Договор оказание услуг транспортного средства

Договор оказания услуг по проведению предрейсового технического контроля состояния транспортного средства

оказания услуг по проведению предрейсового технического контроля

состояния транспортного средства

«___» ________ 2012 г.

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Региональный информационный центр», именуемое в дальнейшем «Заказчик», , действующего на основании Устава, в целях обеспечения нужд Заказчика, с одной стороны, и _____________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице ______________________, действующего на основании ______________, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, на основании результатов размещения заказа путем проведения запроса котировок, в соответствии с Протоколом № ___________ от _______________, заключили настоящий гражданско-правовой договор (далее – Договор) о нижеследующем:

1.1. Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по проведению ежедневного предрейсового технического контроля состояния транспортного средства при выезде на линию (далее – услуги), а Заказчик обязуется принимать и оплачивать их, на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

1.2. Срок оказания услуг: с 01.04.2012г. по 31.12.2012г.

1.3. Место оказания услуг: ____________________

2. Сроки и порядок расчётов

2.1. Стоимость настоящего Договора составляет _______________ рублей копеек, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

2.2. Стоимость одной Услуги составляет _______рублей копеек.

2.3. Оплата по настоящему Договору производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на следующих условиях: по факту оказания услуг в течение 15 календарных дней после подписания сторонами Акта оказанных услуг на основании выставленного Исполнителем счета, на расчетный счет, указанный в счете, в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 01.01.2001 «О мерах по повышению собираемости налогов в областной бюджет Новосибирской области» при условии отсутствия у Исполнителя недоимки по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на момент оплаты. Заказчик имеет право приостанавливать оплату до погашения Исполнителем недоимки по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

2.4. Источник финансирования: средства бюджетного учреждения.

2.5. Цена Договора сформирована с учетом всех возможных расходов, связанных с оказанием Услуг, являющихся предметом Договора в полном объеме, в том числе расходов по страхованию, уплате таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иных расходов Исполнителя, связанных с исполнением Договора.

2.6. Сведения о валюте, используемой для формирования цены Договора и расчетов с Исполнителем: рубль Российской Федерации.

2.7. Датой оплаты оказанных услуг считается день списания денежных средств с лицевого счета Заказчика для перечисления их на расчетный счет Исполнителя.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Заказчик вправе:

3.1.1. требовать оказания услуг с надлежащим качеством;

3.1.2. во всякое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность.

3.2. Заказчик обязан:

3.2.1. способствовать Исполнителю при осуществлении им своей деятельности, направленной на выполнение взятых на себя обязательств по настоящему Договору;

3.2.2. бережно относиться к оборудованию, находящемуся на территории Исполнителя;

3.2.3. при нанесении ущерба, восстановить его своими силами, за счет своих средств;

3.2.4. заблаговременно (письменно) уведомлять Исполнителя об изменениях сведений об автотранспорте (г/н, марка, и т. п.) и водителя (ФИО);

3.2.5. нести всю полноту ответственности за действия своего водителя на территории Исполнителя;

3.2.6. принимать и своевременно оплачивать надлежаще оказанные услуги Исполнителя в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором;

3.3. Исполнитель обязуется:

3.3.1. оказывать услуги Заказчику надлежащего качества и в соответствии с условиями настоящего Договора;

3.3.2. при оказании услуг проставлять отметки на путевых листах водителя Заказчика о пройденном контроле.

3.4. Исполнитель вправе:

3.4.1. требовать от Заказчика возмещения причинённых убытков, либо ущерба, вызванного действием или бездействием Заказчика, нарушившего условия настоящего Договора;

3.4.2. в случае задержки платежа за оказываемые услуги более чем на 15 (пятнадцать) календарных дней, при соблюдении Исполнителем п. 2.3. приостановить оказание услуг до полного погашения задолженности в полном объёме, включая штрафные санкции;

3.4.3. досрочно расторгнуть Договор при систематической просрочке платежей Заказчиком за оказанные услуги;

3.4.4. отказать в выпуске на линию автомобиля, в случае наличия неисправностей, препятствующих его безопасной эксплуатации, а также сделать соответствующую отметку на путевом листе водителя.

4. Приемка услуг на соответствие их объема и качества

4.1. Приемка услуг на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в Договоре производится ежемесячно.

4.2. Исполнитель не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, направляет в адрес Заказчика акт об оказанных услугах, счет.

4.3. Заказчик подписывает акт об оказанных услугах за каждый месяц оказания услуг не позднее 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения акта об оказанных услугах.

4.4. В течение 5 (Пяти) рабочих дней после получения от Исполнителя акта сдачи – приемки оказанных услуг за прошедший месяц подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг или написать мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки. В противном случае услуги считаются принятыми без претензий.

5. Ответственность сторон

5.1. Ущерб, причиненный имуществу Заказчика в результате действий (бездействий) Исполнителя, возмещается за счет средств Исполнителя в полном объеме.

5.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных Договором, к нему применяется неустойка в размере 0,5% от цены настоящего Договора за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем исполнения обязательства. Исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.

5.3. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Договором срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Исполнителя.

5.4. Установленные в настоящем разделе неустойки подлежат начислению в случае предъявления мотивированных письменных требований Сторон.

5.5. Заказчик не несет ответственность за несвоевременную оплату обязательства по Договору, связанную с несвоевременным поступлением денежных средств из регионального бюджета.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы или их последствий, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не подлежащих разумному контролю.

6.2. Сторона, которая не в состоянии исполнить свои Договорные обязательства в силу наступления обстоятельств непреодолимой силы, незамедлительно письменно информирует другую Сторону о начале и прекращении указанных обстоятельств, но в любом случае не позднее 7 (семи) рабочих дней после начала их действия.

6.3. Несвоевременное уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы лишает соответствующую Сторону права на освобождение от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору по причине указанных обстоятельств. Факт наступления и прекращения обстоятельств непреодолимой силы документально подтверждается соответствующими организациями.

7. Порядок рассмотрения споров

7.1. Для разрешения споров, возникших в результате исполнения настоящего Договора, применяется следующий претензионный порядок:

7.1.1. Сторона, считающая, что ее права и интересы нарушены в ходе исполнения настоящего Договора другой стороной, направляет последней одновременно с почтовым отправлением письменную претензию и копию претензии в электронной форме по электронной почте.

7.1.2. В течение 10 (Десяти) дней со дня получения претензии почтовым отправлением, Сторона обязана направить свой ответ почтовым отправлением и по электронной почте.

7.1.3. Если Сторона, считающая, что ее права и интересы нарушены в ходе исполнения настоящего Договора другой Стороной, не удовлетворяется полученным ответом или не получает его почтовым отправлением в течение 30 (Тридцати) дней со дня посылки первой претензии, то претензионная процедура разрешения споров считается исчерпанной.

7.2. В случае недостижения разрешения спора с помощью претензионного порядка, оговоренного настоящим Договором, спор подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Новосибирской области.

8. Срок действия Договора

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с «01» апреля 2012 г. и действует по «31» декабря 2012 года, а в части оплаты до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств по настоящему Договору.

9. Заключительные положения

9.1. Расторжение настоящего Договора допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Расторжение Договора в одностороннем порядке не допускается.

9.2. В случае получения сторонами в процессе выполнения обязательств по данному Договору информации, относящейся к персональным данным, стороны принимают на себя обязательства по обеспечению защиты при обработке полученных персональных данных в соответствии с локальными нормативными актами, действующими в Организациях, а также требованиями действующего законодательства РФ, предъявляемым к защите персональных данных.

9.3. При исполнении настоящего Договора не допускается перемена Исполнителя, за исключением случаев, если новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя по настоящему Договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

9.4. В случае изменения у какой-либо из Сторон местонахождения, названия, банковских реквизитов и прочего, она обязана в течение 10 (десяти) дней письменно известить об этом другую Сторону.

9.5. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.

9.6. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

9.7. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

9.8. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью:

Смотрите так же:  Миниатюра спор

— Приложение – «Сведения об автотранспорте и водителе Заказчика».

10. Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон

Оформление договора на оказание услуг по ремонту автомобиля

Любое имущество рано или поздно приходит в полную или частичную негодность. Не является исключением и автомобильный транспорт. Автомобилю может потребоваться как капитальный ремонт, так и замена определённых запчастей. В любом случае, оформляется договор на оказание услуг по ремонту автомобиля.

Но каковы правила оформления договора на оказание услуг по ремонту автомобиля? Для чего оформляется соглашение рассматриваемого типа? Каковы права, обязанности и ответственность сторон данной договорённости? Поговорим об этом в статье.

Правила оформления

Оформление договора на оказание услуг по ремонту автомобиля необходимо для юридического освидетельствования факта предоставления и принятия ремонтного обслуживания. Порядок заключения договорённости рассматриваемого типа регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2001 года №290 «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту».

Сторонами договора на оказание услуг по ремонту автомобиля являются:

  • Исполнитель (поставщик услуг) — лицо, осуществляющее ремонтные работы;
  • Клиент (получатель, заказчик) — потребитель услуг по ремонту автотранспортного средства.

Рассматриваемое соглашение оформляется на стандартном листе бумаги (формат А-4), либо на фирменном бланке автосервисного предприятия, оказывающего услуги по ремонту транспортного средства. Настоящий документ оформляется в письменном виде при использовании авторучки синего или чёрного цвета. Договор на оказание услуг по ремонту автомобиля не должен содержать:

  • Существенных исправлений, помарок и чернильных пятен;
  • Грамматических ошибок;
  • Заведомо ложной информации;
  • Перечня услуг, которые по факту не будут предоставлены получателю.

Документ, оформленный неправильно, не наделяется юридической силой.

Образец договора

Для наиболее верного оформления рассматриваемого документа необходимо иметь представление о типовом содержании договора на оказание услуг по ремонту автомобиля. Действительное соглашение состоит из следующих пунктов информативного характера:

  • Наименование — «Договор на предоставление технических услуг»;
  • Регистрационный номер контракта;
  • Дата (цифрами, в формате день/месяц/год) и место заключения соглашения;
  • Информация из удостоверения личности заказчика, или реквизиты юридического лица;
  • Соответствующие данные исполнителя;
  • Подробное изложение предмета договора на оказание услуг по ремонту автомобиля;
  • Определение прав и обязанностей каждой из сторон соглашения;
  • Определение ценового значения договорённости и установление порядка расчёта;
  • Утверждение меры ответственности заказчика или поставщика услуг в случае нарушения регламента настоящего контракта;
  • Срок действия положений рассматриваемой договорённости;
  • Определение мирного и судебного способов разрешения конфликта, в случае возникновения такового;
  • Заключительные положения настоящего договора (включают нормативы, на основании которых можно внести изменения в действующий контракт или упразднить его юридическую силу);
  • Банковские и юридические реквизиты исполнителя;
  • Информация о банковском счёте потребителя ремонтных услуг;
  • Личные подписи и юридические печати сторон.

В качестве приложений к рассматриваемому документу могут прилагаться акты следующего характера:

  • Изменяющие отдельные пункты соглашения (например, акт об изменении тарифной стоимости услуг по ремонту автомобиля);
  • Частично аннулирующие основной договор;
  • Дополняющие текущие положения контракта.

Скачать образец договора на техническое обслуживание автомобиля можно по ссылке:

Права и обязанности сторон

Права и обязанности исполнителя и заказчика в обязательном порядке указываются в тексте соглашения. При проведении ремонта транспортного средства, поставщик технических услуг обязан:

  • Принять автомобиль клиента по акту приема-передачи и вернуть его соответствующим образом после ремонта;
  • Предоставлять обширный спектр качественных ремонтных услуг в соответствии с регламентом оформленного контракта;
  • Составить дефектный акт, в случае обнаружения скрытых повреждений в машине, и в течение суток передать его владельцу автотранспортного средства;
  • Утилизировать отходы, оставшиеся после ремонтных работ;
  • Предоставить заказчику гарантию на все предоставляемые услуги.

Исполнитель имеет право отказаться от выполнения обязательств по договорённости, если:

  • Переданные клиентом запчасти не пригодны для внедрения в его автомобиль;
  • Следование указаниям заказчика повлечёт причинение непоправимого вреда автотранспортному средству;
  • Возникают форс-мажорные обстоятельства, препятствующие процессу ремонта автомобиля.

В свою очередь, обязанностями заказчика являются следующие:

  • Предоставление исполнителю всей документации на ремонтируемую машину;
  • Предоставление автомобиля на ремонт в сроки, указанные в действительном договоре;
  • Своевременная оплата технических услуг;
  • Принятие машины после ремонта в течение суток после завершения соответствующей процедуры;
  • Проверка результатов ремонтных мероприятий (при участии исполнителя).

Клиент уполномочен:

  • На мониторинг качества ремонтных услуг, предоставляемых автосервисным предприятием;
  • На расторжение текущего контракта в любой момент (при условии оплаты услуг, оказанных на момент принятия решения об упразднении юридической силы договорённости);
  • На отказ от предложенных дополнительных работ по улучшению технического состояния автотранспортного средства.

Ответственность сторон

Права и обязанности исполнителя и заказчика должны соблюдаться сторонами соглашения. Мера ответственности каждого из партнёров по контракту устанавливается в тексте соглашения отдельным пунктом. В стандартном договоре на оказание услуг по ремонту автомобиля определяется следующий алгоритм ответственности сторон:

  • Если заказчиком нарушаются сроки уплаты за проведённые мероприятия в отношении его транспорта, на него возлагается имущественная ответственность в виде 0,5 процентов от суммы долга за каждый просроченный день платежа. Необходимо помнить, что пеня не освобождает клиента от расчёта по контракту;
  • Если клиент нарушает срок оплаты более двух раз, исполнитель вправе требовать стопроцентную предоплату (в случае дальнейшего сотрудничества);
  • Если клиент оставляет машину в автосервисном центре после окончания процедуры технического обслуживания более чем на сутки, с него взыскивается дополнительная плата за хранение движимого имущества;
  • До возвращения машины её законному владельцу по акту приема-передачи, исполнитель несёт полную материальную ответственность за данное имущество;
  • Если автосервис не осуществляет прописанные в контракте мероприятия в срок, клиенту выплачивается неустойка в виде 0,5 процентов от стоимости ремонта за каждый просроченный день.

Если качество ремонтных мероприятий не соответствует запросу заказчика и противоречит предписаниям, обозначенным в действительном договоре, новые работы организуются за счёт исполнителя.

Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования

Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

Когда применяются

Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

Чем отличаются: договор перевозки

В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. « Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза ».

Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

Смотрите так же:  Кравец станислав иванович нотариус

Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке. Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

Практический вывод

Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. « Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция) ».

Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

Когда применяются

Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования

По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется. (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Смотрите так же:  Приказ 377 от 13.11.1996 с изменениями

Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Договор оказания транспортных услуг с физ лицом

Вопрос-ответ по теме

Вправе ли юридическое лицо заключать договоры на оказание транспортных услуг с физ лицом? Что нужно учесть при заключении данного вида договора? Юр. лицо работает по общему режиму налогообложения.

Да вправе. Учитывая то, что для оказания транспортных услуг привлекается физическое лицо с собственным транспортом, с физическим лицом заключается договор аренды транспортного средства с экипажем в письменной форме (ст. 633 ГК РФ).

При заключении договора необходимо составить условия соглашения так, чтобы они не давали повода для двусмысленного его толкования и однозначно указывали на гражданско-правовой характер возникших отношений, иначе договор могут переквалифицировать в трудовой и доначислить налоги. Например, в договоре не должно содержаться указаний на обязанность исполнителя следовать правилам внутреннего трудового распорядка, не должен быть определен рабочий день, не должны указываться виды социального страхования и т.п.

В договоре аренды транспорта с экипажем основные обязанности возлагаются на арендодателя: предоставление за плату ТС во временное владение и пользование (ст. 632 ГК РФ); содержание транспорта, в том числе текущий и капитальный ремонт (ст. 634 ГК РФ); топливо, мойка, обслуживание (ст. 636 ГК РФ); оказание услуг по управлению и технической эксплуатации ТС (ст. 635 ГК РФ); страхование транспорта (в том числе страхование ответственности за ущерб) (ст. 637 ГК РФ); уплата транспортного налога с предоставляемого в аренду автомобиля.

При передаче транспортного средства стороны должны подписать акт о приемке-передаче арендованного автомобиля. Такой акт можно составить в произвольной форме.

В то же время с суммы вознаграждения за услуги по управлению автомобилем необходимо будет уплачивать страховые взносы, кроме взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, если уплата взносов на «травматизм» прямо не предусмотрена соглашением с физическим лицом.

Доход, полученный арендодателем — физическим лицом от предоставления в аренду автомобиля, а также от оказания услуг по управлению этим автомобилем, является объектом налогообложения по НДФЛ на основании пп. 4, 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 НК РФ.

Организация-арендатор, в силу п. 1 ст. 226 НК РФ, в данном случае признается налоговым агентом и производит исчисление и удержание НДФЛ при каждой выплате дохода арендодателю (п. 4 ст. 226 НК РФ). Физическое лицо в рассматриваемой ситуации не представляет в налоговые органы налоговую декларацию по данному налогу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Аренда транспортного средства с экипажем подразумевает, что арендодатель не просто передает арендатору транспортное средство (далее по тексту – ТС) во временное владение и пользование за плату. Термин «экипаж» означает, что помимо самой передачи ТС арендодатель своими силами оказывает арендатору услуги по управлению ТС и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

С юридической точки зрения арендатору выгоднее заключить договор аренды ТС с экипажем, нежели договор аренды ТС без экипажа, поскольку почти все расходы и ответственность за причиненный вред несет арендодатель. Подробнее см. таблицуДостоинства и недостатки договора аренды транспортных средств с экипажем или без экипажа.

Несмотря на то что арендатор находится в более выгодном положении, чем арендодатель, при заключении договора важно соблюсти определенные правила.

Какие особенности договора аренды ТС с экипажем предусмотрены в законе

При составлении договора аренды ТС с экипажем арендатору необходимо пользоваться общими правилами об аренде, однако нужно учитывать и индивидуальные особенности данного вида договора.

Прежде всего, к нему не применяются некоторые общие правила договора аренды, предусмотренные статьей 621 Гражданского кодекса РФ (ст. 632 ГК РФ),* а именно:

  • правило о возобновлении договора аренды на неопределенный срок;
  • правило о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок.

Это освобождает арендодателя от обязанности (при соблюдении определенных условий) заключить с арендатором договор на новый срок. В данном случае общее правило о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок не действует.

Кроме того, договор аренды ТС с экипажем не может быть пролонгирован автоматически. Таким образом, после истечения срока, на который был заключен договор аренды, он считается прекращенным и сторонам вновь необходимо выразить свою волю на заключение нового договора на новый срок.

Также необходимо учитывать, что есть отдельные виды договора аренды ТС с экипажем, которые регулируются специальными транспортными кодексами:

Арендатору, заключившему какой-либо из указанных договоров, тем не менее важно знать общие правила аренды ТС с экипажем, предусмотренные гражданским законодательством, поскольку установленные транспортными кодексами особенности лишь дополняют либо уточняют их (ст. 641 ГК РФ).

Наконец, к договору аренды ТС с экипажем не применяется правило о регистрации договоров аренды, установленное в пункте 2статьи 609 Гражданского кодекса РФ. Это исключение предусмотрено в статье 633 Гражданского кодекса РФ.

Какая форма предусмотрена для договора аренды ТС с экипажем

Договор аренды ТС заключается строго в письменной форме независимо от срока аренды (ст. 633 ГК РФ).

Это отличает его от других договоров аренды (по общему правилу письменная форма договора аренды обязательна независимо от срока, только когда хотя бы одной из сторон является юридическое лицо; в прочих случаях для договора аренды имущества на срок не более года письменная форма необязательна).

Если сторонами не будет соблюдена письменная форма договора, суд может признать его незаключенным по иску заинтересованной стороны.

Договор в письменной форме – это не только один документ, подписанный сторонами. Он может быть заключен также путемобмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами (в т. ч. электронными документами, передаваемыми по каналам связи), позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Часто на практике получается так, что стороны заключают договор аренды ТС с экипажем не в форме подписания единого документа. Заключение договора происходит путем обмена документами, например, стороны пересылают друг другу путевые листы, счета-фактуры и т. д. Строго говоря, в такой ситуации письменная форма договора должна считаться соблюденной (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Однако, с учетом сложившейся практики, суд может признать договор незаключенным исходя только из того, что стороны не подписали отдельного письменного договора.

С одной стороны, это создает риск признания договора аренды ТС незаключенным по иску арендодателя. В таком случае арендатор не получит ТС, на аренду которого рассчитывал, или же будет вынужден вернуть его раньше, чем предполагал.

С другой стороны, это дает определенную свободу действий самому арендатору.

Как арендатору признать договор незаключенным

Для арендатора признание договора незаключенным может быть выгодным в ситуации, когда арендодатель в отсутствие оформленного письменного договора требует сумму арендной платы большую, чем было оговорено между сторонами устно. Если договор будет признан незаключенным и при этом иных доказательств размера арендной платы у арендодателя не будет (например, подписанного арендатором путевого листа, рапорта и т. д.), арендодатель не сможет взыскать с арендатора арендную плату.

Если арендодатель укажет суду на косвенные доказательства, подтверждающие, что между сторонами сложились фактические договорные отношения (например, подписанный арендатором путевой лист, рапорт и т. д.), суд может либо признать договор заключенным, либо просто признать сложившиеся между сторонами фактические отношения, но в любом случае суд взыщет арендную плату с арендатора согласно данным косвенным доказательствам. Ведь они свидетельствуют о фактической задолженности арендатора перед арендодателем.

В случае аренды ТС с экипажем споры могут возникнуть не только о размере арендной платы как таковом, но и об объеме услуг, которые должен был оказать арендодатель.

Как описать предмет договора аренды ТС с экипажем

Условие о предмете договора аренды – это подробное описание, позволяющее определенно установить движимое имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды во временное владение и пользование или только во временное пользование (абз. 1 ст. 606, п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Поэтому в договоре необходимо указать, какое именно ТС передается арендатору во временное владение и пользование с экипажем и какие услуги оказываются*. Если транспортных средств или услуг много, лучше сделать ссылку на приложение к договору с перечнем ТС и услуг. Сведения о ТС указываются в соответствии с правоустанавливающими и иными документами, имеющимися у арендодателя (например, свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС).

Какие условия имеет смысл включить в договор, чтобы минимизировать риски арендатора

Специфику договора аренды ТС с экипажем необходимо учитывать и при формулировании условий об обязанностях и ответственности арендатора. Чтобы минимизировать риски арендатора, стоит предусмотреть в договоре следующие положения.

1. Условие об ограничении предельного размера неустойки.

Имеет смысл ограничить в договоре предельный размер неустойки при нарушении арендатором своих обязанностей. То есть установить максимальную сумму, которую арендодатель сможет взыскать с него в случае нарушения тех или иных положений договора, за которые такая ответственность установлена. Важнее всего установить такой предел для случаев задержки арендной платы.

Такое положение не противоречит закону и применяется на практике.

2. Условие об освобождении от выплаты арендной платы (при определенных обстоятельствах).

Прежде всего, сам размер арендной платы в договоре аренды ТС с экипажем имеет смысл определить в зависимости от периода фактического использования ТС. Однако этого может оказаться недостаточно, чтобы исключить все риски. В дополнение к этому арендатору стоит прямо предусмотреть в договоре условия, при которых он освобождается от выплаты арендной платы. Например, если арендатор из-за поломки ТС не имел возможности его эксплуатировать.

Такое условие договора аренды ТС с экипажем может позволить арендатору вернуть через суд излишне выплаченную арендодателю арендную плату.