Цензовые требования это

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ

(избирательные цензы) — предусмотренные в законе требования и ограничения, действующие в отношении избирателей и кандидатов на замещение выборных должностей в государственном аппарате, органах регионального и местного самоуправления. Избирательные квалификации различаются применительно к активному и пассивному избирательному праву, а также в зависимости от должностей. Для стран с демократическим режимом характерно сокращение числа подобных ограничений.

Для избирателей в большинстве стран устанавливаются цензы гражданства и возраста (например, 18 лет — в России, 21 год — в Латвии для активного избирательного права). В отдельных странах применяются цензы оседлости (требование проживать на территории избирательного округа в течение установленного срока — 12 месяцев до парламентских выборов в Канаде, 6 месяцев во Франции), ценз грамотности (умение читать и писать на государственном языке — Бразилия до 1988, Руанда). Практически нигде не используются имущественный ценз (наличие имущества или уплата налога в установленном размере), половой ценз (существовал для женщин в Италии до 1945, в Швейцарии — до 1871, существует в Кувейте).

Требования к кандидатам более жесткие (при пассивном избирательном праве). Для них может устанавливаться высокий возрастной ценз (35 лет — для Президента РФ, для Уполномоченного по правам человека в РФ), ценз оседлости (10 лет — для кандидата на пост Президента Республики Башкортостан и Республики Адыгея), языковой ценз (знание государственного языка республики требуется для Президента Республики Бурятия и Республики Тыва), образовательный, профессиональный и моральный ценз (наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, безупречная репутация для судей Конституционного Суда РФ). В ряде стран могут устанавливаться и иные ограничения: религиозный ценз (требование уважать и прославлять государственную религию для кандидата на пост Президента Алжира), национальный ценз (условие принадлежности к определенной этнической группе д ля Президента Туркменистана), идеологический ценз (лояльность принципам панча шила, лежащих в основе политической, экономической и духовной жизни общества, для кандидатов в депутаты парламента в Индонезии), воинский ценз (требование пройти обязательную военную службу для кандидатов в местные и региональные представительные органы на Кипре, во Франции и Турции). Кроме того, для определенных лиц устанавливаются случаи неизбираемости и несовместимости должностей, связанные с осуществлением определенной деятельности или занятием конкретной должности.

2) повышение правовой культуры избирателей; 3) повышение уровня профессиональной квалификации организаторов избирательного процесса

избирательной комиссии, комиссии референдума полномочий по.
указываются данные, важные для квалификации правонарушения.

Цензовые требования это

Понятие избирательного права. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями дол­жностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставля­емый таким образом мандат могут претендовать в установ­ленном порядке два или более кандидата. Термин «.избирательное право» имеет два значения:

— в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, свя­занные с выборами органов государства и местного самоуп­равления. Объективное избирательное право регулирует из­бирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами об­щественные отношения, в которых прямо или косвенно уча­ствуют граждане;

— в субъективном смысле — это гарантированная граж­данину государством возможность участвовать в выборах го­сударственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами че­ловека и гражданина.

Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего из­бирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не до­стигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп населения.

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирова­ния выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означа­ет право избирателя избирать и быть избранным непосред­ственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат — в США, Италии, Польше, президентов — в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право озна­чает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, кото­рая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные вы­боры могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет шта­тов Индии, трехступенчатыми — подавляющая часть Всеки­тайского собрания народных представителей.

Равное избирательное право. Принцип равного избира­тельного права предполагает равную для каждого избирате­ля возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших прояв­лений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы’ у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представи­тельных органов местного самоуправления в Баварии — по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это дости­гается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально — множественное голосова­ние). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

Принципу равного избирательного права также противо­речат куриальные выборы, которые заранее делят избирате­лей на группы — курии (например, по национальному, рели­гиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое пред­ставительство в собраниях народных представителей, в Бот­сване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избиратель­ные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принци­па равного избирательного права, имеющие целью гаранти­ровать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представи­тельство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствую­щие данные Межпарламентскому союзу.

Тайное голосование. Принцип тайного голосования состо­ит в исключении внешнего наблюдения и контроля за воле­изъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной сво­боды этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при оп­ределении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной право­вой системой. Он обычно сочетается с добровольной регис­трацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах на­зывают абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уро­вень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного кор­пуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного про­цесса, если закон устанавливает обязательный минимум уча­стия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Цензы избирательного права и ограничения избиратель­ного права. Круг лиц, за которыми конституция и избиратель­ные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов. Возрастной ценз означает признание за лицом избира­тельных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за ли­цами старше 18 лет: например, с 18 лет — в США, Великоб­ритании, Германии, Италии, с 20 лет — в Японии, Швейца­рии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избира­тельного права возрастные цензы выше. Например, прези­дентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демокра­тических государствах не устанавливается.

Смотрите так же:  Приказ 20 фнс

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии — 3 месяца, которые нужно прожить на территории избиратель­ного округа.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длитель­ностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором — не менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предпола-

гают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объе­мом образования. В настоящее время он почти не встреча­ется. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковы­вать конституцию страны. Применяется данный ценз в основ­ном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном пра­ве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре­деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенно­го размера. В XX в. этот ценз практически везде был отме­нен.

Моральный ценз предполагает определенные нравствен­ные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах — лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свобо­ды по приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный ценз предполагает принадлежность избира­теля к определенной религии. Например, в иранский парла­мент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Сегод­ня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функ­ции в частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не допускается совме­щение более двух выборных мандатов, кадровые военнослу­жащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

Неизбираемость — это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.

Словарь многих выражений . 2014 .

Смотреть что такое «цензовый» в других словарях:

ЦЕНЗОВЫЙ — ЦЕНЗОВЫЙ, цензовая, цензовое (спец.). прил. к ценз в 1 и 2 знач.; удовлетворяющий требованиям ценза. Цензовое предприятие. Цензовая промышленность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

цензовый — ЕНЗ, а, м. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

цензовый — относящийся к цензу, удовлетворяющий требованиям ценза. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. цензовый относящийся к цензу; удовлетворяющий требованиям ценза Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

Цензовый — прил. Удовлетворяющий требованиям ценза [ценз I]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

цензовый — цензовый, цензовая, цензовое, цензовые, цензового, цензовой, цензового, цензовых, цензовому, цензовой, цензовому, цензовым, цензовый, цензовую, цензовое, цензовые, цензового, цензовую, цензовое, цензовых, цензовым, цензовой, цензовою, цензовым,… … Формы слов

цензовый — ц ензовый … Русский орфографический словарь

цензовый — … Орфографический словарь русского языка

цензовый — ая, ое. Удовлетворяющий требованиям ценза. Ц ые выборы. Ц ая промышленность … Энциклопедический словарь

цензовый — ценз/ов/ый … Морфемно-орфографический словарь

сословно-цензовый — сословно цензовый … Орфографический словарь-справочник

33. Основные избирательные цензы.

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потен циальному избирателю). общие требования — регламентируют активное избирательное право — право голосовать, и дополнительные требования — предъявляются к кандидатам на выборные должно-сти.

Возрастной ценз — это установленное законом требование,согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той

или иной местности в течение определенного времени. Для получения активного избиратель-ного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США — 1 мес., ФРГ — 3

мес., во Франции — 6 мес., в Канаде — 12 мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требова-нию иметь постоянное жительство. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме.

Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на жен-щин.

Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих

десятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большин-стве стран. США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия – в 1928, Франция — в 1944, Италия — в 1945, Греция — в 1956,Швейцария-в 1971 го-ду.

Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые

фактически играют ту же роль.

Предоставление пассивного избиратель-ного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистриро-ванный в качестве избирателя, для получения пассивного

избирательного права должен удовле-творять ряду других требований. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно устанавли-вается более высокий возрастной ценз При предоставлении пассив-ного избирательного права значительно чаще применяется ценз осед-лости иносит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд до-полнительных требова-ний: запрещается зани-мать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д. Большинство кандидатов — это обычно профессио-нальные политики, биз-несмены, адвокаты и т. д., пользующиеся под-держкой политических партий.

Значение слова &laquoцензовый»

ЦЕ́НЗОВЫЙ, —ая, —ое. Удовлетворяющий требованиям ценза (во 2 и 4 знач.). Цензовые выборы. Цензовая промышленность.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЦЕ’НЗОВЫЙ, ая, ое (спец.). Прил. к ценз в 1 и 2 знач.; удовлетворяющий требованиям ценза. Цензовое предприятие. Цензовая промышленность.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нарастание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «цензовый»:

  • Впоследствии круг цензовых ограничений был расширен за счёт отрешённых от должности (в течение трёх лет со времени отрешения), исключённых из духовного ведомства, а также из обществ и дворянских собраний.
  • Установленная «Положением» система цензов дала возможность практически гарантировать социальный состав земских собраний.
  • Следует отметить большой «запас прочности» цензовых и куриальных механизмов в земской избирательной системе 1864 г.: несмотря на серьёзные изменения социальной структуры российского общества, земским учреждениям удавалось на протяжении двух с половиной десятилетий удерживать стабильные пропорции представительства сословий.
  • (все предложения)

Цитаты со словом «цензовый»:

  • Представительная демократия не может существовать, если значительная часть избирателей получает плату от государства.

Оставить комментарий

Предложения со словом «цензовый»:

Впоследствии круг цензовых ограничений был расширен за счёт отрешённых от должности (в течение трёх лет со времени отрешения), исключённых из духовного ведомства, а также из обществ и дворянских собраний.

Смотрите так же:  Возвратная финпомощь и единый налог

Установленная «Положением» система цензов дала возможность практически гарантировать социальный состав земских собраний.

Следует отметить большой «запас прочности» цензовых и куриальных механизмов в земской избирательной системе 1864 г.: несмотря на серьёзные изменения социальной структуры российского общества, земским учреждениям удавалось на протяжении двух с половиной десятилетий удерживать стабильные пропорции представительства сословий.

Цензовые требования это

При выборе темы проекта, который планируете предложить ученикам, вы руководствуетесь в первую очередь:

Его новизной, необычностью, социальной или научной значимостью

Тем, что он будет интересен самим ученикам и они сразу включатся в работу

Простотой и доступностью в техническом отношении

Тем, что с этой темой есть шанс победить на конкурсе

Тем, что проект позволит детям увидеть конкретные и реальные результаты своей работы

Всего проголосовало: 20

Карелия ждала выхода в финал конкурса «Учитель года» шесть лет!

номер 02, от 8 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Словечко «троллить» прочно вошло в наш обиход. Утверждают, что оно от способа рыбалки, когда удильщик подергивает приманку. Однако не следует сбрасывать со счетов скандинавское troll – «очарование», «колдовство». Ведь желание осмеять, разыграть, а то и оскорбить, и даже усыпить бдительность, обмануть собеседника с помощью речевой эквилибристики, которую часто даже без особой натяжки можно приравнять к словесному колдовству, причем сделать это на миру, прилюдно, весьма показательно для нынешнего телеэкранного и компьютерного общения…» Любопытное наблюдение? Целое множество таких наблюдений привез из своей очередной экспедиции Владимир Супруненко. И он вновь охотно делится ими на страницах газеты.

Нынешних детей ученые называют так: «дети со спецификой социализации». Более 70% из них не умеют, а иногда и не хотят контролировать свои эмоции, их мировоззрение похоже на лоскутное одеяло, а логическое мышление западает. Инструментарий, которым владели педагоги, работавшие с детьми 20 лет назад, для нынешнего поколения не подходит… Что же делать? Решение искали участники сразу двух профессиональных конференций в Санкт-Петербурге. Выводы внимательно фиксировала Наталья Алексютина.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, среди первоклассников абсолютно здоровыми могут считаться лишь 4,3%, а 60% старшеклассников уже страдают хроническими болезнями. В их числе – нарушения работы сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения… Начнет ли ситуация меняться к лучшему с принятием закона «О школьной медицине»? Пока проект важного для всего общества документа завис на этапе согласований. О причинах и следствиях этого промедления – в материале Глеба Платошкина.

Наши приложения

Для особых детей нужны и особые стандарты

В 2008 году институт в рамках ФЦПРО реализовал проект по разработке концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. За всю историю отечественной дефектологии решать задачи подобного ранга никому не приходилось, разработчики «стандарта» оказались первопроходцами. Разработку специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ Министерство образования и науки РФ доверило нашему институту.

Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ должен стать одним из базовых инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование «БЕЗ ДИСКРИМИНАЦИИ И НА ОСНОВЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ». Специальные федеральные государственные образовательные стандарты стали неотъемлемой частью федеральных государственных образовательных стандартов, проект которых разработан РАО под руководством Александра Кондакова.

Сегодня стала очевидной необходимость создания инструмента, гарантирующего реализацию права ребенка с ОВЗ на адекватное его потребностям и возможностям образование, независимо от того, в каком регионе страны ребенок проживает, насколько тяжелым является нарушение его психического развития, насколько велика его способность к освоению цензового уровня образования, сопоставимого со здоровыми сверстниками, в каком виде учебного заведения он обучается.

Введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. При этом культура понимается как система ценностей (частных, семейных, государственных), присваивая которые ребенок реализует свои личные устремления, берет на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе.

Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Соответственно предмет стандартизации здесь:

требования к результатам образования на каждой ступени;

требования к структуре образовательной программы;

требования к условиям, необходимым для получения образования.

В то же время предмет стандартизации специфичен, поскольку данный стандарт адресован школьникам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим особые образовательные потребности, и обращен к чрезвычайно разнородной группе детей. Диапазон различий в психическом развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования невозможен. Требуется выделение нескольких уровней, соответствующих диапазону возможностей детей с ОВЗ, и их стандартизация. Таким образом, предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится и сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.

В соответствии с возможностями детей выделяются несколько уровней образования, при этом каждый должен обеспечивать ребенку не только адекватные его потенциалу академические знания, умения и навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей. Предлагается стандартизировать три уровня результата школьного образования для детей с ОВЗ. При этом один из них цензовый, то есть в своем результате полностью сопоставимый с уровнем неполного или полного среднего образования обычных сверстников. Два других уровня несопоставимы в своем результате с цензом.

Первый вариант специального стандарта (цензовый)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательное условие освоения первого варианта стандарта — наличие систематической специальной психолого-педагогической поддержки, то есть создание специальных условий для реализации особых образовательных потребностей, формирования полноценной жизненной компетенции. Также обязательна специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ. Первый вариант специального стандарта можно соотнести с моделью полной и постоянной интеграции ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Второй вариант специального стандарта (цензовый)

Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго варианта стандарта становится организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных «цензовых» знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду, смыслом которой является поэтапное и планомерное расширение повседневных социальных контактов ребенка. Второй вариант стандарта можно соотнести с моделью частичной постоянной интеграции.

Третий вариант специального стандарта (нецензовый)

Третий вариант не предполагает получения цензового уровня образования: в структуре содержания редуцирован «академический» компонент за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в коллективе сверстников со сходными ограничениями возможностей здоровья. Среда и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Этот вариант стандарта отличается от первых двух более низким уровнем образования, усилением внимания к формированию жизненной компетенции в доступных ребенку пределах. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду. Смысл этой работы — поэтапное и планомерное расширение повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. Третий вариант стандарта можно соотнести с моделью частичной постоянной или частичной временной интеграции в зависимости от возможностей конкретного ребенка.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень)

Ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется его индивидуальными возможностями. Максимально редуцирован и утилизирован «академический» компонент и максимально углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательна и единственно возможна индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их ограничения и проблемы необязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательна специальная организация всей жизни ребенка силами специалистов для реализации особых образовательных потребностей. Четвертый вариант стандарта существенно отличается от первых трех уровнем образования, максимальным вниманием к формированию жизненной компетенции в доступных ребенку границах, прежде всего — его домашней жизни и ближайшего социального окружения. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду, ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение повседневных социальных контактов ребенка. Четвертый вариант стандарта можно соотнести с моделью временной и частичной интеграции в соответствии с возможностями конкретного ребенка.

Смотрите так же:  Развод после приватизации квартиры

Варианты специального стандарта (1-4) рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню, структуре, результатам и условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

При разработке специального стандарта каждой категории детей с ОВЗ применительно к каждому варианту должны быть представлены: характеристика уровня образования, который в конечном итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный), требования к структуре образовательной программы; требования к результатам школьного образования на каждой его ступени, требования к условиям получения образования. В их дифференциации в соответствии с нуждами детей состоит специфика разрабатываемого специального государственного стандарта образования детей с ОВЗ.

Отличие от стандарта образования нормально развивающихся детей состоит и в том, что специальный стандарт может быть представлен только в описании его вариантов, которые и становятся интегральными характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения образования.

Конституционное право России

Учебники для вузов

6.2.3. Принципы избирательного права

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, это правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права :

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть из браны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Избирательное право относится к политическим правам, которые обычно предоставляются только гражданам. Однако в различных странах в определенных законами случаях возможность обладать избирательным правом предоставляется иностранцам. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 4, п. 4 ст. 18) иностранцы могут принимать участие в выборах при определенных условиях. Закон установил, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень. Принцип равного избирательного права предусматривает также необходимость обеспечения того, чтобы голос каждого избирателя имел одинаковый «вес». Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти. В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Противоположностью тайному является открытое голосование, когда волеизъявление избирателя становится известным неограниченному кругу лиц. Принцип тайного голосования является наиболее демократичным и обеспечивается тем, что избирателю предоставляется кабина для голосования, а избирательный бюллетень не нумеруется (или маркируется иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю).

Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление. Противоположностью данному принципу является так называемый «обязательный вотум», то есть обязанность под угрозой штрафа или иного наказания участвовать в выборах, установленная в законодательстве ряда стран (например, Австралия, Бельгия, Турция).

Международно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, закрепляют такие принципы, как свободные периодические нефальсифицированные выборы. Принцип свободных выборов ломимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, информации. Периодичность проведения выборов — важнейший принцип, который означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц — пять лет. При этом изменение срока полномочий действующих органов не допускается. Принципы подлинных и нефальсифицированных выборов предполагают выявление и осуществление свободно выраженной воли народа путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей.