Дидактические пособие по музыке

Учебно-методическое пособие по музыке по теме:
Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка,что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо.

Музыкально — дидактическая интерактивная игра «Музыкальные инструменты» для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов.

Музыкально — дидактическая интерактивная игра «Подбери картинку» для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки.

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра «Солнечные лучики» для тетей старшего дошкольного возраста.

Роекомендации для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей дошкольников игрового матерьяла по музыкальной -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха .

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры, влияющих на здоровье человека.

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям.

Сайт для воспитателей детских садов

Музыкально-дидактические пособия

Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Веселые нотки

Помогают изучать названия нот, с их помощью дети могут определять темп произведения (быстро-тихо).

Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»

Музыкально-дидактическая игра на различение тембра различных музыкальных инструментов «Угадай на чем я играю».

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»

Музыкальные часы

«Музыкальные карточки»

предназначены для развития у детей умения внимательно слушать и различать знакомые мелодии. По картинкам дети узнают и поют песни, а так же можно включать музыку на диске, а дети ищут правильные иллюстрации к этим песням.

Волшебные кубики

Музыкальные конфетки

Игра направлена на формирование музыкального слуха, восприятие звуков окружающей действительности. Обогащение познавательных интересов. Развитие памяти, сообразительности, самостоятельности. Воспитание уверенности в себе.

Шумелки

Музыкальные «лесенки»

Помогают различать восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти и восьми ступеней лада, идущих вверх и вниз.

Музыкально-дидактическое пособие «Море музыки»

В том, что музыкальное восприятие — сложный эмоциональный и умственный процесс, требующий различных методических приемов, нет сомнений ни у одного музыкального руководителя. Но как суметь уложить в душу, сердце и разум 5-7 летнего ребенка то, чего и взрослому-то, порой не под силу? Часто задаваясь этим вопросом, ища разные пути и решения, автором было разработано музыкально-дидактическое пособие «Море музыки», значительно облегчающее усвоение достаточно сложных классических произведений.

Цель пособия заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Пособие представляет собой комплекс наглядного и раздаточного материалов. Оно универсально, мобильно и просто в обращении.

Описание:

  • учебный стенд с изображением «Моря музыки» размером 2 х 1,5 м

  • магнитная доска, дублирующая изображение стенда в черно-белых тонах размером 50 х 30 см

  • раздаточный материал: карточки с изображением элементов игры

«Компас настроений» — пособие, отображающее эмоционально-образное содержание произведения, с подвижной стрелкой двух цветов :красного и синего (в соответствии с эмоциональным восприятием ребенка конкретного произведения)

«Палитра инструментов» — пособие, помогающее определить стиль произведения, вид и тембр звучания инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

Методика применения: Дети отправляются в морское путешествие (цветное изображение). Число участников определяется количеством комплектов пособий. Детям раздают карточки и пособия, предлагают прослушать произведение. Аналогичными карточками пользуется и водящий (ребенок, воспитатель, музыкальный руководитель), который во время анализа произведения крепит их к черно-белому изображению магнитной доски, постепенно «раскрашивая» и «оживляя» внезапно потемневшее море, рассказывая о музыке. Анализ произведения ведем по следующей схеме :

а) «Компас настроений» — эмоциональная сфера, характеризующая чувства и настроения, переданные в музыке

б) «Кто — что» — (если имеются) моменты программности и изобразительности

в) Средства музыкальной выразительности:

— темп (корабли с названиями «Очень медленный», «Медленный», «Быстрый», «Очень быстрый»)

— регистр (звуковысотный утес: высокий, средний, низкий)

— ритм (ритмическое течение: долгие звуки, короткие звуки)

— тембр (тембровый остров : палитра цветов радуги)

— динамика (дельфин папа — f,ff, дельфин мама- mf, mp, дельфиненок — p,pp)

— лад (маяк: мажор, минор)

г) форма музыкального произведения:

— стиль (палитра инструментов)

— структура (1-2-3 х частная формы)

д) жанры (киты : песня, танец, марш, ведущих в оперу, балет и оперетту)

Музыкальный репертуар: подбирается согласно стратегического плана музыкального руководителя.

Смотрите так же:  Как передать собственность на квартиру сыну

Каждая часть пособия может быть использована, как самостоятельная музыкально-дидактическая игра. А в целом это полный и последовательный анализ музыкального произведения. Однако не следует сразу на одном занятии выполнять все задание. Это можно сделать на последующих занятиях, постепенно раскрашивая «Море музыки».

Данное пособие применяется со средней группы, где дети характеризуют содержание, передающее характер и средства выразительности. Со старшей группы используется все пособие, где дети знакомятся со стилем, жанрами и формой произведения.

Дидактическое пособие по музыке «Музыкальный домик» для детей 6–7 лет

Наталия Мальцева
Дидактическое пособие по музыке «Музыкальный домик» для детей 6–7 лет

«Музыкальный домик»

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативное развитие» (развитие общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий; формирование готовности к совместной деятельности со

«Познавательное развитие» (развитие любознательности и познавательной

мотивации; формирование первичных представлений о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира; форме, цвете, размере, звучании);

«Речевое развитие» (развитие диалогической и монологической речи);

«Художественно- эстетическое развитие» (восприятие музыки; реализация

самостоятельно творческой музыкальной деятельности детей);

Цели: развивать тембровый и динамический слух детей; поддерживать

попытки самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать

объекты по 1-2 качествам; продолжать развивать у детей интерес к музыке,

желание слушать её, способствовать дальнейшему развитию основ

музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке; формировать

навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение

до конца); закреплять знания детей о звуках и их особенностях; знакомить с

понятием «Нотный стан», дать представление о нотах и зачем они нужны, их

длительностях и расположениях; формировать умение подыгрывать

простейшие мелодии на муз. инструментах.

Содержание игровой деятельности

Дети сидят на своих стульчиках, муз. руководитель говорит, что сегодня

они отправятся в гости к «подружкам ноткам», которые живут в «Нотном

домике», а самый главный в этом доме Скрипичный ключ, он присматривает

за нотками, и всегда выстраивает их в нужном порядке. С помощью стихов, расположенных

на разных стенах домика, музыкальный руководитель знакомит детей с

понятием «нотный стан», с названиями каждой нотки и её расположением. А

так же с соответствием каждой нотки и клавиши фортепиано. Сложность и

объем информации педагог выбирает сам.

Пособие так же предназначено как для групповых, так и для

«Музыкальный домик». Организованная-образовательная деятельность в старшей группе «Музыкальный домик» организованная образовательная деятельность в старшей группе Программное содержание: 1. Закрепить в речи детей названия.

Дидактическое пособие «Цыплятки» для детей в возрасте 2–3 лет Настоящее методическое пособие изготовлено воспитателем Воробьевой Екатериной Михайловной, воспитателем ГБДОУ 64 Невского района Санкт-Петербурга.

Дидактическое пособие «Домик» по развитию сенсорных способностей детей младшего возраста Дидактическое пособие «Домик» Задачи: Образовательные: расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные», способствовать формированию.

Дидактическое пособие «Паровозик Неделька» для детей 4–6 лет. Дидактическое пособие «Паровозик Неделька» для детей 4-6 лет. Задачи : -познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели,.

Дидактическое пособие по конструированию «Архитектор» для детей с 4 лет В дидактическом пособии по конструированию «АРХИТЕКТОР» используются цветные деревянные геометрические фигуры из математических наборов,.

Дидактическое пособие «Сенсорный домик» Дидактические пособия Цель: развивать у детей речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать.

Дидактическое вариативное пособие «Чудесный домик» Это пособие широко используем в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития в образовательных областях: «Познание»,.

Многофункциональное дидактическое пособие «Домик для куклы Кати» Пояснительная записка Пособие изготовлено из безопасного материала: картон, ткань, поролон, искусственная кожа,пряжа, соленое тесто,.

Дидактическое пособие по УМК «Кызыклы өй — Забавный домик» Сегодня мы хотим представить вашему вниманию дидактическое пособие по УМК «Кызыклы й – Забавный домик», выполненное воспитателями.

Дидактическое пособие «Сумка-счет» для детей 4–5 лет Сумка-счет используется для обучения счету от 1 до 10 детей средней возрастной группы (4-5 лет). Данное наглядное пособие интересно при.

Музыкально-дидактическое пособие Бизикуб -«Музыкальный куб-шкатулка»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ БИЗИКУБ

« Музыкальный куб — шкатулка»

Пособие изготовила — Симаева С.Ш.

1 квалификационная категория

МАДОУ «Детский сад №105»

« Музыкальный куб — шкатулка».
Музыкально дидактические игры в ДОУ

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в непосредственно-образовательной деятельности. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Оформление дидактического материала должно быть интересно и красочно, например музыкальные образы, иллюстрированные на карточках – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Представляю интересное развивающее пособие для дошкольников. Это развивающий « Музыкальный куб-шкатулка».

Смотрите так же:  Договор утилизация пищевых отходов

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей в музыкальном зале, в групповой комнате и с родителями дома.
Цель использования дидактического пособия:
Повышать интерес детей к получению знаний о музыке, средствах выразительности в музыке, музыкальных инструментах.
Развивать умственные и творческие, музыкальные способности.
Основные достоинства пособия:
— Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании.
— Их можно использовать в разных видах деятельности.
— Развивают музыкальные и творческие способности детей.
— Являются ярким элементом предметно – пространственной среды.
— Мобильны.
— Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. — Создание эмоциональной отзывчивости. — Любой старший дошкольник способен аккуратно приклеить картинку. В такие кубики дети будут играть с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью.
— Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
— Можно использовать в разных возрастных группах.

Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от трёх-четырех лет и до выпуска детей в школу, усложняя задания для детей старшего дошкольного возраста, использование в работе такого куба, задачи которого направлены на развитие основных музыкальных способностей — музыкальная память, музыкальная грамотность, музыкальный слух, чувство ритма приведет к успехам в музыкальной деятельности дошкольников. даст детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Верхняя часть куба. она и открывающаяся часть куба оснащена:

1.не звучащая клавиатура,

4. самодельная трещотка,

На левой стороне располагается куба:

1. картинки изображения длительностей нот.

2. длительности нот – черные полоски разной толщины, соответствующие длительностям нот.

На правой стороне располагается куба:

1.изображение клоуна, жогнглирующего шариками, на шарики можно прикрепить картинки.

2. картинки с изображением детских музыкальных инструментов.

На тыльной стороне куба располагаются:

1. 3 вращающихся диска для определения средств музыкальной выразительности.

1. проигрыватель дисков, диски,

2. детские музыкальные инструменты,

Музыкально-дидактические игры соответствующие расположенным по сторонам куба атрибутам:

Музыкально-дидактическая игра « Спой и сыграй знакомую песню, подыгрывая на пианино»

Цель: развивать музыкальную память, музыкальный слух, умение петь акапелльно.

Игровой материал : куб — клавиатура.

Ход игры: Ведущему предложить детям изображение или игрушку по знакомым песням и предложить «подыгрывая» себе на клавиатуре спеть знакомую песню.

Музыкально-дидактическая игра « Сочиняем песенки» (5-7лет)

Цель: . учить придумывать мелодию на слова знакомых четверостиший, развивать певческие умения.
Игровой материал : куб -клавиатура.

Ход игры: Ведущая предлагает вспомнить знакомые четверостишия по временам года, детские стишки А.Барто, стихи к праздникам, предлагает представить, что играет на пианино и пропевает песню, остальные дети –жюри, оценивают пение и награждают, аплодисментами или грамотами.

Музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр» (5-7лет)

Цель : развивать тембровый слух, умения согласовывать действия совместно играя в оркестре .

Игровой материал: куб- бубен. пищалки. самодельная трещотка, ксилофон . Ход игры: Ведущая предлагает детям устроить смотр оркестров, чей оркестр быстрее сможет собраться и весело сыграть вместе, тот выиграет и получит приз, достает проигрыватель и диски из куба, подбирает для разных групп оркестра разные пьесы, а дети сами организуются в группы и выбирают себе инструменты на кубе, договорившись.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки» (3-5лет)

Цель : развивать тембровый слух.

Игровой материал: куб -бубен. пищалки. самодельная трещотка, ксилофон. Ход игры: Ведущая предлагает ребяткам прослушать игру на выбранном инструменте и ответить что это за инструмент звучит, можно предложить сыграть на инструменте ребенку, а остальным отгадать и тот кто правильно отгадывает получает фишку.

Музыкально-дидактическая игра «ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР» (5 – 7 лет)

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).
Игровой материал: верхняя часть куба с расположившимися ударными музыкальными инструментами , ритмическая народная песня «Андрей-воробей», палочка для дирижера .
Ход игры:
Педагог выбирает 5 детей детей на четыре стороны куба. Один участник стоит за клавиатурой и поет,4 участника подыгрывают на инструментах. Все дети исполняют песню «Андрей-воробей», по указанию дирижера, Педагог должен обращать внимание, чтобы пение было протяжным, спокойным. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

Музыкально-дидактическая игра «ПРИГЛАШЕНИЕ » (5 – 7 лет)

Цель: развитие креативных возможностей детей и способствовать формированию навыков совместной творческой деятельности.
Игровой материал: верхняя часть куба с расположившимися ударными музыкальными инструментами , проигрыватель, диск с пьесой, например «Апипа» тат.нар.песня.
Ход игры: Вариант1 Ведущим выступает взрослый , который или сам играет пьесу или ставит аудиозапись пьесы.Задача каждого музыканта – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента,но не хаотично, а в ритм музыке.

Вариант2 .Можно усложнить.дети ходят вокруг куба на запев, а на припев останавливаются и поыгрывают на том инструменте напротив которого он оказался.

. Музыкально-дидактическая игра « Определи инструмент» (5-7 лет)

Цель: развивать тембровый слух и ритмический слух
Игровой материал : инструменты на стороне куба и повторные инструменты на столе.
Ход игры: Двое детей, один стоит за кубом, другой спиной к нему за столом с расположенными там муз.инструментами Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Смотрите так же:  Приказ фссп россии 70

. Музыкально-дидактическая игра «Укрась музыку » (5-7лет)

Цель: развитие креативных возможностей детей и способствовать формированию навыков совместной творческой деятельности.
Игровой материал : верхняя сторона куба с инструментами, магнитофон с записью «Камаринская» П.И.Чайковского,музыкальные инструменты из куба остальным детям.
Ход игры: Ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

Музыкально-дидактическая игра «НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (4– 6 лет)

Цель: учить детей простейшим приемам игры на детских музыкальных инструментах, развивать чувство ритма.
Игровой материал: детские музыкальные инструменты на кубе – ксиллофон, бубен, трещотка, пищалки.
Ход игры: Дети придумывают рассказ о своем путешествии и изображают его на каком-либо инструменте. Например: бежала по лестнице, тяжело поднималась по горке, прыгала через скакалку, скатилась с горки. Кого встретили по пути.
Один ребенок изображает путешествие, другой – узнает. Дети одной группы начинают музыкальное путешествие, а второй группы продолжают. После окончания игры на инструменте выясняется, что изображала каждая группа участников.

Музыкально-дидактическая игра «ЛЮБИМ МЫ ИГРАТЬ В ОРКЕСТР» (5-7лет)

Цель: учить детей самостоятельно объединяться в ансамбль Игровой материал: верхняя сторона куба и музыкальные инструменты из куба,проигрыватель, диск.

Активизировать интерес детей к различным видам музыкальных инструментов; Развитие ритмического слуха; Развитие музыкальной памяти и фантазии; Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу; Доставить детям радость от совместной игры.

Datalife Engine Demo

В том, что музыкальное восприятие — сложный эмоциональный и умственный процесс, требующий различных методических приемов, нет сомнений ни у одного музыкального руководителя. Но как суметь уложить в душу, сердце и разум 5-7 летнего ребенка то, чего и взрослому-то, порой не под силу? Часто задаваясь этим вопросом, ища разные пути и решения, автором было разработано музыкально-дидактическое пособие «Море музыки», значительно облегчающее усвоение достаточно сложных классических произведений.

Цель пособия заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Пособие представляет собой комплекс наглядного и раздаточного материалов. Оно универсально, мобильно и просто в обращении.

Описание:

  • учебный стенд с изображением «Моря музыки» размером 2 х 1,5 м
  • магнитная доска, дублирующая изображение стенда в черно-белых тонах размером 50 х 30 см
  • раздаточный материал: карточки с изображением элементов игры

«Компас настроений» — пособие, отображающее эмоционально-образное содержание произведения, с подвижной стрелкой двух цветов :красного и синего (в соответствии с эмоциональным восприятием ребенка конкретного произведения)

«Палитра инструментов» — пособие, помогающее определить стиль произведения, вид и тембр звучания инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

Методика применения: Дети отправляются в морское путешествие (цветное изображение). Число участников определяется количеством комплектов пособий. Детям раздают карточки и пособия, предлагают прослушать произведение. Аналогичными карточками пользуется и водящий (ребенок, воспитатель, музыкальный руководитель), который во время анализа произведения крепит их к черно-белому изображению магнитной доски, постепенно «раскрашивая» и «оживляя» внезапно потемневшее море, рассказывая о музыке. Анализ произведения ведем по следующей схеме :

а) «Компас настроений» — эмоциональная сфера, характеризующая чувства и настроения, переданные в музыке

б) «Кто — что» — (если имеются) моменты программности и изобразительности

в) Средства музыкальной выразительности:

— темп (корабли с названиями «Очень медленный», «Медленный», «Быстрый», «Очень быстрый»)

— регистр (звуковысотный утес: высокий, средний, низкий)

— ритм (ритмическое течение: долгие звуки, короткие звуки)

— тембр (тембровый остров : палитра цветов радуги)

— динамика (дельфин папа — f,ff, дельфин мама- mf, mp, дельфиненок — p,pp)

— лад (маяк: мажор, минор)

г) форма музыкального произведения:

— стиль (палитра инструментов)

— структура (1-2-3 х частная формы)

д) жанры (киты : песня, танец, марш, ведущих в оперу, балет и оперетту)

Музыкальный репертуар: подбирается согласно стратегического плана музыкального руководителя.

Каждая часть пособия может быть использована, как самостоятельная музыкально-дидактическая игра. А в целом это полный и последовательный анализ музыкального произведения. Однако не следует сразу на одном занятии выполнять все задание. Это можно сделать на последующих занятиях, постепенно раскрашивая «Море музыки».

Данное пособие применяется со средней группы, где дети характеризуют содержание, передающее характер и средства выразительности. Со старшей группы используется все пособие, где дети знакомятся со стилем, жанрами и формой произведения.

Дидактическое пособие «Музыкальные инструменты» (24 карт., А4, ламинир.)

Авторы: О. В. Печенкина, В. В. Кожевникова

Предназначено для использования в ходе работы по формированию целостной картины миры, расширения кругозора детей, развитию логических приемов мышления, обогащению и активизации словаря.

Содержит 24 полноцветных картинки формата А4, ламинированных пленкой. Сопровождается методическими рекомендациями.