Федеральный закон 327-фз о меценатской деятельности

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности»

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ
«О меценатской деятельности»

Принят Государственной Думой 24 октября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 29 октября 2014 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
4 ноября 2014 года
N 327-ФЗ

Установлены правовые основы регулирования меценатской деятельности.

Речь идет о деятельности по безвозмездной передаче имущества, в т. ч. денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Меценатами могут быть как физические, так и юридические лица, получателями — НКО культуры, образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства.

Меценатская деятельность осуществляется на основании договора. Им определяются цели, направления, форма и содержание такой деятельности.

Госгарантиями стимулирования меценатской деятельности являются меры экономической поддержки меценатов и получателей, установление и присуждение меценатам наград и почетных званий.

Меценатская поддержка не является основанием для сокращения бюджетного финансирования получателей.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Федеральный закон от 04.11.2014 N 327-ФЗ О меценатской деятельности

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 ноября 2014 года №327-ФЗ

О меценатской деятельности

Принят Государственной Думой 24 октября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 29 октября 2014 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере меценатской деятельности.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) права и обязанности меценатов, права и обязанности получателей меценатской поддержки;

2) права органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности;

3) государственные гарантии стимулирования меценатской деятельности.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере меценатской деятельности

Правовое регулирование отношений в сфере меценатской деятельности осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Статья 3. Цель и задачи меценатской деятельности

1. Целью меценатской деятельности является поддержка сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

2. Задачами меценатской деятельности являются:

1) содействие формированию условий для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства;

2) реализация приоритетных программ сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства и проектов таких программ;

3) поддержка государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих организаций культуры и образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области культуры и искусства.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) меценатская деятельность — деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Правовое регулирование меценатской деятельности в Российской Федерации

К.и.н. Пронин А.А., Трошкова Е.В.

Екатеринбургская академия современного искусства, Россия

в Российской Федерации

В контексте российской истории и общественно-правового строя страны меценатство является весьма неоднозначным явлением. Связано это, в первую очередь, со следующим парадоксом: несмотря на успешное существование механизмов меценатства в России на протяжении веков (достаточно вспомнить П.М.Третьякова, превратившего в XIX веке частную коллекцию в самую известную галерею Москвы), первый закон, определяющий и регулирующий эти механизмы, появился совсем недавно – 4 ноября 2014 г. [1].

Меценатство как механизм инвестиций в культуру, покровительства людей и заведений искусства уходит корнями еще во времена Римской империи. Дословно термин «меценат» переводится как «богатый покровитель наук и искусств». Гай Цильний Меценат был древнеримским политическим деятелем, одним из сподвижников императора Августа, который оказывал материальную поддержку кружку поэтов [2].

В России меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие только с XVIII в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительской деятельности [3]. Для большинства меценатов XVIII–XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Исследователь московского купечества П.А.Бурышкин считал, что «именно вкупеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, иколлекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела» [4].

В результате социокультурных трансформаций начала XX в., связанных со сменой общественно-политического вектора развития страны, традиции меценатства начали возрождаться лишь почти век спустя, в 1990-е гг., параллельно с ростом рыночного капитала. В этот период появляется тенденция спонсирования культурной деятельности – как частными благотворительными фондами, так и крупными коммерческими структурами, такими как ОАО «Газпром», КБ «Альфа Банк», НК «ЮКОС» и другими [5]. Соответственно, появляется необходимость правового регулирования негосударственной поддержки сферы культуры.

Первый законопроект о меценатах и меценатстве был разработан в России в 1997 г. [6]. Его целью было создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу культуры и искусства и установление правовых механизмов, стимулирующих частные денежные вклады в национальное культурное достояние, а также регулирование правоотношений сторон в интересах общественного благосостояния.

В 2008 г. Министерство культуры РФ подготовило концепцию проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым предлагалось внести изменения в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [7] и Налоговый кодекс РФ [8]. Основными задачами законопроекта стали установление основ правового регулирования, определение форм поддержки и стимулирование применения меценатской деятельности. В документе были прописаны пути формирования условий для сохранения и развития сфер культуры, образования и науки, реализации приоритетных проектов и поддержки профессиональной деятельности наиболее одаренных представителей названных сфер, а также возможности использования и привлечения негосударственных средств для этого [9]. Однако эта попытка потерпела неудачу.

Смотрите так же:  Приказ на ознакомление с должностной инструкцией

В 2013 г. была предпринята еще одна попытка законодательной инициативы в виде проекта Закона «О меценатской деятельности» [10] с актуализацией предыдущей инициативы к новым общественно-правовым реалиям. На этот раз проект оказался успешным: соответствующий Закон был принят Федеральным Собранием РФ и подписан Президентом РФ 4 ноября 2014 г. [1].

Федеральный закон от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности» усилил нормативную базу уже существовавших негосударственных форм поддержки культуры, образования и науки, в составе которой: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 №3612-1 [11]; Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях» [7]; Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [12]; Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть вторая) [8].

Несмотря на существование в языке, ни один из ранее действовавших нормативных правовых актов не содержал ни самих терминов «меценат» и «меценатская деятельность», ни тем более их определений. Однако специалистам была очевидна необходимость их появления в правовом поле и закрепления законодательных основ деятельности: «Для устранения институциональных препятствий на пути привлечения негосударственных структур к участию в финансировании деятельности социально-культурных учреждений, следует ввести в действие Закон о меценатстве, найти гибкий подход к нормам законодательства, запрещающим приватизацию государственных и муниципальных социокультурных. Следует создавать более широкие возможности для правового обеспечения новых форм взаимодействия трех секторов общества в процессе организации социальнокультурной деятельности – государства, некоммерческого (негосударственного) и коммерческого секторов» [13].

Закон «О меценатской деятельности» еще на стадии проекта подвергался критике. Некоторые примеры скептичных и негативных отзывов приводит кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора cтратегий социокультурной политики Российского института культурологии В.В.Замай в статье «Меценатство: проблемы правового регулирования особого вида благотворительной деятельности», опубликованной в электронном периодическом научном издании «Культурологический журнал» [5]. По мнению В.В.Замай и других авторов, законопроект о меценатстве «не обеспечит в должной степени поддержку культуры и образования. … Следует сохранить за получателями поддержки право самостоятельно распоряжаться средствами. В то же время и меценат должен быть уверен, что его средства будут направлены на те цели, на которые они были пожертвованы» [5].

Однако Федеральный закон «О меценатской деятельности», состоящий из 10 статей, все же был принят и вступил в силу. Документ определяет понятие меценатской деятельности, ее цель и задачи.

В соответствии с Законом меценатская деятельность – деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства [1].

Меценат – физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее свое имущество, в том числе денежные средства, или права владения, пользования, распоряжения своим имуществом и (или) безвозмездно выполняющее работы и оказывающее услуги в сфере культуры и образования в области культуры и искусства для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства в формах, определенных законодательством Российской Федерации [1].

Меценатская поддержка – имущество, в том числе денежные средства, или права владения, пользования, распоряжения имуществом, безвозмездно переданные меценатом получателю меценатской поддержки, и (или) работы и услуги в сфере культуры и образования, соответственно безвозмездно выполненные и оказанные меценатом [1].

Получатели меценатской поддержки – государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства [1].

Благодаря этим определениям появилась возможность понять специфические особенности меценатства и его отличия от, например, благотворительной деятельности, которая, в сущности, представляет собой очень близкое меценатству явление. Так, если взглянуть на сформулированное в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [7] определение благотворительной деятельности и сравнить его с представленным выше определением меценатства, становится понятным, что границы меценатской деятельности четко прописаны, в то время как благотворительность ограничений не имеет.

Этой зафиксированной законодателем областью становится сфера культуры, а также образование в области культуры и искусства. Поэтому логична цель меценатства, закрепленная в статье 3 Закона «О меценатской деятельности»: поддержка сохранения культурных ценностей и развития данных видов деятельности. То есть, другими словами, ресурсы, предоставляемые меценатом, – это инструмент в руках учреждений культуры, который должен способствовать их развитию, а не являться самоцелью.

Для достижения этой цели перед меценатской деятельностью законодатель ставит ряд задач. Среди них: содействие формированию условий для сохранения культурных ценностей, реализация приоритетных программ для этого и поддержка некоммерческих организаций, реализующих такие программы.

Из важных моментов Закона также можно выделить пункт 4 статьи 5 «Целевой характер меценатской деятельности»: «Получатель меценатской поддержки вправе использовать полученную меценатскую поддержку только на сохранение культурных ценностей и (или) развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства». Из этого следует, что все финансовые и прочие ресурсы, полученные учреждением культуры, должны идти только на указанные цели.

Важно также отметить, что в качестве мотивирующих меценатскую деятельность механизмов законодатель называет исключительно моральные. Это награды, почетные звания, памятные надписи, положительное отношение общества.

Закон встретил неоднозначную реакцию российского общества. С одной стороны, положителен уже сам факт того, что подобный закон появился, с другой – по мнению многих экспертов – документ требует доработки. Ниже приведены некоторые примеры критики и похвалы в адрес закона.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике З.Драгункина считает, что Закон нуждается в доработке. Она заметила, что документ направлен на моральное стимулирование меценатской деятельности, а возможные финансовые льготы для меценатов повлекут за собой изменения в налоговое законодательство: «Всвязи с этим рабочей группой комитета СФ будут подготовлены необходимые изменения в Закон о благотворительной деятельности». Также она отметила, что в настоящее время на рассмотрении Госдумы также находятся еще два документа, сопутствующих базовому закону [14].

Точку зрения З.Драгункиной разделяет директор Государственной Третьяковской галереи И.Лебедева: «Мы ждем продолжения, которое определяло бы налоговые льготы для меценатов. Если речь будет идти не только о любви к искусству, но и о вполне интересной с точки зрения налогообложения ситуации, то друзей у учреждений культуры станет больше» [15].

Более острой критике Закон подвергся со стороны главы правления Фонда поддержки и развития образования, творчества, культуры Е.Баяхчан: «По факту в Закон вошли лишь небольшие фрагменты возможных видов деятельности. А исследовательские, научные, концертные, выставочные, архивные, музейные и остальные виды деятельности, которые больше всего нуждаются в безвозмездной поддержке, не вошли» [16]. По ее мнению, Закон существенно сузил изначально заложенное в него целеполагание, и в него необходимо включить все виды социальной поддержки: как коммерческие, так и некоммерческие [16].

Помимо критики, Закон о меценатской деятельности, естественно, встретил и положительные отзывы. Анализируя этот документ, заведующий кафедрой истории и теории государства и права РГГУ Е.Рязанов заметил: «Реакция не может не быть положительной. Закон напрямую вытекает из статуса России как социального государства, объявленного нашей Конституцией. Положительным можно определить и фактически воплощенную идею социального партнерства» [15].

Таким образом, подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что Федеральный закон от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности», несмотря на ряд спорных моментов касательно содержания отдельных статей, является большим шагом к возрождению и развитию меценатских традиций вРоссии. Вместе с тем, указанный Закон требует доработки, направленной, впервую очередь, на финансовое поощрение меценатов для стимулирования их деятельности.

Смотрите так же:  Приказ о семейном обучении в школе

1. О меценатской деятельности: Федер. закон от 04.11.2014 № 327-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2014. – №45. – Ст. 6137.

2. Спонсор – меценат. – URL: http://lexicon555.com/june08/etymology.htm (дата обращения: 17.05.2015).

3. Жуковская Д. Меценатство и благотворительность в России в конце XIX – начале XX века. – URL: http://www.historicus.ru/mecenatstvo_i_blagorvoritelnost/ (дата обращения: 17.05.2015).

4. Меценатство. В чем его отличие от благотворительности и спонсорства. – URL: http://rkpm.ru/pravoslavnoe-metsenatstvo/metsenatstvo-v-chem-ego-otlichie-ot-blagotvoritelnosti-i-sponsorstva-istoriya-metsenatstva (дата обращения: 17.05.2015).

5. Замай В.В. Меценатство: проблемы правового регулирования особого вида благотворительной деятельности // Культурологический журнал. – 2013. №1. – URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/196.html&j_id=13 (дата обращения: 17.05.2015).

6. О меценатах и меценатстве: проект Федер. закона №97803567-2. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=28738 (дата обращения: 17.05.2015).

7. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федер. закон от 11.08.1995 №135-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1995. – №33. – Ст. 3340.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2000. – №32. – Ст. 3340.

9. Карякин В.В. Меценатство в России / В.В.Карякин, В.И.Карасев, Г.П.Самохина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006. – №3. – С.14–19.

10. О меценатской деятельности: проект Федер. закона №164510-6. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=124471 (дата обращения: 17.05.2015).

11. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: [утв. Верх. Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1] // Рос. газ. – 1992. – 17 нояб.

12. О науке и государственной научно-технической политике: Федер. закон от 23.08.1996 №127-ФЗ // Рос. газ. – 1996. – 3 сент.

13. Михеева Н.А. Управление социально-культурной сферой в период общественного переустройства России (конец XX – начало XXI вв.): дис. … д‑ра социол. наук: 22.00.08. – СПб., 2008. – 387 с.

Издан закон о меценатской деятельности

В действительности документ это заменитель качеств заявителя. Чиновник бессознательно формирует эмоции о заявителе, который напечатал свои причины, просматривая обращение и его смысл. Это случается критично существеннымв ситуациях, если ответ зависит от эмоционального убеждения. Получить полезный образец у специалиста стоит существенных средств. Причина — это имеет очень большое значение.

Новый Федеральный закон определяет меценатскую деятельность, как любую деятельность, связанную с безвозмездной передачей денежных средств, имущества, прав пользования, владения или распоряжения, а также безвозмездное оказание услуг и выполнение работ в сфере искусства и культуры. Также определен круг возможных получателей меценатской поддержки: безвозмездная помощь может оказываться образовательным организациям, государственным, негосударственным, муниципальным и некоммерческим организациям культуры. Дополнительно в Законе прописаны права и обязанности самих меценатов, а также получателей меценатской помощи.

Госдума одобрила базовый проект закона «О меценатской деятельности»

Госдума приняла во втором и третьем чтениях базовый проект закона «О меценатской деятельности», дающий ей определение и закрепляющий правовой статус благотворителей. Один из авторов документа, член комитета по культуре Мария Максакова, надеется что инициатива «оживит провинциальные музеи и театры, библиотеки и школы искусств, и поможет развитию тысяч одаренных детей». По ее словам, закон создает основу для государственно-частного партнерства по совместному финансированию культуры, искусства и образования. Об этом передает ДВ-РОСС.

«Все российское гражданское общество нуждается в этом законе, чтобы быть уверенным, что меценатская деятельность находится в правовом поле, и вложенные меценатами средства не пойдут в чей-то частный карман, а будут использованы на благо отечеству», — сказала она.

Депутат также напомнила, что в России меценатство имеет давнюю традицию, например, именно благодаря меценатской деятельности Румянцева, собравшего огромную коллекцию книг, существует ныне Российская государственная библиотека.

Согласно тексту документа, меценатской деятельностью признается безвозмездная передача юридическими и физическими лицами имущества, денежных средств в сфере культуры, образования и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие культуры. Сюда же подпадает, например, выполнение реставрационных работ и оказание различных услуг учреждениям культуры.

Получателями меценатской помощи могут быть только государственные, муниципальные и негосударственные некоммерческие организации культуры, а также образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства. Это, в частности, музеи, библиотеки, театры и вузы. При этом подчеркивается, что органы госвласти и МСУ не имеют права претендовать на помощь благотворителей, а сама меценатская поддержка может быть использована «только на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры, образования, искусства».

Кроме того, согласно тексту законопроекта, власти вправе оказывать экономическую поддержку меценатам, присуждать им награды и почетные звания. Также на зданиях и сооружениях, принадлежащих получателям меценатской поддержки, возможно размещение информационных надписей с именами благотворителей.

При этом чиновникам запрещается препятствовать меценату осуществлять меценатскую деятельность, влиять на его решения в определении получателя поддержки. Также подчеркивается, что меценатская помощь не является основанием для сокращения бюджетного финансирования получивших её госучреждений.

В настоящее время на рассмотрении Госдумы также находятся два документа, сопутствующих базовому проекту закона. Один из них устанавливает налоговые льготы для меценатов, второй упрощает предоставление благотворителям-иностранцам гражданства РФ. В комитете по культуре надеются, что до конца нынешнего года — Года культуры — эти поправки будут приняты, сообщает ТАСС .

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности»

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) права и обязанности меценатов, права и обязанности получателей меценатской поддержки;

2) права органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности;

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере меценатской деятельности

Правовое регулирование отношений в сфере меценатской деятельности осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

1. Целью меценатской деятельности является поддержка сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

2. Задачами меценатской деятельности являются:

1) содействие формированию условий для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства;

3) поддержка государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих организаций культуры и образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области культуры и искусства.

Закон О меценатской деятельности подписан

Просмотров: 122 Комментариев: 0 Напечатать

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 3 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».

Согласно документу, целью меценатской деятельности является сохранение культурных ценностей и развитие культурной деятельности. Меценатом может быть и физическое, и юридическое лицо, безвозмездно передающее денежные средства и другое имущество для выполнения указанных задач. Получателями меценатской поддержки могут быть как государственные, так и негосударственные учреждения.

Органы власти не могут препятствовать меценатской деятельности, а также влиять на решения мецената (выбор получателей поддержки, ее формы, цели употребления). В то же время они могут оказывать экономическую поддержку меценатам и их подопечным, а также присваивать меценатам почетные звания и устанавливать таблички с их именами на зданиях, принадлежащих получателям поддержки.

Между меценатом и получателем должен заключаться специальный договор. Органы власти обязаны предоставлять меценатам сведения о состоянии культурных ценностей и о развитии культуры. При этом меценатская поддержка не является основанием для прекращения бюджетного финансирования.

Когда Госдума рассматривала данный закон, на рассмотрение был внесен также законопроект1, предоставляющий меценатам налоговые льготы. Однако затем он был отозван.

Смотрите так же:  Подследственность статья 137 ук рф

Статья 7. Права органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в сфере меценатской деятельности имеют право:

1) осуществлять меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки;

2) присуждать меценатам награды и почетные звания, установленные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

3) устанавливать на зданиях, сооружениях, принадлежащих получателям меценатской поддержки, и на соответствующих территориях информационные надписи и обозначения, содержащие имена меценатов;

4) принимать меры, способствующие формированию положительного отношения к меценатам, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований.

Федеральный закон 327-фз о меценатской деятельности

Такое понятие, как «меценатство» своими корнями уходит в далекое прошлое, к истории Древнего Рима, когда в I веке до н.э. император Августин имел своего приближенного, выполнявшего все его дипломатические и частные поручения. Среди таких поручений было занятие благотворительной деятельностью по оказанию материальной поддержке, как отдельным лицам, так и целым организациям. Его называли «меценатом». Стоит отметить, что меценатство тесно взаимодействует с таким понятием, как благотворительность, но если благотворительность охватывает более широкий спектр оказываемой помощи, то меценатство понятие более узкое и представляет собой помощь на безвозмездной основе науке, культуре и искусству. При этом, меценатство не исключает занятие благотворительной деятельностью. До 5 ноября понятие меценатской деятельности в России не было закреплено на законодательном уровне. Но все изменилось с принятием закона, который определил особенности осуществления такой деятельности Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности». Закон вступил в силу 5 ноября. В документе обозначен круг лиц, которые признаются меценатами, а также указаны поощрительные меры, которые в отношении них могут применяться. Рассмотрим предпосылки появления этого закона и узнаем, какие права и обязанности он накладывает на субъектов меценатской деятельности. Меценатство, то есть покровительство развитию искусства и культуры, в нашей стране – явление не новое. Не ставя своей задачей получить прибыль или обрести славу, меценаты жертвуют деньги и передают имущество с одной только целью – поддержать и укрепить отечественную культуру и искусство во всех их проявлениях. Но до недавнего времени происходило это, как правило, без какой-либо поддержки со стороны властей. Актуальность данной темы определяется не только ее значимостью, но и множеством правовых сложностей сопровождаемых при осуществлении меценатской деятельности. Закон не определяет вид договора, которым следует оформить отношения мецената и получателя меценатской помощи, но наиболее подходящим для этих целей является договор дарения. (ст. 572-581 ГК РФ). При этом меценат, который планирует передать свое имущество в дар, не обязан делать это немедленно — он вправе пообещать сделать это в будущем, зафиксировав свое обещание в письменной форме (ч. 2 ст. 574 ГК РФ). Еще одна трудность заключается и в отсутствии такого понятия, как «меценатство» в гражданском законодательстве. Все на что стоит ссылаться в ГК РФ по меценатству, сводится к главе 32 ГК РФ носящей название «Дарение». Все эти аспекты свидетельствуют о множестве нерешенных проблем юридического характера и о необходимости дальнейшей разработки законодательства, регулирующего меценатскую деятельность. В этой связи, целью данной работы является изучение меценатства в гражданском праве. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) выявить правовую сущность меценатства в России; 2) рассмотреть применение гражданского законодательства в меценатской деятельности; 3) охарактеризовать применение договора дарения в меценатской деятельности; 4) рассмотреть некоторые аспекты, связанные с заключением иных гражданско-правовых договоров в сфере осуществления меценатской деятельности; 5) изучить установление и присуждение меценатам наград и почетных званий, как стимуляцию в осуществлении меценатской деятельности на региональном уровне. Для того, чтобы достичь поставленную цель и решить задачи необходимо применить комплексную методику, которая включает в себя: 1) формально-юридический метод при изучении понятия и правовой природы меценатства; 2) общенаучный метод сравнительного анализа, основанного на материалах судебной практики. Предметом данной работы выступают нормы гражданского и федерального законодательства, закрепляющего основные положения, связанные с осуществлением меценатской деятельности. Объектом исследования являются общественные отношений, возникающие в следствии осуществления меценатской деятельности. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых – правоведов, исследовавших основные аспекты, связанные с осуществлением меценатской деятельности, в частности к трудам А.П. Алехина, А.А. Симолина, Л.В. Тихомирова, А.В. Волкова, А.А. Соснова, Б.Н. Топорнина, В.Д. Петрова и др.. Практическая часть данной работы строится на анализе норм гражданского законодательства, материалов судебной практики и ан
ализе региональных законодательных проектов. Данная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, включающих в себя два параграфа, заключения и библиографического списка.

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. В первой главе данной работы было дано определение понятию меценатства, а также рассмотрены основные правовые аспекты, регламентирующие меценатскую деятельность. Меценатство представляет собой покровительство развитию искусства и культуры Российского государства. Его основной задачей является не извлечение прибыли, а способствование развитию и оказание поддержки юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры и искусства, тем самым безвозмездное оказание помощи развитию духовной сферы всего государства. Ныне действующий ФЗ «О меценатской деятельности» устанавливает получателей меценатской помощи в качестве которых могут быть только государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства, соответственно автоматически исключает из данного перечня физических лиц. Этот аспект, является отличительным признаком меценатской деятельности от благотворительной. Кроме того, современная российская меценатская деятельность носит разовый, несистемный и бесконтрольный характер, а закон о благотворительной деятельности устанавливает основы правового регулирования, по существу, только благотворительных организаций. Также меценатство осуществляется исключительно на безвозмездных началах, тогда как благотворительность подразумевает оказание поддержки в том числе и на льготных условиях. Данный ФЗ, на сегодняшний день является единственным регулятором меценатской деятельности, но при этом имеет множество неточностей и недоработок со стороны законодательства. Так, одной из таких неточностей является гражданско-правовая основа данной деятельности в сфере заключения договора. Бесспорно, что самым распространенным видом договора в меценатской деятельности является договор дарения, правовая сущность которого была рассмотрена во второй главе данной работы. По договору дарения в меценатской деятельности, одна сторона – меценат, безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне, в качестве которой выступают только государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства, вещь либо имущественное право. Однако, как свидетельствуют материалы судебной практики, имеют место быть случаи, когда даже лица, осуществляющие меценатскую деятельность, оспаривают заключение такого договора. Также, из-за отсутствия четко закрепленной формы гражданско-правового договора в ФЗ « О меценатской деятельности», среди юристов и ученых существует мнение, что здесь имеет место быть и договор о безвозмездном оказании услуг, который в силу своей юридической гибкости имеет возможность отвечать требованиям ФЗ. Третья глава посвящается рассмотрению основных аспектов, связанных со стимулированием меценатской деятельности на региональном уровне. Здесь был рассмотрен проект закона Санкт-Петербурга «О меценатской деятельности», который еще не вступил в законную силу, а находится лишь на стадии рассмотрения. Его основной задачей, является дополнение к основному ФЗ, а также установление мер государственной поддержки меценатам. Не смотря на то, что данный закон находится в стадии своего рассмотрения, предложение о его принятии, является важным шагом в сфере стимулирования меценатской деятельности со стороны органов государственной власти, что говорит о значимости данной деятельности для всего государства.