Набор хромосом у спор растений

Количество хромосом у растений

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Вегетативная и генеративная клетки пыльцевого зерна образуются из микроспоры путем митоза. Спермии образуются из генеративной клетки путем митоза. Все эти клетки гаплоидные.

Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Спермии имеют одинарный набор хромосом, они образуются путем митоза из генеративной клетки пыльцевого зерна. Клетки эндосперма цветкового растения имеют триплоидный набор хромосом, эндосперм образуется из центральной диплоидной клетки зародышевого мешка, оплодотворенной спермием.

Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из материнских клеток микроспор путем мейоза образуются микроспоры (пыльцевые зерна), имеющие гаплоидный набор хромосом.

Микроспора прорастает в мужской гаметофит, состоящий из двух клеток – вегетативной и генеративной. Генеративная клетка делится митозом с образованием двух спермиев, имеющих гаплоидный набор хромосом.

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы кукушкина льна образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. Набор хромосом у гамет одинарный.

Споры кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите путем мейоза. Набор хромосом у спор одинарный.

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха кукушкина льна и его спор? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Споры кукушкина льна образуются на спорофите путем мейоза, у них гаплоидный набор хромосом. Из споры путем митоза развивается гаметофит мха – растение со стеблем и листьями. Все клетки гаметофита гаплоидные.

Набор хромосом у спор растений

27 декабря На нашем сайте размещен курс русского языка Людмилы Великовой.

20 декабря Бесплатный курс ЕГЭ по математике Д. Д. Гущина Описание Перейти

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы мха кукушкина льна образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза.

Набор хромосом у гамет гаплоидный (одинарный) — n.

Споры мха кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза из диплоидных клеток.

Набор хромосом у спор гаплоидный (одинарный) — n

Дублирует задание 13794.

А нельзя написать, что споры образуются в результате мейотического деления, путем слияния женских и мужских гамет, на женском гаметофите образуется спорофит (коробочка), где образуются споры мха?

«споры об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния, путем сли­я­ния жен­ских и муж­ских гамет» нельзя написать, т.к. это будет биологической ошибкой

Пояснение не коректно. За данное задание можно максимально получить 3 балла, таким образом, в ответе должно быть 3 пункта. Даже если в 1-ом или 2-х пунктах есть ответы на все вопросы, поставленные в задании, за такой ответы экзаменуемый получит максимум 2 балла. Так же термин одинарный не является биологическим.

1) Гаметы и споры мха кукушкин лён имеют гаплоидный набор хромосом.

2) Гаметы образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза.

3) Споры образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза.

В критериях все те же ответы, которые Вы указали.

Решение задач ЕГЭ по жизненному циклу растений

Разделы: Биология

Цели занятия: повторение и обобщение материала по разделу “Жизненные циклы растений”; обучение решению задач части С5 ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов.

Форма занятия: лекционно-практическая.

Оборудование: проектор, слайды, набор карточек с задачами.

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) — в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах — спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 1. Жизненный цикл зелёных водорослей. (Приложение)

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён)

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита — коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Жизненный цикл папоротников

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).

Схема 3. Жизненный цикл папоротников

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Смотрите так же:  Детские пособия с 1 января 2019 в беларуси таблица

1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).

1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.

2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.

3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.

Задачи по жизненному циклу растений для подготовки к ЕГЭ

Решение задач по теме по жизненным циклам растений

Среди заданий ЕГЭ есть задачи по жизненному циклу растений. Чтоб успешно справиться с заданием, ученик должен четко знать, что такое гаметофит и спорофит, их хромосомный набор, какое поколение доминирует в жизненном цикле. Только у мхов взрослые мужские и женские растения – это гаметофит, у остальных высших растений в жизненном цикле доминирует диплоидный спорофит. Это взрослые растения, которые мы видим. А у мха спорофит – это коробочка со спорами, паразитирующая на женском гаметофите (взрослое растение)

Важно не забыть, что у животных при образовании гамет происходит сначала митоз, а потом мейоз. У растений наоборот, сначала мейоз, а потом митоз. При спорогенезе у растений из диплоидных клеток образуются гаплоидные клетки, которые потом делятся митозом

1 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет и спор рас­те­ния мха ку­куш­ки­на льна? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

Га­ме­ты мха ку­куш­ки­на льна об­ра­зу­ют­ся на га­ме­то­фи­тах из га­п­ло­ид­ной клет­ки путём ми­то­за. Набор хро­мо­сом у гамет оди­нар­ный — n.

Споры мха ку­куш­ки­на льна об­ра­зу­ют­ся на ди­пло­ид­ном спо­ро­фи­те в спо­ран­ги­ях путём мей­о­за из ди­пло­ид­ных кле­ток. Набор хро­мо­сом у спор оди­нар­ный — n

2 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет мха сфаг­ну­ма? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

1) Га­ме­то­фит и га­ме­ты сфаг­ну­ма га­п­ло­ид­ны, и набор хро­мом, и ко­ли­че­ство ДНК в клет­ках от­ве­ча­ют фор­му­ле nc.

2) Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры, ко­то­рая об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из тка­ней спо­ро­фи­та.

3) Спора де­лит­ся ми­то­зом, об­ра­зуя га­ме­то­фит.

3 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для споры, га­ме­то­фи­та и спо­ро­фи­та мха ку­куш­кин лён? Из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти ста­дии раз­ви­тия мха?

1) Спора и га­ме­то­фит мха со­дер­жат га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом, а спо­ро­фит ди­пло­и­ден.

2) Спора об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из спо­ро­нос­ных кле­ток спо­ро­фи­та,

а га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры путём ми­то­за.

3) Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся после опло­до­тво­ре­ния из зи­го­ты путём ми­то­за.

4. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет и спор рас­те­ния плауна булавовидного? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

Га­ме­ты плауна об­ра­зу­ют­ся на га­ме­то­фи­тах ( заростках) из га­п­ло­ид­ной клет­ки путём ми­то­за. Набор хро­мо­сом у гамет оди­нар­ный — n.

Споры мха плауна об­ра­зу­ют­ся на ди­пло­ид­ном спо­ро­фи­те (взрослое растение) в спо­роносных колосках путём мей­о­за из ди­пло­ид­ных кле­ток. Набор хро­мо­сом у спор оди­нар­ный — n

5. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет папоротника? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

1) Га­ме­то­фит (заросток) и га­ме­ты папоротника га­п­ло­ид­ны, и набор хро­мом, и ко­ли­че­ство ДНК в клет­ках от­ве­ча­ют фор­му­ле nc.

2) Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры, ко­то­рая об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из тка­ней спо­ро­фи­та ( взрослого растения)

3) Спора де­лит­ся ми­то­зом, об­ра­зуя при прорастании га­ме­то­фит.

6. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для споры, га­ме­то­фи­та и спо­ро­фи­та хвоща? Из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти ста­дии раз­ви­тия мха?

1) Спора и га­ме­то­фит (заросток) хвоща со­дер­жат га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом, а спо­ро­фит ( взрослое растение) ди­пло­и­ден.

2) Спора об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из кле­ток спороносного колоска спо­ро­фи­та,а га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры путём ми­то­за.

3) Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся после опло­до­тво­ре­ния из зи­го­ты путём ми­то­за.

7 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток мя­ко­ти иго­лок и спер­ми­ев сосны? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки

1) в клет­ках иго­лок сосны набор хро­мо­сом – 2n; в спер­ми­ях сосны – n;

2) взрос­лое рас­те­ние сосны раз­ви­ва­ет­ся из зи­го­ты (2n);

3) спер­мии сосны раз­ви­ва­ют­ся из га­п­ло­ид­ных мик­ро­спор (n) путём ми­то­за

8 Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток — n;

2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры;

3) хромосомный набор спермиев — n;

4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза

9 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ядер кле­ток эпи­дер­ми­са листа и вось­ми­ядер­но­го за­ро­ды­ше­во­го мешка се­мя­за­чат­ка цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1. Эпи­дер­мис листа имеет ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Взрос­лое рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том.

2. Все клет­ки за­ро­ды­ше­во­го мешка га­п­ло­ид­ны, но в цен­тре на­хо­дит­ся ди­пло­ид­ное ядро(об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те сли­я­ния двух ядер) — это уже не вось­ми­ядер­ный, а се­ми­кле­точ­ный за­ро­ды­ше­вый мешок. Это га­ме­то­фит.

Смотрите так же:  Требования к размещению ибп

3. Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся из кле­ток за­ро­ды­ша се­ме­ни путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния. Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния из га­п­ло­ид­ной споры.

10. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ве­ге­та­тив­ной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1) набор хро­мо­сом ве­ге­та­тив­ной и ге­не­ра­тив­ной кле­ток — n;

2) ве­ге­та­тив­ная и ге­не­ра­тив­ная клет­ки пыль­цы об­ра­зу­ют­ся путём ми­то­за при про­рас­та­нии га­п­ло­ид­ной споры;

3) хро­мо­сом­ный набор спер­ми­ев — n;

4) спер­мии об­ра­зу­ют­ся из ге­не­ра­тив­ной клет­ки путём ми­то­за

В публикации использованы материалы ЕГЭ прошлых лет

Словарь-справочник в вопросах и ответах

Какие особенности скелета человека связаны с прямохождением и способностью к труду?

Ответ. Основные особенности скелета человека связаны с прогрессивным развитием головного мозга, прямохождением и способностью к трудовой деятельности: 1) мозговая часть черепа больше лицевой в 4 раза; 2) нижняя челюсть выступает вперед, образуя подбородок; 3) позвоночник имеет 4 изгиба (2 вперед – лордозы и 2 назад – кифозы), что обеспечивает аммортизацию при ходьбе); 4) стопа сводчатая, а не плоская; 5) тела позвонков, от шеи к крестцу, увеличиваются по размерам и массе; 6) грудная клетка плоская и широкая; 7) таз шире, чем у четвероногих; 8) кости верхних конечностей короче нижних; 9) большой палец руки противопоставлен остальным, пальцы руки способны к тонким движениям.

Какие элементы скелета позвоночных оказались наиболее подвержены изменениям в процессе эволюции?

Ответ. В первую очередь конечности, что связано с приспособлением к различным средам и условиям обитания: исчезновение задних конечностей у китообразных; редукция пальцев у птиц, лошадей; удлинение костей и увеличение их числа при переходе к сухопутному образу жизни.

СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ, или АСТРОВЫЕ, – порядок (Asterales) двудольных растений и единственное семейство (Asteraceae) этого порядка.

Назовите основные признаки семейства сложноцветных.

Ответ. Сложноцветные относятся к двудольным растениям. Формула цветка *Ч0Л(5)Т(5)П1, плод – семянка, соцветие – корзинка.

Приведите примеры сложноцветных с разными цветками в соцветиях.

Ответ. У бодяка полевого в соцветии все цветки трубчатые, у цикория и одуванчика все цветки язычковые, у василька синего два типа цветков: в середине корзинки трубчатые, а по краям воронковидные.

СЛУХ – способность организма воспринимать звуки.

Какие животные обладают слухом?

Ответ. Слухом обладают все позвоночные и многие беспозвоночные животные. Наиболее развит слух у млекопитающих.

Каким образом звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы?

Ответ. У наземных позвоночных животных колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются через слуховые косточки в улитку (внутреннее ухо). Возбуждение волосковых клеток улитки передается по слуховому нерву в головной мозг, в слуховой отдел нервной системы.

Каков диапазон слуха человека?

Ответ. Человек воспринимает частоты от 16–20 Гц до 16–20 кГц. Нижний порог слышимости звука у человека около 3 кГц.

Каково влияние силы звука на слух?

Ответ. Сила звука измеряется в децибеллах. Шум выше 90 дБ запрещен на производстве, усилители музыки создают шум около 130 дБ, шум в 150 дБ может вызвать глухоту.

СОРТ – популяция растений, искусственно созданная человеком и имеющая определенные, относительно устойчивые , наследственные особенности.

По каким признакам оценивается сорт?

Ответ. Сорта сельскохозяйственных растений оцениваются, в основном, по урожайности и устойчивости к неблагоприятным факторам в конкретных климатических условиях. В зависимости от вида растения и целей селекции оцениваются пищевые, репродуктивные, декоративные и другие качества сорта.

Что означает понятие «районированный сорт»?

Ответ. Пшеница, рожь и другие растения районируются, т.е. специально выводятся и выращиваются для определенных территорий (с присущими им особенностями климата). Благодаря районированию земледелие становится возможным в районах, в которых раньше его не было.

СОСНА (Pinus) – род вечнозеленых деревьев, реже – стелющихся кустарников семейства сосновых.

Когда происходит оплодотворение у сосны?

Ответ. Через 13 месяцев после опыления.

Чем отличаются мужские шишки сосны от женских?

Ответ. Мужские шишки зеленые, остроконечные, собраны в группы. В них созревает пыльца. Женские шишки красно-коричневые, округлые. В них развиваются семязачатки.

Можно ли назвать кедровый орех плодом?

Ответ. Нет, нельзя. Голосеменные плодов не образуют. Кедровый орех – это семя без околоплодника.

Какие экологические условия наиболее благоприятны для развития сосны?

Ответ. Сосны хорошо растут и развиваются на песчаных почвах, скалистых склонах, в условиях хорошего освещения.

СПЕРМАТОГЕНЕЗ – превращение диплоидных первичных половых клеток у животных и многих растительных организмов в гаплоидные, дифференцированные мужские половые клетки – сперматозоиды, или спермии.

Какие процессы предшествуют образованию сперматозоидов?

Ответ. Сперматогенез начинается с многократного митотического деления диплоидных сперматогониев. Затем в них происходит репликация ДНК. Теперь они называются сперматоцитами 1-го порядка. Затем начинается мейоз, и в результате двух его делений из одного сперматоцита образуется 4 гаплоидных сперматозоида

Чем объяснить, что митохондрии и другие органоиды человека наследуются только от матери?

Ответ. При оплодотворении в яйцеклетку проникает только ядро сперматозоида, а цитоплазма с ее органоидами отторгается.

СПЕРМАТОЗОИД – зрелая гаплоидная мужская половая клетка животных и многих растительных организмов.

СПЕРМИЙ – 1) то же, что сперматозоид; 2) безжгутиковая мужская половая клетка у семенных растений; активно не двигается.

СПИННОЙ МОЗГ – филогенетически древняя часть центральной нервной системы позвоночных, расположенная в позвоночном канале.

Опишите внешний вид спинного мозга человека.

Ответ. Спинной мозг представляет собой белый шнур диаметром около 1 см. Двумя бороздами разделен на правую и левую половины. Центральную часть занимает серое вещество, образованное телами и дендритами вставочных и двигательных нейронов, периферическая часть образована белым веществом – аксонами нейронов.

Какими оболочками покрыт спинной мозг?

Ответ. Спинной мозг покрывают три оболочки – твердая, паутинная и сосудистая.

Каковы функции спинномозговой жидкости?

Ответ. Спинномозговая жидкость создает амортизационный слой вокруг мозга, участвует в поддержании внутричерепного давления и удалении продуктов обмена из спинномозгового канала. Она находится в постоянном движении и обновляется 5–10 раз в сутки.

Сколько пар нервов отходит от спинного мозга?

Какова функция корешков спинного мозга?

Ответ. Через задние, чувствительные, корешки возбуждение от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, внутренних органов передается в спинной мозг. Передние (двигательные) корешки передают импульсы от спинного мозга к органам.

Какие отделы тела регулируются спинным мозгом?

Ответ. Спинной мозг и нервы, отходящие от него, иннервируют всю скелетную мускулатуру (кроме мышц головы), в спинном мозге находятся центры мочеиспускания, дефекации, половой деятельности.

Изменялись ли строение и функции спинного мозга в процессе эволюции?

Ответ. Развитие спинного мозга шло параллельно и взаимосвязанно с развитием головного мозга. Возникло разделение спинного мозга на отделы, четче обозначились серое и белое вещества, появились дополнительные проводящие пути. Функции спинного мозга стали контролироваться высшими отделами ЦНС.

СПОРАНГИЙ (от споры и греч. angeion – сосуд, вместилище) – одноклеточный или многоклеточный орган растений, в котором образуются споры.

Как выглядит спорангий у моховидных, а как у папоротниковидных?

Ответ. У мхов спорангий – это коробочка со спорами, у папоротниковидных спорангии образуют сорусы или сросшиеся синангии на нижней стороне листа.

Что вырастает из споры у мхов и папоротников?

Ответ. У мхов из споры вырастает гаметофит – собственно растение мха. У папоротников из споры образуется предросток и заросток.

Каким набором хромосом обладает спора и почему?

Ответ. Споры гаплоидны, т.к образуются в результате мейоза клеток спорангия у высших споровых растений (или митоза у низших водорослей, клетки которых гаплоидны).

СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ – систематические группы растений, не образующих семян и размножающихся и распространяющихся главным образом спорами, которые образуются бесполым и половым путем.

Назовите группы споровых растений.

Ответ. К споровым растениям относятся водоросли, моховидные, хвощи, плауны, папоротники.

Чем отличаются высшие споровые растения от низших?

Ответ. Таких отличий много, но основным является различие в циклах развития, в преобладании одного поколения над другим. У низших споровых преобладает гаплоидное поколение, развивающееся из споры. У водорослей это таллом. У мхов — листостебельное растение. У папоротниковидных гаметофит постепенно редуцировался (уменьшался в размерах) до заростка. У голосеменных и покрытосеменных абсолютное преимущество в цикле развития получило диплоидное поколение – спорофит, т.е. само растение – дерево, трава, куст и т.д.

СПОРОФИТ – бесполое поколение растений, жизненный цикл которых проходит с ритмическим чередованием половой и бесполой фаз (поколений); продуцирует споры.

Почему спорофит называют бесполым поколением?

Ответ. На спорофите формируются органы бесполого размножения – спорангии.

Каким набором хромосом обладает спорофит?

Ответ. Обычно диплоидным, но у ряда водорослей (например, у улотрикса) – гаплоидным набором хромосом.

Как образуется спорофит?

Ответ. Спорофит образуется после оплодотворения. В результате образуется зигота, дающая начало новому организму.

Чем представлен спорофит у мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений?

Ответ. У мхов спорофит – это коробочка со спорами, у остальных растений – это само растение.

СПОРЫ (от греч. spora – сеяние, посев, семя). 1. Специализированные клетки бактерий, грибов и растений, служащие для размножения и расселения. Возникают путем митоза (митоспоры грибов и низших растений) или мейоза (мейоспоры всех высших растений). 2. У некоторых простейших – окруженные плотной оболочкой образования, служащие для распространения и перенесения неблагоприятных условий.

Смотрите так же:  Г воронеж судебные приставы левобережного района

Каковы размеры и форма растительных спор?

Ответ. От 3 до 50 мкм, иногда до 200 мкм. Форма различна – овальная, цилиндрическая, шаровидная.

Способны ли споры к передвижению?

Ответ. Споры некоторых низших растений имеют жгутики и называются зооспорами. Зооспоры способны к передвижению.

Какова функция спор у бактерий?

Ответ. Споры бактерий – это приспособление к неблагоприятным условиям среды, распространению и размножению. Бактериальные споры могут сохранять жизнеспособность десятки лет, устойчивы к действию высоких температур, радиации, растворителям и другим влияниям. Из спор вырастают новые бактериальные клетки.

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР – форма естественного отбора, сохраняющая благоприятные признаки в постоянных условиях окружающей среды.

Какие особи в популяции отсеиваются, а какие сохраняются стабилизирующим отбором?

Ответ. Стабилизирующий отбор отсеивает особей, обладающих фенотипически проявившимися отклонениями от средней нормы выраженности признака, и сохраняет особей со средними значениями проявления признака.

СТЕБЕЛЬ – осевая часть побега растений, состоящая из узлов и междоузлий.

Что находится в узлах стебля?

Ответ. В узлах стебля находятся вегетативные почки.

Какие функции может выполнять стебель?

Ответ. Стебель выполняет опорную, проводящую, запасающую, репродуктивную и фотосинтезирующую (молодые стебли) функции. Стебель обеспечивает рост растений в высоту и толщину.

Каким образом стебель выполняет свои функции?

Ответ. Опорная функция обеспечивается механическими тканями стебля; проводящие ткани транспортируют питательные вещества по растению. Запасные органические вещества откладываются в корневищах, луковицах и клубнях, в стеблях древесных растений. Части стебля – черенки, почки, глазки – служат органами вегетативного размножения. Верхушечные почки обеспечивают рост корня в высоту, а камбий – в толщину. Наличие хлорофилла в стеблях травянистых растений и в молодых побегах деревьев позволяет им фотосинтезировать.

Почему по стволам деревьев вода может подняться на высоту в несколько десятков метров?

Ответ. Это связано с капиллярными свойствами воды – способностью ее молекул слипаться друг с другом и со стенками сосудов стебля. Корневое давление с одной стороны и испарение воды (транспирация) листьями с другой создают условия для подъема воды на очень большие высоты – до 100 м.

СТРОБИЛ – шишка, орган размножения плаунов, хвощей и голосеменных растений. Представляет собой видоизмененный укороченный побег с листьями – спорофиллами.

СУСТАВ – структура, обеспечивающая подвижное сочленение костей позвоночных.

Сочленением скольких костей образуется сустав?

Ответ. Суставы бывают простые и сложные. Простые суставы образованы двумя костями, сложные – несколькими.

Какова роль суставной сумки и суставной жидкости?

Ответ. Суставная сумка образована соединительной тканью и покрывает сустав, фиксируя образующие его кости относительно друг друга. Суставная жидкость уменьшает трение поверхностей сустава.

Какие типы суставов известны?

Ответ. По степени подвижности: подвижные, полуподвижные, малоподвижные. По форме: шаровидные, эллипсовидные, седловидные, блоковые.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по биологии (11 класс) на тему:
задачи по жизненному циклу растений

задачи используются для подготовки к ЕГЭ ., часть вторая

Предварительный просмотр:

Задачи по жизненному циклу растений для подготовки к ЕГЭ.

Решение задач по теме по жизненным циклам растений

Среди заданий ЕГЭ есть задачи по жизненному циклу растений. Чтоб успешно справиться с заданием, ученик должен четко знать, что такое гаметофит и спорофит, их хромосомный набор, какое поколение доминирует в жизненном цикле. Только у мхов взрослые мужские и женские растения – это гаметофит, у остальных высших растений в жизненном цикле доминирует диплоидный спорофит. Это взрослые растения, которые мы видим. А у мха спорофит – это коробочка со спорами, паразитирующая на женском гаметофите (взрослое растение)

Важно не забыть, что у животных при образовании гамет происходит сначала митоз, а потом мейоз. У растений наоборот, сначала мейоз, а потом митоз . При спорогенезе у растений из диплоидных клеток образуются гаплоидные клетки, которые потом делятся митозом

№ 1 Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы мха кукушкина льна образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза. Набор хромосом у гамет одинарный — n.

Споры мха кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза из диплоидных клеток. Набор хромосом у спор одинарный — n

№ 2 Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

1) Гаметофит и гаметы сфагнума гаплоидны, и набор хромом, и количество ДНК в клетках отвечают формуле nc.

2) Гаметофит образуется из споры, которая образуется в результате мейоза из тканей спорофита.

3) Спора делится митозом, образуя гаметофит.

№ 3 Какой хромосомный набор характерен для споры, гаметофита и спорофита мха кукушкин лён? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти стадии развития мха?

1) Спора и гаметофит мха содержат гаплоидный набор хромосом, а спорофит диплоиден.

2) Спора образуется в результате мейоза из спороносных клеток спорофита,

а гаметофит образуется из споры путём митоза.

3) Спорофит образуется после оплодотворения из зиготы путём митоза.

№ 4. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения плауна булавовидного? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы плауна образуются на гаметофитах ( заростках) из гаплоидной клетки путём митоза. Набор хромосом у гамет одинарный — n.

Споры мха плауна образуются на диплоидном спорофите (взрослое растение) в спороносных колосках путём мейоза из диплоидных клеток. Набор хромосом у спор одинарный — n

№ 5. Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет папоротника? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

1) Гаметофит (заросток) и гаметы папоротника гаплоидны, и набор хромом, и количество ДНК в клетках отвечают формуле nc.

2) Гаметофит образуется из споры, которая образуется в результате мейоза из тканей спорофита ( взрослого растения)

3) Спора делится митозом, образуя при прорастании гаметофит.

№ 6. Какой хромосомный набор характерен для споры, гаметофита и спорофита хвоща? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти стадии развития мха?

1) Спора и гаметофит (заросток) хвоща содержат гаплоидный набор хромосом, а спорофит ( взрослое растение) диплоиден.

2) Спора образуется в результате мейоза из клеток спороносного колоска спорофита,а гаметофит образуется из споры путём митоза.

3) Спорофит образуется после оплодотворения из зиготы путём митоза.

№ 7 Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n;

2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n);

3) спермии сосны развиваются из гаплоидных микроспор (n) путём митоза

№ 8 Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток — n;

2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры;

3) хромосомный набор спермиев — n;

4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза

№ 9 Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1. Эпидермис листа имеет диплоидный набор хромосом. Взрослое растение является спорофитом.

2. Все клетки зародышевого мешка гаплоидны, но в центре находится диплоидное ядро(образуется в результате слияния двух ядер) — это уже не восьмиядерный, а семиклеточный зародышевый мешок. Это гаметофит.

3. Спорофит образуется из клеток зародыша семени путем митотического деления. Гаметофит образуется путем митотического деления из гаплоидной споры.

№ 10. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток — n;

2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры;

3) хромосомный набор спермиев — n;

4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала по биологии в 7 классе по теме «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц» по учебнику В.М.Константинов.

Материал готовился для подготовки выпускников к ЕГЭ (задание С 6).

План-конспект урока с презентацией по дисциплине Основы маркетинга «Жизненный цикл товара».

Данный материал предназначен для учеников 9 класса на факультативном занятии по биологии с целью углубления знаний по данной теме.

Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­енти.

Задания, вызывающие затруднения у школьников — жизненные циклы растений.