Курсовая на тему договор перевозки пассажиров и багажа

Договоры перевозки пассажира и багажа

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Министерство науки и образования Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования.

Восточно-Сибирский государственный технологический университет.

Кафедра «Гражданско-правовых дисциплин».

Курсовая работа на тему:

Договоры перевозки пассажира и багажа.

Выполнила: студентка 3 курса

Проверил: Дондоков М. Д-Ц.

Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажира и багажа

Понятие, виды и содержание договоров перевозки пассажиров и

Ответственность за нарушение договора перевозки

Глава 2. Анализ законодательства в сфере перевозки пассажира и багажа

2.1. Пробелы правового регулирования в сфере перевозки пассажира и

Пути и методы решения пробелов правового регулирования

перевозки пассажира и багажа…………………………………………..23

Договор перевозки пассажира и багажа является наиболее распространенным и важным видом среди договоров, так как транспорт играет основную роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Термин «перевозка» используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка — это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства. Во втором случае перевозка — это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Перевозки пассажиров можно разделить на три типа:

перевозки пассажиров, выполняемые в порядке предоставления возмездных и безвозмездных услуг. Примерами таких услуг являются коммерческие перевозки пассажиров автобусами, таксомоторами, железнодорожным подвижным составом, судами и воздушными судами.

перевозки пассажиров, выполняемые в процессе деятельности различных организаций и органов управления, но не являющиеся услугами по перевозке в правовом понимании. Такие перевозки называют служебно-технологическими. К ним относятся: перевозки работников организаций и органов управления на служебных автомобилях; перевозки рабочих к месту работы без взимания провозной платы. Если за подобные перевозки взимается плата (например, путем удержания некой суммы из заработной платы работника), то налицо оказание услуг по перевозке пассажиров;

перевозки пассажиров, осуществляемые гражданами в быту при использовании принадлежащих им, доверенных им или арендованных ими транспортных средств. Главные правовые признаки таких перевозок пассажиров — отсутствие коммерческой основы и удовлетворение личных интересов. В зависимости от того, какая именно перевозка имела место, будет наступать определенная ответственность перевозчика (водителя) за вред, причиненный пассажиру, его ручной клади и багажу при перевозке. Об ответственности перевозчика более подробно будет сказано ниже.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций

Цель данного исследования — проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора.

Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.

Исследовать теоретические аспекты договора перевозки пассажира и багажа

Раскрыть содержание договора перевозки пассажиров и багажа.

Рассмотреть ответственность по договору перевозки пассажира и багажа.

Объектом данного исследования является договоры перевозки пассажира и багажа.

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе перевозки пассажира.

Структура работы: Работа состоит из двух глав. В первой главе описываются теоретические аспекты договоров перевозки пассажира и багажа. Во второй главе проводится анализ законодательства в сфере перевозок пассажира и багажа, рассматриваются существующие правовые пробелы и предлагаются методы их решения.

Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена, железнодорожные перевозки пассажиров и багажа остаются самыми доходными для государства и самыми популярными у граждан нашей страны. По сравнению с другими видами транспорта эти перевозки сравнительно недороги и менее опасны, чем скажем перевозки воздушным транспортом.

Мало наверно кто из пассажиров знает, что простой проезд его на поезде от одного места к другому регламентируется целым комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны наделены определенными правами и обязанностями.

Глава 1. Общая характеристика договоров перевозки пассажира и багажа.

1.1. Понятие, виды и содержание договоров перевозки пассажира и багажа.

Договор перевозки пассажира — взаимный, возмездный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки груза. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным. Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК, транспортными уставами и кодексами, а также действующими Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин-потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются Закон о защите прав потребителей и другие правовые акты.

По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую стороны (пассажира) в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение багажа, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа 1 .

Перевозка пассажиров осуществляется железнодорожным, речным, морским, воздушным и автомобильным транспортом, а в городах – метрополитеном, трамваями и троллейбусами. Существуют автомобильные городские, пригородные перевозки пассажиров и городские автобусные, а также перевозки маршрутными и грузопассажирскими таксомоторами. Регулирование перевозок по сухопутным, водным и воздушным путям сообщения производится на основе специальных норм, учитывающих специфику техники операций каждого вида транспорта.

Действующее законодательство предусматривает письменную и устную форму договоров. Покупая тот или иной товар в магазине, человек совершает тем самым договор купли-продажи в устной форме. Однако для отдельных категорий договоров закон предусматривает обязательную письменную форму.

Транспортное законодательство также устанавливает, в каких случаях договор заключается письменно, в каких — устно. Например, при перевозке пассажиров (как разовых, так и длительных) договор заключается устно. Однако, в случае перевозки организованной группы лиц (например, туристов) допускается только письменная форма договора.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом 2 . Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На всех видах транспорта (за исключением воздушного и железнодорожного в поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими документами: транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет или его аналог при посадке. Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается. Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные.

Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и в обратном направлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т. е. прерывать перевозку.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользования определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сторон. Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и местными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнительной власти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места.

Существуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установленных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры обязаны соблюдать установленные правила перевозок.

Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае непредоставления пассажиру места согласно билету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы и более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату.

Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения). В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор.

Смотрите так же:  Что за статья 308 ук рф

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств (полетов). Перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира, а также за опоздание прибытия транспортного средства, перевозящего пассажира, в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины и состоит в уплате неустойки (штрафа) в размере, установленном транспортным уставом или кодексом 3 .

Багажом являются вещи и иные материальные ценности, которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с ним в багажном вагоне 4 или в ином багажном помещении. Договор перевозки багажа взаимный возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда реальный так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении проездного билета. Прекращение договора перевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции 5 , по которой впоследствии выдается багаж, а на проездном билете ставится отметка (штемпель и т. п.). В отличие от грузовой накладной багажная квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому право на получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции.

Договор перевозки (4)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Курсовая работа по предмету:

«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

Принял: И.Н. Яшина

Библиографический список: 25

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта – трубопроводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства.

§ 1 Понятие транспортного обязательства, источники правового регулирования.

Не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, Котовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки.

Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся “на” и “в” самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объект осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки.

В-третьих, основная часть перевозок осуществляется для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт – одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки является ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного значения.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (глава 40 и 41 ГК). Данный юридическо-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования.

В статье 71 Конституции РФ указано, что федеральный транспорт, пути сообщения, информации и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное.

Регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливается единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения, и наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки.

Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее время действуют три новых общих транспортных закона:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года (далее ВК); 1

2. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 года (далее ТУЖД); 2

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года (далее КТМ) 3 .

Кроме того, сохраняют силу транспортные уставы и кодексы, принятые ранее последней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей главе 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов. Например, Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный 8 января 1969 года (далее УАТ), Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный 15 октября 1955 года (далее УВВТ).

Вопросы управления и деятельности общероссийских дорог отражены в Федеральном законе “О федеральном железнодорожном транспорте”.

Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом РФ “О защите прав потребителей”.

В регулировании транспортных отношений большое значение имеют правила, издаваемые Правительством РФ, а также соответствующими ведомствами.

Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечиваются актами толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

С учетом активного вовлечения России в мировое экономической сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права. К таким актам относятся: Женевская конвенция 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов; Женевская таможенная конвенция о международной таможенной перевозки грузов с применением книжки МДП и др.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

§ 2. Договор перевозки груза.

Природа договора перевозки вызывает споры. В основном они ведутся вокруг фигуры грузополучателя. Одни авторы полагают, что он является самостоятельным участником договора, а сам договор носит трехсторонний характер. 4 Другие авторы считают, что в договоре перевозки отправитель и получатель груза являются одной стороной договора. Существует мнение, что договор грузовой перевозки является договором о вручении исполнения третьему лицу. 5

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Смотрите так же:  Купля продажа векселей банков

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка.

Перевозчиком в договоре перевозки груза может быть любая коммерческая организация, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере грузовых перевозок. Поскольку систематическое занятие деятельностью по перевозке грузов требует, чтобы гражданин зарегистрировался в качестве предпринимателя, граждане как перевозчики могут заключить лишь разовый договор перевозки грузов. Деятельность по перевозке грузов лицензируется.

Отправителем грузов могут быть и граждане (в т.ч. предприниматели), и юридические лица (в т.ч. некоммерческие организации), а также другие участники гражданско-правовых отношений, выступающие в хозяйственном обороте как юридические лица. В равной степени это относится и к грузополучателю.

Предмет договора перевозки грузов состоит в доставке вверенного перевозчику груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному на получение груза лицу.

Существенными условиями договора перевозки груза являются:

— сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе;

— сведения о грузе, пунктах назначения и отправления;

— сведения о сроках и скорости доставки;

— сведения о провозной плате;

— а также иные условия, которые отнесены к существенным по транспортным уставам, кодексам, правилам, другим правовым актам либо по которым необходимо достичь соглашение по требованию хотя бы одной из сторон.

Перевозчиком чаще всего выступает организация, осуществляющая перевозку транспортом общего пользования. В силу этого он делает публичную оферту заключить договор любому юридическому и физическому лицу. Грузоотправитель, предъявив груз к перевозке и уплатив провозную плату, совершает акцепт.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Главная > Кодекс >Государство и право

Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа…..5

1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира…………………………. 5

1.2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира……………. 7

1.3. Права и обязанности сторон по договору…………………………………10

Глава 2. Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа…….15

2.2. Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров……………………………………………………………………….18

2.4. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира………………………. 22

Актуальность темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания — гл. IX; в Воздушном кодексе — гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта — разд. IV. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутренневодном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объектом настоящего исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу организации перевозок пассажиров и багажа. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.

Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки пассажиров.

При написании курсовой работы ставились следующие задачи:

— Дать правовую характеристику договора перевозки пассажиров.

— Определить виды договоров перевозки пассажиров.

— Рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа пассажира от договора перевозки.

— Раскрыть содержание договора перевозки пассажиров и багажа.

— Рассмотреть ответственность по договору перевозки пассажира и багажа.

Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа

1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

Видообразующими признаками данного договора, позволяющими выделить его в отдельный вид договора перевозки, являются особенности его предмета, а также субъектного состава.

Предметом договора перевозки пассажира (как отдельного вида договора перевозки) являются действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа — и указанного багажа, который должен быть выдан управомоченному на получение его лицу, а также действия пассажира по уплате установленной платы за проезд и провоз багажа.

Особенность субъектного состава договора перевозки пассажира состоит в том, что в качестве пассажира здесь выступает физическое лицо. Как известно, в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Данное обстоятельство служит основанием для возложения на перевозчика по договору перевозки пассажира дополнительных обязанностей, в том числе и публично-правового характера.

К особенностям субъектного состава договора перевозки пассажира следует отнести также то обстоятельство, что в качестве контрагента пассажира — перевозчика выступает транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования, которая признается субъектом публичного договора (ст. 426 ГК) и обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК). Классификация договора перевозки пассажира в качестве публичного договора имеет еще и то последствие, что дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора. Например, в настоящее время правоотношения, связанные с перевозкой пассажиров на железнодорожном транспорте, регламентированы Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277.

С точки зрения характеристики всякого гражданско-правового договорного обязательства договор перевозки пассажира относится к числу договоров двусторонних (взаимных), возмездных, консенсуальных.

На разных видах транспорта используются различные критерии для выделения отдельных видов договора перевозки пассажира. Очевидно, что в качестве таковых можно признавать те виды указанного договора, в отношении которых предусмотрена дифференциация (пусть и незначительная) правового регулирования договорных условий. Так, на железнодорожном транспорте поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: в зависимости от скорости движения — на скоростные, скорые и пассажирские; в зависимости от расстояния следования — на дальние и пригородные (ст. 81 УЖТ РФ).

На морском транспорте регулярные пассажирские линии по видам сообщения дифференцируются на: внутренние (каботажные), связывающие российские порты; заграничные (международные), связывающие российские и иностранные порты; местные и пригородные, существующие между пунктами, которые входят в пределы территории, административно подчиненной одному городу (району). В свою очередь, каботажные линии в зависимости от характера поездки и условий обслуживания подразделяются на: транспортные; транспортные скоростные, обслуживаемые судами на подводных крыльях или на воздушной подушке; паромные переправы; линии с комплексным обслуживанием пассажиров. Выделяются также туристские (круизные) линии и рейсы для осуществления перевозок организованных групп пассажиров, для обслуживания которых морские суда работают на условиях специальных договоров (соглашений) по особому расписанию

На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, поэтому чартер представляет собой самостоятельный вид договора перевозки 1 .

1.2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира

Как отмечалось ранее, договор перевозки пассажира относится к консенсуальным договорам, т.е. он считается заключенным с момента достижения его сторонами (пассажиром и перевозчиком) соглашения по всем существенным условиям указанного договора. Вместе с тем порядок заключения договора перевозки пассажира отличается большим своеобразием.

Во-первых, транспортные организации, обеспечивающие большинство перевозок пассажиров, относятся к так называемому транспорту общего пользования и по этой причине являются субъектами публичного договора. Поэтому заключение договора перевозки пассажира со всяким обращающимся к ним гражданином для таких транспортных организаций является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие провозные билеты, должны быть одинаковыми (ст. 426 ГК).

Смотрите так же:  Претензия о возмещении каско

Во-вторых, по способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами на основе правовых актов; указанные условия могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК).

В-третьих, значительной спецификой отличается порядок заключения договора перевозки пассажира. Само предложение заключить договор, исходящее от транспортных организаций, носит характер публичной оферты, поскольку представляет собой содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (ст. 437 ГК). Со стороны же гражданина (пассажира), приобретающего билет, акцепт оферты совершается в форме конклюдентных действий по выполнению условий договора перевозки, содержащихся в оферте (уплата стоимости билета, т.е. провозной платы). В тех же случаях, когда для осуществления перевозки не требуется приобретения проездного билета, конклюдентные действия гражданина выражаются в иных формах: проход через турникеты метро, осуществление платежа магнитной картой или жетоном, посадка пассажира в такси и т.д. Однако с правовой точки зрения ситуация не меняется: и в этих случаях всегда присутствует публичная оферта (известные условия перевозки, в частности размер провозной платы) и ее акцепт, совершаемый определенными действиями пассажира, свидетельствующими о согласии последнего с предложенными условиями перевозки.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, что равносильно одностороннему расторжению договора. Дело законодателя — определить правовые последствия такого одностороннего прекращения обязательств по договору перевозки пассажира.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда не проследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, — вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ РФ) 2 .

От случаев отказа пассажира от договора перевозки следует отличать утрату пассажиром проездного документа (билета). Дело в том, что в транспортном законодательстве имеются довольно жесткие правила, по сути приравнивающие утрату билета к отказу пассажира от договора перевозки без надлежащего оформления, лишающего пассажира права как воспользоваться услугами транспортной организации, так и получить обратно уплаченную им стоимость билета. Например, УЖТ РФ (ст. 82) устанавливает, что утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Согласно Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (п. 20) при наличии возможности восстановить или идентифицировать утраченные или испорченные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановленные утерянные проездные документы (билеты) возврату и переоформлению не подлежат. Возврат денег по утерянным проездным документам (билетам) не производится.

Представляется, что указанные правила, допускающие восстановление прав пассажиров по утраченным либо испорченным проездным документам лишь в исключительных случаях, не учитывают правовое значение указанных проездных документов (билетов), которые на самом деле лишь удостоверяют (подтверждают) факт заключения договора перевозки пассажира, и не более того. Поэтому утрата указанного документа никак не может свидетельствовать о недействительности договора перевозки пассажира либо о прекращении его действия 3 .

Договор перевозки пассажиров и багажа: теоретическое обоснование — курсовая работа (6865)

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1.Общие теоретические вопросы понятия и содержания договора перевозки пассажиров и багажа 5
  • 1.1.Место договора перевозки пассажиров и багажа в системе договорных обязательств: история и современность 5
  • 1.2.Содержание договора перевозки пассажиров и багажа и его виды 12
  • 1.3.Понятие договора перевозки пассажиров и багажа 14
  • Глава 2. Ответственность сторон по договору перевозки пассажиров и багажа 16
  • 2.1. Некоторые аспекты ответственности сторон по перевозки пассажиров и багажа 19
  • 2.2.Договор перевозки пассажира и багажа: ответственность перевозчика или страхование ответственности перевозчика 22
  • Заключение 27
  • Список использованной литературы 28

Введение (отрывок)

Актуальность темы. В настоящее время перевозка пассажиров и багажа занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Следует учитывать, что всеобъемлющий характер перемещения пассажиров и багажа требует подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок и четкого регулирования как правового статуса сторон договора, так и оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при перевозках.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере договора перевозки пассажиров и багажа.

Предметом исследования выступают нормы российского законодательства относительно темы работы.

Цель исследования – изучить общие цивилистические положения договора перевозки пассажиров и багажа.

Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:

1) рассмотреть место договора перевозки пассажиров и багажа в срезе истории и современности;

2) изучить понятие договора перевозки пассажиров и багажа, его содержание и виды;

3) проанализировать некоторые аспекты ответственности сторон по договору перевозки пассажиров и багажа.

Заключение (отрывок)

В работе сделан вывод о том, что круг отношений, регулируемых договором перевозки, не ограничивается только договором перевозки конкретного груза, а включает в себя договоры, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Исходя из этого, в работе дана классификация договоров перевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные виды договоров перевозки.

Список использованной литературы

  • Нормативно-правовые акты:
  • 1.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383
  • 2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
  • 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410
  • 4. Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» // Парламентская газета. № 23. 22-28.06.2012
  • 5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей» // Собрание законодтельства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140
  • Судебная практика:
  • 6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. Сентябрь, 2012
  • Справочная литература, учебные пособия:
  • 7. Касаткина А.С. Договор перевозки пассажира и багажа в международном частном праве: учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. – 176 с.
  • 7. Сборник российского законодательства. Том X. М., 1980. С. 534
  • 9. Семаков А.Н. Договор перевозки: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 164 с.
  • 10.Шершеневич Г.Ф. Избранные сочинения. М., 2006. С. 432
  • Научные публикации:
  • 11. Белякова С.Н. К вопросу о видах договоров перевозки // Журнал российского права. № 6. 2011. С. 22-26
  • 12. Быковская С.Ю., Смирнова В.Т. Правовая природа договора перевозки пассажиров // Законность. № 4. 2012. С. 11
  • 13. Внуков Н.А. Правовая природа договора перевозки пассажиров // Юриспруденция в современной России: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции (5 марта 2012 г.). 2012. С. 76
  • 14. Емельянова Ю.П. Классификация договоров перевозки // Гражданин. № 1. 2014. С. 52-55
  • 15. Кручинина А.П. Гражданско-правовые договоры в сфере перевозок // Цивилист. № 5. 2013. С. 59-67
  • 16. Ладочкина Л.В. Некоторые аспекты договора перевозки пассажиров и багажа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 5 (94). 2013. С. 76-82
  • 17. Молчанов В.В. Договор перевозки пассажиров и багажа // Законодательство. № 10. 2011. С. 55-66
  • 18. Морозов С.Ю., Сага А.Г. Договор об организации перевозок пассажиров // Закон и право. № 1. 2012. С. 21-26
  • 19. Найденов Н.Ю. Договор перевозки пассажира и багажа // Вестник Саратовской государственной академии права. № 6 (82). 2012. С. 33- 37
  • 20. Остроумов Н.Н. Ответственность сторон по договору перевозки // Вестник Волгоградского государственного университета. № 21. 2012. С. 32-36
  • 21. Петракова С.Ю. Договоры перевозки в современном гражданском праве // Закон. № 5. 2012. С. 32-36
  • 22.Старицын А.Ю. Транспортная услуга как предмет договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом // Гражданин и право. № 4. 2012. С. 12-16
  • Диссертации, авторефераты диссертаций:
  • 23. Выгодянский А.В. Гражданско-правовое регулирование договоров воздушной перевозки груза и пассажира. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2011. – 23 с.
  • 24. Машин В.В. Договор воздушной перевозки пассажира. Дис. . канд. юрид. наук. М., 2012. – 173 с.