Национальный банк казахстан защита прав потребителей финансовых услуг

Образован Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг НацБанка Казахстана

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 458 «О некоторых вопросах Национального Банка Республики Казахстан» образован Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг Национального Банка Республики Казахстан (далее — Комитет), передает пресс-служба банка.

Комитет является ведомством Национального Банка Республики, осуществляющим в пределах установленной компетенции защиту прав потребителей финансовых услуг и услуг микрофинансовых организаций.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Национального Банка, иными нормативными правовыми актами.

Комитет содержится за счет средств бюджета (сметы расходов) Национального Банка.

Юридический адрес Комитета: 050000, город Алматы, улица Айтеке би, 67.

Основной задачей Комитета является обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

Комитет в пределах компетенции Национального Банка выполняет следующие основные функции:

* рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам предоставления финансовых услуг;

* предоставляет правовую помощь потребителям финансовых услуг по вопросам защиты их прав;

* выявляет нарушения прав потребителей финансовых услуг;

* осуществляет надзор за качеством предоставляемых субъектами финансового рынка услуг и распространяемой ими информации о финансовых услугах.

Какие права потребителей финуслуг нарушались банками в 2017 году

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Национальным банком Республики Казахстан по итогам 2017 года проведен мониторинг и анализ допущенных банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

Как передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу Нацбанка, по итогам выявленных нарушений в отношении банков применено 115 санкций и ограниченных мер воздействия, в том числе: 26 санкций в виде наложения и взыскания штрафов; 89 ограниченных мер воздействия, в том числе 73 письменных предписания и 16 письменных предупреждений.

Результаты проведенного анализа показали, что банками были допущены нарушения, связанные с: порядком исполнения платежных требований, согласно которому платежные требования на взыскание просроченной задолженности по займу необходимо исполнять в пределах 50 % от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица и/или от суммы, поступившей на банковский счет; несоблюдением сроков представления информации по запросу заемщика в период обслуживания договора банковского займа; взиманием банком комиссий, не связанных с оказанием банковских услуг; невыполнением банком обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении при распространении информации о величинах вознаграждения по вкладам; порядком ведения документации по предоставленному кредиту, предусмотренного Правилами ведения документации по кредитованию; неправомерной выдачей банком потребительского займа при превышении максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика; необоснованным наложением ареста на банковский счет клиента; предоставлением недостоверных сведений в кредитное бюро; несоблюдением требований законодательства к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в части отсутствии должного контроля за соблюдением выполнения подразделениями банка требований внутренних правил и процедур.

Между тем, в 2018 году Национальным Банком будет продолжена работа, направленная на усиление защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг.

В рамках законопроекта по вопросам защиты прав собственности и арбитража, который в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Национальным Банком совместно с Министерством юстиции разработаны поправки в законодательство, предусматривающие: запрет на взыскание денег, поступающих заемщику в виде алиментов на содержание несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей; запрет банкам по договорам банковского займа физических лиц устанавливать и взимать комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием банковского займа, а также за зачисление займа на банковский счет; порядок самостоятельной реализации залогодателем залога при внесудебной реализации залогового имущества. В период самостоятельной реализации банком будут приостановлены меры по взысканию задолженности в отношении заемщика и залогодателя.

Кроме того, Национальный Банк в рамках исполнения поручения Главы государства, данного 10 января 2018 года в своем послании народу Казахстана, приступил к проработке механизмов окончательного решения вопроса по валютным ипотечным займам населения.

Защита прав потребителей финансовых услуг в Республике Казахстан

1 Защита прав потребителей финансовых услуг в Республике Казахстан Начальник Отдела по защите прав потребителей финансовых услуг Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Ксения Калиева 11 октября 2017 г.

2 Краткая информация о финансовом рынке Казахстана Банки второго уровня: 33 Страховые организации: 32 Единый накопительный пенсионный фонд Микрофинансовые организации: 157 (регулируются с декабря 2012 года) Профессиональные участники рынка ценных бумаг: 48 Казахстанский фонд гарантирования депозитов (до 10 млн.тенге по депозитам в национальной валюте; до 5 млн.тенге по депозитам в иностранной валюте) Казахстанский фонд гарантирования страховых выплат Фонд проблемных кредитов 2

3 Задачи подразделения НБРК по защите прав потребителей финансовых услуг Защита прав потребителей финансовых услуг существует в РК с 2001 в различных формах Задача 1: обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и потребителей услуг микрофинансовых организаций: — рассмотрение обращений потребителей финансовых услуг; — выявление нарушений прав потребителей и применение к финансовым организациям ограниченных мер воздействия и санкций. Задача 2: повышение уровня защиты прав потребителей финансовых услуг: — совершенствование законодательства в части защиты прав потребителей финансовых услуг; — проведение анализа условий финансовых продуктов и микрокредитов на основе уведомительного порядка Задача 3: повышение финансовой грамотности населения: — реализация мероприятий по повышению финансовой грамотности населения. Задача 4: обеспечение единой политики Национального Банка по информационноразъяснительной и имиджевой работе: — реализация информационно-имиджевой политики Национального Банка, направленной на достижение информационной открытости Национального Банка и формирование позитивного восприятия обществом инициатив Национального Банка. 3

4 Статистика поступивших в НБРК обращений потребителей За последние 8 лет в НБРК поступило порядка обращений физических и юридических лиц, из них: 2010 год 4592; 2011 год 2381; 2012 год 4497; 2013 год 6904; 2014 год ; 2015 год ; 2016 год 13020; 2017 год ( 9 месяцев) Доля обращений в разрезе ФО 4 % 0,2 % 0,4% 68% БВУ, ОООВБО Страховые (перестраховочные) организации Накопительные пенсионные фонды Рынок ценных бумаг За 7 лет к ФО применено 400 ограниченных мер воздействия, из них в 2016 году 96 мер: 76 — в отношении банков, 18 — в отношении страховых организаций, 2 — в отношении МФО и ОООВБО; в 2017 году (9 месяцев) 76 мер: 50 — в отношении банков, 6 — в отношении страховых организаций, 20 МФО и ОООВБО. 5

5 Изменения в законодательство в период с годы в 2006 году введена обязанность банков раскрывать значение годовой эффективной ставки вознаграждения по займам и вкладам, т.е. раскрывать показатель, который отражает стоимость займа/вклада на основании всех расходов клиента, сопутствующих получению и обслуживанию займа/вклада); в 2007 году введен институт страхового омбудсмана; в 2008 году введен запрет на одностороннее повышение фиксированной ставки вознаграждения и изменение тарифов за обслуживание банковских займов Введен запрет: ограничение неустойки по займам физических лиц (не более 0,5 % от суммы просроченного платежа в день, но не более 10 % от суммы выданного займа за каждый год действия договора займа); обязанность банков указывать в договорах полный перечень комиссий и тарифов, по займу; право уполномоченного органа определять перечень обязательных условий договора банковского займа (Постановлением Правления Национального Банка определен перечень обязательных условий, который должен содержаться в договоре, последовательность их отражения, а также требования к оформлению договора (размер шрифта, межстрочного и межбуквенного интервала); ограничение годового прироста портфеля необеспеченных потребительских займов не более 30 % от собственного капитала банка; ограничение размера ГЭСВ по займу; ограничение с 1 апреля 2014 года долговой нагрузки по потребительским беззалоговым займам. Запрет на выдачу займа в случае, если платеж по такому займу превышает 50% дохода заемщика. Установлены: на внесудебную реализацию жилья при наличии письменного отказа залогодателя ; на одностороннее изменение условий займа и вклада; на изъятие денег заемщиком в виде пособий и социальных выплат для погашения займа; на одностороннее введение новых видов комиссий в рамках заключенного договора. Утвержден: порядок согласования Национальным Банком РК финансовых продуктов и их перечень (с 2016 года введен уведомительный порядок). 5

6 Изменения в законодательстве, направленные на защиту прав потребителей финансовых услуг, принятые в 2015 г. Ограничение на взыскание денег с банковских счетов заемщиков физических лиц в сумме не более 50 % от имеющейся или поступающей на счет суммы (введен в действие с г.) Запрет на выдачу ипотечных займов в иностранной валюте, лицам не имеющим доход в данной валюте (введен в действие с г.) Нормы, позволяющие предотвратить рост долговой нагрузки заемщиков Запрет на требование вознаграждения и неустойки, начисленных банком после 180 последовательный дней просрочки (введен в действие с г.) Установление особой очередности погашения задолженности с приоритетом погашения основного долга (введен в действие с г.) Запрет на капитализацию (суммирование вознаграждения) к сумме основного долга (введен в действие с г.) Ограничение неустойки за просрочку исполнения обязательства до 90 дней не более 0,5 % в день от суммы просроченного платежа, по истечение 90 дней 0,03 % в день от суммы просроченного платежа (введен в действие с г.) 6

Смотрите так же:  Уголовный кодекс рф 128

7 Изменения в законодательство в 2017 году Со года введены в действие Закон по вопросам коллекторской деятельности и Закон РК«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллекторской деятельности», предоставлено право заемщику физическому лицу в течение 30 календарных дней с даты наступления просрочки исполнения обязательства представить в банк письменное заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа. В свою очередь, банк в течение 15 календарных дней после дня получения письменного заявления заемщика рассматривает предложенные изменения в условия договора банковского займа и в письменной форме сообщает заемщику о принятом решении. Введен запрет: — на начисление кредитором в период нахождения задолженности на взыскании у коллекторского агентства неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное погашение долга, а также требование начисленного за указанный период вознаграждения; — на обращение кредитора в суд в период нахождения задолженности на взыскании у коллекторского агентства. 19

8 Программа рефинансирования ипотечных займов/ипотечных жилищных займов (утверждена постановлением Правления НБРК года 69) Цели программы: сохранение единственного жилья; снижение уровня проблемных кредитов; смягчение условий погашения ипотечных жилищных займов/ ипотечных займов для максимально возможного количества заемщиков, в том числе проблемных; снижение социальной напряженности. В рамках Программы планируется рефинансировать порядка договоров: — из них порядка валютных займов на сумму 92 млрд. тенге — и около 9000 тенговых займов на сумму 38 млрд. тенге. С учетом револьверного характера освоения средств (рефинансирование осуществляется в течение 120 месяцев (10 лет) с даты размещения вклада в банках), количество рефинансированных займов может составить порядка , в том числе около займов СУСН. Первоначальные лимиты в Банках были размещены в июне-июле 2015 года 10

9 Критерии Программы рефинансирования ипотечных займов/ипотечных жилищных займов займы, полученные в период с г. по года, с остатком задолженности по основному долгу по состоянию на г. не более ,00 тенге: 1) в иностранной валюте (стандартные, проблемные); 2) в тенге стандартные (полученные заемщиками, относящимися к СУСН); 3) в тенге проблемные (с просроченной задолженности свыше 90 дней). Требования к недвижимому имуществу: 1) жилище должно быть единственным для заемщика и его супруги (супруга) на г.; 2) нежилое помещение по общей площади не должно превышать 100 (сто) квадратных метров согласно техническому паспорту на объект недвижимости; 3) земельный участок может быть с любым целевым назначением. Условия Программы, облегчающие долговую нагрузку заемщиков (долговая нагрузка снижается в два и более раза): рефинансированию подлежит остаток задолженности по основному долгу займа на дату рефинансирования за вычетом ранее капитализированных к основному долгу сумм; списание/прощение задолженности по вознаграждению, комиссиям и неустойке, ставка вознаграждения не более 3% годовых, срок кредитования до 20 лет; отсутствие комиссий; перевод валютных займов в тенге; курс рефинансирования проблемных займов зафиксирован на г. (1 USD -188,35 KZT), по займам, по которым имеется судебный акт, рефинансируемая сумма определяется по официальному курсу Национального Банка на дату вынесения судебного акта; заемщики, относящиеся к социально уязвимым слоям населения (СУСН), освобождены от возмещения расходов банков по уплате сумм государственных пошлин, уплаченных с поданных в суд исковых заявлений по займам; при рефинансировании допускается включение условий, улучшающих условия рефинансируемого займа. 9

10 Сохранено единственное жилье более казахстанских семей (на г. одобрено заявок) Исключен валютный риск путем перевода займов в тенге Эффект от реализации Программы рефинансирования Проблемные заемщики консолидированы в конструктивно настроенные общественные объединения, руководители которых вовлечены в работу специализированных комиссий по рассмотрению жалоб заемщиков Повышен уровень доверия населения к реализуемым государством антикризисным мерам 10

11 Текущая ситуация по реализации Программы рефинансирования (по состоянию на г.) ИТОГО Количество Поданные заявки Сумма задолженности по ОД (млрд.тенге) Одобренные заявки Количество Сумма задолженности по ОД (млрд.тенге) Рефинансированные заявки Количество Сумма задолженнос ти по ОД (млрд.тенге) , , ,5 11

12 Принятые НБРК дополнительные меры по поддержке ипотечных заемщиков Усилена деятельность ТФ НБРК в регионах по организации и проведению встреч проблемных заемщиков с представителями БВУ в регионах Оказание правовой помощи потребителям ФУ, в том числе в Общественной приемной НБРК для предоставления консультаций и оказания правовой помощи по вопросам, связанным с предоставлением финансовых услуг (более 4000 гражданам) 2014 год Меморандум с рядом БВУ и ОО о запрете выселения граждан из единственного жилья на период отопительного сезона; 2016 год Меморандум с рядом БВУ, Акиматом г.алматы, ОО о принятии оптимальных вариантов реструктуризации и не выселении из жилья Задача НБРК выстроить диалог между банками, заемщиками и общественными объединениями (ОО) Разработка с участием ОО, БВУ предложений по совершенствованию законодательства РК в части защиты прав заемщиков и залогодателей Разработаны схемы взаимодействия с БВУ и ОО по оперативному решению проблем ипотечных заемщиков На регулярной основе проводятся индивидуальные встречи проблемных заемщиков с представителями БВУ (за гг проведено около 2000 встреч, более 9000 заемщикам банками проведена реструктуризация займов. Регулярное освещение в СМИ проводимой НБ РК работы по оказанию содействия проблемным заемщикам 18

13 Программа повышения финансовой грамотности населения Республики Казахстан на годы Программа принята в реализацию Концепции развития финансового сектора до 2030 года и Антикризисного плана действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка по обеспечению экономической и социальной стабильности на годы, которыми предусмотрено проведение масштабной программы по повышению финансовой грамотности населения совместно с банками второго уровня ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Формирование у граждан Республики Казахстан рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, и повышение эффективности защиты их прав как инвесторов и потребителей финансовых услуг. Ожидаемые качественные показатели уровня финансовой грамотности населения: Развитие у граждан навыков финансового планирования и формирования накоплений Формирование у граждан активного экономического поведения, соответствующего их финансовым возможностям Сокращение завышенных ожиданий государственной финансовой поддержки Повышение доверия потребителей финансовых продуктов и услуг к финансовому сектору Повышение общей экономической активности населения 13

14 Реализованные НБРК проекты по финансовой грамотности в годах В ведущих ВУЗах республики проводились лекции по финансовой грамотности с привлечением опытных лекторов-практиков. «Fingramota.kz» — восстановлен и функционирует обновленный сайт Fingramota.kz, на котором размещаются материалы по финансовой грамотности, финансовые новости и видеоматериалы Проведения специальных круглых столов для средств массовой информации, представителей общественных организаций и государственных органов создание учебного центра Национального Банка на базе которого планируется обучение лекторов, тренеров, проведение семинаров и тренингов по основам финансовой грамотности «Тенгемания Next» — создана совместно с международной некоммерческой организацией «ОФ Enactus», объединяющей активных студентов, академических и деловых лидеров «Школа финансов» — проект нацелен на повышение финансовой грамотности детей младшего и среднего школьного возраста и формирование базовых навыков финансовой культуры. Методическая поддержка осуществляется CHILD & YOUTH FINANCE INTERNATIONAL Приложения в газетах «Улан» и «Дружные ребята», в журнале «Ойла» — выпускаются в республиканских газетах «Улан» и «Дружные ребята» приложения для детей младшего школьного возраста. Разработка и издание буклетов (памяток) по финансовым услугам; Мобильное приложение «НБК Online» — «НБК Online» является современным мессенджером наподобие таких известных сервисов, как Whatsapp, Viber или Telegram. С помощью данного приложения пользователь может напрямую обратиться в Национальный Банк с вопросами, проблемами и предложениями. 14

15 Проекты Национального Банка по повышению финансовой грамотности населения РК на 2018 год — Проведение социологических исследований уровня финансовой грамотности; — организация и проведение пресс-мероприятий по тематике повышения финансовой грамотности населения для республиканских и региональных СМИ (пресс-конференции, круглые столы, брифинги); — проведение лекций по финансовой грамотности в школах, высших учебных заведениях, в библиотеках и др. — организация недель повышения финансовой грамотности населения; — специальные семинары для средств массовой информации, представителей общественных объединений и государственных органов; — мероприятия, приуроченные к 25-летию Национальной валюты тенге. 15

16 Разработка Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения Республики Казахстан СМИ Центральные и местные государственные органы Финансовый сектор, Ассоциация финансистов Казахстана Национальный Банк Казахстана Международное экономическое и финансовое сообщество Образовательные учреждения НПО, общественные организации

17 Перспективные направления НБ РК в области защиты прав потребителей финансовых услуг 1. Усиление аналитической работы в области изучения условий финансовых продуктов на предмет выявления условий, ущемляющих права потребителей, а также пробелов в их законодательном регулировании. 5. Принятие национальной программы повышения финансовой грамотности населения 2. Усиление системы защиты клиентов на рынке страховых услуг, путем проведения анализа добровольного страхования, целью которой будет являться изучение условий страховых продуктов, выявление пробелов в регулировании, а также выработка совместно с участниками рынка требований к продуктам. 6. Усиление роли общественных объединений в области повышения финансовой грамотности населения 7. Гармонизация законодательства РК в области защиты прав потребителей финансовых услуг в связи с вступлением в Евразийский экономический союз и Всемирную торговую организацию 3. Рассмотрение вопросов создания дополнительных механизмов оказания содействия ипотечным заемщикам, в том числе путем создания фонда арендного жилья 8. Сотрудничество с международными организациями по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг 4. Рассмотрение практики регулирования сегмента онлайн кредитования в свете развития интернет технологий 17

Национальный банк казахстан защита прав потребителей финансовых услуг

ҚРҰБ жайлы ақпарат

Қазақстан Республикасының екі деңгейлі банк жүйесі бар.

Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі (бұдан әрі — Ұлттық Банк) Қазақстан Республикасының орталық банкі болып табылады және Қазақстан Республикасы банк жүйесінің жоғарғы (бірінші) деңгейін білдіреді. Ерекше құқықтық мәртебесі бар Қазақстанның Даму Банкін қоспағанда, барлық өзге банктер банк жүйесінің төменгі (екінші) деңгейін білдіреді.

Смотрите так же:  Как на лайфе проверить срок действия

Ұлттық Банк өзінің құзыреті шегінде басқа елдердің орталық банктерімен және банктерімен қарым-қатынастарда, халықаралық банктерде және өзге қаржы-кредиттік ұйымдарда Қазақстан Республикасының мүддесін білдіреді.

Ұлттық Банк өзінің міндеттерін орындау кезінде пайда алу мақсатын басшылыққа алмауы тиіс.

Ұлттық Банк Қазақстан Республикасының Президентіне бағынышты, бірақ өз қызметін жүзеге асыруда оған заңнамада берілген өкілеттіктер шегінде тәуелсіз.

Ұлттық Банк өз қызметін Қазақстан Республикасының Үкіметімен үйлестіреді, өзінің қызметінде Үкіметтің экономикалық саясатын ескеріп отырады және егер өзінің негізгі функцияларын орындауға және ақша-кредит саясатын жүзеге асыруға қайшы келмейтін болса, оны іске асыруға жәрдемдеседі.

Ұлттық Банк сатылап бағыну схемасы бар біртұтас орталықтандырылған құрылымнан тұрады. Ұлттық Банктің жоғары органы Басқарма, ал жедел басқару органы Директорлар кеңесі болып табылады.

Ұлттық Банктің негізгі мақсаты Қазақстан Республикасында баға тұрақтылығын қамтамасыз ету болып табылады. Негізгі мақсатын іске асыру үшін Ұлттық Банкке мынадай міндеттер жүктеледі:

мемлекеттің ақша-кредит саясатын әзірлеу және жүргізу;

төлем жүйелерінің жұмыс істеуін қамтамасыз ету;

валюталық реттеуді және валюталық бақылауды жүзеге асыру;

қаржы жүйесінің тұрақтылығын қамтамасыз етуге жәрдемдесу;

қаржы нарығы мен қаржы ұйымдарын, сондай-ақ құзыреті шегінде өзге де тұлғаларды реттеу, бақылау және қадағалау;

қаржылық қызметтерді тұтынушылардың құқықтары мен заңды мүдделерін қорғаудың тиісті деңгейін қамтамасыз ету;

ақша-кредит статистикасы және сыртқы сектор статистикасы саласында статистикалық қызметті жүзеге асыру.

Жүктелген міндеттерге сәйкес Ұлттық Банк аумақтық филиалдарды қоса алғанда, Қазақстан Республикасы Президентінің 2003 жылғы 31 желтоқсандағы № 1271 Жарлығымен бекітілген Ұлттық Банк туралы ережеде көрсетілген функцияларды орындайды.

Ұлттық Банктің құрылымына мыналар кіреді:

13 департаменттен (1 департамент Астана қаласында), 13 дербес басқармадан тұратын орталық аппарат;

16 аумақтық филиал және Алматы қаласындағы бір филиал — Кассалық операциялар және құндылықтарды сақтау орталығы.

3 есеп беретін ұйым:

«Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Қазақстан банкаралық есеп айырысу орталығы» шаруашылық жүргізу құқығы бар республикалық мемлекеттік кәсіпорны;

«Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Қазақстан теңге сарайы» шаруашылық жүргізу құқығы бар республикалық мемлекеттік кәсіпорны;

«Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Банкнот фабрикасы» шаруашылық жүргізу құқығы бар республикалық мемлекеттік кәсіпорны.

Ұлттық Банк:

«Қазақстанның депозиттерге кепілдік беру қоры»;

«Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің қызметін қамтамасыз ету орталығы»;

«Бағалы қағаздардың бірыңғай тіркеушісі»;

«Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Ұлттық инвестициялық корпорациясы» ;

«Мемлекеттік кредиттік бюро»;

«Бағалы қағаздар орталық депозитарийі»;

«Қазақстан қор биржасы»;

«Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Оқу Орталығы»;

«Алматы қаласының өңірлік қаржы орталығының рейтингтік агенттігі»;

«Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Банктік сервис бюросы»;

«Қазақстанның орнықтылық қоры»

акционерлік қоғамдарының акционерi болып табылады.

Мекен-жайы: 050040, Қазақстан Республикасы, Алматы қаласы, «Көктем-3» шағын ауданы, 21 үй

Факс: + 7 (727) 2704-703, +7 (727) 2617-352, + 7 (727 ) 2704-799

Телекс: 251130 BNK KZ

Анықтама қызметінің телефоны: + 7 (727) 2704-591

ҚРҰБ-да жұмысқа орналастыру

Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі келесі бос қызмет орындарына жұмысқа шақырады:

2018 жылғы 27 қыркүйек – 27 қазан аралығындағы кезеңде резюме ұсынған және Ұлттық Банкте жұмыс істеу үшін дарынды жас мамандарды іздестіру науқанының қорытындылары бойынша кадр резервіне есептелген үміткерлердің тізімі

1. Абдразакова Маржан Талгатовна;
2. Абдыкаликов Аян Шылыкбайұлы;
3. Адилова Камила Елемесовна;
4. Азиз Гулфариза Нурланкызы;
5. Айдаров Алибек Ахметович;
6. Айджанов Ануар Абубакирулы;
7. Алимбеков Аскар;
8. Амантаева Назгуль Жанатовна;
9. Артықалы Нұрмұхамед Ералыұлы;
10. Ахметова Дания Абаевна;
11. Ашимбаев Алдияр;
12. Байбатыров Айдар Жуатканович;
13. Бакбергенов Баглан;
14. Бимен Айгерім Иманбекқызы;
15. Далиева Әсел Базарбайқызы;
16. Дуамбекова Аида;
17. Евставлетов Аман Махымбекович;
18. Егемова Улжан Сабитовна
19. Едресова Назгуль Амангельдиевна;
20. Жакупов Ержан Маратович;
21. Жанкабаев Ермек Еркенжасович;
22. Жаркинбаева Салтанат Баймуратовна;
23. Жаукен Ханшайым;
24. Жолдыбаева Жанара Ержановна;
25. Искакова Алтынай Махмутовна;
26. Кайратулы Канат;
27. Каленова Асем Адамовна;
28. Кангереева Асемгуль Жоламановна;
29. Кельдибаев Темирлан Рахатович;
30. Кемелова Райхан Артуровна;
31. Козлов Александр Владимирович;
32. Коптлеуов Мухтар;
33. Кусантаева Жанна Турсынгалиевна;
34. Ликеров Қуаныш Айтбайұлы;
35. Махсут Айсулу Нурланкызы;
36. Мейманхан Данияр Шынгысханулы;
37. Мейрембаева Диляра Жаксылыковна;
38. Мейрманова Асель Рахимовна;
39. Муканова Лейла;
40. Мухамеджанов Абзал Мамыргажиевич;
41. Мырзалиева Айбике Нуржанкызы;
42. Назаренко Анна Вадимовна;
43. Нургожин Даурен;
44. Нурланова Баян Кенесбаевна;
45. Омархан Акмарал Ерназқызы;
46. Оразалинова Мадина Нурсагиевна;
47. Рымбаев Габит Назирович;
48. Сакуов Асылхан Нуртазаевич;
49. Сапаров Алмас Куанышулы;
50. Сейтмұстафа Берік;
51. Сергалиева Зере Хамзаевна;
52. Серикбаев Санжар Уразович;
53. Серікбай Қарлығаш Бердіхалиқызы;
54. Скакова Тамила Айдаркановна;
55. Смирнов Роман Александрович;
56. Тевс Эдгар Гергардович;
57. Тлеубаева Дина Амангельдиновна;
58. Токкожиева Айнагуль Мурсалимовна;
59. Токтыбаева Сауле Елигеровна;
60. Төлегенова Мөлдір Маратқызы;
61. Тулепова Айгерим Жайшылыковна;
62. Тундикбаева Асия Джубанышевна;
63. Тыченгулов Даурен Ернатулы;
64. Умурзакова Айгуль Булатовна;
65. Хайруллин Ержан Бауыржанович;
66. Чакалов Сергей Валерьевич;
67. Чами Нұрғазы Алғабекұлы;
68. Шалхаров Нурсултан Канышулы.

Бос қызмет орындарына орналасу мәселелері бойынша мына телефондар бойынша ала аласыздар: +7 (727) 2704 660, +7 (727) 2704 591 (ішкі 3987), +7 (727) 2704 761.

Защита прав потребителей финансовых услуг — одна из главных задач Национального Банка

«Одной из ключевых задач Национального Банка является обеспечение надлежащего уровня защиты прав потребителей. В частности, Национальным Банком ведется системная работа в области совершенствования законодательства.

На основе глубокого анализа ситуации на финансовом рынке, влияний на него внешних факторов, тематики и причин обращений потребителей за последние 3 года на законодательном уровне принято более 60 поправок», — рассказал в рамках онлайн конференции Председатель Национального Банка Данияр Акишев.

«Из них можно выделить нормы, направленные на предотвращение роста долговой нагрузки ипотечных заемщиков в виде:

  • приостановления требования банками оплаты вознаграждения и неустойки, начисленных после 180 дней просрочки по ипотечному жилищному займу;
  • установления приоритета погашения основного долга по проблемному займу;
  • запрета на капитализацию к основному долгу вознаграждения и неустойки;
  • ограничения размера неустойки.

Также с 2016 года введен запрет на выдачу займов в иностранной валюте при отсутствии у заемщика доходов в валюте в течение 6 месяцев до обращения за займом, что способствует значительному снижению валютных рисков» — отметил Д.Акишев.

С 1 января 2017 года введено ограничение на взыскание денег со счета заемщика – физического лица в размере не более 50% от находящейся и/или поступающей на счет суммы денег.

Одной из важных законодательных инициатив стало установление 5-летнего срока исковой давности по требованиям банков к заемщикам по неисполнению или ненадлежащему исполнению договоров банковского займа.

Национальным Банком совместно с Правительством приняты меры по освобождению заемщиков – физических лиц от уплаты налогов, возникающих при прощении банками задолженности заемщиков по займам.

Регламентирована деятельность коллекторских агентств, и в том числе порядок их взаимодействия с заемщиками, что способствует прозрачности правового поля по досудебному взысканию задолженности.

«В рамках защиты прав потребителей особое внимание уделяется решению проблем ипотечных заемщиков. Так в 2015 году во исполнение поручения Главы Государства была принята Программа рефинансирования ипотечных займов. На сегодняшний день она позволила сохранить единственное жилье более чем 23,6 тысячам казахстанских семей, значительно снизить долговую нагрузку заемщиков и создать оптимальные условия для исполнения обязательств перед банками» — сказал глава финрегулятора.

«В рамках послания Президента от 10 января 2018 года Национальным Банком ведется работа по расширению Программы рефинансирования. Планируется включить в нее еще около 25 тысяч валютных заемщиков и, таким образом, окончательно решить вопрос по валютным ипотечным займам населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 года», — отметил Д.Акишев.

Важным направлением работы Национального Банка является прием граждан по проблемным вопросам. За последние 3 года Национальным Банком осуществлен личный прием, предоставлены консультация и правовая помощь по вопросам оказания финансовых услуг около 7000 граждан.

Также было организовано более 2100 встреч заемщиков с представителями банков и ипотечных организаций. В результате заемщикам банками предоставлены возможные условия реструктуризации долгов, найдены компромиссы по проблемным вопросам.

Немаловажным аспектом деятельности является рассмотрение обращений граждан. За последние три года в Национальный Банк поступило 32 600 обращений. Значительная часть из них – 83,6% пришлась на банковский сектор.

В результате выявленных нарушений в отношении банков, микрофинансовых и страховых организаций применено 358 санкций и ограниченных мер воздействия:
79 штрафов и 279 ограниченных мер воздействия. Стоит, однако, отметить, что большинство обращений, поступивших от потребителей, связаны с возникшими трудностями граждан по выполнению своих обязательств перед финансовыми организациями.

«В рамках системного решения данного вопроса Национальный банк ведет разъяснительную работу и работу по повышению финансовой грамотности населения, которая также является одним из важных аспектов защиты прав потребителей. За последние несколько лет были реализованы различные мероприятия, телевизионные и образовательные проекты. Запущена Программа повышения финансовой грамотности населения, которая в первую очередь затрагивает молодежь и социально-уязвимые слои населения», — подытожил Д.Акишев.

Национальный банк казахстан защита прав потребителей финансовых услуг

В Национальном Банке состоялся круглый стол по защите прав потребителей финансовых услуг и урегулированию вопросов ипотечных заемщиков

В Национальном Банке состоялся круглый стол с участием представителей СМИ и руководителей общественных объединений, в ходе которого были озвучены основные направления деятельности Национального Банка в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и урегулирования вопросов ипотечных заемщиков.

Начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального Банка Казахстана Александр Терентьев рассказал о том, что защита прав и интересов потребителей финансовых услуг является одной из ключевых задач Национального Банка, и ситуация ипотечных заемщиков находится на постоянном мониторинге и контроле.

Смотрите так же:  О борьбе с терроризмом федеральный закон от 25 июля 1998 г

«По результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке ипотечного кредитования в 2015 году, Национальным Банком было принято решение оказать государственную поддержку заемщикам, получившим ипотечные займы в банках в период с 2004 по 2009 годы. Наибольшая доля проблемных займов приходилась на займы, выданные в эти периоды, поскольку заемщики в связи с потерей источников дохода вследствие финансового кризиса и непосильными по условиям договоров размерами сумм вознаграждения и пени, не смогли обслуживать свои займы и рисковали потерять единственное жилье, предоставленное в залог по займу. В этой связи в апреле 2015 года Правлением Национального Банка была утверждена Программа рефинансирования, и на ее реализацию выделено 130 млрд тенге», — сообщил А. Терентьев.

Он напомнил о том, что программа предусматривает рефинансирование остатка основного долга по займу за вычетом капитализированных сумм по ставке не более 3% годовых. Задолженность заемщика по пене, неустойке и комиссиям подлежит прощению банками.

«На сегодняшний день благодаря программе более 23 000 казахстанских семей смогли сохранить свое единственное жилье и облегчить платежи по ипотечным займам. С учетом револьверного механизма освоения денег количество рефинансированных займов до 2026 года может составить порядка 40 тысяч», — озвучил предварительные итоги программы А.Терентьев.

«Дополнительно проведенный мониторинг ипотечного рынка показал, что уязвимыми в текущей экономической ситуации являются валютные ипотечные заемщики, поскольку на размер их долга влияет колебание валютных курсов. В этой связи Главой Государства 10 января 2018 года в Послании народу Казахстана Национальному Банку поручено окончательно решить вопрос по валютным ипотечным займам населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 года», — рассказал он.

Александр Терентьев проинформировал о том, что постановлением Правления Национального Банка РК № 59 от 27 марта 2018 года Программа рефинансирования, принятая в апреле 2015 года, утверждена в новой редакции.

Он рассказал, что обновленная Программа предусматривает помощь валютным ипотечным заемщикам, а также улучшающие условия при рефинансировании займов, выданных в период с 2004 по 2009 гг.

«Блок, предусматривающий помощь валютным ипотечным заемщикам Программы, направлен на реализацию поручения Главы Государства, данного 10 января 2018 года. По результатам реализации программы фактически все валютные ипотечные займы физическихлиц, обеспеченные жилой и иной недвижимостью, будут переведены в тенге», — отметил А.Терентьев.

«Программа предусматривает рефинансирование валютных ипотечных займов физических лиц, полученных до 1 января 2016 года, в тенге по курсу Нацбанка на 18 августа 2015 года. Рефинансированию также будут подлежать валютные займы, которые после 18 августа 2015 года были переведены в тенге по текущему курсу, и займы, по которым вынесены судебные акты. Внесенные в программу дополнения создадут оптимальные условия погашения займов для более 21 000 заемщиков», — рассказал он.

А.Терентьев акцентировал внимание валютных ипотечных заемщиков на том, что рефинансирование банками будет осуществляться до 30 декабря 2018 года и заемщикам необходимо не позднее 15 декабря 2018 года обратиться в свой банк-кредитор с заявлением о рефинансировании займа в рамках программы.

«Следующий блок изменений в программу направлен на оказание поддержки ипотечным заемщикам, получившим займы в период с 2004 по 2009 годы. Улучшающие условия по данному блоку предусматривают возможность рефинансирования займа в случае погашения заемщиком долга до 36,5 млн тенге; обязательность исполнения банками решений Комиссий по рассмотрению жалоб заемщиков на отказы банков в рефинансировании займов; предоставление возможности для заемщика, не относящегося к социально уязвимым слоям населения (СУСН) оплаты суммы государственной пошлины в рассрочку сроком не более 36 месяцев и т.д.», — рассказал А.Терентьев.

Также он подчеркнул, что принятию программы предшествовала большая работа с банками, общественными объединениями и государственными органами по предоставлению налоговых преференций для заемщиков.

Александр Терентьев подчеркнул, что программа не предусматривает полного прощения долгов заемщиков, а облегчает условия обслуживания займов.

Также он рассказал, что Национальный Банк приступил к следующему этапу помощи ипотечным заемщикам, в том числе относящимся к социально уязвимым слоям населения.

«Сейчас Национальный Банк вышел с важной законодательной инициативой предоставить банкам право в рамках программы сдавать в аренду жилище, перешедшее в их собственность по долгам заемщиков. Данная поправка предоставит заемщику возможность длительного проживания и возврата в собственность ранее принадлежащего ему жилища после оплаты арендных платежей», — сказал начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций.

Национальный Банк уделяет особое внимание формированию эффективно работающих правовых механизмов защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг. На основе глубокого анализа ситуации на финансовом рынке, влияний на него внешних факторов, тематики и причин обращений потребителей на законодательном уровне принят ряд важных норм, направленных на предотвращение роста долговой нагрузки ипотечных заемщиков, создание прозрачного правового поля по досудебному взысканию задолженности, снижение расходов заемщиков, связанных с получением и обслуживанием займов.

«Принимаемые государством меры позволят окончательно разрешить ситуацию с проблемными ипотечными заемщиками, и дальнейшая деятельность регулятора будет направлена на стимулирование ипотечного кредитования, усиление контроля за качеством оказываемых финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения», — резюмировал А.Терентьев.

«Хочу от лица членов нашего объединения и от себя лично выразить огромную благодарность Президенту за своевременное поручение Национальному Банку решить вопрос с валютными ипотечными займами населения. Мы видим, что валютным заемщикам, из-за корректировок курса тенге сейчас очень сложно обслуживать свои займы. Очень надеемся, что проводимая государством и в частности Национальным Банком работа позволит закрыть вопрос с проблемными ипотечными заемщиками», — отметила председатель ОО «Ел бірлігі» Шолпан Ризабекова.

«Мы очень рады, что Национальный Банк приступил к реализации поручения Главы государства. Работа Национального Банка с ипотечными заемщиками очень важна и Программа рефинансирования крайне необходима нашим гражданам, поскольку направлена на сохранение жилья граждан», -прокомментировала в ходе брифинга руководитель ОО «Триумф-5» Канагат Такеева.
По информации Акмолинского филиала РГУ «Национальный Банк РК».

О комиссиях, взимаемых банками второго уровня, ипотечными организациями при кредитовании

В соответствии с законодательством Республики Казахстан ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг, согласно Закону о банках, устанавливаются банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций (далее — банки), самостоятельно с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан.

Об этом рассказал начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального Банка Казахстана Александр Терентьев, отвечая на вопросы журналистов в ходе очередной встречи с представителями СМИ и руководителями общественных объединений.

«В феврале 2011 года в закон о банках была внесена норма, согласно которой банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны в договорах банковского займа указывать полный перечень комиссий и их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей займа, и не вправе в одностороннем порядке вводить новые виды комиссий в рамках заключенного договора», — рассказал А.Терентьев.

Таким образом, начиная с2011 года, банки вправе взымать только те комиссии, которые указаны в договорах банковского займа.

Он отметил, что на практике в договорах банковского займа были выявлены случаи взимания банками комиссии за ведение ссудного счета (далее — КВСС).

«КВСС не является комиссией, связанной с оказанием банковских услуг. Национальным Банком совместно с заинтересованными государственными органами была проведена работа по оценке правомерности практики взимания КВСС. По итогам данной работы действия банков по взиманию с заемщиков КВСС были расценены как неправомерные, поскольку данный счет не является банковским», — сказал А.Терентьев.

Он также рассказал, что в целях соблюдения банками законодательства Республики Казахстан в части прекращения взимания КВСС, Национальным Банком в 2014 году к банкам-нарушителям были применены ограниченные меры воздействия в виде предписания прекратить взимание КВСС по действующим договорам банковского займа.

Он подчеркнул, что с июля 2016 года комиссии и иные платежи по займам, выдаваемым физическим лицам, ограничены Перечнем комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа и микрокредита, выданных физическому лицу, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения (далее — Перечень комиссий). Единый подход при установлении банками и микрофинансовыми организациями комиссий и платежей при кредитовании гарантирует заемщику взимание банками по займу только тех комиссий и платежей, которые включены в данный перечень комиссий.

А.Терентьев отметил, что перечень комиссий не распространяется на договоры, заключенные до 1 июля 2016 года, в связи с чем взимание банками комиссий, не предусмотренных перечнем, но указанных в договоре банковского займа, заключенного до 1 июля 2016 года, является правомерным. При этом любые споры по гражданско-правовым отношениям могут быть разрешены в судебном порядке.

«Национальным Банком продолжается работа по усилению защиты прав потребителей финансовых услуг в части сокращения расходов заемщиков при получении и обслуживании займов. В рамках проекта Закона Республики Казахстан по вопросам защиты прав собственности и арбитража Национальным Банком совместно с Министерством юстиции разработана поправка, согласно которой банки не вправе будут по договорам банковского займа, заключаемым с физическими лицами, устанавливать и взимать комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием банковского займа, а также за зачисление займа на банковский счет», — сказал А.Терентьев.
По информации Акмолинского филиала РГУ «Национальный Банк РК».