Договор установление сервитута компенсация

Обременение права собственности земельным сервитутом

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, — праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Имея в собственности какую-либо вещь, лицо по отношению к ней наделено следующими правами — владеть, пользоваться и распоряжаться. Этой трилогией и раскрывается содержание права собственности. Если говорить кратко обо всех вышеперечисленных полномочиях собственника, то владение можно определить как фактическое обладание вещью, пользование — дает право извлекать от вещи ее полезные свойства, а распоряжением собственнику дозволено определять дальнейшую судьбу вещи, причем он может это делать по своему усмотрению, любым путем (уничтожение, дарение, мена, продажа и т. д.). Несмотря на, казалось бы, абсолютный характер прав собственника по отношении к вещи, Гражданским кодексом установлены и ограничения — осуществляя свои права, собственник не должен наносить ущерба окружающей среде и не должен нарушать права и законные интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). Но это общие ограничения, относящиеся к любому собственнику и к любому предмету, находящемуся в собственности. В свою очередь Земельным и Гражданским кодексами также установлены ограничения конкретного характера, как для самого собственника, так и для третьих лиц. В частности, одним из ограничений права собственности на земельный участок является сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Причем согласно статье 2 Земельного кодекса нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов — частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд — обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности — собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом — ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок

На земельном участке располагается административное здание. Земельный участок ровно по границам фундамента здания. Вокруг здания так же есть земельный участок, принадлежащий иностранному юридическому лицу.

Вопрос — на сколько реально обязать собственника второго участка, в случае ограничения доступа к зданию, установить сервитут на земельный участок. И в какой суд придется обращаться?

Ответы юристов (19)

А Вы как юр.лицо (ИП) будете устанавливать сервитут?

Обращаться в Арбитражный суд по месту нахождения земельного участка.

Сервитут установить вполне реально.

Если как физ.лицо, то обращаться в суд общей юрисдикции.

Есть вопрос к юристу?

В России компетенция судов по делам с участием иностранных лиц определена нормами ст. 402 ГПК РФ.

Согласно статьи 30 ГПК РФ Исключительная подсудность

1. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в судпо месту нахождения этих объектов или арестованного имущества

Право применяется Российское, то есть Гражданский и земельные кодексы РФ

Статья 1205. Гражданского кодекса РФ. Право, подлежащее применению к вещным правам
Право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится.

С уважением, С.Сергеев

Согласно ст.274 ГК РФ 1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком(сервитута).Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. 3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. 4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. 5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Смотрите так же:  Договор перевозки железнодорожным транспортом шпаргалка

Согласно ст.23 ЗК РФ 1.Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. 2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. 3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) утратил силу с 31 декабря 2013 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ. 4. Сервитут может быть срочным или постоянным. 4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель. 5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. 6.Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. 8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

То есть, вы вправе обратиться в суд по месту нахождения земельного участка с заявлением об установлении сервитута на земельный участок, принадлежащий юр лиц. Это вполне реально. Однако, имейте ввиду, что собственник земельного учатка вправе потребовать плату за сервитут.

Дополню, что если Вы собственник — физическое лицо, то рассматривает районный суд по месту нахождения имущества, в порядке, указанном выше, по экономическим спорам между субъектами предпринимательской деятельности, рассматривает Арбитражный суд субъекта, где находится недвижимое имущество.

Пункт 5. ст. 27 Арбитражно-процессуального кодекса.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 38. АПК РФ. Исключительная подсудность
1. Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

Важно доказать, что без установления сервитута, не возможно использование Вашего имущества.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации,а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Суд, как правило устанавливает плату, либо разовую, либо периодическими платежами.

Вам необходимо обратиться в Арбитраж по месту нахождения участка.

Сервитут это право пользования в вашем случае конкретной площадью другого земельного участка для прохода на вашу территорию, соответственно если вы нуждаетесь в этом, в соответствии с законодательством РФ как было указано выше вы вправе обратиться в суд и соответственно установить право пользования определенной частью чужого земельного участка.

К примеру, нельзя никак пройти на участок, только через участок соседа, соответственно устанавливается сервитут и гражданин пользуется положенным ему правом.

Плата соответственно за это взымается.

С уважением, Олег

Вопрос — на сколько реально обязать собственника второго участка, в случае ограничения доступа к зданию, установить сервитут.

Да, реально. Для этого институт сервитута в принципе и создан.

С уважением, Олег

28 февраля 2012 года было опубликовано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №11248/11 по делу №А45-12892/2010 («Постановление»). Это Постановление принято по конкретному делу, однако содержит в себе ряд правовых позиций, трактующих положения действующего законодательства о сервитутах, сформулированных Президиумом ВАС РФ абстрактно, то есть без привязки к обстоятельствам дела и ориентированных на универсальное применение судами.

Как представляется, одним из наиболее важных моментов, по которым высказался Президиум в Постановлении, является подтверждение права судов самостоятельно определять условия сервитута при разрешении споров, возникающих из применения статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут представляет собой право ограниченного пользования земельным участком, которое может быть предоставлено собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и собственником другого земельного участка собственнику недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости). Ряд общих требований, применимых к сервитутам, также установлен в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установление судом условий сервитута
Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса спор собственников соседних участков, при недостижении соглашения между ними о сервитуте либо его условиях, может быть разрешен судом. При этом Постановление разъясняет, что арбитражные суды наделены возможностью самостоятельно определить условия предоставления истцу права ограниченного пользования чужим земельным участком.
В Гражданском кодексе не приводится какого-либо перечня существенных условий договора об установлении сервитута, однако некоторые отдельные положения законодательства указывают на круг вопросов, которые должны быть урегулированы соглашением об установлении сервитута:

  • указание цели, для которой устанавливается сервитут, например – обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ, п.3 ст.23 ЗК РФ);
  • условие о компенсации собственнику недвижимого имущества, в отношении которого установлен сервитут (п.5 ст.274 ГКРФ, п.6 ст.23 ЗК РФ);
  • срок, на который устанавливается сервитут (п.4 ст.23 ЗК РФ).

Кроме того, имеющаяся практика правоприменения позволяет выделить некоторые дополнительные условия, которые суд определяет при установлении сервитута. В частности:

  • идентификация предмета сервитута (особенно в случае, когда сервитутом обременяется не весь объект недвижимости, а только его часть), с надлежащим подробным описанием и определением его границ (Определение ВАС РФ от 27.05.2011 № ВАС-6083/11);
  • лица, которым предоставлено право пользоваться сервитутом (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 августа 2011 №А63-2643/2009).

Исходя из положений пункта 5 статьи 23 Земельного кодекса РФ, условия сервитута должны быть наименее обременительными для ответчика, поэтому при их определении суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

Следует отметить, что суд, принимающий решение об установлении сервитута, не связан доводами сторон спора, касающимися порядка использования участка, и может самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка.

Также, согласно Постановлению, при необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области кадастровой деятельности, организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может назначить проведение экспертизы.
Установление судом платы за сервитут
В соответствии с пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В Постановлении делается вывод, что, в тех случаях, когда в деле имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, судам необходимо в соответствии с приведенными положениями определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка. При этом плата за сервитут должна быть соразмерна материальной выгоде, которую могло бы получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом. На размер платы за сервитут влияют также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут. В состав платы за право прохода и проезда в зависимости от обстоятельств предлагается также включать расходы собственника обремененного участка на создание условий для реализации истцом своего права ограниченного пользования имуществом, в том числе затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.

Смотрите так же:  Как оформить нежилое строение в собственность

В этой связи следует отметить, что до издания Постановления суды при определении размера платы за пользование сервитутом руководствовались Временными Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года (Рекомендации)1. В соответствии с абзацем 6 пункта 1.2 Рекомендаций соразмерной платой признается величина, которая равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

О некоторых ньюансах сервитут, а также о нем в целом.

1Определение ВАС РФ от 25 декабря 2009 №ВАС-16604/09 по делу №А53-7502/2008-С2-42, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 января 2011 по делу №А53-7502/2008-С2-42, ФАС Московского округа от 26 декабря 2011 по делу №А41-17874/09, Обзор судебной практики Челябинского областного суда от 23 ноября 2011

Уточнение клиента

Олег, добрый вечер!

Уточню — возможно ли рассмотрение спора в третейском суде? Если соглашением будет установлена определенная плата может ли она, в дальнейшем, в случае смены собственника здания, быть оспорена? И последнее — если после установления сервитута собственник земельного участка будет препятствовать его использованию возможно ли предпринять какие-то меры? Поставит забор, например, или перекопает участок так, что доступ к зданию будет проблематичен?

22 Августа 2014, 23:40

В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ существует два вида сервитутов: частный и публичный. В Вашем случае частный.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом требующим установления сервитута и собственником соседнего участка (образец соглашения о сервитуте во вложении). если не удастся достигнуть соглашения, то только тогда обращайтесь в суд. А так подписав соглашение, регистрируйте его в общем порядке.(в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу)

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Статья 274 Гражданского кодекса РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Комментарий к СТ 23 ЗК РФ

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Комментарий к статье 23 ЗК РФ:

1. Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Сервитут является вещным правом и одним из видов ограничений (обременений), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость»).

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные. Основы регулирования частных сервитутов содержатся в гражданском законодательстве, публичных сервитутов — в земельном законодательстве. Публичные и частные сервитуты различаются между собой по порядку и основаниям установления, по кругу лиц, в интересах которых устанавливается сервитут, а также по содержанию сервитутных отношений (см. также комментарий к п. 2 настоящей статьи).

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, когда такое соглашение не было достигнуто. При обращении в суд с требованием об установлении сервитута необходимо доказать:

— невозможность пользования принадлежащим истцу имуществом без установления сервитута либо наличие иных нужд собственника недвижимого имущества (в частности, потребность в нормальной эксплуатации объекта недвижимости), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2005 N А17-382/14-2004; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2007 по делу N А33-2625/07; Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2008 N КГ-А41/14866-07);

— факт того, что истцом принимались меры к достижению соглашения об установлении сервитута (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2005 N А64-2042/04-12; Постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2006 N Ф09-5008/06-С3).

Объем осуществления полномочий обладателя сервитута может быть определен соглашением сторон либо решением суда об установлении сервитута. Для исключения дальнейших споров в резолютивной части решения суда об установлении сервитута рекомендуется указывать цель установления сервитута (для прохода к индивидуальному жилому дому, для обеспечения ремонта теплосетей и т.п.), полномочия лица, в пользу которого установлен сервитут (право прохода, проезда, проведения ремонтных работ и т.п.), и пределы либо объем их осуществления (право пешего прохода в определенные дни, право проезда на автотранспорте установленной массой и пр.).

Соглашение об установлении сервитута заключается между собственником земельного участка (сервитутообладателем) и лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием). К числу последних относятся собственники недвижимого имущества, пожизненные наследуемые владельцы или постоянные пользователи земельных участков (ст. 274 ГК РФ). С 31 декабря 2008 г. перечень этих лиц стал открытым. В соответствии со ст. 274 Федеральными законами могут быть предусмотрены и иные лица, имеющие право требовать установления сервитута. Например, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», которой выделены земельные участки в аренду, предоставлено право заключать соглашения об установлении сервитутов с организациями, осуществляющими установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладку и переустройство инженерных коммуникаций, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и (или) эксплуатацию объектов дорожного сервиса, подъездов к автомобильным дорогам Государственной компании, съездов с автомобильных дорог Государственной компании и примыканий объектов дорожного сервиса. Особый субъектный состав предусмотрен и при установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов (см. ст. 15.2 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071).

Договор об установлении сервитута может иметь самостоятельный характер (например, договор об установлении права прохода через участок), или соглашение о возникновении сервитута может входить в качестве составной части в иной договор (например, договор об аренде административного здания включает условие о размере, границах земельного участка, предоставляемого на праве ограниченного пользования для прохода к зданию).

Сервитут характеризуется наличием служебного, зависимого земельного участка и господствующего земельного участка, принадлежащих разным собственникам. Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (в частности, имеющий общую границу), а в отдельных случаях — и на другой участок, имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимости (земельного участка или другой недвижимости).

Сервитуту как вещному праву присуще право следования. Переход прав на земельный участок, который обременен сервитутом, не влечет за собой прекращения этого сервитута, он сохраняется. Сервитут неотделим от земельного участка, который он обременяет. Сервитут может перейти к другому лицу только путем передачи недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут был установлен. Такое положение объясняется природой сервитута, который устанавливается не в интересах конкретного лица, а в пользу конкретного земельного участка или иного объекта недвижимости.

2. Впервые в современном законодательстве сервитут был предусмотрен Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478). Этим нормативным актом устанавливались случаи возникновения публичных сервитутов в отношении застроенных и продаваемых при приватизации земельных участков.

Комментируемая норма определяет цели, для которых может быть установлен публичный сервитут: обеспечение интересов России или субъектов РФ, местного самоуправления или местного населения. Основанием установления сервитута является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Пунктом 2 комментируемой статьи не предусматривается такое основание установления сервитута, как решение суда. Как справедливо было указано по одному из дел, публичный сервитут не может быть установлен в судебном порядке, так как он в силу прямого указания специальных норм ЗК возникает на основании закона или иного нормативного правового акта (см. Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2002 по делу N КГ-А40/4955-02).

Для реализации принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (подп. 4 п. 1 статьи 1 ЗК), и обеспечения принятия уполномоченными органами законного и обоснованного решения установление публичного сервитута допускается только после проведения общественных слушаний. Порядок проведения таких слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для выявления мнения общественности, во всяком случае, требуются информирование через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута и указание на способы, которыми может быть выражено мнение заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу.

Смотрите так же:  Транспортный налог тульская область 2019 калькулятор

Результаты общественных слушаний не являются обязательными для органа, принимающего решение об установлении сервитута, а лишь служат ориентиром в принятии соответствующего решения. В то же время представляется неправильной позиция некоторых судов, которые считают, что «непроведение общественных слушаний не может служить основанием для признания нормативного акта не соответствующим закону, поскольку указанная норма права предусматривает согласительный характер таких слушаний и предписывает лишь учитывать их результаты, а не устанавливать публичный сервитут по результатам общественных слушаний» (Постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2004 N Ф09-3898/04-ГК). Законодатель не ставит в зависимость от волеизъявления органа власти или органа местного самоуправления проведение общественных слушаний, а закрепляет, что их проведение является обязательным условием принятия нормативного правового акта об установлении сервитута. Поэтому невыполнение данного условия свидетельствует о принятии нормативного правового акта с нарушением процедуры, установленной в ЗК. В силу ч. 2 ст. 195 АПК, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт о публичном сервитуте, принятый без проведения общественных слушаний, должен быть признан не соответствующим другому нормативному правовому акту — большей юридической силы — и недействующим.

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится перечень видов сервитутов. В зависимости от конкретных потребностей, для удовлетворения которых устанавливается сервитут, законодатель включает нормы о возможности установления публичных законов и в иные нормативные правовые акты (например, п. 6 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного имущества»).

4. Норма п. 4 комментируемой статьи распространяется как на частные, так и на публичные сервитуты. В тех случаях, когда соглашением сторон, судебным решением либо нормативным правовым актом не установлен срок сервитута, он будет считаться постоянным (в контексте п. 4 ст. 56 Земельного кодекса РФ более правильным является использование такого термина, как бессрочный сервитут). Если в указанных актах, соглашении срок сервитута установлен (срочный сервитут), его истечение влечет за собой прекращение права ограниченного пользования земельным участком.

Поскольку сервитут устанавливается только для обеспечения тех нужд собственника, которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута, то независимо от срока, на который он установлен, отпадение этих нужд служит основанием для предъявления собственником обремененного земельного участка требования о прекращении сервитута. Также сервитут может быть прекращен, если возникают другие возможности для удовлетворения нужд собственника помимо установления сервитута. В таком случае сервитут также может быть прекращен в принудительном порядке на основании решения суда.

Отмена нормативного правового акта, которым установлен публичный сервитут, не связана законодателем с необходимостью соблюдения каких-либо формальных требований, например с проведением общественных слушаний. Поэтому для прекращения сервитутных отношений достаточно принятия нормативного правового акта, аналогичного по юридической силе тому, который послужил основанием для установления публичного сервитута.

5. В п. 4.1 назван один из случаев, когда возможно возникновение срочного сервитута. Ограничение в данном случае срока сервитута сроком резервирования земель объясняется необходимостью соблюдения публичных интересов, которые послужили основанием для резервирования (размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий и др.). Реализация таких интересов, например застройка земельного участка объектами водоснабжения муниципального значения, не должна быть поставлена в зависимость от существования ограниченного права на данный земельный участок в виде публичного сервитута.

6. Установление публичного или частного сервитута не лишает собственника, землевладельца, землепользователя принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению участком. Собственник земельного участка вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие участки земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 260 ГК РФ). В то же время не исключается, что в результате установления сервитута ценность земельного участка уменьшится, у правообладателя могут возникнуть определенные неудобства в использовании своего земельного участка и трудности в реализации обремененного земельного участка. Для компенсации таких стеснений и убытков законодатель устанавливает общее правило о платности частного сервитута. При установлении публичного сервитута такая компенсация несвойственна (см. п. п. 6, 7 настоящей статьи).

Невозможность использования земельного участка по назначению в результате установления частного сервитута предоставляет собственнику этого участка право требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Сохранение возможности использования земельного участка по иному целевому назначению, разрешенному использованию, чем те, которые указаны в правоустанавливающих документах, также не лишает собственника права требовать прекращения установленного частного сервитута. Публичный сервитут не может быть прекращен по указанному основанию (см. п. 7 комментируемой статьи).

7. В п. 6 комментируемой статьи предусмотрено общее правило о возмездности частного сервитута. Плательщиками являются лица, в интересах которых установлен сервитут.

Понятия соразмерности платы за частный сервитут в законодательстве не содержится. Будет ли установленная плата за частный сервитут соразмерна тем последствиям, которые влечет за собой этот сервитут, должны устанавливать сами стороны при заключении соглашения либо определяет суд с учетом всех обстоятельств дела, если стороны не придут к соглашению о размере платы за сервитут. При определении соразмерной платы за сервитут возможно использование Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденных Росземкадастром 17 марта 2004 г..

Выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда платеж выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременная или периодическая) может быть установлен соглашением о сервитуте или решением суда. Разовый платеж не отвечает интересам собственника обремененного сервитутом земельного участка, поскольку не всегда на момент установления сервитута можно оценить все убытки, которые могут быть причинены ему в результате установления сервитута, кроме того, при смене собственника новый собственник будет терпеть ограничения прав в использовании земельного участка без получения платы.

Размер соразмерной платы за сервитут может изменяться в течение всего срока действия сервитута в случаях и в порядке, которые установлены ГК и ЗК (например, размер соразмерной платы за сервитут может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соглашения о сервитуте; в случае увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом; в случае увеличения или уменьшения сферы действия сервитута).

При этом размер соразмерной платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте в части размера соразмерной платы за сервитут. Размер соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменен принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым сервитут был установлен, в части размера соразмерной платы за сервитут. Также размер соразмерной платы за частный и публичный сервитуты может быть изменен решением суда, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте или в нормативный правовой акт, которым сервитут установлен, по основаниям, установленным ГК и ЗК.

8. Действие п. 7 комментируемой статьи распространяется только на публичные сервитуты. Если же частный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с его назначением, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута (см. п. 2 ст. 276 ГК РФ).

По общему правилу публичный сервитут имеет безвозмездный характер. Собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, соразмерную плату только при наличии условия, предусмотренного в настоящем пункте. Плательщиками платы за сервитут выступают органы власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Во Временных методических рекомендациях по оценке соразмерной платы за сервитут соразмерная плата за сервитут определена как плата, выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен. Величина этой платы равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Данные методические рекомендации могут использоваться для расчета размера соразмерной платы при установлении сервитута (подробнее об уплате соразмерной платы за сервитут см. комментарий к п. 6 настоящей статьи).

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

9. При применении п. 8 комментируемой статьи необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший такой акт (см. комментарий к ст. 249 ГПК РФ, ст. 189 АПК РФ).

10. Как и иные ограничения, сервитут подлежит государственной регистрации и возникает с момента государственной регистрации. Государственная регистрация сервитутов производится на основании заявления собственника земельного участка или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Государственная регистрация сервитута на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.