Чем ограничиваются полномочия

Полномочия, обязанности, ответственность. Делегирование полномочий.

Изучение второго вопроса темы студент должен начать с усвоения того, что базовой категорией в менеджменте являются полномочия.

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы предприятия и направлять деятельность некоторых его сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия всегда связаны с функциональной областью деятельности менеджера и уровнем, на котором он осуществляет свою деятельность. Функциональная область деятельности предусматриваем наличие ресурсов и людей, необходимых и достаточных для осуществления целенаправленных процессов. Следовательно, полномочия связаны с использованием выделенных ресурсов и направлением усилий подчиненных на разрешение возникших проблем.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями.

По характеру делегирования различаются линейные и функциональные полномочия.

Линейные полномочия передают непосредственно от высшего должностного лица подчиненному и далее до остальных подчиненных. Они предусматривают узаконенную власть. Руководитель в пределах линейных полномочий может решать проблемы без согласования с высшими руководителями, руководствуясь при этом приказами, распоряжениями, постановлениями, законами и др. Делегирование линейных полномочий формирует иерархию уровней управления предприятием, процесс создания которой называется скалярным. Завершенная иерархия является скалярной цепью, т.е. цепью команд.

Иерархия званий у военных, ступеней и званий научных работников, рангов (категорий) государственных служащих и т.д.

Функциональные полномочия делегируются менеджером высшего уровня управления, руководящего определенной функцией менеджмента, менеджеру низшего уровня управления, который руководит аналогичной функцией. Начальник планового отдела предприятия делегирует функциональные полномочия в области планирования начальнику планового бюро цеха, хотя последний состоит в линейному подчинении начальнику цеха.

Виды функциональных полномочий:

  • узаконенные – функциональный руководитель действует в пределах законодательных норм, уставных документов, приказов, выполняя их без всяких согласований;
  • рекомендательные – направлены на выработку конкретных рекомендаций;
  • обязательного согласования – функциональный руководитель согласовывает свои решения с линейными руководителями разного уровня;
  • параллельные – решения функционального руководителя действуют независимо и одновременно с решениями линейных руководителей.

Обязанность – это совокупность специализированных работ, которые менеджер, занимающий определенную должность, должен выполнять в процессе достижения конкретной цели.

Обязанности закрепляются за определенной должностью. Следовательно, каждая должность имеет свои обязанности. Однако обязанности могут передаваться и другой должности.

Ответственность — обязательство выполнять стоящие перед должностным лицом задачи, и отвечать за полученный результат перед тем, кто делегировал соответствующие полномочия

Ответственность имеет двойное свойство. С одной стороны, должностное лицо, принимая полномочия, одновременно берет на себя в полном объеме и ответственность. С другой, за руководителем, который делегирует полномочия, полностью сохраняется ответственность. Такой двойной характер ответственности обеспечивает качественную реализацию полномочий.

Права – это возможности менеджера, занимающего определенную должность, использования ресурсов в процессе выполнения своих обязанностей.

Средством, с помощью которого руководитель распределяет задачи между подчиненными, является делегирование.

Делегирование – это передача задачи и полномочий, достаточных для ее решения, должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за решение данной задачи

Полномочия делегируются должности, а не конкретному лицу, которое занимает ее в конкретный момент. Особенностью делегирования полномочий является то, что передаче подлежат только обязанности и права, ответственность не делегируется.

Руководитель продолжает нести ответственность за свои полномочия, несмотря на сам факт их делегирования. Причем лицо, на которое возложена ответственность за выполнение какой-либо работы, не обязано всю ее выполнять самостоятельно, а просто несет ответственность за полученный результат.

Концепции делегирования полномочий. Выделяется две концепции процесса передачи полномочий.

Классическая концепция. Согласно с ней полномочия передаются от высшего к низшим уровням

Концепция ограниченных полномочий. По этой концепции подчиненный имеет право отклонять требования руководителя.

К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:

  • единоначалие – сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
  • соответствие – состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;
  • координация – состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;
  • достаточность – масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;
  • мотивированность – расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.

Делегирование полномочий может быть:

  • длительное – руководитель поручает работнику самостоятельно выполнять задания (в этом случае задания оформляются как должностные обязанности);
  • частичное (разовое) поручение – само задание остается в функциональной сфере руководителя).

Недостатки в менеджменте часто обусловлены, с одной стороны, нежеланием руководителя делегировать свои полномочия, а с другой – нежеланием подчиненных брать на себя ответственность. Американский экономист Ньюмен приводит 5 причин нежелания руководителей делегировать полномочия и 6 причин отказа подчиненных от ответственности (табл. 7.1.)

Таблица 7.1 — Причины сопротивления делегированию полномочий

Нежелание руководителей делегировать полномочияНежелание подчиненных нести ответственности и выполнять дополнительные полномочияПревышение собственных возможностей, когда срабатывает принцип «Я сделаю это лучше».Отсутствие способности руководить. Отсутствие доверия подчиненных.Опасение риска. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасностиПодчиненный считает, что спросить начальника, что делать, легче, чем самому решать проблему.Подчиненный боится критики за те ошибки, которые он допустил.У подчиненного отсутствует информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения заданий.Подчиненный считает, что у него и так работы больше, чем он может сделать.Подчиненный не уверен в своих силах.За дополнительную ответственность не предоставляется позитивных стимулов подчиненным.

Эффективное делегирование имеет такие преимущества:

  • расширяет возможности руководителя в решении важных дел, освобождая его от рутинной работы;
  • стимулирует развитие способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных, способствует использованию их профессиональных знаний и опыта;
  • повышает оперативность принятия и обоснованность управленческих решений;
  • позитивно влияет на мотивацию работников.

Однако делегирование полномочий не всегда однозначно воспринимается подчиненными. У них может возникать сомнения, не перекладывает ли руководитель на них выполнение своей работы.

С учетом этого делегирование можно осуществлять лишь при таких условиях:

  • если у менеджера очень много работы и он не может эффективно выполнить ее сам;
  • если нагрузка менеджера текущими делами препятствует решению системных или концептуальных заданий организации;
  • если менеджер хочет дать подчиненному возможность развиваться;
  • если менеджер уверен, что подчиненный сможет выполнить работу должным образом.

При делегировании полномочий следует убедиться в том, понимает ли подчиненный, что именно от него требуют:

  • для чего эту работу необходимо выполнить;
  • почему именно ему поручают ее выполнить;
  • в какие сроки работа должна быть выполнена;
  • на какие самостоятельные решения он имеет право;
  • на какой предшествующий опыт он может опираться;
  • какие отчеты о роботе он обязан представить;
  • на какие средства и на какую помощь он может рассчитывать;
  • каким образом менеджер будет наблюдать за выполнением работы.

Учитывая вышесказанное, можно выделить жесткие и мягкие условия делегирования.

При жестких условиях четко определяется, что именно, каким образом и в какие сроки должно быть выполнено порученное задание. Оно оформляется в виде письменного распоряжения и контролируются результаты и сроки его выполнения.

Мягкие условия предусматривают описание результата в общих чертах и предоставление подчиненному возможности самому определить способ его достижения. Однако с подчиненным необходимо согласовать границы его полномочий, определить какие решения остаются за руководителем, и указать, каким образом будет проверяться выполнение работы. Давая поручение, руководитель может поинтересоваться, как именно подчиненный планирует выполнить работу, и высказать собственное мнение по этому поводу.

Глава корпорации Safeway Food Stores Р.Магавен, вступая в должность, сказал руководителям подразделений: «Я ничего не знаю о бакалее, а Вы знаете. С этого времени Вы руководите своим отделом так, будто это лично Ваше предприятие. Вы не можете выполнять ничьих приказов, крое моих, а я не собираюсь Вам ничего приказывать. Я хочу, чтобы у Вас было чувство личной ответственности».

Следовательно, эффективное управление современными организациями невозможно без делегирования полномочий. Децентрализация управления повышает его оперативность, увеличивая адаптивность организации. Однако очень важно определить допустимый уровень децентрализации, за пределами которого организация теряет управляемость.

В зависимости от степени делегирования полномочий различают централизованные и децентрализованные организации.

Централизованная организация – все полномочия и ответственность по определенной функции сосредоточены в одном подразделении и являются прерогативой руководителя этого подразделения. Это способствует:

  • повышению контроля и координации специализированных функций;
  • уменьшению количества ошибочных решений;
  • обеспечению сбалансированного развития всех структурных подразделений.

Однако такая рациональность эффективна лишь на ранних этапах жизненного цикла организации. С ростом масштабов деятельности рациональность утрачивает смысл из-за невозможности координации действий, обусловленных естественным расширением коммуникационных связей. Следовательно, чем больше организация, тем труднее ею управлять, поскольку труднее сберечь достоверность информации при прохождении ее через управленческие уровни.

Децентрализованная организация – предусматривает делегирование полномочий на низшие уровни управления. Высокий уровень децентрализации в организации означает, что:

  • большинство решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;
  • решения, которые принимаются на низших уровнях, являются важными для организации;
  • ослабевает централизованный контроль за решениями, принятыми управленческим персоналом.
  • вероятность непринятия решений;
  • отсутствие единства поведения менеджеров;
  • риск потери контроля в процессе управления.

С целью устранения недостатков, связанных с децентрализацией организаций, используют интеграцию управления – процесс объединения усилий всех подразделений, служб, работников для выполнения заданий организации путем использования правил, процедур, графиков, иерархии управления, личных связей, стилей руководства и др.

Полномочия федеральных судей больше не ограничены определенным сроком

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Об этом «Право.Ру» сообщили в пресс-службе СФ.

Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» исключаются положения о процедуре назначения судьи федерального суда на должность в первый раз сроком на три года. При этом устанавливается, что полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком и прекращаются в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Ответственность

Ответственность — обязательство выполнить задачи и отчитаться за их выполнение. Под обязательством понимается, что от работника ожидается выполнение конкретных задач в соответствии с занимаемой должностью. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передаст ему полномочия. Важно осознать — делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может «размывать» ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Например, если торговый агент не выполнит своих плановых заданий на год и в результате отдел сбыта также не выполнит свой план, руководитель отдела сбыта, а не торговый агент должен держать ответ перед коммерческим директором. Объем ответственности — вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.

Смотрите так же:  Ходатайство о занесении на доску почета образец

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий индивиду.

Имеются две концепции процесса передачи полномочий:

  • классическая концепцияпередачи полномочий от высших к низшим уровням организации;
  • концепция принятия полномочийподчиненными от руководителей Ч. Барнарда.

Так как полномочия всегда ограничены, существуют пределы полномочий. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач. В общем случае пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но даже полномочия высшего руководства ограничены. Существует также множество внешних ограничений полномочий, в частности законодательных.

Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой — поддерживают их. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям. Это означает, конечно, что они не могут делегировать обязанности, требующие таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иногда эти ограничения сталкиваются с планами организации.

Выделяют два типа полномочий, которые могут применяться в различных формах: линейные и аппаратные (штабные).

Линейные полномочия — это полномочия, которые передаются непосредственно от вышестоящего лица к нижестоящему и далее к их подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью, или цепью команд, которая показана на рис. 7.2. Цепь команд, созданная делегированием полномочий, является характерной чертой всех формальных организаций, кроме самых мелких.

Аппаратные (штабные) полномочия могут быть следующих видов.

Рекомендательные полномочия. Линейное руководство будет обращаться за консультациями к консультативному аппарату, когда потребуются его знания, но линейные руководители не обязаны так поступать. Если полномочия штабного аппарата являются рекомендательными, он часто должен тратить время, убеждая линейных руководителей

Рис. 7.2. Скалярная цепь (цепь команд)

в ценности своих услуг и предложений. Даже если за советом к аппарату обращались и его приняли, то линейные руководители все равно могут им пренебречь, что, несомненно, может привести к конфликтам между линейным руководством и административно-управленческим аппаратом.

Обязательные согласования. Поскольку аппарат может испытывать трудности в общении с линейным руководством, фирма иногда расширяет полномочия аппарата до обязательных согласований с ним каких-либо решений. Когда согласования обязательны, линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Однако линейные руководители не обязаны па самом деле следовать рекомендациям аппарата. Широко распространенным примером обязательных согласований является привлечение аппарата к исследованию рынка.

Параллельные полномочия. Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью параллельных полномочий является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Во многих компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи в случае всех крупных покупок.

Функциональные полномочия. Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. По существу, линейные полномочия президента организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Таким образом, функциональные полномочия устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей. Функциональные полномочия широко распространены, так как комплексные современные организации часто требуют высокой степени единообразия в таких областях, как методы бухгалтерского учета, трудовые отношения и контроль занятости. Им также необходимо в некоторых случаях иметь гарантию, что опыт работников аппарата будет, несомненно, использоваться именно тогда, когда он действительно нужен. Если бы каждое решение аппарата в таких важных областях проходило через всю линейную иерархию крупной организации, слишком много времени тратилось бы напрасно. На схеме организационной структуры (см. рис. 7.1) функциональные полномочия обозначаются пунктирной линией.

Линейные полномочия внутри аппарата. Описанными выше полномочиями обладает аппарат по отношению к линейной структуре. В крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

51) Функции организации, Делегирование ответственности и полномочий.

Процесс управления является определенной последователь­ностью связанных между собой этапов работы по изменению объекта.

Цикл менеджмента — это основа управленческой деятельности. Он представляет совокупность основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование позволяет поддерживать непрерывность и про­порциональность производства, способствует рациональному ис­пользованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эффективная организация производственного процесса обес­печивает необходимое согласование всех элементов системы.

Мотивация труда, основанная на системе материального и мо­рального стимулирования, способствует росту производительно­сти труда, повышению качества продукции, создает условия для укрепления производственной и трудовой дисциплины.

Контроль как составляющая комплекса менеджмента обеспе­чивает действенную оценку хода и результатов процесса произ­водства, создает условия для осуществления менеджером необхо­димой корректировки деятельности предприятия.

Для успешной работы предприятия менеджеру необходимо сво­евременно распределять и соответствующим образом организаци­онно оформлять полномочия своих сотрудников. Под термином «полномочия» обычно понимают наличие у конкретного лица опре­деленных прав по использованию ресурсов предприятия. Только обладая необходимыми полномочиями, можно успешно выпол­нять производственные задания. В деятельности любой компании рано или поздно наступает период, когда требуется перераспреде­лить властные функции внутри нее.

Ответственностью должны быть наделены все уровни управле­ния, вплоть до самого низшего. Ответственность — это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач. Приступая к выполнению работы, сотрудник принимает на себя обязанность отвечать за ее успешное выполнение в обмен, в пер­вую очередь, на оплату своего труда. Работники нуждаются в опре­деленной доле ответственности за порученное им дело. Если про­игнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза для развития и даже существования компании. Обычно люди ухо­дят с прежнего места работы туда, где такая ответственность им предоставляется.

Делегирование в менеджменте — это передача менеджером пол­номочий и ответственности за выполнение задач одному или не­скольким подчиненным.

С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотруд­ников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решить задачу самостоятельно. Это сделать нелегко, так как времени для выполнения работы в таких условиях потребуется больше, да и способности менеджера должны быть исключительными. По уме­нию делегировать права и обязанности подчиненным оценивают качество работы менеджера. По мере роста компании несоизмеримо увеличивается количество решаемых руководителями задач. Поэто­му актуальность делегирования в этих условиях только возрастает. Менеджер может осуществить делегирование только в условиях, когда подчиненный принял адресованные ему полномочия. При­нимая на себя полномочия по выполнению конкретной работы, работник, тем самым, начинает нести определенную ответствен­ность перед менеджером за выполнение задания качественно и в срок. Ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером. Особенностью делегирования полномочий являет­ся то, что они могут передаваться не конкретному человеку, а дол­жности, которую этот работник занимает. При перемене места ра­боты сотрудник приобретает новые полномочия.

В пределах той или иной организационной структуры полномо­чия работников ограничиваются определенными пределами. Огра­ничение полномочий осуществляется с помощью устных или пись­менных приказов, инструкций, должностных обязанностей, пра­вил внутреннего распорядка и т.д. Различают несколько типов пол­номочий.

Линейные полномочия передаются непосредственно от руково­дителя к подчиненному и, при необходимости, далее, к другим подчиненным. Менеджер, наделенный линейными полномочия­ми, может действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями. Примером в данном случае может быть работа начальника цеха на промыш­ленном предприятии, круг прав и обязанностей которого позво­ляет ему действовать вполне автономно.

Административные полномочия базируются на делегировании различных функций аппарату управления. Последний может осу­ществлять деятельность по консультированию линейного руковод­ства по вопросам технической политики, законодательства, рабо­те с персоналом и т.д. Кроме этого административный аппарат выполняет многочисленные функции обслуживания линейных подразделений по вопросам планирования, финансирования, ма­териально-технического обеспечения, сбыта продукции. Наконец, существует определенная специфика деятельности аппарата упра­вления. Речь идет о функциях помощников и секретарей, без работы которых трудно представить себе деятельность современного руко­водителя.

а) рекомендательные полномочия. Это вариант ад­министративных полномочий, при котором линейные руководи­тели могут обращаться в соответствующие службы администра­тивного аппарата за советами и получать необходимые консультации, однако не обязаны их принимать к безусловному исполнению;

б) параллельные полномочия. Целью таких полномо­чий является установление системы сбалансированной власти, что способствует созданию действенного контроля и предотвращению ошибок в работе. Примером здесь может служить декларируемая в любом демократическом государстве независимость друг от друга трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Вариант параллельных полномочий может применяться для контроля финансовых расходов на предприятии. Пример: не­обходимость наличия двух подписей (директора и главного бухгал­тера) на платежных поручениях, направляемых в банк;

в) функциональные полномочия. Аппарат управления, наделенный функциональными полномочиями, может как начать, так и запретить выполнять определенный порядок действий по указанию менеджера. Это обычно связано с необходимостью соблю­дения единого подхода к выполнению конкретной работы, на­пример сбору исходных данных для последующего анализа по оп­ределенным формам бухгалтерского учета во всех цехах предприя­тия.

Особое значение проблема эффективного делегирования пол­номочий имеет для менеджеров высшего уровня управления. Это связано в первую очередь с чрезмерной загрузкой таких руководи­телей. Поэтому на современных предприятиях, если это не очень мелкие фирмы, менеджеры более высокого звена могут выполнять свои обязанности лишь при условии, что они делегируют часть своих полномочий другим руководителям нижних уровней управ­ления. Таким образом, одни менеджеры постоянно работают в тес­ном контакте с другими менеджерами.

Система управления, получившая название «Менеджер менед­жеру» (Managing Managers), предполагает постановку конкретных задач и осуществление самоконтроля как основы процесса делеги­рования. Каждый менеджер, которому делегировали полномочия, должен иметь возможность контролировать свою деятельность, анализируя собственные успехи или неудачи. Подобная возможность самоконтроля в большей мере стимулирует работу сотрудников.

Однако необходимо отметить, что нет менеджеров, обладающих неограниченными полномочиями. Лимитирующими факторами здесь могут быть, например, законы, политика местных властей, профсоюзы, акционеры, учредители предприятия и т.д. Кроме того, менеджеры не могут делегировать подчиненным полномочия, ко­торые противоречат нормам человеческой морали, этике, а также принятым в обществе национальным и религиозным традициям.

Смотрите так же:  Оформить немецкую визу в калининграде

Насколько эффективно менеджер делегирует свои полномочия, можно судить, например, по его умению работать с деловыми бу­магами. Как известно, поток документов порой буквально захлестывает менеджеров. Между тем, умение менеджера освободить дра­гоценное время для производительной работы может свидетель­ствовать о его квалификации как руководителя. Встречаются ме­неджеры, которые доводят до абсурда принцип делегирования обязанностей, стараясь быстрее избавиться от документа. Такой менеджер считает, что подчиненные для того и существуют, что­бы делать всю работу. Характерными примерами резолюций такого руководителя являются: «Прошу решить» или «Необходимо разоб­раться». Менеджеру в этом случае удается довольно быстро освобо­дить свой стол от горы бумаг, до предела загрузив подчиненных. Но особого успеха это не приносит, поскольку подчиненные так до конца и не понимают, что же они должны делать. В результате менеджеру нередко приходится выслушивать претензии руководи­телей более высокого уровня управления по поводу невысокого качества документации, исходящей из его подразделения, и нару­шения сроков ее подготовки.

Делегирование задач и полномочий имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным сторонам деле­гирования ответственности можно отнести следующие: менеджер освобождается от части функций исполнения и контроля; подчи­ненные проявляют творческий подход к делу; сотрудники приоб­ретают навыки самостоятельной и ответственной работы. Отрица­тельные стороны делегирования: имеется угроза невыполнения работы, ухудшения ее качества; возможно появление конкурен­ции менеджеру среди отдельных сотрудников; усложняется про­цесс принятия окончательных решений.

Основные правила работы менеджера при делегировании пол­номочий: понимание главных целей решаемых проблем при пере­даче полномочий подчиненным; делегирование полномочий в пер­вую очередь способным, инициативным работникам; объективная оценка возможного риска; регулярное консультирование и конт­роль за работой сотрудников.

Полномочия премьер-министра Армении в будущем должны быть ограничены

Полномочия премьер-министра Армении должны быть ограничены. Об этом на традиционных брифингах в Национальном Собрании заявил 7 мая руководитель парламентской фракции Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн Армен Рустамян.

По его словам, нынешняя парламентская система не должна быть устранена полностью, но необходимо сделать шаги по децентрализации власти, оказавшейся в руках одного человека.

«Из этого следует, что полномочия премьер-министра должны быть ограничены. Контроль над Полицией и спецслужбами проистекает из логики парламентской системы правления. Контроль над ними должен быть и у Национального Собрания», — пояснил Рустамян.

Говоря, о внешней политике, Армен Рустамян заверил, что договоренности, достигнутые в рамках ЕАЭС и ОДКБ, должны быть сохранены. «Политика, которую поддерживала Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн в отношении Геноцида армян, должна быть продолжена. Карабахский вопрос должен решаться по логике, которую во время референдума высказал народ Карабаха», — заключил глава фракции АРФД.

Новости Армении — NEWS.am

ВНИМАНИЕ! НИЖЕ РЕКЛАМНЫХ БЛОКОВ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ. ВСЕ КОММЕНТАРИИ ПРОХОДЯТ ПРЕМОДЕРАЦИЮ, ПОЭТОМУ ХОРОШО ПОДУМАЙТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧТО-ТО НАПИСАТЬ.

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81 1 настоящего Федерального закона, – второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81 1 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

3. Если срок полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов.

1. Срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок их полномочий самым тесным образом связаны с обязательностью и периодичностью выборов, обновлением состава органов публичной власти, а также с реализацией гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

В комментируемой статье, а также в статьях 9 и 10 комментируемого Федерального закона предусмотрены следующие возможные способы установления сроков полномочий в представительных органах: 1) установление срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, под которым подразумевается срок, на который единовременно избирается весь депутатский корпус указанного органа одного созыва; 2) срок полномочий представительного органа не устанавливается, поскольку депутаты избираются не единовременно, а в порядке ротации: в таком случае можно говорить лишь о конкретном, устанавливаемым в соответствии с комментируемым Федеральным законом, сроке полномочий депутатов. С учетом того, что типичным для Российской Федерации является первый способ, в дальнейшем в комментарии к статьям 8–10 в основном будут рассмотрены вопросы, связанные с реализацией норм комментируемого Федерального закона в случае, когда конституцией (уставом), законом установлен срок полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Что касается установления срока полномочий депутатов представительного органа, избираемого всем составом единовременно, то комментируемой статьей 8 связанные с этим вопросы специально не регулируются. Как правило, этот срок устанавливается в соответствующих законах о статусе депутатов. Например, согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Комментируемый пункт предусматривает предельный срок, на который могут быть избраны органы государственной власти, органы местного самоуправления, и, соответственно, предельный срок их полномочий – не более пяти лет. Учитывая, что в отношении федеральных органов государственной власти – Президента Российской Федерации и Государственной Думы – этот срок определяется Конституцией Российской Федерации и составляет четыре года (статьи 81 и 96), пятилетний срок может быть реализован только на региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации устанавливается не только максимальный, но и минимальный срок их полномочий – не менее двух лет (статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Конкретный срок полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Закрепление на федеральном уровне данных положений является существенной гарантией не только эффективной деятельности названных органов, но и самого права граждан на местное самоуправление.

_________
1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466.

Законодательство Российской Федерации различает срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и срок их полномочий. В первом случае речь идет о фиксированном сроке, определяющем периодичность выборов, во втором – о менее жестком временном периоде, смещенном, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающим с ним по своей продолжительности. Например, четырехлетний срок, на который избирается Президент Российской Федерации, начинается со дня его избрания и завершается в день голосования на следующих общих выборах главы государства, проводимых во второе воскресенье того же месяца, в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») 1 . Что касается срока президентских полномочий, то он начинается с момента принесения Президентом Российской Федерации присяги и прекращается по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации).

Смещение срока полномочий может быть обусловлено не только параметрами его исчисления, но и принципами организации избирательного процесса. Так, принцип альтернативности выборов предполагает возможность проведения повторного голосования (статья 71 комментируемого Федерального закона), а также отложение выборов для дополнительного выдвижения кандидатов или списков кандидатов (пункт 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона), в результате чего продлеваются полномочия действующих органов. Аналогичные последствия наступают и в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Более существенные различия между сроком, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и сроком их полномочий возникают в связи с продлением или сокращением сроков полномочий действующих органов и депутатов, допускаемым в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом (ранее такое продление или сокращение было возможно при совмещении выборов (статья 82 комментируемого Федерального закона), а в настоящее время допускается только продление сроков полномочий в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), а также в связи с досрочным прекращением полномочий, влекущим за собой назначение внеочередных (досрочных) выборов.

___________
1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

В целях обеспечения преемственности власти сроки проведения внеочередных выборов являются довольно краткими. Так, при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (статья 92 Конституции Российской Федерации). Фактически те же сроки проведения выборов предусматриваются и при роспуске Государственной Думы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска палаты (статья 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Назначение выборов на указанный день позволяет вновь избранной Государственной Думе собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска Государственной Думы прежнего созыва с соблюдением конституционного требования о проведении первого заседания не позднее тридцати дней после избрания (статьи 99 и 109 Конституции Российской Федерации).

Смотрите так же:  Приказ 496 минздрава

При досрочном прекращении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления досрочные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответствующего органа (статья 10 комментируемого Федерального закона).

Как указывалось выше, с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ изменились основания для изменения продолжительности сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по отношению к сроку их избрания. Речь идет об установлении единых дней голосования на региональных и местных выборах: как правило – второе воскресенье марта, а в ряде случаев – второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (статья 10 комментируемого Федерального закона), и определении на федеральном уровне дня окончания срока, на который избираются эти органы. В целом вышеуказанный Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в единые дни голосования 1 .

_____________
1 При введении норм о переходе к единым датам (дням) голосования предусматривалось исключение из этого правила, допускающее проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года (12 марта) ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и в силу пункта 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продлили срок полномочия своих законодательных (представительных) органов, что, однако, не противоречит положениям федерального законодательства, согласно которым устанавливаемый конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не может составлять более пяти лет, поскольку предусмотренное пунктом 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продление срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления является однократным и не требует изменения положений конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования о сроке полномочий указанного органа.

Для органов, избранных во второе воскресенье марта, днем окончания срока, на который избираются эти органы и депутаты, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок их полномочий. В случаях, когда выборы проводились в иные дни (эти случаи оговорены в пункте 8 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания устанавливается второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на данных федеральных выборах. Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем или иным днем, на который не может быть назначено голосование (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания является соответственно первое воскресенье марта и первое воскресенье октября.

Переход к единым дням голосования потребовал изменения продолжительности сроков полномочий ряда органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые были избраны на выборах, назначенных до вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, устанавливающих единые дни голосования, по отношению к сроку их избрания. Поскольку выборы указанных органов в значительном числе субъектов Российской Федерации проводились в иные дни, в связи с чем окончание срока их избрания не будет приходиться на второе воскресенье марта или второе воскресенье октября соответствующего года, полномочия этих органов продлеваются с тем, чтобы следующие выборы проводились в единые дни голосования, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на этих выборах (статья 81 1 комментируемого Федерального закона).

К изменению продолжительности срока полномочий по отношению к сроку избрания приводит также перенос выборов на более поздний срок (пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Основанием тому является устанавливаемый комментируемым пунктом запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов). Таким образом, в случае превышения на совмещенных выборах разного уровня указанного числа избирательных бюллетеней выборы в органы местного самоуправления переносятся на следующий единый день голосования. Следует отметить, что ограничение возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня, впервые установленное комментируемым Федеральным законом, направлено на защиту избирательных прав граждан, поскольку при совмещении большого числа выборов повышается вероятность ошибок при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

Переход в соответствии со статьей 81 1 комментируемого Федерального закона к единым дням голосования и возможность в связи с этим установления различных сроков полномочий избираемых органов разного уровня могут привести к ситуации, когда на какой-либо единый день голосования в субъекте Российской Федерации или в определенном муниципальном образовании придется более четырех избирательных бюллетеней. В целях исключения подобной ситуации на практике в законе субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены специальные нормы, предотвращающие такое совпадение дней голосования на региональном и местном уровне.

2. В комментируемом пункте закрепляется общее правило о неизменности срока полномочий действующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Следование этому правилу означает, что норма об изменении (продлении или сокращении) срока полномочий указанных органов, или срока, на который они избираются, может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. Эти положения впервые были предусмотрены в прежнем Федеральном законе и в дальнейшем получили свое закрепление в комментируемом Федеральном законе. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ правовая формула комментируемого пункта претерпела некоторые изменения. В частности, учтено, что переход к единым дням голосования, порядок которого определен в статье 81 1 комментируемого Федерального закона, требует продления срока полномочий действующих органов и депутатов, избранных на выборах, назначенных до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Такая же потребность возникает и при переносе выборов в органы местного самоуправления на более поздний срок в связи с ограничением возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня (пункт 1 комментируемой статьи и пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Случаи, когда допускается продление срока полномочий действующих органов, указанные в пунктах 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона, предусмотрены в качестве исключения из общего правила о неизменности срока полномочий действующих органов. Помимо этих случаев в пункте 3 комментируемой статьи устанавливаются особенности продления сроков полномочий действующих органов и депутатов в период чрезвычайного или военного положения.

3. В комментируемом пункте предусматривается продление срока полномочий действующих органов в период действия чрезвычайного или военного положения, если истечение этого срока приходится на указанный период.

Чрезвычайное и военное положение – это особые правовые режимы, вводимые в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях действия этих правовых режимов допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан, в том числе их избирательных прав, что базируется на конституционных нормах, предусматривающих возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан в конституционно значимых целях (статья 55 Конституции Российской Федерации). При этом в условиях чрезвычайного положения такие ограничения допускаются только в соответствии с федеральным конституционным законом (статья 56 Конституции Российской Федерации). Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» 1 срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Однако если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не будут достигнуты, Президент Российской Федерации своим указом может продлить действие чрезвычайного положения (статья 9). На территории, где введено чрезвычайное положение, выборы не проводятся (статья 14), поэтому в случае истечения в указанный период срока полномочий действующих органов и депутатов эти полномочия продлеваются до прекращения действия чрезвычайного положения (если только они не будут приостановлены в порядке, предусмотренном пунктом «а» статьи 11 указанного Федерального конституционного закона).

__________
1 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Продолжительность военного положения не ограничивается конкретными сроками. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» 1 период действия военного положения начинается с даты и времени, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения, которые определяются указом Президента Российской Федерации об отмене военного положения (статьи 1 и 21). На территории, где введено военное положение, выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся (пункт 4 статьи 7). Несмотря на то, что указанный Федеральный конституционный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей продление срока полномочий действующих органов и депутатов в случае его истечения в период военного положения, на это указывает организация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения (статьи 6 и 15).

В соответствии с комментируемым пунктом окончание срока продления полномочий действующих органов и депутатов связывается не только с прекращением действия чрезвычайного или военного положения, но и с формированием нового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тем самым обеспечивается преемственность власти, постоянное действие выборных органов, а также их легитимность в период после отмены соответствующего правового режима и до избрания нового состава указанных органов. Следует отметить, что чрезвычайное и военное положение рассматриваются как обстоятельства, исключающие не только проведение, но и назначение выборов, поскольку в этих условиях невозможно обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. После отмены чрезвычайного или военного положения выборы, назначение которых не могло состояться в период действия соответствующего правового режима, должны назначаться в максимально краткие сроки с тем, чтобы не допустить нарушения избирательных прав граждан. Данный вывод подтверждается в частности тем, что выборы Президента Российской Федерации проводятся в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после прекращения действия чрезвычайного или военного положения (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

_________
1 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.