Государственная экспертиза условий труда и безопасности

Как осуществляется государственная экспертиза условий труда: цели

С начала 2014 года процедура аттестации рабочих мест заменена спецоценкой условий труда. Ее качество и правильность проведения контролируют государственные надзорные органы, которые оценивают соблюдение всех требований и правильность ее проведения. Так, для проверки качества спецоценки и соблюдения прав рабочего персонала предусмотрена государственная экспертиза условий труда. Информацию о ней содержит статья 216.1 Трудового кодекса РФ.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

Понятно, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным надзорным органом, который имеет полномочия следить за соблюдением положений трудового права. Данную проверку проводят представители Роструда. В том числе территориальные трудовые инспекции – ГИТ.

Как проводится госэкспертиза

По установленным правилам, экспертизу качества специальной оценки условий труда организуют по инициативе работодателя, сотрудников, профсоюзов, также ее могут запросить представители страховых организаций и различных государственных органов. При выявлении фактов нарушения законодательства проверка проводится на основании судебного предписания, она должна подтвердить несоблюдение правил безопасности на производстве или отсутствие компенсаций за вредные и опасные факторы.

Вне зависимости от инициатора проведения экспертиза условий труда состоит из ряда обязательных этапов:

  • состав экспертной комиссии;
  • сроки проведения процедуры.

В общем случае вся процедура занимает не больше 30 дней. А в особых ситуациях ее срок может быть увеличен. Итоговый срок проведения госэкспертизы составляет не больше 60 дней.

Подача заявления о проведении экспертизы

Чтобы начать процедуру госэкспертизы, заявитель должен обратиться в уполномоченную организацию с заявлением, которое содержит всю требуемую информацию. В том числе необходимо прописать:

  • полное название предприятия;
  • Ф.И.О. и адрес заявителя;
  • сведения о рабочих местах на объекте;
  • данные о проведенных ранее проверках.

Также к заявлению может быть прикреплён пакет иных документов. Их собирают в зависимости от цели проведения проверки.

Если проверка начата по представлению суда или трудовой инспекции, заявление должно быть обязательно зарегистрировано в уполномоченном органе. С момента регистрации заявления начинается отсчет времени на получение ответа и на проведение самой процедуры.

Если же проверка проводится для анализа качества спецоценки, то к заявлению прикладывают квитанцию об оплате госэкспертизы.

Оформление заключения после проверки

По результатам проведенной проверки готовят проект заключения. В нем прописывают выводы по экспертизе. А они зависят от поставленных целей.

Если проверка зафиксировала нарушения, их прописывают максимально подробно. При этом указывают нормативные акты, положения которых были нарушены.

Проект должен пройти утверждение в экспертной комиссии. После чего в течение 3-х дней его переправляют заявителю.

Результаты рассматриваемой экспертизы при необходимости можно обжаловать в Роструде или в суде.

Помните, что государственная экспертиза условий труда и ее функции направлены на проверку соблюдения законодательства и предотвращение нарушений прав работников. Она позволяет выявить и подтвердить факты нарушений, а также предотвратить несчастные случаи и профзаболевания.

С начала 2014 года процедура аттестации рабочих мест заменена спецоценкой условий труда. Ее качество и правильность проведения контролируют государственные надзорные органы, которые оценивают соблюдение всех требований и правильность ее проведения. Так, для проверки качества спецоценки и соблюдения прав рабочего персонала предусмотрена государственная экспертиза условий труда. Информацию о ней содержит статья 216.1 Трудового кодекса РФ.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

Государственная экспертиза условий труда и безопасности

Проведение государственной экспертизы условий труда регламентируется ст. 216 ТК РФ, постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 г № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ», постановлениями Минтруда России от 30.10.2000 г № 86 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в РФ» и от 02.07.2001 г № 53 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности».

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

— качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда;

— соответствие проектов строительства, реконструкции, технологического переоснащения объектов, внедрение новой техники;

— фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, Фонда социального страхования.

Лица осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

— составлять заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям и т.д.;

— обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключении;

— обеспечивать сохранность документов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Государственный надзор и контроль ха охраной труда

В главе 57 ТК РФ рассмотрены органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Согласно.

Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда на предприятии осуществляется профессиональными союзами или уполномоченными лицами. Создается комитет.

Государственная экспертиза условий труда

Контроль за условиями труда, связанный с экспертизой их безопасности, призван обеспечить специальный орган – государственная экспертиза условий труда, задачи и функции которой прописаны на законодательном уровне. В соответствии со ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок определяется Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244.

Смотрите так же:  Пенсия по инвалидности 2 группы сумма

Согласно данному Положению государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется строго в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с нормами ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • – качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • – соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • – фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственной экспертизе условий труда подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости аккредитованных исследовательских (измерительных) лабораторий. По результатам экспертизы составляется заключение о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которое направляется в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования РФ. При этом в обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, входит обеспечение: а) объективности и обоснованности выводов, изложенных в заключениях; б) сохранности документов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальности содержащихся в них сведений.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы составляется экспертное заключение (в двух экземплярах) и подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется фе­деральным органом исполнительной власти, уполномоченным на поведение федерального государственною надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Цели государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  1. Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  2. Правильности предоставления работниками компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. Соответствия проектов строительства, реконструкции, техниче­ского переоснащения производственных объектов, производства и вне­дрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  4. Фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на произ­водстве.

Основания проведения государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • определений судебных органов;
  • обращений органов испол­нительной власти;
  • обращений работодателей, объединений работодателей;
  • обращений работни­ков, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • обращений органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющи­ми право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, то органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запраши­вают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и мате­риалы находятся в распоряжении таких органов либо органов органи­заций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых ра­ботодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
  • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осу­ществления экспертизы документы и другие материалы;
  • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными норматив­ными актами Российской Федерации.

Обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

  • составлять по результатам экспертизы заключения о соответ­ствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные за­ключения в суд, органы исполни тельной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхо­вания Российской Федерации;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изло­женных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы;
  • обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных для осуществления экспертизы.

Государственная экспертиза условий труда

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Что такое госэкспертиза условий труда

Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.

Смотрите так же:  Системные требования wolfenstein the old blood на pc

Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным. Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы). Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Основания проведения экспертизы

Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.

Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.

Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.

Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда. Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:

  • фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
  • работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
  • применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
  • политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.

Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество. Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.

Государственная экспертиза условий труда

С 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест проводится спецоценка условий труда (последней посвящен Федеральный закон № 426-ФЗ ). Проверка соблюдения требований, предъявляемых к данной процедуре, осуществляется, в том числе, при помощи государственной экспертизы условий труда.

Для чего нужна госэкспертиза

Ст.216.1 ТК РФ указывает, что целью данной процедуры является оценка:

  • результатов проведения спецоценки условий труда;
  • предоставления льгот и компенсаций, установленных для лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда;
  • фактических условий труда работников.

В зависимости от цели госэкспертизы различаются и действия уполномоченных органов и должностных лиц в рамках данной процедуры.

Смотрите так же:  На усн нужно платить налог на имущество

Порядок проведения госэкспертизы

Положения о госэкспертизе условий труда содержатся в:

Экспертизу осуществляют Роструд и территориальные трудовые инспекции на основании:

  • заявления работодателя;
  • обращений работников и их объединений;
  • обращений государственных органов, страховщиков (ФСС и др.);
  • судебных актов;
  • представлений трудовой инспекции.

В ходе осуществления госэкспертизы эксперт (экспертная комиссия) последовательно:

  • рассматривает основания для экспертизы (в течение 7 дней);
  • оценивает объект экспертизы;
  • проводит исследования, испытания, измерения;
  • оформляет результаты в виде проекта заключения госэкспертизы.

В общей сложности продолжительность экспертизы условий труда не может превышать 30 дней. В случае необходимости ее срок может быть продлен, но не более чем на 60 дней.

Заявление о проведении госэкспертизы

Для проведения экспертизы по обращениям заявитель должен представить в уполномоченный орган заявление, содержащее следующие сведения:

  • наименование или ФИО заявителя;
  • адрес заявителя;
  • объект экспертизы;
  • сведения о рабочем месте, по которому должна быть проведена экспертиза условий труда;
  • сведения о более ранних экспертизах;
  • сведения об оплате экспертизы, если она проводится для оценки качества спецоценки условий труда.

К заявлению прилагаются другие документы, набор которых будет зависеть от цели экспертизы условий труда.

Заявления, определения судебных органов и представления трудовых инспекций подлежат регистрации непосредственно в органе экспертизы, после которой основания для проведения госэкспертизы передаются на рассмотрение в уполномоченный орган.

Заключение госэкспертизы

По окончании госэкспертизы оформляется проект заключения, в котором указываются:

  • сведения об органе экспертизы и должностном лице, проводивших экспертизу;
  • основание для экспертизы;
  • данные о заявителе (трудовой инспекции, судебном органе);
  • период времени, в который проводилась экспертиза;
  • наименование организации, условия труда в которой подвергались экспертизе;
  • сведения об исследованных рабочих местах;
  • перечень представленных документов.

В проекте заключения приводятся подробные и обоснованные выводы по результатам экспертизы, суть которых будет зависеть от цели и объекта экспертизы (см. «Для чего нужна госэкспертиза»).

В случае выявления нарушения оно подробно описывается в проекте заключения с обязательным указанием нарушенного нормативного правового акта.

Проект заключения утверждается экспертной комиссией, и не позднее трех дней с момента утверждения один из экземпляров заключения направляется заявителю (судебному органу, трудовой инспекции).

Заявление может быть обжаловано в Роструд (по вопросам спецоценки условий труда), а также в судебном порядке (по вопросам предоставления компенсаций и льгот, оценки фактических условий труда).

Госэкспертиза позволяет получить объективные данные о характере условий труда и независимую их оценку, установить факт соблюдения либо нарушения прав работника, связанных с охраной труда, выявить недостатки в работе организации по созданию безопасных условий трудовой деятельности.

Государственная экспертиза условий труда

Предлагаем вам ознакомиться с комментарием эксперта — директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Валерия Коржа к статье 216.1 ТК РФ.

1. Часть 1 ст. 216.1 ТК РФ определяет органы управления государственной экспертизой условий труда в Российской Федерации.

2. Частью 2 ст. 216.1 ТК РФ установлены требования к документации и материалам для проведения государственной экспертизы условий труда. Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Положения, содержащиеся в части второй данной статьи, не применяются до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ).

3. Частью 3 ст. 216.1 ТК РФ установлены цели государственной экспертизы условий труда. Под экспертизой условий труда понимается комплексная оценка специалистами (экспертами) факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести и напряженности труда), оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе трудовой деятельности.

Экспертиза осуществляется экспертами, т.е. специалистами в определенной области, привлекаемыми для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений проведения экспертизы.

Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями. По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Государственная экспертиза условий труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ), и ее реализация обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

4. Частью 4 ст. 216.1 ТК РФ установлены основания для проведения государственной экспертизы условий труда. Ими являются определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС России.

Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Роструд, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, – в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектно-технической документации государственным нормативным требованиям охраны труда строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники и новых технологий запрещаются (ст. 215 ТК РФ).

5. Частью 5 ст. 216.1 ТК РФ определены права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

6. Частью 6 ст. 216.1 ТК РФ установлены обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.