Федеральный закон должен быть опубликован

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

С изменениями и дополнениями от:

22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г., 1 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, акты палат Федерального Собрания — не позднее 10 дней после дня их принятия. Ратифицированные международные договоры публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Определен порядок опубликования актов в «Собрание законодательства РФ».

Признаны утратившими силу Законы РСФСР от 13 июля 1990 года и от 27 декабря 1990 года, ранее регулировавшие вопросы опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 июня 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г., N 8, ст. 801

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Одним из первых законодательных актов Госдумы РФ первого созыва был закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». И это неудивительно, поскольку в соответствии с новой Конституцией РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В январе 1994 года вновь избранные депутаты приступили к своим обязанностям, а в начале февраля палате уже был представлен законопроект «О порядке опубликования. » Докладывал председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Владимир Исаков (Аграрная партия России). Собственно, сам проект был незамысловат и предусматривал, что законы должны публиковаться в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации», «Российской газете», газете «Российские вести». Это опубликование является официальным. Кроме того, официальные акты могут быть опубликованы в других изданиях, переданы по телевидению, радио, обнародованы.

Однако и здесь обнаружились «подводные камни». О двух из них сообщил сам докладчик. Первый заключался в том, что на тот момент «Ведомостей Федерального Собрания Российской Федерации» не существовало: издание, которое было у Верховного Совета, прекратило свое существование, а новое еще не было учреждено. Предполагалось это сделать после подписания закона Президентом. Второй момент — согласно Конституции прерогатива обнародования законов отнесена к компетенции Президента РФ. Это вызвало дискуссию о том, необходимо ли вообще издавать по этому вопросу закон. Тем не менее, профильный комитет пришел к выводу, что здесь имеет место конкуренция конституционных норм. Да, Конституция отнесла обнародование к компетенции Президента. Но эта же Конституция требует, чтобы законы были официально опубликованы. То есть вопрос является предметом конституционного регулирования и по нему может быть издан закон.

Еще две существенных проблемы выявились в ходе обсуждения законопроекта. Так, Михаил Митюков («Выбор России») отметил, что по Конституции обнародование закона — это прерогатива Президента. И поинтересовался, как сочетаются понятия «официальное опубликование» и «обнародование» законов. Ответ Владимира Исакова — «опубликование является одной из форм обнародования и не связывает Президента в его праве использовать другие формы обнародования. Известно, например, что исторические указы иногда зачитывались на площадях. Не исключено, что Президент найдет какие-то иные формы обнародования.

«Значит, Вы предоставляете Президенту возможность только зачитывать закон на площади. Больше никаких возможностей нет? — саркастически заметил Митюков. Исаков возражать не стал: «Если он изберет такую форму обнародования — пожалуйста».

Еще на одну проблему обратил внимание Александр Турбанов (ПРЕС). Суть ее в том, что в проекте записано, что законодательные акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования. Но поскольку вводится множество источников официального опубликования, встает вопрос, как граждане и правоприменительные органы будут определять день первого опубликования. Докладчик ответил «философски»: «Это всегда было так. Всегда существовало несколько источников, и надо было следить, в котором закон публикуется впервые. Даже если мы вычеркнем это положение, которое Вам кажется спорным, то все равно останутся три источника и три составных части, и надо будет выяснять, где что опубликовано впервые».

Несмотря на эти «подводные камни», законопроект был принят конституционным большинством голосов.

В марте 1994 года Госдума принимает законопроект сразу во втором и третьем чтениях, с учетом поправок, предложенных Президентом в его заключении на документ. Сразу же было принято и решение об учреждении издания для официального опубликования законов и актов палат Федерального Собрания. Так появились «Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации».

Однако закон «споткнулся» о Совет Федерации. 5 апреля сенаторы отклонили его с предложением создать согласительную комиссию. Это, пожалуй, первый прецедент в истории нового российского парламентаризма.

Как доложил сопредседатель комиссии со стороны Госдумы Сергей Зенкин (ПРЕС), в целом согласительная процедура завершилась успехом. Отметим некоторые из числа наиболее важных согласованных позиций. Одна из них касается того, в каком издании должны публиковаться законы и акты палат. Госдума в принятом ею законе высказалась за то, чтобы эти акты публиковались в «Ведомостях Федерального Собрания». Совет Федерации не возражал против этого. Однако 5 апреля (именно в тот день, когда Совфед отклонил закон) Президент РФ издал указ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов», в котором предусматривалось, что законы, а также акты Президента и Правительства должны публиковаться в «Собрании законодательства Российской Федерации». С учетом этого обстоятельства согласительная комиссия рекомендовала принять текст с формулировкой, что официально законы и акты палат должны публиковаться в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Второй вопрос — какая дата должна стоять на тексте закона, принятого парламентом. Вариант Госдумы — дата принятия нижней палатой. Совет Федерации высказался за указание даты подписания закона Президентом. В конечном итоге было принято компромиссное решение — указывать дату принятия Государственной Думой, дату одобрения Советом Федерации и дату подписания Президентом. Как образно описал этот вариант Сергей Зенин, «мы упоминаем и дату появления ребенка на свет, и дату выписки из роддома, ну и дату регистрации в ЗАГСе».

Но вместе с тем по одному моменту согласие не было найдено. Это касается названия акта. Государственная Дума предлагала именовать его как «Федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу. «. Совет Федерации предложил именовать данный акт «Закон Российской Федерации. «. Как отметили члены согласительной комиссии, для обоих вариантов есть основания в Конституции. Но, с другой стороны, к этому моменту уже было принято и подписано Президентом несколько законов, которые именовались именно федеральными.

Содокладчик, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Елена Мизулина (тогда она была сенатором) дала высокую оценку работе согласительной комиссии. Она также обосновала позицию верхней палаты по названию закона. В частности, сенаторы исходили из того, что наименование «закон Российской Федерации» указывает на его государственную принадлежность. Кроме того, важным обстоятельством они сочли преемственность законодательной базы: ведь «ранее наше правосознание воспринимало законодательство Российской Федерации через понятие «закон РСФСР», а теперь точно так же легко будет вписываться понятие «закон Российской Федерации».

Впрочем, Мизулина сделала оговорку, что принятие думской версии не будет являться препятствием для одобрения закона Советом Федерации.

Смотрите так же:  Как написать заявление о черной зарплате в прокуратуру

Этот вопрос оставили на усмотрение депутатов. По результатам голосования Госдума приняла вариант, действующий и поныне — «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ». Больше разногласий не возникло, закон был 25 мая принят в целом, 1 июня одобрен Советом Федерации, а 14 июня 1994 года вступил в силу.

С тех самых пор мы знакомимся с вновь принятыми законами именно таким образом. И именно с тремя датами. Этот законодательный акт с некоторыми изменениями и дополнениями действует и сегодня.

Порядок вступления в силу законов, постановлений Правительства, указов Президента РФ

Нередко перед юристами встает вопрос о том, когда вступает в силу тот или иной Федеральный закон, указ или распоряжение Президента. Сегодня юридическая служба интернет-издания «Выбор мой» рассказывает о порядке вступления в законную силу законов о том, когда вступает в силу законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Порядок вступления в силу законов РФ

Итак, основным документом, регламентирующим порядок вступления в силу законов РФ и их опубликования, является Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии с данным законом, датой принятия федерального закона считается день принятия закона Государственной Думой.

После того как Государственная Дума приняла закон в окончательной его версии он подлежит одобрению Советом Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации закон подписывается Президентом РФ.

Для того чтобы закон вступил в законную силу, он должен быть опубликован в одном из официальных источников.

В соответствии с законодательством РФ федеральные законы должны быть опубликованы в течение семи дней со дня их подписания Президентом Российской Федерации.

В соответствии с законом о порядке вступления в силу федеральных законов (Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ) под официальным опубликованием федерального закона считается первая его публикация в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» или «Парламентской газете».

С конца 2011 года также официальным опубликованием законов признается их первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» на сайте www.pravo.gov.ru.

По общему правилу, (если в законе не установлен определенный день его вступления в законную силу) законы РФ и Федеральные законы РФ вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.

Таким образом, если федеральный Закон РФ опубликован, к примеру, 01.06.2012, то он вступит в силу с 11.06.2012.

Далее рассмотрим, когда вступили в силу кодексы РФ, действующие в настоящее время на территории РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) вступил в силу с 01 января 1999 года.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» вступил в силу с 01 января 2001 года.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) вступил в силу с 01 января 1995 года.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) вступил в силу с 01 марта 1996 года.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) вступил в силу с 01 марта 2002 года.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) вступил в силу с 01 января 2008 года.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 февраля 2003 года.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 сентября 2002 года.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу с 1 июля 2010 года

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации вступил в силу с 29 декабря 2010 года.

Трудовой кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 февраля 2002 года.

Земельный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 30 октября 2001 года.

Семейный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 марта 1996 года.

Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 марта 2005 года.

Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 января 1997 года.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Уголовно — исполнительный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 01 июля 1997 года.

Лесной кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 января 2007 года.

Воздушный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 апреля 1997 года.

Водный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 января 2007 года.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации вступил в силу с 12 марта 2001 года.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации вступил в силу с 01 мая 1999 года.

Градостроительный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 30 декабря 2004 года.

Порядок вступления указов и распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации

Как и федеральные законы, для того чтобы указы Президента РФ и постановления Правительства РФ имели юридическую силу они должны быть официально опубликованы.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ должны быть опубликованы в течение десяти дней со дня их подписания. Об этом говорит указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

Официальным опубликованием указов и распоряжений Президента РФ, распоряжений и постановлений Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации.

В 2012 году, а точнее с конца 2011 года, распоряжения и указы Президента РФ будут считаться официально опубликованными также первое их размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» на сайте www.pravo.gov.ru .

По общему правилу, (если не установлен определенный день вступления в законную силу) распоряжения и указы Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней со дня их официального опубликования.

О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов (Д.А. Кузякин, «Законодательство», Спецвыпуск, ноябрь 2004 г.)

О порядке определения даты вступления в силу и периода действия
нормативных правовых актов

Законодательство постоянно меняется: принимаются новые нормативные акты, существующие — утрачивают силу или в них вносятся изменения. Для правильного практического применения вновь принятого или измененного нормативного акта необходимо точно знать, с какого момента он вступает в силу. Однако в определении этого момента иногда возникают значительные трудности. Во многих вновь вышедших нормативных документах не установлена точная дата введения их в действие. В таком случае дата вступления в силу документа должна быть рассчитана по общим правилам, установленным законодательством.

Рассмотрим существующую нормативную базу, определяющую порядок вступления в силу различных нормативных актов.

Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 названного закона официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий. Эти акты подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 установлен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Смотрите так же:  Оформить пропуск в центр москвы на газель

В соответствии с названным Указом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение десяти дней после дня их регистрации. Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Правила подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 устанавливают, что акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию. Порядок опубликования определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. Однако лишь некоторые органы определили источники официального опубликования издаваемых ими актов, признанных не нуждающимися в государственной регистрации. И только единицы установили не только источник официального опубликования, но и порядок вступления подобных актов в силу.

К сожалению, после изучения нормативной базы, регулирующей вопросы вступления в силу нормативных правовых актов, возникает, возможно, даже больше вопросов, чем до исследования данной проблемы.

Так, существует неопределенность в вопросе, связанном с официальным опубликованием полного текста нормативного акта. Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» четко определено, что официальной публикацией законов считается первая публикация их полных текстов. Что же касается актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимость опубликования их полного текста не установлена. Таким образом, остается неясно, как вступают в силу документы, опубликованные в официальном источнике не полностью, например, без приложений.

Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» было признано письмом Минюста РФ от 27 февраля 2003 г. N 07/1891-ЮД не нуждающимся в государственной регистрации. Текст постановления (без приложений) опубликован в «Финансовой газете», март 2003 г., N 11. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 20 августа 2001 г. N 59 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений Государственного комитета Российской Федерации по статистике по вопросам государственной статистики и первичной учетной документации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» постановления Госкомстата России об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации и указаний по их заполнению, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в Международном еженедельнике «Финансовая газета» и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней с даты их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок их вступления в силу. Совершенно ясно, что руководствоваться постановлением, не имея форм им утвержденных, невозможно. Является ли в данном случае дата опубликования текста документа без приложений датой его официального опубликования, от которой зависит момент вступления данного акта в силу?

Следующая проблема связана с определением источника первого официального опубликования федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, зарегистрированных в Минюсте РФ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ» будет официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения на данную проблему. Многие юристы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в «Собрании законодательства Российской Федерации». В качестве основного аргумента приводится постановление Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П. В соответствии с документом день, которым датирован выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации», содержащий текст рассматриваемого Федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ*(1) по этому поводу придерживаются следующего мнения: «Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в его постановлении от 24 октября 1996 года, представляется вполне обоснованной, поскольку при совпадающих датах подписания в печать издания и его выпуска, действительно, получение информации об опубликованном в нем акте адресатами представляется нереальной. В то же время Конституционный Суд данную позицию не утвердил в качестве общего правила. Он лишь констатировал, что выбор точки отсчета при определении даты вступления в силу Федерального закона (имеется в виду Федеральный закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» — прим. автора) был избран неверно».

В Определении Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 83-О в качестве даты опубликования Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» приводит уже дату, указанную в «Собрании законодательства РФ». «Статьей 78 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», вступившего в силу 30 марта 1998 года (со дня официального опубликования). » Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 марта, 1 и 2 апреля 1998 г., в «Собрании законодательства Российской Федерации» — от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1464. В настоящее время дата «Собрания законодательства Российской Федерации», которая указывается на его обложке, всегда совпадает с датой подписания в печать, и всегда проходит какое-то время прежде, чем издание будет получено адресатами. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция правового управления Аппарата Госдумы Федерального Собрания РФ по поводу названного Определения Конституционного Суда: «Если Конституционный Суд не отступил по каким-то причинам от своего разъяснения 1996 года, то, вероятно, была допущена ошибка. Даже если «Собрание законодательства Российской Федерации» поступило в продажу либо 31 марта, либо 1, или 2 апреля 1998 г., т. е. раньше, чем закончил публиковаться в «Российской газете» Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год», все равно дата 30 марта не должна была быть признана днем официального опубликования данного Федерального закона».

С.В. Разгулин в книге «О развитии российского налогового законодательства в современных условиях»*(2) приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: «В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официального источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках «Российской газеты», не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования». Таким образом, если закон опубликован и в «Собрании законодательства» и в «Российской газете», остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ и Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень проблематично.

Вернемся к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 1998 год», который был опубликован в нескольких номерах «Российской газеты». Здесь возникает вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями. Согласно названной статье Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ официальная публикация — первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить, как, например, это сделано в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359*(3): «Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части».

Смотрите так же:  Скрывает доходы чтобы меньше платить алименты

Часто в периодическом печатном издании (например, в журнале или газете) не указывается точная дата его выхода в свет, иногда указывается только месяц, иногда — диапазон дат. Как в этом случае определить дату опубликования нормативного правового акта? Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ предлагает следующее решение данного вопроса, признавая, однако, его небесспорным: «Если в периодическом печатном издании указывается только месяц его издания, то датой официального опубликования помещенного в него акта следует считать последний день месяца, если в качестве даты выхода в свет издания указан диапазон дат, то датой официального опубликования акта в этом издании следует считать последнюю дату диапазона». Московская городская Дума издала письмо от 22 августа 2000 г. N 8-21-6254/0, которым установила порядок определения даты выхода в свет еженедельной в то время газеты «Тверская,13». «Датой выхода газеты следует считать дату, открывающую интервал, поскольку именно в этот день газета поступает в розничную продажу и доставляется подписчикам». Получается, что в случае, когда для периодического не ежедневного издания не установлен порядок исчисления даты его выхода в свет, необходимо ориентироваться либо на дату поступления издания к адресатам, либо на последнюю дату интервала (месяца).

Следующая проблема связана с появлением официальной информации о вступлении в силу нормативного акта, который должен был начать действовать в соответствии с общими правилами, установленными законодательством для подобного рода документов. Так, приказ МНС РФ от 26 марта 2003 г. N БГ-3-22/135 вносит изменения в книгу учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2003 г. под N 4430 и опубликован в «Российской газете» от 26 апреля 2003 г. В самом приказе порядок его введения в действие не установлен, поэтому к данному приказу применяются нормы Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Однако появляется письмо МНС РФ от 6 мая 2003 г. N СА-6-22/521, не зарегистрированное в Минюсте РФ, согласно которому налоговым органам и налогоплательщикам следует применять приказ с 1 января 2003 г. Да, письмо было отменено приказом МНС РФ от 16 января 2004 г. N СА-6-22/36, но это не единственный случай. Как реагировать на подобные письма, и вправе ли федеральные органы исполнительной власти таким образом вводить в действие свои нормативные акты, зарегистрированные в установленном порядке?

Признание нормативного акта утратившим силу в отдельных случаях также вызывает большое количество вопросов. Так, например, приказом Минтранса РФ от 18 июня 2003 г. N 147 утверждаются Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», которые вводятся в действие с 1 января 2005 г. Также данным приказом признается утратившим силу приказ Федеральной авиационной службы России от 24 октября 1997 г. N 225 «О государственном регулировании и контроле за организацией и выполнением полетов гражданских воздушных судов авиации общего назначения в Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный N 1501). Получается, что Правила вступают в силу с 1 января 2005 г., а приказ, регулирующий соответствующие правоотношения ранее, утрачивает силу с момента введения в действие приказа N 147, который зарегистрирован и вступает в силу согласно общим правилам по истечении десяти дней после его официального опубликования. Возможно ли в данном случае дату введения в действие Правил считать датой, с которой признается утратившим силу приказ N 225, а также датой вступления в силу приказа N 147? Иногда ситуация складывается иначе. Существует Временная инструкция Госналогслужбы РФ и ГТК РФ от 11, 13 июля 1994 г. N 27, 01-20/7864 о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Приказом ГТК РФ от 28 декабря 2000 г. N 1230 утверждена новая Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками. Фактически получается, что Временная инструкция перестала действовать с момента вступления в силу новой Инструкции, однако, признана утратившей силу она была только приказом ГТК РФ и МНС РФ от 21 февраля 2001 г. N 186/ВГ-3-31/50.

Помимо общих правил о вступлении в силу нормативных актов законодательство не исключает регулирование вступления в действие особой коллизионной нормой, содержащейся в документе или в отдельном нормативном акте. Возможно, в связи с этим, в существующем массиве правовых документов встречаются самые различные формулировки о вступлении в силу*(4).

В таблице представлены статистические данные только по федеральным документам. В региональных нормативных актах количество вариаций формулировок возрастает в несколько раз. Насколько внимательно (дословно) следует воспринимать формулировки норм о вступлении в силу нормативных актов? Существует ли разница в определении даты вступления в силу нормативных актов, имеющих разные формулировки? Как соотносятся между собой, допустим, фразы «со дня опубликования» и «после опубликования»? Как мы видим, очень распространенной в нормативных актах является формулировка «со дня опубликования». Профессор Д.Н. Бахрах*(5) по этому поводу высказывает такую точку зрения: «Полезно избрать во всех случаях единую формулу: после дня публикования. Выражение «со дня опубликования» неудачно. Официальный текст правового акта многие читатели получат лишь во второй половине суток (дня). А еще требуется время его прочитать. Особенно это касается норм, регулирующих ответственность. Как она может начать действовать с ноля часов дня опубликования, если граждане о ней не знали? Если деяние совершено в первой половине дня, а текст закона был доставлен лишь во второй, то разве можно применить к виновному норму, устанавливающую ответственность?». Однако данное предложение полезно только на этапе разработки нормативного акта, ведь если в существующем документе написано «со дня», то и при исчислении срока его вступления в силу мы должны руководствоваться именно этой формулировкой.

С фразой «после опубликования» разобраться еще более сложно. Можно предположить, что она означает, что данный акт вступает в силу после даты его опубликования — в этот день, либо на следующий. А с другой стороны, данная фраза может означать только указание на то, что данный документ должен быть опубликован, а вступает в силу он в общем порядке, установленном законодательством для соответствующей категории документов. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу, формулировки «после дня официального опубликования» и «после опубликования» означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования. По этому поводу в связи с разрешением конкретного уголовного дела было принято специальное постановление Президиума Верховного Суда РСФСР, по которому днем введения закона в действие был признан день, следующий за днем опубликования закона (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1965. N 1. С. 13-14)»».

Много вопросов связано с определением момента вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах. Статьей 5 Налогового кодекса РФ установлено общее правило, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Однако, например, по налогу на добавленную стоимость для разных категорий налогоплательщиков существуют различные налоговые периоды. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 по этому поводу сказано следующее: «Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов». Приведенная норма ст. 5 Налогового кодекса РФ вызывает также вопросы, связанные с правильным подсчетом момента вступления в силу нормативного акта, даже при отсутствии двойственности в налоговых периодах. Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 первое число очередного налогового периода по соответствующему налогу наступает после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. В определении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 159-О содержится другая позиция: «Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» впервые официально опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2001 года, т. е. до начала очередного налогового периода по единому социальному налогу, составляющего один календарный год (ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации), а потому его положения, предусматривающие изменение объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежали введению в действие, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 1 февраля 2002 года».