Лицензия генеральный подрядчик

Разъяснение к порядку получения лицензии на выполнение функций генерального подрядчика в Санкт-Петербурге

Разъяснение к порядку получения лицензии на выполнение функций генерального подрядчика в Санкт-Петербурге

Письмо Комитета по управлению городским хозяйством мэрии Санкт-Петербурга

Комитет по управлению городским хозяйством мэрии Санкт-Петербурга

Допуск СРО на генподряд

Вступить в СРО на генподряд

Генеральный подряд или генподряд – пожалуй, наиболее ответственная и востребованная услуга на строительном рынке. Лишь небольшое количество предприятий, именуемых генеральными подрядчиками, предоставляют эту услугу в силу ее сложности. Руководящее лицо организует строительство и контролирует процессы субподрядчиков на каждом этапе строительства до полной сдачи объекта. Генеральный подрядчик работает сразу в нескольких отраслях и видах работ. Помимо объекта-контроллинга он составляет календарный план-график и контролирует его ход, занимается мониторингом выполнения финансовой сметы.

Традиционно эти работы влияют на безопасность и качество строительства. Ранее для подобных работ было необходимо оформление допуска к работам, но в связи с изменениями градостроительного кодекса от 1.07.2017, теперь можно только получить свидетельство о членстве в СРО на генеральный подряд. Получить его может лишь то лицо, которое готово нести абсолютную ответственность за качество работ и гарантий субподрядчика перед заказчиком.

Нужно ли свидетельство о членстве в СРО на генподряд?

Если ваша компания планирует выступать в роли генподрядчика в строительстве, реконструкции или капремонте зданий и сооружений с привлечением АО, ООО и ИП в качестве субподрядных лиц, то необходимо вступить в СРО на генподряд. Даже если весь спектр работ лежит на плечах субподрядчика, который уже является членом некоммерческого партнерства, генеральное лицо также обязано иметь членство в саморегуляции в любом случае.

Не важно, занимаются ли ваши сотрудники непосредственно стройкой или ограничены работой с документами – именно вы контролируете процесс и выступаете в качестве надзирателя. В данном контексте получение СРО является неотъемлемой процедурой, с которой лучше всего не затягивать.

Условия вступления в саморегуляцию для генподрядчика

Для получения свидетельства о членстве в саморегулируемой организации для генерального подрядчика необходимо, во-первых, выбрать надежное СРО – для этого просто позвоните нам, а, во-вторых, если вы не хотите воспользоваться нашей помощь, самостоятельно собрать пакет документов (необходимы копии документов):

  • подтверждение страхования гражданской ответственности;
  • свидетельство о внесении записи в соответствующий государственный реестр о регистрации юр. лица или ИП;
  • листы записи ЕГРЮЛ либо свидетельство о гос. регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица/ИП, а также документы, подтверждающие эти изменения, заверенные печатью организации.
  • учредительные документы заявителя, заверенные печатью организации;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, заверенные печатью организации;
  • лицензию на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии (при необходимости);
  • подтверждение о внесении в НРС;
  • сведения о квалификации сотрудников;
  • подтверждение повышения квалификации сотрудников;
  • трудовые договоры или трудовые книжки специалистов;
  • должностные инструкции специалистов;
  • подтверждение наличия системы аттестации сотрудников компании;
  • сведения о наличии у заявителя движимого и недвижимого имущества;
  • сведения о порядке организации и проведения контроля качества выполняемых работ, а также о работниках, которые осуществляют данный контроль.

Оставляя заявку для оформления необходимых документов, вы лишаетесь сомнительного удовольствия стояния в очередях и нотариального подтверждения всех необходимых копий. Мы сделаем это за вас.

Сложности получения допуска СРО на генеральный подряд

На сегодняшний день вступление в СРО в строительстве таит множество подводных камней. Типичными преградами в процессе вступления кандидатов, которые уверены в том, что для генерального подряда нужно членство в СРО, является нехватка дипломированных и аттестованных специалистов с подтвержденным опытом работы в сфере компетенции, недостаточность материально-технической базы и финансов для погашения взноса в компфонд.

Если ваша организация столкнулась с этими и другими сложностями, если нужна помощь высококвалифицированного юриста – обращайтесь в ГК «Росразрешение». Мы позаботимся о том, чтобы вы получили членство в СРО в кратчайшие сроки.

Генподряд, подряд, субподряд

генподряд, подряд, субподряд. Каково юридическое значение, права и обязанности каждого и как они взаимосвязаны.

Ответы юристов (1)

Договор генерального подряда (договор генподряда) широко применяется в сфере капитального строительства. Заказчик заключает договор генерального строительного подряда с одной строительной организацией — генеральным подрядчиком (генподрядчиком), который ведет управление объектом строительства, и в свою очередь, для выполнения отдельных комплексов работ может привлекать специализированные организации на основе договора субподряда, т. е. в качестве субподрядчиков. Субподрядчика зачастую привлекают на выполнение работ по договору генерального подряда, на которые нужно специальное разрешение, например лицензия на осуществление проектно-изыскательских работ, которой нет у генподрядчика. Основные функции генерального подрядчика, которые должны быть описаны в любом образце договора генподряда:
выполнение видов работ, предоставленных в лицензии, собственными силами;
заключение договоров субподряда на выполнение отдельных видов работ;
организация строительства;
охрана труда, окружающей среды и обеспечение пожарной безопасности строительно-монтажных работ;
контроль за выполнением работ по договорам подряда и субподряда;
сдача объекта в эксплуатацию «под ключ»;
оформление исполнительной документации и др.
По договору генерального подряда, заказчик состоит в договорных отношениях только с генподрядчиком, который отвечает перед ним за выполнение всех работ качественно и в сроки, предусмотренные договором генподряда, в том числе работ, выполняемых субподрядными организациями.
Законодательство не требует того, чтобы в образце договора генподряда было закреплено согласие заказчика на привлечение к работам субподрядчиков. Правда, заключая договор, все же следует выяснить, необходимо ли согласие заказчика на субподряд. Но в любом случае по договору генерального подряда ответственность перед заказчиком за выполненные работы (в том числе и те, которые выполнял субподрядчик) несет генподрядчик. Но бывают ситуации, когда заказчик хочет заключить договор еще с одним подрядчиком. В этом случае заказчик имеет право заключить такой договор только с согласия генподрядчика. С генподрядчика снимается ответственность за те работы, которые заказчик поручил выполнять другому подрядчику.

Договор генерального подряда не рассматривается в ГК РФ, и к нему применяются нормы права договора подряда и договора строительного подряда.
По договору генерального подряда генподрядчик обязуется в определенный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы. При этом заказчик обязуется создать генподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.
Сторонами по договору генерального строительного подряда являются заказчик и генподрядчик. В роли заказчика могут выступать как юридические, так и физические лица. Генеральным подрядчиком в таких отношениях, как правило, выступают строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации и предприятия. При этом генподрядчику необходимо иметь соответствующую лицензию.
Выполняя работы, указанные в образце договора генподряда, генподрядчик имеет право привлекать других лиц, поручая им часть работ. В этой ситуации между генподрядчиком и привлекаемым им лицом заключается отдельный договор — договор строительного субподряда.
Заключая договор генподряда, необходимо обращать внимание на сроки выполнения работ. При этом нужно указать сроки начала и окончания работ. Срок является существенным условием договора генподряда, а значит договор генерального подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (п.4 информационного письма Президиума ВАС РФ ОТ 24.01.200 № 51).

Сроки могут быть указаны как в самом договоре, так и в приложениях к договору генподряда (календарный план работ).
Очень важная составляющая договора генподряда — цена. Цена может формироваться в виде конкретной суммы или определяться по принципу исчисления. За основу могут браться тарифы, которые установлены государственными органами. Структура цены по договору генподряда состоит из вознаграждения подрядчика и компенсации его издержек. Чтобы обосновать цену, составляется смета, фиксирующая перечень работ, этапы их выполнения, применяемые материалы и т. д., однако, цену договора генерального подряда можно указать прямо в тексте договора.
В ст.709 ГК РФ предусмотрено, что если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышается определенная приблизительно цена работы, то подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласный на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты стоимости выполненной части работы.
В соответствии со ст.743 ГК РФ генеральный подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования. Техническая документация при выполнении строительных работ представляет собой набор подготовленных в соответствии с требованиями нормативных документов схем, чертежей, графиков, расчетов, а также иных документов, необходимых для выполнения подрядных строительных работ. Образцом договора генподряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Значимым условием договора генерального подряда является не только гарантия качества работ, но и определение гарантийного срока, на протяжении которого генподрядчик гарантирует достижение объектом строительства показателей, указанных в технической документации, Это одни из важнейших вопросов, которые необходимо решить сторонам в договоре генерального подряда. Для этого созданы так называемые строительные нормы и правила — СНиПы. Это тоже правовые нормы, однако они носят технический характер. Данные нормы не просто императивны, обязанность их соблюдения подкреплена мерами административного принуждения
Основанием для расторжения договора генподряда могут быть нарушение генподрядчиком сроков окончания строительных работ и превышение сметной стоимости строительства (п.10 информационного письма Президиума ВАС РФ ОТ 24.01.2000 № 51).

Смотрите так же:  Доля собственности при приватизации квартиры

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Лицензия генеральный подрядчик

Генеральный подрядчик для выполнения отдельных видов работ заключил с субподрядчиком договор строительного субподряда. У субподрядчика есть лицензия на выполнение данного вида работ. Генеральный подрядчик в акты выполненных работ, которые он предъявляет заказчику, включает работы, выполненные субподрядчиком, как работы, выполненные собственными силами.

Необходимо ли генеральному подрядчику иметь лицензию на определенный вид работ, на выполнение которого он заключил договор с субподрядчиком?

Подрядчиком в строительной деятельности могут являться юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые имеют право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Кроме того, у вышеуказанных субъектов хозяйствования должен быть заключен договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженерной организацией в целях осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Это установлено ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 31.12.2014 № 229-З.

В свою очередь, генеральным называется такой подрядчик, который для выполнения отдельных своих обязательств привлекает по договорам других лиц (п. 3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 01.04.2014 № 301 (далее – Правила № 1450)).

Кроме того, Правилами № 1450 установлено понятие «субподрядчик»: это лицо, которое заключило с генеральным подрядчиком договор о выполнении отдельных видов строительных работ.

На основании п. 29 Правил № 1450 подрядчик имеет право заключать договор с третьими лицами для выполнения отдельных видов строительных работ только с письменного согласия заказчика. Это право подрядчика может быть реализовано, только если из договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренные в договоре строительные работы лично.

В соответствии с подп. 8.2 п. 8 Правил № 1450 договор строительного подряда с заказчиком заключается при наличии у подрядчика в т.ч. документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Так как генеральный подрядчик имеет право привлекать для осуществления своих обязательств других лиц, то он не обязан иметь лицензии на те виды работ, которые будут выполняться субподрядчиком.

Также необходимо учитывать то, что в соответствии с п. 30 Правил № 1450 обязанностями генерального подрядчика являются приемка совместно с заказчиком выполненных строительных работ от субподрядчиков по акту выполненных работ установленной формы и предъявление заказчику единой справки формы С-3а о стоимости работ, выполненных собственными силами и силами субподрядчика, что определено п. 55 Правил № 1450.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в редакции от 01.09.2014 № 425 (далее – Указ № 450), с 1 января 2011 г. было отменено лицензирование строительной деятельности.

В соответствии с Указом № 450 лицензированию подлежат:

  • проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны (подп. 382.4 п. 382 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее – Положение));
  • проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (п. 176 Положения).

Отдельные работы в строительстве подлежат обязательной сертификации. Их виды приведены в Перечне строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY). Данный Перечень является приложением к ТР 2009/013/BY, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, в редакции от 01.04.2014 № 301.

В соответствии с подп. 28.1 п. 28 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и в целях повышения качества и обеспечения безопасности выполняемых работ при строительстве объектов введены:

  1. аттестация соответствия на отдельные виды работ в строительной деятельности, проводимая в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252;
  2. аттестация специалистов и руководителей, осуществляющих строительную деятельность, включенных в Перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденный постановлением Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15.

Наталья Ходорик, инженер

Генеральный подрядчик в строительстве: вопросы организации деятельности и лицензирования

  • Автор: Максим Постыка
  • Стандартные юридические процедуры: Строительная лицензия (лицензия на строительство)
  • Дата публикации: 20/08/18

На сегодняшний день вопросы лицензирования строительной деятельности регламентируются «Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины № 256 от 30 марта 2016 (в редакции от 10 августа 2017 года).

Данные Лицензионные условия кроме кадровых, организационных и структурных требований к субъектам хозяйствования, содержат перечень видов работ по осуществлению хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые подлежат лицензированию. Следует сразу заметить: лицензированию подлежат только работы на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями. Средний и значительный классы последствий — это фактически класс последствий СС2 и СС3 соответственно.

Возвращаясь к перечню видов работ, подлежащих лицензированию, видим, что он разделен на три основных блока — это строительные и монтажные работы общего назначения, строительство объектов инженерной инфраструктуры, строительство объектов транспортной инфраструктуры.

Но люди с определенным опытом в строительной сфере помнят, что до 30 августа 2016 года действовали другие Лицензионные условия, согласно которым перечень работ был разделен на большее количество блоков — это изыскательские работы для строительства, проектирование объектов архитектуры, строительные и монтажные работы, монтаж инженерных сетей, строительство транспортных сооружений, инжиниринговая деятельность в сфере строительства. Последний блок, то есть инжиниринговая деятельность в сфере строительства, помимо прочего включал в себя такой вид работ, как «генеральный подрядчик в строительстве».

Сравнивая перечни работ из предыдущих и действующих Лицензионных условий, мы видим, что в действующих Лицензионных условиях отсутствуют такие блоки (и соответственно — работы), как изыскательные работы для строительства, проектирование объектов архитектуры и инжиниринговая деятельность в сфере строительства. С изыскательными работами и проектированием все достаточно понятно: на сегодняшний день для выполнения данных работ компания должна иметь в штате инженера-проектировщика с квалификационным сертификатом соответствующего направления. А вот с инжиниринговой деятельностью не все так однозначно. Так, например, для выполнения пункта «генеральный разработчик в проектировании» вообще не требуется каких-то разрешительных документов, а пункт «технический осмотр и оценка состояния строительных конструкций зданий» выполняется по аналогии с проектированием — в штате предприятия должен быть соответствующий инженер с квалификационным сертификатом.

Смотрите так же:  Требования к установке азс

Остается вопрос: а какая же ситуация с генеральным подрядчиком в строительстве?

Вообще, генеральный подрядчик в строительстве — это, простыми словами, сторона по договору подряда, которая берет на себя обязательства перед заказчиком выполнить определенные строительные работы собственными силами или с привлечением сторонних организаций (субподрядчиков).

И здесь ситуация может развиваться по двум направлениям:

1. Если генеральный подрядчик будет выполнять строительные работы самостоятельно, то есть фактически выполнять функции субподрядчика, лицензия потребуется однозначно! Важно четкое понимание, какие именно работы будут выполняться собственными силами. Ведь виды работ, которые определены в приложении к лицензии, должны соответствовать работам, которые будут/планируются выполняться.

2. Если же генеральный подрядчик не будет выполнять работы самостоятельно, а будет привлекать субподрядчиков, ситуация не совсем понятна.
Как указано выше, такой вид работ, как «генеральный подрядчик в строительстве», отсутствует в перечне работ, подлежащих лицензированию (по Постановлению КМУ № 256 от 30 марта 2016 года). Это позиция в пользу отсутствия необходимости лицензии у генерального подрядчика.

Но нами в свое время было подано письмо в ГАСИ с просьбой разъяснить данную ситуацию.
В ответ мы получили разъяснение, что можно сформулировать следующим образом: хоть пункт «генеральный подрядчик в строительстве» отсутствует в перечне работ, подлежащих лицензированию, компания, планирующая выполнять функции генерального подрядчика, должна иметь лицензию с аналогичным перечнем работ, которые планирует поручить субподрядчику/субподрядчикам. Простыми словами это можно описать так: если заказчик поручает генеральному подрядчику проложить теплосеть, а генеральный подрядчик планирует передать данную работу на субподряд, то у генерального подрядчика должна быть лицензия с видом работ «монтаж внешних инженерных сетей: теплоснабжение». Эта позиция уже в пользу необходимости наличия лицензии у генерального подрядчика, хотя она не подтверждена каким-то официальным или законодательным документом.

Попробуем также разобраться в законодательных нюансах:

Итак, Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» кроме других работ, подлежащих лицензированию, определен пункт «строительство объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями — с учетом особенностей, определенных Законом Украины «Об архитектурной деятельности».

Статьей 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» определено, что «Хозяйственная деятельность, связанная с созданием объекта архитектуры, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством».

Ст. 27 этого же Закона указывает, что заказчики и подрядчики при создании объекта архитектуры обязаны поручать выполнение отдельных видов проектных и строительных работ лицам, имеющим соответствующую лицензию. То есть, эту норму можно толковать так, что заказчик обязан убедиться в наличии лицензии у генерального подрядчика!

Далее, согласно ст. 882 Гражданского Кодекса Украины передача работ подрядчиком и принятие их заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. То есть по завершению работ (если к качеству у заказчика нет претензий) подписывается акт приема-передачи выполненных работ. Понятно, что под выполненными работами понимаются строительные работы, а не, например, организация/сопровождение строительных работ. И если генеральный подрядчик фактически и не выполнял строительные работы, то юридически, то есть согласно Актов выполненных работ, он их выполнял. Это опять же говорит в пользу необходимости получения лицензии генеральным подрядчиком.

И последний момент. Статья 1 Лицензионных условий осуществления строительной деятельности отмечает, что Лицензионные условия устанавливают исчерпывающий перечень организационных, кадровых, технологических и специальных требований к осуществлению хозяйственной деятельности по строительству объектов.

А что же такое в понимании законодателя хозяйственная деятельность? Статья 3 Хозяйственного Кодекса Украины говорит нам, что «Под хозяйственной деятельностью в этом Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность». Теперь ответим на вопрос: а деятельность генерального подрядчика направлена на выполнение работ? Ответ очевиден. Ведь даже не выполняя работы самостоятельно, и перепоручая строительные работы субподрядчику, эти действия генерального подрядчика направленны на выполнение работ!

Итак, с анализа всего вышеперечисленного мы видим, что хотя функции генерального подрядчика четко не указаны в перечне работ, которые подлежат лицензированию, необходимость наличия лицензии у генерального подрядчика — очевидна.

Поэтому, чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий при сдаче работ заказчику или при проверке контролирующими органами, мы рекомендуем нашим клиентам, которые выполняют функции генподрядчика, иметь в наличии строительную лицензию с соответствующими видами работ.

При необходимости, юристы нашей компании готовы помочь Вам разобраться во всех тонкостях и нюансах ведения бизнеса в строительной сфере. Ведь продукт, который мы предоставляем — это не только строительная лицензия, а и отсутствие проблем в будущем!

Генподряд СРО. Допуск генподрядчику. Лицензия на генподряд.

Допуск СРО к работам на осуществление функций генерального подрядчика.

Генподряд (генеральный подряд) — это отношения трех сторон — заказчика, генподрядчика и субподрядчика юридически закрепленные договором подряда, согласно которому генподрядчик обязуется выполнить (подряжается на выполнение) по заданию заказчика определенную работу, самостоятельно или с привлечением третьих лиц — субподрядчика, и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Осуществление функций генерального подрячика сегодня не возможно без получения допуска к генподряду.

Генподряд можно разделить по отраслям в строительной, проектной и изыскательской деятельностях.

Так в строительной сфере генеральным подрядом являются работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и подразделяются на подвиды по направлениям:

1) Промышленное строительство:
— Предприятия и объекты топливной промышленности
— Предприятия и объекты угольной промышленности
— Предприятия и объекты черной металлургии
— Предприятия и объекты цветной металлургии
— Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности
— Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки
— Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности
— Предприятия и объекты легкой промышленности
— Предприятия и объекты пищевой промышленности
— Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства
— Тепловые электростанции
— Объекты использования атомной энергии
— Объекты электроснабжения свыше 110 кВ
— Объекты нефтегазового комплекса
2) Транспортное строительство:
— Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
— Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
— Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры
— Тоннели автомобильные и железнодорожные
— Метрополитены
— Мосты (большие и средние) (не связанных с работами которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
— Предприятия и объекты общественного транспорта
3) Жилищно-гражданское строительство
4) Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
5) Объекты теплоснабжения
6) Объекты газоснабжения
7) Объекты водоснабжения и канализации
8) Здания и сооружения объектов связи
9) Объекты морского транспорта
10) Объекты речного транспорта
11) Объекты гидроэнергетики
12) Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
13) Гидромелиоративные объекты

Генподряд на проектирование или генеральное проектирование — это работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Генподряд на инженерные изыскания (отменен приказом № 238 Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 г.) — это работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Осуществлять функции генерального подрядчика можно только после вступления в члены саморегулируемой организации (СРО) и получения свидетельства о допуске к работам на определенный вид деятельности, включая генеральный подряд.

О правомерности привлечения субподрядчика на выполнение строительных работ

Вопрос поступил на линию консультаций Информационной Аналитической Системы «1С:Консалтинг. Стандарт» в октябре 2008 года

Строительная организация имеет лицензию Госстроя на выполнение ряда строительно-монтажных работ. Организация оказалась в ситуации, когда она не в состоянии самостоятельно выполнить работы на предложенном ей объекте. Возник вопрос: можно ли в таком случае строительной организации привлечь субподрядчика, не имеющего лицензии на эти работы?

Отвечает специалист проекта Информационная Аналитическая Система «1С:Консалтинг. Стандарт»: Светлана Соболева

1. Как следует из условий вопроса, речь идет о договоре строительного подряда, в котором организация выступает в качестве подрядчика.

Особенности заключения и исполнения договора строительного подряда определены в § 3 Главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ).

Как установлено в п. 2 ст. 702 ГК РФ, к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) общие положения о подряде применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

Смотрите так же:  Предварительный договор коммерческой концессии

В связи с тем, что в § 3 Главы 37 ГК РФ отсутствуют специальные нормы о субподряде, к договору строительного подряда применяются положения ст. 706 ГК РФ «Генеральный подрядчик и субподрядчик».

По общему правилу, установленному в п.1 ст.706 ГК РФ, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по договору подряда других лиц (субподрядчиков), за исключением случаев, когда из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы об обязательном личном выполнении подрядчиком работы, определенной в договоре подряда. Таким образом, условие об обязанности подрядчика выполнить работу лично может быть установлено самим договором подряда.

Следует иметь в виду, что для подрядчика, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 ст. 706 ГК РФ или договора, установлена ответственность (п. 2 ст. 706 ГК РФ). В этом случае подрядчик несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2008 № А42-1708/2007 сделан следующий вывод: В договоре подряда выполнение работ по судоподъему большого гидрографического катера и большого торпедолова указано, что подрядчик должен выполнить работы своими средствами и силами, но прямое указание на то, что заявитель должен выполнить работы лично, отсутствует.

Суды пришли к правомерному выводу о том, что прямого запрета на привлечение к работе субподрядчика не имеется как в соответствии с договором, так и согласно закону (пп. 2, 3 ст. 706 ГК РФ), и что в случае привлечения подрядчиком субподрядчика первый несет перед заказчиком ответственность за ненадлежащее исполнение договора подряда.

Кроме того, следует обратить внимание на правовые последствия привлечения субподрядчика, указанные в п. 3 ст. 706 ГК РФ:

генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ;

генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда

2. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В частности, лицензированию подлежит строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ).

Обратите внимание: Согласно п.6.1. ст.18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование деятельности по строительству зданий и сооружений (равно как и деятельности по проектированию зданий и сооружений и проведению инженерных изысканий для их строительства) прекращается с 1 января 2010 года. При этом предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года!

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства». Утвержденное им Положение определяет порядок лицензирования деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно — правовой формы и индивидуальными предпринимателями (при осуществлении строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения). Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно — монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно — технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика — застройщика.

Лицензирование указанной деятельности осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Обратите внимание: Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314).

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, его функции переданы Министерству регионального развития Российской Федерации. До внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации Министерство регионального развития РФ осуществляет лицензирование в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 405).

Следовательно, осуществление субподрядчиком строительных работ, на выполнение которых необходима лицензия, без такой лицензии на настоящий момент является нарушением закона.

3. Привлечение к осуществлению работ по договору подряда субподрядчика, который не имеет лицензии на осуществление определенного вида работ, может повлечь негативные последствия для субподрядчика. Субподрядчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».

Состав административного правонарушения, предусмотренного этой нормой Кодекса, — это осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). За совершение указанных действий на юридических лиц может быть наложен административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Итак, подведем итог.

Для решения вопроса о том, правомерно ли привлечение субподрядчика к выполнению работ по договору подряда, Вам необходимо ознакомиться с текстом договора подряда и определить, установлено ли в нем условие о личном выполнении работ Вашей строительной организацией:

1. Если соответствующее условие предусмотрено в договоре, то привлечение к выполнению работ субподрядчика влечет для Вашей организации правовые последствия, предусмотренные в п. 2 ст. 706 ГК РФ: Ваша организация как генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

В случае если субподрядчик не имеет лицензии на осуществление работ, выполнение которых предусмотрено договором подряда, риск предъявления заказчиком претензий к генеральному подрядчику повышается. Например, заказчик может ссылаться на то, что отсутствие лицензии у субподрядчика ухудшило качество выполненных работ, т.е. если бы работы выполнялись непосредственно генеральным подрядчиком, их качество было бы выше, чем качество работ, выполненных субподрядчиком. В связи с этим не исключены требования к генеральному подрядчику о возмещении заказчику убытков, причиненных привлечением субподрядчика, не имеющего лицензии.

Также к генеральному подрядчику могут быть применены меры ответственности, установленные в договоре подряда (например, взыскание неустойки за несоблюдение условий договора) в связи с нарушением генеральным подрядчиком условия о личном выполнении работ.

2. Если указанное условие не предусмотрено в договоре подряда, то привлечение субподрядчика к выполнению всех (части) работ по договору правомерно.

Однако необходимо обратить внимание на следующий момент: генеральному подрядчику следует привлекать к выполнению работ по договору подряда субподрядчика, который имеет лицензию на выполнение соответствующих работ. Невыполнение этого условия влечет для генерального подрядчика негативные последствия в виде увеличения риска привлечения его к ответственности за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.

Таким образом, не исключается возможность предъявления заказчиком к генеральному подрядчику исков о возмещении убытков, причиненных субподрядчиком, а также исков о взыскании убытков, причиненных привлечением к выполнению работ по договору подряда субподрядчика, не имеющего лицензии на осуществление определенных видов работ.

В качестве дополнительного негативного последствия привлечения к осуществлению работ по договору подряда субподрядчика, который не имеет лицензии на осуществление определенного вида работ, можно указать возможность привлечения субподрядчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».