Лицензия тсж нужна или нет

Лицензирование ТСЖ

Планируемое на государственном уровне в 2014 году лицензирование ТСЖ (Товарищества собственников жилья), вступившие в силу в 2015 году, ужесточает требования к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами. В рамках нововведений их деятельность без наличия лицензии становится невозможной.

Изменённый ЖК РФ и вступающий в силу закон о лицензировании УК и ТСЖ в сфере ЖКХ теоретически имеют цель отсеять компании, не справляющиеся со своими обязанностями, путём выдачи лицензии только достойным с точки зрения закона организациям.

Практические советы юристов по теме доступны на страницах сервиса Правовед.RU в режиме онлайн 24 часа в сутки.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Необходимо ли получать лицензию ТСЖ с одним домом?

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходима ли получать лицензию ТСЖ с одним 2 подъездным домом в 78 квартир. ТСЖ работает с 1988 года с момента сдачи дома в эксплуатацию. Спасибо.

Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?

Здравствуйте, меня мучает вопрос, т.к. я не особо знающий в данной теме материал, в интернете ничего особо не нашел. Сам вопрос : «Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?» или можно «корочку» о пройденных курсах предоставлять, будут ли . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Существует ли обязательное лицензирование деятельности риэлторов?

добрый день,мне человека посоветовала знакомая как риэлтора который очень опытный и готов помочь, в приобретении жилья по военной ипотеке,в итоге оказалось,что человек преследовал только свои интересы а не наши,хотел на варится на нас и на продавце . Показать полностью

Какова процедура создания ТСЖ и насколько это выгодно?

Добрый день, хочу создать ТСЖ, интересует как создать его, на сколько это выгодно в какой программе работать в 1с или иная организация? Заранее благодарен за ответ Роман Зайдуллин, респ. Башкортостан

Лицензирование ук

Наша управляющая организация не получила лицензию на управление домами ОМСУ проводят собрания по выбору способа управления и предлагают временную управляющую организацию с лицензией которую они своим постановлением назначили. Собственники против . Показать полностью

Здравствуйте! Управляющей компании, обслуживающей наш дом, отказали в получении лицензии. Поэтому я хочу организовать собрание собственников квартир и принять решение об учреждении ТСЖ. После того, как мы проведем собрание и примем это решение, . Показать полностью

Создание тсж при арестованных квартирах

Добрый день! В моем новом доме 300 квартир. 10 квартир пока под арестом. (двойные продажи, судебное разбирательство уже 3-ий год) Т.е. права собственности на них ни у кого нет. Домом управляет УК, которая не справляется со своими обязанностями. . Показать полностью

Перечень вопросов по созданию ТСЖ

1. Какими сферами деятельности может заниматься ТСЖ, кроме управление жилым фондом? Гостиничной например может? 2. ТСЖ может являться учредителем другого юридического лица? 3. Организуя ОСС в очной форме, на данном собрание может быть принято . Показать полностью

Договор на обслуживание

Здравствуйте!Устанавливаю домафоны аудио,и видео в много этажных домах,и хотел бы взять на обслуживание.С кем заключать договор и что для него требуется?И нужна лицензия?

Нужна ли лицензия для ТСЖ?

Здравствуйте уважаемые юристы! Подскажите, пожалуйста, имеет ли право тсж самостоятельно добывать, поставлять и отводить воду (строить водозаборный колодец и очистные сооружения и ставить себе на баланс)? Нужно получать лицензию для тсж на . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Лицензия для управляющей компании ЖКХ

В связи с введением в действие ФЗ № 485-ФЗ деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ стала возможна только на основании имеющейся действующей лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными домами. Организации, не получившие лицензию ЖКХ, не допускаются к осуществлению лицензируемой деятельности. Поскольку с мая 2017 Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами» запрещает ведение соответствующей деятельности без лицензии.Часть 1.3 ст. 161 гласит: «Деятельность по управлению многоквартирными домами, деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется только на основании лицензии». Управляющие компании столкнулись с необходимостью получения разрешительных документов в территориальных компетентных органах. Длительное время получить лицензию ЖКХ было возможно на неограниченный срок действия.

Однако ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 31.12.2017 № 485 ФЗ предусматривает предоставление лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными домами сроком на 5 лет. По истечении пятилетнего срока действия лицензии управляющей компании требуется вновь подтверждать свою компетенцию и качество предоставляемых услуг в сфере ЖКХ.

. Особо обращаем внимание на то, что положения части 4 ст. 192 применяются ко всем ранее выданным лицензиям. Срок действия таких лицензий независимо от даты получения исчисляется с 11.01.2018 и ограничивается 11.01.2023 годом.

Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос правильности оформления всей лицензионной документации, что позволяет обеспечить положительный результат рассмотрения документов в установленные сроки. Зачастую помощь правильно выбранной юридической организации способствует оперативному решению вопроса получения лицензионной документации.

Многопрофильный юридический центр «ЭКСПЕРТ» предлагает услуги по сопровождению процедуры получения лицензии ЖКХ и помощь в разработке необходимой лицензионной документации, проведение необходимой аттестации специалистов управляющей компании. Получить подробную информацию об утвержденных учебных программах для специалистов управляющих компаний Вы можете по нашим телефонам в Москве: +7 (495) 646-12-96, +7 (495) 646-12—76 или отправив заявку по электронной почте [email protected]

Информационно-консультационный центр «ЭКСПЕРТ» успешно работает на рынке консалтинговых услуг с 2003 года. Наша компания имеет серьезный опыт в оформлении разрешительной документации для предприятий строительного комплекса. На протяжении пятнадцати лет мы успешно помогаем нашим клиентам оперативно решать вопросы, связанные с оформлением разрешительной документации в области ЖКХ.

ИКЦ «ЭКСПЕРТ» предлагает свои услуги в получении лицензии ЖКХ, взяв на себя полный комплекс услуг по подготовке нормативно-технической документации, оказать содействие в проведении аттестации сотрудников, обеспечить юридическое сопровождение процесса рассмотрения документов «под ключ». Среди наших постоянных клиентов «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Корпорация Нефтегазстрой» и пр.

Свяжитесь с нашими специалистами для получения квалифицированной консультации по вопросу оформления лицензии ЖКХ по телефонам в Москве: +7 (495) 646-12-76 или +7 (495) 646-12-96 или отправив нам заявку по электронной почте: [email protected]

Получить лицензию на управляющую компанию возможно в течение тридцати рабочих дней с момента подачи комплекта документов. В рамках этого периода времени лицензирующий орган обязан осуществить проверку полноты и достоверности представленных документов и принять решение о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении. Стоимость лицензии для управляющей компании жкх в 2014 году определяется размером государственной пошлины, взимаемой лицензионным органом. Лицензия для управляющей компании ЖКХ выдается на неопределенный срок, и действует только на территории субъекта РФ, в котором она была выдана. Лицензия ЖКХ не подлежит передаче третьим лицам. Лицензии для управляющих компаний ЖКХ будут выдаваться органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации, начиная с 1 января 2017 года, и претендовать на получение лицензии ЖКХ смогут юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном Законом порядке на территории РФ и отвечающие требованиям, предусмотренным в Положении о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Правительством РФ.

На основании Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензия управляющей компании ЖКХ может быть выдана юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю только при их полном соответствии лицензионным требованиям, к которым можно отнести следующие из них:

  • Регистрация соискателя лицензии на территории Российской Федерации. Нерезиденты не допускаются к управлению многоквартирными домами.
  • Наличие в ведении соискателя помещений и оборудования, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности.
  • Наличие у соискателя лицензии условий для организации аварийно-диспетчерского обслуживания многоквартирного дома собственными силами либо с привлечением сторонней организации путем заключения договора на оказание услуг.
  • Наличие заявления, составленного в установленной Законом форме.
  • Учредительные документы юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
  • Наличие у соискателя лицензии руководящего лица или иного лица, на которое возложена ответственность за обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и, имеющего квалификационный аттестат, для которого работа в организации – соискателе лицензии является постоянным местом работы.

Получить лицензию на управляющую компанию возможно в следующих формулировках:

  • выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора управления многоквартирным домом;
  • выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с управляющей организацией на основании договора;
  • осуществление управления многоквартирным домом товариществом собственником жилья, а также жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом.
Смотрите так же:  Нотариус омска по буквам

Особое место в рамках реформы ЖКХ законодатель отводит персональной ответственности лиц, ответственных за качественное оказание услуг в сфере ЖКХ. В первую очередь это осуществляется путем введения понятия «квалификационный аттестат». Ст. 204 Жилищного Кодекса РФ гласит: «Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа лицензиата, а также лицо (лица), на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязаны иметь квалификационный аттестат. Получение квалификационного аттестата ЖКХ осуществляется посредством сдачи экзамена. Круг вопросов, знание которых необходимо для положительной сдачи квалификационного экзамена и сам порядок проведения квалификационного экзамена определяется федеральным органом исполнительной власти. Квалификационный аттестат ЖКХ выдается сроком на три года. Сведения о лицах, положительно сдавших квалификационный экзамен, размещаются в реестре квалификационных аттестатов, ведение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти.

Неотъемлемым дополнением к лицензии ЖКХ является приложение с указанием адреса или адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляется держателем лицензии, такая организация обязана в течение трех рабочих дней направить соответствующие сведения в орган государственного жилищного надзора. На основании полученной информации уполномоченный государственный орган в течение трех дней обязан внести изменение в приложение к лицензии ЖКХ. Помимо этого соответствующие изменения вносятся на официальный сайт, предназначенный для раскрытия информации заинтересованным организациям.

Ведение сводного федерального реестра лицензий, а равно и реестр дисквалифицированных лиц возложено на федеральный орган исполнительной власти, который уполномочивает на эту деятельность Правительство РФ. Размещенные на этих сайтах сведения ю являются открытыми и общедоступными.

Исключение сведений о конкретном многоквартирном доме из приложения к лицензии является основанием для прекращения организацией – держателем лицензии деятельности по управлению этим многоквартирным домом в установленном законодательством порядке. Жилищный кодекс предусматривает несколько оснований, по которым лицензия правляющей компании жкхможет быть аннулирована. Данная процедура осуществляется путем подачи органом госжилнадзора заявления об аннуляции лицензии в суд в следующих случаях:

  • сокращение общего числа многоквартирных домов из приложения к лицензии управляющей компании на пятнадцать и более процентов от общего количества за год;
  • нарушение управляющей компанией – держателем лицензии ЖКХ законодательно установленных лицензионных требований. Управляющая компания, действие лицензии в ЖКХ которой прекращено или аннулировано, обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества этого дома вплоть до того момента, когда соответствующие обязательства не возникнут у другой управляющей компании, которая выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления.

Управляющая компания, действие лицензии в ЖКХ которой прекращено или аннулировано, обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию и связанные с управлением таким домом документы, составить и подписать акт сверки. Лицензирование управляющей компании в сфере ЖКХ невозможно в следующих случаях:

  • в случае несоответствиялицензионным требованиям;
  • при наличии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
  • информация о должностном лице соискателя лицензии, размещенная в реестре дисквалифицированных лиц;
  • текущий процесс банкротства или ликвидации юридического лица – соискателя лицензии;
  • наличие у соискателя лицензии трех и более неисполненных предписаний органа госжилнадзора за календарный год;
  • регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя – соискателя лицензии в иностранной юрисдикции. Всем ли организациям, оказывающим услуги в области ЖКХ нужна лицензия управляющей компании? От получения лицензии для управляющих компаний ЖКХ освобождены:
  • ТСЖ, созданные собственниками помещений в одном или нескольких многоквартирных домах;
  • жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в одном многоквартирном доме.

Жильцов сгоняют в ТСЖ

Однодомовые ТСЖ не будут подлежать лицензированию

Законопроект о лицензировании управляющих компаний, внесенный в Госдуму, освобождает товарищества собственников жилья одного многоквартирного дома от необходимости получать лицензию. В результате их может стать больше. При этом некоторые эксперты считают, что как раз именно ТСЖ нужно проверять — зачастую в них нет квалифицированных сотрудников.

Товарищества собственников жилья, созданные жильцами одного дома, не будут подлежать лицензированию, которое предлагается ввести в рамках законопроекта о лицензировании управляющих компаний. Предполагается, что данный законопроект отстранит недобросовестные компании от управления жилыми домами. Руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов или жилищных кооперативов должны будут получать квалификационный аттестат. С 1 мая 2015 года осуществлять управление многоквартирным домом без лицензии будет запрещено. Выдавать лицензию для управляющих компаний будет специальный орган — Госжилнадзор региона или Жилинспекция. Начать выдавать лицензии и проводить экзамены для руководителей компаний планируется уже с 1 сентября этого года.

При этом министр строительства и ЖКХ Михаил Мень считает, что лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. «Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом», — заявил он.

По оценкам экспертов, отказ от лицензирования однодомовых ТСЖ может привести к увеличению их количества. «ТСЖ, созданное жильцами двух домов, рассматривается, согласно законопроекту, как скрытая УК.

Введение подобного порядка может повлиять на количество ТСЖ, управляющих одним домом, в случае если законодательно будут установлены жесткие требования для получения лицензий и для большинства ТСЖ будет объективно тяжело данным требованиям удовлетворить», — считает юрист коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин.

В случае если требования будут достаточно лояльными, юрист не прогнозирует увеличения числа ТСЖ, управляющих одним домом.

Как пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушин, по разным регионам существуют примеры ТСЖ, которые управляют сотнями домов. «Такие ТСЖ де-факто осуществляют предпринимательскую деятельность и поэтому должны лицензироваться. При этом они могут не получать лицензию, а нанять УК, которая эту лицензию имеет», — считает эксперт.

При этом сейчас, если верить подсчетам Мосжилинспекции, количество ТСЖ, работающих на рынке, активно сокращается. Так, в 2012 году количество товариществ собственников жилья в Москве сократилось с 8 тыс. до 4,3 тыс. В ходе проверок Мосжилинспекции выяснилось, что данные ТСЖ не соответствовали законодательным нормам или были фиктивными. Тогда, оценивая текущую ситуацию, Мосжилинспекция прогнозировала, что количество ТСЖ сократится до 3,5 тыс.

По оценкам некоторых экспертов, лицензирование должно распространяться и на однодомовые ТСЖ.

Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), ТСЖ редко имеют надлежащий штат профессиональных сотрудников, чтобы содержать многоквартирный дом.

«Как правило, в таком случае очень много ссор и исков внутри ТСЖ и такая форма управления не приносит соответствующего результата», — пояснил «Газете.Ru» Олег Сухов. Однако в этом случае их количество может, напротив, сократиться.

В случае с ТСЖ собственникам жилья проще осуществлять контроль за его деятельностью, в любой момент они могут попросить у председателя товарищества отчет, он обязан будет отчитаться. При этом форма управления домом посредством ТСЖ дешевле. Обслуживание профессиональных управляющих компаний обходится жителям дома гораздо дороже.

«Управляющие компании, которые работают сейчас на рынке, не заинтересованы в ужесточении требований, предъявляемых к качеству оказываемых ими услуг. При этом в этой области сейчас довольно много нарушений, и ТСЖ, как правило, возникают там, где жители дома недовольны действующей УК», — рассказал «Газете.Ru» Алексей Макрушин.

Как пояснил Олег Сухов, исков в судах по оспариванию создания ТСЖ не так много — около 10% от общего количества в этой сфере.

«В большинстве случаев собственники подают иски к ТСЖ о ненадлежащем качестве услуг — собственники перестают вносить плату за услуги, так как недовольны качеством или завышенными тарифами. До того как ТСЖ требует взыскания средств, мало кто обращается в суд», — поясняет Олег Сухов.

Наиболее частая проблема в ТСЖ, в принципе как и в управляющих компаниях, — вывод средств под собственные нужды. Например, в 2012 году руководитель ТСЖ «Ленинский 52» обвинялся в том, что использовал деньги, которые жильцы переводили за коммунальные услуги, для собственных целей. По некоторым оценкам, сумма составила около 10 млн руб. В Ульяновске председатель ТСЖ «Микрорайон Свияга-10» обвинялся в нецелевом использовании более 16 млн руб.

Лицензирование ЖКХ — жкхпортал.рф

Лицензирование ЖКХ

О лицензировании ЖКХ

Идею лицензирование управляющих компаний в конце 2013 года поддержал Дмитрий Медведев. «Мы лицензии не любим, но мне кажется, это та ситуация, когда просто нужно пройти через этот период. Вначале могут быть лицензии, а потом, когда уже возникнут нормальные управляющие компании, можно будет перейти к саморегулированию», — отметил Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин также подчеркнул, что этот вопрос является чрезвычайно важным, очень острым и чувствительным для людей.
Обсуждение законопроект а о лицензировании управляющих компаний ЖКХ состоялось 4 марта 2014 в Комитет е по экономической политике Совета Федерации РФ с участием заместителя Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Андрея Чибиса. В своем выступлении он рассказал о механизмах лицензирования, которые позволят достичь баланса отношений между собственниками жилья и представителями управляющих организаций :

Смотрите так же:  Требования для работы ппс

Обзор основных вопросов предстоящего лицензирования


Порядок выдачи лицензии

В документе указывается, что лицензия будет предоставляться без ограничения срока ее действия и действовать на территории только того субъекта РФ, где ее выдали. В приложении к лицензии будут указаны адреса всех домов, которыми управляющей компании разрешено управлять. Принять решение по вопросу выдачи лицензии орган Госжилнадзора должен будет в течение 30 дней с момента обращения УК. При этом руководители УК должны будут получ и ть квалификационный аттестат, для чего им предстоит сдавать квалификационный экзамен. В дополнении будет создан сводный федеральный реестр лицензий и дисквалифицированных лиц.
Базовыми будут такие требования: наличие у УК материально-технической базы, отсутствие грубых нарушений за год до получения лицензии, квалификационный аттестат руководителя и российская юрисдикция. Обязательной их частью станет перечень домов, которыми управляет УК. Руководителей управляющих компаний будут проверять на знание жилищного законодательства, а также специфики управляемых ими домов.
Получить лицензию управляющим компаниям можно будет уже с 1 сентября 2014 года. До 1 января 2016 года все руководители управляющих компаний должны будут сдать экзамен.
Лицензирование управляющих компаний будет определено Федеральным законом Российской Федерации. Планируется, что Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года. При этом управляющие организации, ТСЖ, ЖСК будут обязаны получить лицензию до 1 мая 2015 года. После этой даты управление многоквартирными домами без лицензии не допускается.

Отказ в выдаче лицензии

Управляющей организации могут отказать в предоставлении лицензии, если у руководителя УК есть неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления, если у него нет квалификационного аттестата или если должностное лицо фигурирует в реестре дисквалифицированных лиц.
О рганы Госжил инспекции вправе не выдавать лицензию, если компания или ее должностное лицо за предыдущий год не исполнила три и более предписания.
В лицензии будет отказано, если в отношении УК возбуждено производство по делу о банкротстве или если она находится в процессе ликвидации. Планируется, что лицензию также не смогут получить организации, зарегистрированные за рубежом.

Контроль за деятельностью УК

Руководство органа Госжилнадзора несет административную и уголовную ответственность за последствия в случае, если по итогам проверки не было выдано предписание об устранении нарушений, которые впоследствии принесли вред жизни, здоровью или имуществу физических лиц.

Лишение лицензии. За что?

Управляющую организацию будут лишать права управлять домом, если за год было два раза назначено административное наказание за нарушения, допущенные при управлении многоквартирным домом.
П о решению суда лицензия может быть аннулирована на основании обращения в суд органа Госжилнадзора с заявлением об аннулировании лицензии, если УК допустила за год по два нарушения в 15% домов, которыми управляет.
После подачи заявления в суд о лишении УК лицензии орган Госжилнадзора должен приостановить действие лицензии, уведомить об этом УК и местные власти, а также проинформировать жильцов домов, которыми управляет эта компания и ресурсоснабжающие организации.
С момента приостановления действия лицензии и до вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии, деятельность по управлению домами осуществляет та же управляющая организация, но при этом расчеты за поставленные коммунальные услуги осуществляются гражданами напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Лицензирование для ТСЖ

Н е нужна лицензия тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются инженерные сети и другая инфраструктура, предназначенная для обслуживания более чем одного дома.

Какие будут штрафы.

Планируется внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В результате которых осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии влечет наложение штрафа на УК, ТСЖ, ЖСК в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, а на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. В том же порядке цифр и наложение штрафов за нарушение требований к порядку осуществления расчетов за коммунальные ресурсы, за нарушение требований законодательства РФ к порядку осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
При оказании некачественной услуги УК будет обязана вернуть потребителям до 30% ее стоимости. Если же УК завысила стоимость услуг, то должна будет заплатить тем, кому неправильно выставила счет, 15% с суммы завышения.

Вступил в силу закон об обязательном лицензировании управляющих компаний

Всем управляющим компаниям предстоит пройти процедуру лицензирования. На получение заветного документа повлияет оценка за квалификационный экзамен руководства организации, а также результаты деятельности в предыдущие годы. Если управляющая компания накопила три предписания на доме от контролирующих органов, она автоматически лишается лицензии на право управления данным многоквартирным домом. Новый закон касается также ТСЖ и собственников, которые выбрали непосредственный способ управления домами. Последняя форма управления к 1 апреля 2016 года будет доступна только для домов не более чем с 16 квартирами.

Условно бессрочное пользование

Управляющие компании отныне должны будут доказывать своё право на обслуживание жилых многоквартирных домов. Соответствующий закон, о котором говорили несколько лет, подписал президент Владимир Путин. По задумке, правовой документ позволит оградить собственников жилья от нерадивых управляющих компаний, а также будет стимулировать УК выполнять все требования жильцов. Закон повлёк за собой изменения в жилищном и административном кодексах, кодексе правонарушений, а также в федеральные законы, связанные с общими принципами организации управления много-квартирными домами.

Согласно закону, все управляющие организации, желающие остаться на рынке, до 1 мая 2015 года должны получить лицензию. Для этого, во-первых, руководство организаций должно сдать квалификационный экзамен и получить аттестат. По словам Михаила Дамешека, директора НП СРО «Содружество ЖКХ», которое непосредственно участвовало в обсуждении и доработке подзаконных актов, список вопросов сейчас только составляется. «Планируется от 300 до 600 вопросов, перечень уточняется. Вопросы несложные, любой адекватный руководитель управляющей организации даже без специальной подготовки знает на них ответы», — уверен Дамешек.

Он добавил, что принимать экзамен будет квалификационная коллегия, в которую войдут представители региональной службы строительного и жилищного надзора Иркутской области, саморегулируемой организации, общественности и депутатского корпуса.

Во-вторых, от этой же квалификационной комиссии управляющая организация должна получить положительную оценку деятельности. «Коллегия будет смотреть, как работала УК в предыдущий год, какие судебные тяжбы у неё были, какие выносились предписания, есть ли административные штрафы, оплачены они или нет», — рассказала заместитель руководителя службы строительного и жилищного надзора Иркутской области Ирина Савинцева.

Дамешек заверил, что лицензирование не потребует от УК дополнительного вливания средств. Управляющая организация должна будет оплатить лишь госпошлину, которая исчисляется несколькими сотнями рублей.

Лицензия будет выдаваться бессрочно. В приложении к ней станут прописываться адреса всех домов, с которыми УК получила разрешение работать. Если УК накопила три предписания от контролирующих органов по одному дому, она автоматически лишается адреса в приложении к лицензии. Как только число аннулированных домов превысит 15%, организация лишается лицензии.

Лицензия на право управления будет выдаваться бессрочно, но не на все дома. Дело в том, что в приложении к лицензии станут прописываться адреса всех домов, с которыми УК получила разрешение работать. Если отношения между собственниками и управляющей компанией не складываются и УК накопила три предписания от контролирующих органов по одному дому, она автоматически лишается адреса в приложении к лицензии. Как только число аннулированных домов превысит 15% от общего количества, организация лишается лицензии на право управления.

Спасти управляющую компанию могут лишь сами собственники. Согласно второй редакции закона, собственники многоквартирных домов имеют право вето. Они могут обратиться в региональный стройнадзор с просьбой разрешить УК обслуживать их дом. Во всех остальных случаях деятельность УК без лицензии грозит немалыми штрафами. Так, должностные лица заплатят от 50 до 100 тыс. рублей, ИП и другие юридические лица — от 150 до 200 тыс. рублей. Кроме того, организациям и их руководителям грозит на три года попасть в дисквалифицированный список. Как пояснил Михаил Дамешек, данный список будет общероссийским. «Счастливчики», которые попали в список, не смогут весь дисквалификационный период открывать новые управляющие организации или брать на управление новые дома.

Лицензию могут не выдать по трем основаниям: ведется дело по банкротству или ликвидации компании, руководитель компании не сдал квалификационный экзамен и не получил аттестат или он фигурирует в списке дисквалифицированных лиц, либо у управляющей компании или ее должностного лица имеются административные наказания и невыполнение трех и более предыдущих предписаний.

Примечательно, что во время отзыва лицензии УК обязана продолжать обслуживать дома, но все расчёты должна проводить напрямую с ресурсоснабжающими организациями, в противном случае управляющей организации вновь светят штрафы. «Руководствовались простой логикой „не навреди собственнику“. Например, работает на рынке ООО УК „Иванов“, лицензирующий орган вышел с инициативой отозвать у него лицензию. Тогда у ООО УК „Иванов“ пропадает всякий стимул обслуживать дом. Пока три месяца забирают лицензию, потом проходят апелляцию — всё это на год затянуть можно, — на доме ничего не делается, а деньги собираются. Поэтому и была принята норма: когда УК ожидает решения по лицензии, она переводится в режим повышенных финансовых санкций. В данном случае будет выгоднее на доме что-то делать, чем уклоняться от своих обязанностей», — разъяснил Михаил Дамешек.

Смотрите так же:  Если в доверенности не указан срок действия то такая доверенность

Кроме того, законом впервые вводится должность главного государственного жилищного инспектора РФ, который будет контролировать органы государственных жилищных надзоров субъектов РФ.

На пресс-конференции также отметили, что 99% управляющих компаний Иркутска должны получить лицензию, но 10% компаний по области, скорее всего, не получат.

Красная карточка председателю ТСЖ

В первой редакции закон о лицензировании напрямую касался ТСЖ и ЖСК. Однако позже законотворцы отказались от идеи лицензирования данных организаций. Тем не менее, как пояснила Ирина Савинцева, товарищества собственников, жилищно-строительные кооперативы и другие подобные формы управления не оказались полностью в стороне. В первую очередь закон коснётся ТСЖ, которые заключают с УК договоры на обслуживание сложного технического оборудования. Товарищества могут заключить подобный договор только с теми УК, что получили лицензию.

Более того, если управляющая компания лишилась лицензии, ТСЖ обязано не только провести общее собрание, на котором выбирается новая УК или форма управления, но и сменить председателя. По сути, добавила Савинцева, это способ наказания председателя за то, что он вовремя не отказался сотрудничать с недобросовестной управляющей организацией. Данная норма вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Многоэтажки с непосредственной формой управления — это фантазия, а не реалия. «На 90-квартирном доме собственники не могут договориться, в какой цвет им входную дверь покрасить, не говоря уже о том, с кем договор обслуживания заключить.

Ещё более жёстко затронет новый коммунальный закон собственников, которые выбрали непосредственный способ управления своими домами. Дома, в которых имеется свыше 16 квартир, должны до 1 апреля 2015 года изменить форму управления. По мнению Михаила Дамешека, многоэтажки с непосредственной формой управления — это фантазия, а не реалия. «На 90-квартирном доме собственники не могут договориться, в какой цвет им входную дверь покрасить, не говоря уже о том, с кем договор обслуживания заключить», — считает Дамешек.

В случае если собственники больших домов с непосредственной формой управления не могут выбрать форму реорганизации, за них это обязан сделать орган местного самоуправления. Савинцева отметила, что непосредственная форма управления многоквартирными домами распространена в Ангарске, Нижнеудинске, Тайшете, Тулуне, Братске и Саянске. В последнем городе — на всех домах.

«Непосредственный способ управления получил негативные последствия для собственников. Никто не отвечает за качество коммунальных услуг, нет обязанности раскрывать сведения о деятельности — то есть фактически те, кто работает по такому способы, не подконтрольны никому», — отметила Ирина Савинцева.

Эксперты добавили, что небольшие дома тоже ограничили: отныне дома с непосредственным способом управления могут заключать договор с УК, но не комплексный, а только на отдельные виды работ.

Сейчас коммунальщики ожидают ещё ряд региональных постановлений. Все они будут связаны с новым законом о лицензировании УК. «Как только утвердят положение о лицензировании, появится постановление Иркутской области за подписью губернатора Ерощенко, в котором будет определено, кто будет входить в квалификационную коллегию. Кроме того, в скором времени должна появиться должность главного инспектора Стройнадзора Российской Федерации», — добавила Савинцева.

27.01.2015 | Кто подлежит лицензированию?

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ. «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по порядку лицензирования, в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») – кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём – увидим»…

Центр дистанционного обучения «АКАТО» предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену
Подробнее > > >

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».
Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».
___________________________________________________________________

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58