Договор ученика и школы

Как заключается договор на организацию питания в школе?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Организация питания обучающихся возлагается на школы, в которых они учатся. При этом между школой и организацией, обеспечивающей питание учеников, заключается договор на организацию их питания. Как правило, родители не являются стороной данного договора. Однако они могут осуществлять контроль за организацией питания их ребенка в школе.

Договор на организацию питания в школе

На школы возложена организация питания обучающихся в них детей. В связи с этим у школы должны быть документы, подтверждающие наличие в ней структурного подразделения, обеспечивающего учеников питанием (например, столовой), договор на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем), отдельное помещение для приема пищи учениками (ч. 1 ст. 37 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Приложение к Письму Рособрнадзора от 04.08.2017 N 05-375).

Часто договор на оказание услуг по организации питания обучающихся за счет денежных средств родителей (законных представителей) заключается между школой и организацией, обеспечивающей питание учеников (п. 1.3 Постановления администрации городского округа Рошаль МО от 25.11.2016 N 893; п. 3.2 Положения, утв. Постановлением администрации городского округа Электросталь МО от 29.01.2016 N 50/1).

Иногда встречаются трехсторонние договоры на организацию питания в школе, где третьей стороной выступают родители обучающегося.

Организация или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие питание в школе, разрабатывают примерное меню для обучающихся, которое согласовывается директором школы и руководителем территориального органа Роспотребнадзора. Примерное меню составляется на период не менее двух недель (10 — 14 дней) с учетом, в частности, сезонности, требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся.

При этом фактический рацион питания, как правило, должен соответствовать утвержденному примерному меню (п. п. 6.4 — 6.6, 6.22 Санитарных правил СанПиН 2.4.5.2409-08, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45).

Контроль родителей за организацией питания ребенка в школе

Родители могут осуществлять контроль за организацией питания их ребенка в школе. В качестве примера рассмотрим, как это реализовано в г. Москве.

Так, в Москве разработан электронный сервис «Просмотр информации о посещении и питании в школе, детском саду, колледже», позволяющий получить, в частности, следующую информацию (п. п. 2.6.2, 2.6.3 Регламента, утв. Распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы от 25.08.2017 N 64-16-421/17):

  • о питании ребенка в школе в виде данных о наборе и составе рационов горячего питания обучающегося, получающего питание за счет средств бюджета г. Москвы (при наличии льготы), и о составе горячего питания обучающегося, получающего платное питание (включая комплексное горячее питание и буфетную продукцию);
  • о текущем остатке средств на лицевом счете обучающегося.

Лицевой счет обучающегося — это его индивидуальный идентификатор, который используется в информационной системе «Проход и питание по электронной карте» (ИС ПП) для учета средств с целью осуществления расчетов за питание в школе. Каждая покупка ребенком в школе рациона питания или буфетной продукции регистрируется в ИС ПП. Одновременно происходит списание средств, которые направляются на расчетный счет поставщика питания, обслуживающего школу ( п. п. 2.11 , 3.2 Регламента).

Воспользоваться указанным электронным сервисом могут родители (законные представители) обучающегося и с их согласия иные лица. При этом необходимо иметь доступ к подсистеме «Личный кабинет» Портала государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы, интегрированного с автоматизированной информационной системой «Официальный портал Мэра и Правительства Москвы» (п. 2.1 Регламента).

Электронный сервис предоставляет также возможность управления платным питанием, в том числе (п. 2.8 Регламента):

  • разрешать/запрещать доступ обучающемуся к буфетной продукции;
  • устанавливать лимит дневных трат обучающегося на буфетную продукцию;
  • устанавливать индивидуальную схему, формировать/отменять заказ на горячее питание, управляя периодом действия индивидуальной схемы питания обучающегося.

Кто имеет право на бесплатное питание в школе? >>>

Договор с родителями

Финансово-хозяйственная деятельность

на оказание платных услуг

между Некоммерческой организацией Частным учреждением средней образовательной школой «Ретро» и родителями (законными представителями) Учащегося

г. Москва «___» ________ 201___г.

Некоммерческая организация Частное учреждение средняя образовательная школа «Ретро» (государственная лицензия 035158, выдана Департаментом образования города Москвы «20 » мая 2014г., свидетельство о государственной аккредитации 77 А01 № 0001462, выдано Департаментом образования города Москвы «20 » мая 2014 г.), в лице директора Щербаковой Татьяны Алексеевны, действующей на основании Устава,

(Ф.И.О. статус законных представителей несовершеннолетних — мать, отец, попечитель, уполномоченныйпредставитель),

именуемый в дальнейшем «Родители» Ученика

(Ф.И. ребенка, дата рождения)

с другой стороны, вместе далее по тексту именуемые «Стороны», а по отдельности «Сторона», заключили настоящий Договор о нижеследующем следующем:

1. ТЕРМИНЫ

«Школа» – Некоммерческая организация Частное учреждение средняя образовательная школа «Ретро» (НО ЧУ СОШ «Ретро).

«Родитель» — законный представитель Ученика — __________________________________________________________.

«Класс» — _______ класс общеобразовательной школы.

2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

2.1. Стороны настоящего Договора объединяют усилия в обучении, воспитании и развитии Ученика, обеспечении самоопределения его личности, создании условий для самореализации, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, создании условий для формирования у него компетентности адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения).

2.2. Школа предоставляет Родителю комплекс образовательных услуг, включающих обучение Ученика по программе, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), финансирование которого осуществляется за счет субсидий, предоставляемых бюджетом города Москвы, услуги по присмотру и уходу за Учеником во время нахождения Ученика в Школе, платные дополнительные к ФГОС занятия, услуги, связанные с организацией образовательного и воспитательного процесса, получаемые дополнительные услуги и мероприятия по обучению, воспитанию и развитию Ученика в Школе в порядке и на условиях, устанавливаемых настоящим Договором.

Данный комплекс услуг предоставляется целиком, без возможности выделения отдельных компонентов, в частности обучения Ученика по ФГОС.

2.3. Родитель производит оплату услуг Школы в порядке и на условиях, устанавливаемых настоящим Договором.

3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

3.1. Школа обязуется:

3.1.1. Производить обучение и воспитание Ученика в Классе по программам общего образования в период времени с 1 сентября 2015г. по 31 августа 2016г. при форме получения образования в образовательной организации в очной форме. По дополнительному соглашению Стороны могут определить свое взаимодействие при получении образования Учеником в форме семейного образования, а также при очно — заочной и заочной формах обучения.

3.1.2. Ознакомить Родителя с Уставом Школы, лицензией на образовательную деятельность, свидетельством о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка Школы и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности Ученика.

3.1.3. Ознакомить Родителя с ходом и содержанием учебного процесса, с учебной программой Ученика на текущий учебный год, включающей в себя указание всех предметов, количества часов в неделю по каждому предмету, а также перечень дополнительных занятий, распорядок дня Ученика в Школе. Данная учебная программа содержится в утвержденном администрацией Школы учебном плане, который хранится в Школе и предоставляется для ознакомления Родителю.

3.1.4. Осуществлять общеобразовательную подготовку Ученика по учебным планам, разработанным в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

3.1.5. Обеспечить пятидневную учебную неделю в режиме полного дня. Режим нахождения Ученика в Школе с 9-00 до 19-30.

3.1.6. Во второй половине дня во время нахождения Ученика в Школе обеспечить условия подготовки Учеником домашних заданий, для иной самоподготовки, организовать досуг Ученика, в том числе дополнительно согласуемые с Учеником и Родителем экскурсии, занятия в различных кружках и секциях при Школе. Образовательные услуги, предоставляемые Школой во второй половине дня, стороны рассматривают как существенную часть образовательного процесса в Школе. В случае, если Родитель по своей инициативе сокращает время, отведенное на самоподготовку Ученика в Школе, и данное обстоятельство привело к неполному освоению Учеником образовательной программы, Школа не несет ответственности за полноту предоставленного Школой образования.

3.1.7. Оказывать услуги по присмотру и уходу за Учеником во время его нахождения в Школе и/либо на проводимых Школой занятиях, осуществлять комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания Ученика, обеспечению соблюдения им личной гигиены и режима дня.

3.1.8. Обеспечить обучение и воспитание Ученика квалифицированными педагогическими кадрами, предоставить индивидуальные консультации, факультативные и иные дополнительные занятия согласно учебному плану.

3.1.9. Обеспечить получение образования Учеником в классе с наполняемостью не более 14 обучающихся.

3.1.10. Осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию Ученика в соответствии с Уставом Школы и требованиями законодательства.

3.1.11. Вести личное дело и документы по успеваемости Ученика, в соответствии с принятыми стандартами школьного делопроизводства, предоставлять указанные документы Родителю на ознакомление по требованию последнего.

3.1.12. При отчислении Ученика из Школы предоставить Родителю соответствующие документы установленного образца.

3.1.13. Во время осуществления образовательного процесса в Школе обеспечивать охрану жизни Ученика, его физического и психологического здоровья, эмоциональное благополучие. Обеспечить охрану помещений Школы. Для выполнения обязательств по настоящему пункту Школа может привлекать сторонние организации.

3.1.14. Обеспечить соблюдение техники безопасности на учебных занятиях и во время нахождения Ученика в Школе.

3.1.15. Оказывать помощь в организации доставки Ученика в Школу и по окончанию учебного дня из Школы в указанное в заявлении родителей место.

3.1.16. Обеспечить сбалансированное питание Ученика во время его нахождения в Школе в соответствии с его возрастом, временем пребывания в Школе в режиме четырехразового питания.

3.1.17. Обеспечить организацию охраны здоровья Ученика (оказание первичной медико-санитарной помощи, за исключением прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в Школе, в том числе при реализации образовательных программ Школа обеспечивает:

— текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

-проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;

-соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Школа в свою очередь предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

3.2. Родитель обязуется:

3.2.1. Заниматься воспитанием Ученика в соответствии с концепцией школы, заботиться о его физическом развитии, создать необходимые условия для получения детьми образования. В случае сокращения пребывания Ученика в Школе по инициативе Родителя в течение дня обеспечить выполнение Учеником домашних заданий.

3.2.2. Требовать от Ученика уважения человеческого достоинства других учащихся Школы, педагогов и иных сотрудников Школы.

3.2.3. Не нарушать морально-этических норм при нахождении на территории Школы, при общении с администрацией Школы и его сотрудниками, при общении с иными учащимися Школы и их представителями.

3.2.4. Выполнять требования Устава Школы в части, касающейся их прав и обязанностей.

3.2.5. Обеспечивать соблюдение Учеником Устава Школы, правил нахождения в Школе.

3.2.6. Обеспечивать своевременную явку Ученика на занятия, своевременно забирать Ученика из Школы не позднее 19-30.

3.2.7. Обеспечивать посещение Учеником занятий в надлежащем виде, опрятно одетым, имеющим сменную обувь и спортивную форму для занятий физкультурой.

3.2.8. Посещать родительские собрания, по приглашению встречаться с администрацией и педагогами Школы.

3.2.9. В случае необходимости пропуска Учеником занятий по любым причинам уведомить Школу не позднее 15 дней до предполагаемого пропуска.

3.2.10. Своевременно производить оплату услуг Школы в соответствии с разделами 6, 7 настоящего Договора.

3.211. В случае нанесения Учеником материального ущерба имуществу Школы возместить ущерб в кратчайший срок.

3.2.12. Письменно информировать администрацию и педагогических работников (классного руководителя) о лицах, которым может быть доверен ребенок по окончании учебного дня, о телефонах для связи с Родителем в течение учебного дня.

3.2.13. Не допускать наличия у Ученика в школе огнеопасных, токсичных, колющих и режущих, а также других опасных для жизни и здоровья предметов, продуктов питания и напитков (сигарет, спичек, зажигалок, ножей, опасных игрушек, лекарственных средств, газированных напитков, чипсов, жевательной резинки и т.д.).

3.2.14. Требовать от Ученика толерантного отношения к другим ученикам и педагогам, не допускать употребления нецензурных слов и националистических оскорблений.

3.2.15. Контролировать состояние здоровья Ученика и информировать Школу о болезни Ученика в течение двух дней со дня начала болезни.

Смотрите так же:  Дешевле ипотечная страховка

3.2.16. Не допускать посещение Школы Учеником в случае обнаружения у него инфекционных заболеваний, создающих угрозу заражения остальных обучающихся и персонала Школы. Информировать Школу об изменениях в физическом и психическом состоянии Ученика, препятствующих обучению и воспитанию Школе.

3.2.17. Уведомлять Школу о наличии медицинских показаний для ограничения занятий Учащегося в рамках учебных планов по Договору, также уведомлять Школу о наличии каких-либо ограничений в питании Учащегося, а также противопоказаний по применению медикаментов.

3.2.18. Выполнять предписания администрации, медицинских и педагогических работников Школы по проведению освидетельствования состояния Ученика у соответствующих медицинских специалистов. Предоставлять Школе заключения по указанным освидетельствованиям.

4. ПРАВА СТОРОН

4.1. Школа имеет право:

4.1.1. Самостоятельно выбирать, разрабатывать и применять педагогические технологии.

4.1.2. Самостоятельно устанавливать сроки каникул, дни занятий и продолжительность учебного дня и каникул.

4.1.3. Односторонне отказаться от исполнения Договора в случае существенного нарушения в случаях, предусмотренных в настоящем Договоре.

4.1.4. Осуществлять иные права, предоставленные действующим законодательством и Уставом Школы.

4.2. Родитель имеет право:

4.2.1. Знакомиться с личным делом Ученика, оценками по всем изучаемым предметам.

4.2.2. Вносить предложения по улучшению образовательной деятельности Школы и организации дополнительных образовательных услуг.

4.2.3. Односторонне отказаться от исполнения Договора в случае существенного нарушения со стороны Школы условий настоящего Договора либо Устава, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Договором, Уставом Школы и действующим законодательством.

4.2.4. Осуществлять иные права, предоставленные действующим законодательством и Уставом Школы.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

5.1. Для достижения целей настоящего Договора стороны могут согласовать оказание со стороны Школы дополнительно к указанным в п.3.1. услуг:

5.2. Сопровождение и обеспечение получения общего образования с использованием различных форм обучения (очной, очно-заочной, заочной, семейного образования, самообразования, дистанционного обучения и др.), а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

5.3. Предоставление индивидуальных занятий с педагогами Школы с углубленным изучением отдельных предметов по выбору Родителя и Ученика.

5.4. Индивидуальные занятия педагогов Школы с Учеником.

5.5. Обучение по дополнительным к основным образовательным программам.

5.6. Целевая подготовка Ученика к выпускным экзаменам, вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

5.7. Посещения бассейна, занятия в лечебно-физкультурных группах.

5.8. Предоставление иных дополнительных услуг.

5.9. Условия и порядок оказания дополнительных услуг, размер, сроки их оплаты отражаются сторонами в дополнительных соглашениях.

6. ЦЕНА УСЛУГ ПО ДОГОВОРУ

6.1. Цена услуг, предоставляемых Школой в период с “____ ” _______________ по “____ ” _______________ по настоящему Договору, составляет сумму _________________________________________________________________.

6.2. В указанную в п.6.1 стоимость услуг входит оплата услуг, указанных в п.3.1, за исключением предоставления образования Ученику, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. За образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Москвы, Школа плату не взимает. Для учащихся, зарегистрированных за пределами территории города Москвы, оплата за обучение увеличивается на величину субсидии, выделяемой из бюджета города Москвы на одного учащегося.

6.3. Цена, порядок и сроки оплаты иных услуг Школы согласуются дополнительно с соблюдением положений раздела 5 настоящего Договора.

6.4. Цена услуг указанная в п.6.1 может быть изменена в порядке, указанном в настоящем пункте.

В случае существенного изменения условий функционирования Школы (роста уровня заработной платы работников общего образования, роста платежей за аренду помещений, изменения размера коммунальных платежей, цены работ и услуг сторонних организаций, которые обеспечивают образовательный процесс по настоящему Договору, роста иных подобных затрат Школы, изменения размера бюджетного финансирования деятельности Школы, введения дополнительных обязанностей по уплате налогов и сборов), а также при необходимости в рамках настоящего Договора оказания дополнительных услуг, для обеспечения стабильности финансирования образовательного процесса стороны цена услуг, указанная в п. 6.1 Договора, может быть изменена с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Об этом Школа обязана предупредить Родителя в срок не позднее 15 дней до предполагаемого изменения цены услуг по Договору. В случае несогласия Родителя с изменением размера цены услуг по настоящему Договору Школа вправе отказаться от исполнения Договора. При этом Родитель обязан оплатить ранее оказанные по Договору услуги.

7. РАСЧЕТЫ СТОРОН

7.1. Родитель оплачивает указанную в разделе 6 цену услуг по одному из следующих графиков платежей:

1) если оплата вносится единоразово ( одним платежом) за весь учебный год, то оплачивается вся сумма, указанная в п.6.1. , не позднее «08» сентября 2015 г. ,

2) если оплата производится двумя равными платежами , то первый платеж необходимо внести не позднее « 08 » сентября 2015 г. , второй платеж не позднее «08» марта 2016 г. ,

3) если оплата производится четырьмя платежами , то первый платеж необходимо произвести не позднее «08» сентября 2015 г. , второй платеж не позднее «08» декабря 2015г. , третий платеж не позднее «08» марта 2016г., четвертый платеж не позднее «08 » июня 2016г.,

4) если оплата вносится ежемесячно равными частями, то оплату необходимо производить до восьмого числа каждого месяца. Кроме того, Родитель справе по выбору, указанную в разделе 6 цену услуг разделить на 9 или 12 равных частей. В случае, если оплата делится на 12 частей, то две последние части необходимо оплатить до 20 июня 2016г.

(Выбор Родителем графика оплаты)

7.2. Пересчет стоимости услуг за каникулярное время, пропуски занятий не производится.

7.3. Оплата услуг за Учеников 11 класса производится за 10 месяцев.

7.4. Оплата услуг за Учеников 9 класса производится за 10 месяцев, при условии их перехода в другое образовательное учреждение.

7.5. Оплата услуг по Договору производится наличными либо безналичными платежами по указанным в Договоре реквизитам.

7.6. В случае пересмотра размера цены услуг по Договору по основаниям, изложенным в п.6.4 Договора, размер платежей, указанный в п.6.1. Договора, пересматривается по оставшимся периодам обучения пропорционально изменению цены.

7.7. По дополнительному соглашению стороны могут предусмотреть иной порядок оплаты.

7.8. В случае расторжения договора по окончании учебного года (май, июнь) по инициативе Школы или Родителя, оплата производится за полный год обучения.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

8.1. По истечении срока действия Договора Родитель и Школа самостоятельно решают вопрос о его продлении, заключении нового договора на новый срок либо отказа от оного.

8.2. Если за 10 дней до истечения срока действия настоящего Договора ни одна из сторон не заявит о своем намерении не продлевать Договор или заключить дополнительное соглашение к данному Договору, Договор автоматически продлевается (пролонгируется) на следующий учебный год и так далее.

8.3. В случае, если по инициативе Родителя Ученик пропустил более 15 дней занятий, режим занятий может быть изменен по инициативе Школы с целью компенсации пропущенных занятий. При этом Школой предлагается новый график занятий, а также изменяется цена услуг по Договору за счет оплаты дополнительных (в т.ч. индивидуальных) занятий с Учеником. Если Родитель не примет изменение графика занятий и порядка их оплаты, стороны рассматривают данное обстоятельство, как отказ от исполнения Договора со стороны Родителя, влекущий при отсутствии возражений со стороны Школы прекращение Договора в соответствии с положениями раздела 9 настоящего Договора. В случае, если по соглашению сторон действие Договора не прекратится, Школа не несет ответственности за не предоставленные образовательные услуги.

8.4. В случае, если сокращение времени пребывания Ученика в Школе по инициативе Родителя, привело к неполному освоению Учеником образовательной программы, действуют положения п. 8.2 настоящего Договора.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

9.1. Стороны настоящего Договора несут установленную действующим законодательством РФ ответственность за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств.

9.2. В случае нарушения сроков оплаты услуг по настоящему Договору Родитель уплачивает Школе неустойку в размере 1(одного) процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

9.3. В случае отказа Родителя уплатить нестойку Школа вправе не допускать до занятий Ребенка вплоть до ее погашения.

10. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

10.1. Школа обязана предпринять со своей стороны все возможные действия для обеспечения неразглашения ставших известными в ходе выполнения настоящего Договора ее работникам сведений, являющихся информацией конфиденциального характера по отношению к Обучающемуся, Родителю во время действия настоящего Договора.

10.2. Родитель обязан не разглашать в той либо иной форме сведения конфиденциального характера, сведения, составляющих коммерческую тайну по отношению к Школе, а также положения настоящего Договора.

11. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА

11.1. Договор прекращается по следующим основаниям:

  • по окончанию срока действия настоящего Договора;
  • при отчислении Ученика;
  • при исключении Ученика из Школы по основаниям, предусмотренным Уставом и действующим законодательством;
  • по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон при условии уведомления второй стороны не позднее, чем за один месяц;
  • по основаниям, указанным в п. 6.4 Договора;
  • по инициативе одной из сторон в случае нарушения второй стороной положений раздела 8 Договора;
  • по иным основаниям, прямо вытекающим из условий настоящего Договора, либо указанным Уставом Школы.

11.2. Стороны Договора рассматривают просрочку оплаты платежей по Договору на срок более чем 30 дней на сумму размером, эквивалентным свыше 40000 рублей, как отказ Родителя от исполнения Договора. В этом случае при отсутствии возражений со стороны Школы Договор прекращается.

11.3. Родитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в любой момент при условии предварительного уведомления Школы не позднее чем за 30 дней и отсутствия задолженностей перед Школой по настоящему Договору.

11.4. Основания для одностороннего отказа Школы от исполнения Договора.

11.5. На основании п.7 ст. 54 федерального закона «Об образовании в РФ» в случае просрочки надлежащей оплаты услуг по Договору сумм более 10 000 рублей более чем на 30 дней, Школа вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора, что влечет за собой расторжение настоящего Договора во внесудебном порядке.

11.6. Также Школа вправе односторонне отказаться от исполнения Договора, если надлежащее исполнение обязательств по Договору стало невозможным вследствие действий (бездействия) Ученика и Родителя, в т.ч.:

  • при пропуске более _____ занятий без уважительной причины,
  • при действиях со стороны Учащегося, в результате которых создается угроза для физического и психологического здоровья и благополучия остальных обучающихся Школы, педагогов и иных работников Школы,
  • при действиях со стороны Учащегося, в результате которых создаются препятствия для образовательного процесса в Школе, в т.ч. для остальных обучающихся;
  • при демонстративном общем неуважении к окружающим, владении или использовании наркотиков, огнестрельного или холодного оружия, курении или употреблении алкоголя на территории школы, шалостях с огнем, неприемлемом сексуальном поведении со стороны Учащегося, проявлении расизма и национализма, склонности к созданию агрессивных группировок, а также совершение агрессивных действий, повлекших опасность для здоровья окружающих.
  • при неоднократном нарушении Родителем положений п. 3.2.3 Договора.

11.7. Школа вправе отказаться от исполнения Договора при наличии медицинских показаний; выявления у Ученика психических отклонений, в т.ч. умственной отсталости, задержки речевого и психического развития, препятствующих получению Учеником образования в общеобразовательной школе. При этом Школа должна предварительно (в срок не позднее чем за 15 дней) уведомить Родителя о невозможности предоставления услуг по Договору на прежних условиях. При этом Стороны могут совместно пересмотреть порядок и условия оказания услуг по Договору.

11.8. Школа вправе отказаться от исполнения Договора по основаниям, изложенным в п. 6.4 Договора.

11.9. Односторонний отказ от исполнения Договора любой из сторон по основаниям, указанным в настоящем Договоре, влечет за собой его прекращение во внесудебном порядке.

11.10. Прекращение настоящего Договора по любым основаниям влечет за собой отчисление Ученика из числа обучающихся с соблюдением требований настоящего Договора Устава Школы и действующего законодательства.

11.11. Родитель и Школа имеют право расторгать либо изменять настоящий Договор вне зависимости от наличия согласия Ученика.

11.12. Если Ученик своим поведением систематически нарушает права и законные интересы других учащихся и работников Школы, расписание занятий или препятствует нормальному осуществлению образовательного процесса, Школа после двух предупреждений вправе временно приостановить исполнение настоящего Договора, прекратив доступ Ученика в Школу на срок до одной недели.

Смотрите так же:  Организация и методика проведения налоговых проверок учебное пособие

11.13. Если поведение Ученика представляет непосредственную опасность для него, других обучающихся, преподавателей, сотрудников, Школа имеет право приостановить исполнение Договора немедленно, без предварительного уведомления.

11.14. Договор может быть расторгнут Школой в одностороннем порядке в случае несогласия Родителя с системой обучения и воспитания Школой.

11.15. Договор считается расторгнутым со дня письменного уведомления Школой Родителя об отказе от исполнения Договора.

12. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_____________

13. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

13.1. Споры, которые могут возникнуть между сторонами данного Договора в процессе реализации его условий и которые не будут урегулированы путем переговоров и консультаций, подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения Школы.

14. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

14.1. Изменения и дополнения в настоящий Договор вносятся только по соглашению сторон в письменной форме.

14.2. Подписывая настоящий Договор, Родитель подтверждает, что ознакомлен с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности Ученика.

14.3. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

14.4. Место нахождения, банковские реквизиты, паспортные данные и места жительства сторон:

Школа

Название организации : Некоммерческая организация Частное учреждение средняя образовательная школа «Ретро»

Сокращенное название :

НО ЧУ СОШ «Ретро» ____________________

Банк: ПАО «МИнБанк» г. Москва ________

ИНН : 7718017807 _____________________

КПП : 771801001 ______________________

Р/сч: 40703810900180000216 ___________

К/сч: 30101810300000000600 __________

БИК: 044525600 _____________________

Юридический адрес:

107370, г. Москва, ул. 4-ая Гражданская, д.43,корп.8 __________________________

Фактический адрес :

107370, г. Москва, ул. 4-ая Гражданская, д.43,корп.8 __________________________

Тел./факс: 8-499-160 -86-25 ___________

Директор : Щербакова Татьяна ________ Алексеевна _________________________

Родитель

паспорт _____________________________________

выдан «____» _____________ г. _______________

код подразделения ___________________

проживает по адресу: _______________________

email:_______________________________________

контактный телефон:

Перечень лиц кому может быть передан Ученик

Ученический договор: тонкости оформления и применения

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2012, N 4

УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР: ТОНКОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

С введением Трудового кодекса компании на законодательном уровне получили возможность готовить персонал для собственных нужд с использованием привлеченных специалистов или своими силами. Возможность минимизировать риски потери кадров после обучения и юридически закрепить факт вложения денег в конкретного работника реализована с помощью ученического договора. В статье раскрываются особенности заключения разного вида ученических договоров, и рассматривается практика их применения.

Во времена советской экономики особой необходимости в ученическом договоре не было. Централизованное решение всех вопросов создало слаженную систему подготовки кадров для предприятий и организаций. Это была система утвержденных планов набора абитуриентов, их последующего распределения по предприятиям, обучения молодых специалистов наставниками, которая реализовывалась через соответствующие учебные заведения и учебные бригады.

С приходом новых времен государственное образование стало сильно отставать от нужд предприятий, и компании самостоятельно начали решать вопрос развития и обучения своих сотрудников. С одной стороны, предприятию были необходимы квалифицированные специалисты, с другой — возрастали риски, что сотрудники, обучившись, уволятся. Для того чтобы защитить материальные интересы работодателя, в 2001 г. в ТК РФ появилась целая глава, посвященная ученическому договору. В 2006 г. она была усовершенствована, а потому является востребованной работодателями до сих пор. Вместе с тем практика показывает, что многие коллеги неправильно применяют этот вид договора, поэтому давайте разберемся в этом инструменте подробнее.

Для начала определимся, что ученический договор оформляется с целью подготовки или переподготовки специалиста, в котором нуждается предприятие. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации у данного работодателя классифицируются в ст. 1 ТК РФ как отношения, непосредственно связанные с трудовыми, и регулируются нормами ТК РФ, других актов, содержащих нормы трудового права.

В ст. 198 ТК РФ приведено всего два вида ученических договоров, которые имеет право заключить работодатель:

— на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу;

— с работником данной организации на переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

Фактически это два разных договора, регулирующих две разновидности отношений. Так, ученический договор с лицом, ищущим работу, носит гражданско-правовой характер, а ученический договор с работником данной организации на переобучение без отрыва или с отрывом от работы выступает дополнением к трудовому договору. Анализ судебной практики показывает, что работодатели заключают как дополнительный ученический договор, так и дополнение к трудовому договору. Отметим, что независимо от формы такой документ должен содержать все необходимые условия, предусмотренные ТК РФ.

Ученический договор с лицом, ищущим работу, по своему содержанию во многом схож с ученическим договором с работником данной организации на профессиональное обучение. Его главное отличие в том, что между сторонами сделки на момент ее заключения отсутствуют трудовые отношения.

Оба названных договора заключаются с работодателем, являющимся юридическим лицом, и только на обучение, проводимое самим работодателем. Обучение с привлечением обучающих организаций, по мнению многих юристов, является предметом гражданско-правового регулирования. Поэтому следует заключать не ученический договор, а договор на обучение за счет средств работодателя.

К сведению. Логика экспертов, в частности Ю. П. Орлова, основывается на трех «китах» — историческом развитии понятия «ученический договор», определении сторон договора и отраслевой природе самого ученического договора. В первом случае ученический договор еще в советском законодательстве о труде рассматривался как основание возникновения правоотношений по профессиональной подготовке или переподготовке, осуществляемой непосредственно на производстве. Во втором случае сторонами ученического договора являются работодатель — физическое лицо — предприниматель или юридическое лицо и ученик — физическое лицо (работник или лицо, ищущее работу), на что прямо указано в ст. ст. 198 и 199 ТК РФ. И, в-третьих, что вызывает наибольшие споры специалистов, природа самого ученического договора основана на трудовых взаимоотношениях и противоречит гражданско-правовым нормам. Однако изначально, в первой редакции ТК РФ, ученический договор рассматривался как гражданско-правовой, регулируемый гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.

По мнению Санкт-Петербургской школы права, в частности С. П. Маврина, различие между ученическим договором и гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг заключается в первую очередь именно в различных целях. Целью ученического договора, которую преследует работодатель, является подготовка кадров для производства. Цель договора возмездного оказания услуг заключается в том, что исполнитель, выполняя задание заказчика, получает вознаграждение за оказанные услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). По ученическому договору работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки кадров для собственных нужд, за свой счет организует обучение и выплачивает стипендию ученику. То есть не ученик заказывает и оплачивает обучение, что было бы характерно для гражданско-правовых отношений. Результатом обучения является не оказанная услуга, а возникающие впоследствии трудовые отношения, именно поэтому специалисты определяют природу ученического договора как договор в рамках предмета трудового права.

На практике работодатели нередко заключают два договора: один — с организацией, обучающей работника, а другой — с работником, который будет обучаться в данном учреждении. Отметим также, что, несмотря на отнесение специалистами договоров между работодателем и учеником с привлечением обучающей организации к иным видам договоров, нежели ученический, в правоприменительной практике суды относят подобные виды договоров к ученическим и применяют трудовое законодательство. Вместе с тем в случае привлечения сторонней организации правильнее заключать с работником не ученический договор, а дополнительное соглашение к трудовому договору, прописав в нем все необходимые условия.

Судебная практика. У ОАО «РЖД» распространена практика заключения договоров с учебными заведениями, на базе которых акционерное общество готовит новых сотрудников и переподготавливает существующих. С работниками при этом заключаются ученические договоры, реже — договоры на обучение. Судебная практика полна примеров обращений с исками в различные суды о возмещении затрат на обучение. Как правило, суды, используя нормы трудового законодательства, решают дело в пользу ОАО «РЖД». Так, 19.01.2012 Сосногорским городским судом Республики Коми было рассмотрено дело N 2-123/2012 по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице Сосногорского отделения Северной железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги» к работнику о возмещении затрат на обучение. Согласно материалам дела между филиалом ОАО «РЖД» и ответчиком был заключен ученический договор на профессиональное обучение профессии «машинист тепловоза» на базе Котласского учебного центра в период с 23.11.2010 по 15.06.2011. Согласно ученическому договору ответчик должен был пройти обучение, сдать все экзамены и приступить к работе. Но ответчик был отчислен из учебного заведения по причине систематического нарушения Правил внутреннего распорядка центра. Рассмотрев все материалы дела, суд вынес решение, основываясь именно на нормах гл. 32 ТК РФ, в пользу истца, взыскав с ответчика все требуемые истцом затраты на обучение .

http://sosnsud. komi. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id=11600081202010927091871000112354.

Судебная практика. 30.05.2011 Ростовский областной суд вынес решение в отношении ОАО «Угольная компания «Алмазная». Он пришел к выводу, что договор, фигурирующий в деле, содержит элементы ученического договора, а значит, имеет «трудоправовую» природу. И это несмотря на заявления компании о том, что договор между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный технический университет», ОАО «Угольная компания «Алмазная» и работником является не ученическим, а гражданско-правовым, поскольку составлен в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг и нормами Приказа Минобразования России от 28.07.2003 N 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» .

Содержание ученического договора

Ученический договор должен содержать обязательные условия, отсутствие любого из которых в тексте ученического договора может быть классифицировано как административное правонарушение, попадающее под ст. 5.27 КоАП РФ. Обратите внимание на условия, которые устанавливаются ст. 199 ТК РФ:

— указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником;

— обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;

— обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;

— размер оплаты в период ученичества.

Судебная практика. В деле по иску МУЗ «Успенская центральная районная больница» к работнице по делу о возмещении затрат, связанных с ее обучением, Армавирский городской суд Краснодарского края на заседании 22.08.2011 принял решение N 2-1961/11 отказать истцу. Суд указал, что в договоре, заключенном между сторонами, отсутствуют существенные условия ученического договора, а именно информация о том, по какой специальности будет обучаться работник, период обучения, место обучения работника и размер выплачиваемой стипендии и ссылка на иные договоры, прописывающие эти обязательные условия .

http://armavir. krd. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id=23600061110211543293121000292203.

Сторонами ученического договора являются работодатель и работник данной организации. Стороны ученического договора совпадают со сторонами трудового договора. Если же мы говорим об ученическом договоре с лицом, ищущим работу, то сторонами выступают, как правило, «Предприятие» и «Обучающийся» либо «Организация» и «Ученик».

Отметим, что указание на конкретную профессию или специальность — очень важный пункт в тексте договора, так как он предполагает дальнейшую обязанность работодателя принять ученика на данную должность (по профессии); обязанности ученика, во-первых, пройти обучение по данной профессии или специальности, во-вторых, заключить трудовой договор и, в-третьих, проработать по трудовому договору на данной должности (по профессии) оговоренный и указанный ниже срок. Как правило, данный срок составляет от 12 месяцев до пяти лет.

Особое внимание стоит обратить на тот факт, что обязанность проработать в организации определенный срок в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией, предусмотренная ученическим договором, утрачивает свою силу при внутреннем постоянном переводе работника на работу, не связанную с полученной профессией, специальностью, квалификацией.

Пример 1. Сотрудник, проработав по трудовому договору шесть месяцев по профессии кладовщика, в результате перевода стал старшим кладовщиком, поэтому обязанность отработать сохраняется. А если перевод был бы оформлен на должность специалиста административно-хозяйственного отдела, то обязательство могло прекратиться, если трудовые функции у кладовщика и специалиста различны хотя бы в одном пункте.

Смотрите так же:  Экспертиза собственности белгород

Следующее условие — обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором. Она может быть выражена как в предоставлении доступа в помещения для проведения занятий, так и в обеспечении соответствующими техническими и методическими средствами, необходимыми в процессе обучения. В содержании ученического договора с лицом, обучающимся в специализированной организации, данные условия носят формальный характер, поскольку, направляя на обучение и освобождая от работы, работодатель уже обеспечил работнику возможность обучения, и любые другие причины, не позволяющие пройти обучение работнику, не зависят от работодателя.

Статьей 199 ТК РФ предусмотрены и другие, необязательные условия договора: «иные условия, определенные соглашением сторон». Эта формулировка позволяет включать в договор много нюансов обучения и учитывать все моменты, касающиеся, например, выплаты или возврата стипендии при досрочном увольнении из организации или возможности расторгнуть договор досрочно ввиду недостаточной успеваемости «ученика» и т. д.

Немаловажными являются условия договора, указанные в ст. ст. 200 — 208 гл. 32 ТК РФ, которые целесообразнее в договоре предусмотреть. Так, в ст. 200 ТК РФ законодатель отдельно выделил срок договора, определив обязательные условия, с ним связанные:

1. Ученический договор всегда будет срочным, так как обучение всегда конечно.

2. Ограничение на период ученичества не устанавливается, но срок ученичества должен быть необходимым и достаточным для «обучения данной профессии, специальности, квалификации». Связано это с тем, что договор может быть заключен, например, сроком на полгода, а может быть заключен и на девять дней для прохождения краткосрочного повышения квалификации.

Работодателям с определением срока обучения необходимо быть очень внимательными и щепетильными, поскольку при обучении сотрудника силами предприятия более 72 часов компания вынужденно попадает под действие Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании). Профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций, в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.

Согласно п. 3 ст. 21 Закона об образовании профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии. Таким образом, на предприятии может быть осуществлена лишь профессиональная подготовка, а профессиональное образование может быть получено в организации, имеющей соответствующую лицензию. Напомним, что если вы планируете привлекать обучающую организацию, то с работником лучше заключить не ученический договор, а дополнительное соглашение к трудовому договору.

Судебная практика. Определением Верховного Суда РС (Я) от 27.06.2011 по кассационной жалобе на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 дело было отправлено на доработку именно из-за того факта, что организация-ответчик, обучая истицу своими силами в течение двух месяцев, была обязана, заключив ученический договор на получение специальности «контролера-кассира», привлечь либо соответствующее учебное заведение, имеющее лицензию, либо лицо, занимающееся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью по предоставлению образовательных услуг .

3. Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока. Таким образом, срок договора должен иметь не только протяженность, но и даты начала и окончания договора.

4. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. То есть срок договора должен быть изменен пропорционально времени отсутствия ученика по вышеперечисленным причинам.

Во время действия ученического договора его изменения могут иметь место только по соглашению сторон. Таким образом, никакая сторона договора не вправе по своему усмотрению менять определенные договором условия. Как правило, при необходимости изменения каких-либо условий составляется дополнительное соглашение.

Следует также документально зафиксировать:

— форму ученичества (индивидуальная, бригадная, обучение курсовое, обучение с отрывом от производства или без отрыва от производства, что-то иное (ст. 202 ТК РФ));

— время ученичества (ст. 203 ТК РФ);

— оплату ученичества (ст. 204 ТК РФ);

— права и обязанности учеников по окончании ученичества (ст. 207 ТК РФ);

— основания прекращения ученического договора (ст. 208 ТК РФ).

Зафиксированная форма обучения особенно важна при заключении ученического договора на повышение квалификации или переобучение, так как позволяет определить характер участия ученика в рабочем процессе. Следует также иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 203 ТК РФ работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. Поэтому в договоре следует предусмотреть пункт, регламентирующий данный вопрос.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 ТК РФ время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Таким образом, для работника, не занятого на работе с вредными или опасными факторами производственного процесса, данный период не должен превышать 40 часов в неделю, а, скажем, для шахтера — 32 часов в неделю.

В ученическом договоре стоить указать, как будут распределены эти часы: по пятидневной рабочей неделе или шестидневной, по гибкому графику или посменно. Если ученик обучается работе разъездного характера, что может повлечь позднее возвращение в офис, это тоже должно быть указано в договоре, так как в период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ч. 3 ст. 203 ТК РФ).

Пример 2. Ученический договор с учеником на профессиональное обучение должности «торговый представитель» и «менеджер отдела продаж» может содержать следующий пункт: «Время ученичества в течение недели не может превышать 40 часов и устанавливается с 9.00 до 17.00 с понедельника по пятницу и с 9.00 до 14.00 в субботу. Ввиду разъездного характера работы время возвращения из служебного задания, превышающее нормальную продолжительность рабочего дня, будет рассмотрено как сверхурочное и оплачено в соответствии с трудовым законодательством».

Особо хочется остановиться на указании в договоре причин расторжения договора. Так как ученический договор является самостоятельным договором, у него есть собственные причины расторжения, не зависимые от трудового договора. По этой же причине окончание трудового договора не влечет автоматического окончания ученического договора. Вместе с тем ст. 207 ТК РФ устанавливается материальная ответственность работника только за увольнение по окончании обучения и в период обязательной отработки. Таким образом, работник, повышающий квалификацию и заключивший ученический договор с работодателем, может расторгнуть трудовой договор, но продолжить обучение, при этом он освобождается от материальной ответственности по данному договору.

В судебной практике есть случаи, когда предприятие было вынуждено оплачивать весь курс обучения работника, уволившегося с этого предприятия, но продолжавшего обучение. Суд в этом случае обращал внимание на отсутствие оговоренной возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств какой-либо из сторон, в том числе по причине увольнения работника.

Судебная практика. Суд отметил, что, приняв решение об одностороннем отказе от исполнения ученического договора с работником, ОАО «УК «Алмазная» тем самым нарушило не только сам ученический договор, но и ст. 453 ГК РФ, что повлекло наложение на него обязанности возместить убытки работника в виде оплаты обучения и расторжение ученического договора с ним. Сотрудник был освобожден от необходимости отрабатывать оговоренный в договоре срок и возмещать оплату за обучение .

Это «узкое место» в законодательстве, поэтому его надо знать и заранее внести в текст договора соответствующие формулировки. Например, указать, что в случае увольнения работника ученический договор может быть расторгнут досрочно по той же причине, что и трудовой договор. Либо возможно оговорить обязанность возврата работодателю понесенных расходов на момент досрочного расторжения ученического договора.

В тексте ученического договора целесообразно классифицировать причины расторжения на уважительные и неуважительные. Связано это с тем, что законодательство не устанавливает перечень соответствующих причин, а при расторжении договора по инициативе ученика, как правило, возникает именно вопрос о том, что считать уважительной причиной. Скажем, расторжение договора по медицинским противопоказаниям — причина уважительная, а вот переезд любимой бабушки в другой город может рассматриваться как не уважительная.

Как и трудовой договор, ученический договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах. Один экземпляр выдается на руки ученику, второй хранится в организации. Некоторые юристы для сведения рисков к минимуму рекомендуют подтверждать получение учеником его экземпляра договора подписью на экземпляре работодателя. Условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются, но сам договор продолжает действовать (ст. 206 ТК РФ).

Если говорить о судебной практике применения норм трудового законодательства об ученическом договоре, то в настоящее время она не является достаточно объемной. Однако можно выделить несколько основных категорий споров, попадающих, как правило, в поле зрения судебных инстанций.

Во-первых, дела по искам организаций к лицам, ищущим работу, с которыми был заключен ученический договор о взыскании компенсаций в связи с отказом последних от трудоустройства в организацию после окончания обучения.

Во-вторых, дела по искам предприятий к лицам, отчисленным за неуспеваемость, о возмещении убытков, понесенных организацией в виде стипендии или оплаты за обучение.

В-третьих, споры по требованиям граждан к предприятиям о понуждении к исполнению обязанности по ученическому договору либо о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением предприятием ученического договора.

Следует иметь в виду, что правильно оформленные договоры «работают» на предприятие-работодателя и сводят риски к минимуму.

Мнение. Елена Сидоренко, исполнительный директор, руководитель инвестиционно-банковского сектора компании Staffwell

Не первый год работодатели жалуются на недостаточную подготовку кадров, особенно молодых специалистов. Причин тому много: система образования не успевает за потребностями бизнеса, у компаний имеются свои корпоративные стандарты и требования, организации быстро развиваются и меняют требования к сотрудникам, экономическая ситуация постоянно меняется. Соответственно, работодателям и их сотрудникам нужно быстро реагировать на изменения, а для этого необходимы дополнительные или новые знания. Со временем практически все компании сталкиваются с необходимостью повышения качества управления: приходится ставить стратегические цели, описывать и упорядочивать бизнес-процессы, выстраивать систему управления, разрабатывать управленческие стандарты и нормативные документы. Руководство начинает понимать, что необходимо обобщать успешный опыт и аккумулировать знания в рамках своих компаний.

В кризис 2008 г. по причине сокращения затрат во многих организациях были сокращены департаменты внутреннего обучения и урезаны бюджеты на внешнее обучение. Однако, как показывает практика, выживать и тем более сохранять лидерство в быстроменяющихся условиях без стратегии, гибкой системы принятия решений, компетентного управленческого состава и опытного обученного персонала невозможно.

Специалисты по подбору персонала Staffwell отмечают стабильный спрос на профессионалов в сфере организации корпоративного обучения со стороны наших клиентов за последние два года. Мы подбирали кандидатов на такие позиции, как руководитель центра обучения, тренер, менеджер по обучению, специалист по программам обучения. В качестве заказчиков выступали и крупные банки федерального значения, и производственно-технические компании со смешанным капиталом, и небольшие сервисные компании. Все они были лидерами в своих отраслях деятельности до кризиса 2008 г., являются таковыми в настоящее время и не оставляют планов удержать лидерство в будущем. В рамках стратегической программы развития их руководство уже сейчас задумывается над вопросом обеспечения кадровым ресурсом будущих потребностей бизнеса и инвестирует в развитие персонала.