Гражданский кодекс аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность

Подборка наиболее важных документов по запросу Аудиторская деятельность (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Аудиторская деятельность

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Аудиторская деятельность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Аудиторская деятельность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА

1.3. Правовые основы аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008г.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

6. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129- ФЗ от 21 ноября 1996г.

7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

8. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).

9. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002г. №47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ» и др.

10. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № от 2007г.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 основных уровня, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите. Закон об аудиторской деятельности относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм и их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Основные понятия

Административная ответственность. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Аудиторская тайна. Государственное регулирование аудиторской деятельности. Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда (т.е. материальная). Квалификационный аттестат аудитора. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Обязанности экономического субъекта. Ответственность аудитора. Ответственность исходя из правил (стандартов) аудиторской деятельности. Права и обязанности аудитора. Права руководства экономического субъекта. Уголовная ответственность. Членство в саморегулируемой организации аудиторов

Правовые основы аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Законом № 307-ФЗ и принятыми федеральными стандартами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации включает в себя аудиторские стандарты.

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

  • • Гражданский кодекс РФ;
  • • Уголовный кодекс РФ (УК РФ);
  • • Налоговый кодекс РФ;
  • • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • • Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • • постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
  • • постановления Правительства РФ;
  • • приказы Минфина России по аудиторской деятельности.

Нормативное регулирование аудиторской проверки с указанием уровней и областей регулирования представлено в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Нормативное регулирование аудиторской проверки

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Консультации юриста по ст. 2 Закона Об аудиторской деятельности

Речь, наверное, о квалификационном аттестате?
Например, такая информация в интернете (одна из. )
Общая информация

Национальная фондовая ассоциация оказывает помощь членам Ассоциации в связи с изменением требований Положения о специалистах фондового рынка, а также оказывает услуги по подготовке к сдаче экзаменов на получение квалификационного аттестата ФСФР России.
Информируем Вас о том, что 17 июня 2005 года вступил в силу Приказ ФСФР России от 20.04.2005 года № 05-17/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка»

По вопросам аттестации специалистов финансового рынка целесообразно связаться с сотрудниками Ассоциации Хохлиной Верой Михайловной или Костиной Людмилой Владимировной по тел. 980-98-74 или по электронной почте [email protected] с указанием темы «АТТЕСТАЦИЯ».
Ждём Ваших обращений по любым вопросам, связанным с аттестацией специалистов финансового рынка.

* Повышение квалификации специалистов фондового рынка (совместно С НП «Национальная Лига Управляющих» и АНО «Учебный, консультационный и кадровый центр МФЦ»)
* СРО НФА в соответствии с Соглашением о стратегическом партнерстве с ИФРУ организует подготовку специалистов организаций — членов СРО НФА к сдаче экзаменов на получение квалификационных аттестатов ФСФР России
* Дистанционное обучение

* Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (выдержки)
* Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (выдержки)
* Положение о специалистах финансового рынка (утв. приказом ФСФР России от 20.04.2005 № 05-17/пз-н)
* Положение об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка (утв. приказом ФСФР России от 08.08.2006 № 06-87/пз-н)
* Приказ ФСФР России от 21.09.2006 № 06-102/пз-н «О типах и форме квалификационных аттестатов» (не вступил в силу)
* Программы квалификационных экзаменов
o базовый экзамен (утв. приказом ФСФР России от 05.04.2007 № 07-40/пз-н)
o специализированный экзамен первой серии (утв. приказом ФСФР России от 28.09.2006 № 06-108/пз-н)
o специализированный экзамен второй серии (утв. приказом ФСФР России от 28.09.2006 № 06-107/пз-н)
o специализированный экзамен третьей серии (утв. приказом ФСФР России от 28.09.2006 № 06-106/пз-н)
o специализированный экзамен четвертой серии (утв. приказом ФСФР России от 28.09.2006 № 06-105/пз-н)
o специализированный экзамен пятой серии (утв. приказом ФСФР России от 28.09.2006 № 06-104/пз-н)
o специализированный экзамен шестой серии (утв. приказом ФСФР России от 28.09.2006 № 06-103/пз-н)
* Информационное письмо ФСФР России от 26.09.2006 № 06-ОВ-02/15379 «О рекомендациях к разработке документа, регламентирующего прием квалификационных экзаменов для специалистов финансового рынка»
* Информационное письмо ФСФР России от 26.09.2006 № 06-ОВ-02/15380 «О рекомендациях к разработке документа, определяющего порядок работы аттестационной комиссии организации, осуществляющей аттестацию специалистов финансового рынка»
* Информационное письмо ФСФР России от 17.10.2006 № 06-ВС-02/16970 «О рекомендациях к оформлению квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка»

Я пыталась привести статьи из ФЗ «Об аудиторской деятельности», но они не поместились
Напишу вкратце.
Согласно ст.5 настоящего закона аудитор имеет право затребовать любой документ (даже содержащий коммерческую тайну), то что аудитор чересчур рьяно это делает — уголовно, увы, не наказуемо, но если он не получит желаемого, то может отказаться от проведения проверки (Мотивируя это тем, что не может сделать аудиторское заключение)
Согласно ст. 6 того же закона:
Аудируемая организация обязана.
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
по ст. 8 :
1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
4. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»

Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности
1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Смотрите так же:  Административный суд усть-каменогорск

Текст письма опубликован
«Официальные документы» (приложение к «Учет. Налоги. Право»), 2009, N 17

Вопрос: Об обязанности ООО, применяющих УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156

В связи с письмом ООО РИАНА «Урал-пресс-информ» от 20.03.2009 N 427 Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от его размера и применяемого к нему режима налогообложения) напрямую вытекает из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. В Гражданском кодексе Российской Федерации и федеральных законах об организациях различных организационно-правовых форм содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления.
Помимо этого указанные законодательные акты содержат нормы, реализация которых возможна только на основе информации бухгалтерского учета. В частности, обязанность сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации; распределение прибыли; определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки; определение доли участника общества при выходе его из общества; формирование разделительного или ликвидационного баланса при реорганизации и ликвидации организации.
Необходимо также иметь в виду, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. Федеральные законы об организациях различных организационно-правовых форм являются специальными для соответствующих организаций. При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об организациях различных организационно-правовых форм необходимо применять положения Гражданского кодекса Российской Федерации и принятого в соответствии с ним Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Соответственно, общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и указанным федеральным законам обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (независимо от наличия в нем нормы об освобождении этих организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Директор Департамента
Л. З. ШНЕЙДМАН
13.04.2009

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ст. 1 дано определение экологического аудита)
Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» (вместе с «Временным порядком аттестации экологических аудиторов»)
«ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 432-ст)

Гражданский кодекс аудиторская деятельность

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Договор об оказании аудиторских услуг // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37757 (дата обращения: 25.09.2018).

С появлением и развитием рыночных отношений обозначилась потребность осуществления непредвзятого надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов. С одной стороны такая деятельность должна быть квалифицированной и профессиональной, с другой стороны – непредвзятой, то есть не государственной. Указанную роль осуществляет аудит. Этим объясняется историческая родина данного института – Англия. В России же аудит впервые появился при Петре I и, конечно, имел совершенно отличное от современного наполнение. Аудит в России имел нелегкую судьбу: его то упраздняли, то вновь вводили. При власти Советов аудиторская деятельность не была востребована, так как все секторы экономики были заняты государственными предприятиями, которые «не нуждались» в непредвзятой проверке. «Пробуждаться» аудиторская деятельность начала со времен перестройки, когда начали появляться негосударственные хозяйствующие субъекты. И до настоящего времени аудит в России активно развивается.

Договор об оказании аудиторских услуг в теории гражданского права входит в группу договоров возмездного оказания услуг. Однако в связи с существенной спецификой данный договор урегулирован специальным нормативно-правовым актом, а именно ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ (далее, ФЗ №307). Специфика эта в первую очередь заключается в том, что аудиторские услуги по большей части ориентированы на предпринимательскую среду.

Согласно статье 1 ФЗ №307 аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторскую деятельность могут осуществлять уполномоченные на то аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые должны быть членами саморегулируемой организации. Указанные субъекты не имеют права заниматься параллельно с аудиторской каким-либо иным видом предпринимательской деятельности. Такой законодательный запрет введен для того, чтобы исключить предвзятость и заинтересованность аудиторов и обеспечить их беспристрастное проведение проверок. С этой же целью за аудиторами закреплено право отказаться от проведения аудита при выявлении обстоятельств, способных повлиять на непредвзятость их заключения.

Необходимо отметить, что договорные отношения между заказчиком аудиторских услуг и аудитором носят некоторый доверительный характер, а именно аудируемое лицо предоставляет доступ к своей документации, данным бухгалтерского учета и прочее. В связи с этим статья 9 ФЗ №307 закрепляет обязанность аудитора хранить аудиторскую тайну, то есть не разглашать сведения, полученные им в ходе осуществления проверки. В случае разглашения сведений конфиденциального характера виновное лицо обязано будет возместить понесенные убытки.

Аудиторская деятельность носит возмездный характер, то есть осуществляется за денежное вознаграждение. Стоит отметить, что размер этого вознаграждения не может ставиться в зависимость от результатов проверки, от содержания выводов аудиторов относительно предмета проверки и т.д. Данное положение прямо закреплено в пункте 2 статьи 8 ФЗ №307.

С учетом ответственного и важного характера услуг аудиторов. К их деятельности должны предъявляться повышенные стандарты качества. Цели поддержания высокого уровня качества услуг аудиторов служит внутренний контроль качества работы, который осуществляется по федеральным стандартам аудиторской деятельности. Указанные стандарты разрабатываются в соответствии с международными стандартами и носят обязательный характер. Кроме того, существуют стандарты саморегулируемой организации аудиторов, которые дополняют и уточняют федеральные стандарты. Помимо стандартов каждая саморегулируемая организация на основании статьи 7 ФЗ №307 утверждает кодекс профессиональной этики аудиторов, который одобряется советом по аудиторской деятельности.

Основанием оказания аудиторских и сопутствующих им услуг является договор об оказании аудиторских услуг. Аудиторы вправе определять формы и методы проведения проверки, состав аудиторской группы и другое.

Наряду с непосредственно аудиторскими услугами аудиторы могут оказывать другие, связанные с аудиторской деятельностью услуги. Например:

  • Консультирование по налоговым вопросам;
  • Составление бизнес-планов;
  • Проведение маркетинговых исследований;
  • Составление бухгалтерсткой отчетности;
  • И др.

Результатом проведенной аудиторской проверки всегда является аудиторское заключение, которое представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц. Федеральными стандартами качества устанавливаются требования к форме и содержанию аудиторского заключения. Составление заведомо ложного аудиторского заключения незаконно и влечет аннулирование квалификационного аттестата и прекращение членства в саморегулируемой организации для аудитора. Лицо, подписавшее заведомо ложное аудиторское заключение может быть привлечено к уголовной ответственности. Аудиторское заключение признается заведомо ложным только судом.

21. Договор в аудиторской деятельности

Договор на проведение аудиторской проверки – официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом.

В новом Гражданском кодексе РФ отражен новый вид договора: договор на возмездное оказание услуг.

Особенностями этого договора являются:

1. Понятие безвозмездного оказания услуг. В отличие от договора подряда предметом договора на возмездное оказание услуг (ДВОУ) является действие, а не результат. Так, в частности, по окончании аудиторской проверки составляется аудиторское заключение.

2. Порядок исполнения договора. В отличие от договора подряда исполнитель ДВОУ обязан выполнить услуги лично. Привлечение «субподрядчиков» возможно только с согласия клиента. Кроме того, при выполнении договора на аудиторскую проверку право оценивать ее качество заказчику не предоставлено. Такие права имеют орган, выдавший лицензию, после перепроверки, а также арбитражный или третейский суд.

Смотрите так же:  Госпошлина документы бти

3. Оплата услуг. Договор на аудиторскую проверку должен содержать обязательство заказчика об оплате работ вне зависимости от содержания аудиторского заключения. Кроме того, при решении вопроса об оплате надо предусмотреть распределение риска. Риск случайной невозможности исполнения договора, возникший по вине заказчика, несет заказчик. А услуги аудитора должны быть оплачены в полном объеме.

4. Определение последствий невозможности достижения результатов работы: если возникли обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает аудитору все расходы. Чтобы конкретизировать этот момент, надо согласовать возможную оплату исходя из количества и состава группы аудиторов и их почасовой оплаты.

5. Обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора. В ДВОУ и заказчик, и исполнитель могут это сделать. Но условием со стороны заказчика является оплата исполнителю фактически понесенных расходов, а со стороны исполнителя – полное возмещение заказчику убытков.

Аудит (Д. А. Шевчук)

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Аудит». Пособие может использоваться для подготовки к квалификационному экзамену на аттестаты профессионального бухгалтера, аудитора. Автор книги – Заместитель генерального директора «Кредитный брокер INTERFINANCE» (ИПОТЕКА * КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА) Шевчук Денис (www.denisсredit.ru), имеет опыт преподавания различных дисциплин в ведущих ВУЗах Москвы (экономические, юридические, технические, гуманитарные), два высших образования (экономическое и юридическое), более 50 публикаций (статьи и книги), Член Союза Юристов Москвы, Член Союза Журналистов России, Член Союза Журналистов Москвы, Стипендиат Правительства РФ, опыт работы в банках, коммерческих и государственных структурах (в т. ч. на руководящих должностях).

  • Тема 1. Аудит в системе финансового контроля РФ
  • Тема 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит (Д. А. Шевчук) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Во второй теме рассмотрены функционирование системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, сущность и содержание Закона об аудиторской деятельности, классификация и содержание стандартов аудиторской деятельности.

Освещены вопросы организации аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций, права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций, экономических субъектов, приведено понятие аудиторской тайны, рассмотрена ответственность аудиторов и аудиторских организаций.

Приведено определение профессиональных аудиторских организаций и показана их роль в регулировании аудиторской деятельности.

2.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

– Гражданский кодекс Российской Федерации;

– Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

– Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

– Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

– Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;

– Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.).

В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня (табл. 2.1).

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). До их принятия действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рис. 2.2.

2.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987–1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 г. – создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990–1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – август 2001 г.) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов [1] .

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение Закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики – аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина России, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000) и др.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и / или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В Законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В Законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

2.3. Аудиторские стандарты

До принятия Закона об аудиторской деятельности в РФ классификация стандартов предусматривала деление их на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные и национальные.

Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing – ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный характер.

Что касается национальных (российских) стандартов, то в течение 1996–2000 гг. в РФ было создано 38 правил (стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудит сегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.

Смотрите так же:  Подписан ли приказ об амнистии

К внутренним стандартам относятся правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Эта работа также велась и ведется аудиторскими фирмами и аудиторами-предпринимателями.

В новой классификации в соответствии с Федеральным законом (ст.9) предусмотрено, что:

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п.5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (п.6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Созданные 38 российских правил (стандартов) будут использованы для создания федеральных правил (стандартов) [2] .

Одновременно профессиональные аудиторские объединения России, например Аудиторская палата, должны начать работу по созданию своих внутренних стандартов. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны продолжить работу по созданию и обновлению внутренних стандартов своих фирм.

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, а 11-я группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».

Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

– общие принципы правила (стандарта);

– основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

– цель и необходимость разработки данного стандарта;

– сфера применения стандарта;

– взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» содержатся новые термины и их краткая характеристика.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

В раздел «Практические приложения» включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Первая группа «Вводные замечания» включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.

Вторая группа «Ответственность» включает 9 стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В этих стандартах рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Третья группа «Планирование» включает 3 стандарта, относящихся к планированию аудиторской проверки.

Четвертая группа «Внутренний контроль» содержит 2 стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе условия компьютерной обработки данных у клиента.

Пятая группа «Аудиторские доказательства» включает 9 стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.

Шестая группа «Использование работы третьих лиц» включает 3 стандарта, в которых рассматриваются вопросы использования для проведения аудита экспертов, работы внутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.

Седьмая группа «Выводы и отчеты в аудите» – это 3 стандарта, посвященные вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, порядку оформления письменной информации аудитора руководству экономического субъекта.

Восьмая группа «Специализированные области» включает 2 стандарта. В этой группе содержатся материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям, изучению прогнозной финансовой информации.

В девятой группе «Задания» пока нет разработанных стандартов.

Десятая группа «Положения по международной практике аудита» включает 4 стандарта. Здесь рассмотрены вопросы использования компьютеров, общения с налоговыми органами.

Одиннадцатая группа «Образование и подготовка кадров» включает один стандарт, посвященный вопросам образования аудиторов и программе для сдачи экзаменов.

Разработанные отечественные аудиторские правила (стандарты) аудита позволяют значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

1) способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

2) содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

3) определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

в) использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

г) увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:

1) по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);

3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

4) по организации сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил (стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам, как:

а) ответственность аудиторов;

б) планирование аудита;

в) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

г) получение аудиторских доказательств;

д) использование работы третьих лиц;

е) порядок формирования выводов и заключений в аудите;

ж) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; отражающие специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; отражающие специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80 % случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

– целесообразность – при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

– преемственность и непротиворечивость – стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

– полнота и детализация – внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

– единство терминологической базы – обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов – это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском Стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.