Договор об опекунстве

Как расторгнуть договор на опекунство?

Как расторгнуть договор на опекунство?

Обработано вопросов: 47
Отзывы: 2

В случаях, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», права и обязанности опекуна прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Договор об опекунстве

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

Договор
об осуществлении опеки (попечительства)

«__» ____________ 20__ г.

(орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющий статус органа опеки и попечительства), далее именуемый «Орган опеки», в лице ____________, действующ__ на основании ____________, с одной стороны, и гражданин(ка) ____________ пол ____________, дата рождения ____________, место рождения ____________, место жительства ____________, гражданство ____________ паспорт N ____________, выдан ____________, далее именуемый опекун, действующий на основании Постановления органа опеки и попечительства о его назначении опекуном от «__» ____________ 20__ г. N ____________, заключили Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Орган опеки и попечительства устраивает подопечного под опеку опекуна на срок, установленный актом о его назначении опекуном, и выплачивает ему вознаграждение.

1.2. Опекун является законным представителем подопечного и вправе выступать в защиту прав и законных интересов подопечного в любых отношениях без специального полномочия.

1.3. В интересах подопечного опекун не вправе совершать следующие действия:

— изменять место жительства подопечного;

В случае изменения места жительства совершеннолетнего подопечного Договор расторгается и органом опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного заключается новый договор.

1.4. С учетом индивидуальных особенностей личности подопечного установлены следующие обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна: (указать конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного).

1.5. Опекун обязан извещать орган опеки и попечительства о перемене места жительства подопечного не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

1.6. При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении подопечного.

2. Имущество, сделки опекуна

2.1. Подопечный не имеет права собственности на имущество опекуна, а опекун не имеет права собственности на имущество подопечного, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечного социальных выплат.

2.2. Подопечный вправе пользоваться имуществом своего опекуна с его согласия.

2.3. Опекун не вправе пользоваться имуществом подопечного в своих интересах, в то же время, ввиду удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств, опекун имеет право безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, по адресу: ____________ в период действия настоящего Договора.

2.4. Опекун обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей по Договору.

2.5. При необходимости, если этого требуют интересы подопечного, опекун незамедлительно обязан предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного.

2.6. Опекун обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

2.7. Орган опеки и попечительства дает опекуну разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечного.

2.8. Опекун вправе вносить денежные средства подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в кредитные организации, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан.

2.9. Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.

2.10. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).

2.11. Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

2.12. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Договор об опеке и попечительстве

Установление опеки или попечительства допускается по договору. Опека или попечительство по договору устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При установлении опеки или попечительства по договору права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного. Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением некоторых случаев, установленных Семейным кодексом РФ. Орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Договор об опеке (попечительстве) над несовершеннолетним

(Кирилловых А. А.) («Семейное и жилищное право», 2011, N 4) Текст документа

ДОГОВОР ОБ ОПЕКЕ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

——————————— Kirillovykh A. A. Contract of trusteeship (guardian ship) of minor.

Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Автор предлагает ознакомиться с обзором регулирования отношений по договору об опеке (попечительстве) над несовершеннолетним. Рассматриваются вопросы законодательного регулирования, теоретические вопросы.

Ключевые слова: опека, попечительство, несовершеннолетние.

The author familiarizes with review of relations on the contract of trusteeship (guardianship) of minors; considers the issues of legislative regulation, theoretical issues.

Key words: trusteeship, guardianship, minors.

Договор об опеке (попечительстве) над несовершеннолетним регулирует вопросы не только содержания, воспитания, но и получения образования соответствующими категориями лиц. В науке не без оснований воспринята точка зрения о том, что отношения по опеке и попечительству в современных социально-экономических условиях могут быть оптимально урегулированы договором . Признанием социальной значимости таких выводов служит, в частности, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» , в котором нашел закрепление институт договорного регулирования опекунско-попечительских отношений. ——————————— См.: Михеева Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Барнаул, 2003. СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

Смотрите так же:  Материнский капитал на нужды семьи

В частности, в ст. 16 Закона предусмотрено право органа опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. По мнению Л. Ю. Михеевой, заключение данного договора связано с достижением соглашения опекуна (попечителя) с муниципальным образованием об осуществлении опеки (попечительства) в течение указанного в нем срока или до отпадения соответствующих условий (п. 2 ст. 157 ГК РФ), безвозмездно или на условиях встречного имущественного предоставления. Предметом этого договора является совершение обязанной стороной (опекуном или попечителем) юридических или фактических действий в пользу подопечного (третьего лица). Собственно сам договор, как формальный документ может носить безвозмездный или возмездный характер. В последнем случае имеется в виду конструкция, используемая для договора возмездного оказания услуг. Следует отметить особые условия применения норм законодательства при регулировании опекунско-попечительских отношений в договорном режиме. Отношения опеки и попечительства подлежат регулированию специальными нормами института опеки и попечительства, а при их недостаточности к ним следует применять общие положения гражданского законодательства об обязательствах, в том числе положения об ответственности за неисполнение обязательств. Возмездное осуществление опеки (попечительства), кроме того, предполагает субсидиарное применение правил гл. 39 ГК РФ, при недостаточности специальных нормативных регуляторов. Собственно, регулирование правоотношений по опеке и попечительству законодатель умещает в рамки договора о приемной семье, Правила заключения которого определены Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. N 423 . ——————————— См.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета. N 94. 2009. 27 мая.

Следует оговориться, что субъектам Российской Федерации предоставлен альтернативный вариант регулирования и в специальном законе представительный орган субъекта вправе предусмотреть договор о патронатной семье (патронатном воспитании). Регулирование патронатных и других подобных отношений может быть также осуществлено в договорном режиме. Надо сказать, что подобные договорные конструкции являются предметом отдельных монографических исследований , где показываются особенности обязательственных отношений в семейной сфере, с учетом их социального характера. ——————————— См.: Банников И. А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

Отношения из опеки и попечительства тесно граничат с патронатными отношениями. При этом патронат, по мнению некоторых ученых, в частности А. А. Пелевина, представляет собой частный случай представительства в семейной сфере. Отношения между помощником и лицом, находящимся под патронажем, носят доверительный характер, что говорит в пользу добровольности представительства, которые по смыслу норм п. 3 ст. 41 ГК РФ могут облекаться в форму договора поручения или доверительного управления. Хотя следует отметить известную специфику семейного права, что учитывается А. А. Пелевиным в характеристике патронажных отношений. По его мнению, это договорное правоотношение, сторонами которого являются орган опеки и попечительства, помощник, совершеннолетний дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности, представляет собой обязательство по осуществлению юридических (представительство) и фактических действий (уход и забота в отношении лица, находящегося под патронажем) в пользу дееспособного совершеннолетнего гражданина . ——————————— См.: Пелевин А. А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. 2008. N 3.

Как полагает И. А. Банников, под «договором о передаче ребенка в приемную семью следует понимать соглашение органа опеки и попечительства и гражданина (приемного родителя), по которому исполнитель (приемный родитель) обязуется по заданию заказчика (органа опеки и попечительства) осуществлять воспитание, содержание, образование, представительство и защиту прав и интересов ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в течение определенного срока за вознаграждение» . ——————————— Банников И. А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

Особенность субъектного состава заинтересованных лиц состоит в том, что договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Это, скорее, продиктовано практикой института приемной семьи, определяющей возможность брать на воспитание лиц, объединенных родственными связями (например, брат и сестра). В научных исследованиях придерживаются социального характера договора о приемной семье, с учетом исполнения в пользу третьего лица — несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. ——————————— См.: Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование: Учеб.-практ. пособие. М., 2005. С. 84; Банников И. А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

Заключение договора в пользу ребенка, т. е. третьего лица, является одним из основных признаков, характеризующих природу соответствующего договора . ——————————— См.: Барков А. В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: Юрист, 2008.

Это правоотношение является возмездным, носит срочный, фидуциарный характер и требует личного исполнения со стороны приемного родителя, т. е. обладает всеми необходимыми признаками гражданско-правового отношения. Что касается фидуциарного характера и личного исполнения по договору, то это определяется природой самих правоотношений и самое главное — личностью опекуна (попечителя). Косвенно такой вывод подтверждают Правила заключения договора, определяющие запрет на заключение договора через представителя опекуна. Данное обстоятельство, предполагает не только личное участие в сделке (подписание договора), но и исполнение опекуном обязанностей, из него вытекающих. Следовательно, исключается возможность переложения обязанностей опекуна по договору на иных лиц, поскольку интерес органа опеки имеется именно в личном исполнении договора конкретным лицом. Личность подопечного также имеет существенное значение, поскольку п. 1 ст. 153.1 СК РФ предусматривает, что договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие). Иначе говоря, определение заинтересованного в исполнении по договору лица также составляет немалый интерес как для органа опеки и попечительства, так и для приемных родителей (опекунов (попечителей)). Такая норма вносит существенное разъяснение, обеспечивает конкретизацию, более четкое определение сторон (субъектного состава) договора. Таким образом, фиксируется взаимный интерес лиц, желающих стать приемными родителями конкретного ребенка, а последнего, в свою очередь, на помещение в конкретную приемную семью. Собственно, любые отношения, основанные на доверии, должны исполняться лично. Естественно, что при таких условиях участники договора не могут осуществлять ряд юридически значимых действий, вытекающих из гражданско-правовых обязательств, в частности заменять сторону договора. Обратной стороной ограничений поведения участников сделки является соблюдение ими традиционных для обязательственного права презумпций добросовестности, надлежащее исполнение принятых на себя обязанностей. Следует учитывать, что гражданско-правовые средства регулирования применяются к семейным правоотношениям, которым присуща имущественная природа (ст. 4 СК РФ) и если это не противоречит существу семейных отношений. Причем может применяться и аналогия права, когда семейные отношения прямо не урегулированы нормами ни гражданского, ни семейного права либо соглашением сторон. В этом случае применяются нормы, регулирующие сходные правоотношения. Действующая до 2008 г. нормативная база в сфере опекунско-попечительских отношений не признавала возможности их возмездного характера. По всей видимости, такой «взгляд» на родительские обязанности был определен моральной стороной вопроса, продиктованной естественной потребностью человека в родительстве. Не случайно поэтому опекуны (попечители) в основном берут на себя заботу о ребенке на безвозмездной основе в силу субъективных факторов и нематериалистических устремлений. В настоящий период возмездные начала установления опеки и попечительства предусмотрены как ФЗ «Об опеке и попечительстве», так и ст. 153 СК РФ. Приемные родители приобретают статус, аналогичный статусу опекуна (попечителя), что и отражает не семейную (кровнородственную) связь, а именно гражданско-правовые начала, органично вписывающиеся в нормы ст. 35 — 38 ГК РФ. Указанные аргументы говорят в пользу преимущественно гражданско-правовой природы отношений, вытекающих из опеки (попечительства) с элементами семейных обязанностей опекунов (попечителей). Опека и попечительство, приемная семья как правовые институты имеют пограничную правовую природу, что позволяет специалистам, и не без оснований, делать вывод о смешанной природе договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью . ——————————— См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. М., 2001. С. 339.

Хотя правильнее будет вести речь не о смешанном характере договора, поскольку таковой предполагает объединение условий различных обязательств в рамках одной отрасли права, а межотраслевом, который определяет объединение в договоре норм различных отраслей. Итак, налицо полиотраслевой характер договора о приемной семье, состоящий из гражданско-правовых и семейно-правовых элементов, а также элементов публичного, прежде всего административного права. «Открытый» перечень гражданско-правовых договоров, как полагают в литературе, связывается с непрерывным развитием гражданского оборота и обеспечивает появление непоименованных (нетипичных) договоров, не нарушая общей стройности системы отдельных видов обязательств. ——————————— См.: Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 68.

Договор о приемной семье относят к непоименованному виду договора возмездного оказания услуг, что нашло подтверждение в официальных инстанциях. В частности, оформление трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства в рамках договора о приемной семье, по мнению Министерства образования и науки РФ, следует использовать по аналогии с договором возмездного оказания услуг , что сегодня получило легальное подтверждение в п. 2 ст. 152 СК РФ. ——————————— Вестник образования России. 2001. N 22. С. 34.

Не случайно А. В. Барков договоры, опосредующие опеку и попечительство, передачу ребенка в приемную семью и патронат, объединяет в единую группу контрактов, именуемую «договоры социального содействия ребенку в преодолении им трудной жизненной ситуации». К таковым он относит договоры об осуществлении опеки и попечительства; договор о приемной семье; договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании); патронажный договор . ——————————— См.: Барков А. В. Указ. раб.

Естественно, что контрагентом договора выступает государство в лице уполномоченных органов и исполнители — граждане (физические лица), что, однако, не исключает из их отношений самого несовершеннолетнего. Конечно, он в силу возраста не обладает необходимой для субъекта права дееспособностью, однако его права вытекают непосредственно из договора и реализуются в некоторых случаях, связанных с изменением или прекращением договора. Например, при решении вопроса о надлежащем исполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей орган опеки может испрашивать мнение несовершеннолетнего как непосредственно заинтересованного лица. Элементы договора распределяются в его условиях, традиционно определяемых как существенные и факультативные (дополнительные). Ранее ст. 151 и 152 СК РФ в качестве существенных условий договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью предусматривали: а) условия содержания, воспитания и образования ребенка; б) срок, на который ребенок помещается в семью; в) права и обязанности приемных родителей; г) обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства; д) основания и последствия прекращения договора. Сейчас к особенностям отношений социально-обеспечительной сферы можно отнести условия оснований и последствий прекращения договора, которые, по сути, составляют внеэлементные характеристики договорных отношений. Однако специфика и особо значимый социальный их характер настоятельно говорят в пользу определения сторонами механизмов действий, вытекающих из последствий заключенного договора. В качестве существенных и, следовательно, требующих согласования условий следует определить в соответствии с п. 1 ст. 153.1 СК РФ основания и последствия прекращения договора. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью оказывается тесно связанным с оказанием комплекса услуг социального характера, присущего личности несовершеннолетнего. Отдельные авторы отмечают сходность обязанностей исполнителя по договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью с функциями няни, воспитателя или гувернантки. При этом, однако, обязанности няни ограничиваются возмездным оказанием услуг и не носят публичного характера, поскольку ее ответственность ограничивается перед родителями несовершеннолетнего. Нанятые специалисты не обладают в отношении ребенка никакими законодательно установленными правами и обязанностями и, следовательно, не вправе определять условия образования и воспитания ребенка. Специфичность деятельности приемного родителя определяется особого рода услугами, проистекающими из личности, его жизненным опытом. Такая деятельность заключается в удовлетворении потребности приемного ребенка в заботе, воспитании, содержании, образовании, представительстве и защите его прав и интересов в целях его гармоничного физического, психического, духовного и нравственного развития . ——————————— См.: Там же.

Смотрите так же:  Календарь бухгалтера на 2019 год отчетность усн

Надо сказать, что п. 3 ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяет обязанность органов опеки и попечительства в оказании подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, что характеризует достаточно широкий предмет деятельности указанных органов в рамках соответствующего договора. Имущественная основа деятельности приемных родителей состоит в предоставлении услуги третьему лицу за счет заказчика — органа опеки и попечительства. Приемные родители имеют право на возмещение фактических расходов, которые должны быть разумными, и имеют неотложный характер, и самое главное — осуществлены в интересах ребенка. Вознаграждение приемному родителю может выплачиваться как в денежной, так и в натуральной форме. Натуральный характер возмещения расходов исполнителя по договору полностью соответствует гражданско-правовым правилам, в частности ст. 423 ГК РФ. Следует указать на весьма широкий характер категории «натуральная форма оплаты», под которой может пониматься в том числе использование имущества подопечного, вплоть до проживания в жилом помещении, принадлежащем подопечному. Такая своеобразная форма встречного предоставления ни в коей мере не противоречит гражданско-правовой природе отношений из (опеки) попечительства, что позволило в науке сформировать вывод о возможности применения ее на практике . ——————————— См., например: Банников А. И. Указ. раб. С. 87; Кузнецова Л. Г., Шевченко Я. Н. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних. М., 1968. С. 49; Шахматов В. П. Усыновление, опека и попечительство: Методические указания по семейному праву. Красноярск, 1979. С. 28 — 29.

Содействие органов опеки и попечительства исполнителю заключается не столько в материальном обеспечении, сколько в оказании содействия в организации процесса воспитания подопечного. В частности, такое содействие может заключаться в устройстве несовершеннолетнего в дошкольные и образовательные учреждения, организации отдыха ребенка, надлежащем медицинском обслуживании. Воспитание и образование несовершеннолетнего являются пограничными категориями, определяющими взаимопроникающий процесс. Причем воспитание в большей степени связано с семейной сферой, где ребенок получает первоначальные элементы социализации, параллельно с основами образования. Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, является одним из основных прав и одновременно обязанностей приемного родителя. Воспитание ребенка предполагает формирование его характера, взглядов и убеждений. Иначе говоря, воспитание — систематическое воздействие на развитие ребенка. Цели воспитания — способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований. Воспитание распространяется на тело, душу, дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармоничного целого. Образование, как указано выше, является сопутствующим элементом воспитательного процесса ребенка. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. При этом первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Приемный родитель имеет аналогичные обязанности и, помимо непосредственного обучения, обеспечивает создание ребенку условий материально-бытового характера, различные стороны воспитательно-образовательного процесса. Конкретные мероприятия могут найти отражение в договоре между исполнителем и органом опеки и попечительства. Надо сказать, что воспитание и образование — общая конституционная обязанность родителей или лиц, их замещающих. В частности, в соответствии со ст. 43 Конституции РФ такие лица обеспечивают получение детьми основного общего образования, которое предполагает окончание девяти классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Когда исполнители принимают в семью несовершеннолетних дошкольного возраста, то они вправе помещать их в соответствующие образовательные учреждения (детские сады) на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье).

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Смотрите так же:  Федеральный закон 16-фз о транспортной безопасности

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»