К какому виду налогов относится налог на транспортное средство

Содержание:

Прямые и косвенные налоги – таблица

pryamye_i_kosvennye_nalogi.jpg

Похожие публикации

Существует множество признаков, по которым можно классифицировать налоговые платежи. Один из основных критериев – это разделение на прямые и косвенные налоги. Что же такое прямой, и что такое косвенный налог? Определение главного отличия прямых налогов от косвенных – в возможности или невозможности «переложить» налоговое бремя на конечного потребителя.

Виды прямых налогов

Прямые налоги можно разделить на 2 группы – налоги с дохода и с имущества. Эти обязательные платежи оплачивает сам налогоплательщик – получатель дохода или собственник имущества. С точки зрения классической теории основное, чем отличаются прямые налоги от косвенных – это невозможность перераспределить налоговую нагрузку на других экономических субъектов.

Однако не для всех платежей это отличие прямого налога от косвенного соответствует традиционным представлениям

К налогам с дохода относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий. Данные платежи действительно практически невозможно переложить на иных лиц.

Что же касается «имущественной» группы прямых налогов, то здесь ситуация несколько иная. Владелец объекта недвижимости, земельного участка или транспортного средства может сдать его в аренду. Тем самым, затраты по налогам на владение указанными объектами фактически будет нести не собственник имущества, а арендатор.

Следовательно, эта группа прямых налогов в определенной степени обладает свойствами косвенных.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги взимаются таким образом, что налогоплательщик имеет возможность компенсировать затраты на их уплату за счет других лиц. Основным способом такого перераспределения является включение сумм налога в цену товара или услуги для конечного потребителя. Финансирование затрат на налоговые платежи за счет средств самого налогоплательщика для косвенного налога не характерно.

К косвенным налогам относятся следующие группы обязательных платежей.

1. Универсальные налоги. Практически при любой реализации товаров или услуг (за исключением отдельных льготных категорий) взимаются относящиеся к этой группе косвенные налоги. Примеры — НДС или налог с продаж.

2. Специальные налоги. В данном случае налог уплачивается только при реализации определенных категорий товаров (как правило — алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши). Примером специальных косвенных налогов являются акцизы.

3. Государственные монополии. Экономические субъекты вносят платежи в бюджет за получение разрешений на занятие определенными видами деятельности (лицензирование) либо за совершение юридически значимых действий (госпошлина).

4. Косвенные налоги наряду с прочими включают и таможенные пошлины. Это особая группа обязательных платежей, которые уплачиваются только при перемещении товаров или услуг через границу государства.

Прямые и косвенные налоги – таблица

Итак, мы рассмотрели группы, на которые делятся прямые и косвенные налоги. Перечень основных видов налогов в разрезе групп приведен в таблице.

Прямые и косвенные налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

налог на прибыль;

Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства

По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.

Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.

Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.

Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.

Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.

Косвенные налоги и эластичность спроса

Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).

Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.

Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.

В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.

Региональные налоги

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Транспортный налог

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.

Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения — УСН

Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Смотрите так же:  Учет интеллектуальная собственность

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

По какой ставке исчисляется транспортный налог и к какому виду транспортных средств относится данный вид техники?

Вопрос-ответ по теме

Имеется транспортное средство: Марка, модель — Автобетоносмеситель 581460 на шасси Камаз -53229; Тип ТС- автобетоносмеситель, зарегистрирован в Алтайском крае. По какой ставке исчисляется транспортный налог и к какому виду транспортных средств относится данный вид техники? Ставки по транспортному налогу мы знаем в нашем регионе, проблема в том, что я затрудняюсь с определением кода вида транспортного средства- автобетоносмеситель. Это грузовой или самоходные транспортные средства?

Отвечает Ксения Юракова, эксперт в области налогообложения и юридического права.

Автобетоносмеситель, смонтированный на базе грузового автомобиля (на шасси Камаз), относится к категории грузовых транспортных средств. По отношению к такому транспортному средству следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей.

Обоснование

1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как определить категорию транспортного средства в целях расчета транспортного налога
Категории транспортных средств

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

 мотоциклы и мотороллеры;

 другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

 катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;

 яхты и другие парусно-моторные суда;

 несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769.

Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:
1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относится автомобиль: к легковым или грузовым. В ПТС указан тип транспортного средства – «грузовой», категория – «В»

Автомобиль относится к категории грузовых транспортных средств.

Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Поэтому в рассматриваемой ситуации рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип транспортного средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

Следует отметить, что в тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям

Автокраны относятся к категории грузовых автомобилей.

Автокраны, смонтированные на базе грузовых автомобилей, относятся к категории грузовых транспортных средств. Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

2. Из Письма Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-04-04/14

Об обложении транспортным налогом автомобилей со специализированными кузовами

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении автомобилей, на которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, и сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Для целей применения главы 28 «Транспортный налог» Кодексастатьей 358 Кодекса определено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из указанной нормы Кодекса, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а понятие «автомобиль» и понятие «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» различны.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля, по мнению Департамента необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», заключенного в Женеве 20 марта 1958 года.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением 1958 года, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».
По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя.

Как определить категорию транспортного средства для расчета налога

Категории транспортных средств

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

Смотрите так же:  Новый рецептурный бланк приказ

Категории транспортных средств по ПТС перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • самолеты, вертолеты;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769.

Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий ТС можно выделить пять:

1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относится автомобиль: к легковым или грузовым. Тип ТС по ПТС указан «грузовой», категория – «В»?

Автомобиль относится к категории грузовых транспортных средств.

Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Поэтому в рассматриваемой ситуации рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспорта, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели ТС указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

В тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какому типу транспортных средств по ПТС при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям?

Автокраны относятся к категории грузовых автомобилей.

Автокраны, смонтированные на базе грузовых автомобилей, относятся к категории грузовых транспортных средств. Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

Ситуация: к какой категории ТС при расчете налога относятся автомобили УАЗ-3962, УАЗ-2206 категории «В»: к автобусам или легковым автомобилям?

Категорию транспортного средства определите по данным, указанным в паспорте транспортного средства.

Рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа ТС, указанного в строке 3 ПТС (письма Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1). Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспорта указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

Если тип транспортного средства («грузовой», «легковой», «автобус» и т. п.) определить невозможно, обратитесь к Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООК и по классификации Конвенции. В Сравнительной таблице автобусы относятся к категории «D». Следовательно, если в ПТС санитарного фургона указана категория «B», то он не является автобусом. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается, что категория «В», указанная в ПТС автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-2206, подтверждает классификацию этого транспорта как легкового автомобиля (см., например, определение ВАС РФ от 20 февраля 2007 г. № 1369/07, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. № Ф04-6867/2006(27536-А81-15), Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. № А58-3798/08-Ф02-869/09, Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. № А05-1765/2006-13).

В тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся карьерные самосвалы «БелАЗ»?

Карьерные самосвалы «БелАЗ» относятся к категории других самоходных ТС, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Об этом сказано в письмах Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12, от 31 мая 2006 г. № 03-06-04-04/21. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 31 января 2007 г. № 29/07, постановления Уральского округа от 22 октября 2007 г. № Ф09-8633/07-С3, от 26 марта 2007 г. № Ф09-1943/07-С3).

Экскаватор как объект транспортного налога

Неоднозначность формулировки — частая проблема нашего законодательства. И все бы ничего, если бы речь не шла о таком ответственном деле, как уплата налогов. Стоит не правильно прочитать одну статью НК РФ и не успеешь глазом моргнуть, как тебе уже пишут уклонение от уплаты налогов. Или вот к примеру транспортный налог.

Если у тебя на балансе автомобиль, автобус или грузовик — и думать нечего, подаешь декларацию и все. А вот если что поинтереснее, например, экскаватор, транспортный налог уже не понятно как начислять. Куда его отнести к грузовикам или другим самоходным ТС?

Законодательство мы, кончено, изменить не в силах. Но пролить свет на «загадку» экскаватора — вполне. Слушайте и запоминайте.

Что такое экскаватор и кому он «нужен»

Чтобы понять как начислить транспортный налог на экскаватор, нужно очень четко понимать что это такое и к какому типу транспортных средств его можно отнести.

Экскаватор — это землеройная машина, оборудованная ковшом и используемая в строительных и сельскохозяйственных целях. Согласно Общероссийкому классификатору основных фондов экскаваторы относятся к разделу №14 2924020 «Самоходные машины и оборудование прочие».

Экскаваторы, в том числе колесные, не предназначены для использования на дорогах общего назначения и подлежат обязательной регистрации в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ или, проще говоря, в Ростехнадзоре (на базе постановления Правительства РФ №938 от 12.08.94г.). Обратите внимание: органы ГИБДД при этом не имеют к регистрации экскаваторов никакого отношения.

Для чего нам нужна информация о том, где регистрируются экскаваторы? Дело в том, что именно орган, поставивший самоходную машину на учет, в дальнейшем будет отвечать за подачу сведений в ФНС для контроля за уплатой налогов.

Ну, а что делать, если вы еще не регистрировали на себя или на свою фирму экскаватор? Существуют ли законные способы не ставить ТС на учет и вовсе не платить транспортный налог?

Даже если вы не планируете использовать экскаватор-погрузчик и ездить он у вас по дорогам не будет, вы все равно обязаны поставить его на учет. В противном случае ваши действия могут быть классифицированы, как уклонение от уплаты налогов.

Смотрите так же:  Образец приказа о сокращении численности

Согласно Приказа Минсельхозпрода РФ №785 от 27.01.96 г. самоходные машины должны быть зарегистрированы в течение действия транзитных номерных знаков или в течение 5 дней с момента прохождения таможни, снятия с учета или другого события, в результате которого собственник самоходной машины меняется.

Судебная практика в отношении незарегистрированных ТС сурова. Так согласно Постановлению ФАС Московского округа №КА-А40/5199-08-2 от 20.08.08 г. «отсутствие регистрации ТС не освобождает заявителя от уплаты транспортного налога». Единственное исключение может быть сделано для предприятий изготовителей экскаваторов и организация, продающих данные ТС по лицензии.

Экскаватор как объект налогообложения

Мы выяснили, что за регистрацию экскаваторов отвечает Ростехнадзор. Но что это значит для исчисления и уплаты транспортного налога? К какой группе нужно относить экскаваторы: к грузовым автомобилям или к другим самоходным ТС?

В разрешении данного вопроса вам поможет Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ №03-06-04-04/21 от 31.05.06 г. В соответствии с ним, ТС, на которые получены ПСМ в Ростехнадзоре, применяются налоговые ставки, определенные для категории «другие самоходные ТС». Следовательно, и экскаваторы, зарегистрированные в Ростехнадзоре, как объект транспортного налога будут облагаться сбором по ставке, определенной для «других самоходных ТС».

Транспортный налог в регионах

Согласно ст. 361 НК РФ базовая ставка для данной категории устанавливается в размере 2,5 руб. с одной л.с. Однако Налоговым кодексом закреплено право регионов увеличивать базовую ставку в пределах 10 раз.

Как своим правом распорядились субъекты сейчас расскажем.

  • В Москве за каждую лошадиную силу экскаватора придется заплатить 25 руб. (закон МСК №33 от 09.07.08 г.). При этом организации обязаны заплатить налог в бюджет в полной сумме (с 2015 года отменены авансовые платежи) до 5 февраля года, следующего за отчетным.
  • Такая же ставка (25 руб./л.с.) установлена в Санкт-Петербурге (закон № 487-53 от 04.11.02 г.), Московской (закон №129/2002-ОЗ от 16.11.02г.), Ленинградской (закон №51-ОЗ от 22.11.02г.) и Нижегородской областях (закон области №71-З от 28.11.02 г.).
  • В Красноярском крае — за каждую л.с. мощности экскаватора начислят 11,5 руб. налога. В Саратове — лошадиная сила стоит 21 руб. В Свердловске — 16 руб., в Омске — 12 руб., в Башкортостане — 20 руб.
  • Самая же низкий тариф по налогу на транспортные средства — в третьем по счету городе федерального значения — Севастополе. Напомним, в текущем 2015 году налогоплательщики-крымчане впервые будут платить транспортный налог. Ставка для экскаваторов здесь — 5руб./л.с. (закон города №75-ЗС от 14.11.14 г.). Кстати, эта рекордно низкая ставка едина и для всей республики Крым (закон №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.).

Обратите внимание: в некоторых регионах организации обладают льготами по уплате транспортного налога. Например, в Санкт-Петербурге от уплаты налога на экскаваторы и другие транспортные средства на 5 лет освобождаются организации, зарегистрированные специальной экономической зоне.

Если предприятие-налогоплательщик обладает правом льготной уплаты налога, ему необходимо подать документы, подтверждающие это право, в установленный законом срок (как правило, это необходимо сделать до конца налогового периода). Не успевшие подать документы не смогут воспользоваться льготой до следующего налогового периода.

Льгота предоставляется на срок не превышающий срока действия правоустанавливающих документов, в том числе бессрочно.

Сущность транспортного налога в России

Одним из региональных видов государственного сбора является налог на транспортное средство. Его взимание с владельцев транспортных средств регулируется законами, разрабатываемыми на региональном уровне. В связи с этим его уплата обязательна на территории определенного субъекта и РФ. Налоговые поступления по этой категории обязательных платежей поступают в бюджет непосредственно субъекта РФ. Каковы понятие, сущность и цели транспортного налога в России? Что является его субъектом и объектом? Что говорится в законодательстве о транспортном налоге? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Понятие транспортного налога и его цели

Данный вид налога имеет своей целью обеспечить доход в казну государства, с помощью него появляется возможность содержать в надлежащем состоянии транспортную инфраструктуру и развивать ее. Вторым похожим по предназначению источником пополнения бюджета является акциз на нефтепродукты. Он позволяет получать прибыль с тех категорий налогоплательщиков, которые интенсивно пользуются дорогами. Приобретая автомобиль или другое транспортное средство, его собственник привлекается к финансированию госрасходов за счет вовлечения своего имущества в дорожное движение или осуществления предпринимательской деятельности. Этот вид налога обязаны уплачивать не только физические, но и юридические лица, на балансе которых числятся самые различные ТС.

«Транспортный налог» является не новым понятием, он присутствовал в законодательстве России с 1993 года, и действовал по президентскому указу №2270, внесшему изменения в систему налогов и взаимоотношений разноуровневых бюджетов. Этим указом накладывался налог на предприятия, в качестве объектов, обязанных платить налог, но ТС не считались объектами налогообложения. В соответствии с пп. б п.25 этого документа устанавливалось, что налог на транспорт должны платить все предприятия, за исключением бюджетных. Размер платежа в казну государства составлял 1% фонда, выделяемого предприятием на оплату труда. Деньги, которые поступали по данной статье налогообложения, шли на финансирование субъектов Российской Федерации. Они являлись одним из видов финансирования пассажирского автомобильного, железнодорожного пригородного, электрического и др. транспорта. С 15.11.1997 г. (Указ №1233) данный налог был отменен в результате приведения в соответствие норм налогообложения с законодательными актами, изданными Президентом.

Предназначение государственного сбора

В том виде, в котором данный вид налогообложения применяется сегодня, он действует в России с января 2003 года. Именно в этот период была проведена существенная налоговая оптимизация. До этого в стране действовал закон № 1759/1 «О дорожных фондах в РФ». Налог на транспортные средства является прямым, так как он должен взиматься непосредственно с дохода, получаемого в натуральном виде, а именно — с имущества, принадлежащего плательщику налога.

Правомочность взимания налога на транспорт закреплена главой 28 Налогового кодекса РФ. Значительная часть полномочий по назначению ставок, порядка и сроков внесения платежей, льгот, предоставляемых определенным категориям налогоплательщиков, передана региональным органам. Налог, уплачиваемый собственниками транспортных средств, является серьезным источником получения дохода, так как количество машин и других видов транспорта постоянно растет. Это позволяет наполнять региональную казну и оживлять экономику регионов.

Субъекты и объекты налога на транспорт

Платить налог на транспорт должны лица (налогоплательщики), которые оформили (зарегистрировали) на себя транспортное средство в соответствии со ст. 357 Налогового Кодекса РФ. Размер налога, который должен быть уплачен физическим лицом, определяется органами налоговой инспекции. В России применяется единое исчисление, в соответствии с которым 1 лошадиная сила равна 735.5 Вт (1 кВт равен 1,36 л.с.). При расчете за основу берутся данные, подаваемые регистраторами транспортных средств на территории РФ. К таким органам относятся ГИБДД, Гостехнадзор, Инспекция по судам.

Еще одним субъектом налогообложения является лицо, фигурирующее в доверенности на управление ТС, если оно приобреталось, и было передано другому субъекту с оформлением доверенности до 30 июля 2002 года. Налогоплательщик, являющийся на данный момент владельцем ТС в соответствии с регистрационными документами, должен уведомить налоговую инспекцию о том, что ТС было передано путем оформления доверенности другому субъекту.

В качестве объектов налогообложения рассматриваются машины, автобусы, мотоциклы, другой транспорт самоходного типа и механизмы, передвигающиеся на гусеничном ходу. Кроме того, к таким транспортным средствам относится водный (корабли, яхты, парусные судна и др.), воздушный транспорт (самолеты, вертолеты), а также снегоходы, гидроциклы и прочее. Не относятся к объектам, которые подпадают под налогообложение:

  • ТС, пребывающие в розыске, если факт кражи подтвержден путем составления соответствующего документа;
  • Лодки на веслах;
  • Лодки с моторами, двигатель которых не превышает 5 л.с.;
  • Легковые авто, специально оборудованные под потребности инвалидов;
  • Легковые авто до 100 л.с (73,55 кВт), которые были выданы (куплены) через органы соцзащиты на законных основаниях;
  • Сельскохозяйственная техника, суда речные и промысловые, санавиация.

При регистрации авто, органы, ее осуществляющие, должны подавать в налоговую инспекцию по месту своего расположения информацию о регистрации, снятии с учета, а также о лицах, на которых регистрируются данные средства в течение 10-дневного срока после выполнения этих действий. Эти органы также обязаны каждый год не позже 1 февраля подавать данные обо всех действиях, связанных с ТС, выполненных за истекший календарный год. Налоговым считается именно такой период.

База для начисления

Налоговая база устанавливается по ТС, оснащенных двигателями. Она зависит от мощности, которую имеет конкретный двигатель (измеряемой лошадиными силами), указанной в документах на транспорт. Таким документом может быть паспорт ТС или самоходной машины. К другим транспортным средствам водного или воздушного типа без двигателей или имеющих неопределяемую валовую вместимость, налоговая база должна устанавливаться в виде единицы ТС. К такому транспорту могут быть отнесены плавучие краны, дебаркадеры и др. средства без двигателей для автономного перемещения.

Таким образом, транспортный налог в России регулируется Налоговым кодексом и соответствующими региональными законами в каждом субъекте РФ. Субъектом налогообложения являются физические или юридические лица, которые являются собственниками транспорта. Соответственно, объектом признается само транспортное средство, прошедшее регистрацию в органах ГИБДД, Гостехнадзора. Только региональные власти определяют налоговые ставки, тарифы, льготы на оплату государственного сбора. Если этого в законодательстве субъекта не предусмотрено, то при расчете размера платежа используются базовые показатели, зафиксированные в НК РФ.