Экологическая экспертиза учебник

Год публикации: 2004

Библиографическая ссылка:: Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие. — СПб.: ГУАП, 2004. — 104 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 656600 «Защита окружающей среды». В нем освещаются вопросы организационно-правовых основ проведения экологической экспертизы (ЭЭ) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), разъясняются экологические требования к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, рассматриваются этапы процедуры ОВОС и ЭЭ, даются теоретические и практические рекомендации при проведении ОВОС и ЭЭ, а также порядок оформления документации для принятия управленческих решений.

21. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности

21.7. Экологическая экспертиза

При осуществлении мероприятий, связанных с воздействием на окружающую среду, природные экосистемы, здоровье людей, необходимо заранее, на уровне предпроектной или проектной документации исключить возможные отрицательные, негативные последствия путем проведения экологической экспертизы. Под экологической экспертизой следует понимать систему комплексной оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов, функционирования народнохозяйственных объектов, принятия решений, направленных на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьшей затратой ресурсов и минимальными последствиями.

Объектами экологической экспертизы являются:

— все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производственных сил страны и отраслей хозяйства всех субъектов федерации;

— технико-экономические расчеты (обоснования), проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;

—документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

— проекты нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации, регламентирующей природопользование при ведении хозяйственной деятельности;

— материалы, характеризующие экологическую ситуацию в регионе, которая формируется под воздействием различных видов текущей хозяйственной деятельности.

Цель экологической экспертизы:

— обеспечение научно обоснованного определения соответствия проектных решений современным экологическим требованиям перед их утверждением в компетентных государственных органах;

— предупреждение возможных негативных воздействий на экосистему планируемых, проектируемых и функционирующих объектов в процессе их реализации;

— поддержание динамичного природного равновесия и благоприятного состояния окружающей среды при реализации народнохозяйственных планов.

Независимо от объекта экологической экспертизы она должна давать исчерпывающие данные (ответы) относительно его влияния:

— на состав и режимы экологических фактов в аспекте закона толерантности по отношению к человеку и другим организмам;

— экологические ниши живых организмов (в том числе и человека), обитающих исторически или временно в пределах зоны воздействия создаваемого или действующего объекта;

— состав и структуру популяций организмов, ценных в хозяйственном, научном, историческом, эстетическом отношениях;

— структуру, свойства и продукцию экологических систем;

— состояние ландшафтов и природных комплексов;

— функционирование круговоротов вещества и возможные последствия на глобальном уровне.

Выполнение вышеуказанного достигается в ходе решения следующих задач:

— проверки и оценки проектных материалов в соответствии с требованиями статей Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о недрах, земельного, водного, лесного и иных законодательств, законов об охране атмосферного воздуха, животного мира, других правовых актов об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, о планировании, проектировании и капитальном строительстве;

— осуществления экспертизы с позиций государственной экологической политики с тем, чтобы к реализации проектов возводимые народнохозяйственные объекты были не только технически, но и экологически передовыми и исключали любую возможность нарушения экологического равновесия;

— установления экологических свойств проектных материалов и определения степени учета и отражения в них закономерностей взаимодействия антропогенных и конкретных экологических подсистем в общей системе общего — природа на основе использования знаний экологических наук;

— установление объективных данных о возможности реализации экспортируемых объектов в конкретных природных условиях;

— подготовка заключений, содержащих выводы о степени экологичности материалов и рекомендации оптимальных вариантов природоохранных решений с учетом особенностей конкретной экосистемы.

В процессе экспертизы детально и всесторонне изучают экологическое содержание проектов путем анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, описания, абстрагирования при строгом соблюдении требований действующего законодательства.

Критериями оценки выступают требования правовых норм, принципы охраны природы, природоохранительные приоритеты, экологические императивы, стандарты по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, строительные нормы и правила, санитарно-гигиенические нормативы, основные показатели утверждений предплановой, проектно-планировочной и проектно-сметной документации.

Оценочными критериями из ненормативных показателей являются обобщенные показатели природных особенностей местности, направления ветров, туманов, штилей, воздушных инверсий, рельефа и др., используя которые, эксперты могут дать объективную оценку работ.

Эколого-экспертная деятельность должна содержать элементы экологического прогнозирования не только на проектный период, но и на перспективу — в форме научно обоснованного предвидения, направленного на сохранение оптимального режима экосистемы общество — природа.

Эксперты обязаны обеспечивать соблюдение в проектах нормативных требований по очистке вод, включая промышленные и бытовые стоки, защите атмосферы от вредных выбросов, утилизации, нейтрализации и вторичному использованию хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, рациональной разработке полезных ископаемых и рекультивации земель.

Эколого-экспертный процесс состоит из трех основных этапов: подготовительного, или проверки наличия необходимых реквизитов, представляемых проектных материалов и их соответствия действующему законодательству: основного, или аналитической обработки данных по объектам экспертизы; заключительного, или обобщения и оценки данных и составления акта экспертизы.

Правовой основой экологической экспертизы является законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации (республики, края, области в составе России), нормативной базой — весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарно-гигиенические и экологические нормативы.

В заключение еще раз обратим внимание на то, что решение экологических проблем зависит не только от ученых, но и политиков, производителей, от разумного поведения всего общества. Роль экологии — помочь осознать, чем грозит незнание или пренебрежение этими проблемами, изучая природные сообщества, найти пути их сохранения для настоящего и будущего нашей планеты.

Экологическая экспертиза учебник

5-е изд., перераб. и доп. — М.: 2010. — 528 с.

Изложены теоретические основы и практические приемы геоэкологического обоснования хозяйственной деятельности на уровне технико-экономического обоснования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Особое внимание уделено принципам проектирования природоохранных и защитных объектов. Дан анализ нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности в России и за рубежом. Подробно описана процедура оценки воздействия на окружающую среду, экологического риск-анализа, экспертизы и аудита. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Организационные основы государственного управления в сфере охраны окружающей среды 9
1.1. Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды 9
1.1.1. Специальные природоохранные органы Российской Федерации 9
1.1.2. Полномочия органов управления в сфере охраны окружающей среды 11
1.2. Законодательная база Российской Федерации в области охраны окружающей среды 18
1.2.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения 21
1.2.2. Экологическое законодательство Российской Федерации 22
1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» 26
1.2.4. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе» 30
1.2.5. Нормативная база в области проектирования народнохозяйственных объектов 32
1.2.6. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов 35
1.3. Экологическая экспертиза как функция государственного управления 38
1.3.1. История развития системы экологической экспертизы в России 40
1.3.2. Организация государственного экологического контроля в Российской Федерации 45
1.3.3. Экспертные услуги и функции федеральных органов исполнительной власти 47
1.3.4. Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение функции государственной экологической экспертизы 51
1.3.5. Роль государственной экологической экспертизы в принятии управленческих решений 58
Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной документации 65
2.1. Вопросы охраны окружающей среды как составная часть инвестиционного проекта 65
2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта 65
2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов 70
2.1.3. Ответственность участников процесса экологической оценки 77
2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России 77
2.2.1. Определение цели инвестирования 78
2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве 82
2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации 87
2.3.1. Понятие экологической безопасности 87
2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования градостроительных проектов 90
2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов 105
Глава 3. Практические методы экологической защиты в технико-экономическом обосновании проектов 120
3.1. Механизмы устойчивости экосистем 120
3.2. Технические системы экологической безопасности 121
3.2.1. Защита атмосферного воздуха 122
3.2.2. Проблемы водопользования и защита водной среды 123
3.2.3. Обращение с отходами 128
3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в промышленном производстве 132
3.3.1. Гидротехнические сооружения 132
3.3.2. Транспорт 135
3.3.3. Энергетика 138
3.3.4. Горнодобывающая промышленность 143
3.3.5. Коммунальное хозяйство 151
3.3.6. Лесное хозяйство 155
3.3.7. Сельское хозяйство 158
3.3.8. Характерные ошибки и недостатки проектов 161
3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов 164
3.4.1. Берегоукрепление 164
3.4.2. Особо охраняемые природные территории 165
3.4.3. Лесовосстановление и лесопитомники 169
3.4.4. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель 172
3.4.5. Инсинерация (сжигание) отходов 176
3.5. Проблемы мониторинга и контроля: технологические и экологические аспекты 177
3.5.1. Понятие экологического мониторинга 178
3.5.2. Состояние экологического мониторинга в России 180
3.5.3. Дистанционные методы мониторинга 185
3.5.4. Паневропейские системы экологического мониторинга 187
Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях 193
4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий 193
4.2. Нормирование в области охраны окружающей среды 196
4.2.1. Экологическая стандартизация 196
4.2.2. Виды и формы экологического нормирования 198
4.2.3. Нормативы выбросов 202
4.2.4. Нормативы сбросов 204
4.2.5. Нормативы предельного размещения отходов 207
4.3. Основные механизмы управления охраной окружающей среды на предприятии 209
4.3.1. Лицензирование 209
4.3.2. Сертификация 213
4.3.3. Паспортизация 214
4.4. Организация контроля за природохозяйственной деятельностью предприятий 217
4.4.1. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии 219
4.4.2. Производственный экологический контроль 221
4.4.3. Экологический аудит 226
Глава 5. Экологическое сопровождение планируемой хозяйственной деятельности 231
5.1. Международный опыт проведения оценки воздействия на окружающую среду 231
5.1.1. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 231
5.1.2. Опыт США в экологической оценке проектов 233
5.2. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду 235
5.2.1. Основные принципы и задачи оценки воздействия на окружающую среду 238
5.2.2. Схема оценки техногенного воздействия 240
5.2.3. Сфера применения процедуры оценки воздействия на окружающую среду или государственной экологической экспертизы 242
5.2.4. Перечень объектов для проведения оценки воздействия на окружающую среду 245
5.2.5. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды 250
5.3. Участие общественности в процедурах экологической оценки проектов 251
5.3.1. Нормативно-правовая база Российской Федерации и Европейского союза в вопросах роли общественности 252
5.3.2. Примеры из практики общественного участия 254
5.3.3. Формальные сценарии учета общественного мнения 256
5.3.4. Проблемы общественного участия 258
Глава 6. Методы и средства оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы 262
6.1. Критериальная база оценок воздействия 262
6.1.1. Формирование понятия экологического индикатора 262
6.1.2. Международные и российские требования к оценкам состояния окружающей среды 265
6.1.3. Обобщенные критерии экологической безопасности 275
6.1.4. Интегральные показатели техногенных воздействий 277
6.2. Применение экспертно-информационных систем для оценки воздействия на окружающую среду 286
6.2.1. Структура экспертно-информационной системы 287
6.2.2. Программное обеспечение экспертно-информационной системы 291
6.2.3. Средства сети Интернет 307
6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду 308
Глава 7. Процедура оценки воздействия на окружающую среду 326
7.1. Стадии и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду 326
7.2. Состав материалов для оценки воздействия на окружающую среду 331
7.2.1. Документация выбора площадки 331
7.2.2. Подготовка материалов для оценки воздействия на окружающую среду 333
7.3. Планирование проведения оценки воздействия на окружающую среду 352
7.3.1. Предварительная подготовка. Сбор сведений по объекту 352
7.3.2. Экологический риск 354
7.4. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации 368
7.5. Анализ и прогноз экологической ситуации 371
7.5.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости изменений экологической ситуации 373
7.5.2. Методы экологического прогнозирования 376
7.5.3. Прогнозная оценка значимости воздействий 382
7.6. Подготовка итоговых документов по экологической оценке 387
7.6.1. Состав итоговых материалов экологической оценки. Форма представления 388
7.6.2. Проверка полноты и качества экологической оценки 393
7.7. Требования Европейского банка реконструкции и развития к оценке воздействия на окружающую среду 395
7.8. Процедура оценки воздействия на окружающую среду в странах Европейского союза 399
7.8.1. Методологические особенности оценки воздействия на окружающую среду в странах Европейского союза 399
7.8.2. Проведение оценки воздействия на окружающую среду в странах Европейского союза 402
7.8.3. Достоинства и недостатки оценки воздействия на окружающую среду в Нидерландах 403
7.9. Сравнительный анализ требований, предъявляемых к экологической оценке 405
7.10. Экологическая оценка и принятие решений 408
Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 412
8.1. Законодательные требования в области государственной экологической экспертизы 412
8.1.1. Принципы экологической экспертизы 413
8.1.2. Объекты экологической экспертизы 414
8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы 423
8.2.1. Полномочия отделов государственной экологической экспертизы 424
8.2.2. Представление и рассмотрение документации 426
8.2.3. Организация деятельности экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 429
8.2.4. Регламент государственной экологической экспертизы 433
8.2.5. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы 433
8.2.6. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы 437
8.2.7. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу 438
8.2.8. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе 439
8.2.9. Финансирование государственной экологической экспертизы 441
8.3. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов 442
8.4. Послепроектная экологическая оценка 449
8.4.1. Планы экологического менеджмента 450
8.4.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки 452
Глава 9. Стратегическая экологическая оценка 455
9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки 455
9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие 458
9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки 459
9.4. Стратегическая экологическая оценка Проекта развития главного порта Роттердама 461
Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 467
10.1. Нормативно-правовое обеспечение общественной экологической экспертизы 467
10.2. Порядок проведения общественной экологической экспертизы 468
10.3. Финансирование общественной экологической экспертизы. Взаимодействие с заинтересованными сторонами 475
Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением требований заключения государственной экологической экспертизы 482
11.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды 482
11.2. Ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы 486
11.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о государственной экологической экспертизе 491
11.4. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды 494
11.5. Банковский контроль 496
11.6. Контроль на предприятии, привлечение аудита 498
Заключение 502
Приложения 506
Список литературы 512

Смотрите так же:  Штраф за пьянство за рулем

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Основы экологической экспертизы и аудита

Лекции 1-2.
Цели и задачи курса, его структура

1. Цели и задачи курса, его структура. Основные определения и понятия.

2. Международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды.

3. Экологическое законодательство Республики Казахстан Законы РК «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды».

4. Цели, задачи, основные принципы проведения ЭО и ЭЭ

5. Роль ЭЭ в устойчивом развитии государства. Состояние системы нормативно-методических документов

1 . Цели и задачи курса, его структура.

Цель: получение теоретических и практических знаний по экологическому проектированию, организации и проведению экологической экспертизы проектных документов на объекты строительства, хозяйственную и иную деятельность, соответствие их экологическим требованиям, законодательным и нормативным актам.

Задачи: – изучение законодательства Республики Казахстан, регулирующего проведение экологической экспертизы;

– знакомство с предпосылками и историей возникновения экологической экспертизы в РК;

– знакомство с составом предпроектной, проектной и послепроектной документации;

– изучение практики проведения государственной и общественной экологической экспертизы и оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

– ознакомление с практикой разрешения экологических проблем и конфликтных ситуаций на конкретных примерах.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

– содержание законов в сфере охраны окружающей среды;

– роль экологического обоснования намечаемой деятельности и оценки воздействия на окружающую среду;

– содержание и этапы осуществления экологической оценки проектов;

– цели и задачи стратегической экологической оценки;

– методологию проведения экологических экспертиз;

– элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях;

– формы государственного экологического контроля за исполнением требований ГЭЭ.

Студенты должны уметь:

– анализировать проекты намечаемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

– использовать качественные и количественные показатели для оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

– приобретать новые знания и информацию, используя современные информационные технологии;

– применять полученные знания при изучении других дисциплин.

2 . Международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды.

История международного экологического права. Конвенция об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте (Эспоо). Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки). Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева). Венская конвенция об охране озонового слоя. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенции и соглашения о предотвращении загрязнения ОС (Лондон, Стокгольм, MARPOL 73/78, и др.). Хельсинская конвенция (ХЕЛКОМ). Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию; Рамочная конвенция об изменении климата; Конвенция о биологическом разнообразии Механизмы ратификации международных правовых актов РФ.

3 . Экологическое законодательство Республики Казахстан

Система законодательства Казахстана включает в себя на сегодняшний день законодательные акты – Конституционный закон, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса и подзаконные нормативные правовые акты (включая нормативные правовые акты Правительства, ведомственные и иные нормативные правовые акты). Особое место занимают международные и иные обязательства Республики Казахстан, превалирующая роль которых оговаривается во многих законах.

Рассматривая общую картину правового обоснования природоохранной деятельности в Республике Казахстан следует отметить её дифференциацию на следующие основные группы.

К первой относятся собственно природоохранные (экологические) законодательные акты:

· Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» (1997 г.);

· Закон республики Казахстан «Об экологической экспертизе» (1997 г.);

· Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях»( 1997 г.)

· Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» (1993 г.);

Ко второй группе относятся законодательные акты, обуславливающие использование и охрану базовых компонентов природной среды:

· Водный кодекс Республики Казахстан (1993 г.);

· Лесной кодекс Республики Казахстан (1993 г.);

· Закон Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха» (2002 г.):

· Закон Республики Казахстан «О земле» (2001 г.).

К третьей группе законодательных актов относятся документы, относящиеся к отдельным сферам хозяйственной деятельности, связанной с прямым использованием природных ресурсов. В них проблемы охраны окружающей среды играют, хотя и важную, но вспомогательную, регулирующую роль. В неё можно включить:

· Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О нефти» (1995 г.);

· Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона » О недрах и недропользовании » (1996 г.);

· Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (2001 г.).

К четвертой группе могут быть отнесены иные законодательные акты, требования которых непосредственно принимаются во внимание при проведении оценки воздействия на окружающую среду. В первую очередь такими являются:

· Закон Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1994 г.);

· Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера»( 1996 г.);

· Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О приватизации» (1995 г.).

· Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности» (1998 г.)

Смотрите так же:  Лишение прав и штраф за езду в пьяном виде

· Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании историко-культурного наследия» (1992 г.);

· Закон Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации» (1999 г.);

· Уголовный кодекс Республики (1997 г.);

· Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (2001 г.).

Учитывая то, что большинство из вышеперечисленных законодательных актов не относится к законам прямого действия, практически каждый из них сопровождается шлейфом подзаконных актов нормативно-методического характера, утвержденных либо Постановлениями Правительства Республики Казахстан, либо ведомственными приказами и распоряжениями. В любом случае юридическая правомочность каждого документа, претендующего на межведомственный статус, должна подтверждаться регистрацией в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Особую группу экологического законодательства составляют Международные договоры, которые заключил или к которым присоединился Казахстан.

Кроме того, местные администрации (акиматы) и представительные органы могут издавать свои постановления и решения, действующие в пределах подведомственных территорий.

Основным базовым экологическим законом Казахстана является Закон «Об охране окружающей среды» (1997 г.). Этот Закон разрабатывался, как головной акт в системе законодательства об охране окружающей среды и был ориентирован на новую систему общественно-экономических отношений в Казахстане.

В нем отражены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке документации по обоснованию деятельности, затрагивающей состояние окружающей среды на территории Республики Казахстан.

Положения Закона призваны обеспечить права человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду. Основные положения Закона направлены на предотвращение вредного воздействия антропогенной деятельности на окружающую природную среду, сохранение оптимального уровня равновесия в природе и организацию рационального природопользования.

Закон устанавливает принципы платности природопользования и внедрения экономических механизмов охраны окружающей среды. Здесь же определены основные виды природопользования и основные условия их осуществления. Определена система платежей за специальное природопользование.

Закон регулирует вопросы по нормированию качества окружающей природной среды. Сформулированы экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, в том числе принципы и обязательность экологической экспертизы для объектов хозяйственной деятельности.

Регламентированы вопросы контроля и надзора, разрешения споров в области охраны окружающей природной среды. Определена ответственность за нарушение природоохранного законодательства, принципы возмещения причиненного ущерба.

Закон способствует усилению государственного регулирование области охраны окружающей среды и сбалансированному решенью социально-экономических задач и проблем окружающей среды.

Следует отметить, что в Закон «Об охране окружающей сред» « неоднократно вносились изменения. Причем наиболее существенные внесены Законом Республики Казахстан от 4 июня 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». Они коснулись в основном следующих важных моментов:

· уточнен и расширен понятийный аппарат Закона (Статья 1), частности предложено ввести новые термины, касающиеся определения ущерба (вреда) окружающей среде, лимитов и квот на загрязнение окружающей среды, удельных нормативов выброса, сброса, да но определение экологической опасности;

· уточнена компетенция Правительства РК, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (как центрального исполнительного органа) и местных органов власти в области, охраны окружающей среды. Например,

· установление порядка взимания и утверждение ставок платы за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов изъято из компетенции местных органов власти с переадресовкой их в компетенцию Правительства РК (ст. 7);

· ставки платежей за загрязнение окружающей среды, утверждаемые в настоящее время акимами областей, городов Астана и Алматы, с 2002 г. будут разрабатываться МПРиООС, согласовываться местными представительными органами и утверждаться Правительством (ст. 29);

· из компетенции Правительства изымается норма по установлению порядка и условий проведения обязательного экологического страхования – они должны будут определяться законодательными актами Республики Казахстан (ст.32, п. 4)

· исключены положения о государственных фондах охраны окружающей среды и использовании их средств (ст.. 33, 34). Взимание платежей природоохранного назначения будет осуществляться в рамках общей налоговой системы в соответствии с вновь принятым Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс, 2001)» – ст. 63, гл. 82 – 86.

· из Закона исключена ч. 6 ст. 35, содержавшая важную для инвесторов норму, в соответствии с которой предполагалось, что если в стране инвестора или поставщика (производителя) оборудования стране инвестора или поставщика (производителя) оборудования действуют менее строгие нормативы качества окружающей среды, чем в Республике Казахстан, то такой проект мог быть реализован в Казахстане в соответствии с зарубежными нормативами при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы РК.

Весьма существенную роль в природоохранной деятельности играет Закон РК «Об экологической экспертизе» (1997 г.) с последующими изменениями и дополнениями. До настоящего времени также действует (с обновлениями) Положение о государственной экологической экспертизе в Казахской ССР (1991).

Согласно Закону «Об экологической экспертизе» в Республике осуществляется два вида экологической экспертизы – государственная и общественная.

Экологическое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

В случае противоречия между настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, содержащими нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, применяются положения настоящего Кодекса.

Отношения в области охраны и использования объектов окружающей среды и особо охраняемых природных территорий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, не урегулированной ЭкоКодексом.

4 . Основные определения и понятия Основные принципы проведения ЭО и ЭЭ

Экологическая экспертиза проводится в целях:

1) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

2) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.

В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза проводится центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и его подразделениями на местах с целью проверки допустимости экологических воздействий, которые могут быть вызваны предлагаемым проектом. Срок проведения государственной экологической экспертизы, как правило, не должен превышать 3 месяцев с возможным продлением в сложных случаях до 6 месяцев. Заключение государственной экологической экспертизы является официальным документом и подлежит обязательному исполнению.

Общественная экологическая экспертиза – вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов деятельности. Заключение общественной экспертизы носит информационный, рекомендательный характер. Основную свою роль общественная экологическая экспертиза играет при реализации процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

В соответствии с принятой в республике концепцией, государственной экологической экспертизе подлежит вся предплановая, плановая, предпроектная и проектная документация. Любая хозяйственная деятельность может реализоваться лишь после получения положительного заключения экспертизы и выданного на его основании разрешения на специальное природопользование.

Действующими нормативными документами Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан предусматривается охват процедурой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) всех стадий хозяйственной деятельности – от самых начальных намерений, через проектирование, строительство, эксплуатацию вплоть до ликвидации объекта. Предвидение, оценка экологического риска – это основная задача ОВОС, полноту выполнения которой и призвана проверять государственная экологическая экспертиза. Именно в этом заключается её роль, как важнейшей, профилактической, части общей системы государственного экологического надзора. Ведь предотвращение возможных нарушений окружающей среды гораздо эффективнее, чем устранение (если это будет возможно) их последствий.

1. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:

1) предпроектная и проектная документация намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями, определенными статьей 37 настоящего Кодекса;

2) проекты государственных, отраслевых и региональных программ с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду;

3) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;

4) проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;

5) проекты контрактов на проведение операций по недропользованию;

6) проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории;

7) биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;

8) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;

9) материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;

10) проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу «Байконур», определенные международными договорами Республики Казахстан;

5 . Роль ЭЭ в устойчивом развитии государства. Состояние системы нормативно-методических документов

Экологическими основами устойчивого развития Республики Казахстан являются:

1) достижение государством цели по обеспечению благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья человека;

2) охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия;

3) обеспечение и реализация права Республики Казахстан на разработку своих природных ресурсов и отстаивание национальных интересов в вопросах использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду;

4) справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений;

5) развитие устойчивых моделей производства и потребления;

6) соответствие экологического нормирования условиям социального и экономического развития с учетом состояния окружающей среды;

7) соблюдение права каждого человека на доступ к экологической информации и всестороннее участие общественности в решении вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития;

8) обеспечение гласности принимаемых мер в области охраны окружающей среды;

9) глобальное партнерство в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли;

10) содействие развитию международного права, касающегося ответственности за ущерб окружающей среде;

11) сдерживание, предотвращение переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб окружающей среде или считаются вредными для здоровья человека, а также принятие мер предосторожности в случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба окружающей среде.

Смотрите так же:  Приказ фнс россии от 13.07.2019

6. Нормирование в области ООС.

Разработка нормативов ведется в 3-х направлениях:

1. гигиенические (санитарно-гигиенические – для охраны здоровья людей, рыбохозяйственные и токсикологические ПДК),

2. экологические (для экосистем в целом, в том числе и для здоровья человека),

3. регламентация объемов загрязнений, поступающих в окружающую природную среду (ПДВ, ПДС).

До настоящего времени в основном разрабатывались нормативы санитарно-гигиенические, т.е. направленные на здоровье человека. В настоящее время стало необходимым разрабатывать экологические нормативы, направленные на сохранение равновесия в экосистеме в целом, в том числе и здоровье человека. Другим направлением нормирования является разработка допустимых объемов выбросов загрязняющих веществ (ПДВ – предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, ПДС – предельно-допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами).

Гигиеническое нормирование

Гигиенические нормативы – наиболее разработанная система норм, правил и регламентов для оценки качества окружающей природной среды.

Рис.1. Основные объекты гигиенического нормирования

Они устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых популяций растительного и животного мира. Гигиеническое нормирование охватывает также производственную и жилищно-бытовую сферы жизни человека. Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории стран СНГ.

Для питьевой воды предельно допустимые концентрации (ПДК) некоторых вредных веществ были утверждены еще в 1939 г. В настоящее время число установленных ПДК для водных объектов различного назначения приблизилось к 2000.

Для атмосферного воздуха в 1951 г. были введены ПДК по 10 веществам, а сегодня их уже около 500.

Для почвы ПДК вредных веществ впервые установлены в 1980 г. В настоящее время нормативов более 100. Существует также ПДК веществ для рыбохозяйственных водоемов, для воздуха в зоне лесных массивов, для вод используемых при орошении, и др.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – это такие концентрации вредных веществ, которые практически не оказывают влияния на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Санитарно-гигиеническое и санитарно- эпидемиологическое нормирование

Методологической основой для разработки санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических стандартов послужили методы, используемые в медицинской и ветеринарной токсикологии.

Токсикант – ядовитое, вредное для здоровья вещество.

Для оценки токсичности веществ проводятся опыты на животных, с последующей экстраполяцией экспериментальных данных на человека. Количество вредного вещества, поступившего в организм, отнесенного к массе тела (мг/кг), называется дозой. Количество веществ, отнесенных к единице объема или массы воздуха (мг/м ), воды (мг/л), или почвы (мг/г), называется концентрацией. Смертельные дозы и концентрации называются соответственно летальной дозой (ЛД) и летальной концентрацией (ЛК) (лат. letalis – смертельный). Доза, которая вызывает гибель 50 % подопытных организмов, обозначается как ЛД50 или ЛК50– В зависимости от степени токсичности ядовитых веществ выделяют 4 класс опасности (наиболее опасен 1-й класс). Воздействуя на организм, вредные вещества вызывают острые и хронические заболевания: острые возникают после однократного воздействия и могут приводить к смертельному исходу, хронические развиваются в результате систематического воздействия доз, не приводящих к острому отравлению. Хронические заболевания часто вызывают соединения свинца, марганца, пары ртути и др. Некоторые вещества, например, синильная кислота или цианистый калий, вызывают только острые отравления.

Для большинства веществ устанавливаются две пороговые концентрации: минимальную при остром отравлении (ПДКмин.остр.) и минимальную при хронический отравлении (ПДКмин.хрон.).

Однако необходимо учитывать, что одни и те же концентрация вредных веществ по-разному воздействуют на организмы в зависимости от того, где они находятся: в воздухе, воде, или почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться.

В настоящее время нормативно-техническая документация в области охраны окружающей среды разрабатывается в 3-х направлениях:

· гигиенические нормативы, основным качественным показателем которых’ является ПДК – предельно-допустимые концентрации, которые различают как санитарно-гигиенические, рыбохозяйственные и токсикологические ПДК;

· экологические нормативы, основным качественным показателем которых являются ЭДК- экологически-допустимые концентрации;

· регламентация объемов загрязнений, поступающих в окружающую природную среду, количественным показателем которых являются ПДВ – предельно-допустимые выбросы ЗВ в атмосферу, ПДС – предельно-допустимый сброс ЗВ со сточными водами.

До настоящего времени в основном разрабатывались нормативы санитарно-гигиенические, т.е. направленные на охрану здоровья человека.

Благодаря экологическому открытию о развитии и эволюции не только живых организмов, но и экосистем, стало необходимым разрабатывать экологические нормативы, направленные на сохранение равновесия в экосистеме в целом, в том числе и на сохранение здоровья человека.

Уровни ПДК одного и того же вещества различны не только для разных компонентов внешней среды (воздуха, воды, почв и др.), но и в разных государствах, а также в зависимости от региона – это региональные ПДК, от места, например:

· ПДК атмосферы: рабочей зоны, промплощадки, населенного пункта;

· ПДК воды: хозяйственно-бытовой, рыбохозяйственной.

· ПДК почвы: пахотного слоя, территории предприятия, жилых районов).

Чтобы сохранить экологическое равновесие в природных экосистемах, чтобы она могла выполнять функции саморегуляции, качество окружающей природной среды должно соответствовать научно- обоснованным нормативам.

Необходимость нормирования качества окружающей среды

1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

3. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РК.

Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды . Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

• проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

• проведение эксперимента, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

• установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

. • осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

• формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

• оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

• нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

• нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

• нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

• иные нормативы качества окружающей среды.

З.При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

• нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

• нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

• нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

• нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

• нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

• нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Казахстан в целях охраны окружающей среды.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов;

2. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

3. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могу устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов па выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.