Как правильно оформить лабораторную работу по биологии

Содержание:

Как правильно оформить лабораторную работу по биологии

8(495)912-63-37
[email protected]

Рекомендации по ведению тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии.

Рекомендации по ведению и оформлению тетрадей по биологии

Тетрадь по биологии — это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов с полями. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает или просит записать.

Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение к соответствующей линии учебников.

Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.

Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом.

Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя.

Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с Требованиями по проверке письменных работ по биологии.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии .
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование . После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6×6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам — внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.

В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы).

Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Составители: Миловзорова А.М., Кулягина Г.П. — методисты ГМЦ ДОгМ.

Оформление лабораторных работ

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Оформление лабораторной работы

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: «Когда делали?» Дата — это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата — это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа № ___.

Совет 1: Как оформить лабораторную работу по химии

  • Как оформить лабораторную работу по химии
  • Зачем нужна химия
  • Как хранить химические реактивы
  • Оформление лабораторных и практических работ по химии
  • рисунки по химии

Совет 2: Как оформлять научную работу

Совет 3: Как оформить лабораторную работу

  • тетрадь, чертежные принадлежности (карандаш, линейка, транспортир, циркуль) — определяются индивидуально для каждой работы, навыки работы в лаборатории или руководство преподавателя.

Совет 4: Как проводить лабораторную работу

Совет 5: Как оформить на работу учеником

  • бланки соответствующих документов, документы студента, документы предприятия, ручка, печать организации
  • Оформление на работу ученика

Совет 6: Как оформить кабинеты физики и химии

Как следует оформить кабинет физики

При оформлении кабинета физики следует придерживаться принципа: «Иметь все необходимое и ничего лишнего». На стены рекомендуется повесить портреты наиболее известных физиков, с кратким описанием их наиболее значимых достижений в науке. Также на стенах следует разместить стенды с описанием физических явлений, основных законов, плакаты с формулами. Не помешают и макеты каких-либо приборов, демонстрирующих развитие физики, как науки, с древних времен. Например, это могут быть макеты архимедова винта, паровой машины, приемника Попова.

Очень важно, чтобы в кабинете физики были лабораторные комплекты оборудования, относящиеся к каждому разделу физики – механике, термодинамике, электродинамике, оптике и т.д. Необходимо, чтобы педагог при рассказе о каком-либо физическом явлении или законе, мог наглядно продемонстрировать свои слова. Вовсе не обязательно, чтобы это было дорогое оборудование, тем более что далеко не все школы могут себе это позволить. Главное – чтобы оно находилось в исправном состоянии, позволяло производить простые наглядные эксперименты и соответствовало требованиям техники безопасности.

Оформление кабинета химии

Химия – это наука, где особенно важна роль наглядного эксперимента. Поэтому главное внимание следует уделить тому, чтобы кабинет химии был снабжен лабораторным оборудованием (пробирками, колбами, мерными стаканами, спиртовками, пипетками, воронками, штативами с держателями и т.д). Также требуются реактивы: кислоты, щелочи, соли, некоторые металлы, галогены. Из наглядных пособий совершенно необходимы таблицы: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (желательно, крупных размеров с ярким, хорошо различимым шрифтом), «Ряд активности металлов», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». Эти три таблицы – необходимый минимум, который должен быть в любом химическом кабинете учебного заведения.

Хорошо подойдут для этого кабинета стенды, наглядно демонстрирующие роль химии в современной жизни. Например, можно выставить стенд, где будут перечислены отрасли промышленности, использующие серную кислоту – вещество, которое по праву носит неофициальное гордое звание «кровь химии». При оформлении кабинета химии следует уделить особое внимание правилам безопасности, например, все кислоты следует убрать подальше от детей!

Смотрите так же:  Приказ о создании нового отдела в штатном расписании

Структура, содержание и оформление лабораторной, практической работы по химии, физике: ГОСТ, общие правила

Трудимся

Оформление лабораторной работы по ГОСТу по физике, химии или любому другому предмету предполагает соблюдение определенных требований и рекомендаций.

Чтобы сдать работу с первого раза, нужно четко знать не только сам предмет, но и как оформить результаты проведенных исследований в рамках лабораторной.

Лабораторная работа представляет собой научный отчет небольшого объема, в котором обобщается работа в рамках определенной темы, проведенная учащимся/студентом.

В результате полученных данных преподаватель сможет оценить степень выполнения заданий, а также общую профессиональную подготовку учащегося.

Требования к оформлению лабораторных работ

Лабораторная работа должна состоять из следующих глав:

  1. Титульный лист.
  2. Описание цели работы.
  3. Предоставление кратких теоретических сведений.
  4. Описание технического оснащения и методики проведения эксперимента.
  5. Полученные в ходе проведения эксперимента результаты.
  6. Анализ данных, полученных в ходе проведения эксперимента.
  7. Подведение итогов.

Содержание отдельных частей при оформлении лабораторной работы по ГОСТ

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

При написании цели работы должна быть указана тема лабораторной, перечислены основные задачи, поставленные перед студентом.

Краткие теоретические сведения

При перечислении кратких теоретических сведений можно привести необходимые формулы, расчеты. Здесь не нужно указывать совпадающие с учебником или методичкой сведения – достаточно в общем виде упомянуть основные понятия, законы, расчетные таблицы и формулы, которые использовались в ходе проведения эксперимента. По объему эта часть не должна превышать 1/3 всего документа.

Техническое оснащение

При описании технического оснащения и методики проведения эксперимента следует привести описание хода работы, подробно изложить ход эксперимента, метод получения информации и способ ее обработки.

Описание проведения эксперимента

В процессе описания полученных в ходе проведения эксперимента результатов нужно предоставить сами результаты, которые учащийся получил при выполнении лабораторной работы. Здесь нельзя забывать об указании погрешностей измерений.

В разделе с анализами данных, полученных в ходе проведения эксперимента, должна содержаться подробная информация с анализом полученных результатов, а также их интерпретация на основах законов изучаемого предмета.

Подведение итогов

В разделе с подведением итогов следует делать выводы, подкрепленные экспериментальными действиями и теоретическими знаниями.

Теперь вы знаете, как оформить лабораторную работу по химии и другим предметам. Если у вас при проведении лабораторной работы возникли определенные трудности или на ее выполнение вообще не хватает времени, вам всегда помогут толковые специалисты. Они моментально сделают лабораторную работу, также вы можете заказать дипломную работу.

Как оформить лабораторную работу по ГОСТу. Правила написания лабораторных работ

Написание любой лабораторной работы вызывает некоторые сложности. Во-первых, не всегда понятно, что должен содержать отчет о проделанной работе. Во-вторых, как оформить весь имеющийся материал, и в какой последовательности расположить. Попробуем разобраться с данными проблемами в данной статье.

Написание лабораторной работы

Любая лабораторная работа, как правило, должна включать в себя следующие структурные элементы:

Введение

В данном разделе должно быть приведено обоснование актуальности работы.

Актуальность работы – это степень ее важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Обоснование актуальности лабораторной работы – это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования данного вопроса.

Актуальность можно выразить словами:

Особое значение приобретает вопрос …

Социальная значимость темы определяется …

В связи с … большое значение приобрела проблема …

Интерес к проблеме … обусловлен …

За актуальностью рассматривается объект и предмет работы.

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах и вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Узнайте стоимость и сроки — это бесплатно!

Предмет исследования – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Объектом исследования является озеро Байкал.

Предмет исследования: история заселения о. Байкал.

Далее описывается цель проведения работы, т.е. желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге проделанной работы.

Для составления целей работы можно воспользоваться следующей схемой: взять одно из слов типа исследовать, показать, проверить, изучить, определить и т. п. Далее добавить объект исследования.

После описания цели указываются задачи, которые потребуется решить для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы.

Обычно задачи просто перечисляются и начинаются со слов: измерить, найти, провести, разработать, познакомиться, изучить, рассмотреть, обобщить, и т. п.

Основная часть работы

Данный раздел состоит из двух частей: теоритической и практической.

Теоретическая часть содержит описание исследуемой области. В ходе написания данной части исследуются статьи, книги, учебники и другая литература посвященная теме лабораторной работы. Целью написания данного раздела является всестороннее изучение объекта лабораторной работы.

Практическая часть лабораторной работы заключается в применении и закреплении полученных знаний в ходе изучения теоретического материала. В данном разделе подробно описывается ход действий, выполненных в ходе лабораторной работы и полученный результат.

Заключение

Суть данного раздела состоит в кратком пересказе всей работы и подведения итогов ее итогов. Приводится краткое описание результатов, полученных в ходе выполнения лабораторной работы.

Оформление лабораторной работы

Оформление текста

Текст работы располагается на одной стороне листа белой бумаги формата А4, гарнитура используемого шрифта Times New Roman размер 14. Для установки перейдите на вкладку Главная в раздел Шрифт и установите требуемые параметры.

Весь текст работы располагается через полтора интервала, отступ первой строки равен от 0,75 до 1,5, выравнивание текста по ширине.

Для настройки параметров абзаца воспользуйтесь панелью инструментов Главная, раздел Абзац. Нажмите кнопку, вызывающее диалоговое окно Абзац.

В появившемся окне в окне установите требуемые значения, по завершению нажмите кнопку ОК.

Поля документа должны соответствовать следующим значениям: правое – 10 мм, левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Для установки размеров полей требуется перейти на вкладку Разметка страницы, раздел Параметры страницы, нажать кнопку Поля и из раскрывающегося списка выбрать пункт Настраиваемые поля. В открывшемся диалоговом установите значение полей в см и нажмите ОК.

Установка размеров полей

Для автоматической расстановки переносов на вкладке Разметка страницы, в разделе Параметры страницы, воспользуйтесь кнопкой Расстановка переносов, из раскрывающегося списка выберите Авто.

Автоматическая расстановка переносов

Если текст работы подразделяется на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами. Пункты могут быть разделены на подпункты, которые имеют порядковую нумерацию в пределах пункта. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением ставиться дефис или строчная буква, после которой ставиться скобка. Например:

Каждый новый раздел работы начинается с нового листа.

Заголовки

Наименование структурных элементов отчета Введение, Заключение, Реферат, Определения, Список использованных источников служат заголовками.

Основная часть работы должна быть разделена на разделы, подразделы и пункты, которые содержат законченную информацию и имеют заголовки.

При делении текста работы нумерацию проводят арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы, за исключением приложений.

Номер подраздела или пункта должен включать номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта и разделяться точкой.

1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и т. д.

После номера точка не ставиться, далее следует наименование структурного элемента работы.

Смотрите так же:  Полномочия органов государственной власти рф в сфере местного самоуправления

1.1 История информатики.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать его не следует.

Заголовки записывают с абзацного отступа, в конце заголовка точка не ставиться. Если заголовок состоит из двух предложений, то точка ставиться после первого предложения, а после второго она будет отсутствовать. Переносы в заголовках также не допускаются.

Допускается выделение заголовком полужирным начертанием шрифта.

Заголовок подраздела или пункта отделяется от предшествующего текста одной пустой строкой.

Для дальнейшей возможности создания автоматического содержания, каждому заголовку работы требуется определить и установить соответствующий уровень. Для этого выделяем заголовок, переходим на вкладку Главная, вызываем диалоговое окно Абзац и в разделе Общие в графе Уровень, выбираем соответствующий уровень заголовка структурного элемента. Для Введения и наименования разделов лучше всего установить 1 уровень, для заголовков подразделов – 2 уровень, а для пунктов соответственно – 3 уровень и так далее.

Нажимаем ОК и переходим к следующему заголовку.

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Для проставления нумерации перейдите на вкладку Вставка, в разделе Колонтитулы нажмите кнопку Номер страницы и из раскрывающегося списка выберите Внизу страницы. Из представленных образцов выберите Простой номер 2.

Введение и наименование полей

MS Word автоматически проставит нумерацию всех страниц имеющихся в документе.

Титульный лист включается в нумерацию страниц, но при этом на нем номер страницы не ставиться. В связи с этим наиболее удобным решением представляется начинать нумерацию страниц в документе с 2, а титульный лист разместить в отдельном документе. Для настройки нумерации перейдите на вкладку Вставка, раздел Колонтитулы, нажмите кнопку Номер страницы, выберите команду Формат номера страницы. В появившемся диалоговом окне в графе начать с установите цифру 2 и нажмите ОК.

Оформление рисунков и таблиц

Рисунки и таблицы в отчете располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Выравнивание устанавливается посередине страницы, без абзацного отступа.

Наименование рисунка пишется после слова «Рисунок» и располагаются по центру страницы. Например:

Рисунок 1.1 – Образец наименования рисунка

Наименование таблицы должно отражать ее содержание, располагаться над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например:

Таблица 1.1 – Единицы измерения информации

Нумерация ведется в пределах раздела, номер состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой.

При переносе таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю границу не проводят. На следующей странице справа без абзацного отступа дополняют надписью Продолжение (Окончание) табл. 1.1.

Примечание:

Требования по оформлению отчета у каждого образовательного учреждения могут меняться, так как имеющийся ГОСТ не регулирует некоторые моменты по оформлению текста научных работ. Но суть содержания любого отчета остается неизменной и направлена на отражение действий, которые выполнены учащимся, в процессе получения новых знаний и навыков.

Как правильно оформить лабораторную работу по биологии

О письменных работах учащихся общеобразовательных школ

по биологии и химии

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Виды письменных работ учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

-планы и конспекты лекций учителя;

-задачи и упражнения по химии;

-рефераты по химии и биологии;

-планы статей и других материалов из учебников;

-ответы на вопросы по биологии и химии;

-отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;

-отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;

-отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по биологии и химии;

-отчеты по летним заданиям по биологии (6 класс) (первый урок биологии в 7-ом классе);

-домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;

-составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Количество и назначение ученических тетрадей по биологии и химии

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

По биологии — по 2 тетради:

  • 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
  • 2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику, выполняются задания по контролю знаний учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);

Нормы выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.

Порядок ведения тетрадей учащихся.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

  1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.
  2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
  • указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по химии);
  • класс
  • номер и название школы;
  • указывать фамилию и имя;
  1. Соблюдать поля с внешней стороны;
  2. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;
  3. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);
  4. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;
  5. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;
  6. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);
  7. Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

Исправлять ошибки следующим образом:

  • неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
  • часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
  • вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
  • не заключать неверные написания в скобки.

Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии и химии .

Рекомендации по ведению и оформлению рабочих тетрадей по биологии и химии.

Рабочая тетрадь по биологии (химии) — это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии (химии) оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.

Смотрите так же:  Патент на открытия

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
  • В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».

Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.

  • Отчеты по выполнению практических работ по биологии оформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по биологии — тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 — 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Методическая разработка по биологии (5 класс) на тему:
Шаблоны для выполнения лабораторных работ в 5, 6 классах по биологии.

Обучающиеся 5, 6 класса еще очень медленно пишут, поэтому на оформление лабораторных работ уходит много времени, драгоценного времени, при 1 часе биологии в неделю. Я нашла выход и хочу поделиться с коллегами. Предлагаю примеры шаблонов для лабораторных работ. Я их просто распечатываю каждому ребенку, они выполняют, сдают на проверку. Эти шаблоны нужно подшивать и хранить вместо тетрадей для лабораторных работ, т.к. при любой проверке их требуют предъявить.

Предварительный просмотр:

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Тема: «Изучение строения увеличительных приборов»

Цель: научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа, штативная лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты.

  1. Рассмотрите лупу. Назовите ее основные части. Подпишите эти части на рисунке.
  1. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть помидора. Сделайте рисунок.
  1. Рассмотрите мякоть помидора под лупой. Сделайте рисунок.

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные его части. Подпишите эти части на рисунке.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Зарисуйте увиденное.

  1. На стр. 18. Учебника прочитайте правила работы с микроскопом. Отработайте эти правила.
  2. Вывод по работе.

Лупа служит для______________________________________________________________

Микроскоп служит для_________________________________________________________

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Тема: «Знакомство с клетками растений»

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: лупа, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, ткани плодов томата, арбуз.

Задание 1. Рассматривание кожицы лука.

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука. (Правило прочитайте на стр. 23 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Зарисуйте клетки кожицы лука.
  1. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:________________________________________

Задание 2. Рассматривание клеток томата под микроскопом.

  1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода томата. (Правило прочитайте на стр. 24 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Отметьте цвет клетки. Почему капля воды изменила свой цвет и от чего это произошло? Зарисуйте клетки мякоти томата.
  1. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:______________________________________

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Тема. «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

Цель : Изучить внешнее строение цветкового и спорового растения.

Оборудование. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, белый лист бумаги. Растение пастушья сумка, папоротник, семена любого растения.

1.Рассмотрите цветковое растение.

2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

3.Определите, где находятся цветки и плоды.

4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5.Рассмотрите плоды, определите их количество._______________

1.Рассмотрите лист папоротника.

2.Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.

3.Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыплются.

4.Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.

5.Сравните размеры спор с семенами редиса.

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Тема. « Знакомство с клетками растений.»

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование : лупа ручная, микроскоп, пинцет, пипетка, предметное стекло, покровное стекло., бинт. Часть луковицы, томата (арбуза)

1.Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти плода и положите его в капельку воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой мякоть в капле воды и накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки.

Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении. Зарисуйте

3.Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.

4. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:_____________________________

1.Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней стороны поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

2.Положите её в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

3.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

3.Рассмотрите клетку при большом увеличении.

4.Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите её части.

5. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:_____________________________

ФИ________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №3

Тема. «Изучение строение семян двудольных растений. Семя фасоли»

Цель. Изучить внешнее и внутренне строение семени двудольного растения

Оборудование : Лупа ручная, препаровальная игла. Боб фасоли с семенами. Набухшие семена фасоли.

1.Рассмотрите плоды фасоли -бобы. Расскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена -фасолины.

2.Рассмотритее внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.

3.Найдите рубчик и семявход.

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру

5.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

6.Определите, в какой части семени находятся запасные питательные вещества.