Большой договор россии и китая

Большой договор россии и китая

Аналитики считают, что взгляды России и Китая на то, как должен выглядеть современный мир, совпадают. Кроме политического взаимодействия страны добились больших успехов в торговом, инвестиционном и военно-техническом сотрудничестве. Однако кажущиеся безоблачными отношения России и Китая могут осложнить территориальные споры.

Неспокойное соседство

Взаимоотношения между Россией и Китаем берут начало с XIII века, когда оба государства входили в состав Монгольской империи, однако, впервые территориальный вопрос в двусторонних отношениях возник в конце XVII века. Тогда военное превосходство Китая заставило Московское государство отказаться от Приамурья и крепости Албазин по Нерчинскому договору 1689 года. После этого на границе почти 200 установился покой. В 1858 году ситуация изменилась: Китай вел войну против Великобритании и Франции, страну сотрясало восстание тайпинов, чем воспользовалась Российская империя, выдвинув свои территориальные претензии. Китай не располагал ресурсами для решения этого вопроса и был вынужден пойти на уступки.
С разницей в два года были составлены Айгунский договор 1858 года и Пекинский трактат 1860 года. Согласно этим документам левобережье Амура от реки Аргуни до устья отходили к русским, а Уссурийский край признавался общим владением вплоть до определения границы. Условия, в которых были подписаны оба договора, дали китайскому руководству повод называть их «неравноправными».

Впрочем, так китайские историки называли все невыгодные договоры. Считалось, что они навязаны Китаю европейскими державами путём давления и дипломатического шантажа. Идея борьбы за их отмену стала одной из основных идеологических баз для китайского правительства как до, так и после Синьхайской революции. Первая попытка пересмотра была сделана уже в начале XX века: на реке Амур китайцы пытались оспорить принадлежность нескольких островов и хуторов. В основном, такие споры удавалось решить в пользу России.

Ещё раз пересмотреть условия «неравноправных договоров» попыталось уже коммунистическое правительство во главе с Мао Цзедуном в 1964 году, когда начались работы по демаркации границы. Хотя Советы были готовы отказаться от «неравноправности», требования китайской стороны оказались ещё более значительными. Они включали остров Тарабаров и Большой Уссурийский.
Несмотря на очевидную беспочвенность таких претензий, дипломаты Поднебесной продолжали настаивать на своём. Дело в том, что территориальные претензии к соседним государствам стали в 1960-е гг. неотъемлемой частью внутриполитической борьбы в Китае. В ходе Культурной Революции Мао Цзедун стремился вернуть себе власть в партии, указав на внешних и связанных с ними внутренних врагов страны. Официальный печатный орган Коммунистической партии Китая «Жэньмин Жибяо», требовала возвращения Поднебесной не только Монголии, но и всего Приамурья, Уссурийского края, а также некоторых территорий на Алтае.

Конфликт на острове Даманский, в ходе которого обе стороны понесли значительные потери, надолго отложил решение территориальных споров между двумя странами. Только 16 мая 1991 года было подписано соглашение «О советско-китайской границе в её восточной части». В 1992 году, когда договор вступил в силу, у России и Китая появилась возможность окончательно установить и демаркировать границу. В ходе урегулирования территориальных споров с Китаем по нескольким двусторонним соглашениям в 1992-2008 гг. Россия передала Поднебесной остров Даманский, остров Тарабаров, часть территории острова Большой и западную часть острова Большой Уссурийский. Стоит отметить, что острова находятся в непосредственной близости от Хабаровска и имеют стратегическое значение. Однако эта уступка позволила демаркировать не только восточную часть российско-китайской границы, но и полностью определить прохождение её западной части с республикой Алтай.

Возможен ли пересмотр границы

В условиях укрепления российско-китайского сотрудничества сложно представить, что из-за исторических претензий может разгореться серьёзный конфликт. Действительно, Китай активно распространяет своё влияние на российском Дальнем Востоке. «Мягкая сила» Поднебесной выражается здесь в прямых иностранных инвестициях, предприятиях, миграции и торговле.
В 2016 году товарооборот Дальневосточного Федерального округа с КНР составил 6 млрд долларов. Министерство по развитию Дальнего Востока считает экономическое сотрудничество с Китаем важным фактором развития Дальнего Востока.

По мнению специалистов «Карнеги-Центра», экономическая экспансия Китая на Дальнем Востоке вызывает озабоченность у российского руководства и осложняет осуществление совместных проектов. При этом, несмотря на значительную «мягкую силу», китайская сторона не считает возможным военное противостояние с Россией за возвращение «Цинского наследия».
В 2013 году Департамент военной стратегии Китайской академии военных наук выпустил Третье Издание «Наука военной стратегии». Китайские специалисты подробно изучили вооруженный силы современной России, а также военно-промышленный комплекс страны. По мнению китайцев, Россия – мощная военная держава, готовая пойти на применение силы для защиты своих интересов и территориальной целостности, в том числе и на Дальнем Востоке.
Кроме того, надёжной гарантией неприкосновенности границы служат два соглашения: «об установлении мер военного доверия в приграничных районах» 1996 года и «о взаимном сокращении вооружённых сил в приграничных районах» 1997 года. Важно отметить, что в тексте договора 1996 года содержится обязательство соблюдать соглашения о российско-китайской границе. Таким образом, в руках Китая на сегодняшний момент остался лишь один инструмент восстановления небольших частей «Цинского наследия»: попытки изменить течение рек. Однако о возвращении всего Приамурья, части Алтая и Уссурийского края говорить не приходится.

В 2001 году в ходе визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором обе стороны признавали, что между ними нет никаких территориальных споров. Дальнейшее урегулирование по вопросу границы происходило в духе взаимного согласия, а передаваемые территории не были столь значительными по площади.
С точки зрения международного права, граница между Россией и КНР имеет статус урегулированной, то есть отсутствуют какие-либо основания для её пересмотра. То есть Китай не заявляет никаких притязаний на Приамурье. Однако история показывает, что официальная позиция КНР на международной арене и «для внутреннего пользования» может значительно различаться.

Такой позиции придерживается государственный «Айгунский музей» в городском округе Хэйхэ, месте подписания Айгунского договора 1858 года. В музее, закрытом для посещения русскими туристами, рассказывается об условиях, а которых подписывались «неравноправные договоры», а также о «зверствах русских», учинённых при высылке китайцев из Благовещенска в 1900 году. А китайские учебники истории и исторические и географические атласы обязательно содержат упоминания о «неравноправных договорах» с Российской империей, в них земли на Дальнем Востоке России называются «историческими владениями династии Цин».

Межгосударственные отношения России и Китая

Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях.

Китайская Народная Республика (КНР) и Советский Союз установили дипломатические отношения 2 октября 1949 года. СССР стал первым иностранным государством, которое объявило о признании КНР.

После распада СССР правительство КНР 24 декабря 1991 года признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза.

Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года.

Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие.

Ведется интенсивный политический диалог. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин ежегодно встречаются не менее пяти раз в год.

В июне 2016 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Китай. В ходе визита Владимир Путин встретился с главой КНР Си Цзиньпином и другими представителями руководства страны. Приоритетное внимание в ходе переговоров традиционно было уделено вопросам укрепления сотрудничества в экономической сфере, прежде всего энергетике. Стороны обсудили создание зоны свободной торговли между Китаем и ЕАЭС и участие КНР в проекте высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. По итогам переговоров стороны подписали солидный пакет соглашений, которые затронули самые разные аспекты сотрудничества: от космоса и энергетики до туризма и поставок зерна в Китай.

В 2016 году главы государств также провели двусторонние встречи во время саммитов ШОС 23 июня в Ташкенте (Узбекистан), «Группы двадцати» 4 сентября в Ханчжоу (Китай), БРИКС 15 октября в Гоа (Индия) и 19 ноября АТЭС в Лиме (Перу).

14-15 мая 2017 года президент России Владимир Путин в качестве главного гостя принял участие в международном форуме высокого уровня «Один пояс, один путь» в Пекине. Владимир Путин принял участие в церемонии открытия Международного форума и в заседании круглого стола. «На полях» мероприятия президент России провел отдельные встречи с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном.

3-4 июля 2017 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Россию с официальным визитом. В ходе переговоров обсуждались вопросы политического взаимодействия, торгово-экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества двух стран.

Президент России Владимир Путин вручил председателю КНР Си Цзиньпину Орден святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги в укреплении дружбы между народами России и Китая.

В рамках официального визита председателя КНР в Россию Владимир Путин и Си Цзиньпин провели встречу с представителями общественных организаций, деловых кругов и медиасообществ двух стран.

По итогам визита был подписан пакет межправительственных и коммерческих документов о сотрудничестве в различных областях.

В последующем Владимир Путин и Си Цзиньпин встречались «на полях» саммитов «Группы двадцати» (Гамбург, Германия, 7 июля), БРИКС (Сямэнь, Китай, 3-5 сентября) и АТЭС (Дананг, Вьетнам, 10 ноября).

8-10 июня 2018 года президент России Владимир Путин посетил Китай с государственным визитом. 8 июня состоялись переговоры Путина с председателем КНР Си Цзиньпином. Кроме того, главе Российского государства вручили награду — орден Дружбы КНР. Российский и китайский лидеры также посетили город Тяньцзинь.

9-10 июня Владимир Путин принял участие в саммите ШОС в городе Циндао.

В рамках государственного визита в КНР Владимир Путин также встретился с премьером Государственного совета Китая Ли Кэцяном.

26 июля на полях саммита БРИКС в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась встреча Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином.

С 1996 года действует механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая.

31 октября — 2 ноября 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев посетил Китай. В рамках визита состоялась 22-я регулярная встреча глав правительств России и Китая. Дмитрий Медведев также был принят председателем КНР Си Цзиньпином.

Действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству Совета Федерации и Государственной Думы с Всекитайским собранием народных представителей. На регулярной основе осуществляется обмен делегациями по линии профильных парламентских комитетов и комиссий, а также депутатских групп российско-китайской дружбы.

Проводятся консультации по стратегической безопасности. Очередной раунд состоялся в августе 2018 года в Москве.

Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются «на полях» международных мероприятий, в частности по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС. Между МИДами двух стран действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам, включая ситуацию на Украине, на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Позиция России по тайваньскому вопросу зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань.

Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономическое взаимодействие между Россией и Китаем. Китай с 2010 года является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации.

Главами двух государств поставлена задача по увеличению к 2020 году объема двустороннего товарооборота до 200 миллиардов долларов, а объема китайских прямых инвестиций в экономику России — до 12 миллиардов долларов.

По данным главного таможенного управления КНР, товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2017 года в долларовом эквиваленте вырос на 20,8% по сравнению с 2016 годом и составил 84 миллиарда долларов.

Китайский экспорт в Россию вырос на 14,8% — до 42,9 миллиарда долларов, а импорт из России увеличился на 27,7% — до 41,2 миллиарда долларов.

По данным ФТС РФ, товарооборот России с Китаем в 2017 году составил 86,964 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт — 38,922 миллиарда долларов и импорт — 48,042 миллиарда долларов.

По итогам первого полугодия 2018 года, объем взаимной торговли России и Китая составил 49,969 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт — 25,938 миллиарда долларов и импорт — 24,031 миллиарда долларов.

Смотрите так же:  Приказ о назначении главы

Российский экспорт в Китай представлен такими товарами как минеральные продукты, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них.

В структуре импорта России основная доля поставок приходится на машины, оборудование и транспортные средства, текстиль и обувь, продукцию химической промышленности, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, древесину и целлюлозно-бумажные изделия.

Одним из приоритетов развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества является активизация инвестиционного взаимодействия.

Масштабы взаимных инвестиций пока значительно отстают от объемов двусторонней торговли. При этом инвестиционные вложения Китая в российскую экономику значительно превосходят инвестиции России в Китай.

По линии Межправкомиссии по инвестиционному сотрудничеству реализуются более 70 приоритетных проектов на сумму свыше 20 миллиардов долларов.

Основными сферами китайских капиталовложений в России являются энергоресурсы, сельское и лесное хозяйство, строительство и производство стройматериалов, торговля, легкая и текстильная промышленность, производство бытовой электротехники, услуги и др.
Основные направления российских инвестиций в Китае — производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.

Компании двух стран также совместно реализуют целый ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения, ракетного двигателестроения, спутниковых навигационных систем, сооружения объектов инфраструктуры и др.

Россия является крупнейшим экспортером топлива на китайский рынок. В 2017 году было поставлено более 50 миллионов тонн нефти.
Энергетические компании России и Китая совместно участвуют в проекте по добыче и сжижению природного газа «Ямал СПГ». С декабря 2017 года китайские потребители получают газ с этого месторождения.

Сотрудничество между Китаем и Россией по развитию Дальнего Востока переживает период бурного роста. Китай является крупнейшей страной-поставщиком для Дальнего Востока России, вторым по величине импортером для региона и основным источником иностранного капитала. Все больше китайских предприятий становятся резидентами ТОРов (территория опережающего развития) и Свободного порта Владивосток. Согласно статистическим данным, китайские предприятия инвестировали в 28 проектов на Дальнем Востоке, включая такие сферы, как лесное хозяйство, сельское хозяйство, строительные материалы, легкая промышленность, горнодобывающая промышленность, торговля. Общий объем инвестиций составил около 4 миллиардов долларов.

В ноябре 2016 года министр обороны России Сергей Шойгу во время визита в Пекин отметил, что стороны вышли на уровень около трех миллиардов долларов годового объема по реализации контрактов различной направленности.

Активно развиваются российско-китайские связи в области образовательного, научного и культурного сотрудничества.

Осуществляется сотрудничество в области туризма. По итогам 2017 года Россию посетили 1,478 миллиона туристов из КНР (за 2016 год — 1,289 миллиона человек). Китай с туристическими целями в 2017 году посетили 2,003 миллиона россиян (за 2016 год — 1,676 миллиона россиян).

Россия и Китай подписали около 30 соглашений о сотрудничестве в самых разных сферах

Десятки соглашений о сотрудничестве между Россией и Китаем заключены сегодня. В Пекине Владимир Путин заявил: партнёрство выйдет на новый уровень. В перспективе речь может идти о создании единого экономического пространства на Евразийском континенте. Сейчас выполняются новые программы: в энергетике и туризме, строительстве и авиационной промышленности. Ещё один важный проект — в Поднебесной планируется запуск нового российского телеканала.

Когда дипломаты произносят фразу «тесные контакты между странами», не всегда понятно, что за этим стоит. Яркий пример таких контактов – это нынешние российско-китайские отношения. Судите сами. Меньше суток назад Владимир Путин и Си Цзинпин встречались в Ташкенте, на саммите ШОС. И вот, новое общение, на этот раз в Пекине. За последние три года это уже 17-я встреча и совершенно точно не последняя. Ведь совсем скоро, в сентябре, Китай будет принимать еще и саммит «большой двадцатки».

А пока церемония торжественной встречи. Государственные гимны, почетный караул, орудийные залпы и обязательные в таких случаях дети с яркими искусственными цветами в руках. Для Китая – это знак глубочайшего уважения.

Прежде чем пообщаться с Си Цзиньпином, Владимир Путин еще утром успел переговорить с председателем Всекитайского собрания народных депутатов и премьером госсовета Ли Кэцяном. Нынешний год для российско-китайских отношений юбилейный. 15 лет назад, в июле 2001 года был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. За эти годы Китай стал крупнейшим торговым партнером России. Причем схема торговли изменилась и постепенно уходит от – мы им энергоносители, они нам – ширпотреб.

«В этом году почти вдвое выросли продажи в Китай машин и оборудования из России. Благодаря совместным усилиям и благодаря очень доброжелательному отношению наших китайских друзей, мы меняем в нужном направлении структуру нашего товарооборота. На 30% возросли и аграрные продовольственные поставки на китайский рынок. Для снижения зависимости от внешней конъюнктуры мы расширяем и использование национальных валют во взаиморасчетах. Доля российского рубля в таких платежах составляет 3% китайского юаня и гораздо большую величину — в 9%. Причем последний показатель должен ощутимо вырасти после создания в России расчетно-клирингового центра для юаневых операций», — отметил Владимир Путин.

При этом необходимо сказать, что, несмотря на мировой финансовый кризис, а также антироссийские санкции, объем торговли между нашими странами растет.

«Мы с президентом Путиным вместе решили, что чем острее обстановка в мире, тем теснее нужно взаимодействовать нашим странам. Мы всегда выступаем за политическое урегулирование любых споров. А актуальные региональные проблемы надо решать путем дружественных консультаций», — подчеркнул Си Цзиньпин.

Сегодня было подписано около 30 соглашений о сотрудничестве в самых разных сферах: от космоса до обмена студентами вузов. И хотя энергетика все еще остается одним из главных направлений — здесь и увеличение поставок нефти из России, и строительство газопровода «Сила Сибири», упор делается на другое.

«Мы отметили факт того, что сотрудничество развивается, причем не только по поставкам сырья, энергетических ресурсов из России в Китайскую Народную Республику, а главное в создании совместных предприятий по разведке, добыче, переработке в энергетической отрасли по каждому направлению», — отметил министр энергетики РФ Александр Новак.

Подписано соглашение о строительстве на территории Китая газовых хранилищ. Ну, а вообще, и мы, и китайцы очень много строим друг у друга. Так, наши специалисты завершают Тяньваньскую атомную станцию. Ее запустят в 2018-м. Китайцы же участвуют в строительстве автодороги из Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном через Москву, Нижний, Казань и Оренбург, завершить которую планируется в 2019-м. Договорились сегодня и о строительстве новой железнодорожной магистрали Москва — Казань, поезда по которой пойдут со скоростью в 400 километров час.

«Подобная диверсификация транспортных и логистических маршрутов полностью вписывается в концепцию сопряжения Евразийского союза и экономического пояса Шелкового пути. Сегодня дан официальный старт переговорам по подготовке соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между нашими интеграционными проектами. В перспективе речь идет о выходе на новый уровень партнерства, подразумевающего построение общего экономического пространства на всем Евразийском континенте», — отметил Владимир Путин.

Еще два соглашения были подписаны в авиационной сфере. О создании широкофюзеляжного самолета, вмещающего до 300 пассажиров. По замыслу разработчиков, самолет должен составить конкуренцию «Аэробусам» и «Боингам», заняв существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах. Договорились и о работе над проектом тяжелого гражданского вертолета. Пока рекордсмен здесь — российский Ми-26, способный понимать до 20 тонн грузов. Как нам стало известно, разрабатываемый российско-китайский вертолет будет гораздо мощнее этой проверенной годами машины.

Развиваются и наши культурные связи. В одном из залов Дома народных собраний, где и проходили все сегодняшние переговоры, была развернута выставка о совместной поездке российских и китайских журналистов по приграничным регионам. Судя по заметкам, одним из особенных мест этой поездки стал китайский город Хэйхэ, власти которого позиционируют его как самый русский город.

Впрочем, не только в приграничных городах Китая можно услышать русскую речь. За последние годы практически исчезло такое понятие, как «челноки», перевозящие через границу тюки с одеждой из Китая. Вот так пустынно выглядят некогда заполненные так называемые «русские рынки». Зато в разы увеличился поток туристов как из Китая в Россию, так и наоборот.

И в продолжение темы культурных связей между нашими странами. В Китае хорошо знают русский. И вот уже здесь планируется запуск вещания нового российского телеканала.

«В ближайшее время начнет свое вещание для китайской аудитории третий российский телеканал «Катюша». Условились углублять контакты с китайскими партнерами и ИТАР-ТАСС, и Первый канал», — подчеркнул Владимир Путин.

Соглашение в присутствии лидеров России и Китая подписали Генеральный директор Первого канала и руководитель Центрального телевидения Китая.

«Это договор о совместном производстве фильмов, телевизионных программ. И что для нас очень важно, о выпуске Первого канала специальной версии, которая будет называться «Катюша». Это версия Первого канала с китайскими субтитрами, которая будет выходить специально для граждан Китайской Народной республики», — отметил гендиректор Первого канала Константин Эрнст.

Предполагается, что это будет совместное творчество наших и китайских телевизионщиков. Ведь тонкостей здесь множество. Например, выяснилось, что в Китае не любят дублированные фильмы. Местный зритель обращает внимание на интонации героев. Поэтому даже в кинотеатрах фильмы идут с субтитрами. А вот спортивных болельщиков новость, о которой сказал Владимир Путин, удивит.

«Со следующего сезона, мы говорили об этом на предыдущих встречах с нашим другом, с председателем КНР, со следующего года мы реализуем планы по участию китайской хоккейной команды «Красная звезда» «Унь Лунь» в Континентальной хоккейной лиге. Думаю, что это привлечет внимание болельщиков, люди будут с интересом и в Китае, в России, и в других странах, которые участвуют в этом, по сути, довольно широком международном мероприятии», — отметил Владимир Путин.

Мы можем показать нашим зрителям и эмблему, и, впервые, дизайн формы новой команды Континентальной хоккейной лиги, под названием «Красная звезда Кунлун». Тренерский штаб исключительно российский. Генеральный менеджер нового клуба родом из Чебаркуля. Как говорит, его дом в 300 метрах от места падения знаменитого чебаркульского метеорита. Теперь Владимир Кречин изучает китайский язык и китайских игроков.

Одна из задач, которую руководство Китая уже поставило перед своими хоккеистами, выиграть зимнюю Олимпиаду в Пекине в 2022 году. Играть команда будет в баскетбольном дворце Пекина, где проходили игры Олимпиады 2008 года. Сейчас здесь уже начинают устанавливать хоккейную коробку.

Что же касается завершения сегодняшнего насыщенного дня в Пекине, то он закончился торжественным концертом в честь 15-летия подписания Договора о добрососедстве, сотрудничестве и вечной дружбе и исполнением китайским хором без акцента «Калинки-малинки».

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой

Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года

Российская Федерация и Китайская Народная Республика, далее именуемые Договаривающимися Сторонами, опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами России и Китая, считая, что совместные российско-китайские декларации и заявления, подписанные и принятые главами двух государств в период с 1992 года по 2000 год, имеют важное значение для развития двусторонних отношений, убежденные в том, что укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними во всех областях отвечает коренным интересам их народов и способствует сохранению мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире, подтверждая свои обязательства по Уставу Организации Объединенных Наций и другим международным договорам, участницами которых они являются, желая способствовать утверждению нового справедливого и рационального международного порядка, основанного на строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, стремясь поднять отношения между ними на качественно новый уровень, преисполненные решимости передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение, договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

Договаривающиеся Стороны в своих взаимоотношениях не применяют силу или угрозу силой, не используют друг против друга экономические и иные способы давления и разрешают разногласия между собой исключительно мирными средствами в соответствии с положениями Устава ООН, другими общепризнанными принципами и нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны подтверждают обязательства не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты.

Договаривающиеся Стороны, взаимно уважая выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанный каждой из них в соответствии со своими внутренними условиями, обеспечивают долговременное и стабильное развитие отношений между двумя государствами.

Смотрите так же:  Доверенность на возврат билета ржд

Российская Сторона поддерживает политику Китайской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики.

Китайская Сторона поддерживает политику Российской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации.

Российская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 года по 2000 год. Российская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме.

Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая отсутствие взаимных территориальных претензий, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающиеся Стороны руководствуются международно-правовыми принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, неукоснительно соблюдают государственную границу между ними.

Договаривающиеся Стороны в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года продолжат переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. До разрешения этих вопросов они соблюдают статус-кво на еще не согласованных участках границы между ними.

Договаривающиеся Стороны осуществляют меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению вооруженных сил в районе границы на основе действующих соглашений. Договаривающиеся Стороны расширяют и углубляют меры доверия в военной области с целью укрепления безопасности каждой из них, упрочения региональной и международной стабильности.

Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности, основываясь на принципе разумной достаточности вооружений и вооруженных сил.

Военное и военно-техническое сотрудничество между Договаривающимися Сторонами, осуществляемое на основе соответствующих соглашений, не направлено против третьих государств.

Договаривающиеся Стороны не участвуют в каких‑либо союзах или блоках, не предпринимают каких‑либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.

Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.

В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.

Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, используя и совершенствуя механизм регулярных встреч на различных уровнях, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, важным и актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес.

Договаривающиеся Стороны выступают за строгое соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, против любых действий, направленных на оказание силового давления или на вмешательство под каким‑либо предлогом во внутренние дела суверенных государств, намерены прилагать активные усилия для укрепления международного мира, стабильности, развития и сотрудничества.

Договаривающиеся Стороны выступают против действий, которые могли бы создать угрозу международной стабильности, безопасности и миру, взаимодействуют в предотвращении международных конфликтов и их политическом урегулировании.

Договаривающиеся Стороны прилагают совместные усилия по поддержанию глобального стратегического баланса и стабильности, а также всемерно способствуют неукоснительному соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности.

Договаривающиеся Стороны активно содействуют процессу ядерного и химического разоружения, способствуют укреплению режима запрещения биологического оружия, осуществляют меры по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с ними технологий.

Договаривающиеся Стороны укрепляют сотрудничество в Организации Объединенных Наций, ее Совете Безопасности и специализированных учреждениях ООН. Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и наиболее универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.

Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют укреплению стабильности, утверждению атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в регионах, прилегающих к их территориям, и содействуют усилиям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам безопасности и сотрудничества.

Договаривающиеся Стороны регулируют отношения в области долговых прав и долговых обязательств на основе соответствующих двусторонних межправительственных соглашений и других документов, признают законные права и интересы друг друга в отношении активов и иного имущества одной Договаривающейся Стороны, находящихся на территории другой Договаривающейся Стороны.

Договаривающиеся Стороны на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия.

Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права.

Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, в том числе авторских и смежных прав, в соответствии со своим национальным законодательством и международными договорами, участницами которых они являются.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, а также в соответствии с положениями уставных документов таких учреждений, организаций и форумов способствуют вступлению одной Договаривающейся Стороны в те из них, членом (участницей) которых является другая Договаривающаяся Сторона.

Договаривающиеся Стороны сотрудничают в деле содействия осуществлению прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством каждой из них.

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также законами и правилами, действующими в каждой из них, предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, а также оказывают друг другу необходимую правовую помощь по гражданским и уголовным делам.

Соответствующие органы Договаривающихся Сторон на основе соответствующих законов рассматривают и решают проблемы и споры, возникающие в ходе сотрудничества и хозяйственной деятельности юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны.

Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, справедливого рационального использования пограничных водотоков, живых ресурсов в северной части Тихого океана и бассейнах пограничных рек, предпринимают совместные усилия для защиты редких видов флоры, фауны и природных экосистем в приграничных районах, а также осуществляют сотрудничество в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в обоих государствах и ликвидации их последствий.

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и международными обязательствами каждой из них активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, оружия и другой преступной деятельностью. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с нелегальной миграцией, в том числе с незаконным перемещением физических лиц через свои территории.

Договаривающиеся Стороны придают важное значение развитию контактов и сотрудничества между федеральными (центральными) органами законодательной и исполнительной властей обоих государств.

Договаривающиеся Стороны всемерно содействуют развитию контактов и сотрудничества между органами судебной власти обоих государств.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого‑либо третьего государства.

В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны активно содействуют заключению договоров в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами, который будет произведен в Пекине.

Настоящий Договор действует в течение двадцати лет. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не менее чем за один год до истечения соответствующего периода действия Договора не уведомит в письменной форме другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в Москве 16 июля 2001 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика в целях осуществления сотрудничества в области правовых отношений на основе уважения суверенитета и взаимности решили оказывать друг другу правовую помощь по гражданским и уголовным делам и с этой целью договорились о нижеследующем:

Раздел I
Общие положения

Статья 1
Правовая защита

1. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане другой Договаривающейся Стороны. Они имеют право обращаться в суды и другие учреждения, к компетенции которых относятся гражданские и уголовные дела, и могут возбуждать ходатайства и осуществлять другие процессуальные действия на тех же условиях, как и граждане другой Договаривающейся Стороны.

2. Положения пункта 1 применяются также к юридическим лицам, учрежденным на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.

3. Термин » гражданские дела «, употребляемый в настоящем Договоре, включает также торговые, брачно-семейные и трудовые дела.

Статья 2
Порядок сношений при оказании правовой помощи

1. При обращении с просьбами и оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам суды и другие компетентные учреждения Договаривающихся Сторон сносятся между собой через свои центральные учреждения, если настоящим Договором не установлено иное.

2. К центральным учреждениям, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи, относятся: со стороны Российской Федерации — Министерство юстиции России и Генеральная прокуратура России; со стороны Китайской Народной Республики — Министерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР.

1. При переписке центральные учреждения Договаривающихся Сторон пользуются официальным языком своей страны с приложением перевода на официальный язык другой Стороны или на английский язык.

2. Поручения об оказании правовой помощи и прилагаемые документы составляются на официальном языке запрашивающей Договаривающейся Стороны с приложением заверенного перевода на официальный язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны или на английский язык.

3. При выполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные учреждения Договаривающихся Сторон применяют официальный язык своей страны.

Статья 4
Гарантии в отношении свидетелей и экспертов

1. Свидетель или эксперт, явившийся по вызову суда или других компетентных учреждений запрашивающей Договаривающейся Стороны, переданному через запрашиваемую Договаривающуюся Сторону, независимо от его гражданства, не может быть в запрашивающем государстве привлечен к уголовной ответственности либо лишен свободы в любой форме за правонарушение, совершенное им до пересечения государственной границы, либо в связи с его свидетельскими показаниями, действиями в качестве эксперта или другими действиями, затрагивающими содержание разбирательства.

2. Свидетель или эксперт утрачивает предоставляемые пунктом 1 настоящей статьи гарантии, если он не покинет территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по истечении 15 дней после получения от нее уведомления о том, что в его присутствии больше нет необходимости, за исключением случаев, когда он не может своевременно покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по не зависящим от его обстоятельствам.

3. Упомянутый в пункте 1 настоящей статьи вызов передается в порядке, предусмотренном в статье 2 настоящего Договора. Вызов не должен содержать угрозы применения принудительных мер в случае неявки.

Статья 5
Расходы, связанные с оказанием правовой помощи

1. Договаривающиеся Стороны оказывают правовую помощь бесплатно.

2. Расходы на проезд, питание и проживание свидетеля или эксперта, явившегося по вызову на территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны, несет запрашивающая Договаривающаяся Сторона. Эксперт, кроме того, имеет право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить упомянутые лица. По их требованию компетентные учреждения запрашивающей Договаривающейся Стороны выплачивают аванс на покрытие указанных расходов.

Статья 6
Отказ от правовой помощи

Если запрашиваемая Договаривающаяся Сторона считает, что предоставление правовой помощи наносит ущерб ее суверенитету, безопасности или публичному порядку, она может отказать в предоставлении правовой помощи, сообщив, однако, запрашивающей Договаривающейся Стороне мотивы отказа.

Смотрите так же:  Имеет право муж на материнский капитал

Статья 7
Законодательство, применяемое при оказании правовой помощи

1. Запрашиваемое учреждение при оказании правовой помощи применяет законодательство своей страны.

2. При оказании правовой помощи по гражданским делам запрашиваемое учреждение может также применить по просьбе процессуальные нормы другой Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат основным принципам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Раздел II
Правовая помощь по гражданским делам

Глава 1
Судебные расходы

Статья 8
Освобождение от залога в обеспечение
судебных расходов

1. Суд Договаривающейся Стороны не должен обязывать гражданина другой Договаривающейся Стороны вносить залог в обеспечение судебных расходов на том только основании, что он является иностранцем или не имеет местожительства или местопребывания на территории данной Договаривающейся Стороны.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также и юридическим лицам, учрежденные на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.

Статья 9
Уплата судебных расходов

1. Гражданин одной из Договаривающихся Сторон на территории другой Договаривающейся Стороны уплачивает судебные расходы, включая вносимые предварительно суммы на равных условиях и в одинаковом объеме с гражданами этой Договаривающейся Стороны.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также к юридическим лицам, учрежденным на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.

Статья 10
Освобождение от судебных расходов

1. Гражданин одной из Договаривающихся Сторон на территории другой Договаривающейся Стороны освобождается от судебных расходов на равных условиях и в одинаковых пределах с гражданами этой Договаривающейся Стороны.

2. Гражданин одной из Договаривающихся Сторон, обращаясь с просьбой об освобождении от судебных расходов, должен представить выданные компетентными учреждениями по месту жительства или месту пребывания документы, удостоверяющие его личность и имущественное положение; если заявитель не имеет местожительства или местопребывания на территории Договаривающихся Сторон, он может представить указанные документы, выданные дипломатическим или консульским представительством своей страны.

Глава 2
Вручение документов и выполнение отдельных
процессуальных действий

Статья 11
Объем помощи

Договаривающиеся Стороны будут на взаимной основе вручать по просьбе судебные и внесудебные документы, допрашивать участников дела, свидетелей и экспертов, проводить экспертизу и осмотр на месте, а также выполнять другие процессуальные действия по сбору доказательств.

Статья 12
Направление поручения

1. Просьба о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий оформляется в виде поручения. Поручение должно содержать следующие сведения: наименование запрашивающего и запрашиваемого учреждения; фамилию и имя, гражданство, род занятий, местожительство или местопребывание заинтересованного лица и других лиц, имеющих отношение к поручению; фамилию и имя, адрес представителя; наименование дела, по которому запрашивается помощь; содержание просьбы; наименование документов, подлежащих вручению, а также иные сведения, которые могут способствовать исполнению поручения. Вместе с поручением должны быть предоставлены другие документы и материалы, которые необходимы для его исполнения.

2. Поручение и документы должны быть подписаны запрашивающим учреждением Договаривающейся Стороны и заверены его печатью.

Статья 13
Исполнение поручения

1. Если в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны исполнение поручения не входит в компетенцию судов и других компетентных учреждений, поручение может быть возвращено с объяснением мотивов отказа.

2. В случае, если запрашиваемое учреждение не вправе исполнить поручение, оно обязано направить указанное поручение на исполнение компетентным учреждениям, а также уведомить об этом запрашивающую Сторону.

3. Если запрашиваемое учреждение не имеет возможности исполнить поручение в связи с неточностью адреса, указанного в поручении, оно обязано предпринять надлежащие меры для уточнения адреса или же потребовать от запрашивающего учреждения представить дополнительные сведения.

4. Если уточнить адрес или исполнить поручение по другим причинам не представляется возможным, запрашиваемое учреждение обязано уведомить об этом запрашивающее учреждение и изложить причины, препятствующие исполнению поручения, а также вернуть все направленные документы и материалы.

Статья 14
Уведомление о результатах исполнения

1. Запрашиваемое учреждение обязано в порядке, предусмотренном в статье 2 настоящего Договора, в письменной форме уведомить запрашивающее учреждение о результатах исполнения поручения, а также направить документы, подтверждающие исполнение.

2. В документе, подтверждающем исполнение, должны быть указаны дата получения и подпись получателя, печать запрашиваемого учреждения, исполнявшего поручение, и подпись лица, исполнявшего поручение. Если получатель отказывается от получения, должны быть также указаны мотивы отказа от получения.

Статья 15
Вручение документов и выполнение отдельных процессуальных действий
через дипломатические представительства или консульские учреждения

Дипломатические представительства или консульские учреждения каждой из Договаривающихся Сторон, аккредитованные при другой Стороне, могут вручать судебные и внесудебные документы собственным гражданам, допрашивать их в качестве сторон в споре или в качестве свидетелей по делу. Эти действия, однако, не могут содержать мер принудительного характера и противоречить законодательству страны пребывания.

Глава 3
Признание и исполнение решений

Статья 16
Решения, подлежащие признанию и исполнению

1. Договаривающиеся Стороны обязаны в соответствии с положениями настоящего Договора признавать и, если это требуется по характеру решения, исполнять на своей территории следующие решения, вынесенные на территории другой Договаривающейся Стороны после вступления настоящего Договора в силу:

1) судебные решения по гражданским делам;

2) судебные решения о возмещении ущерба по уголовным делам;

3) решения третейского суда.

2. Термин » судебное решение «, употребляемый в настоящем Договоре, означает: в Российской Федерации — решение, определение, постановление суда, мировое соглашение, утвержденное судом, а также постановление судьи, вынесенное по существу гражданского дела; в Китайской Народной Республике — вынесенное судом решение, определение, постановление и акт примирения.

Статья 17
Ходатайство о признании и исполнении
судебного решения

1. Ходатайство о признании и исполнении судебного решения подается заявителем в суд, принявший это решение, и пересылается последним в суд другой Договаривающейся Стороны в предусмотренном в статье 2 настоящего Договора порядке. Если заявитель имеет местожительство или местопребывание на территории Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению, ходатайство может быть подано и непосредственно суду этой Договаривающейся Стороны.

2. Ходатайство должно быть составлено в форме, установленной запрашиваемой Договаривающейся Стороной. К нему прилагаются:

1) копия судебного решения, заверенная судом; если в копии отсутствует четкое указание на то, что решение вступило в силу и может быть исполнено, должен быть также приложен один экземпляр справки суда об этом;

2) документ, удостоверяющий, что стороне, не принявшей участия в процессе, было в установленном законом порядке вручено извещение о вызове в суд, а в случае ее недееспособности — что у нее был надлежащий представитель;

3) заверенный перевод упомянутого в настоящей статье ходатайства и соответствующих документов.

Статья 18
Порядок признания и исполнения судебного решения

1. Признание и исполнение судебного решения осуществляется в Договаривающейся Стороне, к которой обращено ходатайство, в соответствии с порядком, установленным ее законодательством.

2. Компетентное учреждение, к которому обращено ходатайство, рассматривает указанное решение на предмет соответствия его требованиям настоящего Договора, однако не может проверять его по существу дела.

Статья 19
Юридическая сила признания и исполнения

Признание или исполнение судом одной Договаривающейся Стороны решения суда другой Договаривающейся Стороны имеет такую же силу, как и признание или исполнение решения суда этой Стороны.

Статья 20
Отказ в признании и исполнении решения

В признании и исполнении судебного решения может быть отказано в одном из следующих случаев:

1) если в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, где вынесено решение, это решение не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

2) если в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, к которой обращено ходатайство о признании и исполнении решения, дело относится к исключительной компетенции суда запрашиваемой Стороны;

3) если не принявшей участие в процессе стороне не было вручено в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, учреждение которой приняло решение, извещение о вызове в суд или, при ее недееспособности, отсутствовал надлежащий представитель;

4) если по тому же правовому спору между теми же сторонами судом запрашиваемой Договаривающейся Стороны уже вынесено решение, вступившее в законную силу, или же он находится там на рассмотрении, или уже признано вступившее в законную силу решение третьей страны по этому делу;

5) если признание или исполнение решения может нанести ущерб суверенитету, безопасности или публичному порядку Стороны, к которой обращено ходатайство.

Статья 21
Признание и исполнение решений арбитража

Договаривающиеся Стороны будут взаимно признавать и исполнять решения арбитража другой Договаривающейся Стороны в соответствии с Нью-Йоркской Конвенцией о признании и исполнении арбитражных решений от 10 июня 1958 года.

Раздел III
Правовая помощь по уголовным делам

Статья 22
Объем помощи

Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять по просьбе поручения по уголовным делам о допросе свидетелей, потерпевших, экспертов, обвиняемых; производстве обыска, экспертизы, осмотра и других процессуальных действиях, связанных со сбором доказательств; о передаче вещественных доказательств и документов, ценностей, полученных в результате преступления, а также о вручении документов, связанных с производством по уголовному делу; информировать друг друга о результатах производства по уголовному делу.

Статья 23
Вручение документов и выполнение отдельных
процессуальных действий

1. Порядок вручения документов и выполнения отдельных процессуальных действий по уголовным делам определяется статьями 12 — 15 настоящего Договора.

2. При направлении вышеуказанных поручений должны быть указаны: квалификация преступления, обстоятельства совершения преступления и положения соответствующих законодательных актов.

Статья 24
Передача денег и материальных ценностей,
полученных в результате преступления

1. Договаривающаяся Сторона на основании требования другой Договаривающейся Стороны должна передать этой Договаривающейся Стороне деньги и материальные ценности, полученные обнаруженным на ее территории преступником в результате преступления, совершенного на территории другой Договаривающейся Стороны. Однако такая передача не должна ущемлять прав третьих лиц на эти ценности.

2. В случае, если вышеуказанные деньги и ценности необходимы для проведения на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны судебного разбирательства по другим неразрешенным уголовным делам, эта Сторона может временно приостановить их передачу.

Статья 25
Отказ в оказании правовой помощи по уголовным делам

Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона, помимо оснований, предусмотренных в статье 6 настоящего Договора, может отказать в предоставлении правовой помощи по уголовным делам по одному из следующих оснований:

1) деяние, указанное в поручении, по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны не является преступлением;

2) подозреваемый или преступник, указанный в поручении, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны и не находится на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны.

Статья 26
Уведомление о результатах судебного
разбирательства по уголовным делам

Договаривающиеся Стороны на основе взаимности передают друг другу копии вступивших в законную силу приговоров, вынесенных их судами в отношении граждан другой Договаривающейся Стороны.

Статья 27
Информация о ранее совершенных преступлениях

Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу по просьбе бесплатно сведения о судимости, необходимые им для рассмотрения уголовного дела в отношении лица, которое ранее было осуждено судом другой Стороны.

Раздел IV
Прочие положения

Статья 28
Обмен юридической информацией

Договаривающиеся Стороны по просьбе предоставляют друг другу информацию о действующем или действовавшем законодательстве и судебной практике.

Статья 29
Действительность документов

1. Документы, которые составлены или засвидетельствованы судом или другим компетентным учреждением одной Договаривающейся Стороны, действительны при наличии подписи и официальной печати. В таком виде они могут приниматься судом или другим компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны без легализации.

2. Официальные документы, составленные на территории одной Договаривающейся Стороны, пользуются доказательной силой официальных документов и на территории другой Договаривающейся Стороны.

Статья 30
Пересылка документов о гражданском
состоянии и других документов

Во исполнение настоящего Договора компетентные учреждения одной Договаривающейся Стороны по просьбам, полученным по дипломатическим каналам, бесплатно и без перевода пересылают другой Договаривающейся Стороне выписки из книг регистрации актов гражданского состояния, свидетельства об образовании, трудовом стаже и другие документы, которые касаются личных прав граждан другой Договаривающейся Стороны.

Статья 31
Вывоз вещей и перевод денежных сумм

Положения настоящего Договора и его исполнение не могут препятствовать исполнению обеими Договаривающимися Сторонами своих законов и положений о вывозе вещей и переводе денежных сумм за границу.

Статья 32
Разрешение споров

Споры, возникающие по вопросам толкования или исполнения настоящего Договора, должны разрешаться по дипломатическим каналам.

Раздел V
Заключительные положения

Статья 33
Ратификация и вступление в силу

Настоящий Договор подлежит ратификации, обмен ратификационными грамотами состоится в Москве. Настоящий Договор вступит в силу на тридцатый день после обмена ратификационными грамотами.

Статья 34
Прекращение действия

Настоящий Договор бессрочен и прекратит свое действие по истечении шести месяцев после направления любой из Договаривающихся Сторон письменного уведомления по дипломатическим каналам о прекращении его действия.

Настоящий Договор подписан в Пекине 19 июня 1992 года, в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Федерацию За Китайскую Народную Республику
Н.В. Федоров Цай Чен