Интеллектуальная собственность статьи в журналах

Интеллектуальная собственность статьи в журналах

В этом году наш журнал празднует 10-летний юбилей, с которым мы рады поздравить Вас! Федеральный журнал «Право интеллектуальной собственности», учрежденный в 2006 году Республиканским НИИ интеллектуальной собственности совместно с издательской группой «Юрист», сегодня выступает ведущим журналом в сфере интеллектуальной собственности, освещая наиболее актуальные вопросы теории и практики отношений, связанных с интеллектуальной собственностью (в том числе через постоянные рубрики журнала: комментарии законодательства, авторское право и смежные права, патентное право, зарубежный опыт, правовая защита, экономика интеллектуальной собственности, преподавание, а также обзор конференций, семинаров, публикаций по вопросам интеллектуальной собственности).

За прошедшие годы наш журнал был рупором значительных событий в мире интеллектуальной собственности, включая принятие 4-й части Гражданского кодекса РФ, создание Суда по интеллектуальным правам, создание технического комитета по стандартизации № 481 «Интеллектуальная собственность», реформирование Российской академии наук, принятие законов о малых инновационных предприятиях, вступление России в ВТО, создание Таможенного союза, 10-летний юбилей РНИИИС, проведение ежегодного Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», а также создание базовой кафедры «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Искреннюю благодарность за сотрудничество редколлегия выражает членам редсовета и редколлегии, которые являются признанными специалистами (учеными и практиками) в сфере интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве и в мире, во многом, благодаря которым сформировались традиции и современный облик журнала, где в основе лежит строгое рецензирование всех присылаемых статей и публикация наиболее актуальных материалов.

Сегодня журнал «Право интеллектуальной собственности» входит в Перечень журналов ВАК, публикация в которых необходима для защиты диссертации на соискание ученой степени. Вместе с тем в ближайших планах включение журнала в международные индексы цитирования Scopus и Web of sciences. Для этого редколлегией были разработаны современные требования к публикации, в основе которых лежат следующие принципы: перевод аннотации, ключевых слов и информации об авторе статьи на английский язык, структурирование аннотации, использование максимального количества релевантных источников.

Благодарим преданных читателей и авторов журнала «Право интеллектуальной собственности», присылающих статьи в номер, особенно Дорошкова В.В., Голобокову Г.М., Шугурова М.В., Аникина А.С., и всех тех, кто регулярно публикует свои статьи в нашем журнале.

Приглашаем к сотрудничеству и ждем в адрес редакции ваших писем и интересных материалов. Напоминаем, что публикация в журнале бесплатная.

Желаем продолжать всем нам свою научную и просветительскую деятельность во благо развития цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, чтобы умный и честный смог жить богато!

Председатель Редакционного совета журнала «Право интеллектуальной собственности»,
научный руководитель РНИИИС, доктор юридических наук, профессор Лопатин В.Н.

Интеллектуальная собственность статьи в журналах

Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС77-5485 от 26 июля 2013г. ISSN: 2313-4852

Журнал Суда по интеллектуальным правам является сетевым изданием.

Тексты статей находятся в свободном доступе на сайте журнала. Редакция журнала обеспечивает постоянное хранение публикуемых научных статей.

PDF-версия журнала выходит 1 раз в 3 месяца и архив номеров представлен в разделе «Номера журнала».

Журнал Суда по интеллектуальным правам включен в список ВАК (ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук) 6 июня 2017г.

Учредители: Суд по интеллектуальным правам (105062, г. Москва, ул. Машкова, дом 13 стр. 1),
Фонд «Правовая поддержка» (119991, г. Москва, Ленинские горы, д.1, стр. 77).

Эл. почта для обращений – Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал Суда по интеллектуальным правам – рецензируемое научное издание, посвящённое вопросам юридических наук.

Основные задачи Журнала — распространение актуальной и достоверной информации о судебных актах, принятых Судом по интеллектуальным правам, а также развитие научной мысли в области интеллектуальных прав и популяризация знаний в области интеллектуальной собственности.

В номерах Журнала можно найти научно-практические статьи и комментарии по наиболее актуальным и важным темам, связанным с развитием законодательства об охране результатов интеллектуальной деятельности, анализом судебной практики, зарубежного опыта и пр.

Опубликование статей в Журнале возможно в следующих разделах:

  • Официальная хроника
  • Патентное право
  • Право на товарные знаки
  • Процессуальные вопросы
  • Авторские и смежные права
  • Правовые вопросы
  • Частное мнение
  • Судебная практика
  • Просто о сложном

ТОП-5 статей по теме «интеллектуальная собственность»

Нормы об интеллектуальной собственности IV части ГК РФ значительно изменились за последнее время. А появление специализированного органа — Суда по интеллектуальным правам изменило работу юристов. Мы собрали для Вас ТОП-5 статей, которые разложат по полочкам все нюансы этой сложной темы и дадут готовые решения юристам, работающим в сфере интеллектуальной собственности.

Условия использования изображения граждан. Как разграничить свободное использование и случаи, требующие согласия

Пиратство в интернет-сети. В каких случаях отвечают информационные посредники

Доменное имя сайта компании зарегистрировано на другое лицо. Почему не всегда удается добиться перерегистрации

Договоры в сфере интеллектуальной собственности. Возможности, которые предоставила новая редакция ГК РФ

Видеоролики и фото в рекламе. Почему даже исключительного права может быть недостаточно

корпоративный юрист

Читайте в №12, 2018

☆ Полезная подборка для юриста

Главные правовые события

Что было на VII юридическом форуме в Кремле

Типовой устав ООО

Как перейти на него и не пожалеть об этом

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ

Подготовлено по показаниям инспекторов.

Как судиться с приставами

Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки.

Скачать образцы документов

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.

Анализ определения понятия «интеллектуальная собственность»

Статья просмотрена: 2786 раз

Библиографическое описание:

Поляков Р. Е. Анализ определения понятия «интеллектуальная собственность» // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1. — С. 176-179. — URL https://moluch.ru/archive/33/3759/ (дата обращения: 08.01.2019).

В отличие от охраны вещных прав охрана прав на объекты интеллектуальной деятельности признана в мировом сообществе совсем недавно. «Не только в правовых системах примитивных народов, — писал известный российский цивилист И.А.Покровский, — но даже еще в праве римском духовная деятельность подобного рода не давала никаких субъективных прав на ее продукты их авторам и не пользовалась никакой правовой защитой. Всякий мог опубликовать или воспроизвести без согласия автора его произведение, осуществить его техническое изобретение. Насколько мало ценилась в римском праве духовная деятельность сама по себе, видно уже из того, что в классическую эпоху, например, поэма, написанная на чужом писчем материале, или картина, нарисованная на чужой доске, принадлежали не поэту или художнику, а собственнику писчего материала или доски. Правда, для Юстиниана такая норма показалась уже конфузной и была отменена, но, тем не менее, о каких бы, то, ни было авторских правах в Юстиниановом Своде нет речи».

Происхождение самого термина «интеллектуальная собственность» принято связывать с французским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).

Сущность проприетарной теории заключается в том, что все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признается его собственностью. Буквально слово «proprietas» означает собственность, благодаря чему и возникло название этой группы концептуальных моделей. Таким образом, создатель результатов творческого труда имеет исключительное право распоряжаться ими.[1.] При этом следует иметь в виду, что рассматривается право на идею, а не на материальный объект, в котором эта идея нашла своё выражение.

Данная теория содержит технологическую и юридическую предпосылки ее выделения.

В качестве технологической предпосылки может быть рассмотрена «трудовая теория собственности», выделенная Джоном Локком в трактате «О государственном правлении». Согласно теории, основанием возникновения права собственности является труд. Собственность – это категория экономическая, и сущность её состоит в присвоении определённых благ и предметов в процессе производства. При производстве же объектов интеллектуальной собственности также затрачивается умственный труд, и очень часто в литературе можно встретить понятие «духовное производство».

Право собственности, приобретённое одним, не должно ущемлять или наносить вред другим членам общества.

Юридической предпосылкой выступает абсолютный характер исключительных прав, как и вещных прав, а в первую очередь и права собственности. Это означает, что управомоченному субъекту не противостоит конкретное обязанное лицо. Как и обладатель вещного права собственности, обладатель интеллектуальной собственности может совершать в отношении объекта своих прав все не запрещённые законом действия с одновременным запрещением третьим лицам совершать указанные действия без согласия правообладателя.

Сходства также могут быть установлены по основаниям возникновения. Само право интеллектуальной собственности может возникнуть только с момента, когда мысли и идеи получили внешнее выражение в той или иной объективной форме, несмотря на то, что результатом интеллектуальной деятельности является творческая идея, а не материальный объект, в котором она находит своё выражение. Таким образом, как и в праве собственности, присутствует «вещественный вид». Мысль, не выраженная вовне, не имеет правового значения.

Как отмечается многими исследователями, основными причинами, породившими использование именно данной категории, явилось стремление создателей интеллектуальных достижений иметь права на плоды своего труда, аналогичные правам собственников вещей, стремление использовать фундаментальные основы ключевого института гражданского права — права собственности — в сфере творческой и иной интеллектуальной деятельности, желание подчеркнуть абсолютный, сходный с таким «вечным» институтом, как право собственности, характер прав, «стремление втиснуть сравнительно новый институт в освященные традицией схемы».

Смотрите так же:  Закон о выборах депутатов государственной думы 2019

Специалисты неоднократно отмечали, что появление категорий интеллектуальная собственность, промышленная собственность, литературная и научная собственность обусловлено не только политическими и экономическими, но и психологическими процессами, повлиявшими даже на международные договоры, на национальное законодательство и на юридические конструкции, разрабатываемые в этой области. Поскольку для любого участника экономического оборота крайне важно обладание статусом, известным всем другим участникам, то исключительно удобной оказывается именно конструкция, аналогичная праву собственности или иному вещному праву: «Вещные права обладают перед обязательственными таким преимуществом, как определенность их статуса, поскольку последний устанавливается только законом».

Придать интеллектуальной собственности духовную высоту было суждено кёнигсбергскому мудрецу, великому немецкому философу Иммануилу Канту.

К философии права Иммануил Кант обратился в своих поздних работах «Метафизика нравов» (1797 г.), «Спор факультетов» (1798 г.), завершивших построение его философской системы. Кантовская «Метафизика нравов» – панегирик правосознанию

Мораль дает внутренний закон поведения человека, в принципах права внутреннее убеждение сочетается с внешним принуждением. В результате возникает сила, регламентирующая жизнь общества, укрепляющая нравственность, спасающая человека от произвола других. Право формально. Оно обязательно для всех, не оставляя никакого места для исключений.

Право, по Канту, распадается на частное и публичное. В первом рассматриваются отношения между частными лицами, во втором – между человеком и обществом, а также между социальными группами. Главная проблема частного права – частная собственность. Частная собственность составляет основу гражданского общества, но она не изначальна, «мое» и «твое» результат истории. Объектом собственности могут быть только вещи, человек – лишь субъектом ее. Владеть человеком нельзя. Публичное право определяет состояние отдельных индивидов в государстве и отношения между государствами в составе человечества. Правовые атрибуты человека как гражданина суть свобода, равенство, самостоятельность.

Перед законом, настойчиво повторяет Кант, все равны. Кант обосновывает понятие «непринудительных прав». Это свобода критики в первую очередь. «Гражданин государства. должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу. Свобода печатного слова есть единственный палладиум прав народа».

Эти взгляды привели Канта к формированию новых подходов к авторскому праву. В авторском праве, в котором его современники видели лишь форму собственности, обеспечивающую экономическую выгоду для автора, Кант видел естественное право личности на творчество. Авторское право, по Канту, воплощает также идею о том, что произведение автора является выражением его личности, которая требует такой же защиты, как и экономическая составляющая произведения.

Такой подход оказал большое влияние на развитие авторского права в континентальной Европе и способствовал развитию droit moral (моральных, или личных неимущественных прав автора). В результате в континентальной правовой системе авторские права оказались не только наделены чертами, свойственными праву собственности, но и наряду с имущественным содержанием включали дополнительные правомочия, защищающие нематериальные интересы автора.

Сторонниками теории исключительного права являются такие учёные, как А.А. Пиленко, Г.Ф. Шершеневич и др.

Согласно этой теории, интеллектуальная собственность — это право особого рода, которое не относится не к вещным, ни к обязательственным правам. Как считает Г.Ф. Шершеневич, «это права, которые предоставляют исключительную возможность одному субъекту использовать свой результат интеллектуальной деятельности с запретом всем остальным совершения таких действий». Таким образом, устанавливается так называемая монополия на использование произведения, – отсюда и родился термин «исключительное право».

Подтверждение её существования выводится, главным образом, через обоснование несоответствия проприетарной концепции и содержания права собственности. Как известно, содержание права собственности раскрывается через ряд правомочий: владение, пользование, распоряжение.

Однако к продуктам интеллектуального труда неприменимо правомочие владения, поскольку оно предполагает господство, обладание: нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть применимо и понятие пользования, поскольку научно-технические идеи и литературно-художественные образы могут находиться в пользовании бесчисленного круга субъектов, при этом они не будут потребляться в процессе пользования, из них не будет извлекаться выгода в виде плодов, продукции, доходов. Правомочие распоряжения также имеет свои особенности. Отчуждая право на использование результатов творческого труда по авторскому или лицензионному договору о передаче неисключительных прав, продавец (лицензиар) сам не лишается возможности продолжать их использование, а также разрешать аналогичное использование третьим лицам.

Общим понятием «собственность» интеллектуальная собственность не может охватываться, в силу специфики соответствующих отношений, возникающих в результате создания продуктов интеллектуальной собственности, которые представляют собой тесную взаимосвязь личных и имущественных прав. Подтверждением этому служит выделение отношений по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства, на объекты промышленной собственности и иные результаты интеллектуальной деятельности в отдельной группе отношений, входящих в предмет гражданского права, — личные неимущественные отношения, связанные с имущественными; отношения же собственности относят к имущественным отношениям.

Многие ученые-цивилисты либо предлагают вообще отказаться от использования термина «интеллектуальная собственность», либо понимают под ним только нематериальные блага (совокупность идей, образов, творческих, технических решений и т.д.), на которые за достигнувшим их лицом или иным правообладателем закрепляется особое «исключительное право». При этом резюмируется, что право интеллектуальной собственности по существу устанавливает режим охраны только в отношении нематериальных объектов. При таком подходе интеллектуальная собственность оказывается никак не связанной с материальным объектом, в котором результат интеллектуальной деятельности выражен, хотя несомненно, что законодательство во многих случаях предусматривает необходимость контроля авторов и их правопреемников за участием такого объекта в хозяйственном обороте или возможность получения авторами дополнительного вознаграждения в определенных случаях. Можно привести многочисленные примеры: особые положения о праве на прокат произведения, право следования в отношении произведений изобразительного искусства и т.д.

Кроме того, исключительное право рассматривается как право монопольное. Однако, при периодически возобновляемой «ненависти к привилегиям» и трудности уяснения отличий между разными видами и основаниями «монополизма» такое положение препятствует пониманию ценности права интеллектуальной собственности и мешает успешной пропаганде необходимости охраны прав на произведения, изобретения и иные результаты интеллектуальной деятельности.

По мнению Васина В.Н. и Казанцева В.И. термин «интеллектуальная собственность «достаточно спорен и вызывает неоднозначное толкование у юристов».[ 2, с.124]

Среди юристов бытует мнение, что термин «интеллектуальная собственность» не является составным и поэтому не может трактоваться, как право владеть, пользоваться и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности. В связи с вступлением четвёртой части ГК РФ, термин «интеллектуальная собственность» отождествляется со схожим ему термином «результат интеллектуальной деятельности». При этом, по мнению российских юристов оба термина спорны. Исходя из аналогии, этих двух терминов имеет смысл дать теоретическое определение результату интеллектуальной деятельности.

Васин В.Н. и Казанцев В.И. пишут « результаты интеллектуальной деятельности (т.е. мыслительных способностей человека) могут быть самыми различными и далеко не все они являются объектом гражданских прав. В связи с этим представляется более удачным термин «результат творческой деятельности». [ 2, с.340]

Безусловно, характерной особенностью результата интеллектуальной деятельности является его творческое начало, но и без интеллектуального момента, его создание невозможно. Так творческая (интеллектуальная) деятельность, имеет своим результатом создание, каких – либо произведений творческого характера, творец (создатель) которых приобретает на них исключительные права, именуемые в ГК РФ интеллектуальной собственностью». [ 2, с.124] Поспорить с мнением видных учёных нельзя, так как термин «результата творческой деятельности» наиболее точно отражает сущность объекта права интеллектуальной собственности. Но хотелось бы напомнить о существовавшем в начале двадцатого века термине «результат творческой интеллектуальной деятельности». Он наиболее точно отражает сущность объекта правовой охраны в сфере интеллектуальной собственности. Так как в соответствии со ст. 1228 ГК РФ «Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого создан такой результат». Это означает, что результат интеллектуальной деятельности должен носить творческий характер. Творчество в общем смысле – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. [3] В современном русском языке ««интеллект» — ум, рассудок, мыслительные способности человека». [4, с.123]

Поэтому понятие «результат творческой интеллектуальной деятельности» можно раскрыть следующим образом. «Результат творческой интеллектуальной деятельности» — уникальный, качественно новый, имеющий определённую ценность итог реализации мыслительных способностей конкретного лица. Точнее уникальный, качественно, новый, имеющий определённую ценность объект духовного или материального мира, созданный по средствам мыслительных процессов.

Если законодательно термин «интеллектуальная собственность» тождественен термину «результат интеллектуальной собственности» это означает, что он представляет собой уникальный, качественно, новый, имеющий определённую ценность объект духовного или материального мира, созданный по средствам мыслительных процессов. Однако, не имеет смысла использовать в теории да и на практике два термина, которые идентичны по смыслу друг другу.

Во всем мире термин «интеллектуальная собственность» выступает как общая понятийная категория, охватывая авторское и патентное право, правовой режим дизайна и товарных знаков, а также многочисленные смежные права. Термин «исключительные права» используется в нормативных актах при обозначении содержания правомочий правообладателя. Как отмечал В.А. Дозорцев, «использование термина «интеллектуальная собственность» вполне правомерно в политических актах (например, в ст. 44 Конституции РФ) как выражение экономических и политических начал. Но употребление его как обозначение юридической категории никак не может быть признано удачным». [ 5, с.141] Однако «это отнюдь не означает, — отметил ученый, — противопоставления существующих терминов. Просто они характеризуют одну и ту же категорию с разных сторон: «интеллектуальную собственность» — с точки зрения политической и экономической функций, «исключительные права» — с точки зрения юридического содержания».

Интеллектуальная собственность не может быть «неточным» термином, поскольку понятия всегда условны, воображаемы. Понятия оправдываются лишь тем, что из них можно получить»: «Лишь плодотворное истинно», как писал Гете, а У. Джеймс отмечал: «Идеи становятся истинными только тогда, когда они помогают нам устанавливать удовлетворительные отношения с другими частями нашего опыта». Есть «пространство мышления», есть законы восприятия, законы понимания и есть законы того, почему мы не понимаем. К любой теории предъявляется одно главное требование: та теория хороша, которая содержит в себе такие принципы, что, не меняя их, можно сделать понятным максимальное число эмпирических явлений. Что же касается «точности», то, по утверждению известного юриста О. Холмса, «юридические формулы не схожи (и не должны быть схожи) с математически однозначными». Термин «интеллектуальная собственность» обладает явным удобством для понимания и применения, поскольку назначение права — регулировать общественные отношения, обеспечивать их оптимальность и стабильность. Перефразируя известное изречение, об этом термине можно сказать: вред от него невозможен, а польза весьма вероятна. «Сама живучесть термина «интеллектуальная собственность»… лучше, чем что-либо другое, доказывает удачность данного названия той совокупности прав на результаты интеллектуальной деятельности, которая возникает у их создателей и правообладателей».

Смотрите так же:  Купля продажа авто якутск

Васин В. Н., Казанцев В. И. Гражданское право России общая часть, особенная часть М. изд. Книжный мир, 2007

Толковый словарь русского языка/ под ред проф. Д. Н. Ушакова Т.1 М: ОГИЗ 1935

Дозорцев В.А. Права на результаты интеллектуальной деятельности: авторское право, патентное право, другие исключительные права. //Сборник нормативных актов. — М. 1994.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 04.03.2017 2017-03-04

Статья просмотрена: 1086 раз

Библиографическое описание:

Квятковский А. В., Давыдов Р. Х. Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 227-232. — URL https://moluch.ru/archive/143/40156/ (дата обращения: 08.01.2019).

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуальных прав в сфере рекламы и предлагается политика по более тщательной регламентации особенностей использования и охраны ИС в рекламной сфере, а также авторами предлагаются изменение ФЗ «О рекламе».

Ключевые слова: ИС, интеллектуальная собственность, реклама, авторское право, реклама, товарный знак, ФЗ «О рекламе», наименование фирмы, наименование места производства, произведение, товарный знак, исключительное право, рекламодатель, рекламопроизводитель, авторский оригинал

На данный момент в России еще плохо развита платформа для интеллектуального товара, а именно: изобретений, научно-технических разработок, технологий и т. д., поскольку этот рынок несвойственен нашей правовой культуре и культурным особенностям в целом. (Авторы произведений не всегда пытаются отстоять и защитить свое авторское право. А «плагиаторы» переписывают текст иными словами или дорабатывают продукт — что бы к ним не имелось претензий от правообладателей). Для нашей страны свойственен рынок материальных товаров. Одни ученные считают, что «интеллектуальная собственность является правовым институтом, другие же указывают, что недопустимо отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов [11, с. 72].

В условиях мировой глобализации, роста мировой торговли и мирового рекламирования продукции — вопросы охраны и использования интеллектуальной собственности приобретают мировое значение для России. Особенно это свойственно для предприятий и организаций, задействованных в коммерческой, предпринимательской и производственных сферах. Именно они используют объекты интеллектуальной собственности (в рекламе, производстве и т. д.), такие как наименование фирмы, наименование места производства, товарные знаки и т. д. Именно эти объекты ИС являются значимыми элементами формирования стоимостного эквивалента товара.

В рекламном бизнесе очень часто используются объекты интеллектуальной собственности, т. к. авторское право, но и сама реклама может являться объектом смежных и авторских прав либо частично, либо полностью. Хотелось бы отдельно подчеркнуть, что в современных условиях развития интеллектуальных прав огромный вклад российской науки, литературы и искусства в мировую цивилизацию общепризнан, в настоящее время Российская Федерация, бесспорно, относится к числу импортеров интеллектуальной собственности [12, с. 63].

В ст. 1225 ГК РФ — перечислены все охраняемые результаты (объекты) авторского права, среди них можно выделить объекты, которые чаще всего используются в рекламном бизнесе: объекты патентного права, фирменные наименования, товарные знаки; либо используются при производстве самого рекламного продукта: использование искусства, произведений науки, литературы, которые охраняются авторским правом и объекты смежных прав, в их числе фонограммы и исполнения. Если посмотреть на судебную практику, то можно увидеть, что о смежных и авторских правах в рекламном бизнесе вспоминают лишь после получения иска — от автора (законного владельца), либо увидев свою «рекламно-авторскую собственность» в других чужих проектах [1].

Согласно части 11 ст.5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства (статьи которого регулируют вопросы охраны использования интеллектуальной собственности), законодательство о государственном языке Российской Федерации. А использование в рекламных целях объекты исключительных прав — разрешено лишь в порядке установленным законодателем в Российской федерации. [2] В настоящее время в ФЗ «О рекламе» не рассматриваются напрямую аспекты охраны и использования интеллектуальной собственности в рекламе, что усложняет регулирование. Однако само регулирование данной сферы описано в части 4 ГК РФ, на наш взгляд — эти положения должны быть перенесены в ФЗ «О рекламе» и систематизированы. В части 4 ГК РФ имеется интересная норма, которая гласит, что реклама, произведенная с нарушением требований гражданского законодательства, будет являться ненадлежащей. (Ненадлежащей признается реклама, если она не соответствует общим требованиям ст. 5, 7 ФЗ «О рекламе») Само пользование ненадлежащим рекламным продуктом, согласно закону, будет являться недобросовестной конкуренцией (законодатель установил это в главе 2.1. «недобросовестная конкуренция» ФЗ N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

При производстве рекламного продукта в рекламном бизнесе, возникают несколько актуальных проблем. Первой из них является проблематика, включающая в себя неопределенность по поводу принадлежности авторских прав на рекламный продукт. Второй и самой важной проблематикой является использование в рекламном продукте чужих произведений и иных объектов ИС. (фирменное наименование, товарный знак и т. д.)

Касаемо первой проблематики, то результаты рекламного творчества в данной ситуации могут являться объектами смежных (театральные постановки, видеозаписи, фонограммы и т. д.), авторских (произведения искусства, литературы и т. д.) прав и иных исключительных прав. В данной ситуации необходимо правильно решить вопрос о том кому принадлежат права на рекламный объект и под какую категорию исключительных прав подпадает данный результат рекламного бизнеса. На этой почте возникают двоякого рода вопросы, связанные: с правильной передачей прав на сам рекламный объект заказчику, с правильной и юридически грамотно составленной документацией и отношениями между рекламодателем и рекламопроизводителем.

Рассмотрим ст.1226 ГК РФ, в которой говориться об интеллектуальном праве, а точнее об интеллектуальной деятельности и приравнённых к ним средств индивидуализации. Они в свою очередь признаются интеллектуальными правами (включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права) [1, ст.1226] Если рассмотреть еще и ст. 1255 ГК РФ для общей картины, то можно выделить что авторскими правами являются произведения литературы, науки и искусства. Само авторское право распространяется на результаты творческой деятельности, вне зависимости от произведения (достоинства и назначения) и самого способа выражения данного объекта. А в ст. 1259 ГК РФ перечислены объекты авторского права: произведения дизайна, живописи, комиксы, фотографии и иные их рода «графики», аудиовизуальные произведения (ролики, состоящие из музыки и видео), произведения литературы (материалы, научные работы). Если все вышеперечисленное в ст.1259 ГК РФ будет являться рекламным объектом и творческим результатом производителя рекламы, то в данном случае рекламный продукт будет объектом авторского права. А с точки зрения охраны объекта — будет выступать само произведение. Однако стоит отметить, что в некоторых случаях в законодательстве существует несколько субъективных прав на один и тот же результат интеллектуальной деятельности [12, с. 74].

Исходя из статьи 1259 ГК РФ, где дается частичный перечень объектов — не являющийся исчерпывающим, можно сделать вывод, что правовую охрану может получить любое произведение, отвечающее определенным критериям:

1) Должно являться результатом творческой деятельности, быть оригинальным, обладать творческим характером. Если же рекламный продукт будет перечислять достоинства товара и не быть в оригинальной форме — то в данном случае такой продукт не будет являться произведением.

2) Закреплены в объективной форме (видеозаписи, аудиозаписи, рукописной, графической и т. д.), поскольку авторские права на концепции и идеи и т. д. не распространяются. По поводу устных произведений — то они будут охраняться только с момента обнародования, если они не были записаны.

Поэтому если рекламный продукт будет состоять из данных критериев, то эта реклама будет является объектом авторского права. В рекламном бизнесе имеются свои примеры, когда реклама будет являться объектом авторского права. Мы выявили наиболее часто встречающиеся продукты рекламы, обладающие после своего создания авторскими правами:

1) Рекламные билборды (рекламные афиши, щиты, печатная продукция), этикетки, логотипы, знаки, фотографии и иные. Практика показывает, что данные произведения рассматриваются как объекты дизайна. [4]

2) Рекламные видеоролики и аудиролики. По аудиовизуальным произведениям автором будет являться композитор, режисер-постановщик и т. е. в таком случает рекламное произведение — являться сложным и у каждой части будет свой автор. В данном случае в договоре необходимо четко определить все права авторов и рекламодателя (тот кому передается данный объект) рекламного аудиовизуального произведения. Изготовитель произведения в этом случае приобретает право: на создание, распространение, воспроизведение и т. д.

3) Рекламные статьи в каких-либо изданиях (печатных, электронных), являющиеся с точки зрения закона — произведения литературы (которые в свою очередь охраняются авторскими правами). Авторы произведений в изданиях, сохраняют право на свое произведение, а издательству принадлежат права на использование издания в целом.

Автором рекламного произведения, будет являться тот, кто готовил данный продукт. В условиях договора прописываются все условия использования материала, а также права сторон на созданный объект. Если же речь идет о договоре, по которому редакция изготовила рекламный макет и передала его рекламодателю, то авторские права защищаются все равно. Автору всегда принадлежат его личные неимущественные права (ст.1255 ГК РФ), которые охраняются бессрочно, и они не передаются.

4) Рекламная музыкальная продукция, слоганы, рекламные позывные, «рингтоны», голограмма и т. д.

В отношение последних постоянно возникают проблемы. К примеру рекламный лозунг, который содержит в себе сжатую информацию формулировки рекламной идеи, ведь в законодательстве прямо не указано что данный объект рекламной деятельности относятся к объектам правовой охраны, несмотря на мнения специалистов в этой области, которые признают их таковыми [6, С. 120–128]. Проанализировав литературу по этой тематике, можно резюмировать что слоган получает правовую охрану как объект авторского права при условии, если он будет являться результатом творческого труда — который должен быть доказан. Практика по данной проблематике тоже является неоднозначной. Примером может стать конкретный прецедент: Постановление ФАС Московского округа от 19 января 2010 г. N КГ-А41/13081–09 по делу N А41–11030/09, в котором суд признал, что рекламный слоган «В подарок Вашему иммунитету» не является самостоятельным объектом авторского права, тем самым отказал в удовлетворении требований истца о признании исключительных прав на служебное произведение (по основанию недоказанностью истцом, факта о том, что слоган является самостоятельным результатом творческого труда). Последующие суды доказали иное.

Смотрите так же:  Госпошлина ростехнадзор за обучение

В рекламном бизнесе — конкуренция рождает рекламный продукт, который соответствует признакам творческого труда: неповторимости и оригинальности [12, с. 62]. При этом необходимо разграничить понятия «интеллектуальная деятельность» и «реклама». В результате этого разграничения можно понять, что «реклама» — выражается в виде произведения, а «интеллектуальная деятельность» и средства индивидуализации могут входить в рекламу как ее элемент. Если же смотреть на объекты, такие как место происхождения товара, товарный знак — то можно увидеть, что в них имеется рекламная цель и поэтому они будут являться частью и функцией рекламы.

Авторские права возникают с момента создания произведения, а не с момента регистрации, депонирования или с соблюдения иных формальностей. Знак охраны по Конвенции 1952 г. (©) и в соответствии со ст.1271 ГК РФ ставится на усмотрение автора и не обязателен для правовой охраны. В настоящее время одной из основных проблем — является проблема доказывания авторства на конкретное произведение. Если же исходить из нормы, изложенной в ст. 1257 ГК РФ, где прописано что автором произведения является гражданин, творческим трудом которого оно создано. Также в данной статье закреплена презумпция авторства: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». В данном случае нужно лишь предъявить «авторский оригинал». Но про рекламную продукцию здесь не говориться, поэтому возникают споры об авторстве и коллизии. Спор состоит в том, чья версия произведения является более ранней. На наш взгляд самым верным способом закрепления своего авторства официально — послать себе заказное письмо со своим произведением и не вскрывать данный конверт до необходимости. Из определения следует, что автором является только физическое лицо, рекламная фирма (юридическое лицо) автором произведения быть не может.

Автору произведения принадлежат: право на имя, на произведение, на обнародование, на вознаграждение, исключительные права и т. д. Касаемо исключительных прав — данные права предоставляют автору использовать произведения по своему усмотрению. (ст. 1270 — перечислены все способы использования, 1229 ГК РФ). Исключительные права могут переходить к иным правообладателям в пределах срока его сосуществования. Но неимущественные права автора могут принадлежать только самому автору и не отчуждаются. В ст. 1255 и ст. 1266 ГК РФ перечислены личные неимущественные права (право на авторство, имя, защиту репутацию автора). Личные права защищаются автором пожизненно, а после смерти — наследниками.

В рекламе типичной ситуацией является, когда рекламодатель обращается к рекломопроизводителю (рекламному агенту) и заключают соответствующий договор на создание какого-либо рекламного продукта. Сама фирма рекламопроизводитель — поручает создание рекламного продукта сотруднику. И тут возникают отношения по принадлежности прав:

1) между рекламодателем и рекламопроизводителем.

2) между фирмой (рекламопроизводителем) и сотрудником данной фирмы. Если сотрудник состоит с фирмой (рекламопроизводителем) в трудовые отношения и выполняет данный рекламный проект в рамках служебных обязанностей (по договору), то рекламный объект будет являться служебным произведением (ст.1295 ГК РФ).

Здесь возникают такие права: 1) Авторское право (право на имя, авторство и т. д.) — принадлежит автору, работнику фирмы. 2) Исключительное право — принадлежит работодателю, фирме (рекламопроизводителя), если договором не предусмотрено иное. Если по условиям договора между работником и работодателем исключительное право принадлежит работнику (автору), то у работодателя имеется право использовать данное произведение способами, обусловленными целью служебного задания (ст. 1295 ГК РФ).

Теперь разберемся с правом рекламодателя, лица заказавшего рекламный макет. Рекламодатель приобретает все права, которые находятся в соглашении с рекламным агентством, на использование рекламного произведения. Сам договор должен содержать в себе материалы по передаче рекламного продукта рекламодателю, условия о порядке отчуждения исключительных прав от фирмы к заказчику, условия и порядок передачи прав использования рекламного произведения. Согласно ст. 1291 ГК РФ отчуждения произведения сохраняется за фирмой (служебное произведение) или за автором (если не состоит в трудовых отношениях с данной фирмой или по договору авторского заказа). Вследствие чего исключительное право переходит к рекламодателю (заказчику) только если это прямо указано в договоре с рекламным агентством или автором произведения.

Если резюмировать описанное выше, то согласно законодательству, во всех случаях личные неимущественные права принадлежат только физическому лицу, трудом которого было создано произведение — самому автору. Исключительные права принадлежат, как фирме (с которой автор состоит в трудовых отношениях), так и автору, либо переданы рекламодателю по договору на изготовление рекламного произведения.

Рассмотрим теперь вторую проблему рекламного бизнеса — нарушение чужих авторских прав при изготовлении и распространении рекламного продукта. Можно выделить основные проблемы данной сферы:

1) Нарушение прав авторства работника рекламного агентства (права на имя).

2) Использование произведения без согласия правообладателя (автора).

3) Нарушение способов использования произведения (размеров тиража и условий договора).

4) Несогласованная переработка произведения.

5) Нарушение личных неимущественных прав автора.

Часть 4 ГК РФ регулирует право использования чужих объектов интеллектуальной собственности. Рекламное произведение согласно норме закона, подпадает под охраняемый результат интеллектуальной деятельности и его возможно использовать только: а) в режиме служебного произведения, б) на основании договора с автором (договор заказа) — наиболее предпочтителен.

В рекламном бизнесе ошибочно полагают, что к объекту авторского права относится отдельное произведение, но на самом деле самостоятельные части произведения являются тоже объектами авторского права. В итоге происходит нарушение ст. 1259 ГК РФ (нарушение прав авторства части произведения) (пример: используют имя персонажа произведения, его черты в рекламном продукте). Частичное использование произведения тоже необходимо согласовать с автором и узаконить в форме договора или соглашения.

Если в настоящее время взглянуть на рекламный бизнес, а точнее на видеохостинг «YouTube» — то можно увидеть, что в большинстве случаях нарушаются авторские права в рекламных роликах (накладывают авторскую музыку, вставляют в ролик авторские произведения искусства и т. д. без разрешения правообладателя). В данном случае необходимо получить согласие от автора (автор сценария — в данном случае будет автор вставленной картинки, отрывка из кинокартины, фразы) и получить право на переработку той или иной части произведения автора сценария, если такая переработка будет производиться. По итогу получиться сложный объект — аудиовизуальное проведение, подпадающее под особый правовой режим ст.1263 ГК РФ. Авторами аудиовизуального произведения будут: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор и т. д. Все они в равной мере обладают частью авторского права на произведение (их мнения должны быть учтены).

Само исключительное право на произведение включает в себя различное использование: распоряжение, переработку, импорт, прокат и т. д. На каждое данное использование необходимо согласия автора (правообладателя).

Так же реклама иногда нарушает права на средства индивидуализации юридического лица: право на фирменное наименование, наименования места происхождения, товарный знак, знак обслуживания и т. д. В рекламном бизнесе одним из средств индивидуализации является товарный знак. Он в условиях рынка несет в себе функцию индивидуализации продукта, а также формирует у потребителя некое представление о качестве продукта, находящегося под конкретным товарным знаком. Если рассматривать с данной точки зрения — то товарный знак является рекламой выпускаемого продукта. Нарушение происходит, при введении в гражданский оборот, товара с чужим маркированным товарным знаком.

На практике существует спорная ситуация, связанная с правомерным использованием товарного знака в рекламе субъектами, осуществляющими продажу товара под этим товарным знаком (т. е. вводящим такие товары в оборот). Данная ситуация возникла по иску фирмы «Фольксфаген Акциенгельшафт», правообладатель товарного знака «Volkswagen», к российской коммерческой фирме ООО «Аспект-Моторс», использовавшей в наружной и печатной рекламе данный товарный знак. Спор состоял в том, что истец запретил использовать в рекламе коммерческой фирмы использовать свой товарный знак, поскольку правообладатель в данном случае фирма «Фольксфаген Акциенгельшафт» не дала согласия на использование своего товарного знака. (В данном случае будет являться недобросовестной конкуренцией — по мнению истца). Ответчик (фирма ООО «Аспект-Моторс») заявил, что продает автомобили под данным товарным знаком, а, следовательно, по действующему закону на тот момент «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» ст. 23 законно использует товарный знак производителя в рекламе [10]. В гражданском кодексе имеется на данный момент тоже такая же норма в ст. 1478 ГК РФ, где прописано: «Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия» [1].

В результате Высший Арбитражный Суд РФ, указал о необходимости примирения сторон и сослался на ФЗ «О рекламе», где прописано, что использование в рекламе объектов ИС допускается, если правообладатель не вводиться в заблуждение недобросовестной рекламой. Следовательно, согласно ВАС РФ использование товарного знака третьими лицами возможно, если при этом не будет нарушено законодательство о рекламе [12].

Приведенные в нашей статье примеры нарушения ИС в рекламном бизнесе, показывают нам, что законодательство в данной сфере несовершенно и требует крупных изменений (в подходе охраны ИС, в регламентации особенностей использования ИС). По нашему мнению, необходимы изменения ФЗ «О рекламе», который нужно дополнить дополнительной ответственностью за нарушение в рекламе норм гражданского законодательства, регламентирующие вопросы охраны ИС. Необходимо дополнить формы недобросовестной рекламы и добавить такую, как нарушение исключительных прав при распространении и изготовление рекламы и авторского права. Так же необходимо объяснить авторам произведений, что существует охрана авторского права и своего произведения — поскольку исходя из практики, большинство авторов не знали, что их права нарушаются.