всей финансовой деятельности должника.

Устанавливаются причины, приведшие к росту долгов и неуплат. Проверяющие внимательно изучают все сделки и продажи, определяется их выгода.

В случае, если используемая методика расследования не дала возможности получить заключение о том, когда именно началось ухудшение финансового состояния счетов, то проверяющий начинает просматривать документацию за более ранний период.

До тех пор, пока не станет понятно, в какой момент и по какой причине рентабельность предприятия пошла на спад.

Особое внимание уделяется сделкам, которые были заключены в разрез реальным рыночным условиям. Это могут быть сделки:

  • по отчуждению имущества, в результате которого было получено менее ценное имущество, не способное заменить отданное;
  • купли-продажи на очевидно невыгодных для должника условиях или продажа имущества, без которого предприятие не в силах выполнять взятые на себя обязательства;
  • по приобретению неликвидного оборудования, которое не в силах улучшить выработку;
  • по замене взятых ранее обязательств на менее выгодные.

Под пристальное внимание проверяющих попадет и то, по какой стоимости отпускаются товары ил услуги должником.

Если рыночная стоимость последних будет чрезвычайно низкой или, наоборот, неоправданно высокой, к руководителям возникнуть дополнительные вопросы.

По завершению работы проверяющий должен вынести свой вердикт:

  1. Признаки преднамеренного банкротства отсутствуют и руководством компании были исчерпаны все возможности для того, чтобы улучшить финансовое благополучие организации.
  2. Руководство действительно приложило все усилия, чтобы привести предприятие к преднамеренному банкротству. Этот вывод подкрепляется соответствующими документами, договорами, отчетами, в которых четко прослеживается динамика роста и падения доходности.
  3. Сделать полный анализ работы предприятия невозможно, так как руководство отказывается своевременно предоставлять необходимую для проверки документацию или присутствует явный подлог отчетов.

Ответственность

Как и любое неправомерное действие, преднамеренное банкротство влечет за собой серьезную ответственность.

В зависимости от состава преступления зависит и наказание:

  • Так, в 2019 году за такое преступление можно расстаться с собственными денежными средствами в размере от 200 000 до 50 000 рублей. Эта сумма может быть заменена на суммарный доход за последние 1-3 года должника;
  • Должник может быть приговорен к принудительным работам на срок до пяти лет;
  • За особо крупные деяния можно получить реальный срок заключения до шести лет, при этом виновного могут обязать выплатить до 200 000 рублей или суммарный доход за последние полтора года.

Судебная практика

На деле судебная практика по рассмотрению дел преднамеренного банкротства сводится к том, что чаще всего инициаторами данной процедуры становятся руководители компании.

Цель одна – личное обогащение. Гораздо реже с таким предложением выступают учредители.

Грядущие изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «Об ООО» или законодательные сюрпризы для должников.

Уже летом вступят в силу изменения в законы о несостоятельности (банкротстве) и об обществах с ограниченной ответственностью. 28 июня станет актуальна новая редакция закона о несостоятельности (банкротстве).
По порядку, основные положения:

В статье 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меняется п. 5. Сейчас заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности рассматривается арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о банкротстве должника, и после завершения конкурсного производства не может быть подано. Летом же расширяется перечень обстоятельств, при которых можно подать заявление о субсидиарной ответственности: если заявление было подано после завершения конкурсного производства, либо судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

На основании нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности теперь может быть подано не только конкурсным управляющим или собранием/комитетом кредиторов. В круг уполномоченных на подачу заявления в суд теперь входит представитель работников должника, работник, бывший работник должника или уполномоченный орган, задолженность которых образовалась после истечения срока, предусмотренного пп. 2 и 3 ст. 9.

Если суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, то вопрос о привлечении к ответственности за несвоевременную подачу заявления должен рассматривать этот же суд.

Изменились положения о невозможности определения размера ответственности. В текущей редакции, если на момент рассмотрения заявления по основанию «должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц», суд приостанавливает рассмотрение заявления до окончания расчетов с кредиторами. Будущая редакция меняет данное положение: суд выносит определение, согласно которому руководство фирмы привлекается к ответственности, заявление о привлечении к ответственности приостанавливается до окончания расчетов с кредиторами, либо до окончания рассмотрения требований кредиторов. После того, как расчеты с кредиторами будут завершены, конкурсный управляющий ходатайствует в суде о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. Причем, в ходатайстве необходимо указать размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию в пользу каждого лица.

Хотим отметить, что одним из изменений, которое вступит в силу только с 1 января 2019 года, станет повышение минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих с 20 миллионов рублей до 50, и если сейчас размер компенсационной выплаты может быть не более пяти миллионов рублей, в 2019 году он не сможет превышать пятидесяти процентов компенсационного фонда. Таким образом, законодатель повышает ответственность арбитражных управляющих за ненадлежащее исполнение обязанностей. По мнению специалистов, такая финансовая нагрузка на арбитражных управляющих может разорить две трети СРО за 4-6 месяцев, что приведет к дефициту таких специалистов. Так, активы банкротящихся фирм останутся замороженными по всей стране, и государство не получит свои деньги с продажи имущества банкротов на торгах. Однако остается понятно, что законодатель всё же принял данную норму с целью дополнительной защиты кредиторов от ненадлежащего исполнения арбитражными управляющими своих обязанностей, а значит, спрос с должников станет только больше.

Смотрите так же:  Фз изменения в закон об осаго

Относительно изменений в ФЗ «Об ООО».

Новый пункт 3.1. в статье 3 ФЗ «Об ООО» устанавливает ответственность за оставление фирмы на произвол судьбы. Если фирма более года не вела деятельность и не отчитывалась перед налоговой инспекцией, ее не требуется ликвидировать – налоговая самостоятельно исключала фирму из единого государственного реестра юридических лиц, и чтобы привлечь к ответственности контролирующих лиц, нужно было восстановить ООО в реестре, возбуждать процедуру банкротства. Пункт 3.1. статьи 3 устанавливает норму, согласно которой исключение общества из реестра влечет последствия, предусмотренные законодательством для отказа основного должника от исполнения обязательства. Так, если лица, ответственные за нормальное функционирование ООО действовали недобросовестно, на них накладывается субсидиарная ответственность по обязательствам общества. Данная норма подкрепляет нововведения из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ужесточая ответственность контролирующих должника лиц.

Положения о ликвидации общества (ст. 57) также претерпели изменения. После вступления в силу поправок, срок ликвидации общества не может превышать один год, а если за год провести ликвидацию невозможно, суд может продлить срок, но не более чем на шесть месяцев. Если решение о ликвидации будет отменено, повторное решение можно будет принять не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения изменений об этом в ЕГРЮЛ.

Так, скорые поправки существенно повлияют на отношения кредиторов и недобросовестных должников. Сроки привлечения к ответственности увеличены, сроки ликвидации ограничены. Для привлечения контролирующих лиц к ответственности кредиторы больше не привязаны к процедуре банкротства. Просто так «слить» ООО теперь не получится – ответственность самих должников и арбитражных управляющих повышается, что по замыслу законодателя, конечно, должно привести к общему понижению задолженностей перед кредиторами.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 мая, 1, 12, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля, 29, 30 декабря 2012 г., 7, 28 июня, 2, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 1, 22, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 26, 29 июля, 25 ноября, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 1 июля, 3 августа, 12, 28 ноября, 18 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.

Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59

О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58

О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N 130

О вопросах применения настоящего Федерального закона см. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4, от 15 декабря 2004 г. N 29, от 30 ноября 2006 г. N 57, от 20 декабря 2006 г. N 67, от 30 апреля 2009 г. N 32, а также Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 93, от 4 мая 2006 г. N 108, от 14 апреля 2009 г. N 128 и N 129

О ликвидации юридических лиц см. письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

26 октября 2002 года

Новый Федеральный закон содержит ряд существенных изменений в области законодательного регулирования процедур банкротства, касающихся:

— обеспечения прав и законных интересов кредиторов;

— защиты прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации — должника;

— изменения статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего;

— установления необходимых особенностей банкротства для отдельных категорий должников.

Расширен круг юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Увеличиваются размеры денежных требований к должникам, при наличии которых может быть возбуждено дело о банкротстве (к должнику — юридическому лицу в совокупности — не менее ста тысяч руб., к должнику-гражданину — не менее десяти тысяч руб.).

Решен вопрос об очередности удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, при этом соблюдаются права работников и социально уязвимых категорий граждан. Кредиторы, требования которых обеспечены залогом, наделяются преимущественным правом на получение средств при реализации предмета залога. При этом требования не удовлетворенные за счет реализации предмета залога удовлетворяется в общем порядке наравне с другими кредиторами третьей очереди.

Установлена возможность досрочных расчетов с кредиторами в ходе внешнего управления.

Усовершенствована процедура заключения мирового соглашения: установлена возможность расторжения мирового соглашения, в случае, если оно предусматривает худшие условия для кредиторов по сравнению с установленными законом, детализирован порядок и последствия обжалования мирового соглашения, а также его расторжения.

Усовершенствован порядок продажи имущества должника. Предусмотрена обязательность проведения открытых торгов по продаже имущества должника, при этом начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.

Законом вводится новая реорганизационная процедура — финансовое оздоровление, что должно позволить при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Предусмотрена возможность возврата из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности, проведение дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления при условии согласия собственника должника.

Предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников: организаций оборонной промышленности, градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций и субъектов естественных монополий. В отношении организаций — субъектов естественных монополий изменения вступят в силу с 1 января 2005 года.

Со дня вступления в силу Федерального закона признается утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 года N6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а с 1 января 2005 года Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 231, положения которого вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и параграфа 6 главы IX настоящего Федерального закона, положения которого вступают в силу с 1 июля 2009 года. Положение абзаца одиннадцатого пункта 4 статьи 29 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении трех месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 2 ноября 2002 г. N 209-210, в «Российской газете» от 2 ноября 2002 г. N 209-210, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 ноября 2018 г. и применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций и дел о принудительной ликвидации кредитных организаций, производство по которым возбуждено после 23 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением пунктов 6 — 12 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 29 октября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г. и по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Смотрите так же:  Федеральный закон 204 от 29.06.2019

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением:

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением дел о банкротстве застройщиков, в которых начались расчеты с кредиторами третьей очереди

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 2, вступающего в силу с 1 января 2022 г., и пунктов 39, 43, 45 статьи 2, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 октября 2015 г.

Об особенностях применения названных изменений см. статью 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 4 статьи 139, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Об особенностях применения названных изменений см. пп. 6 — 9 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г., за исключением изменений, внесённых пунктами 5, 6, абзацем третим подпункта «б» пункта 10, пунктами 11 и 12 статьи 12 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 28, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

Изменения вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 390-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 4.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Об особенностях применения названных изменений см. статью 3 Федерального закона от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 12 предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Изменения в статьи 4.1, 63, 102, 134, 137 и 142 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в статьи 61.6, 180, 185.1 — 185.7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 5 Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 5 Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2008 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 октября 2005 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.