Методическое пособие для учителя по основам православной культуры

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Методическое пособие по основам православной культуры издано в Пятигорске

Разработка адресована методистам, специалистам управления образованием, учителям русского языка и литературы, начальных классов, изобразительного искусства, технологии, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, работникам культуры, музейным работникам.

Пятигорское благочиние Пятигорской и Черкесской епархии и Управление образования столицы Северо-Кавказского федерального округа совместно участвуют во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года».

К участию в региональном этапе представлен проект методического пособия «Формирование системы духовно-нравственного воспитания учащихся в деятельности городского методического объединения учителей Основ православной культуры (Методический аспект)». Авторы пособия: благочинный церквей Пятигорского округа протоиерей Борис Дубинский, руководитель городского методического объединения учителей основ православной культуры Алла Беляева и заместитель директора Информационно-методического центра работников образования Мариана Киреева.

Проект разработан на основе семилетнего опыта деятельности городского методического объединения учителей Основ православной культуры – первого в Ставропольском крае профессионального объединения православных педагогов в светских образовательных учреждениях. Пособие содержит методический материал по организации деятельности профессионального объединения учителей в соответствии с требованиями комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по направлению «Основы православной культуры».

Разработка адресована методистам, специалистам управления образованием, учителям русского языка и литературы, начальных классов, изобразительного искусства, технологии, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, работникам культуры, музейным работникам.

Научный редактор и консультант — Александр Голев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»)

1 Г.А. Обернихина Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры») Под редакцией А.Я. Данилюка Пояснительная записка Модуль «Основы православной культуры» один из шести модулей, составляющих курс «Основы религиозных культур и светской этики». В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т. п. Отсюда необходимость осуществления на уроках межпредметных связей с историей, окружающим миром, литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой. Например, при 1

2 осуществлении учебного проекта в рамках модуля «Основы православной культуры» учащиеся могут часть работы выполнять на других уроках (музыка, труд, изобразительное искусство, литературное чтение). В поурочном планировании межпредметные связи отражаются на уровне основной образовательной программы безотносительно к учебникам и учебным пособиям для начальной школы, так как школы работают по разным программам. В данных методических рекомендациях предлагаются варианты работы на уроке, однако учитель вправе сам определить, на какой учебный материал из других предметов он может опереться при изучении той или иной темы модуля «Основы православной культуры». Методической пособие «Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» (автор А.В. Кураев) является частью УМК, обеспечивающего преподавание в 4 классе предмета ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Основными источниками изучения курса «Основы православной культуры» в 4 классе являются: 1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4 5 классы. М.: Просвещение, Кураев А.В. Основы православной культуры. Учеб. 4 5 классы. М.: Просвещениие, Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры»автора А.В. Кураева. М.: Просвещение, Обернихина Г.А. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, Электронное пособие «Основы православной культуры». Автор 6. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. / Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.; Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение,

3 7. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. М.: Просвещение, Характеристика методического пособия «Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А. Кураева Учебник «Основы православной культуры» имеет продуманный методический аппарат. Учителю важно проанализировать структуру уроков, составляющих учебник модуля, включенные в них рубрики «Вы узнаете», «Это интересно», «Вопросы и задания» и продуктивно использовать весь учебный материал в работе с детьми. В пособии предложены варианты работы с этим материалом, но учитель может использовать методический аппарат учебника по своему усмотрению. Рубрика «Вы узнаете» своеобразная целевая установка урока, к ней нужно обязательно привлечь внимание детей. Материалы рубрики «Это интересно» требуют определенного методического решения. В планировании урока и в заданиях рабочей тетради предложен один из возможных вариантов проведения работы с материалами этой рубрики. Содержание рубрики «Вопросы и задания» можно использовать с разными целевыми установками (повторение материала на уроке или дома, организация беседы с родными, друзьями, работа в парах, группах). Конкретные рекомендации даны в планировании, они также могут быть пересмотрены учителем (дополнены, упрощены, заменены). Методическое пособие адресовано учителям, преподающим ОРКСЭ, не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, которые, возможно, не знакомы с особенностями методики преподавания в начальной школе. Данное пособие облегчит учителям процесс подготовки и проведения уроков, обеспечит их дополнительными материалами и методическими идеями к урокам. В методическом пособии осуществляется координация материала учебника, рабочей тетради, электронного приложения. Отметим, 3

4 что материал ко всем урокам избыточный, что позволит учителю его творчески осмыслить, скорректировать в соответствии с конкретными условиями образовательного учреждения, соблюдая требования к содержанию и результатам освоения модуля «Основы православной культуры». Пособие состоит из следующих разделов: Пояснительная записка. Методический комментарий: рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся; рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся; система межмодульных связей курса ОРКСЭ; система межпредметных связей; описание системы оценки достижения планируемых результатов образования; поурочные методические разработки и дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков; глоссарий; список литературы. В Пояснительной записке дана краткая характеристика курса ОРКСЭ и модуля «Основы православной культуры». Методический комментарий ориентирован на практическую деятельность учителя. На протяжении всех уроков учитель повторяет многие приемы и методы, формы работы с детьми (работа с текстами; основными понятиями и терминами; с иллюстративным материалом; по организации работы с родителями и внеклассной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и др.). В методических рекомендациях они не просто 4

5 называются, но предлагаются конкретные примеры применительно к данному курсу и конкретному уроку. Примерное тематическое планирование курса «Основы православной культуры» отражает оптимальный вариант распределения уроков в течение учебного года и соответствует обязательному образовательному минимуму, определенному в приказе 69 Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. В методических рекомендациях учитель найдет характеристику содержательных блоков (разделов) конкретного модуля, которые отражены в тематическом планировании. Поурочные методические разработки. В построении уроков в рамках курса «Основы православной культуры» учитывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета (диалогическое, приоритет личностного развития, актуальности, опора на самостоятельность мышления, вариативность, деятельностное обучение). Глоссарий основных терминов к курсу «Основы православной культуры» содержит понятия, термины, которые необходимы для полноценного освоения содержания курса учителем и объяснения их учащимся. Особенности тематического планирования «Основы православной культуры» Модуль «Основы православной культуры» можно разделить на 3 части: 1 введение «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» (урок 1), 2 «Основы православной культуры» (уроки 2 29), 3 «Духовные традиции многонационального народа России» (урок 30 и 4 часа проектная деятельность). Каждый раздел имеет свою тему, ценностно-ориентирующую направленность и ведущую воспитывающую идею. 5

6 Часть 1 выполняет функцию введения в курс ОРКСЭ и состоит из одного урока. Тема урока 1 называется «Наш дом Россия». Он является единым для всех модулей, может быть проведен учителем при полном составе класса. На этом уроке школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе и получат начальные представления о том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Ведущей идеей первого урока является мысль о том, что народы России при их явном различии взглядов на мир (каждый из школьников уже знает, какой он будет изучать модуль) едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в Конституции России. Более того, у всех народов, населяющих Россию, есть общая история, государство, сходные нравственные основы. Все это создает возможности взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности (православные христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др.). Во вступительном слове учителю следует сказать о курсе ОРКСЭ и о специфике каждого модуля. Во части 2 курса «Основы православной культуры» будет представлен образ жизни верующих людей, их религиознонравственные, семейные и общественные обязанности. Начинается этот раздел с урока 2 «Культура и религия». С этого урока начинается конкретное изучение выбранного родителями и детьми модуля. Ученики этого класса могут выбрать и другие модули, но не перестанут общаться друг с другом, останутся одноклассниками, опосредованно, через общение друг с другом будут знакомиться с основами других религиозных культур. Важно, чтобы дети поняли, что разделение их на группы (по их выбору) будет способствовать их обогащению, так как при выполнении различных заданий, 6

7 совместной работе над проектом они научатся выделять общее в этих культурах, отмечать специфические особенности каждой. Этот урок должен стать важным в зарождении интереса к предмету, осмыслении знакомых слов и понятий «культура» и «религия» в новом мировоззренческом и историко-культурном контексте; приобщении детей на новом для них материале к нравственным ценностям: «труд», «культура», «религия» в свете православной культуры и др. На прошлом уроке уже шел разговор о культурных традициях. Дети знают, что «культурные традиции это богатство нашей многонациональной страны». Этот тезис важно углубить и расширить на данном уроке, привлечь внимание детей к тому, что культура и религия выполняют общие функции в передаче опыта от одних людей к другим, что культура и религия объединяют людей. Вместе с тем они существенным образом отличаются друг от друга. Общее и различное следует отметить в культурах и религиях разных народов. Содержание материала учебника позволит обсудить эти вопросы. Учебный материал пособия к уроку емкий и достаточно сложный для восприятия детьми данной возрастной группы. Чтобы облегчить усвоение школьниками учебного материала, поддержать их интерес к уроку, необходимо разнообразить виды деятельности (различные виды чтения, пересказа, выполнение письменных работ, рисование, подбор иллюстративного материала к теме, обращение к жизненному опыту детей, использование игровых технологий). Организационные формы работы также следует разнообразить (индивидуальные, групповые, парные). Это будет конкретизировано в разработке урока. Не следует урок перегружать фактическим и лексическим материалом. Дополнить содержание учебника можно иллюстративным материалом, ресурсами Интернета, иллюстрациями из электронного приложения. Особенность последующих уроков данного раздела (уже 3 урока) заключается в том, что происходит приобщение детей к таким нравственным ценностям, о которых они, бесспорно, слышали, но вряд ли размышляли в 7

Смотрите так же:  Договор художника

8 контексте православной культуры, как свобода, совесть, разум, доброта, любовь. Следует актуализировать знания учащихся о культуре и религиозной культуре. Материал учебника к уроку емкий по объёму, но методически организован доступно для восприятия детьми. По возможности освоение предлагаемых нравственных категорий следует строить с опорой на жизненный опыт детей. Особое внимание на уроке 3 следует обратить на углубление детьми важных нравственных категорий применительно к повседневной жизни. Они должны понять, что человеку дана свобода, но свобода предполагает ответственность за свои поступки, «к свободе полагается ещё и разум», но разум без совести, доброты и любви может приносить зло. Почему? На этот вопрос дети должны получить ответ на уроке. Также они должны понять, что эти дары им дает Бог, что Бог в православии свободный и разумный Создатель. Важно отметить, почему Бога в православии называют Творцом и что вера в Бога вдохновляла художников, архитекторов, писателей, композиторов. На уроке 4 следует обратить внимание на углубление детьми важных нравственных категорий применительно к повседневной жизни детей. Они должны понять, какие молитвы бывают (молитва-просьба, молитва-благодарение, молитваславословие), т.е. просьбы не единственная необходимость обращения к Богу, необходимо уметь и благодарить. При введении понятия «святые» можно обратиться к знакомству с житием одного из почитаемых в России святого (например, Сергия Радонежского). Учитель может обратиться к житиям святых, почитаемых в вашем регионе. Уже на уроке 5 предполагается знакомство детей с Книгой книг Библией. Содержание данного урока сложно для учащихся, так как вводится много новых понятий, которые важны для работы на последующих уроках. По возможности освоение сложных нравственных категорий следует строить 8

9 с опорой на жизненный опыт детей, т. е. актуализировать имеющиеся знания о Библии, Евангелие. Содержание урока 6 сложно для учащихся, так как им предстоит иначе, чем многие из них привыкли, оценивать свои поступки, поступки своих друзей, окружающих людей. Например, для детей вряд ли понятны суждения «Любите врагов ваших», «Не собирайте себе сокровищ на земле», «Царствие Божие внутри нас» и др. Как и на предыдущих уроках, освоение сложных нравственных категорий следует строить с опорой на жизненный опыт детей, обращаться к художественной литературе. Уроки этого блока определенный итог по пройденному материалу и несложным творческим работам. Последующие уроки посвящены истории возникновения и распространения православной религии в России. Материал этого раздела следует выстраивать с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где находится школа. Большое место в содержании этого раздела занимают темы семьи, ценностей семейной жизни. Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих и заботящихся друг о друге людей. Основные особенности изучения комплексного курса ОРКСЭ на этом этапе: продолжается раздельное преподавание в соответствии с выбором семьи школьника; продолжается знакомство учащихся с основами православной культуры; акцентируются культурно-исторические особенности нашей страны и конкретного региона, где проживает семья; большое место занимают нравственные ценности, семья, ценности семейной жизни; тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной 9

10 земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контексте. Например, в уроке 28 защита Отечества рассматривается как служение Отечеству в традициях ратного подвига, как готовность защищать Родину с оружием в руках, а любовь к Отечеству как важнейшее моральное качество православного человека. Часть 3. «Духовные традиции многонационального народа России» итоговая, обобщающая и оценочная предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. На этом этапе образовательный процесс выходит за рамки уроков во внеурочную деятельность учащихся, переходя в активную, творчески-продуктивную фазу освоения модуля «Основы православной культуры». Завершается изучение комплексного курса ОРКСЭ большим школьно-семейным праздником. Методический комментарий к урокам по курсу «Основы православной культуры» 1. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся Активное включение учащихся во внеурочную работу обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом. Внеурочная деятельность расширяет опыт учащихся в области конструктивного, творческого, нравственно ориентированного поведения в социуме. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и родители, священнослужители, религиоведы, теологи, деятели культуры, 10

11 представители служб социальной помощи, ветераны, уважаемые представители общественности. Экскурсия в художественные и краеведческие музеи. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор, углубляет и закрепляет знания учащихся. Организационная сторона экскурсии требует наличия четкого, продуманного планирования, содержательная соответствия программному содержанию, целесообразный отбор материала, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий. Заочная (виртуальная) экскурсия. При невозможности по той или иной причине организовать очную экскурсию она может быть заочной (виртуальной). При проведении таких экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Возможные формы проведения заочной экскурсии: просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий; рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом; самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий; посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов. При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала. Для подготовки выступления учащемуся необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, 11

12 фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, сайт конфессии, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения. В соответствии с требованиями ФГОС НО выступления учащихся должны сопровождаться презентацией, выполненной в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии, могут быть оформлены в виде выставки. Таким образом осуществляется связь учебной и внеурочной деятельности, что является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах и создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся. Посещение культовых сооружений особый вид внеурочной деятельности, к подготовке и проведению которого надо отнестись особенно тщательно и продуманно. Прежде всего необходимо поставить в известность о планируемом мероприятии родителей (членов семей) учащихся, администрацию школы, представителей конфессий. Посещению православного или буддийского храма, синагоги, мечети должна предшествовать подготовка учащихся: обсуждение правил поведения, разговор о необходимости уважительного отношения ко всему, что в них находится. Нельзя планировать посещение культового сооружения во время проведения в нем молитвы или каких-либо других религиозных обрядов. Учитель не может во время посещения культового сооружения обязывать детей к совершению тех или иных действий, связанных с религиозными практиками. В то же время нельзя запрещать детям из религиозных семей то, что ребенок обычно совершает при посещении культового сооружения вместе с членами своей семьи (например, креститься при входе в храм). Необходимо помнить, что данное внеурочное 12

13 мероприятие имеет исключительно культурологическую направленность и предназначено для визуализации пройденного на уроках материала, для закрепления представлений учащихся о православной культуре. 2. Рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения предмета «Основы православной культуры», могут быть: индивидуальными или коллективными (группа из 3 6 человек); долгосрочными (1 2 месяца) или краткосрочными (1 2 урока); творческими (например, написание сценария Рождественского вертепа), исследовательскими (например, «История строительства храма в моем городе, селе, поселке») или социально значимыми (дети пишут поздравительные открытки ветеранам). Для организации проектной работы на уроке учителю необходимо подготовить комплект материалов, который включает в себя: методический паспорт проекта; текст задания и примерную разработку (или предложения) по оформлению результатов работы над проектом; лист планирования и продвижения по заданию (см. рабочую тетрадь на печатной основе, уроки 16 17); лист самооценки (см. рабочую тетрадь на печатной основе, уроки 16 17); сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования; рекомендации по организации работы групп; памятку для организации деятельности учащихся; список (банк) информационных ресурсов, которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом. 13

14 Рекомендации по организации работы групп, подготовке и презентации краткосрочного группового проекта 1. Примерное время выполнения проекта минут (1 2 урока). Примерное распределение времени: Этапы занятия Время Организационный этап минут Выполнение проекта детьми минут Презентации работ группами минут Взаимооценка и подсчет голосов, минут самооценка, подведение итогов Итого минут 2. Организация рабочего пространства класса В классе одновременно работает две четыре группы. В классе должны быть: Две четыре рабочие зоны: «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе); на рабочих столах каждой группы должны быть разложены: листы с заданием (по числу участников группы), листы индивидуальных планов (по числу участников группы), листы планирования и продвижения по заданию (один на группу), листы самооценки (по числу участников группы), ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, номер группы (например, написанный на согнутом пополам листе плотной бумаги); компьютерная зона (несколько столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и посадочные места); стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях (словари, справочники, энциклопедии и др.); 14

15 стол с ручными инструментами и материалами; зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями). 3.Ресурсы для выполнения проекта подборка информационных ресурсов по теме: короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т. п.; иллюстрации; интересные факты «А знаете ли вы». инструменты и средства: компьютеры, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы. материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага формата А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры и т. д. 4. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе Урок проводится учителем, в качестве помощников и наблюдателей можно пригласить принять участие родителей или членов семей учащихся. В функции учителя входит: поддержка организованного проведения урока, оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе по организации их деятельности (при этом помощь не должна представлять собой прямые подсказки); общее наблюдение за процессом работы групп. Функции наблюдателей и помощников: наблюдения за работой групп, помощь в организации деятельности. 5. Организация деятельности учащихся 1) Учитель объявляет тему урока и делит детей на группы (возможно, что такое деление уже обозначилось, когда дети планировали свое будущее участие в том или ином проекте). 2) Учитель предлагает детям прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта, 15

Смотрите так же:  Смоленский банк договор цессии

16 что должны решить, что они будут делать плакат или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами. Затем учитель предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает внимание на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа: а) обсуждение темы, формы представления результата; б) составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения); в) выполнение задания; в) контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания); г) представление результатов; д) голосование за лучший проект; ж) самооценка (дети находят лист самооценки). Необходимо познакомить учащихся с ресурсами, их расположением и правилами пользования, например, компьютером. Если у учащихся возникают вопросы, учитель отвечает на них на этом этапе, после чего дает команду приступить к работе. 3) Задания должны быть рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за минут. Однако не следует ограничивать время работы групп надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта. 4) По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Перед этим они должны оговорить с учителем, будет ли презентация групповой или от группы будет выступать один представитель. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута. 16

17 5) После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель и помощники подводят итоги, а детям предлагается заполнить лист самооценки. 3. Система межмодульных связей в курсе ОРКСЭ В п. 5 протокола заседания коллегии Минобрнауки РФ от 20 марта 2012 г. ПК-4 говорится о необходимости дополнения программ модулей учебного курса ОРКСЭ сведениями по основам других религиозных культур. Если класс делится на группы, изучающие разные модули курса, необходимо организовать учебное взаимодействие между ними. На первом, общем, уроке учитель определит общие цели и задачи изучения курса, стратегию межмодульного взаимодействия, на уроке 30 будут подведены общие итоги изучения курса. На последних уроках (31 34) учащиеся вместе будут готовить, а потом презентовать учебные проекты, многие из которых также предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся из групп, изучающих разные модули курса (например: «История строительства (реставрации) православного храма (буддийского храма, мечети, синагоги) в нашем городе», «Священные сооружения нашего города», «Деятельность российских благотворительных организаций», «Что полезного я могу сделать для своей семьи», «История моей семьи в Великой Отечественной войне», «Защита природы и забота о ней в повседневной жизни» и др.). В поурочном планировании заложены возможности установления межмодульных связей на уроках «Основ православной культуры» и во внеурочное время: это задания, предполагающие общение и взаимодействие учащихся, изучающих разные модули. Например: «Узнайте, кого называют пророками в других религиях. Какие пророки почитаются и иудеями, и христианами, и мусульманами? Как вы думаете, почему?», «Узнайте у одноклассников, изучающих основы других религиозных культур, о каких 17

18 традиционных праздниках знают они, чему посвящены эти праздники». Помимо этого, межмодульные связи выстраиваются в поурочном планировании на уровне общих тем и понятий (ритуалы, обычаи, семья, патриотизм, диалог, благотворительность и т. д.), общих тем учебноисследовательских работ и проектов, предусмотренных разработчиками и авторами курса. 4. Система межпредметных связей По месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Помимо этого, содержание учебного предмета ОРКСЭ имеет многочисленные межпредметные связи с другими гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в начальной и основной школе: русским языком, литературным чтением, литературой, мировой художественной культурой; в меньшей степени с географией; с предметами художественно-эстетического цикла: живописью, музыкой; технологиями (труд, ИКТ). В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирована цель, на достижение которой направлен процесс образования и воспитания школьников формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, патриота. Достижению этой цели способствует активизация воспитательного потенциала всех школьных дисциплин, однако гуманитарной сфере, таким предметам, как «Литература», «Русский язык», «История», безусловно, принадлежит в этом процессе ведущая роль, а предмет «ОРКСЭ» может служить метапредметной основой, которая их объединяет. 18

19 Курс ОРКСЭ, в частности, призван сформировать у школьника представления о духовности, нравственности, морали, милосердии, чести, достоинстве, свободе выбора и других нравственно-этических категориях, на которых базируется русская и мировая литература. Если на уроках ОРКСЭ и литературного чтения учителю удастся реализовать межпредметные связи, то они будут способствовать повышению эффективности обучения по обоим предметам. С одной стороны, освоение и присвоение ценностных смыслов позволит качественнее изучать произведения, представлять их в культурном и историческом контексте, анализировать конфликт, постигать внутренний мир героев, оценивать их поступки, сочувствовать и сопереживать. Учащиеся смогут анализировать произведения, используя понятия из области духовной культуры, этики, т. е. получат возможность усовершенствовать умения в области восприятия и понимания искусства слова. С другой стороны, привлечение к урокам ОРКСЭ литературного материала (дополнительного или уже пройденного учащимися) будет служить основой для рассмотрения нравственно-этических категорий на конкретных примерах. Тексты художественных произведений, имеющих ярко выраженную аксиологическую направленность, позволят проиллюстрировать изучаемое, создать на уроке ситуацию анализа и оценки явлений действительности, которую воспроизводит художественный текст. Кроме того, детям значительно проще и комфортнее перейти к самоанализу и самооценке через обсуждение, анализ и интерпретацию, например, поведения героев произведения, т. е. художественный текст будет также выполнять функцию катализатора рефлексии, служить посредником в процессе присвоения ребенком ценностного смысла изучаемого содержания. Межпредметные связи курса ОРКСЭ с русским языком могут быть реализованы, например, через систему работы с терминами и понятиями, так как усвоение ребенком нового слова-понятия предполагает неоднократное использование его в собственной речи, т. е. с точки зрения достижения результатов в области изучения русского языка происходит обогащение 19

20 лексического запаса учащихся, совершенствование навыков построения устной и письменной речи, повышение уровня грамотности. С точки зрения решения задач преподавания ОРКСЭ через усвоение ценностной лексики активизируется процесс присвоения учащимися аксиологической составляющей изучаемого предмета. Межпредметные связи с историей на уроках ОРКСЭ, в частности, будут способствовать совершенствованию представлений учащихся о закономерностях развития общества, исторического процесса, становлению гражданского самосознания школьников. Содержание ОРКСЭ обогатится конкретными историческими реалиями и персоналиями, а содержание исторического раздела «Окружающий мир» представлениями о том, как политическое и культурное развитие России определялось влиянием религиозных культур, как происходило и происходит становление российской гражданственности на основе общечеловеческих ценностей, объединяющих представителей разных вероисповеданий и народностей. Связь ОРКСЭ и дисциплин художественно-эстетического цикла подразумевает знакомство учащихся с произведениями искусства (живописи, скульптуры, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного искусства), являющимися принадлежностью религиозной культуры. Опираясь на уже имеющиеся у четвероклассников навыки понимания образного языка искусства, эмоционального и эстетического восприятия произведений искусства, учитель имеет возможность соединить в представлении учащихся ценностный смысл артефакта и той религиозной культуры, принадлежностью которой он является. В то же время будет происходить процесс осознания ребенком общекультурного, общечеловеческого значения тех или иных произведений живописи, архитектуры и т. д., развития бережного и ответственного отношения к памятникам культуры, т. е. уже имеющийся опыт учащихся в области художественно-эстетического образования обогатится новым ценностным содержанием. 20

21 Поскольку курс ОРКСЭ по своему содержанию в значительной степени является метапредметным, он также обладает большим потенциалом для формирования, развития и систематизации универсальных учебных действий, что согласуется с требованиями ФГОС второго поколения. Например, на уроках ОРКСЭ, как и на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, одним из ведущих видов деятельности является чтение и работа с разными типами учебных текстов. Помимо решения собственно предметных задач, развитие навыков смыслового чтения и навыков работы с информацией способствует решению метапредметной задачи совершенствования качества чтения школьников. Или при работе над учебным проектом, выполнении индивидуальных домашних заданий учащиеся, с одной стороны, получат возможность применения на практике знаний и умений, полученных на уроках ИКТ, с другой стороны, смогут усовершенствовать их в процессе реализации замысла, исходя из индивидуальных потребностей. Помимо прочего, выстраивание связей курса ОРКСЭ с другими школьными предметами будет способствовать расширению кругозора школьников, обогащению их представлений о мире, человеке, истории, формированию общекультурной эрудиции. Чтение На уроках основы православной культуры основными видами деятельности являются чтение (комментированное, аналитическое, фрагментарное (выборочное), самостоятельное и др.), словарная работа, пересказ, беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, записи при чтении, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге и др. Для формирования метапредметных умений при проведении словарной работы важно не только толковать слова, но находить ответы в тексте, использовать иллюстративный материал и т. д. 21

22 Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность его состоит в том, чтобы понять идею текста, замысел автора учебника, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и событий, причинно-следственные связи событий и фактов. Важно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом. Расширение эрудиции учащихся и обогащение их словаря лексикой историко-культурологического и духовно-религиозного значения, усвоение знаний по ОРКСЭ, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий, терминов. Поскольку детям предстоит освоить много новой лексики, которая зачастую имеет мировоззренческое содержание, абстрактное значение, непонятное для детей, необходимо прислушаться к рекомендациям психологов, которые утверждают, что усвоение нового слова-понятия предполагает неоднократное (не менее 7 8 раз) использование его в собственной устной и письменной речи. Основным критерием освоения учащимися новой лексики является ее правильное использование в собственной речи. Особое место при знакомстве с основами православной культуры занимает работа со словами-символами, которые, во-первых, служат маркерами той или иной культуры, во-вторых, имеют священное значение и глубокий духовный смысл для носителей данной культуры. К таким словам символам относят имена (Христос), названия обрядов, ритуалов и таинств (евхаристия), религиозных праздников (Пасха, Рождество), священных книг (Библия, Евангелие) и сооружений (храм, монастырь) и т.д. Словарную работу важно проводить и в процессе чтения статьи учебника (чтение вслух с правильной расстановкой ударений, запись слов в тетрадь, толкование слов с помощью иллюстративного материала). Например, знакомя учащихся со словом клобук, сначала следует рассмотреть иллюстрацию в пособии, затем прочитать объяснение и записать это объяснение в тетрадь («Основы православной культуры» с ). 22

23 Работа с иллюстративным материалом Работа с иллюстрациями визуальное дополнение к работе с содержанием учебного материала. Весь иллюстративный материал, предлагаемый к уроку, предназначен для восприятия в единстве с содержанием, всегда соответствует ему, дополняет и обогащает материал урока. Иллюстрация помогает глубже понять тему и идею прочитанного, полнее раскрыть их, визуализировать содержание. И наоборот, на этапе закрепления иллюстрации служат своего рода «опорным конспектом», используя который ученик может воспроизвести основное содержание урока. Например: «Расскажите с помощью иллюстраций к уроку о том, что (как, почему)». Иллюстративный материал не просто визуализирует содержание урока и дополняет его, а зачастую выступает самостоятельной дидактической единицей. Музыка на уроках ОРКСЭ Восприятие детьми музыки на уроках основ православной культуры может быть активным и пассивным, так как музыка оказывает влияние даже без специального вслушивания (фон), но музыка должна звучать так, чтобы не отвлекать детей от основного вида деятельности. Музыкальный фон помогает решать важные воспитательные и образовательные функции. На уроках основ православной культуры следует обращаться к духовной музыке, которая исполняется при христианских богослужениях, духовную музыку(д. Бортнянского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.) Эту музыку (как фон) возможно использовать практически на всех уроках. На первом общем для всех модулей уроке возможно обратиться к Концерту 1 для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского (интродукция 1-й части). Можно предлагать звучание характерных для данной религии инструментов в качестве фона (колокол). Музыка может быть не только фоном, но и привлекаться к активному слушанию. Для этого требуются определенные комментарии до или после прослушивания. 23

Смотрите так же:  Льготы для приёмных детей

24 Информационно-коммуникационные технологии на уроках «Основы православной культуры» Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. В Интернете учитель и учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ на уроке является их адресность и ситуативная локализованность. Если существующие наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к Интернету и средствам мультимедиа, учитель и дети получат возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса и отдельных учеников. Принцип репрезентативности ключевой для отбора материала для любой презентации на уроке. Обращение на уроке к пространственным искусствам живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся. Мультимедийная презентация к уроку не может быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока. При работе с иллюстративным 24

25 материалом предпочтителен индуктивный метод, т. е. выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны. Ресурсы Интернета также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий в музеи и посещения культовых сооружений и поиска справочной информации по теме. 5. Описание системы оценки достижения планируемых результатов образования В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Уроки по курсу ОРКСЭ уроки безотметочные, но это не означает, что нет необходимости в контроле усвоения знаний. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи: подведение итогов работы; сравнение (с самим собой и с другими). Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов. Тестирование (метод тестов) исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий. 25

26 Опрос получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса: анкетирование эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты; интервью вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов; беседа специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся. Для оперативного контроля знаний и умений по предмету можно использовать специально подобранные и систематизированные упражнения. Одним из вариантов проверки уровня знаний и сформированности умений является тестирование. На уроках ОРКСЭ целесообразно предлагать ученикам тестовые задания разных типов. При этом речь не идет о том, что работа с тестом должна занимать значительную часть урока. Можно предлагать школьникам 2 4 тестовых задания, которые они будут выполнять не дольше 5 минут. Целесообразно использовать те тестовые материалы, которые предлагаются в электронном пособии к урокам. Возможные варианты тестовых заданий I. Задания альтернативных ответов 26

27 К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них «да нет», «правильно неправильно» и пр. II. Задания множественного выбора Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Школьник должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. При составлении заданий множественного выбора следует руководствоваться принципом однородности, т. е. подбирать такие задания, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом вариантов ответа (оптимально от 3 до 6). III. Задания на восстановление соответствия В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) между элементами двух списков. Обычно задание соответствия состоит из двух столбцов: в первом вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором идет список утверждений или свойств объектов, которые надо поставить в соответствие. Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние и т. д. Главными преимуществами заданий этого вида является возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и экономичность размещения задач в тесте. При составлении заданий на упорядочение элементов следует отметить обязательность инструкции для детей в какой именно последовательности располагать элементы от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п. 27

28 Одним из способов оценивания деятельности учащихся является портфолио. В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио ученика может явиться основой оценки его образовательных достижений. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач в курсе ОРКСЭ желательно создавать не портфолио документов, а портфолио творческих работ ученика. Следовательно, важно проследить за тем, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» и чтобы не предъявлялось требование документального подтверждения этих достижений. Выполняя на уроках и вне их творческие задания (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение, ответить на вопрос, составить план экскурсии и т. д.), ученик может оформлять эти работы так, чтобы была 28

29 возможность собрать их в одну папку. Разделы портфолио могут быть следующими (предлагаемый перечень носит рекомендательный характер и может быть дополнен или изменён учителем): Титульный лист (содержит основную информацию (фамилия, имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и (при желании) фото ученика). Мой мир (здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка: информацию о значении имени и/или фамилии, небольшой рассказ о своей семье, рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах и т. д.). Моё творчество (в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи и т. д. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию). Мои впечатления (в этот раздел помещаются работы ученика, связанные с впечатлениями от экскурсий (реальных или виртуальных), прослушивания музыкальных произведений и т. д.). Работы, которыми я горжусь (в конце учебного года ребенок может пересмотреть свой портфолио и наиболее значимые, с его точки зрения, работы переместить в этот раздел). Содержание. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Однако самооценка как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку ребенком своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений, обязательно должна присутствовать и в повседневной деятельности учащихся на уроках. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. Процедура сомооценки должна включать в себя: 29

30 разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося; мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий; создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки. Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (необязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои. Еще один возможный вариант самооценки использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например: желтый цвет ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой; зеленый цвет допущены неточности; красный цвет надо постараться, и успех придет. Одним из способов оценивания учениками своей деятельности может также являться систематическое обращение к материалам рубрики учебника «Вы узнаете». Обращаясь к материалам этой рубрики в начале урока, учащиеся (под руководством учителя) формулируют одну из задач урока, а анализируя в конце урока достижение (или не-достижение) предполагаемых результатов, тем самым анализируют свою деятельность на уроке. 30