Невыполнение законного требования сотрудника полиции

Содержание:

Статья 318 УК РФ: невыполнение законных требований сотрудника полиции

Всем российским гражданам должно быть известно, что требования представителей полицейской структуры являются обязательными для исполнения. А что может повлечь за собой невыполнение законных требований сотрудников полиции? Какая ответственность установлена за подобное нарушение правовых норм? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Какими правами наделена полиция?

Для начала стоит подробно рассказать про полномочия полиции, установленные законом. Согласно Федеральному закону «О полиции», все представители рассматриваемой структуры наделены рядом обязанностей и прав. Стоит выделить основные виды полномочий полицейских:

  • проверка документов граждан, если имеются конкретные подозрения в причастности к совершению правонарушений;
  • выдвижение требования покинуть место совершения преступления;
  • приглашение или принудительное доставление граждан в полицейский участок в связи с расследованием того или иного дела;
  • выдвижение требований прекратить совершение нарушающих закон действий;
  • применение физической силы и огнестрельного оружия в целях самозащиты или пресечения сопротивления;
  • доставление граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в больницу;
  • посещение отдельных организаций для ознакомления с документацией, необходимой для проведения расследования, а также запрос документов для расследования у обычных граждан.

Безусловно, это далеко не все функции и обязанности, которыми обладает представитель полицейской структуры. При этом наказания за невыполнение законных требований сотрудника полиции избежать не удастся. Выражаться такое наказание может в двух формах: административной ответственности и уголовной. О каждой из форм будет подробно рассказано далее.

Об административной ответственности за невыполнение законных требований сотрудника полиции

В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования. Когда наступает ответственность за представленное правонарушение? Здесь стоит отметить:

  • отказ со стороны гражданина выполнять законные и обоснованные распоряжения представителя полиции, если последний занят охраной общественного порядка и безопасности;
  • намеренное создание любых препятствий сотруднику правоохранительной структуры при осуществлении последним своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, любой отказ гражданина удовлетворить легальные требования полицейского при выполнении последним своих должностных функций будет расцениваться как нарушение права. При этом административная ответственность будет возложена на гражданина за невыполнение законных требований, как сотрудника полиции, так и представителей ФСБ, органов миграции, ФСКН и ФСИН.

Уголовная ответственность: статья 318 УК РФ

Если наложение административной ответственности влечет за собой относительно «легкие» санкции в виде штрафов или непродолжительных арестов, то ответственность уголовного характера будет иметь гораздо более серьезные и тяжелые последствия. Но как судебные инстанции разграничивают нарушения права административного и уголовного характера? Если кратко, то задерживаемый гражданин, физически сопротивляющийся сотрудникам полиции (например, отказавшийся пройти в отделение, залезть в автозак или предъявить документы) будет подвержен ответственности административного характера. А человек, который не только сопротивлялся, но и пытался нанести физический урон полицейским или оскорбить их, будет подвержен ответственности уголовной.

Таким образом, невыполнение законных требований сотрудника полиции по КоАП и УК РФ сильно различаются. Значительно разнятся здесь и последующие виды санкций.

О незаконных требованиях полицейских

Российская Федерация является государством с громадным количеством сотрудников полиции. Естественно, в любой «полицейской» стране нередким явлением будет нарушение сотрудниками правоохранительной области своих должностных обязанностей. Если с невыполнением законных требований сотрудников полиции все более-менее понятно, то что делать в ситуации, когда полицейский предъявляет не соответствующие официальным нормам требования? Последуют ли за неповиновение какие-то санкции?

Ситуация, надо сказать, довольно сложная. Самым частым нарушением со стороны сотрудников полиции является требование документов без всяких на то оснований. Зачастую простые граждане любят задать вопрос о причине такой проверки. Результат здесь почти всегда один: насильственное доставление в отдел полиции, где составляется протокол о неповиновении. Несложно догадаться, что доказательств у гражданина в подобной ситуации может быть не так уж и много. Полицейские же являются должностными лицами, а потому суд склонен доверять именно им, нежели простому гражданину.

Разрешение ситуации с незаконными требованиями

Вопреки распространенному мнению, в обязанности российских граждан не входит постоянное ношение с собой удостоверения личности. Гражданин не должен нести никакой ответственности в случаях, когда он не имеет возможности предъявить соответствующий документ сотруднику полиции.

Как должна быть реализована просьба полицейских предъявить документы? По закону, представитель правоохранительной системы обязан представиться и назвать четкую причину проверки документов. Если гражданин пожелает, то сотрудником должно быть показано удостоверение. Разъяснение о причине проверки должно носить примерно следующий характер:

  • лицо, по версии полицейского, могло совершить побег из места лишения свободы;
  • гражданин похож на нарушителя с фоторобота;
  • лицо проникло на частную или охраняемую территорию;
  • у гражданина могло быть замечено психическое расстройство и т.д.

Если же ситуация складывается не лучшим образом, и гражданин у «шьют» незаконное обвинение за неповиновение, то единственным и самым оптимальным вариантом будет обращение к проверенному адвокату.

Есть ли разница между неповиновением и сопротивлением?

Казалось бы, невыполнение законных требований сотрудника полиции по КоАП РФ или по УК — одно и то же нарушающее право деяние, в более или менее преступной форме. При этом юристы делят представленное понятие на два вида: сопротивление и неповиновение. Неповиновение, согласно утверждениям специалистов, носит пассивный характер. Это простой отказ подчиняться требованиям представителей органов, то есть нарушающее право бездействие. Как правило, именно за неповиновение выносится административный протокол невыполнения законных требований сотрудника полиции.

Если же речь идет о сопротивлении, то нужно указать на умышленные и целенаправленные действия, как правило, с применением физической силы. За это на виновных граждан возлагаются санкции по УК РФ, ст. 318 «невыполнение законных требований сотрудника полиции».

Об административных санкциях

За осуществление действий или бездействий, которые могли бы помешать сотруднику полиции реализовывать свои профессиональные обязанности, на гражданина будет возложен штраф в размере до 1 тыс. рублей. Несложно догадаться, что санкция эта прописана в КоАП РФ. Есть здесь и не самая приятная альтернатива — административный арест до 15 суток.

Во всех случаях дела будет решать судья первой инстанции — так называемый мировой судья. Районный же суд решает дела, связанные с уголовной ответственностью, о санкциях которой будет рассказано далее.

Об уголовных санкциях

Оскорбление полицейского, согласно статье 319 УК РФ, повлечет за собой штраф в размере 40 тыс. рублей или трехмесячной заработной платы. За неповиновение сотруднику правоохранительных органов, которое было расценено судебной инстанцией как преступление, могут быть назначены следующие наказания:

  • арест на полгода;
  • работы принудительного характера продолжительностью до 5 лет;
  • тюремное заключение до 10 лет;
  • особо крупные денежные штрафы.

В УК РФ, № 318 статье «невыполнение законных требований сотрудника полиции» говорится также о сопротивлении. Здесь штраф может достигать 1 млн. рублей, а принудительные работы могут составить семилетний срок — так же, как и тюремное заключение.

О полномочиях сотрудников ГИБДД

Гораздо чаще российские граждане вступают в контакт даже не с обычными полицейскими, а с сотрудниками ГАИ. Здесь также возможно такое явление, как невыполнение законных требований сотрудника полиции. Об остановке граждан представителями полицейской структуры ГИБДД и их полномочиях будет рассказано далее.

Согласно закону, сотрудник ГИБДД имеет право:

  • на проверку документов у граждан, которые могут быть причастны к нарушениям права;
  • на запрос документации для реализации проверок;
  • на обращение к прохожим с просьбой покинуть место нарушения права;
  • на сопровождение граждан в медицинские учреждения и т.д.

Когда сотрудник ГИБДД останавливает того или иного водителя, он обязан представиться, предъявить удостоверение и четко сформулировать свои требования.

Штраф за неповиновение сотруднику полиции, игнорирование требования остановиться

Штраф за игнорирование требования сотрудника ГИБДД остановиться от 500 до 800 рублей. За неповиновение сотруднику полиции грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток.

Текст статьи 12.25, 19.3 КоАП.

Статья 12.25 Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства.

1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства.

Штраф в размере 500 рублей.

2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства.

Штраф в размере от 500 до 800 рублей.

3. Невыполнение законного требования должностного лица военной автомобильной инспекции об остановке транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль

СТ 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

Смотрите так же:  Социальный налог с сотрудников

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Утратила силу.

4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Комментарий к Ст. 19.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Неповиновение законным требованиям и распоряжениям представителей власти (полиции, органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральной службы безопасности и государственной охраны и др.) является серьезным правонарушением, подрывающим основы управления в государстве, правопорядок и общественную безопасность.

Важно то, что неповиновение законным требованиям представителей власти препятствует исполнению возложенных на них нормативными правовыми актами полномочий, а также предусмотренных законом обязанностей в отношении граждан, общества и государства. Существует прямая взаимосвязь между совершением лицом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, и последующих более общественно опасных деяний, квалифицируемых в качестве преступлений против представителей власти (ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения (например, воспрепятствование в применении меры процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении), проведением оперативных мероприятий по выявлению и пресечению административных правонарушений и преступлений (отказ предъявить документы или проследовать в отделение полиции), осуществлением других профилактических мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности и правопорядка (отказ от прохождения личного досмотра).

2. Объектом правонарушения является порядок управления в сфере деятельности уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также выполнению иных служебных обязанностей.

Непосредственный объект — неповиновение законному распоряжению или требованию следующих уполномоченных должностных лиц:

— сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;

— сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— сотрудника органов федеральной службы безопасности;

— сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением указанными лицами служебных функций (служебных обязанностей).

3. При квалификации правонарушений, установленных комментируемой статьей, необходимо определить статус лица, которому оказывается неповиновение.

4. В соответствии с Законом о полиции полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — МВД России. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (подразделения полиции).

Согласно ст. 25 указанного Закона сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание (рядовой состав — рядовой полиции; младший начальствующий состав — младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции; средний начальствующий состав — младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции; старший начальствующий состав — майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции; высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции РФ).

К сотрудникам полиции также приравниваются:

— лица, находящиеся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

— прикомандированные лица к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, которые установлены Президентом РФ;

— курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся:

1) офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

2) сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Важнейшую роль для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств играют Внутренние войска МВД России. Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту, а также путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.

В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:

— учреждения, исполняющие наказания;

— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (ФСИН России).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Согласно ст. 16 УИК РФ к учреждениям уголовно-исполнительной системы относятся: уголовно-исполнительная инспекция; исправительный центр; арестный дом; колония-поселение; воспитательная колония; лечебное исправительное учреждение; исправительная колония общего режима; исправительная колония строгого режима; исправительная колония особого режима; тюрьма; следственный изолятор.

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющие наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Статус сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1. Данное Положение действует до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста России.

Следует обратить внимание на Приказ ФСИН России от 19.12.2013 N 780, которым утвержден Перечень должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» определено, что сотрудниками органов наркоконтроля являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым в установленном порядке присвоены специальные звания. Сотрудники могут проходить службу не на должностях в ФСКН России и ее территориальных органах в случае: нахождения в распоряжении органов наркоконтроля; нахождения за штатом; прикомандирования к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и организациям. Сотрудникам выдаются служебные удостоверения и служебные знаки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции, является ФМС России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» государственный контроль осуществляется ФМС России и ее территориальными органами при участии МВД России и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.

Смотрите так же:  Имеет право банк передавать долг коллекторам

Таким образом, миграционный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами подразделений ФМС России и органов внутренних дел РФ посредством проверки исполнения требований миграционного законодательства РФ гражданами и организациями.

В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» этот орган исполнительной власти определен как единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

К органам федеральной службы безопасности относятся: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Органы федеральной службы безопасности комплектуются военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, проходящие службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие органов федеральной службы безопасности и работники органов федеральной службы безопасности, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности (ст. 16 указанного Закона).

К органам государственной охраны относятся федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, и военные образовательные учреждения профессионального образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны (ст. 12 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране»).

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» ФСО России является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов.

Сотрудники органов государственной охраны (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на воинские должности, являются сотрудниками органов государственной охраны.

6. Объективная сторона данного правонарушения имеет сложную структуру.

— Во-первых, необходимым элементом является совершение неповиновения уполномоченному должностному лицу. Неповиновение может выражаться в совершении как активных действий, так и бездействия. При этом не имеет значения наступление каких-либо последствий (формальный состав).

— Во-вторых, распоряжения и требования уполномоченных лиц должны быть законными. Это означает, что действия должностных лиц производятся в точном соответствии с законом, регламентирующим деятельность соответствующих государственных органов и их должностных лиц, а также иных государственных учреждений. Например, сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства (ст. 6 Закона о полиции). При этом всякое ограничение прав свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

— В-третьих, распоряжения и требования должны издаваться в рамках исполнения служебных функций (служебных обязанностей). Служебные функции, т.е. соответствующие права и обязанности уполномоченных должностных лиц, закрепляются в федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих порядок реализации властных полномочий, в административных регламентах осуществления государственных функций и в служебных регламентах.

7. Субъектами данного административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

9. В ч. 1 комментируемой статьи обязательным условием для привлечения к административной ответственности является неповиновение законному распоряжению или требованию, которое предъявляется сотрудником полиции, военнослужащим или сотрудником органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, исключительно в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Также состав правонарушения образуется, если происходит воспрепятствование исполнению должностными лицами служебных обязанностей в целом.

Под общественным порядком следует понимать совокупность установленных в обществе и государстве правил поведения между людьми, общепризнанных и закрепленных в нормативных правовых актах, а также являющихся обычаями, традициями и нравственными нормами.

Обеспечение общественного порядка подразумевает деятельность уполномоченных должностных лиц по охране прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также общества и государства, в том числе путем борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, установления режима законности в деятельности государственных и негосударственных структур.

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 4 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 г.).

Обеспечение общественной безопасности означает комплекс мероприятий, направленный на достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, а также повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно от террористических угроз.

В гл. 3 Закона о полиции закреплены основные обязанности и права полиции. Тем самым административное правонарушение будет считаться совершенным только в случае, если сотрудником полиции исполняются соответствующие обязанности и права, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Права и обязанности военнослужащих аналогичным образом закреплены в соответствующих федеральных законах.

Сотрудники органа или учреждения уголовно-исполнительной системы руководствуются в своей деятельности прежде всего УИК РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также другими нормативными правовыми актами.

10. В ч. 2 анализируемой статьи предусматривается административная ответственность за неповиновение гражданина законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

При этом данная норма не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях.

Законные требования сотрудником могут предъявляться к гражданам с целью исполнения, например, Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 N 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу»; Приказа Минюста России от 03.09.2007 N 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы»; Приказа Минюста России от 25.01.1999 N 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

11. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ, может характеризоваться двумя различными действиями: неповиновение законному распоряжению или требованию либо воспрепятствование исполнения служебных обязанностей сотрудника органов наркоконтроля или ФМС России (МВД России).

Исполнение служебных обязанностей (функций) сотрудников наркоконтроля регулируется различными нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами. Например, Приказом ФСКН России от 02.11.2011 N 468 утвержден Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Аналогичным образом регулируется исполнение служебных функций сотрудниками ФМС России и МВД России в сфере миграции. Например, порядок осуществления миграционного контроля (надзора) регулируется Постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции», также административными регламентами.

12. Часть 4 комментируемой статьи указывает на неисполнение законных распоряжений и требований сотрудника ФСБ России, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Основные права и обязанности сотрудников федеральной службы безопасности закреплены в Федеральном законе «О Федеральной службе безопасности». Кроме этого, необходимо учитывать административные регламенты, устанавливающие порядок исполнения функций государственного контроля и надзора в установленных сферах деятельности федеральной службы безопасности.

При этом положения данной части статьи (согласно примечанию) не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с названным Законом, таких как внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений (ст. 13.1 указанного Закона).

13. В ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ говорится о неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника федеральной службы охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.

В соответствии с Федеральном законом «О государственной охране» государственная охрана — это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. При этом объекты государственной охраны — это лица, подлежащие государственной охране в соответствии с действующем законодательством.

Под охранным мероприятием понимается совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объекта государственной охраны и осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.

Основные обязанности сотрудников этой службы закреплены в Положении о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 07.08.2004 N 1013.

Что будет, если проигнорировать требование сотрудника ГИБДД об остановке транспортного средства

Какая ответственность грозит водителю, если проигнорировать требование сотрудника ДПС остановиться?

Задумывались ли вы о том, какая ответственность ждет водителя, если проигнорировать требование сотрудника Госавтоинспекции об остановке автомобиля? Казалось бы, нетипичная ситуация. Ведь законопослушный водитель всегда остановится в таком случае. Но что, например, делать, если вы не увидели сотрудника ГИБДД и проехали мимо, не заметив требование остановиться? Или есть ли ответственность за игнорирование требования сотрудника Госавтоинспекции в случае, если он останавливал машину рукой? Давайте разбираться. Подробные ответы на эти и другие вопросы, часто возникающие у автолюбителей, – в нашем анализе действующего законодательства.

Смотрите так же:  Личная печать врача приказ

Для начала давайте вспомним действующие Правила дорожного движения. Обратимся к пункту 6.11 ПДД РФ:

  • 6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Как видите, водитель, заметив соответствующий жест сотрудника ДПС (требование об остановке), должен остановиться в указанном ему месте.

Также эта норма прописана и во внутреннем документе МВД, предназначенном для сотрудников полиции (в том числе и для инспекторов ГИБДД ДПС).

Так, согласно пункту 85 Административного регламента № 664 МВД РФ, требование об остановке автомобиля подается сотрудником полиции (инспектором ДПС ГИБДД) с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки. При необходимости сотрудник ГИБДД для остановки автотранспорта может применять жезл или специальный красный диск со светоотражателем. В этом случае страж порядка обязан направить жезл или красный диск на автомобиль.

В том числе для того чтобы привлечь внимание водителя, полицейский вправе использовать свисток, специальные световые и даже звуковые сигналы. Например, в ночное время это может быть жезл с подсветкой.

Но какая ответственность может грозить водителю, если проигнорировать жест сотрудника ДПС, означающий остановиться? Ведь, вполне возможно, сотрудник ГИБДД не уполномочен останавливать автомобиль. Если это так, то может ли водитель не принять во внимание жест регулировщика? Лучше, конечно, этого не делать.

Особенно после вступления в силу нового Административного регламента № 664 МВД РФ, который снова разрешил сотрудникам Госавтоинспекции останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Ранее, напомним, сотрудники ГИБДД были не вправе останавливать автотранспорт вне стационарных постов для простой проверки документов. Останавливать автомобили вне стационарных постов можно было только в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий, различных рейдов и т. п.

Поэтому если раньше вы и могли проигнорировать теоретически требования инспектора об остановке автомобиля в том месте, где это прямо запрещалось регламентом МВД (опять же спорно, так как вы не можете заранее знать, с чем связана остановка автомобиля), то сегодня подобное неподчинение чревато административной ответственностью. Эту ответственность регулирует статья 12.25 КоАП РФ.

  • Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
  • 1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
  • 2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
  • 3. Невыполнение законного требования должностного лица военной автомобильной инспекции об остановке транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Что делать, если водитель не заметил сотрудника ГИБДД, который требовал остановить машину?

Многие нас спрашивают, можно ли избежать штрафа за игнорирование законного требования сотрудника ГИБДД остановить автомобиль? Теоретически сделать это, конечно, можно. Но в этом случае вы должны реально доказать, что не видели сотрудника ДПС на дороге, который своим жестом указывал на требование об остановке транспортного средства.

К сожалению, сделать это легко в теории. На практике, судя по архиву административных дел, в России не много водителей смогли доказать, что их игнорирование требования сотрудника полиции было непреднамеренное.

Тем не менее мы считаем, что каждый водитель должен до конца отстаивать свои законные права. Поэтому если вы действительно не видели (и не слышали) сотрудника Госавтоинспекции, который требовал, чтобы вы остановились, то в случае привлечения вас к административной ответственности вы должны обратиться в суд с просьбой отменить постановление о привлечении вас к ответственности. Если проиграете первую инстанцию, не отчаивайтесь. Пишите в вышестоящий судебный орган с просьбой пересмотреть решение суда.

Кто может останавливать автомобиль на дороге?

Еще один частый вопрос, который интересует многих автолюбителей. Кто вправе производить остановку транспортного средства на дороге? Для начала давайте обратимся к пункту 2.4 действующих Правил дорожного движения:

  • 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. В специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля право остановки грузовых автомобилей и автобусов предоставлено также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видите, право остановки автомобилей согласно ПДД предоставлено регулировщикам дорожного движения. Но кто к ним относится?

Для того чтобы это узнать, нужно вспомнить пункт 1.2 ПДД РФ, где описываются все термины и понятия, применяемые в Правилах дорожного движения, действующих в нашей стране. Вот что такое регулировщик согласно ПДД:

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Мы специально выделили красным текст, который в принципе наделяет правами регулировщика любого сотрудника полиции. Соответственно, остановить автомобиль имеет право не только любой сотрудник ДПС ГИБДД, но и любой сотрудник патрульно-постовой службы МВД (ППС).

Могут ли за игнорирование требования остановиться привлечь за неповиновение сотруднику полиции?

Как мы уже сказали, в случае если вы увидели законное требование сотрудника полиции остановить машину, но не выполнили его, то вам грозит административная ответственность согласно части второй статьи 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Но это не единственная статья, которая предусмотрена за игнорирование требования сотрудника ГИБДД.

Так, согласно первой части статьи 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Мы специально снова выдели красным жирным шрифтом меру ответственности, которая может быть применена к лицу, которое не выполнило требование сотрудника полиции. Но вы скажете, при чем здесь игнорирование требования инспектора ДПС остановиться?

Все дело в том, что если вы не заметили или специально проигнорировали требования сотрудника полиции (инспектора ГИБДД) об остановке, то, скорее всего, за вами может начаться погоня или о вашем автомобиле сообщат ближайшему экипажу ДПС. В этом случае вы вряд ли отделаетесь статьей 12.25 КоАП РФ. Чаще всего при погоне вменяют статью 19.3 КоАП РФ: Неповиновение законному распоряжению сотруднику полиции. Но как?

Все просто. В протоколе укажут, что вы не хотели выходить после остановки машины и даже сопротивлялись. В этом случае вам уже придется доказывать в суде, что это не так. К сожалению, согласно судебной практике, суды почти всегда верят словам сотрудников полиции, указывая затем в судебных решениях формулировку: » нет оснований не доверять сотрудникам Госавтоинспекции, находящимся при исполнении служебных обязанностей «.

Как видите, казалось бы, небольшой штраф за неостановку машины по требованию сотрудника ГИБДД не должен вас пугать. Но есть грозная статья 19.3 КоАП РФ, которой любят пугать сотрудники ГИБДД. Так что лучше будьте внимательны и всегда останавливайтесь в случае требования сотрудника полиции остановить автомобиль в указанном им месте. Иначе могут быть проблемы с законом и даже есть риск оказаться под арестом.

Может ли сотрудник полиции остановить автомобиль без жезла – рукой?

Да, согласно действующему законодательству регулировщик вправе остановить автомобиль жестом руки (пункт 6.11 ПДД РФ). Также сотрудник ГИБДД может применить жезл и свисток. Об этом также говорит и пункт 85 Административного регламента МВД № 664, принятого 23.08.2017 года.

То есть сотрудник полиции (инспектор ГИБДД) вправе потребовать остановки машины с помощью соответствующего жеста. Поэтому вы не имеете права игнорировать требования сотрудника ДПС, если он не использует жезл, свисток и другие средства. Соответственно, если вы проигнорируете законное требование об остановке транспортного средства, то вам грозит прямая ответственность по статье 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Но как понять, что за жест рукой должен сделать сотрудник ДПС, чтобы остановить машину? К сожалению, действующее законодательство дает расплывчатую формулировку жеста для остановки автотранспорта. Закон говорит, что жест должен быть направлен именно на то транспортное средство, которое сотрудник полиции хочет остановить для проверки документов или других процессуальных действий.

В принципе, не заметить сотрудника ДПС на дороге практически нереально. Если, конечно, не отвлекаться за рулем, что запрещено действующими ПДД. Тем не менее не заметить инспектора ГИБДД все-таки можно. Например, в большом потоке автомобилей при движении на большой скорости.

Также многие водители часто не понимают, к кому из участников дорожного движения обращен тот или иной жест инспектора ДПС. В этом случае, если у вас есть сомнения, какой именно автомобиль решил остановить сотрудник Госавтоинспекции, лучше остановиться и уточнить этот момент.

Как доказать, что вы не видели сотрудника ГИБДД на дороге?

В заключение хотели бы отдельно сказать несколько слов о способе доказательств, в случае если вы реально не увидели сотрудника ДПС на дороге. Безусловно, лучшим доказательством будет запись с видеорегистратора, которая, возможно, докажет, что вы реально могли не видеть инспектора в потоке машин.

Также если вас, например, остановили в ночное время на темной дороге и если сотрудник не использовал жезл с подсветкой или свисток, а также специальный светоотражающий жилет с полосками, то это может являться частичным доказательством факта, что вы реально могли не видеть сотрудника полиции, который решил остановить вашу машину.