Федеральный закон о прав депутатов

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в часть 6 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения

Положение части 6 статьи 40 настоящего Федерального закона, предусматривающее запрет выборным должностным лицам местного самоуправления быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, которые являются депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными до 13 мая 2002 года

6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.

Депутаты представительного органа муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ часть 10 статьи 40 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1, вступающим в силу с 1 сентября 2004 г.

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Абзацы второй и третий — Утратили силу.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ)

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ)

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

9.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 53-ФЗ)

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

10.1. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, — не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Федеральный закон о прав депутатов

Вопрос: Какими правами обладает депутат представительного ор­гана муниципального образования?

Ответ: Права депутата представительного органа муниципального обра­зования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соот­ветствии с требованиями федерального законодательства. Такими му­ниципальными правовыми актами, согласно требованиям Федерального закона, должны быть устав муниципального образования и специальное решение представительного органа муниципального образования. В уставе муниципального образования должны содержаться следующие положения: срок полномочий депутата (должен составлять не менее 2 и не более 5 лет), ограничения, распространяемые на депутата, и основа­ния для досрочного прекращения его полномочий.

Муниципальный правовой акт, который определяет статус депу­тата, наделяет его следующими правами:

— права депутата при работе в представительном органе муници­пального образования (право на своевременное получение документов и материалов, рассматриваемых на заседаниях представительного органа, право занимать должности в представительном органе муниципального образования, право на образование депутатских объединений, право работы на постоянной основе, право на выступления на сессии, право входить в состав комитетов (комиссий), право обращаться с депутат­ским запросом, право вносить поправки в текст рассматриваемых реше­ний);

— право на представительство интересов населения (делать обра­щения в органы государственной власти и органы муниципального об­разования, иметь оборудованное помещение, необходимое для работы с избирателями, иметь помощников депутата, работающих на оплачивае­мой основе);

— право защищать свои права в судебных и административных инстанциях.

Для надлежащей реализации прав депутата законом субъекта Российской Федерации обычно предусматривается административная ответственность за нарушение зафиксированных в муниципальном пра­вовом акте прав депутата.

Кроме прав депутата в муниципальном правовом акте должны содержаться и обязанности депутата. К ним относятся следующие обя­занности:

— участвовать в работе сессии представительного органа муници­пального образования и комитетов (комиссий) этого органа;

— вести прием избирателей;

— выполнять решения представительного органа муниципального образования;

— исполнять наказы избирателей (исполнение наказов избирате­лей должно регулироваться специальным правовым актом. Наказы мо­гут выполняться либо за счет средств местного бюджета, либо посред­ством проведения общественных работ).

Помимо описанных выше прав и обязанностей депутатов. Феде­ральный закон устанавливает некоторые другие гарантии прав депута­тов. К ним относится, в частности, порядок привлечения к уголовной ответственности. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Феде­рации устанавливает, что в отношении депутата уголовное дело может быть возбуждено только прокурором субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Рос­сийской Федерации). Порядок привлечения депутатов к администра­тивной ответственности ничем не отличается от порядка привлечения к такому виду ответственности других лиц.

Смотрите так же:  Пособие по механике и динамике

Однако, согласно Федеральному закону, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за вы­сказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Исключение из этого правила составляют клевета, оскорбления, другие нарушения, за которые Федеральным законом пре­дусмотрена ответственность.

Федеральный закон устанавливает основания, по которым пол­номочия депутата могут быть прекращены досрочно. К таким основани­ям относятся смерть депутата, его отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, при­знание судом безвестно отсутствующим или признание его умершим. Также досрочно прекращаются полномочия, когда в отношении депута­та вступает в законную силу обвинительный приговор суда, он выезжа­ет за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства или выходит из гражданства Российской Федерации. Помимо вышеиз­ложенного, депутат может быть отозван избирателями, его могут при­звать на военную или альтернативную гражданскую службу.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Депутаты представительных органов местного самоуправления обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 января 2017 г. N 135-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ГАБИДУЛЛИНА АЙРАТА ХАДИТОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ «В» ПУНКТА 2 СТАТЬИ 3,

ПОДПУНКТАМИ «В», «Г», «Д» ПУНКТА 2 СТАТЬИ 4

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 НОЯБРЯ 2015 ГОДА N 303-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Х. Габидуллина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Х. Габидуллин оспаривает конституционность подпункта «в» пункта 2 статьи 3, подпунктов «в», «г», «д» пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми были внесены изменения в часть 10.1 статьи 40 «Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 4, 4.1 и 5 статьи 12.1 «Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности» Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в результате которых на лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, была распространена обязанность по представлению сведений об их доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, заявитель, избранный в сентябре 2015 года депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной Думе Российской Федерации о признании недействующими подпункта «в» пункта 2 статьи 3, подпунктов «в», «г», «д» пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ. В принятии данного административного искового заявления было отказано, в связи с тем что оно не подлежало рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 29 (часть 4) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку распространяют обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на тех лиц, осуществляющих полномочия депутатов представительных органов муниципальных образований на непостоянной основе, которые были избраны на эти должности до вступления в силу данных законоположений.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно представленным материалам, судом общей юрисдикции не было рассмотрено по существу заявление А.Х. Габидуллина, в котором он оспаривал тот же Федеральный закон, положениями которого были нарушены, по его мнению, его конституционные права и конституционность которых он оспаривает в Конституционном Суде Российской Федерации. Соответственно, вопрос о его правах и обязанностях на основании оспариваемых законоположений судом не разрешался.

При таких обстоятельствах обращение заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации означает, что, по сути, он просит проверить конституционность указанных законоположений вне связи с конкретным делом, в котором судом в установленной юрисдикционной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос на основе норм соответствующих законов, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля. Однако такая проверка может быть осуществлена лишь по запросам перечисленных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации и статье 84 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» субъектов, к числу которых граждане не отнесены.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность оспариваемыми заявителем законоположениями была распространена на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Таким образом, будучи обусловленным особым публичным статусом лиц, замещающих должности депутатов представительных органов местного самоуправления, оспариваемое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, перечисленные в жалобе.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Габидуллина Айрата Хадитовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы»

(в редакции от 6 октября 2017 г.)

Принят областной Думой
22 ноября 2006 года

Настоящий Закон Воронежской области определяет права, обязанности и ответственность депутата Воронежской областной Думы, устанавливает основные правовые и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Депутат Воронежской областной Думы

Депутат Воронежской областной Думы (далее — депутат областной Думы) — гражданин Российской Федерации, избранный в соответствии с действующим законодательством о выборах в Воронежскую областную Думу (далее — областная Дума) и уполномоченный осуществлять в областной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

Статья 2. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

1. В течение срока своих полномочий депутат областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(часть первая в ред. закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

Положения Частей 1.1, 1.2, 1.3 статьи 2 не применяются в отношении депутатов Воронежской областной Думы созывов, избранных до вступления в силу закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ (статья 3 закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ).

1.1. Депутат областной Думы, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в областной Думе, не вправе выйти из депутатского объединения (фракции), в котором (которой) он состоит в соответствии со статьей 27 Устава Воронежской области. Указанный депутат областной Думы может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

(часть 1.1 в ред. закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

Положения части 1.2 применяются в отношении депутатов Воронежской областной Думы созывов, которые избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2010 года N 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности» (статья 2 закона Воронежской области от 29.12.2010 N 148-ОЗ).

1.2. Депутат областной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий в депутатское объединение (во фракцию), или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

(введена законом Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ; в ред. закона Воронежской области от 29.12.2010 N 148-ОЗ)

Положения части 1.3 применяются в отношении депутатов Воронежской областной Думы созывов, которые избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2010 года N 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности» (статья 2 закона Воронежской области от 29.12.2010 N 148-ОЗ).

1.3. Депутат областной Думы, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в областной Думе, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

(введена законом Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ; в ред. закона Воронежской области от 29.12.2010 N 148-ОЗ)

2. В случае, если деятельность депутата областной Думы осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат областной Думы не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. закона Воронежской области от 07.06.2007 N 61-ОЗ)

3. Депутат областной Думы не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

4. Депутат областной Думы не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(часть четвертая введена законом Воронежской области от 07.06.2007 N 61-ОЗ)

4.1. В случае, если деятельность депутата областной Думы осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

(часть 4.1 введена законом Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

4.2. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

(часть 4.2 введена законом Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

Статья 3. Срок полномочий депутата областной Думы

Полномочия депутата областной Думы начинаются со дня его избрания. Днем окончания срока полномочий депутата областной Думы, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата областной Думы, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона Воронежской области, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок его полномочий.

(в ред. закона Воронежской области от 03.11.2015 N 129-ОЗ)

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата областной Думы

1. Полномочия депутата областной Думы прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления депутата областной Думы о сложении своих полномочий;

2) избрания депутата областной Думы депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или органа местного самоуправления, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения депутата областной Думы судьей, на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или муниципальную должность муниципальной службы;

3) вхождения депутата областной Думы, осуществляющего депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе, в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

3.1) вхождения депутата областной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(п. 3.1 введен законом Воронежской области от 07.06.2007 N 61-ОЗ)

4) утраты депутатом областной Думы гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

Смотрите так же:  Федеральный закон 87 от 10.07.2001 об ограничении курения табака

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом областной Думы;

6) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата областной Думы либо о признании его недееспособным;

7) признания депутата областной Думы безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) смерти депутата областной Думы;

9) отзыва депутата областной Думы в порядке, установленном законом Воронежской области;

10) несоблюдения требований, указанных в пункте 3 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в частях 1.1 — 1.3 статьи 2 настоящего Закона Воронежской области;

(в ред. законов Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ, от 18.12.2015 N 217-ОЗ)

11) установления в отношении депутата областной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, или депутата областной Думы, избранного в составе списка кандидатов политической партии, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах;

(п. 11 введен законом Воронежской области от 08.07.2013 N 97-ОЗ)

12) непредставления или несвоевременного представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

(п. 12 введен законом Воронежской области от 18.12.2015 N 217-ОЗ)

2. Полномочия депутата областной Думы прекращаются также в связи с роспуском областной Думы в случаях, предусмотренных Уставом Воронежской области.

3. Прекращение полномочий депутата областной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 8, 10 части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением областной Думы не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями областной Думы, — не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания. В случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, полномочия депутатов областной Думы по принятию областной Думой законов, а также по осуществлению иных ее полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях областной Думы, прекращаются со дня назначения новых выборов областной Думы.

(в ред. закона Воронежской области от 02.04.2012 N 25-ОЗ)

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата областной Думы

1. Депутат областной Думы имеет депутатское удостоверение, являющееся документом, подтверждающим полномочия депутата областной Думы, и нагрудный знак. Указанными удостоверением и нагрудным знаком депутат областной Думы пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Удостоверение депутата областной Думы является документом, дающим право беспрепятственно посещать органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать организации, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета Воронежской области, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти Воронежской области.

3. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата областной Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением областной Думы.

Статья 6. Условия осуществления депутатом областной Думы депутатской деятельности

Депутат областной Думы осуществляет свои полномочия как на постоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности.

Статья 7. Формы депутатской деятельности

1. Формами депутатской деятельности депутата областной Думы являются:

1) участие в заседаниях областной Думы в порядке, установленном Регламентом областной Думы;

2) участие в работе комитетов и комиссий областной Думы в порядке, установленном Регламентом областной Думы; в работе согласительных и временных комиссий, создаваемых областной Думой;

3) участие в выполнении поручений областной Думы и ее органов;

4) участие в парламентских слушаниях;

5) внесение проектов нормативных правовых актов в областную Думу;

6) внесение запроса депутата областной Думы (депутатского запроса);

7) инициатива внесения запроса областной Думы;

8) направление обращений с вопросами к должностным лицам правительства Воронежской области на заседании областной Думы;

(в ред. закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

9) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

10) работа с избирателями;

11) участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в областной Думе.

2. Деятельность депутата областной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом Воронежской области и Регламентом областной Думы.

Статья 8. Соблюдение депутатом областной Думы правил депутатской этики

1. Депутат областной Думы обязан соблюдать правила депутатской этики.

К области депутатской этики относятся нерегулируемые законодательством или Регламентом областной Думы отношения между депутатами областной Думы либо депутатами областной Думы и избирателями, а также депутатами областной Думы и органами или должностными лицами аппарата областной Думы.

Задачей рассмотрения вопросов депутатской этики является формирование поддерживаемых областной Думой коллективных обычаев и норм индивидуального поведения, способствующих поддержанию авторитета и эффективности деятельности депутатов областной Думы.

Вопросы, связанные с этикой личной жизни или производственной (служебной) деятельностью депутата областной Думы, а также его отношениями с общественными организациями и политическими партиями, областной Думой не рассматриваются.

2. Порядок рассмотрения вопросов депутатской этики и ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливаются Регламентом областной Думы.

Статья 9. Недопустимость вмешательства депутата областной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов

Вмешательство депутата областной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

Статья 10. Недопустимость разглашения сведений, ставших известными депутату областной Думы

Депутат областной Думы не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными благодаря осуществлению своих полномочий, если эти сведения:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

2) раскрывают содержание вопросов, рассмотренных на закрытом заседании областной Думы;

3) составляют тайну личной жизни избирателя и были доверены ему при условии их неразглашения.

Статья 11. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата областной Думы

(в ред. закона Воронежской области от 06.04.2017 N 22-ОЗ)
(в ред. закона Воронежской области от 02.04.2012 N 25-ОЗ)

1. Депутат областной Думы ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами областной Думы (далее — Комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

(в ред. законов Воронежской области от 27.12.2012 N 187-ОЗ, от 18.12.2015 N 217-ОЗ, от 06.04.2017 N 22-ОЗ)

2. Комиссия создается в порядке, определяемом законом Воронежской области.

3. Комиссия проводит в порядке, определяемом законом Воронежской области, проверки:

1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами областной Думы;

(в ред. закона Воронежской области от 27.12.2012 N 187-ОЗ)

2) соблюдения депутатами областной Думы ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, Уставом Воронежской области и законами Воронежской области.

4. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке:

1) правоохранительными и другими государственными органами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

3) Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Воронежской области;

4) общероссийскими и региональными средствами массовой информации;

5) другими органами, организациями, их должностными лицами и гражданами, если это предусмотрено законами Воронежской области.

5. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

6. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании Комиссии, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.

7. Информация о представлении депутатом областной Думы заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных Комиссией, подлежит опубликованию в официальном печатном издании областной Думы и размещению на официальном сайте областной Думы.

(в ред. закона Воронежской области от 27.12.2012 N 187-ОЗ)

8. Порядок размещения на официальном сайте областной Думы представляемых депутатами областной Думы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом определяются законами Воронежской области. Под отчетным периодом в настоящей статье понимается календарный год, предшествующий году предоставления сведений.

(в ред. законов Воронежской области от 02.03.2015 N 27-ОЗ, от 18.12.2015 N 217-ОЗ)

9. Контроль за соответствием расходов депутата областной Думы, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу осуществляется в порядке, определяемом Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», настоящим Законом Воронежской области и Законом Воронежской области от 2 апреля 2012 года N 23-ОЗ «О комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Воронежской областной Думы».

(в ред. законов Воронежской области от 02.03.2015 N 27-ОЗ, от 06.04.2017 N 22-ОЗ)

Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

Статья 12. Связь депутата областной Думы с избирателями

1. Депутат областной Думы поддерживает связь с избирателями. Депутат областной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат областной Думы, избранный по единому избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в административно-территориальных единицах, определенных соответствующим депутатским объединением областной Думы.

2. Депутат областной Думы ведет прием избирателей, рассматривает их обращения, способствует в пределах своих полномочий своевременному решению содержащихся в них вопросов, при необходимости вносит соответствующие предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

3. Депутат областной Думы осуществляет работу с наказами избирателей.

Статья 13. Отчет депутата областной Думы перед избирателями

1. Депутат областной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

2. Депутат областной Думы на встречах с избирателями сообщает им о выполнении наказов избирателей в соответствии с Законом Воронежской области «О наказах избирателей».

3. Депутату областной Думы обеспечиваются необходимые условия для проведения приема и встреч с избирателями. По его просьбе органы местного самоуправления организуют временное и безвозмездное выделение помещения, извещают избирателей о времени и месте проведения приема и встречи с избирателями, а также оказывают депутату областной Думы иную необходимую помощь.

4. Первая неделя каждого месяца в течение сессии предоставляется депутату областной Думы для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе.

Статья 14. Запрос депутата областной Думы (депутатский запрос)

1. Депутат областной Думы по вопросам депутатской деятельности вправе направить письменный депутатский запрос должностным лицам, указанным в статье 18 настоящего Закона Воронежской области, с соблюдением требований, установленных статьей 9 настоящего Закона Воронежской области.

2. Запрос депутата областной Думы направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании областной Думы.

3. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

4. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона Воронежской области. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.

5. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Статья 15. Участие депутата областной Думы в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

Депутат областной Думы может участвовать в деятельности органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области при рассмотрении ими вопросов, затрагивающих интересы избирателей соответствующего избирательного округа. Депутату областной Думы предоставляется возможность внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам.

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Статья 16. Участие депутата областной Думы в заседаниях областной Думы, а также в заседаниях комитетов, комиссий областной Думы, согласительной и временных комиссий

1. Депутат областной Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым областной Думой, а также комитетом, комиссией областной Думы, согласительной и временной комиссиями, членом которых он является.

2. Депутат областной Думы может принимать участие в работе комитетов, комиссий областной Думы, согласительных и временных комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

3. Депутат областной Думы реализует на заседаниях областной Думы, комитета, комиссии областной Думы, согласительной и временной комиссий предоставленные ему права в соответствии с Уставом Воронежской области, настоящим Законом Воронежской области и Регламентом областной Думы.

4. Депутат областной Думы принимает личное участие в заседаниях областной Думы, комитета, комиссии, согласительной и временной комиссий, членом которых он является, в порядке, установленном Регламентом областной Думы. В случае невозможности присутствовать на заседании областной Думы, комитета, комиссии, согласительной и временной комиссий по уважительной причине депутат областной Думы заблаговременно информирует об этом соответственно председателя областной Думы, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и временной комиссий.

Статья 17. Право законодательной инициативы депутата областной Думы

1. Депутат областной Думы имеет право законодательной инициативы, осуществляемое в формах, установленных Регламентом областной Думы.

2. Законодательные инициативы, внесенные депутатом областной Думы, подлежат обязательному рассмотрению областной Думой.

3. Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом областной Думы определяется Уставом Воронежской области, настоящим Законом Воронежской области и Регламентом областной Думы.

Статья 18. Запрос областной Думы

1. Депутат областной Думы вправе инициировать вопрос о внесении запроса областной Думы. Областная Дума вправе направить запрос губернатору Воронежской области, руководителям структурных подразделений правительства Воронежской области, руководителям исполнительных органов государственной власти Воронежской области, руководителям территориальных федеральных органов исполнительной власти, прокурору Воронежской области, председателю Контрольно-счетной палаты Воронежской области, председателю Избирательной комиссии Воронежской области, главе муниципального образования, главе местной администрации по вопросам, входящим в компетенцию указанных должностных лиц с соблюдением требований, установленных статьей 9 настоящего Закона Воронежской области.

Смотрите так же:  Узнать штраф гибдд иркутск

(в ред. закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

2. Запрос областной Думы принимается на заседании областной Думы большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы в порядке, установленном Регламентом областной Думы.

3. Должностное лицо, к которому обращен запрос, должно дать ответ на него в устной (на ближайшем заседании областной Думы) или в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.

Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос областной Думы, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на запрос областной Думы оглашается председательствующим на заседании областной Думы. Копии письменного ответа направляются всем депутатам областной Думы.

Статья 19. Участие губернатора Воронежской области, руководителей структурных подразделений правительства Воронежской области и других должностных лиц в заседании областной Думы

(в ред. закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

1. Губернатор Воронежской области вправе участвовать в заседаниях областной Думы с правом совещательного голоса.

Областная Дума вправе пригласить руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области, руководителей структурных подразделений правительства Воронежской области, органов местного самоуправления, а также иных должностных лиц на заседание областной Думы.

(в ред. закона Воронежской области от 12.05.2009 N 38-ОЗ)

2. В порядке работы областной Думы предусматривается время для обращения депутатов областной Думы с вопросами к должностным лицам, перечисленным в части 1 настоящей статьи, и ответов на них.

3. Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание областной Думы в заранее согласованное время, то оно может либо прибыть в иное время по согласованию с председателем областной Думы, либо направить своего заместителя на заседание областной Думы.

Глава 4. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 20. Особый порядок производства по уголовным и административным делам

1. В случае привлечения депутата областной Думы к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

2. Депутат областной Думы не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Статья 21. Право депутата областной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний

Депутат областной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Статья 22. Предоставление депутату областной Думы отсрочки от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов

Депутату областной Думы, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, на срок полномочий предоставляется отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 23. Право депутата областной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами

По вопросам своей деятельности депутат областной Думы пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Статья 24. Право депутата областной Думы на получение и распространение информации

1. Депутат областной Думы имеет право присутствовать на заседаниях и совещаниях органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления.

2. Депутат областной Думы имеет право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

3. Депутат областной Думы в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми областной Думой, печатными изданиями областной Думы, другими документами, а также информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми государственными органами и общественными объединениями.

При обращении депутата областной Думы в органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления должностные и иные ответственные лица обеспечивают депутата областной Думы консультациями специалистов по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, представляют ему необходимую документированную информацию, которая по условиям ее правового режима не является информацией, отнесенной федеральным законодательством к государственной тайне или конфиденциальной информации.

Статьи 25 — 26. Утратили силу. — Закон Воронежской области от 29.12.2010 N 147-ОЗ.

Статья 27. Гарантии трудовых прав депутата областной Думы

Срок полномочий депутата областной Думы, работающего на постоянной основе, засчитывается в стаж государственной гражданской службы Воронежской области.

(в ред. закона Воронежской области от 29.12.2010 N 148-ОЗ)

Иные гарантии трудовых прав депутата областной Думы устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 28. Права депутата областной Думы в случае роспуска областной Думы

1. В случае роспуска областной Думы в соответствии с Уставом Воронежской области депутат областной Думы имеет право на получение единовременного денежного пособия в размере месячного денежного вознаграждения депутата областной Думы, работающего на постоянной основе, на день прекращения депутатских полномочий.

2. Депутату областной Думы и проживающим совместно с ним членам семьи, находящимся в день досрочного прекращения полномочий областной Думы за пределами места постоянного жительства, обеспечивается бесплатный проезд и провоз принадлежащего ему имущества к месту постоянного жительства депутата областной Думы.

Статья 29. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата областной Думы

(в ред. закона Воронежской области от 02.06.2017 N 70-ОЗ)

Депутату областной Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с Законом Воронежской области «О государственных должностях Воронежской области».

Статья 30. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом его полномочий

1. Депутату областной Думы, работающему в областной Думе на постоянной основе, выплачивается денежное вознаграждение в порядке и в размерах, установленных законодательством Воронежской области о государственных должностях.

2. Депутату областной Думы ежемесячно производится компенсационная выплата на осуществление депутатской деятельности в размере не более десяти тысяч рублей в соответствии с положением, утверждаемым областной Думой.

(часть 2 в ред. закона Воронежской области от 06.05.2010 N 28-ОЗ)

Статья 31. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение депутата областной Думы

1. Депутату областной Думы предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для государственных гражданских служащих Воронежской области. Медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение депутата областной Думы, которому причинено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления им депутатских полномочий, сохраняется за ним и после прекращения полномочий.

2. Депутату областной Думы, замещавшему государственную должность Воронежской области, при выходе на трудовую пенсию устанавливается доплата к трудовой пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Воронежской области «О государственных должностях Воронежской области».

(часть вторая в ред. закона Воронежской области от 04.06.2008 N 37-ОЗ)

Статья 32. Предоставление депутату областной Думы служебного помещения и служебного автотранспорта

1. Депутату областной Думы, работающему в областной Думе на постоянной основе, для осуществления им своих полномочий в здании парламентского центра предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.

2. Депутат областной Думы, работающий в областной Думе на постоянной основе, для осуществления своей деятельности имеет право пользования служебным автотранспортом, находящимся на балансе областной Думы.

Статья 33. Использование средств связи депутатом областной Думы

Депутат областной Думы по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет право пользоваться по предъявлению удостоверения депутата областной Думы телефонной связью, которой располагают органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления. Оплата услуг связи, предоставляемых депутату областной Думы указанными органами, производится за счет средств областного бюджета.

Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры из гостиниц и с домашних телефонов оплачиваются депутатом областной Думы самостоятельно за счет собственных средств.

Статья 34. Право депутата областной Думы на возмещение расходов по использованию личного автотранспорта

Депутату, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, возмещаются расходы по его содержанию в порядке и в размерах, устанавливаемых нормативным правовым актом областной Думы в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год.

Статья 35. Предоставление депутату областной Думы служебной жилой площади

1. Депутату областной Думы, осуществляющему депутатскую деятельность в областной Думе на постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в городе Воронеже, по письменному заявлению может предоставляться служебная жилая площадь для проживания с членами семьи на период работы в областной Думе. Служебная жилая площадь, предоставляемая депутату областной Думы, не подлежит приватизации.

2. Занимаемая депутатом областной Думы и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на период исполнения депутатских полномочий бронируется.

3. Депутат областной Думы обязан освободить занимаемое им служебное помещение, предоставленное ему в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не позднее 30 дней со дня прекращения своих полномочий.

Статья 36. Помощники депутата областной Думы

1. Помощник депутата областной Думы — гражданин Российской Федерации, выполняющий поручения депутата областной Думы, связанные с осуществлением депутатом областной Думы полномочий, предусмотренных действующим законодательством, в избирательном округе.

Помощник депутата областной Думы может осуществлять свою деятельность на оплачиваемой основе на условиях гражданско-правового договора или на общественных началах.

Депутат областной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих на оплачиваемой основе, а также до десяти помощников, работающих на общественных началах.

(часть 1 в ред. закона Воронежской области от 06.05.2010 N 28-ОЗ)

2. Помощник депутата областной Думы:

1) ведет запись на прием к депутату областной Думы и проводит предварительный прием;

2) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые депутату областной Думы для осуществления им своих полномочий;

3) получает по поручению депутата областной Думы в органах государственной власти Воронежской области, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые депутату областной Думы для осуществления ими своих полномочий;

4) организует встречи депутата областной Думы с избирателями;

5) ведет делопроизводство;

6) выполняет другие поручения депутата областной Думы, предусмотренные договором.

3. Абзац утратил силу. — Закон Воронежской области от 06.05.2010 N 28-ОЗ.

Статус помощника депутата областной Думы, а также права, обязанности, условия и порядок работы помощников определяются соответствующим положением, принимаемым областной Думой.

Статья 37. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области

Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 38. Вступление настоящего Закона Воронежской области в силу

Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Положения пункта 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона Воронежской области не распространяются на депутатов областной Думы, избранных до вступления в силу настоящего Закона Воронежской области.

Статья 39. Признание утратившими силу законов Воронежской области

С момента вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:

1) Закон Воронежской области от 29 августа 1994 года N 2-з «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 1994, 6 сентября);

2) Закон Воронежской области от 21 ноября 1994 года N 5-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 1994, 10 декабря);

3) Закон Воронежской области от 10 января 1995 года N 9-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 1995, 30 марта);

4) Закон Воронежской области от 11 марта 1998 года N 34-II-ОЗ «О внесении дополнения в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 1998, 7 апреля);

5) статью 2 Закона Воронежской области от 10 ноября 1998 года N 58-II-ОЗ «О внесении изменений в Законы Воронежской области «Об органах государственной власти Воронежской области», «О статусе депутата Воронежской областной Думы», «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Воронежской области» («Коммуна», 1998, 19 ноября);

6) Закон Воронежской области от 16 июня 1999 года N 94-II-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 1999, 23 июня);

7) Закон Воронежской области от 16 февраля 2000 года N 144-II-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2000, 22 февраля);

8) Закон Воронежской области от 20 июля 2001 года N 16-III-ОЗ «О внесении изменений в статью 32 Закона Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2001, 26 июля);

9) Закон Воронежской области от 7 октября 2002 года N 62-ОЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2002, 11 октября);

10) Закон Воронежской области от 28 апреля 2003 года N 19-ОЗ «О внесении изменения в статью 27 Закона Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2003, 17 мая);

11) Закон Воронежской области от 11 июня 2003 года N 25-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2003, 26 июня);

12) статью 2 Закона Воронежской области от 13 апреля 2004 года N 7-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области» («Коммуна», 2004, 20 апреля);

13) Закон Воронежской области от 13 апреля 2004 года N 10-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2004, 20 апреля);

14) Закон Воронежской области от 2 декабря 2004 года N 81-ОЗ «О внесении изменения в статью 23 Закона Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2004, 15 декабря);

15) Закон Воронежской области от 3 мая 2005 года N 23-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2005, 14 мая);

16) Закон Воронежской области от 5 июля 2005 года N 47-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2005, 9 июля);

17) Закон Воронежской области от 26 февраля 2006 года N 11-ОЗ «О внесении изменения в статью 25 Закона Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2006, 2 марта);

18) Закон Воронежской области от 5 июня 2006 года N 56-ОЗ «О внесении изменения в Закон Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы» («Коммуна», 2006, 8 июня).

Исполняющий обязанности
губернатора области
С.М.НАУМОВ