Коновалов а.В сущность государственной службы история теория закон практика

Коновалов а.В сущность государственной службы история теория закон практика

1.3 Понятие и принципы организации государственной службы, статус государственного служащего РФ / Система социальной защиты государственных служащих (автор: Лукшина Е.В.)

Под государственной службой может пониматься любая работа, выполняемая в государственных органах и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов [1] .

В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные служащие. Необходимость создания государственной и муниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе [2] .

Государственная и муниципальная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц — сотрудников органов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов (например, государственных органов или органов местного самоуправления), которые входят в структуру государственной администрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случае в широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В странах Западной Европы публичная служба в общем виде также есть выполнение чиновниками на профессиональной основе функций и задач юридических лиц публичного права [3] .

Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ дает следующее определение государственной службы: г осударственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. [4]

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы (Приложение № 1):

— государственная гражданская служба;

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства [5] .

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

— соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;

— установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;

— учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажа гражданской службы;

— соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации. [6]

Таким образом, в определении государственной службы можно выделить следующие аспекты:

— государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

— в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

— эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

— такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;

— обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.

Итак, легальное (т.е. установленное в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба — это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной службы являются [7] :

1) замещение служащими государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы — значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. [8]

Принципами гражданской службы являются [9] :

— приоритет прав и свобод человека и гражданина;

— единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

— равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

— оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства;

Смотрите так же:  Журнал статьи банкротство

— профессионализм и компетентность гражданских служащих;
стабильность гражданской службы;

— доступность информации о функционировании гражданской службы;
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

— защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

— укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы. [10]

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О системе государственной службы РФ»: Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Законодательством установленные требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего. Государственным служащим может стать гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном) регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей. [11]

Правовой статус государственного служащего определяется его правами и обязанностями, определенными российским законодательством. Основным нормативным актом, определяющим правовое положение федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ .

В соответствии с данным нормативным актом государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Вместе с тем поступление на государственную службу обусловливает определенные особенности осуществления прав и исполнения обязанностей, кроме того, налагает определенные ограничения. [12]

В набор прав государственного служащего законом включено: 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, с критериями оценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями служебного контракта; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей; 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации; 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов; 9) защиту сведений о персональных данных; 10) должностной рост на конкурсной основе; 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; 12) объединение в профессиональные союзы гражданских служащих; 13) урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих; 17) государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. [13]

Законодательством подробно урегулирован круг обязанностей государственного служащего и некоторые ограничения в правах, связанные с прохождением государственной службы. Вместе с тем в законодательстве последнего десятилетия прослеживается тенденция к расширению объема правомочий государственного служащего без адекватного расширения объема его ответственности в случае их неисполнения. Данное несовершенство законодательства требует пристального внимания со стороны органов законодательной власти.

Если ранее законодательством ограничивались права государственного служащего совмещения с государственной службой иных видов деятельности (кроме творческой или образовательной), то последние поправки в законодательство позволили гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не приводит к конфликту интересов [14] .

В заключение первой главы дипломной работы можно сделать следующие основные выводы.

Проведенный краткий анализ историко – правовых аспектов организации государственной службы в России показал, что праобраз государственной службы существовал еще в ранних социальных образованиях славянских племен. в ходе развития отечественного государства и права совершенствовалась и правовая основа государственной службы. В результате эволюции государственная служба выделилась в особый социальный слой – «служилых людей», затем чиновников, наконец, госслужащих (на современном этапе).

Построение Петром I чиновничье-дворянской структуры государственной службы оказалось оптимальным механизмом интеграции социальной энергии. При нем служебная преданность как форма индивидуальной инициативы приобрела институциональный характер. Реформы, проведенные по инициативе Петра I, оказали значительное влияние на развитие России в течение столетия и обеспе­чили расцвет общества в эпоху Екатерины II , но привели к разрыву «низов» и «верхов», даже наложили свой отпечаток на формирование советской системы госслужбы.

Современное понятие государственного служащего, у становленное Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», позволяет утверждать, что государственная служба — это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

В настоящее время в российском законодательстве достаточно подробно регламентированы вопросы организации и прохождения государственной службы, определены основные признаки и принципы организации системы государственной службы. В законодательстве подробно определен статус государственного служащего, претерпевший некоторые изменения в связи с проводимой в Российской Федерации административной реформой.

Вместе с тем, проведенное исследование позволило выявить «узкие места» законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной службы. Анализ нормативной базы изучаемой проблемы показал, что проводимая административная реформа имеет тенденцию расширения набора прав гражданского служащего, не уделяя достаточного внимания усилению контроля за их деятельностью. Недостаточно гибкой является система аттестации государственных служащих, определения уровня их профессиональной подготовки. Кроме того, существует необходимость более подробного регулирования труда государственных служащих, а также из социальной защиты.

[1] Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. N 1. С. 24 — 36.

[2] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2003. – с.14

[3] Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации. М.: Просвещение, 2005.-с. 5

[4] Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). – Справочная система Гарант. – ст.1.

[5] Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 2002. – С.42.

[6] Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ. – СПб.: Питер, 2005. – с. 38.

[7] Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. N 1. С. 24 — 36.

[8] Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). – Справочная система Гарант. – ст.3.

[9] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2003. – с.14

[10] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.4.

Смотрите так же:  Судебная практика с пенсионным фондом о назначении пенсии

[11] Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ. – СПб.: Питер, 2005. – с. 67.

[12] Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – с. 238.

[13] Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. – Екатеринбург: Издательство Государственной юридической академии, 2004. – с. 134.

[14] Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 2002. – С.42.

Понятие государственной службы и ее виды

Главная > Реферат >Право, юриспруденция

1. Понятие и принципы государственной службы 5

2. Виды государственной службы 8

Список литературы 15

Институт государственной службы является неотъемлемой составляющей правовой системы государства, а государственные служащие — основными исполнителями проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат — это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно — правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства — государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Развитие государственной службы Российской империи и ее законодательного регулирования в дореволюционной России неоднократно становились предметом научного исследования правоведов государственной (юридической) школы: И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, А.В. Романовича-Славатинского, А.И. Елистратова и других.

Объектом данного исследования является институт государственной службы РФ.

Предметом исследования выступает процесс развития российской, госслужбы в РФ.

Цель работы анализ государственной службы в России: ее виды и понятие

1. Понятие и принципы государственной службы

Построение любой государственности всегда сопровождается созданием института государственной службы. Значение этого процесса чрезвычайно велико в силу важности тех функций, которые эта службы выполняет для решения как внутригосударственных задач, так и задач международного сотрудничества. Особым свойством института госслужбы является то, что его подразделения функционируют во всех без исключения сферах деятельности государства и на всех уровнях власти. Именно поэтому понятие и принципы государственной службы являются важнейшим аспектом не только теоретической разработки, но и практического правотворчества.

Основное назначение госслужбы состоит в обеспечении эффективной реализации функций государства во всех сферах его присутствия в обществе. К регламентации государственной службы РФ имеет отношение достаточно большое количество правовых актов, основным из них является федеральный закон «О государственной службе». Он содержит в себе также отсылочные нормы на более чем 20 других нормативных актов.

Как важнейший социальный институт, государственная служба понятие, принципы, виды ее организации и практического осуществления выступают как объективно необходимое условие эффективного функционирования других институтов общества и государства, социальной и экономической деятельности. 1

Госслужба как социальный институт, возникла и развивалась с тесной связи с процессом развития самого общества. Именно поэтому она сейчас организована таким образом, чтобы как можно более эффективно способствовать поддержанию системной целостности общества и его единства в выполнении социально значимых задач.

Традиционной практикой является классификация госслужбы на два вида.

Первый их них – гражданская, бывает как общефункциональной, так и специальной. Общефункциональная служба не имеет отраслевого деления и представляет собой выполнение профессиональных обязанностей субъектом в рамках органов власти или иных структурах государственного управления. Специальная гражданская служба отличается ее выраженным отраслевым назначением, например, служба в судах, прокуратуре, дипломатическая служба и т.д.

Второй вид госслужбы – милитаризованная — предполагает выполнение специфических компетенций в вооруженных силах государства, полиции, таможенных органах, МЧС и других областях.

Важнейшим условием построения эффективной госслужбы являются принципы, по которым она формируется и функционирует. Сложившиеся принципы государственной службы представляют собой важнейшие нормативно-правовые положения, которые отражают связи и закономерности ее организации, а также ведущие тенденции эволюции данного института. Практически все принципы государственной службы закреплены в соответствующих правовых актах, которые регулируют ее осуществление. В теоретических источниках, как правило, приводятся различные основания, по которым классифицируются принципы госслужбы. Рассмотрим те из них, которые закреплены конкретно в законодательстве РФ.

1. Принцип верховенства права предполагает, что все имеющиеся законы РФ доминируют по своей юридической силе над разного рода ведомственными инструкциями и распорядительными актами. 2

2. Принцип приоритетности прав человека выдвигает требование, чтобы все госслужащие в своей деятельности руководствовались интересами граждан и соблюдали основополагающие права человека, которые признаются доминирующими над интересами самого государства.

3. Принципы государственной службы, обеспечивающие системную целостность института государственной власти на всей территории страны. Этот принцип объективно вытекает из федеративной формы государственно-территориального устройства России.

4. Принцип разделения ветвей власти, позиционирующий правовой статус государства, предполагает самоограничение власти и уравновешивание одной ветви другой путем четкого распределения полномочий между ними.

5. Принцип равнодоступности для граждан профессиональных вакансий в институтах и органах госслужбы.

6. принципы государственной службы, обеспечивающие иерархичную систему построения ее органов, при которой решения вышестоящих органов являются обязательными к исполнению нижестоящими.

7. Принцип единства выдвигает требование унифицированности для всех ее видов и форм, независимо от регионального и уровневого осуществления.

8. Принцип профессионализма устанавливает, что государственная служба является высокопрофессиональным видом деятельности, а потому возможно комплектование аппарата на конкурсно-компетентностной основе.

9. Принцип гласности заключается в открытости и доступности каждому гражданину любых сведений, касающихся его личной деятельности.

10. Принцип ответственности субъектов исполняющих обязанности по государственной службе за ненадлежащее выполнение ее предписаний и правил.

11. Принцип стабильности кадров предполагает проведение в практику политики преемственности и закрепления кадров.

Все рассмотренные принципы органично взаимосвязаны между собой в целостную систему, которая, в свою очередь, способствует выработке качественной кадровой политики государства.

2. Виды государственной службы

Государственная служба Российской Федерации сегодня имеет многоплановую структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством нашего государства;

б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.

В соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и правовой практике, структура государственной службы Российской Федерации включает два уровня: 3

федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;

государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ.

Выделяются следующие виды государственной службы:

— Федеральная государственная служба;

— Государственная гражданская служба;

Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Анализ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» свидетельствует о том, что основная масса регулятивных полномочий закреплена как за Российской Федерацией, так и за субъектами Российской Федерации. Однако в этом Законе недостаточно четко прослеживаются основания отнесения тех или иных вопросов государственной службы к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации. 4

Смотрите так же:  Коттеджный поселок договор на управление

Государственная гражданская служба — это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которой невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства. Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспечивать единство законодательного процесса и императивов (лат. настоятельных требований) правоприменения в работе над документами; профессионального сопровождения формирования правового поля при осуществлении целей и задач государства; создания политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы в составе частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск и военных структур РФ (пограничные войска, внутренние войска, войска ФСБ, войска СВР, войска ФАПСИ, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС). Военную службу отличает от гражданской ряд особенностей, которые присущи и некоторым видам правоохранительной службы. Это:

а) особые условия деятельности, сопряженные с риском для жизни и здоровья служащих и необходимостью применения оружия и специальных средств, значительными, а порой критическими физическими и психологическими нагрузками. Именно это порождает особые требования, предъявляемые к возрасту, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на такую службу;

б) в состав служебных обязанностей входят, при необходимости, участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан, материальных ценностей;

в) наличие особых требований к дисциплине, оформленных в виде дисциплинарных уставов;

г) особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения. Поступление на военную службу осуществляется по смешанному способу, который сочетает обязательный призыв с возможностью добровольного поступления на военную службу по контракту;

д) установление особого порядка привлечения к ответственности;

е) определение специальных видов денежного и материального содержания, расширение гарантий и льгот;

ж) ношение форменной одежды, знаков различия и другой внешней атрибутики.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Специальные функции и специальная компетенция присущи также органам государства, которые призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Она осуществляется путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении законодательно установленных порядка, правил и процедур. Государственная служба в правоохранительных органах, называемая правоохранительной, осуществляется на государственных должностях, учрежденных в:

аппаратах судов РФ — судебная государственная служба;

органах Прокуратуры — прокурорская государственная служба;

органах внутренних дел — милицейская государственная служба;

органах налоговой полиции — налогово-полицейская государственная служба;

таможенных органах — таможенная государственная служба;

органах Федеральной службы безопасности — государственная служба безопасности;

органах Службы внешней разведки — разведывательная государственная служба;

органах юстиции — государственная служба юстиции;

в государственном нотариате — нотариальная государственная служба.

Характерной особенностью в функционировании видов государственной службы являются различия в компетенции и предметах ведения органов государственной власти, то есть в содержании государственно-властных функций, обеспечиваемых государственно-служебной деятельностью.

Содержание государственно-служебной деятельности в них не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому подвиду относятся:

президентская государственная служба в Администрации Президента РФ, в том числе аппаратах Совета Безопасности, Представительствах Президента по федеральным округам, Управлении делами Президента РФ, в аппаратах (администрациях) высших должностных лиц субъектов РФ;

парламентская государственная служба в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, в аппаратах Законодательных Собраний (парламентов) субъектов РФ;

правительственная государственная служба в аппарате Правительства РФ; в аппаратах правительств (администраций) субъектов РФ, а также исполнительная государственная служба в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих различные сферы деятельности. Исполнительная государственная служба создается и осуществляется с непременным учетом функционального многообразия отраслевой специфики сфер государственной деятельности. Для регулирования этого вида государственной службы характерно то, что оно обычно ведется системно, охватывая службу в органах всех уровней или отдельной сферы (отрасли) управления в целом.

Последнее десятилетие XX века изменило многие государства, в том числе, и Россию. Демократизация и формирование рыночных экономических отношений стали основой развития новой системы. Одна из ее особенностей — появление такого социального и правового института как «государственная служба».

Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения. Эту службу в РФ традиционно именуют государственной, хотя в развитых демократических странах она именуется «public service» или «civil service», что в буквальном переводе означает — публичная, общественная, гражданская служба.

Государственная служба может рассматриваться широко — как крупномасштабная многофункциональная система, полностью обеспечивающая функционирование публичного сектора и выполняющая две основные функции — организационную и социального обслуживания, или узко — как профессиональная деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов.

В таком узком понимании, принятом в нашей стране, она включает только исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности в органах государственного управления. Хотя изменение задач, выполняемых государственной службой, шло по-разному в зависимости от общественно-политического развития каждой из стран, можно отметить общую тенденцию роста роли государственной службы в большинстве государств, с точки зрения расширения поля деятельности, разнообразия стоящих перед государственной службой задач, по чисто количественным параметрам.

Однако в современном обществе центр тяжести в области государственного управления всё больше перемещается с предоставления гражданам определенных услуг и материальных благ на обеспечение общих условий их деятельности и существования, т. е. в область планирования, прежде всего долгосрочного и перспективного.

Люди, работающие в рамках публичной службы должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам свое предназначение.

Список литературы

Федерального закона от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007)

Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2010. — с. 14

Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2008. №3.

Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2009. №3. С. 35 — 40

Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. С. 75 — 90

Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.

Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М.: Норма, 2009. — 272 с.

Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — с. 115.

Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. — М.: Норма, 2010. — 155 с.

1 Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2008. №3.

2 Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.

3 Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — с. 115.

4 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»