Льготы по страховым взносам во внебюджетные фонды

Тарифы страховых взносов в 2018 году: таблица ставок

Какие тарифы страховых взносов в 2018 году закреплены в НК РФ? Изменились ли тарифы в ПФР, ФСС и ФФОМС? Сохранилось ли действие пониженных тарифов страховых взносов для организаций и ИП, применяющих УСН? Приведем таблицу со ставками страховых тарифов на 2018 год.

Подход к начислению страховых взносов в 2018 году

В 2018 году страховые взносы, как и раньше, рассчитывают, исходя из:

  • начислений в пользу физических лиц;
  • установленных лимитов облагаемой базы;
  • тарифов страховых взносов;

При этом процентная ставка тарифа напрямую зависит от суммы, облагаемой страховыми взносами.Таким образом, перед тем как привести таблицы со ставками взносов на 2018 год, прокомментируем вышеупомянутые составляющие.

Начисления в пользу «физиков»

Все работодатели в 2018 году обязаны платить взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование с выплат сотрудникам.

Страховые взносы в 2018 году требуется начислять на вознаграждения, выплачиваемые деньгами и в натуральной форме:

  • сотрудникам в рамках трудовых отношений;
  • руководителю организации – единственному участнику независимо от наличия трудового договора с ним;
  • исполнителям по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • исполнителям по авторским договорам.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.

В 2018 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата. Отпускные.

Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.

Лимиты и облагаемая база в 2018 году

В 2018 году предельная величины базы для начисления страховых взносов стали больше. См. «Предельная база для начисления страховых взносов с 2018 года».

База для начисления страховых взносов в 2018 году: таблица

Льготные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды станут постоянными

Правительство РФ предложило установить на постоянной основе действующий 30% уровень страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.

«Предлагается закрепить наконец на постоянной основе применяемые сейчас в качестве льготных тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования) на уровне 30%. То есть зафиксировать эту величину уже окончательно», – заявил в ходе сегодняшнего заседание кабмина премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Он также сообщил, что правительство приняло решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, в связи с отменой требования о контроле за трансфертными ценами внутри страны.

У налогоплательщиков, и у региональных властей, по словам Д. Медведева, будет время, чтобы подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков.

«Налоговые меры, которые мы собираемся принять, позволят, во-первых, обеспечить выполнение майского указа Президента по достижению целей развития и, во-вторых, поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства», – отметил председатель кабмина.

При этом Д. Медведев предложил в случае принятия инициатив рассмотренных сегодня зафиксировать новую налоговую конфигурацию на ближайшие шесть лет.

Страховые взносы в 2018 году: ставки (таблица)

Прошёл год, с тех пор как контроль за уплатой страховых взносов был снова передан Федеральной налоговой службе. По мнению чиновников, администирование взносов налоговыми инспекциями значительно лучше влияет их собираемость. За Фондом социального страхования оставили только сбор взносов на случай травматизма и профзаболеваний работников. Как рассчитывать и выплачивать страховые взносы в 2018 году – расскажем все изменения и свежие новости по этой теме.

Сколько должны платить ИП за себя

Сначала о размере взносов, которые каждый предприниматель должен вносить за себя в 2018 году, даже если он не ведёт реальную деятельность или не имеет доходов от бизнеса. Формула расчёта этих сумм по сравнению с прошлыми годами изменилась. Теперь взносы больше не привязаны к МРОТ, который показывает быстрый и значительный рост — с 7500 рублей на начало 2017 года до 9 485 рублей на начало 2018 года.

Ожидается, что МРОТ приравняют к минимальному прожиточному минимуму уже к маю 2018 года. Если учесть, что эта сумма составляет 11 163 рубля, то прежняя привязка размера страховых взносов к минимальной зарплате вызвала бы резкий рост платежей ИП за себя. Чтобы этого не допустить, Правительство решило установить фиксированный размер страховых взносов на 2018 год.

Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменил нормы статьи 430 НК РФ, установив страховые взносы ИП на 2018 год в фиксированной сумме:

  • на обязательное пенсионное страхование — 26 545 рублей;
  • на обязательное медицинское страхование — 5 840 рублей.

Таким образом, каждому предпринимателю надо будет заплатить за себя в 2018 году не менее 32 385 рублей, что, по сравнению с предыдущим годом, означает рост на 4395 рублей. Если предприниматель был зарегистрирован в этом качестве не весь год, то годовая сумма соответственно пересчитывается.

Не изменилось правило расчёта дополнительного взноса при доходах свыше 300 000 рублей за год: по-прежнему для пенсионного страхования взимается 1% от суммы сверх лимита. Также продолжает действовать ограничение размера взносов предпринимателя за своё пенсионное страхование. Максимальные взносы в ПФР в 2018 году ИП за себя составляют 212 360 рублей: из расчёта 8 * 26 545 * 12 месяцев * 26%. Взносы на своё социальное страхование ИП за себя выплачивают добровольно.

В таблице указаны обязательные платежи предпринимателя в 2018 году, рассчитанные по новому закону

Пенсионное при доходах до 300 тысяч

Пенсионное при доходах свыше 300 тысяч

дополнительно 1% от доходов свыше 300 000 рублей , но не более 212 360 рублей всего на ОПС

Сроки уплаты платежей ИП частично изменились: фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть уплачена не позднее 31 декабря 2018, а дополнительный 1%-ный взнос теперь можно уплатить позже — до 1 июля 2019 года, а не до 1 апреля, как было раньше.

Рассмотрим на примере, как рассчитать страховые взносы с 2018 года предпринимателя за себя.

ИП Сергиенко А.М. получил в 2018 году доход в 1,3 млн рублей. Дополнительный взнос на пенсионное страхование составит ((1 300 000 – 300 000) * 1%) = 10 000 рублей. То есть, всего ИП Сергиенко А.М. должен заплатить за себя при таком доходе 42 385 рублей. При этом, фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть перечислена не позже 31.12.18, а 10 000 рублей могут быть уплачены как в 2018 году, так и до 01.07.19 года.

Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

Сколько должны перечислять плательщики взносов за работников

Согласно новой главе 34 НК РФ плательщиками страховых взносов (кроме ИП без работников, нотариусов, адвокатов, занимающихся частной практикой) являются также лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. К этой категории относятся:

  • работодатели по трудовым договорам;
  • заказчики по гражданско-правовым договорам;
  • обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Взносы плательщики выплачивают за свой счёт, а не удерживают их из выплат физическому лицу. Тарифы страховых взносов в 2018 году за сохранились на прежнем уровне и составляют в общем случае 30% от выплат работникам. Кроме того, есть некоторые категории плательщиков, для которых ставка страховых взносов в 2018 году существенно снижена. Чтобы иметь возможность производить отчисления по этим пониженным тарифам, плательщик должен соблюдать обязательные условия статьи 427 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 установлена предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году:

  • на пенсионное страхование — 1 021 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование — 815 000 рублей.

По достижению этих выплат (отдельно по каждому работнику) плательщик выплачивает взносы по пониженным тарифам. Если же плательщик входит в льготную категорию, то после достижения предельной базы взносы за пенсионное и социальное страхование работника не выплачиваются. Что касается выплат на медицинское страхование, то их тариф по достижению предельной базы не меняется.

Страховые взносы в 2018 году ставки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации (таблица общих и пониженных тарифов)

Пониженные взносы для IT-компаний: 14% или 20%?

Компании, разрабатывающие компьютерные программы, имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Смотрите так же:  Системные требования tank of war

Тариф может быть 20% или 14%. Какой из них можно применять — расскажем.

Организация осуществляет деятельность по коду ОКВЭД 62.01.

Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 и подпункта 1.1 пункта 2 статьи 427 НК для ИТ-организаций на период до 2023 года включительно, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14% (на ОПС — 8%, на ОМС — 4%, на обязательное соцстрахование — 2%).

Вновь созданные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий:

— получение организацией документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;

— доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

— среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период составляет не менее 7 человек.

Для организаций, не являющихся вновь созданными, действуют такие условия:

— получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;

— доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

— средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 7 человек.

В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из вышеперечисленных условий, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.

Если ИТ-организация находится на УСН, то она также может применять пониженные тарифы по пп.5 п.1 ст.427 НК.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 НК для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых является, в частности, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей) и доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).

Согласно пункту 6 статьи 427 НК соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Следует отметить, что вышеназванные плательщики применяют пониженный тариф страховых взносов при выполнении ими одновременно условий, установленных подпунктом 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 6 статьи 427 НК.

Такими условиями являются:

1) соблюдение критерия о применении УСН;

2) доля доходов плательщика от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;

3) доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.

Какой тариф применять, если ИТ-организация по доходам, численности и прочим условиям соответствует нормам, установленным для применения тарифов сразу по двум основаниям — подпункту 3 и подпункту 5 пункта 1 статьи 427 НК?

Ответ на этот вопрос, в частности, дал Минфин в письме № 03-15-06/78019 от 24.11.2017.

В случае одновременного соблюдения организацией всех условий, установленных пунктом 5 статьи 427 НК для применения пониженного тарифа в размере 14% и пунктом 6 статьи 427 НК для применения пониженного тарифа в размере 20%, такая организация вправе самостоятельно осуществить выбор тарифа для исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

О льготах по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды для отрасли ИТ

§1. Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” от 24.07.2009 № 212-ФЗ с учетом последних изменений (далее по тексту — “Закон”) установил для компаний, занятых в области информационных технологий, две льготы: первую — с суммарным тарифом в 14%, и вторую — с суммарным тарифом 26%. Каждая льгота установлена совершенно отдельно от другой, что значит: отдельно определены субъекты, виды деятельности, критерии применения каждой льготы, порядок подтверждения права на льготу, тарифы взносов и периоды их применения.

Изменения в закон были изданы к концу года (16 октября и 28 декабря), вследствие чего ни государственные органы, ни плательщики взносов в начале 2011 года оказались, по существу, не готовы к применению закона. В настоящее время предпринимаются активные попытки выработать общее понимание, что делать и тем и другим. Одной из таких попыток стала рабочая встреча представителей ИT-компаний с ответственными работниками Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, которая прошла в Москве 9 февраля. Данная статья написана с учетом высказанной там позиции представителей ведомств .

Итак, есть две льготы, которые далее для удобства изложения обозначим как Льгота-1 и Льгота-2.

§2. Введена федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ, который в том числе ввел в Закон о взносах специальные дополнения и изменения по Льготе-1:

— в статью 57 часть 2 пункт 4, части 2_1, 2_2, 2_3, 2_4, 2_5;

— статью 58 часть 1 пункт 6, части 3 и 5.

§3. Субъекты — российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Внимание! Сейчас представители государственных органов, опираясь на дословное, грамматическое толкование закона, понимают эту норму как устанавливающую ограничения для субъектов льготы и расчетной доли доходов:

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию . и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы). т. е. реализующие только свои продукты и оказывающие услуги (выполняющие работы) по этим продуктам!

— во-вторых, организации, оказывающие услуги. (далее по тексту), т. е. обслуживать и т. п. можно и не свои продукты.

Иными словами, реализация продуктов (или имущественных прав на продукты), разработанных не самой организацией, не входит в деятельность, учитываемую для расчета доли льготного вида деятельности. В расчет льготной деятельности также не принимается, например, стоимость передаваемой своему клиенту лицензии на “чужой” программный продукт, использованный в разработке собственного продукта или необходимый для пользования им. Перепродажа продуктов или прав на них не поддерживается этим законом! Такова позиция государственных органов, сообщенная в ходе рабочей встречи.

На наш взгляд, согласиться с таким толкованием нельзя. Данная норма, в полном соответствии с юридической конструкцией регулирования обязательных платежей, определяет состав субъектов, применяющих пониженные тарифы, но не состав доходов, включаемых в расчетные 90%. Следовательно, основываясь на том же грамматическом различии соединительного союза “и” и разделительного союза “или”, синтаксисе всего предложения, можно сделать вывод, что законодатель действительно ввел две категории субъектов (схематично):

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию и (или) оказывающие услуги; здесь разработка — обязательное условие, а реализация или услуги — факультативные, одного из них может не быть;

— во-вторых, организации, оказывающие услуги (выполняющие работы). ; здесь обязательного условия о разработке собственных продуктов нет.

Таким образом, при данном толковании исключаются организации, занимающиеся только реализацией “чужих” продуктов и не занятые оказанием услуг (выполнением работ) по ним, т. е. просто торговые посредники. Таким образом, дистрибьюторы обновляемых, обслуживаемых, сопровождаемых продуктов (например, информационно-справочных и бухгалтерских систем) на этом основании не могут быть исключены из состава субъектов, имеющих право на Льготу-1.

Смотрите так же:  Отзывы переживших развод

Состав же доходов, включаемых в расчетные 90%, установлен иными нормами Закона (п. 2 ч. 2_1, п. 2 ч. 2_2 ст. 57), в которых виды деятельности перечислены через запятую, без всяких союзов, следовательно, субъект льготы вправе все доходы от данных видов деятельности включать в расчетные 90%, независимо от того, получен доход от реализации продуктов, имущественных прав на продукты или от обслуживания продуктов, разработанных самой организацией либо другим лицом. О расчете доли дохода — см. далее §6 настоящей статьи.

§4. Критерии перехода на уплаты страховых взносов по пониженным тарифам — это одновременное совпадение трех условий:

1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 50 человек.

Для вновь созданных организаций доля дохода определяется за отчетный (расчетный) период (значит, за первый квартал, полгода, девять месяцев, календарный год), а численность — среднесписочная численность работников за тот же период.

§5. Аккредитация принимается государственными органами в качестве ключевого условия для уплаты взносов по льготным тарифам. Сейчас аккредитация осуществляется Минкомсвязи России в соответствии с постановлением Правительства РФ “О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий” от 06.11.2007 № 758. Формы документов для аккредитации можно найти на сайте www.gosuslugi.ru. Телефон “горячей линии” министерства по вопросам аккредитации — (495) 771-83-60.

Аккредитация, полученная ранее в Росинформтехнологии, продолжает действовать и не требует подтверждения. Впрочем, в настоящее время ведомствами уже согласовывается проект изменений порядка аккредитации, который предусматривает сделать аккредитацию ежегодной, с подачей декларации о соответствии установленным требованиям, включая сообщение сведений о доходе в разрезе кодов ОКВЭД. Аккредитацию можно будет проходить в электронном виде через сайт www.gosuslugi.ru.

Документом, подтверждающим аккредитацию организации, является выдаваемая Минкомсвязи России выписка из реестра аккредитованных организаций. Появившееся на официальном сайте отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 21.01.2011 сообщение, что условием применения льготы является обязательное наличие сведений об организации в реестре (перечне) аккредитованных организаций на сайте Минкомсвязи России, дезавуировано представителем центрального аппарата Пенсионного фонда РФ. Выписка — единственный и достаточный документ, удостоверяющий наличие аккредитации.

§6. Доля доходов определяется отношением дохода от указанной в пункте 2 части 2_1 и пункте 2 части 2_2 статьи 57 Закона деятельности ко всему доходу организации.

Заметьте, что в расчет берется доход от самой этой деятельности, например, в случае получения оплаты в иностранной валюте, курсовая разница в расчет 90% не войдет. Обратите внимание также, что в состав дохода включается и передача имущественных прав на программы для ЭВМ и баз данных, т. е. доходы по договорам об уступке исключительного права и лицензионным договорам.

Разъяснением и контролем того, подпадает ли та или иная конкретная деятельность под данное в законе определение, будет заниматься Минкомсвязи России. Министерство уже собрало от компаний отрасли фактически используемые формулировки договоров с тем, чтобы подготовить методические рекомендации по данной работе.

Несмотря на то что норма о данной льготе не оперирует терминами кодов ОКВЭД, представители государственных органов подразумевают, что речь идет только о двух конкретных кодах ОКВЭД:

— 72.20 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

— 72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Представляется, что, как минимум, код 72.30 Обработка данных также должен включаться в поддерживаемую Законом деятельность.

Кроме того, обратите внимание, что под всем доходом организации понимаются доходы согласно ст. 248 НК РФ, т. е. и доходы от реализации товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы!

§7. Средняя численность определяется согласно п. 80—86 указаний по заполнению формы П-4, утвержденных приказом Росстата от 12.11.2008 № 278. Там же содержится порядок расчета среднесписочной численности, которая используется для вновь созданных организаций. Как можно видеть в указаниях, средняя численность — понятие более широкое и включает в себя 1) среднесписочную численность работников, 2) среднюю численность внешних совместителей и 3) среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

§8. Началом применения льготы является месяц, когда совпали все три условия: аккредитация, доля выручки и численность. Например, если доля выручки и численность удовлетворяет требованиям, не хватало только аккредитации, льготу можно применять с месяца, в котором согласно выписке организация была внесена в реестр аккредитованных предприятий: в феврале получила аккредитацию — с февраля имеет право на льготу.

Особо заметим, что никаких иных формальностей, заявлений, уведомлений и т. п. для начала применения льготы не требуется — организация сама определяет месяц начала применения льготы.

§9. Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие (численность или доля выручки), а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация — часть 2_4 статьи 57 Закона.

Обратите внимание: начало периода! Понятия периодов определены в ст. 10 основного закона о страховых взносах от 24.07.2009 № 212-ФЗ: расчетный период — календарный год, отчетный период — первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год! Иными словами, всегда — с 1 января (кроме организаций, существующих первый календарный год, для них период — со дня создания). Если, например, организация лишена аккредитации в сентябре, то она лишилась права на льготу с начала года и обязана, произведя перерасчет, доплатить взносы по общим тарифам с 1 января текущего года.

Несмотря на то что статья 58 закона, регулирующая уплату взносов с 2011 г., напрямую не содержит такого предписания и на часть 2_4 статьи 57 не ссылается, государственные органы, видимо, намерены именно так толковать указанную норму и после 2010 г.

Взыскание пеней или штрафов в данном случае не предусмотрено, хотя вполне вероятны попытки проверяющих органов начислить пени на основании общей статьи о пенях — статьи 25 Закона о взносах. В такой ситуации можно провести логическое толкование текста Закона, сославшись, что в аналогичном случае для Льготы-2 законодатель в части 1_4 статьи 58 Закона прямо установил взыскание пеней с суммы недоплаченных с начала отчетного (расчетного) периода взносов, напротив — применительно к Льготе-1 такого предписания нет. Исходя из единства воли законодателя и юридической техники в одном и том же нормативно-правовом акте, следует сделать вывод, что взыскание пеней при утрате права на Льготу-1 Законом не предусмотрено.

Следует учесть, что действующий (как и планируемый) порядок аккредитации предусматривает 30-дневный срок на рассмотрение заявления в министерстве, ввиду чего организации должны заранее подавать необходимые документы, с запасом времени.

§10. Сейчас уже утверждена вся отчетность по льготам — соответствующие изменения внесены в формы отчетности РСВ-1 ПФР и 4-ФСС РФ, которые дополнены соответствующими таблицами в обоснование уплаты страховых взносов по пониженным тарифам. Правда, проверяющие органы вправе потребовать иные документы, обосновывающие применение льготы: бухгалтерские, налоговые, статистические (в первую очередь, форму П-4 Росстата). Организация, решившая применять льготу, скорее всего, будет подвергнута, как минимум, камеральной проверке, так как фонды в дальнейшем должны обосновать получение из федерального бюджета компенсации выпадающих доходов.

§11. Введена федеральным законом от 28.12.2011 № 432-ФЗ, который внес в Закон о взносах, в числе прочего, специальные дополнения о льготе-2: в статью 58 часть 1 пункт 8 литера “я_7”, части 1_4 и 3_2.

§12. Субъекты — организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Из состава субъектов для данной льготы исключаются организации и индивидуальные предприниматели, указанные в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Закона о взносах, т. е. в том числе организации, имеющие право на Льготу-1. Это логичное дополнение призвано устранить возможную коллизию двух норм, так как организация может одновременно удовлетворять условиям и Льготы-1, и Льготы-2. Само собой разумеется, что организация, которая по Льготе-1 может платить суммарный тариф 14%, будет применять его. Однако, если она перестанет удовлетворять требованиям для Льготы-1, у нее, возможно, остается шанс воспользоваться в 2011-м и 2012 гг. Льготой-2, хотя и менее выгодной, но дающей экономию в 8%.

Смотрите так же:  Жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию по отоплению

§13. Вид экономической деятельности, признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Вид деятельности, имеющийся в виду в данном случае, — это деятельность по всему 72-му классу Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Обратите внимание: торговля (перепродажа) программными продуктами сюда также не входит — см. комментарий к кодам в ОКВЭД.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346_15 НК РФ, т. е. также включаются реализационные и внереализационные доходы, но с некоторыми предусмотренными в этой статье налогового кодекса изъятиями.

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется путем заполнения соответствующей дополнительной таблицы в форме отчетности РСВ-1 ПФР, которая только что внесена в форму приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н.

Насколько нам известно, представители государственных органов в настоящее время не связывают понятие основного вида деятельности для целей Закона о страховых взносах с понятием основного вида деятельности, применяемого при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С такой позицией следует согласиться, так как рассматриваемый Закон о взносах однозначно установил условие признания вида экономической деятельности основным (70% от общего дохода). Несмотря на это, целесообразно приводить в соответствие сведения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП со сведениями об основном виде деятельности, сообщенном в рамках уплаты страховых взносов, так как обязанность актуализации сведений о видах экономической деятельности, основном и дополнительных, установлена пунктом 5 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

§14. Возможность применения Льготы-2, как и Льготы-1, организация или индивидуальный предприниматель определяют сами на основе соответствия или несоответствия установленным Законом условиям. Никаких дополнительных процедур, разрешений, заявлений и т. п. здесь также не предусмотрено.

Таким образом, организация, применяющая УСН и уверенная, что не менее 70% в ее доходах занимает доход от видов деятельности, классифицируемых по 72-му классу ОКВЭД (виды 72.10- 72.60), может начинать платить страховые взносы по суммарной ставке в 26% уже с января 2011 г. Впрочем, представители государственных органов рекомендуют в первом квартале уплатить взносы по общим ставкам и лишь после сдачи первой отчетности РСВ-1 ПФР по новой форме производить перерасчет уплаченных взносов исходя из пониженной ставки с начала года.

§15. Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. Норма, аналогичная установленной для Льготы-1 (см. §9 настоящей статьи), — в данном случае доплатить взносы по общим тарифам придется с 1 января.

Сверх того, в этом случае нормой предусмотрено не только восстановление недоплаченных сумм, но и взыскание соответствующих пеней согласно ст. 25 Закона о взносах (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в день).

§16. Как говорилось выше, отчетность по данной льготе утверждена — это форма РСВ-1 ПФР с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России “О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № 894н” от 31.01.2011 № 54н (зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2011за № 19733).

§17. Можно заметить, что как и в случае с Льготой-1, плательщикам взносов надо быть готовыми доказать всей имеющейся документацией право на применение Льготы-2, так как их с высокой вероятностью также ожидают проверки контрольных органов.

В заключение, следует сказать, что сложившейся практики и понимания новых норм закона, разумеется, пока нет, и изложенное в настоящей статье — неофициальное мнение. Вполне возможно, что уже скоро какие-то положения законов о льготах для отрасли информационных технологий будут иначе истолкованы исполнительными и судебными органами.

Автор статьи — заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО “Кодекс”, арбитражный заседатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Льготы по страховым взносам

Льготы по страхвзносам

Похожие публикации

Вопросы, касающиеся понижения процентной ставки по страховым платежам, регулируются ст. 427 НК РФ. Расскажем в статье, кому и в каком размере полагаются льготы по страховым взносам.

Условия для применения льготных тарифов по страховым взносам

Некоторые субъекты экономико-хозяйственной деятельности могут рассчитывать на послабления при расчете размера выплат во внебюджетные фонды. Представим ниже подробную информацию о том, как правильно применять пониженные тарифы, и кто вправе сократить платежи, используя положенные льготы по страховым взносам.

Сниженные тарифы могут использовать организации, чья деятельность направлена на внедрение результатов интеллектуального труда, права на которые находятся в исключительной собственности (в том числе и совместной) учредителей или участников этих организаций, а также их партнеров (бюджетных и автономных научных учреждений).

Тарифная ставка для таких организаций снижается:

  • взносы в ПФР: 8 % на 2017 г, 13 % на 2018 г, 20 % на 2019 г;
  • взносы в ФСС: 2 % на 2017 г, 2,9 % на 2018-2019 гг., в отношении иностранных лиц, а также лиц без гражданства и временно пребывающих – 1,8 %;
  • взносы в ФОМС: 4 % на 2017 г, 5,1 % на 2018-2019 гг.

Для этого должны быть выполнены условия:

  • НИИ осуществляет опытно-конструкторскую деятельность;
  • деятельность ведется на УСН;
  • в реестр учета внесены сведения о создании общества.

Льготы предоставляются компаниям и ИП, осуществляющим технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах. Тарифные ставки аналогичны.

Снижена ставка для организаций-резидентов, осуществляющих деятельность по разработке информационных систем и программного обеспечения для ЭВМ, а также оказывающих услуги по модификации и адаптации программ и систем для ЭВМ.

Тарифная ставка до 2023 года включительно:

  • взносы в ПФР и ФСС — 8 %;
  • взносы в ФОМС — 4 %.

Чтобы получить право на льготу по страховым взносам, должны быть соблюдены следующие условия:

  • получен документ о государственной аккредитации;
  • доход от основной деятельности составляет 90 % за отчетный период;
  • среднесписочная численность (ССЧ) более семи человек.

Льготные условия по уплате взносов вправе применять также организации и ИП, получившие статус:

  • участника свободной экономической зоны в соответствии с ФЗ № 377 от 29.11.2014 г;
  • резидента зон опережающего социально-экономического развития в соответствии с ФЗ № 473 от 29.12.2014 г;
  • резидента порта Владивосток.

Для них действуют следующие ставки:

Льготы действительны в течение 10 лет с момента получения вышеуказанного статуса.

Кто освобожден от выплат в ФСС и ФОМС?

Льготные условия вправе применять работодатели членов экипажей судов, зарегистрированных в общем реестре РФ. Оплата страховых взносов для таких организаций происходит по ставке 0 % до 2027 г.

Снижена ставка организациям и ИП на УСН, основной вид деятельности которых соответствует следующим кодам ОКВЭД: 9, 10.1-10.8, 11.07, 13-17, 20-23, 24.33, 24.34, 25-28, 30, 31.0, 33.12, 32.5, 33.13, 33.14, 33.2, 95.12, 32.2, 32.3, 32.9, 32.13, 32.4, 72, 85-88, 75.0, 93.11, 93.19, 38.3, 41-43, 45.2, 37, 38.1, 38.2, 81.29.9, 49-53, 60, 61.1, 79, 95.2, 96, 68.32, 59.1, 91.01-91.04, 62, 63.1, 95.1, 47.73, 47.74. Льготы по страховым взносам применяются при объеме доходов не более 79 млн руб., когда часть прибыли от основного вида деятельности составляет 70%.

Тарифная ставка до 2018 года включительно:

  • взносы в ПФР — 20%;
  • взносы в ФСС и ФОМС — 0%.

Те же тарифы и условия действуют для частных некоммерческих организаций на УСН, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Аналогичные процентные ставки также действуют для:

  • организаций на ЕНВД, осуществляющих фармацевтическую деятельность;
  • благотворительных организаций на УСН;
  • ИП на патентной системе налогообложения для части выплаченных вознаграждений в пользу лиц, осуществляющих деятельность, указанную в патенте.

Также освобождены от выплат в ФСС и ФОМС организации, являющиеся участниками проекта «Сколково». Ставка выплат в ПФР для них снижена и составляет 14 %. Льготные условия действуют в течение 10 лет с момента получения статуса участника.

В ФСС не платятся взносы за тех, кто работает по гражданско-правовым договорам, если на это нет прямого указания в договоре, а также ИП, если они не встали на учет в фонде соцстраха. Для ИП предусмотрена исключительно добровольная постановка на учет и уплата взносов в ФСС. При этом взносы в ФОМС по обеим категориям платятся в обычном порядке.