Договор перевозки в гк рб

Статья 739. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом, иными актами законодательства).

Статья 740. Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

2. Если иное не определено законодательством, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, иными актами законодательства:

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Гражданский Кодекс Республики Беларусь
Статья 755. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством.

4. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

5. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Договор перевозки в гк рб

Источники правового регулирования. Общие положения о договоре транспортной экспедиции содержатся в гл. 41 ГК. Отдельные нормы, касающиеся транспортной экспедиции, включены в транспортные уставы и кодексы. Основные положения содержатся в Законе Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности». Применяются также Законы «Об основах транспортной деятельности» и «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Отношения транспортной экспедиции регулируются также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 1766.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Статья 740. Гражданского кодекса РБ
Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

2. Если иное не определено законодательством, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, иными актами законодательства:

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Правовая природа договора перевозки

С принятием Гражданского кодекса 1994 года и обновлением транспортных уставов и кодексов планирование перевозок грузов приобрело технико-экономический, а не административно-правовой характер Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 437.. Это, однако, кардинально изменило подходы к оценке правовой природы отношений, складывающихся на стадии подготовки перевозочного процесса. Некоторые ученые высказываются в том смысле, что «из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель — использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой (ст. 791 ГК)» Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. М., 2003. С. 260. Автор соответствующей главы — Витрянский В.В.. Отсюда автор этой точки зрения В.В. Витрянский приходит к выводу о том, что «источником обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое не может быть не чем иным, как договором» Указ. раб. С. 261.. Аналогичного мнения, по существу, придерживается и Т.Е. Абова, которая полагает, что указанными отношениями «опосредуется самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки», и что «принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки груза перевозчиком и их использованию грузоотправителем» Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. М., 1998. С. 28, 29.. Подобный взгляд на природу обсуждаемых отношений высказан и в учебнике «Коммерческое право». Автор соответствующей главы Н.С. Ковалевская считает, что при разовой перевозке обязательство по предоставлению транспортного средства «основывается на заявке грузоотправителя, принятой перевозчиком, т.е. также имеет договорный характер» Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 306.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. работа. С. 260, 261, 266 — 267. См. также: Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001. С. 253, 256 и др..

С отмеченных позиций последних авторов концепция организационных предпосылок договора перевозки была подвергнута резкой критике, хотя, на наш взгляд, для этого нет достаточных оснований уже потому, что указанная концепция сложилась в то время, когда господствовала система планового распределения товаров, работ и услуг. К тому же гражданско-правовой характер отношений, складывающихся на стадии согласования позиций будущих участников договора перевозки, уже тогда не вызывал сомнений. Более того, никто не отрицал и двусторонний характер обязанностей, вытекающих из плана перевозок, сформированного посредством согласования поданной клиентом органов транспорта заявки, ибо это прямо вытекало из ст. 73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, предусматривающей и взаимную имущественную ответственность перевозчика и отправителя за их неисполнение. Вывод же о договорной природе складывающихся здесь отношений стал возможным, на наш взгляд, вследствие деформации административно-правовой природы плана перевозок в технико-экономическое средство учета потребностей клиентуры в перевозках. Иными словами, план грузовых перевозок утратил значение обязательного основания для заключения договора перевозки.

Договор перевозки груза с момента принятия Основ гражданского законодательства 1961 года формулировался как реальный. Ныне действующий Гражданский кодекс не отступил от этой традиции (ч. 1 ст. 785). Вместе с тем известно, что не все договоры перевозки укладываются в эту формулу. Так, например, договор фрахтования всегда признавался консенсуальным, что вполне соответствует его правовой природе. Если при заключении реального договора перевозки груза отношения его участников, направленные на подготовку и предъявление груза к перевозке и подачу необходимого количества подвижного состава, складываются за рамками указанного договора и нуждаются в особом правовом регулировании с помощью иных правовых средств, то отношения, опосредующие выполнение аналогичных действий при совершении договора фрахтования, оказываются в его составе и, следовательно, в дополнительном договорном нормировании не нуждаются.

В свое время была предпринята попытка обосновать консенсуальный характер и договора автомобильной перевозки со ссылкой на то, что здесь сдаче груза к перевозке предшествует заключение соглашения о подаче автомобиля к местам погрузки, которые, как правило, находятся на территории клиента — отправителя груза Представляет интерес аргументация в пользу консенсуального характера договора автомобильной перевозки груза, приведенная Х.И. Шварцем. Помимо ссылки на сдачу груза к перевозке в «таком пункте, который находится не в ведении перевозчика, не на территории автотранспортного предприятия, а в ведении и на территории клиента, т.е. грузоотправителя», он указывает на то, что «при автомобильных перевозках заключению договора не предшествует обязанность перевозчика подать транспортные средства и обязанность отправителя загрузить их. На автотранспорте указанные обязанности проистекают для сторон из договора, а не непосредственно из плана» . Таким образом, и здесь критерием разграничения отношений, складывающихся на подготовительной стадии перевозки и в рамках договора перевозки, служит правовое основание — план или договор. Не случайно автор в другом месте замечает, что в сравнении с автомобильными перевозками «при железнодорожных же перевозках пределы договорной свободы сторон ограничены», «ясно, что на автомобильном и железнодорожном транспорте совершенно различные по своим характерам договорные сферы» . При этом автор, конечно же, имел в виду годовой договор, заключаемый в то время на автомобильном транспорте.

Как нам представляется, подобные попытки решения вопроса о реальном или консенсуальном характере договора перевозки, построенные на противопоставлении плановых и договорных начал, возможно уместные в период существования планово-административной системы хозяйства, впоследствии не могли не утратить своего значения.

На наш взгляд, консенсуальный договор фрахтования на морском транспорте как исключение не может поколебать общее правило о реальном характере договора перевозки груза. Ему в полной мере соответствует и договор автомобильной перевозки груза, определение которого содержится в ст. 45 УАТ РСФСР. Что касается отношений, складывающихся по поводу предъявления груза к перевозке и подачи автомобилей под погрузку, то они действительно являются договорными, ибо регулируются годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом. Однако последний договор не является консенсуальным договором перевозки, что отражено уже в самом его названии, это договор об организации перевозок, предусмотренный ст. 798 Гражданский кодекс Республики Беларусь РФ.

Необходимость столь подробного рассмотрения истории становления института договора перевозки вызвана тем, что в последнее время на страницах юридической литературы ставится под сомнение сложившийся взгляд на договор перевозки как реальный договор. В связи с этим круг договоров перевозки, на наш взгляд, расширяется, в частности, за счет включения в него различного вида организационных договоров, что влечет за собой кардинальный пересмотр сложившихся теоретических воззрений на договор перевозки.

В главе 40 ГК, в отличие от Основ гражданского законодательства 1961 г. и ГК 1964 г., содержатся определения целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров, багажа. Коммерческие автомобильные перевозки выполняются на основании договоров автомобильной перевозки пассажиров или грузов, договоров об организации перевозок пассажиров или грузов, договоров фрахтования и иных договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь и заключаемых между автомобильными перевозчиками и заказчиками перевозок: пассажирами, грузоотправителями, операторами автомобильных пассажирских или грузовых перевозок. Перевозка пассажиров или грузов с участием, по меньшей мере, двух видов транспорта (смешанная перевозка) осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с транспортными уставами, кодексами и другими актами законодательства.

Как мы видим, помимо традиционных договоров перевозки грузов и пассажира в данной главе ГК упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров, багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования. Все названые в ГК договоры, конечно же, отличаются друг от друга по самым различным признакам: правовому значению, субъектному составу, предмету вытекающих из них обязательств и т.д., — но их объединяет то, что все они, в конечном счете, предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому, представляется, что в современных условиях уже нельзя говорить об одном единственном договоре перевозки, сконструированном по модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель — уплатить провозную плату. Представляется, что теперь речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров, багажа. В эту систему применительно ко всем видам транспорта входит и следующий договор.

Договор перевозки груза — это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК).

При необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик перевозок (грузоотправитель, оператор автомобильных перевозок) может заключать с автомобильным перевозчиком долгосрочный договор об организации автомобильных перевозок грузов в письменной форме. По договору об организации автомобильных перевозок грузов автомобильный перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов. Договор об организации автомобильных перевозок грузов может заключаться между грузоотправителем и оператором автомобильных перевозок грузов (экспедитором). При разовой автомобильной перевозке груза допускается заключение договора об организации автомобильной перевозки груза оформлением заказа на такую автомобильную перевозку. Договор об организации автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза или договора фрахтования.[4, ст. 62]

Смотрите так же:  Windows home basic требования

Договор перевозки груза действительно может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).

Из определения данного договора усматривается также, что он относится к числу двусторонних, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем. В договорных отношениях помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.

Наряду с перевозчиками участниками договорных отношений по перевозке груза являются грузоотправители и грузополучатели. В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, обладающее свойствами право- и дееспособности. Конечно, чаще других в этой роли оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей, поставкой товаров и выполнением других договоров. Как правило, грузоотправитель является собственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, наделенным собственником соответствующими полномочиями по отправке груза. Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает участия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с перевозкой груза и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обязанностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство, как уже отмечалось, в свое время породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя в правоотношениях по перевозке грузов. Споры по этому поводу велись в дореволюционной и советской юридической литературе, вопрос остается дискуссионным и в настоящее время. В современной юридической литературе также высказываются различные позиции, объясняющие правовое положение грузополучателя и его место в договорных отношениях по перевозке грузов. При этом предпринимаются попытки перенести на современную почву в условиях действия нового гражданского законодательства «разноголосицу», характерную для советской юридической литературы, так сказать, в неизменном виде, без учета кардинальных изменений законодательства, имевших место в последние годы.

Например, в работе В.А. Егиазарова современное состояние правового положения грузополучателя сформулировано следующим образом: «В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица См.: Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожной перевозки грузов. М., 1959. С. 39.. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к категории договоров о вручении исполнения третьему лицу См.: Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958. С. 144., Л.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник считают грузоотправителя и грузополучателя одной стороной в договоре перевозки грузов См.: Рапопорт Я.И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки // Научные записки Харьковского института советской торговли. Вып. VI. Харьков, 1957. С. 171 — 173; Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. 1954. N 4. С. 107.. Согласно другой точке зрения (М.А. Тарасов) перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной См.: Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954. С. 34.. М.Г. Масевич и И.Н. Петров считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями См.: Масевич М.Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. Алма-Ата, 1964. С. 172 — 174; Петров И.Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность грузов // Советская юстиция. 1966. N 11. С. 13.. Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 49 — 50.

И все же в современной юридической литературе наиболее популярной является позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК).

Например, О.Н. Садиков подчеркивает, что «договор перевозки относится к числу двусторонних возмездных договоров. Его особенностью является наличие в договоре обычно третьего лица — получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора перевозки обычно не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК).

Аналогичной позиции придерживается Г.П. Савичев, который пишет: «Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к широко известному договорному типу — договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности» Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. II, полутом 2. М., 2000. С. 40.. Однако далее Г.П. Савичев приходит к парадоксальному выводу: «Договору перевозки грузов как договору в пользу третьего лица присущи некоторые положения, несовместимые с основными началами договорного права. Речь о том, что грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как бы из молчаливого согласия грузополучателя с условиями данного договора. Договор перевозки отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось бы лицом, уполномоченным принять исполнение обязательства от должника» Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. II, полутом 2. М., 2000. С. 41.

Говоря о сфере правоотношений, связанных с перевозками грузов, нельзя обойти вниманием также отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в данные транспортные средства. В соответствии со ст. 745 ГК РБ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Погрузка (выгрузка) осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Как видим, взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, опосредующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в главе 40 ГК РБ. В современной юридической литературе нет единства взглядов на правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств и использованию их отправителем. Некоторые авторы исходят из того, что указанные отношения могут квалифицировать как оперативное планирование перевозок грузов, которое и сегодня сохраняет свое значение как основание возникновения обязательств у транспортных организаций по подаче транспортных средств и у грузоотправителей — по предъявлению грузов к перевозке. В советское время было принять считать, что само обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке возникает непосредственно из плана перевозок. Не следует забывать, что выполнение плана перевозок рассматривалось в качестве обязанности грузоотправителя и перевозчика перед государством, утвердившим указанный план. Однако подобная схема никак не проецируется на современную ситуацию, когда отношения между грузоотправителем и перевозчиком по подаче и принятию заявки строятся по модели частноправовых отношений, в основе которых лежат автономия воли, имущественная самостоятельность и равноправие сторон. В этих отношениях нет места любым формам централизованного планирования перевозок.

Другая позиция, высказанная в юридической литературе, состоит в том, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляет собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки. Так, по мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова, «заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 745 ГК РБ)…При системе заявок (заказов) грузоотправителю представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. …Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки».[11, с. 388]

Весьма сходна с указанной позицией и точка зрения В.А. Егиазарова, который говорит о том, что подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов.[12, с. 379]

Полностью разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавим к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 405 ГК РБ). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 408 ГК РБ). Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора.

Рассматривая вопрос о видах договора перевозки, правоведы обычно ограничиваются выделением договоров перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутриводным транспортом (по видам транспорта). [13, с.254]

Автомобильные перевозки пассажиров или грузов также подразделяют на внутриреспубликанские (выполняемые в пределах Республики Беларусь: городские, пригородные, междугородные) и международные.

· Городские автомобильные перевозки — перевозки, выполняемые в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.

· Пригородные автомобильные перевозки — перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).

· Междугородные автомобильные перевозки — перевозки, выполняемые за пределы города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным.

· Международные автомобильные перевозки — перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств.

Договор перевозки (понятие, виды и система)

В современный период можно утверждать без серьезных возражений, что единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве является договор перевозки. В другие времена отношение к договору перевозки не было однозначным.

Профессор Витрянский В.В. указывает, что до революции 1917 года российским гражданским законодательством договор перевозки рассматривался не в качестве самостоятельного договора, а как отдельный вид договора подряда. Перевозка другим транспортом, кроме железнодорожного и морского, вообще не регулировалась правом. Вместе с тем тот же автор отмечает: «В период подготовки проекта Гражданского Уложения (далее — ГУ), который, как известно, был внесен на рассмотрение Государственной думы в 1913 г., у российских цивилистов уже не было сомнений в том, что договор перевозки должен быть признан самостоятельным гражданско-правовым договором. В материалах Редакционной комиссии, подготовившей проект ГУ, особым образом отмечалась необходимость выделить перевозку в виде самостоятельного договора и выработать для нее ряд правил, исходя из особенностей перевозки. Позиция Редакционной комиссии основывалась в том числе и на сложившейся к тому времени судебной практике, в особенности практике коммерческих судов, которая «всегда придавала договорам о перевозке грузов самостоятельное значение». Кроме того, принималось во внимание, что действовавший тогда Общий устав российских железных дорог 1885 г. включал в себя подробные правила, регулировавшие именно договорные правоотношения по перевозке грузов по железным дорогам» .

М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. — Статут, 2003.

А Шершеневич Г.Ф. еще в 1908 году в четырехтомном курсе торгового права давал определение договора перевозки как соглашения, «в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи сухим путем или водой, своими средствами передвижения в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю» .

Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 2. М., 2003. С. 209. (Публикуется по изданию 1908 г.)

«Начиная с 20-х и до конца 50-х годов прошлого столетия договорная природа отношений по перевозке ставилась под сомнение со ссылкой на их административный характер, обусловленный плановой системой хозяйства при социализме» .

Тютрина Н.Н. Понятие договора перевозки грузов // Транспортное право, 2005, N 2.

Сегодня у нас имеется реальная возможность сравнить ту трансформацию, которая произошла (и насколько) почти за 100 лет с законодательством, регулирующим отношения по перевозке, с судебной практикой, теоретическими представлениями и другими составляющими, реально влияющими на понимание договора перевозки.

Для объективности вновь обратимся к последним новшествам в законодательстве соседних государств. В Хозяйственном кодексе Украины (далее — ХК У) , например, имеется норма, регулирующая перевозку как вид хозяйственной деятельности (ст. 306). В пункте первом ее указано: «Перевозкой грузов в настоящем кодексе признается хозяйственная деятельность, связанная с перемещением продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления по железным дорогам, автомобильным дорогам, водным и воздушным путям, а также транспортировка продукции трубопроводами». Как видим, трансформация совершилась и весьма серьезная. Она коснулась характера самого договора перевозки и видов транспорта, которым осуществляется перевозка. Кстати, в пункте третьем той же статьи 306 ХК У перечисляются следующие виды транспорта: грузовой железнодорожный, автомобильный грузовой, морской грузовой, грузовой внутренний флот, авиационный грузовой, трубопроводный, космический и другие виды транспорта.

Смотрите так же:  Продажа недвижимости налоги льготы

Хозяйственный кодекс Украины. — Х.: ООО «Одиссей», 2006. — 256 с.

О причастности договора перевозки к числу экономических (хозяйственных) договоров свидетельствуют многие авторы, в том числе и известные белорусские цивилисты. Например, Романович А.Н. пишет: «Договор перевозки образует самостоятельный договорный тип, входящий в систему транспортных договоров в качестве основного, поскольку опосредует важные экономические отношения, без которых невозможно существование самого процесса производства» .

Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь (постатейный): В 3 т. Т. 2. Рук. авт. коллектива и отв. ред. — доктор юрид. наук, проф., засл. юрист БССР В.Ф.Чигир. — Минск, 2003. — С. 484.

ХК У также указывает, что отношения по перевозке пассажиров и багажа регулируются Гражданским кодексом Украины (далее — ГК У). Однако в ГК У мы увидим нормы, регулирующие и перевозку грузов (ст. 909). Поэтому нам следует не увлекаться конкуренцией двух кодифицированных нормативных правовых актов Украины, лучше разобраться в существе проблемы.

Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) в п. 1 ст. 738 установлено, что «перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки» . Что же понимается под словом «перевозка»? Большой энциклопедический словарь «Право и экономика» дает следующее определение понятия перевозки: «перевозка — процесс перемещения грузов из одного пункта в другой транспортным средством» . Следовательно, именно по правилам договора перевозки регулируются отношения, связанные с перемещением грузов, пассажиров, багажа и пр. с использованием транспортных средств.

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. N 218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 05.03.1999, N 7-9, ст. 101.

Право и экономика. Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала. Серия: «Библиотека высшего управленческого персонала» / В.Г.Гавриленко, П.Г.Никитенко, Н.И.Ядевич. — Мн.: Право и экономика, 2001. — 1364 с.

Представляется необходимым дать определение самой правовой категории — договору перевозки, чтобы понять его сущность. Е.Н. Ковалева приводит следующую дефиницию договора перевозки — «гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз (или пассажиров и т.д. — в зависимости от предмета договора) в пункт назначения (в случае перевозки груза и багажа — выдать его управомоченному лицу), а отправитель (пассажир) обязуется уплатить за перевозку установленную нормативно-правовыми актами плату» . Действительно, в приведенном определении наиболее доступно и в соответствии с действующим законодательством раскрывается понятие договора перевозки как такового. Однако нужно отметить одну серьезную неточность в приведенном тексте касательно порядка определения размера платы за осуществляемую перевозку, ибо она не во всех случаях строго устанавливается именно нормативно-правовыми актами, а и соглашением сторон договора при условии, что иной порядок определения размера платы не предусмотрен законодательством.

Ковалева Е.Н. Договор перевозки / Под ред. Л.Ю.Грудицыной. — М.: Эксмо, 2006. — 192 с.

В ГК не содержится общей дефиниции договора перевозки. Но прямо определено понятие наиболее распространенных и потому получивших законодательное закрепление конкретных видов договора перевозки: договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договора фрахтования и других. Так, «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату» (п. 1 ст. 739 ГК); «по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа» (ч. 1. ст. 741 ГК).

А в других актах законодательства имеется определение договора перевозки. Например, в п. 90 Устава железнодорожного транспорта общего пользования указано: «По договору перевозки пассажира предприятия Белорусской железной дороги обязуются перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место в поезде согласно купленному проездному документу (билету), пассажир обязуется оплатить свой проезд, а при сдаче багажа — и провоз багажа по установленному тарифу. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией» . В пунктах 29 — 30 названного Устава дается и определение договора перевозки груза, о чем сказано ниже.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1196 (ред. от 16.03.2005) «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.09.1999, N 67, 5/1506.

Обратим внимание на общее определение договора перевозки в начале XX века. В только что упомянутом российском издании мы прочтем: «Согласно проекту ГУ (ст. 1993) по договору перевозки перевозчик обязуется за вознаграждение (провозную плату) доставить сухим путем или водой в указанное место пассажиров либо вверенный ему, перевозчику, отправителем груз и сдать последний в месте назначения определенному лицу (получателю).

Редакционная комиссия подчеркивала, что определение договора перевозки соответствует взгляду судебной практики и выражает обширное понятие, под которое подпадают весьма разнообразные виды перевозки. По мысли создателей, нормы ГУ должны были охватить чрезвычайно широкую сферу правоотношений, возникающих при перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Поэтому проект включал в себя все общие положения, относящиеся к разнообразным видам перевозок, тем самым обеспечивалось единообразное регулирование сходных правоотношений, вытекающих из перевозки грузов, пассажиров и багажа. Подобное регулирование обеспечивалось совокупностью норм, объединенных в 42 статьи» .

М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. Статут, 2003.

Здесь нельзя не заметить два аспекта. Во-первых, какая важная роль отводилась в то время разработчиками и законодателем судебной практике. Во-вторых, в нашем современном ГК договор перевозки регулируют только 17 статей (738 — 754), а также восемь законодательных актов (из них три кодифицированных акта), международные договоры и иные акты законодательства (уставы, правила и т.д.).

Примерный систематизированный перечень этого законодательства можно обнаружить в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 13 от 26 апреля 2005 года . В пункте первом этого акта законодательства указывается: «При рассмотрении дел по спорам, возникающим из перевозки грузов, хозяйственным судам необходимо руководствоваться нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, главами 40 и 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 20, ст. 221), Законом Республики Беларусь от 6 июня 2001 года «О перевозке опасных грузов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 56, 2/775), Законом Республики Беларусь от 21 июля 2001 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 71, 2/793; 2002 г., N 87, 2/883) (далее — Закон), Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О железнодорожном транспорте» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., N 5-6, ст. 96), Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 года N 1196 «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 67, 5/1506; 2002 г., N 82, 5/10802) (далее — Устав), Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 85, 2/881), Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 76, 2/867), Воздушным кодексом Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 5, 2/15), Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 90, 2/96), Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 102, 8/8480) (далее — Правила), Авиационными правилами перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 27 ноября 2000 года N 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 8, 8/4542), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 1996 года N 86 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 5, ст. 115; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 16, 5/312), и другими актами законодательства.

Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 N 13 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 07.07.2005, N 105, 6/442.

Хозяйственным судам необходимо иметь в виду, что до настоящего времени в Республике Беларусь не приняты новые правила перевозки грузов железнодорожным транспортом и технические условия погрузки и крепления грузов, поэтому при осуществлении железнодорожных перевозок действуют Правила перевозки грузов, утвержденные Министерством путей сообщения СССР, в части, не противоречащей ГК и Уставу.»

С учетом времени, прошедшего со дня принятия этого постановления Пленума ВХС, приведенный перечень следует уточнить. В частности, надо иметь в виду новые редакции следующих актов законодательства:

Правила транспортно-экспедиционной деятельности , Правила организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом , Правила перевозок грузов внутренним водным транспортом , Правила автомобильных перевозок грузов и некоторые другие.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1766 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.01.2007, N 6, 5/24472.

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.07.2002 N 22 (ред. от 12.12.2005) «Об утверждении Правил организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.01.2006, N 5, 8/13643.

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2005 N 3 «Об утверждении Правил перевозки грузов внутренним водным транспортом» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.06.2005, N 94, 8/12719.

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 N 20 (ред. от 17.12.2004) «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2005, N 4, 8/11893.

Из международных договоров следует иметь в виду Женевскую Конвенцию о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) .

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 4 ноября 2003 г. N 3/1174 (вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 г.). См. также постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 35 «Об обзоре судебной практики применения положений Женевской конвенции от 19 мая 1956 года «О договоре международной дорожной перевозки грузов».

Последнее обстоятельство (множество правовых актов, регулирующих отношения по перевозке, и их характер) наглядно показывает, что договор перевозки перестал быть чисто гражданско-правовым. Это признается и в ГК: «Общие условия перевозки определяются настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления не установлено иное» (п. 2 ст. 738). Здесь мы не видим приоритета ГК, хотя отдельные «транспортные кодексы» делают ссылку на него как на основу правового регулирования в данной сфере или как на равный законодательный акт.

Кстати, другие кодифицированные законодательные акты о транспорте включают примерно такие же определения конкретных видов договора перевозки (без ссылок на ГК), но содержат и специфические особенности, характеризующие его публичность, его экономический (хозяйственный) характер. Они касаются его заключения, оформления и других существенных условий и обстоятельств.

Так, ч. 3 ст. 95 Воздушного кодекса устанавливает: «По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений» .

Кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 N 117-З «Воздушный кодекс Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.05.2006, N 78, 2/1214.

В ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта в определении договора перевозки мы увидим свои особенности: «По договору перевозки груза внутренним водным транспортом перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента. Коносамент оформляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Кроме коносамента при оформлении перевозки груза внутренним водным транспортом оформляются другие перевозочные документы, являющиеся обязательными для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом. Формы и порядок заполнения перевозочных документов устанавливаются Правилами перевозок грузов .

Кодекс Республики Беларусь от 24.06.2002 N 118-З (ред. от 20.07.2006) «Внутреннего водного транспорта Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.08.2006 N 122, 2/1259.

Наличие коносамента и других перевозочных документов здесь признается обязательным. Коносамент — товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора перевозки груза или договора буксировки внутренним водным транспортом и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза (ст. 1). Другими словами, если в ГК не существует общих требований к форме договора перевозки, то здесь мы наблюдаем требование закона даже не о простой письменной форме договора, а суперквалифицированной письменной форме — в виде ценной бумаги.

А ст. 70 этого же Кодекса регулирует специфику организации систематических перевозок грузов на длительное время: «Перевозчик и грузовладелец при необходимости выполнения систематических перевозок грузов внутренним водным транспортом могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом.

Смотрите так же:  Продажа квартиры с долей несовершеннолетнего документы в органы опеки

По договору об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

В договоре об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки внутренним водным транспортом, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок». В отличие от обычного договора перевозки, здесь можно увидеть отличительные права и обязанности сторон договора, а также его предмет.

В Кодексе торгового мореплавания речь идет об обязательной письменной форме договора перевозки грузов, в том числе с помощью коносамента (роль последнего в этом Кодексе неодинакова): «Морская перевозка грузов осуществляется по договору перевозки, который должен быть заключен в письменной форме» (ч. 1 ст. 77). «Правоотношения между перевозчиком и получателем груза, не являющимся стороной договора морской перевозки груза, определяются коносаментом. Условия договора морской перевозки груза, не изложенные в коносаменте, обязательны для этого получателя, если коносамент содержит ссылку на документ, в котором они изложены» (ст. 85 и др.) .

Кодекс Республики Беларусь от 15.11.1999 N 321-З (ред. от 20.07.2006) «Торгового мореплавания Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.08.2006, N 122, 2/1259.

В п. 29 — 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования при общей схожести определения договора перевозки имеются свои особенности его оформления: «По договору на перевозку груза предприятия Белорусской железной дороги обязуются доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Грузоотправитель должен представить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза заполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости (дополнительный экземпляр дорожной ведомости), квитанции о приеме груза (дубликат накладной), являющуюся договором на перевозку груза.

Грузоотправитель обязан также приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других процедур на всем пути следования груза, а также, в случае необходимости, сертификат и спецификацию. Предприятия Белорусской железной дороги не обязаны проверять правильность и достаточность сопроводительных документов, приложенных грузоотправителем к накладной.

Если перевозка или выдача груза задерживается из-за непредставления грузоотправителем, грузополучателем необходимых документов для выполнения таможенных и других процедур, неправильности или недостаточной оформленности представленных ими документов, то за время задержки вагонов (контейнеров) железной дороги на железнодорожных путях предприятий Белорусской железной дороги взимается плата за пользование вагонами, контейнерами или соответственно плата за нахождение на указанных путях вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных им, а также сбор за хранение груза.

Накладная составляется на определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю вместе с грузом.

В подтверждение приема груза к перевозке железнодорожная станция под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза, в которой проставляется календарный штемпель железнодорожной станции.

Форма накладных и других перевозочных документов, порядок их заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов.

При перевозке массовых грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, может составляться одна накладная на целый маршрут или группу вагонов, а также на комплект контейнеров.

Железнодорожные станции выдают грузоотправителям бланки перевозочных документов и заявок на перевозки за плату, указанную в Тарифном руководстве, а также по их просьбе — копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, за плату по соглашению сторон» .

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1196 (ред. от 16.03.2005) «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.09.1999, N 67, 5/1506.

Раскрывая понятие договора перевозки и анализируя приведенные выше определения, можно выделить следующие признаки договора перевозки, характеризующие его как самостоятельный тип хозяйственного договора:

  • двусторонность (каждая из сторон договора перевозки непременно обладает взаимными правами и обязанностями);
  • возмездность (за выполнение перевозчиком условий договора по перевозке предусматривается определенная плата). Здесь нужно иметь в виду, что законодательство может предусматривать безвозмездность отдельных видов договора перевозки;
  • консенсуальность (договор перевозки считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем его существенным условиям с соблюдением требований законодательства о форме договора).

Имеются и противоположные точки зрения:

— в отношении договора перевозки транспортом общего пользования можно говорить о его публичности, т.к. каждый, изъявивший желание воспользоваться услугами маршрутных транспортных средств, может осуществить это желание, уплатив за проезд (провоз багажа) установленную плату, если иное не предусматривается законодательством. В частности, п. 18 указанного выше Устава железнодорожного транспорта общего пользования гласит: «Белорусская железная дорога, ее предприятия не имеют права отказать в приеме заявки на перевозку грузов при наличии необходимых условий и возможностей для их транспортирования».

Приведенный перечень признаков договора перевозки, несомненно, не является однозначным и общепринятым, как и многие теоретические аспекты в правовой науке. В частности, В.В.Витрянский, говоря о классификации договоров перевозки по видам, пишет, что «при использовании такого критерия, как момент, с которого договор перевозки считается заключенным, мы получим по принципу дихотомии две группы договоров перевозки соответственно: реальный договор перевозки конкретного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозок грузов и т.д.)» .

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — М.: Статут, 2003. — 910 с.

Не лишним будет обратить внимание читателя на то, что отношения в области перевозок носят чрезвычайно широкий, комплексный характер, что обусловлено как многообразием объектного состава договора (груз, пассажиры, багаж), так и различными механизмами правового регулирования этих отношений. Такая особенность упомянутых общественных отношений непременно требует рассмотрения упомянутых выше видов договоров перевозки в качестве системы, то есть совокупности правовых обязательств, тесно связанных между собой, несмотря на существенные различия в правовом регулировании.

Даже в главу 40 ГК включены понятия разнородных договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Кроме привычных договоров перевозки груза и пассажира, в этой главе ГК упоминаются: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта по организации перевозок грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования; договор об организации перевозок; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и т.д.).

Указанные договоры и соглашения не походят друг на друга по всевозможным признакам: своему назначению и правовому значению, субъектному составу, предмету, правовым последствиям и т.д. Поэтому в современных условиях нужно говорить о системе договоров, опосредующих перевозки определенных объектов.

Классификация договоров перевозки осуществляется многими правоведами на основе несколько иных критериев:

I. В зависимости от видов транспорта в Республике Беларусь можно выделить перевозки железнодорожным, речным, морским, воздушным и автомобильным транспортом (которые, в свою очередь, подразделяются и по географическому принципу: городские (в пределах черты города); пригородные (не более 50 км за пределами черты города); междугородные (более 50 км за пределами черты города). Как указывалось выше, выделяют также трубопроводный и космический транспорт и другие виды.

II. В зависимости от пункта назначения выделяют:

  • а) договор внутренней перевозки (в пределах территории Республики Беларусь);
  • б) договор международной перевозки.

III. В зависимости от видов сообщения выделяют:

  • а) перевозки в местном сообщении (перевозки в пределах одной транспортной организации, например железной дороги);
  • б) перевозки в прямом сообщении;
  • в) перевозки в прямом смешанном сообщении (перевозка, осуществляемая при наличии одного единого документа на перевозимый груз).

IV. В зависимости от предмета, на который направлены услуги по перевозке:

  • а) договор перевозки грузов;
  • б) договор перевозки пассажиров;
  • в) договор перевозки багажа.

V. В зависимости от правового статуса перевозчика можно выделить:

  • а) перевозки, осуществляемые транспортом общего пользования;
  • б) перевозки, осуществляемые иными транспортными организациями.

VI. В зависимости от субъектного состава правоотношений, непосредственно связанных с перевозкой:

  • а) договор перевозки пассажира (пассажир является одновременно и объектом и стороной договора);
  • б) договор перевозки грузов (стороны — грузоотправитель и перевозчик);
  • в) договор об организации работ по обеспечению перевозок (сторонами в данном договоре будут выступать различные транспортные организации).

VII. В зависимости от цели договора перевозки можно выделить всего три группы договоров:

  • а) договоры, направленные на организацию перевозок (цель — определение объема перевозимых грузов и количества используемых транспортных средств, вида транспорта, порядка работы участников обязательства и иных деталей);
  • б) договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении и др.);
  • в) договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения.

Однако представляется, что относиться однозначно и категорично к какой-либо из предлагаемых классификаций было бы по меньшей мере недальновидно, ибо общественные отношения, как и их правовое регулирование, находятся в постоянной динамике, а потому и во многих из классификаций зачастую можно усмотреть долю истины и логическое зерно.

В юридической литературе в числе прочих выделяют также и так называемые предпринимательские транспортные договоры. Например, Н.С. Ковалевская полагает, что «из всех разновидностей транспортных договоров, известных гражданскому праву (договоры перевозки грузов, багажа и пассажиров), к транспортным договорам в сфере предпринимательской деятельности следует отнести в первую очередь договоры перевозки грузов». А сам факт выделения предпринимательских транспортных договоров в отдельный вид основывается на том, что «в качестве перевозчика на любом виде транспорта может выступать только предприниматель», и на том, что «обычно договор перевозки грузов находится в сфере предпринимательской деятельности и других участников обязательства по перевозке груза: грузоотправителя и грузополучателя, ибо перевозка, как правило, необходима для исполнения поставочных обязательств, связывающих указанных субъектов» . Говоря о рациональности данной точки зрения, хотелось бы привести на этот счет весьма обоснованное, на наш взгляд, возражение, высказанное В.В.Витрянским: «Представляется, что отмеченные особенности субъектов договора перевозки грузов никак не могут служить в качестве видообразующих признаков для выделения предпринимательских транспортных договоров. Ведь грузоотправитель, вступая во взаимоотношения с перевозчиком, может и не преследовать предпринимательских целей, связанных с извлечением прибыли (например, отгрузка собственником мебели для его учреждения и т.п.)» . Более того, как отмечает профессор далее, «неверно вообще говорить о каких-либо предпринимательских договорах. Специальные правила, регулирующие предпринимательские отношения, определены ГК применительно не к какому-либо договору, а к обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, которые могут иметь место в любом гражданско-правовом договоре, в том числе и на стороне только одного из контрагентов. Речь идет, в частности, о положениях: о возможности одностороннего расторжения или изменения договора, если это предусмотрено не только законом, но и договором (ст. 310 ГК); о презумпции солидарного характера обязательства при множественности лиц на стороне должника или кредитора (ст. 322 ГК); об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства без учета вины (п. 3 ст. 401 ГК) и некоторых других» .

Ковалевская Н.С. Перевозка // Бушуев А.Ю., Городов О.А., Ковалевская Н.С. и др. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. СПб., 1997.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 269.

Нередко в юридической литературе обозначают в качестве отдельной категории договоров так называемые «транспортные договоры», которые, собственно говоря, и выделяются в отдельную категорию на основании единственной, как отмечает профессор В.В.Витрянский, характерной черты — участия в них транспортных организаций . В этой связи некоторые специалисты говорят и о единой системе транспортных договоров, для которых, по мнению данных специалистов, предлагается создать и единую систему правового регулирования. В частности, такого суждения придерживается Г.П. Савичев, который полагает, что «для современной структуры государственного управления транспортом, когда под юрисдикцию одного министерства — Министерства транспорта РФ — отнесены морской, воздушный, речной и автомобильный транспорт, более оптимальной системой транспортного законодательства была бы следующая система: единый транспортный кодекс РФ и правила перевозок для каждого вида транспорта» . Представляется, что таким понятием, как «транспортный договор», можно объединить договоры, используемые в транспортной деятельности. И не только из-за участия в них транспортных организаций, но скорее из-за сущности отношений, лежащих в их основе: перемещение в пространстве груза. Однако реализация идеи о единой системе правового регулирования отношений, связанных с перевозкой, потребует кардинальных (концептуальных) изменений в законодательстве и в понимании отдельных договоров. В качестве примера можно привести договор фрахтования транспортного средства на определенное время, который в воздушных перевозках используется весьма часто, однако по своей правовой природе более близок к договору аренды, а не перевозки; или экспедиционное обслуживание грузов, осуществляемое на всех видах транспорта, регулируется нормами о конкретном договоре — договоре транспортной экспедиции. И при всем этом указанные договоры широко используются в практике транспортировки грузов, и лишь по этому признаку сами эти договоры можно назвать транспортными.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 268.

Савичев Г.П. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. II. Полутом 2. / Отв. ред. Е.А.Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Обобщая изложенный материал, можно сделать следующие (пусть и доктринальные) выводы.

Договора перевозки как единого реально обобщающего понятия в чисто гражданско-правовом или хозяйственно-правовом смысле без привязки к конкретным видам перевозки определенных объектов не существует. Поэтому можно говорить о конкретных видах договоров перевозки, объединяемых в единый договорный тип — транспортный. Транспортное законодательство Беларуси, как и многих других государств, представляет собой громоздкий массив нормативных правовых актов, нуждающийся в дальнейшей систематизации в целях выработки единых правил правового регулирования отношений по перевозке и эффективной защиты прав их участников. В таком систематизированном правовом акте можно сформулировать и унифицированную дефиницию договора перевозки как такового.