Договор лагаш и умма

Лекция 1. История возникновения и развития международного права

1.2. Международное право периода Древнего мира

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство — и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса — должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Договор лагаш и умма

Пацация М.Ш.

В отечественной истории государства и права традиционно большое внимание уделяется исследованию происхождения права вообще, либо отдельных его институтов и норм. Гораздо меньше исследований, посвященных комплексному рассмотрению истории отдельных его отраслей, а также особых подсистем права (к числу последних, как известно, относится и международное право). Между тем, познавательная значимость изучения этих вопросов для соответствующих юридических наук, а также юриспруденции в целом достаточно велика. Ибо позволяет глубже осмыслить особенные условия, глубинные причинные связи, с необходимостью ведущие к возникновению особых социальных отношений и специальных методов их правового урегулирования, что собственно и составляет специфику соответствующих отраслей и подсистем права.

Вопрос о происхождении международного права — особой подсистемы права (наряду с правом внутригосударственным) как целостного общественного явления, был предметом изучения практически лишь юристов-международников. Однако, трудно не согласиться с И.И.Лукашуком, который отметил, что несмотря ‘на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права’1.

Разумеется, вопрос о происхождении международного права сложен и многогранен. В данной работе возможно рассмотреть лишь некоторые его аспекты. При этом, говоря о происхождении международного права, мы имеем в виду его так называемое первичное возникновение2.

В правовой науке существуют различные точки зрения о том, в какую эпоху возникло международное право (если не считать тех, кто считает, что международного права нет и в настоящее время). Одни ученые связывают происхождение международного права с возникновением государств и формированием отношений между ними. Эту позицию разделяет большинство советских и постсоветских юристов-международников[1]. Этой же позиции придерживались и многие отечественные правоведы досоветского периода[2]. Хотя и не все[3].

Смотрите так же:  Интеллектуальная собственность экономика доклад

В зарубежной международно-правовой науке в этом плане также нет единства. Одни относят происхождение международных правовых норм к эпохе древности[4]. Другие связывают его возникновение с эпохой позднего средневековья, когда в Европе сложилась система суверенных государств[5]. Схожей, хотя и несколько отличающейся позиции придерживается и известный отечественный юрист-международник И.И.Лукашук[6].

Когда речь идет о происхождении права, а это часть более широкой проблемы — становления права, то имеют в виду некую исходную точку, черту в социуме. Последняя при этом, как на это обращалось внимание в отечественной юридической науке, в немалой степени условна. Это объясняется, прежде всего, объективно существующим различием в понимании права[7]. Различие приведенных выше позиций юристов-международников по вопросу о возникновении права в немалой степени также связано с разным пониманием ими самого феномена международного права.

Кроме того, следует учесть, что вопрос о том, когда возникло международное право, и без того являющийся очень трудным, в наше время затруднен еще и тем, что сейчас в юридической науке происходит серьезнейший пересмотр всего категориального аппарата отечественной юриспруденции. Ключевые юридические понятия, в том числе такие основополагающие, как ‘государство’, ‘право’, их возникновение и этапы становления и т.д., претерпевают весьма основательное переосмысление. Казалось бы, устоявшиеся постулаты типа ‘государство и право возникают с разделением общества на классы’ и т.д. не только не кажутся бесспорными, но, более того, выглядят лишенными убедительной научной легитимности[8]. Все это не может не касаться научного осмысления проблемы происхождения и такого особого социально-правового феномена как международное право.

Как представляется, исследование права как социального явления позволяет сделать следующий вывод общего характера. Право как самостоятельная целостная нормативная система в том виде как мы ее видим в настоящее время — это не что иное, как результат значительного исторического развития. Его различные подсистемы, отрасли, институты возникают не одномоментно. Их возникновение зависит от формирования объективной необходимости (а также осознания этого соответствующими социальными субъектами) именно юридического урегулирования вновь возникающих особых общественных отношений. Поэтому, если на раннем историческом этапе становления право не было столь многогранным как в настоящее время, вряд ли есть основания утверждать, что его как особого социального явления не было вообще. Ибо главное, с какого времени явление, которое именуется правом, стало обладать теми признаками, которые представляются существенными и обязательными для него. Применительно к праву, это прежде всего: нормативность, обязательность, формальная определенность. К числу важных признаков относятся также системность права и его обеспеченность соответствующим механизмом реализации.

При рассмотрении вопроса о времени происхождения международного права следует учитывать указанные выше положения, имеющие, на наш взгляд, методологическое значение. С учетом этого, говорить о происхождении международного права можно лишь с того времени, когда оно как социальное явление, представляющее собой особую подсистему права, стало обладать некими основополагающими для него чертами. Речь прежде всего идет о следующих чертах: договорность, нормативность, формальная определенность. Важны, хотя и менее значимы, такие его признаки, как: системность международного права и его обеспеченность соответствующим механизмом реализации.

Возникновение первых норм международного права, являющихся не чем иным, как созданным в результате соглашения государств формально определенными правилами поведения, устанавливающими для них права и обязанности и обеспеченными определенным механизмом реализации[9], связано с периодом первичного формирования межгосударственных отношений. Одно из самых ранних описаний этих отношений обнаруживается уже в героической поэме ‘Энмеркар и правитель Аратты’, написанной около 2000 г. до н.э. и повествующей о событиях пятитысячелетней давности. В поэме описан ‘международный конфликт’ между шумерским городом-государством Уруком и городом-государством в Персии — Араттой[10].

Двуречье, где и располагался Урук, было одним из древнейших центров цивилизации и первичного формирования межгосударственных отношений. Первые же международные договорные нормы, регулирующие отношения соответствующих городов-государств появились именно в этом регионе мира около 5 тысячелетий назад[11]. Так, договор Лагаша и Уммы — двух шумерских городов — датируется 3100 г. до н.э. Это соглашение, написанное на шумерском языке, предусматривает неприкосновенность пограничных рвов и камней, которые признаются побежденным правителем Уммы. Договор скреплен клятвой двух правителей перед шумерскими богами. Видимо, здесь, в Двуречье, и именно в этот период впервые ‘исторический произвол, царящий в отношениях между рабовладельческим государством и его соседями, стал уступать место необходимости принимать в расчет интересы другого государства и его возможности'[12]. Опыт мирных отношений рождал доверие и, как следствие, ‘складывались более или менее устойчивые отношения между государствами, и последние, видя выгоду этих отношений, все чаще стремились закрепить их посредством международных договоров'[13].

Однако процесс формирования первых международно-правовых норм (как договорных, так и обычных) нельзя упрощать. Безусловно, в тот ранний период истории международно-правовых отношений не все обстояло так, как это происходит в современных отношениях государств в процессе создания норм международного права (вряд ли, например, возможно требовать для той эпохи, чтобы международные отношения строились на началах равноправия). Однако, полагаем, что согласование воль государств относительно содержания того или иного правила их поведения, и признание его в качестве обязательно-правовой нормы не есть особенность формирования лишь нынешнего международного права.

Нет оснований полагать, что субъекты межгосударственных отношений той эпохи не отдавали себе отчет в основных последствиях заключаемого ими договора, а именно того, какие права он им сулит и какие обязанности возлагает. В процессе межгосударственных отношений у их субъектов — государств, в лице господствующих слоев, на основе объективных потребностей возникает интерес в их международно-правовом, — т.е. таком, принципиальной особенностью которого являются, прежде всего, договорность, формальная определенность, обязательность- оформлении.

В заключаемых международных договорах находят выражение представления наиболее влиятельных слоев этих государств о взаимных правах и обязанностях, т.е. определенное международно-правовое сознание. А.Мишулин, характеризуя международно-правовые представления в одном из очень важных в рассматриваемом плане регионов, — а именно в древнегреческом историческом ареале, — отмечал: ‘Несмотря на ограниченное воздействие возникавших идей международного права на отношения между народами, сам факт их появления, отражение их в договорах свидетельствует о том, что поступательное движение вперед оставляло позади себя первобытные пережитки:'[14].

При этом, как известно, в эпоху древности международная сфера не занимала существенного места в жизни народов и государств. Это и понятно, ибо интенсивность, разнообразие, широта географического охвата международного общения были невелики. В этот период возникали и развивались ‘фрагментарные, по преимуществу (хотя и имевшие частные и переходящие взаимосвязи), отдельные, выражаясь современным языком, региональные системы международных, в том числе и межгосударственных, отношений'[15].

В региональных рамках формировались отношения, выступавшие в виде ‘обмена веществ между различными нациями'[16]. При этом потребность в новых благах в древности удовлетворялась с помощью двух основных способов обмена: мирным — торговля и насильственным — война[17]. Как подметили К.Маркс и Ф.Энгельс, у ‘варварского народа-завоевателя сама война является еще: регулярной формой сношений, которая используется все шире, по мере того, как прирост населения при традиционном и единственно возможном примитивном способе производства, создает потребность в новых средствах производства'[18].

История международного права. Ответы на экзаменационные билеты (Л. Н. Левина, 2009)

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории международного права. Пособие составлено на основе новейшего законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «История международного права». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории международного права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

  • 1. Понятие истории международного права
  • 2. Предмет и метод истории международного права
  • 3. Возникновение международного права
  • 4. Двуречье и Египет
  • 5. Право Древней Греции
  • 6. Посольское право в Древней Греции
  • 7. Право войны в Древней Греции
  • 8. Договоры в древнегреческом праве
  • 9. Право Древнего Рима
  • 10. Посольское право в Древнем Риме
  • 11. Договорное право в Древнем Риме
  • 12. Военное право Древнего Рима
  • 13. Право иностранцев в Древнем Риме
  • 14. Право народов в Древнем Риме
  • 15. Наследственное право Древнего Рима

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История международного права. Ответы на экзаменационные билеты (Л. Н. Левина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Двуречье и Египет

С образованием первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними складывались отношения, которые со временем стали иметь правовой характер. Первоначально данные отношения были эпизодическими, но уже к концу III в. до н. э. и во II тысячелетии они становятся систематическими, постепенно превращаясь в юридические нормы.

Образование данных норм относят к более раннему периоду, когда еще при первобытно-общинном строе на основании многовекового обычая сложились первые правила общения между племенами и союзами племен. До наших дней дошли многочисленные примеры, связанные сведением переговоров и постепенным распространением неприкосновенности послов, с проведением религиозных обрядов и принесением клятв, которые представляли собой одно из средств обеспечения заключенных соглашений.

Правила и обычаи догосударственного общения оказали большое влияние на содержание первых юридических межгосударственных актов. Древнейшим договором признается договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, который был заключен около 3100 г. до н. э. Данный договор подтверждал существование между ними государственной границы и устанавливал неприкосновенность ее знаков. Возникшие разногласия стороны договора разрешали мирным путем. Исполнение договора было гарантировано клятвами и обращением к богам. Текст договора был написан на шумерском языке и высечен на камне. Но данные клятвы не всегда соблюдались, поэтому после вооруженных столкновений вновь возникали прежние проблемы.

Смотрите так же:  Энтеробиоз приказ

Начиная с середины II тысячелетия до н. э. число дошедших до нас договоров становится значительно больше. Основную массу составляют договоры союзные, договоры о границах, о заключении браков. С развитием Египта и улучшением его внешней политики с государствами и племенными образованиями на юге долины Нила и в Азии заключенные им договоры приобретают основное значение. Одним из древнейших и наиболее типичным договором того времени был договор между царем Хаттушилем (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамзесом II в 1300 г до н. э. Кроме основного текста договора, в нем содержится перечень богов, которые «являются свидетелями договора». В договоре также содержатся положения о наказании нарушителя договора и «обещание божьей милости» тому, кто будет соблюдать его условия.

Субъектами международного права тогда выступали не государства, а фараоны, цари, князья, правители отдельных городов. Отсюда большое количество договоров о браках, в которых урегулированы вопросы приданого, ранга и прав царицы среди других жен и т. п. Наиболее частыми были просьбы и обещания подарков.

Древневосточная цивилизация не признавала равенства субъектов международного права. В середине I тысячелетия до н. э. считались равноправными субъектами Египет, Вавилон, Митания и Хеттская держава, затем к ним присоединилась Ассирия. Египетский фараон занимал главенствующее положение. Остальные государства были зависимы от Египта как фактически, так и юридически и не претендовали на равенство.

Уже к концу II тысячелетия до н. э. круг вопросов, решавшихся с помощью международных договоров, значительно расширился. Встречаются договоры о нейтралитете, государственных границах, обмене спорными территориями, укреплении и нейтрализации пограничных крепостей и городов.

В период ведения войны господствовал безграничный произвол сильного государства, т. к. войны велись ради захвата рабов и господства над источниками воды. Побежденный народ и его имущество становились добычей победителя.

Нормы международного права, принятые в Египте и Двуречье, были восприняты другими государствами.

2.2. Международное право в древности

Возникновение первых государств, как свидетельствуют исторические источники, относится к концу IV — началу III в. до н. э. Поскольку международное право неотделимо от государства, то вступление первых государств в отношения между собой и привело к образованию международно-правовых норм.

Отношения между государствами, как уже отмечалось, не отличались многообразием. Сохранившиеся исторические памятники свидетельствуют, что государства вели переговоры по таким вопросам, как окончание войн, заключение договоров, оформление союзнических отношений и т.д. Для ведения переговоров направлялись посольства. Как в древние времена, так и в последующие на развитие международного права большое влияние оказывали войны. Почти каждый народ считал себя богоизбранным и изначально относился к другим как к своим врагам. Поэтому войны в те времена считались естественным состоянием.

В основе международно-правовых норм древности лежали обычаи, которые ранее регулировали отношения между племенами, а также между племенами и первыми государствами. Но эти обычаи приобретали международно-правовой характер, как только государства начали применять их для регулирования своих отношений. Международно-правовые обычаи, которые возникали и впоследствии, являлись на протяжении столетий основным источником международного права. В качестве международно-правового источника значение обычая, несмотря на увеличение числа договоров, не исчезает и в наше время.

Однако государства не ограничивались лишь использованием обычаев в своей межгосударственной практике. Для регулирования этих отношений стали заключаться договоры. Первые договоры заключались в устной форме. Появление письменности способствовало развитию договорных отношений между государствами.

Одним из древнейших договоров, дошедшим до нас, является высеченный на каменном блоке договор, заключенный в 2100 г. до н. э. между городами-государствами Лагаш и Умма в южной Месопотамии (в Двуречье). Этим договором устанавливались границы между ними. В договоре предусматривалось, что гаранты его исполнения — боги.

Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1296 г. до н. э. между египетским фараоном Рамсесом II и царем хеттов17 Хаттушилем III. В соответствии с договором, начертанным

49 • на стенах Карнакского храма, между государствами объявлялись на

вечные времена мир, дружба и братство. Египет и царство хеттов заключили военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказывать военную помощь друг другу: «Если пойдет какой-либо враг против владений Рамсеса, то пусть Рамсес скажет великому царю хеттов: иди со мной против него со всеми твоими силами». Такая же помощь должна была оказываться и в случае мятежей в подвластных владениях. В договоре предусматривалась также выдача перебежчиков со всем имуществом. В качестве гарантов соблюдения договора призывались египетские и хеттские боги и богини. Нарушителю договора грозили страшные кары18.

В первом тысячелетии большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту. Договоры, которые заключались в это время, также касались вопросов войны, захвата земель, получения дани, образования военных союзов, закрепления династических связей (например, путем заключения браков). В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Основными, как и в других регионах мира, были вопросы войны и мира.

Китайские исторические памятники свидетельствуют, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договоры. Послы поль- •

зовались неприкосновенностью. Для разрешения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н. э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов создавались военные союзы. В Китае соглашения заключались не только по вопросам, связанным с войной, но и по таким, как, например, охрана редких пород зверей и т.п.

На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения переговоров, способах ведения войны, вопросов международного права. Древнеиндийские государства признавали неприкосновенность посольств. Большое значение придавалось международным договорам, которые подразделялись на договоры, заключаемые в мирное время, и договоры, вызванные войной. Считалось, что государства могут отказаться от исполнения договоров только в том случае, если могут привести соответствующие доказательства. Значение придавалось правилам ведения войны. В частности, различались справедливые и несправедливые войны. Запрещалось использовать отравленное оружие, убивать стариков, женщин и детей, хранителей храмов, пленных. Раненых полагалось отпускать на свободу.

В VIII в. до н. э. возникли древнегреческие государства-города (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие государства и их колонии подпадают под действие права. Полноправными гражданами считались лишь греки, а остальные народы относились к варварам. Варвар являлся синонимом врага. Древнегреческие государства поддерживали между собой разнообразные связи. Эти связи осуществлялись в ранний период греческой истории специальными представителями государств-полисов — вестниками или глашатаями (ангелос, керюкс), а также старейшинами (пресбейс, не моложе 50 лет). Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств. Во главе посольства стоял посол, которому вручалась грамота, состоявшая из двух сложенных вместе навощенных дощечек (диплома). Отсюда и происходит слово «дипломатия». Вестники и послы пользовались неприкосновенностью и находились под покровительством богов.

Для регулирования отношений греческие государства заключали договоры по различным вопросам. Среди них можно отметить мирные договоры, договоры о союзах, об арбитраже, о правовом положении иностранцев и др. Исполнение договоров обеспечивалось клятвами либо в некоторых случаях заложниками. Договоры в поздний период высекались на стелах. Отказ от договора, разрыв международных сношений сопровождался разбитием стел.

Греческие города-полисы заключали союзы. Известны союзы двух видов: религиозно-политические, которые назывались амфиктиони- ями (например, Дельфийско-Фермопильская), и симмахии — военно-политические союзы (например, Лакедемонская, Афинская симмахии, Этолийский и Ахейский союзы). Эти союзы являлись, в сущ ности, предвестниками современных международных организаций. Они действовали на постоянной основе, имелись высшие органы. Члены союзов независимо от их величины и значения имели по одному голосу, решения принимались большинством голосов.

Учитывая бесправное положение иностранцев на территории городов-полисов, в Древней Греции появился институт «проксений» (гостеприимство). Проксеном назначался какой-либо греческий гражданин, главной функцией которого, являлось оказание покровительства иностранцам. Кроме того, проксен защищал интересы иностранного государства и был посредником между таким государством и городом-полисом, гражданином которого он являлся.

Учитывая, что греческие города-полисы вели частые войны, они выработали определенные правила, касающиеся войн. Эти правила имели международно-правовое значение. Однако необходимо отметить, что эти правила в первую очередь применялись лишь в войнах между греческими полисами. Среди этих правил можно выделить следующие. О начале войны следует официально объявить. Запрещалось применять отравленное оружие. В то же время убийство женщин, детей, стариков захваченных вражеских городов считалось правомерным действием. Греки не знали режима пленных, которых либо убивали, либо обращали в рабство. Существовали и определенные запреты. Так, запрещалось убивать укрывавшихся в храмах. Посягательство на места погребения считалось святотатством. Разрешалось хоронить погибших во время сражения. Во время войны между греческими полисами всем грекам разрешалось посещать общественные игры и храмы, приносить жертвоприношения.

Смотрите так же:  Требования к жилью по субсидии

Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. Кроме того, войны подразделялись на законные и незаконные. Для ведения законной войны необходимы причины, в качестве которых выступали защита от нападения, исполнение союзных обязательств и др.

Древней Греции был известен и такой институт, как третейское разбирательство. Чаще всего в качестве третейского суда выступали симмахии. В третейских судах рассматривались вопросы окончания войн, споры о границах и т.д. В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх, Фукидид и др.) можно встретить отдельные рассуждения по некоторым вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отношения греков и варваров.

Труды греческих философов и историков, а также международная практика греческих государств оказали влияние на междуна- родно-правовую практику Древнего Рима, а впоследствии и европейских государств.

Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государствами с помощью специальной жреческой коллегии фециа- лов. На эту жреческую коллегию возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров о дружбе, союзных договоров, охраны международных договоров, предъявления претензий иностранным государствам и др. Хотя следует отметить, что фециалы объявляли войну и вели иные внешние дела в сущности по поручению сената. Сенат являлся тем органом, который ведал вопросами мира и войны.

Договоры заключались по разным вопросам. Так, Тит Ливий сообщает, что Филипп V Македонский заключил с Ганнибалом договор о дружественном союзе в совместной борьбе против Рима: «Царь Филипп со всеми морскими силами, какие только может собрать (он мог, как полагали, выставить до 200 судов), должен двигаться к Италии и опустошать ее берега».

Все войны, которые вели римляне, считались справедливыми. К справедливым войнам относились войны, о начале которых заблаговременно объявлялось.

При ведении войны римляне не знали никаких ограничений: захваченные города, жители и имущество считались законной добычей, а пленных либо убивали, либо обращали в рабство. Однако следует отметить, что римляне считали недопустимым применение отравленного оружия.

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам. Это было обусловлено тем, что с развитием Римского государства, его международных связей, покорением и завоеванием обширных территорий и народов на его территории появлялись все больше иностранцев. В свою очередь данное положение и привело к назначению специального лица — praetor peregrinus, в функции которого входили дела, связанные с участием иностранцев. В конечном счете в Древнем Риме возникло jus gentium — «право народов». Под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам — как к римлянам, так и к иностранцам. В эпоху рецепции римского права в Европе jus gentium привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».

Древний Рим осуществлял свои связи с иностранными государствами и с помощью посольств. Посольства направлялись для ведения переговоров, подписания договоров, для разрешения арбитражных споров, заключения мира. Римляне признавали неприкосновенность иностранных послов, в том числе и послов вражеских государств.

Несмотря на то что в Риме право получило значительное развитие, в трудах римских ученых можно обнаружить лишь отдельные высказывания, относящиеся к международному праву. В частности, М. Цицерон выделял справедливые войны, к которым относились войны, предварительно объявленные. Д. Ульпиан считал, что к праву народов (jus gentium) относятся занятие, возведение строений и укрепление местностей, войны, плен, рабство, мирные договоры, перемирие, запрет оскорблять послов. Правом народов оно называется потому, что им пользуются все народы. Римские юристы оказали большое влияние на последующее развитие правовой науки, в том числе и международного права. В частности, под влиянием греческих стоиков римские юристы развили идеи естественного права, под которым понималось право, вытекающее из самой природы. В связи с этим естественное право распространяет свое действие на все лица, на все народы. Впоследствии эти идеи нашли свое отражение и в международно-правовой науке.

Определенным источником норм межгосударственного общения, которыми руководствовались государства, является Библия, точнее, ее первая часть — Ветхий завет. В Ветхом завете можно обнаружить сведения о тех нормах, которых придерживались в древности государства, расположенные на Ближнем Востоке. Эти сведения относятся к союзам, вопросам войны (в частности, способам ее ведения), проходу через иностранную территорию и др. Так, в «Числах» говорится о правилах ведения войны, весьма суровых: «И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; . а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу, и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем; и взяли все захваченное и всю добычу. и доставили пленных и добычу и захваченное». В «Числах» также упоминается запрос о проходе через иностранную территорию: «И послал Моисей из Кадеса послов к царю Едомскому (сказать): . позволь нам пройти землею твоею; мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воду из колодезей (твоих); но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих». Затрагивались и вопросы правового положения чужеземцев. Так, во «Второзаконии» сказано: «Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской», а в «Левите» говорится: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо я Господь Бог ваш». Влияние на развитие международно-правовой мысли в средние века оказало высказывание пророка Исайи: «.. .и перекуют мечи свои на орала, и копьи свои — на серпы: не поднимет народ меча, и не будут более учиться воевать». Распространение христианства способствовало распространению этого идеала в мире. Этот идеал, видимо, лежал в основе появления идеи «вечного мира».

Лагаш Лугальанды и Умма Лугальзагеси

Лагаш Лугальанды и Умма Лугальзагеси

В последние века Раннединастического периода масштабы междоусобных войн в Шумере только нарастают, никому не доставляя сколько-нибудь прочного успеха. Шумерская пословица безнадежно констатировала: «Ты идешь, захватываешь землю врага; враг приходит — захватывает твою землю!». Военные потрясения разоряли народ и обостряли социальный кризис: каждая «великая» победа обогащала прежде всего номовую верхушку, каждое крупное поражение ставило рядовых жителей на грань выживания, и они вынуждены были еще глубже влезать в кабалу к богатым и знатным представителям той же верхушки.

В Лагаше, одном из наиболее экономически развитых шумерских номов, дело дошло до переворота и уступок со стороны знати. Правитель Лагаша Лугальанда сосредоточил в своих руках безраздельную собственность на половину всех земель Лагаша, начал массовое перераспределение должностей в пользу своих личных слуг, увеличил поборы с зависимых людей и с общинников. Одновременно с этим апогея достигло долговое закабаление общинников знатью. В ответ дом этого правителя оказался низложен народным восстанием (впрочем, свергнутого царя при этом оставили жить и пользоваться правами свободного гражданина Лагаша), а на его место народное собрание поставило некоего Уруинимгину, наделив его титулом «лугаля» (ок. 2318–2312 гг. до н. э.).

Вновь, как и в изложенном ранее эпизоде с Гильгамешем, проявилась нередкая для раннеклассовых обществ расстановка сил: народ и выдвинутый народом «надобщинный» царь — против общинной знати (так как народ надеется на то, что царь, стоящий над всеми, защитит его от «сильных людей» как от своих собственных ближайших соперников и недоброжелателей). Уруинимгина упразднил чрезмерные поборы с населения, вновь отделил храмовое хозяйство от личного домена правителя, отменил ряд долговых сделок. Такие реформы иногда проводили и в других номовых государствах Месопотамии; они временно ослабляли остроту социального кризиса, но не его причины.

В конце XXIV в. до н. э. набирает силу новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси. По своей психологии он был, видимо, типичным представителем «аристократических» номовых династий Шумера, с крайним высокомерием относящимся к простонародью и опиравшимся на тяжеловооруженную дружину. Как объединитель Месопотамии он использовал смесь принципиально новых и старых приемов: он стал систематически устранять и истреблять правителей соседних номов и объединять города под своей властью — это было ново. Однако он делал это не за счет слияния этих номов в единую державу, а на основе личной унии, сохраняя там традиционную структуру власти и лишь возглавляя ее лично в каждом центре по отдельности; номового сепаратизма это, конечно, не изживало. Лугальзагеси разгромил Уруинимгину Лагашского, аннексировал Уро-Урукское царство и перенес свою столицу в Урук. На севере он разбил Киш, царь которого погиб.

В общем итоге владения Лугальзагеси простерлись от Средиземного моря до Персидского залива (шумер, «от Верхнего до Нижнего моря»), но неожиданно этот носитель шумерской аристократической традиции столкнулся с политическим образованием принципиально нового типа.