Налоговые льготы направленные на сокращение налоговой базы это

Налоговые льготы направленные на сокращение налоговой базы это

Налоговые льготы (определение, виды, основания для предоставления)

Налоговые льготы имеют большое социально-экономическое значение. Умеренное налогообложение доходов физ. и юр. лиц в одном случае повышает благосостояние граждан, с другой стороны – стимулирует производство. Государство использует налоговые льготы как один из основных инструментов в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Кроме того, льготный налоговый режим воздействует на отраслевую структуру.
Под налоговыми льготами понимают полное или частичное освобождение от налогов юр. и физ. лиц в соответствии с действующим законодательством. НК характеризует льготы по налогам как предоставляемые законодательством отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.
Характерной особенностью российского налогового законодательства является то, что льготы по налогам не могут носить индивидуального характера.
Основанием для предоставления льгот могут быть:
— материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика
— особые заслуги граждан перед Отечеством
— необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны
— социальное, семейное положение граждан
— охрана окружающей среды и пр.
В зависимости от сферы применения различают общие налоговые льготы, которые предоставляются всем плательщикам соответствующего налога, и специальные (целевые), предназначенные для отдельных групп плательщиков.
Налоговым законодательством предусматриваются следующие формы налоговых льгот: налоговые скидки (вычеты); налоговые изъятия; налоговые кредиты.
Льготы в форме скидки направлены на сокращение налоговой базы. Налоговые скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (разрешается уменьшить налогооблагаемую базу без ограничения на всю сумму социальных, благотворительных, природоохранных и пр. расходов).
К налоговой скидке относится и необлагаемый минимум по подоходнику с граждан, который приводит к снижению облагаемого налогом дохода физ. лиц.
Скидки могут быть стандартными и нестандартными. Стандартные льготы предоставляются всем без исключения налогоплательщикам, не связывая их с какими-либо фактическими расходами понесенными физ. лицами. Они выражаются либо в твердой сумме, либо в процентах от полученного дохода. Виды стандартных скидок: базисные скидки (необлагаемый минимум и пр.); семейные скидки (зависит от семейного статуса); скидки для лиц, имеющих несовершеннолетних, учащихся и пр. на иждивении.
При предоставлении нестандартных скидок их величина ставится в зависимость от суммы произведенных субъектом налога расходов на те или иные цели. Отличительная особенность стандартных скидок от нестандартных заключается в том, что они вычитаются не из исчисленной к уплате в бюджет суммы налога, а из дохода, подлежащего налогообложению.
Налоговые изъятия представляют собой льготу, направленную на выведение из-под обложения отдельных элементов или объектов налога (не облагается прибыль от пр-ва и реал-ции изделий народных промыслов, если доля выручки от реализации этих изделий не менее 70% общей выручки).
В гл.9 НК РФ ч.1 приводится порядок изменения срока уплаты налогов и сборов.
Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Перенос срока уплаты налога является для налогоплательщика платным, т.е. на неуплаченную сумму налога (задолженность) начисляются проценты.
Решение об изменении срока уплаты налога принимается Минфин РФ (по федеральным налогам), фин. органы субъекта РФ и муниципального образования (по регион. и местным налогам), ГТК РФ (по таможенным платежам) и пр.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1. Причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, тех. катастрофы;
2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом гос. заказа;
3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5. Если производство или реализация товаров носит сезонный характер.
Под налоговым кредитом понимают изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1. Причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, тех. катастрофы;
2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом гос. заказа;
3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
Налоговый кредит м. б. Предоставлен по одному или нескольким налогам. На сумму задолженности по 1 и 2-му основаниям %-ты не начисляются, по 3-му — %-ты по ставке реф. ЦБ.
Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль предприятий, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на основании:
1. Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;
2. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности;
3. Выполнение этой организацией особо важного заказа по соц.-эк. развитию региона.
Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком за этот налоговый период.
Предоставление налог. кредита или инвестиционного налог. кредита, в отличие от скидки и изъятий, способствует непосредственному и адресному стимулированию налогоплательщиков.
В зависимости от органа предоставившего льготу они бывают: федеральные льготы, региональные льготы, льготы местных органов самоуправления. Также делятся по получателям: для физиков и для юриков.

Налоговые льготы (определение, виды, основания для предоставления)

Налоговые льготы, действующие в Российской Федерации

Налоговые льготы являются важнейшим экономическим инструментом государства по регулированию общественного производства в соответствии с целями и задачами экономической политики, а также социальных процессов в обществе. Налоговые льготы способствуют выравниванию налоговой нагрузки организаций, соответственно более сбалансированному развитию различных сфер деятельности. Изменяя величину налоговых платежей, налоговые льготы влияют па материальное положение физических лиц с целью минимизации неравномерности распределения доходов и возможных социальных конфликтов. Однако чрезмерно благоприятный налоговый режим может вызвать ограничение доходов бюджета. Таким образом налоговые льготы влияют на интересы всех субъектов налоговых отношений

Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогообложения (ст. 17 НК РФ). Они могут быть установлены по налогу уже в НК РФ, а также в других налоговых законах и правовых актах в соответствии с общим порядком. С этого момента льготы также становятся обязательным элементом налогообложения с правовой точки зрения.

По всем федеральным налогам и сборам льготы устанавливаются ПК РФ. При введении льгот по региональным налогам, кроме установленных НК РФ, законодательными (представительными) органами субъекта РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Соответственно и по местным налогам и сборам. Для этого в НК РФ им должны быть предоставлены такие полномочия в соответствующих главах, устанавливающих механизм исчисления отдельных налогов.

Статья 56 ПК РФ определяет налоговые льготы следующим образом: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньших размерах». Предоставление индивидуальных налоговых льгот не допускается. При этом применение налоговых льгот не должно нарушать и общее требование Конституции РФ относительно соблюдения принципа равенства и справедливости.

По механизму своего действия налоговые льготы имеют различия и могут быть объединены в три группы: изъятия, скидки, освобождения.

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения. Изъятия распространяются как на налоги с физических лиц, так и организации. Например, не подлежит налогообложению вследствие экстраординарности причины предоставления материальная помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Такой вид налоговых льгот используется как по прямым, так и по косвенным налогам. Так, НДС не облагаются банковские операции, за исключением инкассации. Изъятия могут быть постоянными или предоставляться па определенный срок, причем как всем налогоплательщикам налога, так и отдельным категориям.

Скидки — это налоговые льготы, которые направлены на уменьшение налоговой базы. По подоходным налогам скидки, как правило, применяются к расходам налогоплательщика. Налогооблагаемый доход чаще всего уменьшается на расходы, которые поощряются государством, например, на научно-исследовательские работы. В зависимости от размера скидки могут быть лимитированными (т.е. размер их ограничен прямо или косвенно) и нелимитированными. Скидки могут распространяться на всех налогоплательщиков или на отдельные их категории.

Освобождения — прямые сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, достигаемые уменьшением налоговой ставки или окладной суммы. Этот вид налоговых льгот наиболее способен учитывать имущественное положение налогоплательщика.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ несколько отличается и представлена следующими видами:

  • — необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта, которая исключается из налогообложения;
  • — изъятие из обложения налогом определенных элементов объекта налогообложения;
  • — освобождение отдельных категорий плательщиков от уплаты налогов;
  • — понижение налоговых ставок;
  • — целевые налоговые льготы, включая отсрочку или рассрочку но уплате налога.

По содержанию они не отличаются от рассмотренных выше. Заслуживает внимания отсрочка или рассрочка, поскольку это особый вид налоговых льгот, направленных на смягчение временной недостаточности у налогоплательщиков средств, в том числе обусловленной расходами, поддерживаемыми государством. Отсрочка или рассрочка по уплате налога — это изменение срока уплаты налога (при наличии оснований) па срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Особым видом налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований получают возможность в течение согласованного срока и в определенных пределах уменьшать свои налоговые платежи с поэтапным возвратом их суммы и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут быть больше 50% общей суммы платежей. Размер кредита может составлять до 100% стоимости оборудования (затрат на производство инновационной продукции).

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы. В договоре определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон.

В связи с большим разнообразием налоговых льгот, которые имели распространение до принятия НК РФ, было принято решение об их максимальном сокращении. Основанием стало стремление к созданию равных условий хозяйствования для субъектов предпринимательства в рыночных условиях.

Виды налоговых льгот

Виды налоговых льгот: кому положены и как получить

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение, предоставляемые физическим и юридическим лицам, с одной стороны, улучшают материальное состояние людей, с другой – служат стимулом к развитию бизнеса. Власти применяют разные виды налоговых льгот в качестве значимого механизма контроля над социально-экономическими отношениями. Также налоговые скидки помогают в развитии различных отраслей производства.

Понятие, виды налоговых льгот и их классификация

Налоговые льготы – это система скидок на налогообложение, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налогового бремени для нуждающихся. Метод снижения налогов является важным элементом госполитики, ведущейся для достижения положительных социальных и экономических результатов.

Смотрите так же:  Алименты на ребенка в твердой денежной форме

Различные виды налоговых льгот предоставляются крупным бизнесменам или частным предпринимателям и являются их преимуществом перед иными налогоплательщиками, вносящими налоговую лепту по общим правилам. Скидки по налогам не предоставляются отдельным физлицам – их может получить только группа граждан, которая соответствует законодательно установленным характеристикам.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юрлица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. Общепринятая терминология и основные виды налоговых льгот прописаны в НК РФ (Налоговом кодексе Российской Федерации). Особые скидки регламентируются региональными и местными законами и подзаконными актами.

Налоговый кодекс РФ предоставляет возможность получения скидки различным категориям налогоплательщиков. В целом налоговые уступки можно разделить на следующие типы:

1. Льготы, предоставляемые на следующие виды налогов:

Это одна из главных классификаций, она закреплена в пункте 3 статьи 56 Налогового кодекса РФ.

2. Льготы, предоставляемые властями различных уровней:

Все эти классификации действуют вкупе: скидки по федеральным налогам предоставляют федеральные власти, по региональным, соответственно, региональные, то же самое касается местного уровня. Здесь также определяется, есть ли основания для предоставления льготы и как именно уступки будут применяться согласно Налоговому кодексу. Однако есть и исключения: так, к примеру, ставка федерального налога на прибыль может быть снижена региональными властями.

3. Льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков:

Определяя, каким целям служит налоговая скидка, необходимо установить не только объект получения льготы, но и лицо, которое в реальности получит эти преимущества – так называемого бенефициара.

4. Льготы, зависящие от конечного выгодополучателя. Им может являться:

Сам налогоплательщик (по прямым налогам);

Покупатель продукции налогоплательщика (по косвенным налогам – распространяются на продукцию, спрос на которую эластичен по стоимости);

Лицо, которое предоставляет налогоплательщику ресурсы (такие скидки поощряют приобретение ресурсов у лиц, нуждающихся в господдержке);

Налогоплательщик, потребитель его услуг и ресурсоснабжающая организация одновременно (скидки на продукцию, спрос на которую неэластичен по стоимости);

Конкретного выгодополучателя определить невозможно. Считается, что такие скидки приносят пользу обществу в целом за счет изменения внешних факторов.

5. Льготы различного содержания:

Социальные (помогают создать условия, пригодные для полноценной жизни человека, снижают имеющиеся неблагоприятные факторы в регионе);

Экономические (помогают создать условия, способствующие развитию предпринимательства, повышению инвестиционной привлекательности региона).

6. Льготы различной формы предоставления:

Льготные режимы (предоставление более привлекательных вариантов налогообложения определенным категориям налогоплательщиков, соответствующих заданным параметрам);

Освобождение от уплаты налогов (полное или частичное – действует для определенных категорий налогоплательщиков, соответствующих заданным параметрам);

Изъятие (вывод конкретного объекта из-под налогообложения);

Вычеты (сокращение размера налоговой базы);

Скидки (применение сниженных или нулевых ставок по налогам);

Отсрочки, рассрочки и кредиты (изменение сроков налоговый выплат).

На сегодняшний день действует около 200 видов налоговых льгот, предоставляемых многим категориям российских налогоплательщиков. Они предлагаются в различных формах – так, например, вариантов вычетов, изъятий и освобождений предоставляется около тридцати.

Изъятия как виды налоговых льгот

Изъятие – это налоговая льгота, позволяющая вывести отдельные объекты из-под налогообложения. Если говорить о налоге на имущество, то изъятие в этом случае заключается в освобождении от налогообложения некоторых его типов. Но самым ярким примером здесь служит налог на прибыль – в этом случае изъятие заключается в выведении из налогооблагаемой базы прибыли, полученной при определенных видах деятельности. Таких изъятий в России происходит немного, однако они есть, поскольку предусмотрены главой 25 НК РФ.

Также Налоговый кодекс позволяет предоставлять право изъятия физическим лицам. Например, налогом не облагаются премии различных уровней – поощрения, выданные за особые достижения. Также налогообложению не подлежит единовременная матпомощь пострадавшим во время ЧП – согласно закону, эти суммы наделяются правом экстраординарности. Все типы доходов, которые не облагаются налогами, независимо от их характеристик в налоговом праве закреплены в статье 217 Налогового кодекса РФ. Перечислим наиболее значимые из них с указанием видов дохода:

Социальные пособия, выплаты и компенсации, предоставляемые согласно действующим законам, – по безработице, материнству и пр. (за исключением выплат по временной нетрудоспособности и по уходу за больными детьми);

Государственные и трудовые пенсии;

Пособия, выплачиваемые при получении увечья или причинении иного вреда здоровью, компенсирующие цену питания, спортоборудования, спортивного и парадного обмундирования, необходимого спортсменам и их тренерам во время обучения или на соревнованиях; пособия, выплачиваемые при увольнении сотрудников, гибели военных или гражданских лиц при исполнении государственных служебных обязанностей, а также иные виды выплат, установленные федеральными, региональными и местными законами и подзаконными актами (такие пособия выплачиваются в пределах норм, также установленных законодательно);

Вознаграждение за донорскую кровь, молоко кормящей матери и пр.;

Алименты, выплачиваемые налогоплательщику;

Гранты на развитие образования, науки, культуры и искусства;

Премии различных уровней, выплачиваемые за особые достижение в сферах науки, техники, образования, культуры, искусства, литературы и СМИ;

Единовременная выплата матпомощи (предоставляется в связи с чрезвычайными ситуациями и пр.);

Полная или частичная компенсация, которую работодатели выплачивают своим сотрудникам и их семьям, уволенным работникам, покинувшим службу при достижении пенсионного возраста или получении пенсии по инвалидности, инвалидам, не работающим в этой компании; также не облагается налогом компенсация цены различных путевок, кроме туристических;

Выплаты (предоставленные безналичным расчетом), которые остались у работодателя после уплаты налога на прибыль, лечение и медобслуживание сотрудников и членов их семей, а также выплаты, которые осуществляют общественные организации инвалидов на лечение и медобслуживание членов обществ;

Ученические и студенческие стипендии;

Зарплаты и иные выплаты в иностранной валюте, которые налогоплательщики получают от государственных организаций и ведомств, отправивших их на службу за границу;

Прибыль от реализации продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства, садоводства и иных видов деятельности, ведущейся на территории личных подсобных хозяйствах в России (речь идет как о живых зверях и птицах, так и о продуктах их убоя в сыром и переработанном виде);

Прибыль фермеров, производящих, перерабатывающих и реализующих продукцию сельского хозяйства (льгота действует в течение 5 лет с года регистрации фермерского хозяйства);

Прибыль от реализации диких плодов, ягод, орехов, грибов и прочих пищевых продуктов, самостоятельно собранных физлицами и реализованных для собственных нужд (за исключением древесных лесных ресурсов);

Прибыль родовых и семейных общин, а также малочисленных народов Севера, зарегистрированных в установленном законом порядке, которые занимаются традиционными промыслами и реализуют полученные продукты (исключение – зарплата наемных сотрудников);

Прибыль от продажи меха, мяса и иных продуктов, получаемых от диких животных, добытых физлицами во время любительской или спортивной охоты;

Прибыль в материальных и иных видах, полученная от физлица в порядке наследования;

Прибыль акционеров и участников АО и иных компаний, извлеченная по итогам переоценки фондов или в результате реорганизации;

Призы в материальном или ином виде, полученные спортсменами, в том числе инвалидами;

Выплаты, производимые компаниями или физлицами на оплату обучения детей-сирот в возрасте до 24 лет;

Суммы, потраченные компаниями или физлицами на покупку техсредств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также покупку и содержание собак-поводырей для инвалидов;

Вознаграждения, выдаваемые за передачу кладов в госсобственность;

Прибыль, которую получают ИП благодаря тем видам деятельности, по которым они платят налог на вмененный доход, при налогообложении которых применяется «упрощенка» и система налогообложения сельскохозяйственников (единый сельскохозяйственный налог);

Проценты по государственным казначейским обязательствам, облигациям и иным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и ее субъектов, а также выпущенным местными представительными властями;

Прибыль детей-сирот и детей из семей, члены которых получают доход ниже прожиточного минимума, которую они получают из официально зарегистрированных благотворительных и религиозных фондов;

Проценты по рублевым вкладам в российских банках в случаях, если:

проценты находятся в пределах действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ во время всего периода начисления этих процентов;

ставка вклада не превышает 9% годовых по суммам в иностранной валюте;

проценты во время заключения или продления договора не превышали действующую ставку рефинансирования Центробанка РФ, в том случае, если во время начисления процентов их размер не увеличивался или с того момента, как процентная ставка превысила ставку рефинансирования Центробанка, прошло не больше 3 лет;

Прибыль в размере до четырех тысяч рублей, полученная в течение налогового периода по следующим основаниям:

цена подарков, которые налогоплательщики получили от компаний или физлиц;

цена призов в материальном и натуральном эквивалентах, которые налогоплательщики получили на конкурсах и соревнованиях, проводимых под эгидой правительства и иных органов государственной и муниципальной власти;

матпомощь, которую работодатель оказал нынешним и бывшим сотрудникам (например, уволившимся при выходе на пенсию по инвалидности или старости);

возмещение, выплачиваемое работодателями своим сотрудникам и членам их семей, а также работникам, вышедшим на пенсию, и инвалидам за стоимость необходимых им лекарств; освобождение от налогов происходит при предоставлении бумаги, подтверждающей, что средства были израсходованы именно на приобретение медикаментов;

цена выигрышей и призов, вручаемых за победу в конкурсах, организованных для рекламы того или иного товара или услуги;

матпомощь, предоставляемая инвалидам специализированными общественными организациями;

Денежное довольствие, суточные и иные выплаты, которые получают солдаты, матросы, сержанты и старшины, служащие по призыву, или лица, призванные на военные сборы;

Зарплата физлицам за работы, связанные с организацией выборных кампаний и референдумов;

профсоюзных комитетов (в частности, матпомощь) своим членам за счет их взносов,

молодежных и детских организаций своим членам за счет их взносов;

Выигрыши по облигациям госзаймов РФ и выплаты, полученные при погашении этих облигаций;

Помощь, оказанная в материальном или натуральном виде, а также в виде подарков, которые получили ветераны и инвалиды ВОВ, вдовы военных, погибших на войне с Финляндией, в Великой Отечественной войне и войне с Японией, вдовы умерших инвалидов ВОВ, узники, в том числе несовершеннолетние, нацистских концлагерей, тюрем, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (сумма не должна превышать 10 тысяч рублей за налоговый период);

Материнский капитал, служащий средством дополнительной государственной поддержки семьям с детьми;

Суммы, которые налогоплательщики получают из российских бюджетов для возмещения затрат на выплату процентов по займам и кредитам;

Субсидии на покупку или строительство жилья, предоставляемые федеральным, региональными и местными бюджетами;

Инвестиционная прибыль, используемая для покупки или строительства жилья военными (согласно закону №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»).

Такой вид налоговых льгот применяется и к косвенным налогам. Изъятия могут различаться по сроку действия – они бывают постоянными и предоставляемыми на определенный срок. На такой вид налоговых льгот могут рассчитывать как все плательщики налогов, так и их отдельные категории.

Налоговые скидки как виды налоговых льгот в РФ

Скидки по налогам как одна из разновидностей льгот направлены на уменьшение налогооблагаемой базы. Они бывают лимитированными (с ограниченным размером) и нелимитированными (в этом случае сокращение налоговой базы может производиться без ограничения на весь размер социальных, благотворительных, природоохранных и иных расходов).

Налоговой скидкой является и не облагаемый налогами минимум по подоходному налогу – он также позволяет уменьшить облагаемый налогом доход физлиц.

Скидки бывают стандартными и нестандартными. На стандартные льготы могут рассчитывать все категории налогоплательщиков вне зависимости от фактических расходов физлиц. Такие льготы могут быть выражены в установленной сумме или процентах от получаемой прибыли. Стандартные скидки делятся на следующие типы: базовые (не облагаемый налогом минимум и пр.); семейные (соответствуют семейному статусу); скидки для лиц, содержащих на иждивении несовершеннолетних, учащихся и иных лиц.

Величина нестандартных скидок зависит от суммы выплат, произведенных налогоплательщиком. Основное отличие нестандартных скидок заключается в том, что они отнимаются не от исчисленной к уплате в бюджет суммы, а от дохода, облагающегося налогом.

Какие еще бывают виды налоговых льгот

Льготы, позволяющие снизить налоговую ставку или валовой налог, называют освобождением. Валовой налог, или окладная сумма – это цифра, получаемая при умножении количества единиц налогообложения в составе налоговой базы на ставки налога. Для выплат, размер которых устанавливается с помощью распределения единой суммы, намеченной к сбору, между разными налогоплательщиками (так называемые раскладочные налоги), валовой налог является заранее утвержденной суммой.

Смотрите так же:  Забрать заявление о регистрации брака

Освобождения — это непосредственное уменьшение налоговых взносов, взимаемых с субъекта налогообложения. Преференции в этом случае предоставляются непосредственно, в отличие от скидок, получаемых при изъятии и сокращающих валовой налог лишь косвенным путем. Освобождения позволяют учитывать имущественное положение предприятия в большей степени, чем любые другие виды налоговых льгот.

Если льготы первых двух типов предоставляют большую выгоду налогоплательщикам, прибыль которых облагается налогами с высокими ставками, то освобождение, равное в количественном измерении, позволяет сохранить внушительные средства предприятиям с низким доходом.

Например, первый налогоплательщик получает 50 тысяч рублей в год, а второй – 100. Им обоим предоставляется налоговая скидка на сумму в пять тысяч рублей. При прогрессивной системе сбора налогов такие доходы относятся к разным налоговым разрядам, соответственно, льгота становится более существенной для второго налогоплательщика. Ведь если прибыль до 50 тысяч рублей облагается десятипроцентным налогом, а свыше 50 тысяч – двадцатипроцентным, то первый налогоплательщик без скидки заплатил бы пять тысяч, а вот второму пришлось бы потратить целых 15 (50 000 х 10% + 50 000 х 20%). Если же субъекты воспользуются льготой, то первому придется заплатить всего на 500 рублей меньше – 4,5 тысячи [(50 000 – 5 000) х 10%], а второй сможет сэкономить тысячу и заплатить 14 тыс. руб. [50 000 х 10% (50 000 – 5 000) х 20%]. Таким образом, равная в количественном выражении скидка позволяет сэкономить разные суммы.

Если же субъектам предоставят освобождение от уплаты налога в том же объеме, то первый налогоплательщик вообще не понесет налоговых обязательств (50 000 х 10% — 5 000 = 0), а второй вынужден будет выплатить 10 тысяч рублей [(50 000 х 10% + 50 000 х 20%) – 5 000 = 10 000]. При таком раскладе первый субъект сэкономит 10% доходов, а второй – лишь 5%.

Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы.

  • Снижение ставки налога

По закону о налоге на прибыль коммерческих фирм налоговая ставка снижается наполовину, если штат предприятия на 50% состоит из пенсионеров и инвалидов.

  • Уменьшение окладной суммы (валового налога)

Валовой налог может уменьшаться частично или полностью, на конкретный срок или навсегда.

  • Налоговые каникулы – полное снятие налогов на определенный срок.

Не путайте освобождение от выплаты налогов со сложением недоимки, то есть списанием безнадежных налоговых долгов, которое возможно только в таких экономических, социальных или юридических ситуациях, когда взыскание долга не представляется возможным (статья 59 части первой НК РФ).

  • Отсрочка или рассрочка выплаты налогов

Такой вариант позволяет изменить сроки выплат законных сборов. Правила получения такого вида налоговых льгот прописаны в статьях 61-64 и 68 части первой НК РФ.

  • Налоговый кредит

Налоговый кредит, как и вышеописанные варианты, является одним из видов изменения сроков налоговых выплат. Разница заключается в том, что отсрочка и рассрочка, согласно Налоговому кодексу РФ, предоставляются на срок не более шести месяцев, а кредит можно взять на целый год. Существует также ряд процедурных различий при получении этих видов налоговых льгот: так отсрочку и рассрочку предоставляют власти, а налоговый кредит берется по договору. Такой кредит предусматривает уплату процентов, как и в вышеописанных случаях. Если же требование о льготе подкреплено документами, подтверждающими, что предприятию или имуществу был причинен вред в результате чрезвычайной ситуации или иных форс-мажорных обстоятельств или же имела место задержка бюджетных выплат, к примеру, по госзаказу, проценты по кредитам, отсрочкам и рассрочкам не начисляются.

Правила получения кредита по выплате налогов регламентируются статьей 68 частью 1 НК РФ.

  • Инвестиционный налоговый кредит

Такой вид налоговых льгот заключается в предоставлении инвесторам, вкладывающим средства в научные исследования, опытные разработки в конструкторских бюро, техническое оснащение предприятий, развитие новых технологий, а также фирмам, которые выполняют особо важные социальные и экономические подряды, права временного уменьшения своих налоговых сборов. В дальнейшем их необходимо будет выплатить с учетом процентов.

Если налоговый кредит можно взять не более чем на год, то срок действия инвестиционного налогового кредита – от года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите прописывается вид налога, требующего рассрочки, его сумма, срок выплат, объем процентов, иные сведения о порядке погашения кредита, гарантии исполнения договора (залог, поручительство), а также иная ответственность сторон.

  • Целевой налоговый кредит

Целевой налоговый кредит – это возможность выплатить налог или его часть в натуральном выражении. Вместо того чтобы вносить в бюджет определенные средства, налогоплательщик может поставить в бюджетные учреждения свою продукцию, оказать им услуги или провести работы на эквивалентную сумму.

Такой вид налоговых льгот был предусмотрен в Законе РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите» (ст. 11-14). Согласно документу, налогоплательщик получал скидку от местных органов власти, которая не превышала суммы налога, начисляемой на счет местного бюджета. На такую льготу мог рассчитывать только исполнитель особо важного муниципального заказа, касающегося социального или экономического развития территории, а также предоставления особенно значимых услуг жителям региона.

Чтобы получить такую скидку, налогоплательщик должен был заключить налоговое соглашение с местными органами власти. В дальнейшем это соглашение должны были утвердить при рассмотрении годового бюджета поселения или района.

Если бизнесмен нарушал условия соглашения, с него взыскивалась вся сумма, которую он был должен бюджету до заключения договора, а также 25% от этой суммы в качестве штрафа. Средства поступали в местный бюджет, решение принимала администрация, подписавшая соглашение. Такое решение можно было обжаловать в суде.

Натуральное налогообложение обычно применяется во время кризиса экономики, который характеризуется снижением платежеспособности бизнесменов, а также увеличением взаимной задолженности участников рынка и государства и др.

В новом Налоговом кодексе Российской Федерации закреплено, что налоги можно выплачивать только в денежной форме — наличными средствами или безналичным расчетом (статья 58 части первой НК РФ). Предоставление целевого налогового кредита по НК РФ невозможно.

  • Возврат ранее уплаченного налога (части налога)

Этот вид освобождения также называют налоговой амнистией (этот термин используется и для обозначения того факта, что субъект освобожден от финансовых санкций).

  • Зачет ранее уплаченного налога

Такой вид освобождения часто используется, чтобы избежать двойного налогообложения (речь идет о кредите на иностранные налоги). Размер налога на прибыль, которую российский контрагент уплатил за рубежом по закону другой страны, принимается и при подсчете российских налогов. Стоит отметить, что объем иностранного налога не может быть выше, чем размер налога на прибыль, подлежащего выплате в России от прибыли, извлеченной за рубежом.

Иногда в счет одного налога может идти другой.

Виды налоговых льгот в форме льготных режимов налогообложения

В Налоговом кодексе РФ прописаны не только положения общей системы налогообложения, но и так называемые специальные режимы, которые по отношению к общей системе являются льготными. Они предоставляют субъектам налогообложения освобождение от выплаты нескольких видов налогов вместо единого.

Согласно статье 18 НК РФ, к специальным режимам относятся:

Налогообложение сельскохозяйственных производств (единый сельскохозналог).

Упрощенная система налогообложения.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Представим характеристику специальных режимов налогообложения в виде таблицы:

Система налогообложения

Налоги, подлежащие уплате (кроме обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды)

Объект налогообложения

Основные ставки налога

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Единый налог, который выплачивается из-за применения системы ЕСХН

Доходы, сокращенные на объем расходов

НДФЛ, удерживаемый из зарплаты работников

13% – для налоговых резидентов РФ;

30% – для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Единый налог, который выплачивается из-за применения УСН

Налоговые льготы (Tax benefits) — это

Налоговые льготы — преимущество для налогоплательщиков

Виды и эффективность налоговых льгот, законодательство о налоговых льготах, льготы 2013

Налоговые льготы — это, определение

Налоговая льготаэто преимущество, которое предоставляется государством или органами местного самоуправления,определенной категории налогоплательщиков. Это преимущество ставит их в более выгодное экономическое положение по отношению к другим налогоплательщикам. Налоговые льготы — один из механизмов государственной налоговой политики, вводимый для решения задач в социальной и экономической сферах.

Налоговая льгота — это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы — это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы: личные и для юридических лиц;общеэкономические и социальные налоговые льготы; и внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена — возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую — во время экономических кризисов.

Цель налоговых льгот

Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Оценка эффективности налоговых льгот будет проводиться в Минфине ежегодно. Минфин планирует разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.Оценка эффективности налоговых льгот затрагивается в Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных правительством РФ.Налоговые органы РоссСреди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются льготы по ряду направлений. Среди них — инвестиционная деятельность (354 миллиарда рублей), инновационная деятельность (12,2 миллиарда рублей), отраслевое развитие (252 миллиарда рублей).

Классификация налоговых льгот

Изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.Пример, иизъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы).

Налоговые каникулы (tax holiday) — освобождение компании от уплаты налога на прибыль (либо взимание налога с части прибыли) в течение определенного периода.Эта льгота стимулирует, как правило, экспорт или развитие новых отраслей производства.До 1992г. пунктом 4.4 Инструкции МНС №62 о налоге на прибыль предприятий и организаций малым предприятиям предоставлены «налоговые каникулы» на два года в уплате налога. Но эта льгота распространялась только на те малые предприятия, которые были заняты производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, определенными строительными и ремонтно-строительными работами, производством строительных материалов, продовольственных товаров, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, если выручка от указанных видов деятельности превышала 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 4.5 указанной Инструкции «налоговые каникулы» на 5 лет предоставлялись предприятиям, получившим в предыдущем году убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), в части прибыли, направленной на его покрытие при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов.

Смотрите так же:  Органы опеки советского района

Налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264

Освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада). Понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)

Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.

Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядкеЗачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) — см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)

Общее число налоговых льгот в России

Налоговые системы в разных странах достаточно разнообразны, но главное, что их объединяет, и в этом отношении налоговая система России соответствует системам развитых стран — это исключение из налогообложения капитала, функционирующего в производстве, и экспорта.Общее число налоговых льгот, применяемых у нас при налогообложении прибыли, достаточно велико. Однако основная часть налоговых льгот, установленных законом, не должна уменьшать фактическую сумму налога, отчисленную без учета льгот, более чем на 50%. В развитых странах количество льгот значительно больше, чем в России. Так, в США их более 100, в Великобритании и Германии-до 70-80.

При условии их полного и правильного применения, как отмечают эксперты, нормально работающая компания со средним уровнем рентабельности может вовсе не показывать прибыль в своем балансе и, таким образом, стать полностью освобождаемой от налогов. По этой причине традиционные системы подоходных налогов уже давно подвергаются острой критике. Попыткой устранить некоторые из недостатков взимания налога на прибыль является введенный в Западной Европе, а в 1992г. и в России, налог на добавленную стоимость (НДС).Число льгот по этому налогу по сравнению с налогом на прибыль ограничено. НДС имеет и то преимущество, что в его базу включаются затраты предпринимателей на заработную плату, что служит для них стимулом повышения производительности труда и применения новейшей техники.

Освобождение от этого налога экспортных операций фактически есть выплата крупных субсидий отечественному бизнесу. Немедленное списание расходов на приобретение активов для организаций служит большим стимулом к обновлению производства, чем установление льгот по налогу на прибыль. Льготы предоставляются на уплату земельного налога(местные налоги), налога на имущество организаций, на выплату НДС, налог на прибыль, для услуг в сфере культуры,льготы для благотворителей, льготы для участников боевых действий в Афганистане, для малого и среднего бизнеса и другие.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

Пример льготного законодательства для земельного налога

Налоговый Кодекс РФ закрепляет налоговые льготы в различных отраслях хозяйствования, так, глава 31, посвящена земельному налогу, а статья 395, характеризует, предусморенные в этом вопросе, налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения:1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;7) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;8) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

9) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;10) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Налоговый кредит — налоговая льгота

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот — это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 — 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и ст. 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.К специальным налоговым режимам относятся:упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.В широком смысле реструктуризация — это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном, понимании — это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Изменения в налоговых льготах 2013

С 1 января 2013 года не облагается налогом движимое имущество независимо от вида деятельности компании.Законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ были внесены изменения в главу 30 НК РФ “Налог на имущество”. Если организация приобрела имущество в декабре 2012 года, а в эксплуатацию ввела его после 1 января 2013 года, то в данном случае можно в этом году воспользоваться льготой по налогу на имущество. Например, если купили машину 20 декабря, а ввели в эксплуатацию 9 января, налог на имущество на нее уже не платим. Также в случае если компания приобрела станки в конце 2012 года, но из-за монтажа, установки допоборудования, если не сразу привезли станки, ввела в эксплуатацию только в 2013 году, то есть возможность на законных основаниях не платить налог на имущество. Даже если предприятие не производственное, а занимается торговлей, берет площади в аренду. По старому движимому имуществу продолжаем считать налог на имущество.

В 2012 году появилась льгота для объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. На три года освобождается от налога оборудование, которое попало в перечень правительства. Льгота действует и в 2013 году. Перечень оборудования прописан в постановлении правительства N 308 от 16 апреля 2012 г. В нем предусмотрено 132 вида высокоэнергетического оборудования.