Ликвидация ооо по инициативе налоговой инспекцией

Содержание:

Извините, но этот сайт или его страница сейчас отключены.

О причинах неработоспособности сайта Вы можете уточнить у администрации – хостинг-провайдер .masterhost, отвечающий за его поддержку, предоставляет управление услугами и доменами их владельцам.

Здесь можно ознакомиться с актуальными акциями и выгодными предложениями от .masterhost

Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС

Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.

Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:

  • непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • ряд иных оснований.

Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.

Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:

  • ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
  • Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
  • Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
  • Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Ликвидация ООО по решению суда

Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:

  • Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
  • Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
  • Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
  • После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  • Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
  • Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.

Когда налоговая инспекция может ликвидировать компанию?

В каких случаях налоговая инспекция может ликвидировать компанию? По каким основаниям налоговая инспекция может исключить компанию из ЕГРЮЛ без обращения в суд? Проанализируем судебную практику по данной тематике.

Компания может прекратить свою деятельность по инициативе налоговых органов как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Ликвидация компании налоговыми органами во внесудебном порядке

Налоговая инспекция, не прибегая к судебным тяжбам, может ликвидировать компанию при наличии одновременно условий, содержащихся в п.1 ст.21.1 Закона №129-ФЗ:

  • компания в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения о ликвидации, не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах,
  • компания не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

Рассматривая споры о незаконном исключении компании из ЕГРЮЛ, суды со ссылкой на Постановление КС РФ от 06.12.2011 г. №26-П отмечают, что отсутствие движения денежных средств по расчетному счету компании и непредставление налоговой отчетности в течение 12 месяцев при наличии документальных доказательств, свидетельствующих о фактическом ведении организацией предпринимательской деятельности, осуществлении финансово-хозяйственных операций, не являются основаниями для исключения данной организации из ЕГРЮЛ (Постановление АС Центрального округа от 25.05.2016 г. №А54-2275/2015).

Процедурные моменты ликвидации компании налоговиками

Налоговые органы должны соблюсти процедуру ликвидации компании, предусмотренную в п.3 и п.4 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ.

  • 1 этап. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

Например, в журнале «Вестник государственной регистрации».

Срок публикации — в течение трех дней с момента принятия такого решения.

  • 2 этап. Одновременно с решением должны быть опубликованы (в этом же журнале) сведения о порядке и сроках направления заявлений от всех заинтересованных лиц (самой компанией и ее кредиторов, а также иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются). В журнале публикуется адрес, по которому могут быть направлены такие заявления.

Срок направления заявления — не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении компании.

И если такое заявление в трехмесячный срок не направлено, то налоговая инспекция исключает недействующую компанию из ЕГРЮЛ (п.4 ст.21.1, п.7, п.8 ст.22 Закона №129-ФЗ).

Ликвидация компании через суд по требованию налоговых органов

Принудительная ликвидация компании через суд возможна по требованию налогового органа. Судебная ликвидация компании в судебном порядке возможна при наличии условий, содержащихся в п.3 ст.61 ГК РФ. Приведем самые распространенные условия:

1) допущенные грубые нарушения при государственной регистрации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Чаще всего, таким нарушением является указание при регистрации компании недостоверного адреса. В том случае, если налоговая инспекция не может найти компанию по указанному в учредительных документах адресу, она вправе инициировать через суд ликвидацию компании.

На практике данный вопрос вызывает многочисленные налоговые споры, что вынудило ФНС РФ выпустить разъяснения нижестоящим налоговым органам, в которых проанализирована судебная практика (Письмо от 25.06.2014 г. №СА-4-14/12088).

О недостоверности юридического лица могут свидетельствовать следующие признаки (п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

  • адрес, указанный при регистрации является «массовым»;
  • адрес, указанный при регистрации, в отношении которого имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители компании по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес, указанный при регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  • адрес, указанный при регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес, указанный при регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
  • имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

2) уменьшение стоимости чистых активов по отношению к размеру уставного капитала.

Налоговые инспекции нередко подают иск в суд, требуя ликвидации компании, по причине отрицательного значения чистых активов.

Однако, как отмечают суды, снижение стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для ликвидации компании.

Такое обстоятельство само по себе не влечет незамедлительную ликвидацию компании и не может свидетельствовать о том, что компания не ведет реальную хозяйственную деятельность. Кроме того, суды подчеркивают, что несоответствие размера чистых активов требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществлении хозяйственной деятельности.

Смотрите так же:  Договор генерального подряда в строительстве

При этом если у компании отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также по заработной плате перед своими работниками, то суды по данному основанию отказывают налоговому органу в ликвидации компании (Постановления АС Московского округа от 28.07.2015 г. №А41-74211/2014 и от 27.08.2014 г. №А41-49477/13, решение АС Московской области от 20.02.2015 г. №А41-77679/2014).

Ликвидация ООО по решению налогового органа

Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.

Почему налоговики могут «закрыть» фирму

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:

  • организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
  • у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.

Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Как исключают из госреестра

Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.

Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.

Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.

Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.

Когда налоговая может ликвидировать ООО

Ликвидация обществ с ограниченной ответственностью может проходить не только по инициативе владельцев или по решению арбитражного суда (например, при банкротстве). Правом закрыть ООО в административном порядке может воспользоваться и налоговая инспекция. Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции — нечастое, но встречающееся явление в бизнес-практике. Несмотря на то что налоговая инспекция принимает решение об этом единолично, есть ряд процедур, который должен быть соблюден.

Отчетность и проводки

Принудительная ликвидация общества с ограниченной ответственностью предусмотрена в том случае, если по формальным признакам деятельность не ведется. Статья 21.1 ФЗ 129 говорит о двух основных признаках:

  1. Отчетные документы, предусмотренные законодательством, не предоставлялись в налоговую инспекцию в течение 12 месяцев.
  2. На банковских счетах, принадлежащих компании, движение средств отсутствовало в течение 12 месяцев.

Ст. 21.2 того же закона предписывает налоговую инспекцию принять решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.

Таким образом, если инспекторы зафиксируют отсутствие деклараций и бухгалтерских проводок в указанный срок, то сведения о вашем ООО могут быть «подчищены» из Госреестра, что означает закрытие бизнеса.

Как посчитал Конституционный суд, такая коллизия нарушает права предпринимателей. Несмотря на то что решение было опубликовано в «Российской газете», изменения в 129 закон до сих пор не внесены, однако налоговая инспекция потеряла право ликвидировать компании в административном порядке в том случае, если они находятся в стадии банкротства. Поэтому решение инспекции в аналогичной ситуации придется обжаловать в суде.

Как действует налоговая служба

Налоговая инспекция «отсеивает» недействующие юридические лица на основе следующего алгоритма. Инспекторы создают реестр компаний-молчунов, которые не сдают декларации и другие отчетные бумаги.

По этому списку делаются запросы в банк, а по полученным сведениям анализируется состояние счетов. Если бухгалтерских проводок нет, а счета пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении из Госреестра.

Далее у фискального органа есть три дня на то, чтобы поместить информацию в СМИ. Им по умолчанию служит «Вестник государственной регистрации».

После публикации инспекторы ждут заявлений граждан и компаний, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией ООО. В этом списке может быть и само ликвидируемое ООО. Срок ожидания равен 3 месяцам. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в соответствующем порядке.

Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе налоговой службы предусмотрена для защиты остальных компаний. Ведь сделки фактически прекратившей работу компанией рискованны и могут принести существенные убытки.

А для того чтобы вашу компанию не вычистили из Госреестра, достаточно подавать нулевые декларации (если деятельность не ведется). Это обезопасит от санкций инспекторов.

Ликвидация юридического лица по инициативе налоговой

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа возможна в административном и судебном порядке.

Административный порядок ликвидации основан на положениях статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа» (введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ).

Как следует из статьи 21.1 ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в случае не представления отчетности в течение одного года, вас просто могут исключить из ЕГРЮЛ как не действующее юридическое лицо.

Необходимо иметь ввиду, что за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Судебный порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен статьей 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица». Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

Смотрите так же:  Претензия в страховую компанию образец росгосстрах

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

В настоящее время в юридическое агентство участились обращения руководителей, которым поступают уведомления ИФНС о их вызове для проведения опроса о правомерности использования адреса, по которому зарегистрирована организация и составления протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении руководителя организации.

Как следует из ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Если исполнительный орган в лице руководителя организации по незнанию или недосмотру не подавал сведения об изменении адреса регистрации юридического лица в регистрирующий орган, то вопроса о том, что ему необходимо сделать, не возникает. Безусловно, необходимо устранять предписание налоговой. При таких обстоятельствах вопрос вполне возможно решать и без обращения к юристам, специализирующимся на ликвидации юридических лиц.

Однако, в нашем случае к нам обращаются руководители после получения уведомления ИФНС не с просьбой подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ об изменении адреса, а с просьбой ликвидации давно ставшего ненужным юридического лица. Казалось бы, чего проще, собрать учредителей, провести собрание, принять решение о ликвидации и подать его в налоговую. Но не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что половину учредителей «днем с огнем не сыщешь», соответственно возможности ликвидировать организацию в обычном порядке с соблюдение законности при ее ликвидации не получится. Отсутствует кворум для принятия решения о ликвидации, в связи с чем ликвидация в судебном порядке по инициативе налоговой, как правило, неизбежна.

Как следует из Постановления пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 г. N 61, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Отказ регистрирующего органа от требования о ликвидации в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса после возбуждения судом производства по делу не может являться основанием для возмещения судебных расходов юридического лица — ответчика за счет истца, за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (статья 111 АПК РФ).

В случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке арбитражному суду необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона). Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона или признано недействительным в судебном порядке.

Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Ликвидация ООО с нулевым балансом в 2018 году

Ликвидация любого юридического лица – длительный и сложный процесс, требующий прохождения множества обязательных этапов. Самый простой способ ликвидировать ООО – закрыть его в автоматическом режиме. Для этого у компании не должно быть неисполненных обязательств (полное отсутствие долгов перед контрагентами, фондами, бюджетом). К автоматической ликвидации ООО, как и к любым другим процедурам ликвидации, приводят определенные обстоятельства, при отсутствии решений собственников, таких как:

  • изменение стратегии развития компании с незапланированным ухудшением финансово-хозяйственных показателей;
  • нарушения при осуществлении деятельности административного или правового характера, которые нанесли ущерб или вред деятельности компании;
  • недостаточное количество активов;
  • неспособность учредителей вести хозяйственную деятельность.

На практике, причин, которые приводят собственников к необходимости ликвидации компании, значительно больше. Ликвидировать ООО в отсутствии финансово-хозяйственных операций и прибыли (то есть с нулевым балансом) проще всего, так как такие компании практически никогда не подлежат выездной налоговой проверке и сдают меньше отчетности при ликвидации. При отсутствии деятельности в течение определенного времени созывается учредительное собрание, на котором может быть принято решение о прекращении работы компании. Это должно быть зафиксировано в протоколе, после чего назначается комиссия по ликвидации, к которой переходят все дела структуры, если нужно, она представляет ее интересы в суде.

Что понимается под ликвидацией ООО с нулевым балансом?

Компания с нулевым балансом – это компания, которая за определенный отчетный период:

  • не вела хозяйственную деятельность;
  • не заключала договоров с контрагентами;
  • не осуществляла начисление заработной платы;
  • отчитывалась в регистрационных и контролирующих органах.

Компания с нулевым балансом фактически не ведет никакой деятельности, при этом несет финансовые риски лишь по причине необходимости ведения бухгалтерской и иной финансовой отчетности в силу закона. Именно поэтому у собственников таких компаний возникает вопрос о целесообразности ее существования. Чтобы признать нулевой баланс компании необходимо, чтобы она соответствовала ряду признаков, таких как:

  • компания не должна осуществлять коммерческую деятельность;
  • расход и приход должны быть нулевыми;
  • отсутствие прихода каких-либо средств или имущества, то есть полное отсутствие прибыли.
  • своевременная и полная отчетность перед всеми фондами и налоговой службой (основной критерий признания баланса компании нулевым).

Если компания полностью отвечает вышеперечисленным признакам, ее можно ликвидировать двумя способами: самостоятельная ликвидация (по решению участников), автоматическая ликвидация (по инициативе налоговой инспекции). Для того чтобы компанию с нулевым балансом ликвидировала налоговая инспекция необходимо, чтобы все признаки наблюдались за компанией последние 12 месяцев. Действующим законодательством РФ установлено, что, если компания в течение одного года не ведет никакой хозяйственной деятельности, оно подлежит исключению из государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Согласно положениям пункта 1 статьи 21.1. Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которого юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Если компания имеет вышеприведенные признаки недействующей, ее в принудительном порядке исключат из ЕГРЮЛ в порядке, определенном указанным Федеральным законом. В статье: «Чистка ЕГРЮЛ: какие компании налоговая исключает из реестра?» рассказывалось, как Федеральная налоговая служба РФ регулярно осуществляет «чистку» ЕГРЮЛ с целью исключения из реестра всех не действующих, или как их еще называют «мертвых» юридических лиц. После исключения компании из ЕГРЮЛ, в течение 3-5 дней налоговый орган обязан письменно уведомить руководство компании об ее исключении из реестра. Помимо соответствия компании трем основным критериям недействующего юридического лица, у компании также должны отсутствовать долги перед контрагентами, сотрудниками, фондами, по налоговым и иным обязательствам.

Смотрите так же:  Несовершеннолетние родители судебная практика

Процедура ликвидации юридического лица регламентирована следующими документами: Гражданский кодекс РФ, статьи 61-64.1 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 08.08.2001г. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Чтобы участники смогли самостоятельно ликвидировать ООО с нулевым балансом, должно быть соблюдено основное условие – компания должна своевременно сдавать отчетность в налоговую инспекцию, вносить социальные платежи в ПФР и ФСС.

Процедура ликвидации ООО с нулевым балансом

Процедура ликвидации ООО с нулевым балансом осуществляется в несколько этапов. В первую очередь участниками Общества принимается решение о добровольной ликвидации, после чего о принятом решении уведомляются все заинтересованные лица. После уведомления заинтересованных ликвидируемого ООО лиц, формируется промежуточный ликвидационный баланс и сдается в налоговую инспекцию. Далее формируется ликвидационный баланс и осуществляется государственная регистрация изменений в государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.

Шаг 1. Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации ООО с нулевым балансом начинается с проведения общего собрания его участников, на котором принимается соответствующее решение о добровольной ликвидации. На этом же собрании также утверждается ликвидационная комиссия (см. п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В решении общего собрания отражается порядок и сроки, в которые ООО будет ликвидировано (см. п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ).

Важно! Решение участников о добровольной ликвидации ООО с нулевым балансом должно быть принято единогласно. Что касается решения об утверждении ликвидационной комиссии и определения порядка и сроков ликвидации ООО, оно принимается участниками простым большинством голосов (см. п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Шаг 2. Уведомить о принятом решении заинтересованных лиц

Следующим шагом является направление ликвидационной комиссией уведомления о ликвидации в налоговую инспекцию (см. п. 1 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Для подачи уведомления о ликвидации потребуется два документа:

  • уведомление по форме № Р15001;
  • протокол собрания участников о ликвидации ООО (решение единственного участника).

Срок для подачи уведомления – 3 рабочих дня со дня принятия общим собранием решения о ликвидации. На руки инспектор выдает расписку в получении документов. Далее на основании поданного уведомления налоговая инспекция вносить в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО находится в процессе ликвидации. После внесения указанных изменений налоговая выдает Обществу лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007.

Шаг 3. Публикация сообщения о предстоящей ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации»

В этом сообщении обязательно прописывается срок, в течение которого кредиторам ООО можно заявлять требования, а также порядок их предъявления (см. п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). Этот срок не должен быть менее двух месяцев, с даты, опубликования извещения о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации». Кроме того, комиссия обязана выявить кредиторов ООО, чтобы письменно уведомить их о предстоящей ликвидации (см. п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). Форма уведомления кредиторов свободная, на законодательном уровне не регламентирована. Срок, в который ООО обязано уведомить кредиторов о предстоящей ликвидации, законом также не определен.

Шаг 4. Подготовка промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс подготавливает ликвидационная комиссия. Промежуточный ликвидационный баланс составляется только после окончания срока, отведенного для заявлений требований кредиторов. В свою очередь, срок для заявлений требований кредиторов указывают в сообщении, которое ООО опубликовало в журнале «Вестнике государственной регистрации».

Важно! При ликвидации ООО с нулевым балансом, перед составлением промежуточного ликвидационного баланса, налоговый орган в обязательном порядке осуществляет сверку расчетов с ООО. При выполнении сверки налоговики руководствуются Регламентом, утвержденным Приказом ФНС от 09 сентября 2005 года № САЭ-3-01/[email protected] Результат сверки расчетов с ООО оформляется актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (см. Приказ ФНС от 20 августа 2007 года № ММ-3-25/[email protected]). Сам ликвидационный баланс должен содержать обязательные сведения, указанные в пункте 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Шаг 5. Утверждение (одобрение) промежуточного баланса на общем собрании ООО и сдача его в налоговую инспекцию

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть одобрен на общем собрании участников ООО. Решение об одобрении промежуточного баланса принимается простым большинством голосов. Уставом Общества может быть предусмотрено, что по данному вопросу нужно большее число голосов, поэтому следует заранее уточнить этот момент (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Промежуточный баланс и уведомление налогового органа о составлении промежуточного представляется в налоговый орган по форме № Р15001 и сам баланс (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Важно! Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя подать, если в отношении ликвидируемого ООО еще не закончилась выездная налоговая проверка (см. п. 4 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Шаг 6. Формирование и утверждение ликвидационного баланса общим собранием

На данном этапе ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, а общее собрание участников Общества должна его утвердить (см. п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). Если уставом Общества не предусмотрен специальный кворум для принятия таких решений, ликвидационный баланс утверждается большинством голосов участников (см. п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Шаг 7. Распределение оставшегося имущества между участниками ООО

Завершающим этапом в ликвидации ООО с нулевым балансом является распределение оставшегося имущества между участниками. Если у Общества имеется имущество, участники должны распределить его между собой в размерах, пропорционально принадлежащих им долям в уставном капитале Общества (см. п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ, ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Распределять прибыль в данном случае нет необходимости, поскольку ООО с нулевым балансом прибыли на момент ликвидации не имеет. Далее в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, ликвидационная комиссия представляет в налоговую инспекцию следующий пакет документов:

  • заявление по форме № Р16001;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.

В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подачи вышеуказанного пакета документов налоговый орган принимает решение о ликвидации ООО с нулевым балансом, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации этого ООО (см. ст.8, п. 5 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). После осуществления налоговым органом государственной регистрации ликвидации ООО, заявителям выдается лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007.

Важно! Прежде чем приступить к официальной процедуре ликвидации ООО с нулевым балансом, прежде всего, необходимо проанализировать ситуацию и подготовить необходимый пакет документов. При ликвидации компании не стоит ускорять процесс, лучше строго соблюдать правила проведения процедуры ликвидации ООО, предусмотренные законодательством РФ. Это поможет сократить процесс исключения юридического лица из ЕГРЮЛ и избежать уголовной, административной ответственности и штрафных санкций.

Риски ликвидации ООО с нулевым балансом

Автоматическая ликвидация ООО с нулевым балансом не возможна, если у кредиторов есть требования к Обществу. Если долги были выявлены уже на стадии утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидируемое Общество обязано погасить их в течение одного месяца, в противном случае процедура ликвидации будет прекращена. Налоговая инспекция может отказать в ликвидации и в том случае, если документы были поданы Обществом не в полном объеме, или же налоговыми инспекторами при их проверке были выявлены неточности, а также, если документы были поданы в налоговый орган с нарушением установленных сроков. Для успешного проведения самостоятельной процедуры ликвидации ООО с нулевым балансом необходимо тщательно проверить отчетную документацию, погасить все имеющиеся задолженности. При этом важно соблюдать порядок расчета по долгам перед кредиторами.

Важно! Выплаты кредиторам производятся в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ. Дополнительно рекомендуется внимательно проверять статистическую отчетность перед государством, ведомствами, а также внутри самого юридического лица. Также следует проявлять максимум осторожности в общении с налоговой инспекцией. Ведь даже самый незначительный просчет может остановить или значительно затруднить процесс ликвидации. А надежнее всего поручить провести процедуру ликвидации ООО с нулевым балансом профессионалам.