Льготы по ндс рб

Статья 96. Освобождение от налога на добавленную стоимость товаров при ввозе на территорию Республики Беларусь

1. Освобождаются от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь:

1.1. транспортные средства, ввозимые с территории государств – членов Таможенного союза, посредством которых осуществляются международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

1.2. товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством;

1.3. белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты и монеты, являющиеся законным средством платежа, а также ценные бумаги, акцизные марки, марки таможенного контроля, марки пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством;

1.4. технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, при наличии заключения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к указанным техническим средствам. Такие технические средства, ввезенные с использованием льгот по налогу на добавленную стоимость, должны использоваться на территории Республики Беларусь в целях профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов. При нецелевом использовании этих технических средств либо их вывозе за пределы территории Республики Беларусь без использования в указанных целях налог на добавленную стоимость уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством;

1.5. лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, если они включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь либо в отношении таких товаров имеется заключение Министерства здравоохранения Республики Беларусь о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к лекарственным средствам, медицинским изделиям и протезно-ортопедическим изделиям или к сырью, материалам для их изготовления, комплектующим изделиям для их производства, полуфабрикатам к ним;

1.7. носители экземпляров фильмов, культурные ценности, ввозимые организациями культуры.

Основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость товаров в соответствии с частью первой настоящего подпункта является заключение Министерства культуры Республики Беларусь об отнесении ввозимых товаров к носителям экземпляров фильмов или культурным ценностям;

1.8. все виды печатных изданий, получаемых государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также кино- и видеопроизведения, ввозимые государственными кино- и видеоорганизациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

1.9. драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия (части изделий) из них (кроме ювелирных изделий), а также концентраты и другие промышленные продукты, лом и отходы, содержащие драгоценные и цветные металлы, ввозимые для пополнения Госфонда, при наличии соответствующего подтверждения Министерства финансов Республики Беларусь или Национального банка Республики Беларусь (для драгоценных металлов в виде банковских слитков, ввозимых для пополнения Госфонда);

1.10. банковские и мерные слитки из драгоценных металлов, ввозимые банками для осуществления банковских операций и иными организациями для реализации их банкам;

1.11. товары, ввозимые с территории государств – членов Таможенного союза и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств и учреждений, включая проживающих вместе с ними членов их семей (если они не являются гражданами Республики Беларусь), представительствами и органами международных организаций и межгосударственных образований, а также дипломатическая почта и консульская вализа;

1.12. товары, относящиеся к иностранной безвозмездной помощи, в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;

1.13. товары, получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенные за счет средств международной технической помощи, предназначенные для целей, определенных проектом (программой) международной технической помощи, в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;

1.14. оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, ввезенные резидентами Республики Беларусь на территорию Республики Беларусь в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;

1.15. ввозимые организациями, осуществляющими производство лазерно-оптической техники, товары, применяемые такими организациями в составе лазерно-оптической техники и не производимые на территории Республики Беларусь, а также оборудование и оснастка, используемые ими для производства лазерно-оптической техники.

Основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, оборудования и оснастки, указанных в части первой настоящего подпункта, является заключение о том, что они необходимы для производства лазерно-оптической техники, выдаваемое Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь в порядке и по форме, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

1.16. установки, комплектующие и запасные части к ним по использованию возобновляемых источников энергии.

Основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, указанных в части первой настоящего подпункта, является заключение об отнесении ввозимых товаров к установкам, комплектующим и запасным частям к ним по использованию возобновляемых источников энергии, выдаваемое Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в порядке и по форме, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

1.17. технологическое оборудование и запасные части к нему, предназначенные для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов) в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

1.18. технологическое оборудование, комплектующие и (или) запасные части к нему, ввозимые резидентами Парка высоких технологий в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;

1.19. технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для использования его на территории Республики Беларусь при реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;

1.20. семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания.

Основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость семян, указанных в части первой настоящего подпункта, являются заключение государственного учреждения «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений» о предназначении ввозимых семян для государственного сортоиспытания или заключение Национальной академии наук Беларуси о предназначении ввозимых семян для научных целей;

1.21. иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

2. Товары, указанные в подпунктах 1.2, 1.3, 1.5, части первой подпункта 1.7, подпунктах 1.8–1.10, 1.12, части первой подпункта 1.15, части первой подпункта 1.16, подпункте 1.20 пункта 1 настоящей статьи, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по налогу на добавленную стоимость, считаются выпущенными без ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

Ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, указанными в подпунктах 1.4, 1.13, 1.14, 1.17–1.19 пункта 1 настоящей статьи, действуют до использования и потребления товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, но не более пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается представлением таможенному органу отчета плательщика в порядке и по формам, установленным Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Помощь: Применение льгот по НДС в строительстве (в вопросах и ответах)

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТ ПО НДС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос: Подрядная организация осуществляет ремонт дома-интерната для инвалидов. При этом помимо жилых помещений осуществляется ремонт коридоров и холла.

Имеет ли организация право на освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации работ по ремонту коридоров и холла, или следует разделять для освобождения от налога на добавленную стоимость обороты по реализации ремонтных работ жилых и нежилых помещений?

Ответ: В соответствии с подп.2.12 п.2 ст.3 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции, действующей с 1 января 2007 г.) (далее — Закон) освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда по перечню таких работ, утверждаемых Президентом РБ.

Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее — Перечень), утвержден Указом Президента РБ от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» (далее — Указ № 138).

При этом Указом № 138 установлено, что для применения освобождения от налога на добавленную стоимость работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда под объектом жилищного фонда следует понимать жилые, подсобные и вспомогательные помещения жилых домов (одноквартирных, блокированных, многоквартирных), общежитий, специальных домов с инженерными сетями, иными сооружениями, обеспечивающими целевое использование объектов жилищного фонда.

В соответствии с Положением о порядке отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к категории специальных жилых помещений, владения и пользования ими, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 05.04.2006 № 454, к специальным жилым помещениям относятся жилые помещения стационарных учреждений социального обслуживания (домов-интернатов для престарелых и инвалидов; домов-интернатов, школ-интернатов для детей-инвалидов; специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов).

Согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1154-99 «Жилище. Основные положения» к подсобным помещениям относятся: кухни, санузлы, прихожие, гардеробные, постирочные, рабочие (бытовые) комнаты, топочные, кладовые, коридоры, холлы, шлюзы, помещения без окон, открытые (помещения, не имеющие ограждений хотя бы с одной стороны) и холодные помещения и т.д.

Таким образом, дом-интернат признается объектом жилищного фонда. Коридоры и холл являются подсобными помещениями в доме-интернате для инвалидов. Соответственно, подрядная организация по работам, связанным с ремонтом коридоров и холла в доме-интернате, вправе применять освобождение от налога на добавленную стоимость без разделения оборотов по реализации жилых и нежилых помещений.

Вопрос: Подрядная организация осуществляет ремонт общежития. Помимо жилых помещений ремонтируются также коридоры и холл.

Имеет ли организация право обороты по реализации работ по ремонту общежития освобождать от налога на добавленную стоимость?

Ответ: В соответствии с нормативными документами, перечисленными в предыдущем вопросе, общежитие относится к объекту жилищного фонда. Следовательно, обороты по реализации работ по ремонту общежития освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Вопрос: Организация осуществляет работы по строительству жилого дома сo встроенным гаражом.

Применяется ли в данном случае освобождение этих работ от налога на добавленную стоимость в части стоимости встроенного гаража?

Ответ: Как уже было указано выше, от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда.

Для применения освобождения от налога на добавленную стоимость работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда необходимо обратить внимание, что в соответствии с Указом № 138 под объектом жилищного фонда следует понимать жилые, подсобные и вспомогательные помещения жилых домов (одноквартирных, блокированных, многоквартирных), общежитий, специальных домов с инженерными сетями, иными сооружениями, обеспечивающими целевое использование объектов жилищного фонда.

Смотрите так же:  Гост на горох требования при заготовках и поставках

Согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1154-99 «Жилище. Основные положения» гаражи признаются дополнительными постройками к жилому помещению.

Исходя из изложенного обороты по реализации работ по строительству в части работ по строительству встроенного в жилой дом гаража освобождению от налога на добавленную стоимость не подлежат. Определение суммы таких оборотов следует производить посредством применения удельного веса, например, площади гаража в общей площади строящегося жилого дома.

Вопрос: В Перечне, утвержденном Указом № 138, нашли отражение лишь основные группы работ, проводимые при строительстве, реконструкции, включая модернизацию, реставрации и ремонтах объектов жилищного фонда.

Чем следует руководствоваться при выполнении более узкого круга работ?

Ответ: Наиболее подробный перечень работ, объединенных названными группами, приведен в Методических указаниях по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.04.2003 № 91. Названными Методическими указаниями также определен перечень затрат, включаемых в каждую из глав сводного сметного расчета на строительство.

Вопрос: На основании каких документов производится освобождение от налога на добавленную стоимость работ, связанных с предоставлением строительных машин и механизмов для выполнения строительных, монтажных и специальных работ на объектах жилищного фонда?

Ответ: В соответствии с Перечнем, утвержденным Указом № 138, от налога на добавленную стоимость освобождается предоставление строительных машин и механизмов для выполнения строительных, монтажных и специальных работ.

Поскольку от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, то предоставление строительных машин и механизмов для выполнения строительных, монтажных и специальных работ должно освобождаться на основании соответствующего договора и акта выполненных работ.

Вопрос: Какие работы следует относить к дополнительным работам, выполненным за счет резерва средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, для освобождения от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда?

Ответ: В соответствии с Перечнем, утвержденным Указом № 138, от налога на добавленную стоимость освобождаются дополнительные работы, выполненные за счет резерва средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете стоимости строительства и (или) смете на ремонт объектов жилищного фонда.

На основании этого освобождению подлежат любые дополнительные работы, выполненные за счет резерва средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, но обязательно включенные в сводный сметный расчет на строительство, реконструкцию, модернизацию, реставрацию (т.е. данная норма возможна только при условии составления сводного сметного расчета на строительство, а не иной сметной документации) или смету на капитальный ремонт объектов жилищного фонда.

Вопрос: Организация осуществляет ремонт лифтов в многоэтажном общежитии учебного заведения.

Имеет ли право данная организация на освобождение от налога на добавленную стоимость работ по ремонту лифта в таком общежитии?

Ответ: В соответствии с подп.2.11 п.2 ст.3 Закона освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, по перечню таких услуг, утвержденному Президентом РБ.

Перечень жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом № 138. В п.19 данного перечня предусмотрены ремонт и обслуживание лифтов в многоквартирных жилых домах.

Как было отмечено выше, общежитие относится к объекту жилищного фонда.

Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений», общежитие отнесено к жилому дому (его части), специально построенному или переоборудованному для проживания граждан на период их работы (службы), учебы (п.79 главы 5).

Следовательно, обороты по реализации работ по ремонту лифтов в общежитии освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Вопрос: Энергоснабжающая организация реализует электроэнергию ГСК, садоводческим товариществам, специализированным спортивным школам и иным заведениям с временным проживанием физических лиц.

Подлежат ли освобождению от налога на добавленную стоимость обороты по реализации электроэнергии вышеперечисленным организациям?

Ответ: В соответствии с подп.2.11 п.1 ст.3 Закона от налогообложения освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, по перечню таких услуг, утвержденному Президентом РБ.

Поскольку ГСК, садоводческие товарищества, специализированные спортивные школы и иные заведения с временным проживанием физических лиц не признаются объектами жилищного фонда, то обороты по реализации таким объектам электроэнергии подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Андрей Недоступ, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер. Строительство» № 5, 2007 г.

Для более детального изучения см.: 1. Пособие

От редакции: С 1 января 2008 г. в Указ Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» на основании Указа Президента РБ от 20.09.2007 № 439 внесены изменения и дополнения.

С 1 марта 2008 г. в Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм, выпуск 1 (РДС 8.01.105-03), утвержденные приказом Минстройархитектуры от 29.04.2003 № 91, на основании приказа Министерства архитектуры и строительства РБ от 14.03.2008 № 76 внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» на основании Указа Президента РБ от 03.06.2008 № 292 внесены изменения и дополнения.

С 7 октября 2008 г. постановление Совета Министров РБ от 05.04.2006 № 454 «Об утверждении Положения о порядке отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к категории специальных жилых помещений, владения и пользования ими» на основании постановления Совета Министров РБ от 24.09.2008 № 1408 утратило силу.

Налоговые льготы для юридических лиц Республики Беларусь с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»

Опубликовано: Асiповiцкi Край

Четверг, 25.01.2018 16:24. Рубрика: «АК»: полезная папка Tags: налоги

Налоговые льготы для юридических лиц Республики Беларусь (далее – юридические лица).

Указом для юридических лиц, независимо от их места нахождения и даты их государственной регистрации, установлен ряд налоговых льгот. Льготы в отношении осуществляемых:

— на территории сельской местности розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг предоставлены юридическим лицам, независимо от средней численности их работников;

— на территории малых городских поселений общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг предоставлены микроорганизациям. При этом, микроорганизацией признается юридическое лицо со средней численностью работников за календарный месяц не более 15 человек. Если за календарный месяц средняя численность работников юридического лица не превышает 15 человек, такое юридическое лицо имеет право на применение за этот месяц льгот по налогу прибыль, НДС, земельному налогу, установленных Указом для микроорганизаций. В случае превышения средней численности работников юридического лица за календарный месяц 15 человек, установленные Указом для микроорганизаций льготы по этим налогам за такой месяц не применяются. Особенности применения льготы по налогу на недвижимость, установленной Указом для микроорганизаций, в зависимости от средней численности работников регламентированы ниже.

Примечание: средняя численность работников за календарный месяц рассчитывается в целом по юридическому лицу как сумма:

списочной численности работников в среднем за календарный месяц;

средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, исчисленной за календарный месяц;

средней численности лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, исчисленной за календарный месяц.

Исчисление указанных численностей, суммируемых для целей расчета средней численности работников за календарный месяц, производится в порядке, установленном постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 92.

Населенные пункты и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территории сельской местности и территории малых городских поселений, к 1 декабря 2017 года будут определены решениями областных Советов депутатов (далее – облсовет).

К оказываемым юридическими лицами (микрооорганизациями) бытовым услугам, в отношении которых могут быть применены установленные Указом налоговые льготы, относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь». Справочно: таким законодательством является, в частности, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2014 г. № 1108 «Об утверждении положения о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».

Действие установленных Указом налоговых льгот не распространяется:

на розничную торговлю:

автомобильным топливом (дизельным топливом, автомобильным бензином, газом, используемым в качестве автомобильного топлива);

механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами (полуприцепами, прицепами-роспусками); Справочно: указанная классификация содержится, в частности, в Указе Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;

ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней; Справочно: определение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней содержится в Законе Республики Беларусь от 21.06.2002 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Справочно: услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств классифицируются в группе 45.2 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 г. № 85.

Сведения о льготах и объектах, используемых при осуществлении розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг в сельской местности и общественного питания, бытовых услуг в малых городских поселениях, указываются юридическими лицами (микроорганизациями) в налоговых декларациях (расчетах) в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам. Такой порядок будет регулироваться постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».

Налог на добавленную стоимость

В период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. освобождаются от НДС:

обороты юридических лиц по реализации товаров (работ, услуг), возникающие от осуществления ими на территории сельской местности, определенной облсоветом, розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг;

обороты микроорганизаций по реализации товаров (работ, услуг), возникающие от осуществления ими на территории малых городских поселений, определенной облсоветом, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг.

Для целей применения освобождения от НДС ведется раздельный учет освобождаемых от НДС согласно Указу оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Освобождаемые от НДС обороты отражаются по строке 8 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС. Налоговые вычеты по НДС, приходящиеся на освобождаемый от НДС оборот и подлежащие отнесению на затраты (на увеличение стоимости товаров, работ, услуг), определяются методом раздельного учета.

Справочно: согласно части второй пункта 5 статьи 106 НК плательщики, реализующие приобретенные товары, обороты по реализации которых освобождены от НДС, суммы «ввозного» НДС относят на увеличение стоимости товаров на дату принятия товаров на учет.

Согласно пункту 2 статьи 106 НК суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от НДС.

Освобождение от НДС применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) с даты применения освобождения от НДС согласно Указу.

Смотрите так же:  Вердикта из коллекторы

Ограничение в осуществлении налоговых вычетов, приходящихся на освобождаемый от НДС оборот, применяется в отношении:

товаров (работ, услуг), приобретенных, ввезенных (полученных) с даты применения освобождения от НДС согласно Указу;

товаров, имеющихся в остатках на дату, с которой обороты по реализации таких товаров (товаров, произведенных с использованием имевшихся в остатках товаров) освобождаются от НДС согласно Указу.

У организаций, применявших расчетную ставку НДС, в отношении товаров, имеющихся в остатках до даты применения освобождения от НДС согласно Указу, следует из розничной цены указанных товаров исключить ранее включенные в нее суммы НДС, учет которых велся отдельно по счету 42/НДС для целей пункта 9 статьи 103 НК.

Налог на прибыль

В период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. облагается налогом на прибыль по ставке 6 процентов:

прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученная юридическими лицами от осуществления ими на территории сельской местности, определенной облсоветом, розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг;

прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученная микроорганизациями от осуществления ими на территории малых городских поселений, определенной облсоветом, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг.

Указанные льготы применяются при условии ведения раздельного учета в порядке, установленном пунктом 2 статьи 141 НК, выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) от деятельности, на которую распространяется установленная Указом ставка налога на прибыль в размере 6 процентов, осуществляемой в период, когда организация имеет право применять такую ставку. Для применения указанной ставки налога на прибыль в разделе I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль показатели строк 1 – 18, относящиеся к этой деятельности, заполняются в графе, соответствующей ставке налога на прибыль в размере 6 процентов.

Налог на недвижимость, земельный налог, арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее – арендная плата за земельные участки)

В период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки:

расположенные на территории сельской местности капитальные строения (здания, сооружения), которые являются торговыми объектами, объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), у юридических лиц при условии осуществления ими в календарном месяце на территории сельской местности розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях);

расположенные на территории малых городских поселений капитальные строения (здания, сооружения), которые являются объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), у микроорганизаций при условии осуществления ими в календарном месяце на территории малых городских поселений общественного питания, бытовых услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях).

Льготы по налогу на недвижимость, земельному налогу и арендной плате за земельные участки предоставляются по капитальному строению (зданию, сооружению) и земельному участку в целом независимо от направления использования (неиспользования) их частей, не относящихся к вышеуказанным объектам. При этом льготы по налогу на недвижимость предоставляются в квартале, в котором юридическое лицо имеет право на льготу.

  1. Учитывая изложенное, льгота по налогу на недвижимость, установленная Указом для юридических лиц, предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если хотя бы в одном из календарных месяцев, относящихся к этому кварталу, в отношении капитального строения (здания, сооружения) одновременно соблюдены следующие условия:

плательщиком налога на недвижимость по капитальному строению (зданию, сооружению) или по его части признается юридическое лицо;

капитальное строение (здание, сооружение), расположено на территории сельской местности, определенной облсоветом;

капитальное строение (здание, сооружение) или его часть является торговым объектом, объектом общественного питания либо объектом бытового обслуживания;

в капитальном строении (здании, сооружении) юридическим лицом, признаваемым плательщиком налога на недвижимость по этому капитальному строению (зданию, сооружению) или его части, осуществляются розничная торговля, общественное питание и (или) бытовые услуги.

Льгота по налогу на недвижимость предоставляется в целом по капитальному строению (зданию, сооружению) юридическому лицу, которое осуществляет в нем розничную торговлю, общественное питание и (или) бытовые услуги. Если юридическое лицо признается плательщиком налога на недвижимость по части капитального строения (здания, сооружения), в котором оно осуществляет розничную торговлю, общественное питание и (или) бытовые услуги, льгота предоставляется в целом по этой части. Для применения льготы по налогу на недвижимость не имеют значение направления использования либо факт неиспользования частей капитального строения (здания, сооружения), не относящихся к торговыми объектами, объектами общественного питания и объектам бытового обслуживания.

  1. Льгота по налогу на недвижимость, установленная Указом для микроорганизаций, предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если хотя бы в одном из календарных месяцев, относящихся к этому кварталу, в отношении капитального строения (здания, сооружения) одновременно соблюдены следующие условия:

плательщиком налога на недвижимость по капитальному строению (зданию, сооружению) или по его части признается микроорганизация;

капитальное строение (здание, сооружение), расположено на территории малых городских поселений, определенной облсоветом;

капитальное строение (здание, сооружение) или его часть является объектом общественного питания либо объектом бытового обслуживания;

в капитальном строении (здании, сооружении) микроорганизацией, признаваемой плательщиком налога на недвижимость по этому капитальному строению (зданию, сооружению) или его части, осуществляются общественное питание и (или) бытовые услуги.

При этом, для применения льготы требуется также, чтобы средняя численность работников организации, претендующей на использование льготы, не превысила 15 человек за каждый месяц, относящийся к льготируемому кварталу.

Льгота по налогу на недвижимость предоставляется микроорганизации, которая осуществляет в капитальном строении (здании, сооружении) общественное питание и (или) бытовые услуги, в целом по капитальному строению (зданию, сооружению). Если микроорганизация признается плательщиком налога на недвижимость по части капитального строения (здания, сооружения), в котором она осуществляет общественное питание и (или) бытовые услуги, льгота предоставляется в целом по этой части. Для применения льготы по налогу на недвижимость не имеют значение направления использования либо факт неиспользования частей капитального строения (здания, сооружения), не относящихся к объектами общественного питания и объектам бытового обслуживания.

  1. Льгота по земельному налогу (арендной плате за земельный участок), установленная Указом для юридических лиц, может быть использована в отношении земельного участка, если применительно к нему в календарном месяце соблюдены следующие условия:

плательщиком земельного налога (арендной платы) за земельный участок признается юридическое лицо;

земельный участок расположен на территории сельской местности, определенной облсоветом;

на земельном участке находится капитальное строение (здание, сооружение), которое либо часть которого является торговым объектом, объектом общественного питания либо объектом бытового обслуживания;

в находящемся на земельном участке капитальном строении (здании, сооружении), которое либо часть которого является торговым объектом, объектом общественного питания либо объектом бытового обслуживания, юридическим лицом, признаваемым плательщиком земельного налога (арендной платы) за этот земельный участок, осуществляются розничная торговля, общественное питание и (или) бытовые услуги.

Льгота по земельному налогу (арендной плате за земельный участок) предоставляется с 1-го числа по последнее число календарного месяца, в котором соблюдены вышеизложенные условия.

Льгота по земельному налогу (арендной плате за земельный участок) предоставляется в целом по земельному участку юридическому лицу, которое осуществляет в находящемся на нем капитальном строении (здании, сооружении) розничную торговлю, общественное питание и (или) бытовые услуги. Для применения льготы не имеют значение направления использования либо факт неиспользования частей капитального строения (здания, сооружения), не относящихся к торговыми объектами, объектами общественного питания и объектам бытового обслуживания.

  1. Льгота по земельному налогу (арендной плате за земельный участок), установленная Указом для микроорганизаций, может быть использована в отношении земельного участка, если применительно к нему в календарном месяце соблюдены следующие условия:

плательщиком земельного налога (арендной платы) за земельный участок признается микроорганизация;

земельный участок расположен на территории малых городских поселений, определенной облсоветом;

на земельном участке находится капитальное строение (здание, сооружение), которое либо часть которого является объектом общественного питания либо объектом бытового обслуживания;

в находящемся на земельном участке капитальном строении (здании, сооружении), которое либо часть которого является объектом общественного питания либо объектом бытового обслуживания, микроорганизацией, признаваемой плательщиком земельного налога (арендной платы) за этот земельный участок, осуществляются общественное питание и (или) бытовые услуги.

Льгота по земельному налогу (арендной плате за земельный участок) предоставляется с 1-го числа по последнее число календарного месяца, в котором соблюдены вышеизложенные условия и за который средняя численность работников организации, претендующей на использование льготы, не превысила 15 человек.

Льгота по земельному налогу (арендной плате за земельный участок) предоставляется микроорганизации, которая осуществляет в капитальном строении (здании, сооружении) общественное питание и (или) бытовые услуги, в целом по земельному участку, на котором находится это капитальное строение (здание, сооружение). Для применения льготы не имеют значение направления использования либо факт неиспользования частей капитального строения (здания, сооружения), не относящихся к объектами общественного питания и объектам бытового обслуживания.

ИМНС РБ по Осиповичскому району

Применение льгот по НДС

Белорусским налоговым законодательством для налога на добавленную стоимость предусмотрены льготы в виде освобождения от его уплаты и применения пониженных ставок. Освобождение от налогообложения сопряжено с соблюдением специальных требований и условий. Об особенностях применения отдельных льгот в виде освобождения от НДС расскажет во время онлайн-конференции начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Светлана Новикова.

Конференция организована Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО «ЮрСпектр». Ответы будут публиковаться 23 сентября после 11.00 по мере готовности.

Вопросы конференции

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Цель установления налоговых преимуществ — снижение налоговой нагрузки для плательщика.

Основанием для предоставления таких преимуществ могут являться как экономические причины (например, стимулирование развития приоритетных отраслей экономики, поддержка научных и инновационных предприятий), так и социальные причины (поддержка категорий граждан с ограниченными способностями к трудовой деятельности и с низкими доходами).

Любые формы налоговых преимуществ оказывают влияние на объем средств, остающихся в распоряжении плательщиков, темпы накопления капитала, эффективность использования государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоговые льготы признаются одними из ведущих инструментов налоговой политики, а порядок их администрирования является предметом повышенного внимания со стороны налоговых органов. Налоговые льготы отдельно декларируются в налоговой отчетности плательщиков, контролируются налоговыми органами и выделяются ими в ведомственной отчетности по специальным формам.

Смотрите так же:  Алкогольная лицензия в самаре

На современном этапе упрощение налоговой системы является одним из основных направлений налоговой политики в Беларуси. Эффективность налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание: наиболее эффективна та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах на их сбор. Поставленная задача связана со стремлением повысить рейтинг Беларуси в отчете Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.

Так, в целях сокращения временных затрат на налоговое администрирование с 2012 года для плательщиков отменена обязанность представлять в налоговый орган вместе с декларациями документы, подтверждающие обоснованность применения льгот. Такие документы будут проверяться в ходе выездных проверок или запрашиваться налоговым органом при камеральном контроле.

С 2012 года согласно пунктам 3 и 4 статьи 70 Налогового кодекса при проведении камеральной проверки плательщика, использующего налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие его право на эти льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов. Если при проведении камеральной проверки плательщик не представил по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на льготы, или если согласно представленным документам право на льготу не подтверждено, то налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов без учета льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.

Для целей настоящего перечня используются термины и их определения в значениях, установленных законом «О социальном обслуживании».

Согласно статье 8 закона к государственным организациям (их структурным подразделениям), оказывающим социальные услуги, относятся: больницы сестринского ухода; геронтологические центры; дома (центры) временного пребывания лиц без определенного места жительства; социально-педагогические центры; специализированные трудовые мастерские; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) и другие; центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; центры ресоциализации и (или) социальной адаптации; иные государственные организации (их структурные подразделения) в соответствии с законодательством.

Дополню, что проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» на 2014 год предусмотрено освобождение от НДС также социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания. Это позволит применять льготу по НДС негосударственным организациям, финансируемым за счет пожертвований и иных добровольных взносов и оказывающим социальные услуги физическим лицам в условиях их постоянного или временного круглосуточного пребывания (проживания) в таких организациях.

В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 94 НК обороты по реализации на территории Беларуси продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования (столовыми), при организации питания обучающихся в этих учреждениях образования освобождаются от налога на добавленную стоимость.

При этом необходимо учитывать, что произведенные столовыми при организации питания обучающихся продукты ввиду невозможности ограничения круга лиц, которые в них питаются, могут реализовываться не только обучающимся, но и сотрудникам учреждений образования.

Учитывая, что при организации питания обучающихся в период учебно-воспитательного процесса не представляется возможным разделить обороты по реализации столовыми продуктов питания по категориям лиц, возможно применение льготы по НДС также в отношении оборотов по реализации продуктов питания столовыми в период учебно-воспитательного процесса лицам, которые не обучаются в данном учреждении образования. Исключением являются обороты по реализации продуктов питания указанным лицам, в отношении которых имеется возможность их выделения. Это значит, что стоимость продуктов питания, реализованных физическим лицам на основании договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также стоимость продуктов питания, оплаченная путем удержания из заработной платы сотрудников учреждений образования, облагается НДС в общеустановленном порядке.

Кроме того, освобождение от НДС не применяется при реализации столовыми произведенных продуктов питания в иных, кроме питания обучающихся, случаях. Так, обороты по реализации произведенных продуктов питания на банкетах, юбилеях и других торжествах в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, в вечерние часы (в отсутствие обучающихся) по заказам физических и юридических лиц облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Данная льгота по НДС является «сквозной», то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы.

Ранее норма подпункта 1.8 пункта 1 статьи 94 НК (в редакции, действовавшей в 2011 году) содержала норму, обязывающую продавца в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке ритуальных предметов, производить запись «Освобождение согласно подпункту 1.8 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь», что являлось для последующих продавцов основанием для применения «сквозной» льготы по НДС при реализации ритуальных предметов. С 2012 года такая обязанность продавца исключена. Теперь продавец при отгрузке ритуальных предметов в первичных документах делает запись или ставит штамп «Без НДС».

Да, имеет. Данная льгота по НДС является «сквозной», то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы.

Поскольку с 2012 года исключена обязанность продавца производить специальную запись в товаросопроводительных документах, являвшуюся для последующих продавцов основанием для применения «сквозной» льготы по НДС при реализации ритуальных предметов, то покупатель самостоятельно идентифицирует приобретенный с НДС товар как ритуальный предмет и при дальнейшей его реализации применяет освобождение от НДС, установленное подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 94 НК. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении ритуального предмета, вычету не подлежит на основании пунктов 2 и 3 статьи 106 НК и может быть отнесена на увеличение его стоимости, что определено частью первой пункта 4 статьи 106 НК.

При идентифицировании приобретенного с НДС товара как ритуального товара следует учитывать, что законодательством не установлен какой-либо перечень, определяющий, что именно относится к ритуальным предметам, связанным с погребением. При отнесении приобретенного товара к ритуальному предмету необходимо исходить из назначения произведенного товара, в частности, из его наименования либо из сведений, указанных в договоре, что такой товар приобретается покупателем для размещения в местах погребения, что такой товар предназначается и связан с осуществлением похоронного ритуала. Эта информация также может содержаться в товаросопроводительных документах, сертификатах, в справке производителя и иных документах (ярлыках, этикетках).

Освобождение от НДС не применяется при реализации товаров, предназначенных для использования в изготовлении ритуальных предметов, то есть фактически являющихся материалами для их изготовления.

Приведенная редакция подпункта 1.14 пункта 1 статьи 94 НК с 2013 года изложена в новой редакции в связи с приведением норм Налогового кодекса в соответствие с терминологией, применяемой в сфере пассажирских перевозок.

В предыдущей редакции, действовавшей до 2013 года, содержалась прямая норма, исключающая применение льготы по НДС при перевозках пассажиров автомобилями-такси. Несмотря на то, что в действующей редакции такой нормы нет, изменений в налогообложении перевозок пассажиров автомобилями-такси с 2013 года не произошло, поскольку такие перевозки не оказываются в регулярном сообщении.

Перечень изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых на территории Беларуси освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден указом от 7 февраля 2006 года N 81 (Перечень №81). Перечень №81 включает наименование видов изделий и их краткое техническое описание. В него вошли: тканые изделия; строчевышитые изделия; изделия, плетеные из лозы, камыша, корней, лыка, бересты; художественные изделия из соломы; керамика; художественные изделия из дерева. Законодательством установлена процедура признания изделий народных промыслов и ремесел таковыми, по результатам которой плательщику, как правило, производителю, государственным производственно-торговым объединением «Белхудожпромыслы» выдается заключение об отнесении продукции к изделиям народных промыслов и ремесел.

Льгота по НДС, установленная подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 94 НК, является «сквозной», то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные изделия, указанные в этом подпункте.

Ранее норма подпункта 1.15 пункта 1 статьи 94 НК (в редакции, действовавшей в 2011 года) содержала норму, обязывающую продавца в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке изделий, производить запись «Освобождение согласно подпункту 1.15 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь», что являлось для последующих продавцов основанием для применения «сквозной» льготы по НДС при реализации изделий. С 2012 года исключена такая обязанность продавца, и при отгрузке изделий продавец в первичных документах производит запись или ставит штамп «Без НДС», что определено пунктом 6 статьи 105 НК.

С 2012 года основанием для применения освобождения от НДС организацией, реализующей приобретенные изделия, служит полученная от продавца копия заключения об отнесении продукции к изделиям народных промыслов и ремесел. При его отсутствии обороты по реализации приобретенных изделий, отгруженных организацией с 2012 года, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Оборот по сдаче драгоценных металлов в виде лома в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (Госфонд) освобождается от НДС в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 94 НК. При этом организации заключают договоры с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке извлеченных драгметаллов в Госфонд.

По результатам переработки лома, содержащего драгметаллы, переработчик оформляет расчет-паспорт, который является актом выполненных работ по переработке лома и подтверждает их стоимость. В нем содержатся также окончательные сведения о фактическом количестве и стоимости драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома. При этом, как правило, в расчете-паспорте общая сумма от сдачи извлеченных из лома драгоценных металлов, подлежащая перечислению сдатчику, уменьшается на стоимость работ по переработке лома. В результате переработчик перечисляет организации — сдатчику сумму денежных средств за сданные драгоценные металлы за минусом стоимости работ по переработке лома.

Суммой оборота признается сумма налоговой базы и НДС, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы (пункт 24 статьи 107 НК). Налоговая база НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен на товары (пункт 1 статьи 98 НК).

В изложенной ситуации размер освобождаемого от НДС оборота, подлежащий отражению в налоговой декларации по НДС (налоговая база НДС), определяется как указанная в расчете-паспорте стоимость драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома, которая складывается из суммы средств, поступивших на расчетный счет организации-сдатчика от переработчика, и стоимости работ по переработке лома, указанной в расчете-паспорте. Приобретенные организацией работы по переработке лома являются затратами организации.

Дополню, что согласно проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» в 2014 году указанные обороты исключаются из освобождаемых от НДС оборотов и включаются в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС.

Данное новшество позволит организациям – сдатчикам не отражать в налоговой декларации по НДС стоимость сданных в 2014 году в Госфонд драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома. В свою очередь отсутствие в налоговой декларации по НДС освобождаемых от НДС оборотов исключит необходимость распределения налоговых вычетов, подлежащих отнесению на затраты, что сократит время плательщиков на администрирование НДС.