Человек и гражданин гражданство

5.1. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий

«Человек», «личность», «гражданин» — понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом.

Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

«Личность» — понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

«Гражданин» — понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без

гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

Человек и гражданин гражданство

Для этого отрывка видео нет.

Извините, при загрузке видео произошла ошибка.

  • Гражданин, гражданство
  • Понимание Писания
  • Похожий материал

ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСТВО

Гражданин — это коренной или натурализованный житель города или государства, пользующийся правами и преимуществами, которых нет у других, и исполняющий все обязанности, установленные властями этого города или государства. В Библии слова «гражданин» и «гражданство» встречаются только в Христианских Греческих Писаниях. Греческие слова поли́тес (озн. «гражданин»), полите́йа (озн. «гражданские права; гражданство; государство»), поли́теума (озн. «гражданство; жизнь граждан»), синполи́тес (озн. «согражданин») и полите́уомай (озн. «вести себя как гражданин») родственны слову по́лис, означающему «город».

Хотя в Еврейских Писаниях слова «гражданин» и «гражданство» не встречаются, понятие гражданства передается такими словами, как «коренной житель» и «пришелец» (Лв 24:22). Во времена действия Моисеева закона собрание было фактически государством, частью которого могли стать пришельцы — у них были некоторые ограничения, но в то же время они пользовались многими благами, доступными коренным израильтянам. Можно сказать, что чужеземец становился гражданином этого государства после обрезания. Такая натурализация давала ему возможность в большей мере участвовать в поклонении Иегове и даже праздновать ежегодный праздник Пасхи (Исх 12:43—49; Чс 9:14; см. ПРИШЕЛЕЦ; ЧУЖЕЗЕМЕЦ).

Римское гражданство. Римское гражданство давало человеку особые права и льготы, которые признавали и уважали на всей территории империи. Например, было незаконно пытать или бичевать римского гражданина, чтобы добиться от него признания. Эти формы наказания считались крайне унизительными, применимыми только к рабам. Когда в Иерусалиме римские воины избавили Павла от толпы иудеев, он умолчал о своем римском гражданстве. Но когда его собрались бичевать, он сказал стоявшему рядом сотнику: «Законно ли, что вы бичуете римского гражданина, к тому же не осужденного?» Далее в Библии говорится: «Услышав это, сотник пошел к военачальнику и доложил: „Что ты собираешься делать? Ведь этот человек — римлянин“». Когда все выяснилось, «люди, которые собирались его допрашивать, отошли от него», а «военачальник, выяснив, что он римлянин, испугался, что связал его» (Де 21:27—39; 22:25—29; см. также Де 16:37—40).

Другой привилегией римского гражданина было право обжаловать решение правителя провинции перед императором Рима. Если римского гражданина обвиняли в преступлении, караемом смертью, он имел право потребовать, чтобы его отправили в Рим на суд к самому императору. Так, защищаясь во время суда перед Фестом, Павел сказал: «Я стою перед судейским местом цезаря, где меня и должны судить. [. ] . Никто не может выдать меня [иудеям], чтобы угодить им. Взываю к цезарю!» (Де 25:10—12). Если кто-то заявлял о своем праве обратиться к Риму, то от этого заявления уже нельзя было отказаться. Поэтому, рассмотрев дело Павла, царь Агриппа II сказал Фесту: «Этого человека можно было бы освободить, если бы он не воззвал к цезарю» (Де 26:32).

Получить римское гражданство можно было по-разному. В некоторых случаях император давал гражданство целым городам, областям или отдельным людям за оказанные ими услуги. Иногда гражданство можно было просто купить за деньги, как это сделал военачальник Клавдий Лисий, сказавший Павлу: «Я приобрел это гражданство за большие деньги». Павел же ответил ему: «А я и родился в нем» (Де 22:28).

Духовное гражданство. В своих письмах Павел говорил также о духовном гражданстве. Он сказал, что необрезанные язычники, ставшие духовными израильтянами, прежде были без Христа и без Бога, отчужденными от Израиля, чужими для соглашений, не имевшими надежды, а теперь оказались «в единстве с Христом Иисусом». Павел продолжил: «Поэтому вы больше не чужие и не пришельцы, а сограждане святых» (Эф 2:12, 13, 19). Особенно примечательны слова Павла: «А наше гражданство — на небесах», которые он написал христианам в Филиппах — городе, которому было даровано римское гражданство и в котором за десять лет до того были попраны права апостола как римского гражданина (Фп 3:20). В том же письме Павел побуждал соверующих: «Поступайте достойно благой вести». Словом «поступайте» переведена форма греческого слова полите́уомай, которое буквально означает «вести себя как гражданин» (Фп 1:27).

Гражданство. Права человека и гражданина

Гражданство. Понятие «личность» тесно связано с понятием «гражданин». В большинстве случаев слово «гражданин» пони­мается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления.

С понятием «гражданин» органически связано понятие «граж­данство». Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя­занностей и ответственности. Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государ­ство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, на­ходящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Дек­ларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются Зако­нами о гражданстве. Закон о гражданстве в России принят в 1991 г. и дополнен в 1993 г. и в 1995 г. [88]

Итак, гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; защи­

щает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания госу­дарства и выполнять установленные им обязанности. На основа­нии ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь граж­данство иностранного государства (двойное гражданство) в соот­ветствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу­дарства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обя­занностей, вытекающих из российского гражданства.

Права человека и гражданина. Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара­ции прав человека, в Международном пакте о гражданских и по­литических правах и др. Такие права признаются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм меж­дународного права. Они рассматриваются в качестве обязатель­ных для всех государств мира, не зависят от их социально-эконо­мического строя. Такие права (права человека) должны предостав­ляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться консти­туцией страны и иным национальным законодательством. Соот­ветственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто нахо­дится под его юрисдикцией.

Таким образом, взаимосвязь государств мира приводит к суже­нию сферы, в рамках которой конкретное государство может дей­ствовать по своему усмотрению, независимо от мирового общест­венного мнения. Это значит, что права и свободы человека в зна­чительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как националь­ные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в между­народные органы защиты прав человека.

Права человека — сложное многомерное явление, политико­правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимо­отношений между индивидом, обществом, государством.

Смотрите так же:  Залог с оставлением заложенного имущества у залогодателя

В этом смысле все многочисленные взгляды и теории по рас­сматриваемой проблеме можно свести к двум основным направле­ниям. Одно из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъ­
емлемы [89] . Соответственно, задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Очевидно, эти идеи основаны на представлениях о внутренней вза­имосвязи и единстве права, свободы и справедливости. Согласно другому направлению, свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Такой подход свойствен мировосприятию, основанному на признании официаль­но властного авторитета государства, оказывающего основное вли­яние на фундаментальные основы человеческого бытия.

В нашей стране в дореформенный период преобладал второй подход к правам человека, а сама идея прав человека рассматри­валась в качестве предпосылки противостояния различных по идеологической направленности сил. В таких условиях права че­ловека не были главным ценностным ориентиром общественного развития. Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о пра­вах и свободах человека, привел к осмыслению того, что право­субъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это не продукт воли и усмотрения по­литической власти, а существенная составляющая часть склады­вающихся в обществе отношений и права.

Институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к исполь­зованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международ­ных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеоб­щую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Второй факульта­тивный протокол к Международному пакту о гражданских и по­литических правах, направленный на отмену смертной казни [90] .

Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декла­рация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органичес­кой частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законо­дательства, относящегося к личности [91] .

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., за­крепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени со­циально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи воз­никает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимо­му, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.

В последней из названных статей отмечается, что перечисле­ние в Конституции Российской Федерации основных прав и сво­бод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что по­зволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждае­мость, принадлежность каждому от рождения).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновен­ность каждого. Это основное право порождает систему прав, за­крепленных в УК РФ, КоАП. Очевидно, все права, предопреде­ляемые нормами трудового права, Основываются на конституци­онных положениях о труде; права граждан в области здравоохра­нения — на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Вы­деление категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражда­нина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмот­рения и самодеятельности по отношению к другим лицам, явля­ются свободами» [92] . Следовательно, «свобода» гражданина предпо­лагает большую избирательность возможности варианта поведе­ния. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Конституционные права и свободы принято условно класси­фицировать на три группы: личные, политические, социально-эко­номические.

1. Специфические особенности личных прав и свобод заклю­чаются в следующем: а) по своей сути они являются правами че­ловека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства; б) эти права че­ловека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человечес­кой личности.

Названные особенности личных прав и свобод индивидов под­тверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем анализ названных статей приводит к вы­воду о декларативной направленности некоторых из них, отсут­ствии механизма реализации. Назовем в этой связи ст. 27 Кон­ституции РФ, предусматривающую право свободно выбирать мес­то пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим содержанием статьи. Переходное за­конодательство, таким образом, содержит много привлекатель­ных положений, но правовая практика нивелирует их, превра­щает в фикцию. К сожалению, нет механизма, способного обес­печить реализацию конституционных принципов о высшей цен­ности прав и свобод человека (ст. 2), а также об их непосредст­венном действии (ст. 18) и др.

Особенности политических прав и свобод в том, что они свя­заны с обладанием гражданством государства. Это различие фик­сирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические — «гражданам». Послед­ние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устой­чивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное под­тверждается содержанием ст. 31-33 Конституции Российской Фе­дерации.

Связь политических прав с гражданством может создать впе­чатление, что они производны от воли государства, носят вторич­ный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Думается, это не так. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много­национальный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство при­знает, соблюдает и защищает политические права гражданина так
же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наи­более общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управле­нии делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право ад­ресовано каждому гражданину, осуществляется в различных фор­мах как непосредственно, так и через своих представителей. Не­посредственные формы реализации рассматриваемого права — это: участие граждан в референдуме — всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в вы­борах в органы государственной власти и органы местного само­управления и т.д.

Примечательно, что многие формы участия граждан в управ­лении делами государства в настоящее время не используются эф­фективно. Показательны в этой связи такие факторы, кай низкая активность избирателей на выборах органов государственной влас­ти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к дея­тельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях. Представляется, что причина низ­кой правовой и политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породив­ший их неверие в новые ценности.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потреб­ности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предприни­мательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обес­печение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благо­приятную окружающую среду; право на образование; свобода ли­тературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждения­ми культуры (ст. 34-44). Приведенный перечень социально-эко­номических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необ­ходимого механизма реализации. Многие конституционные поло­жения (ст. 40 — право на жилище, ст. 33 — защита материнства и детства, ст. 43 — право на образование и др.) объективно не
могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями.

В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обста­новке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д.

Сказанное подтверждает необходимость всестороннего учета социальных факторов в процессе разработки и принятия законо­дательных и иных.нормативно-правовых актов. Декларирование прав, которые могут быть реализованы гражданами только в ус­ловиях экономически состоявшегося общества, приводит к тому, что человек перестает ценить, уважать право, законы. И это объ­яснимо, поскольку он не видит в праве своего надежного гаранта. В этой связи и складывается атмосфера правового нигилизма.

Смотрите так же:  Страховка на авто в батайске

Гражданин, гражданство. Права человека и гражданина

Взаимоотношения личности (человека), гражданина и государства имеют особую юридическую форму в виде «гражданства». Это понятие в юридической литературе, как правило, определяется так: «гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [1] .

По-видимому, содержание гражданства как правовой связи личности с государством заключается в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей. Такой вывод соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступает и гражданин, и государство. Факт гражданства дает право каждому гражданину требовать от других граждан, а также от органов государства, должностных лиц и др. уважения и признания всех его прав и свобод, а последние обязаны выполнять это требование и соответствующим образом строить свое поведение. Из факта гражданства вытекает право и возможность государства требовать от гражданина исполнения всех правовых предписаний. В свою очередь государство обязано охранять интересы гражданина, сто права и свободы.

Конституция РФ, базируясь на общепризнанных нормах международного права, закрепляет следующие основные принципы российского гражданства:

  • – единое гражданство Российской Федерации;
  • – равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;
  • – обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами, свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ;
  • – невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;
  • – защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;
  • – невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.

Впервые на конституционном уровне (ст. 62 Конституции РФ) гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Отметим и то, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не снижает значения его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, предопределяемых российским гражданством.

Порядок приобретения и прекращения российского гражданства регулируется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Конституция РФ закрепляет важный принцип, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных законом или международным договором Российской Федерации.

Как видим, используемый в Конституции РФ термин «каждый» означает, что речь идет об определенном обобщении, означающем, что права и свободы распространяются не только на российских граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Назовем в связи с этим следующее конституционное положение: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23).

Вместе с тем ясно, что большинство прав принадлежит лишь гражданину России. В частности, ст. 33 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и органы местного самоуправления». Очевидно и то, что в случае совершения правонарушения гражданин должен нести юридическую ответственность по законам своего государства. В отношении гражданина иностранного государства могут действовать и иные правила.

Определение в законе гражданства как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Права человека и гражданина. Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек, член сообщества людей. Предпосылка возникновения прав человека – объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. Поэтому права человека признаются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности и индивида, и общества. К их числу прежде всего относятся право на жизнь, право собственности, право на создание семьи, неприкосновенность личности, свободу и т.д. Они принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное осуществление прав человека – один из основных признаков развитости гражданского общества.

Права человека получают официальное закрепление в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах и др. [2] Такие права признаются международным сообществом, рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от их социально-экономического строя.

Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией. Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты нрав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Таким межгосударственным органом является Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Конституцией РФ предусмотрен также специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдением прав человека и гражданина – уполномоченный по правам человека. Соответствующие нормы, относящиеся к этому институту, предусмотрены Конституцией РФ, содержатся в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Существенно то, что институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Главное в том, что происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, на наполнение свободы личности новым содержанием.

Особая значимость принадлежит принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, ставшей органической частью Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.

Конституция РФ закрепляет принципиальные положения, связанные с понятием права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека определяются как высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закрепляются как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Конституция РФ использует такие понятия, как «человек», «гражданин», которые различаются в терминологическом и содержательном смысле.

Прежде всего имеется в виду то, что на территории каждого государства находятся не только его граждане, но и иностранцы и лица без гражданства. По-видимому, по отношению к ним речь должна идти не о правах гражданина, а о правах человека. В частности отметим, что правовое положение иностранных граждан, соответственно их права определяются национальным законодательством государства местонахождения и заключенными международными договорами и соглашениями.

К тому же по своему содержанию понятия «человек» и «гражданин» различаются разным объемом прав. Скажем, обладание политическими правами непосредственно связано с принадлежностью к российскому гражданству. Обязанность защищать Отечество, нести военную службу относится только к гражданам Российской Федерации.

В Конституции РФ закрепляется институт гражданства Российской Федерации (ст. 6, 61, 62), перечисляются права и обязанности российских граждан (ст. 31 –33, 59), определяются формы и средства их защиты (ст. 61).

Конституционные права и свободы составляют не только ядро правового статуса личности, но и являются основополагающей предпосылкой, основой всех других прав. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения – на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

В Конституции РФ разделения прав на группы нет. Объяснение этому может заключаться в том, что все классификации прав личности относительны, условны. Как видно, одно и то же право может иметь отношение к разным группам, скажем, личное право свободы может быть отнесено и к политическим правам, и к свободе художественного творчества, и др. Уделим внимание краткой характеристике основных прав и свобод с учетом их группового обособления.

1. Личные права и свободы являются по своей сути правами и свободами человека, т.е. каждого индивида, и не производны от принадлежности к гражданству государства, не предопределяются им. Они составляют основу правового положения личности, охватывают фундаментальные аспекты ее свободы, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.

Они отражены в ст. 20–29 Конституции РФ и представлены в значительно большем объеме, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Личные права включают:

  • – право на жизнь;
  • – право на свободу и неприкосновенность личной частной жизни, жилища;
  • – тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений;
  • – свободу передвижения и выбора места жительства;
  • – свободу совести, свободу мысли;
  • – свободу выбора национальности и выбора языка общения.
Смотрите так же:  Адвокат людмила михайловна

Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу, выражают гуманистические основы жизни общества, призваны обеспечить индивидуальность личности в отношениях с другими людьми и государством.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

  • – по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида, и не связаны непосредственно с наличием гражданства, принадлежностью к определенному государству;
  • – эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
  • – они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.

Значимость личных прав и свобод индивидов подтверждается тем, что именно они открывают главу о нравах и свободах человека и гражданина. Известно, что в предшествующих советских конституциях последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала закреплялись социально-экономические, затем политические и личные права и свободы.

Следует отметить, что некоторые из конституционных статей, фиксирующих права и свободы личности, отличаются декларативным характером, не обеспечены механизмом реализации, например ст. 27 Конституции РФ.

Согласно содержанию этой статьи, «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». В действительности это не так, о чем, в частности, свидетельствуют нередкие публикации в российских газетах.

2. Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» человеку от рождения, а политические – только «гражданам» государства. Политические права нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь, способствовать проявлению инициативы личности в политической сфере. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31–33 Конституции РФ.

К политическим правам и свободам относятся:

  • – свобода слова, право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии, право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия;
  • – право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным;
  • – право на равный доступ к государственной службе;
  • – право на участие в отправлении правосудия;
  • – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей.

Непосредственные формы реализации рассматриваемого права – это: участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и др.

Особенность рассматриваемых прав в том, что они могут быть реализованы как индивидуально (право на равный доступ к государственной службе), так и коллективно (право на шествия, демонстрации). Показательны в этом плане п. 4, 5 ст. 29, ст. 30, п. 4, п. 5 ст. 32 Конституции РФ и др.

Государство признает, соблюдает и защищает политические права гражданина, так же как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ).

  • 3. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека, предусматривают его возможности отстаивать, реализовать свое право на достойную жизнь, на защиту от экономического произвола, на овладение культурными ценностями общества. Эти нрава закреплены в ст. 8, 9, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 42, 43, п. 1, 2 ст. 44 Конституции РФ и включают:
    • – право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
    • – право частной собственности, включая право собственности на землю;
    • – право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности;
    • – право на социальное обеспечение;
    • – право на жилище;
    • – право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
    • – право на образование;
    • – свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания; право на благоприятную окружающую среду и др.

Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 – право на жилье, ст. 38 – защита материнства и детства, ст. 43 – право на высшее образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями. В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях существующей безработицы, о праве на жилье в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья, и т.д.

Права и свободы человека в юридической литературе также подразделяются на абсолютные и относительные.

Первые – это такие фундаментальные личные права человека, ограничение или временное приостановление которых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, право на судебную защиту и др.

Вторые – те, которые могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

Очевидно, возможности личности в различных сферах общественной жизни ограничиваются определенными требованиями, которые к ней предъявляет государство. Такие требования, как известно, принимают форму юридических обязанностей, т.е. необходимого должного поведения. Это подтверждает общепризнанное правило: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.

В Конституции РФ закреплена система юридических обязанностей, представляющих собой существенный элемент взаимодействия личности и общества, государства. В их числе есть такие обязанности, которые касаются только российских граждан (например, обязанность защищать Отечество).

Вместе с тем большинство юридических обязанностей в качестве установленных законодательством мер должного поведения обязанных субъектов распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. К таким обязанностям относятся следующие:

  • – соблюдать Конституцию РФ и законы страны (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);
  • – уважать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ);
  • – заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ);
  • – заботиться о памятниках истории и культуры (п. 3 ст. 44 Конституции РФ);
  • – сохранять окружающую среду (ст. 59 Конституции РФ);
  • – получение основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ) и др.

Изложенный материал может служить основанием для следующего вывода: конституционные (основные) права, свободы и обязанности важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством.

Взаимная ответственность государства и личности — необходимый показатель их взаимодействия. Он выражает нравственные и правовые начала в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином.

Именно государство в лице его органов является основным гарантом осуществления прав, свобод и законных интересов граждан, берет на себя обязанность их обеспечивать. Это, в частности, проявляется в следующем.

  • 1. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право па возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Имеется в виду обязанность государства возместить причиненный вред в связи с наличием такого основания ответственности, как незаконные действия (или бездействие) соответствующих государственных органов (должностных лиц).
  • 2. Статья 1069 ГК РФ устанавливает обязанность государства возместить вред гражданину, если таковой был причинен в результате незаконных действий либо бездействий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа самоуправления.
  • 3. Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу или незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, такой вред возмещается за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Следовательно, государство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб вне зависимости от причины нарушения прав гражданина.

Личность также песет ответственность в отношениях с государством. При совершении гражданином противоправного деяния к нему применяются меры юридической ответственности, соответствующие тяжести совершенного правонарушения, либо правовосстановительные средства компенсационного характера.

Таким образом, гражданин и государство – носители взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с которыми может строиться их взаимная юридическая ответственность.

Как видим, теория государства и права рассматривает и изучает в этой сфере отношений лишь некоторые самые общие черты взаимодействия гражданина и государства. Основное ключевое звено такого взаимодействия заключается в обеспечении необходимых условий для нормальной жизнедеятельности общества. Для этого каждая из сторон рассматриваемого отношения «государство – гражданин» должна строить свои действия на основе права, принципа законности, ориентации на ценности демократического общества.

  • [1]Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 202.
  • [2] Международные акты о правах человека: сб. документов / сост. Е. А. Лукашева, В. А. Карташкин. М., 2000.